Решение №11/98083-ДСП/22 РЕШЕНИЕ по делу № 11/01/10-37/2021 от 25 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 11/01/10-37/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 12 октября 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено 25 октября 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 11/01/10-37/2021 в составе: Председателя Комиссии — начальника Управления регулирования связи и информационных технологий Е.А. Заевой; членов Комиссии: заместителя начальника Управления регулирования связи и информационных технологий <....>; начальника отдела антимонопольного регулирования связи Управления регулирования связи и информационных технологий <....>; начальника отдела правовой экспертизы Правового управления <....> (далее — Комиссия),

рассмотрев дело № 11/01/10-37/2021 по признакам нарушения ПАО «МТС» (ИНН: 7740000076, ОГРН: 1027700149124; адрес регистрации: 109147, город Москва, Марксистская ул., д.4) (далее также — Общество, Ответчик) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившимся в установлении в январе, феврале, августе, сентябре и октябре 2022 года и поддержании монопольно высокой цены на услуги подвижной радиотелефонной связи,

в присутствии на заседании представителей ПАО «МТС» по доверенности <....>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

ПАО «МТС» в январе и феврале 2022 года произвело повышение тарифов на услуги связи для более 28 млн. абонентов в среднем на 9,5%, обосновывая указанное повышение ростом капитальных и операционных затрат. Также, в августе 2022 года для части тарифных планов было произведено повторное повышение в среднем на 8,4%. Для оставшихся тарифных планов ПАО «МТС» будет произведено повторное повышение в сентябре и октябре 2022 года в среднем на 9,7%.

Таким образом, общее повышение тарифов в 2022 году составит более 20%.

Согласно информации, представленной ПАО «МТС» письмом от 30.08.2022 № 04-2/КТ-Б/386и, повторное повышение тарифов в сентябре и октябре 2022 года обусловлено ростом затрат, информация о которых представлена в материалы дела № 11/01/10-37/2021 письмами от 04.02.2022 № 04-2/КТ-Б/58и, от 09.02.2022 № 04/00017, от 11.02.2022 № 04-2/КТ-Б/67, от 17.02.2022 № 04-2/КТ-Б/80и.

Экономическая обоснованность повышения тарифов в сентябре и октябре 2022 года также оценена Комиссией в рамках рассмотрения дела № 11/01/10-37/2021.

По результатам анализа документов и материалов Комиссией установлено следующее.

ПАО «МТС» были повышены тарифы в январе 2020 года в среднем на 11% для 23 млн. абонентов, в феврале 2021 года в среднем на 4,5% для 48 млн. абонентов, в сентябре 2021 на в среднем на 18,7% для более 4,7 млн. абонентов.

Как следует из пояснений Ответчика (исх. № 04-2/КТ-Б/58и от 04.02.2022), повышение тарифов обусловлено ростом капитальных и операционных затрат.

В соответствии с пунктом 4 положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н расходы организации подразделяются на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- прочие расходы;

В соответствии с пунктом 5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с производством (изготовлением) и реализацией (продажей) продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 8 ПБУ 10/99 при формировании расходов по обычным видам деятельности расходы группируются по следующим элементам:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

Коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

Согласно пункту 3 ПБУ 10/99 не признается расходами организации выбытие активов в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т. п.).

Амортизация, входящая в состав расходов по обычным видам деятельности, является одним из источников финансирования капитальных вложений (затрат), связанных с приобретением внеоборотных активов.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» финансирование капитальных вложений осуществляется за счет собственных и (или) привлеченных средств.

К собственным источникам финансирования капитальных вложений относятся амортизация и прибыль (письмо Минцифры от 29.12.2020 № ЕК-П14-070-39442 о порядке предоставления статистической отчетности в части разъяснений по заполнению сведений по формам статистического наблюдения об инвестиционной деятельности).

К привлеченным источникам финансирования капитальных вложений относятся, в том числе заемные средства (займы, кредиты, облигации).

Комиссией проведен анализ доходов, расходов и прибыли, произведена оценка темпов роста доходов и расходов ПАО «МТС» в 2022 году по отношению к фактическим данным 2021 года.

 

Таблица 1

Тыс. руб.

Изменение доходов

Показатели

2021

Прогноз МТС 2022

Расчет

ФАС 2022

Доходы (выручка), всего

373 326 442

<....>

<....>

изменение( г-г)

15 245 049

<....>

<....>

Выручка, в т.ч.

373 326 442

<....>

<....>

Услуги мобильной связи

330 256 527

<....>

<....>

Услуги фиксированной связи

29 555 017

<....>

<....>

итого ДОХОДЫ от услуг связи

359 811 544

<....>

<....>

изменение (г-г)

10 871 839

<....>

<....>

интеграторские услуги

2 184 327

<....>

<....>

реализация товаров

3 803 244

<....>

<....>

прочие услуги

7 527 327

<....>

<....>

По прогнозу ПАО «МТС» совокупные дополнительные доходы от изменения тарифов с января 2022 года составят <....> млрд. руб. При этом Обществом производились расчеты с учетом «оттока» абонентов с тарифных планов, в рамках которых произошло повышение, с применением метода цепных подстановок. То есть, прогнозный расчет выполнен на основании прогноза оттока абонентов.

Согласно расчету, произведенному Комиссией, дополнительный доход ПАО «МТС» от повышения тарифов составит <....> млрд. руб. (без учета повышения тарифов в сентябре и октябре 2022 года). Экономический эффект рассчитывался Комиссией следующим образом: разница стоимости тарифного плана до повышения и после повышения X количество абонентов такого тарифного плана X 12 месяцев (если тарифный план с посуточной абонентской платой, то дополнительно умножалось на 30 дней), далее все полученные показатели по каждому тарифному плану, в рамках которых произошло повышение, суммировались.

В целях определения роста доходов Общества в 2022 году Комиссией также произведен сравнительный анализ плановых и фактических значений доходов от мобильной связи за период с 2018 по 2021 годы.

 

Таблица 2

Тыс. Руб.

Сравнение плановых и фактических

значений доходов от мобильной связи

 

период

 

Доходы (выручка) по мобильной связи

отклонение (факт-план)

2018

план

<....>

 

факт

301 751 673

<....>

2019

план

<....>

 

факт

310 079 081

<....>

2020

план

<....>

 

факт

323 593 663

<....>

2021

план

<....>

 

факт

330 256 527

<....>

2022

план МТС

<....>

 

план ФАС

<....>

<....>

 

По результатам проведенного анализа установлено, что фактические доходы Общества превышают плановые от <....>% до <....>%.

На основании изложенного, рост доходов ПАО «МТС» в 2022 году согласно расчету Комиссии составит <....> млрд. руб.

Бюджет ПАО «МТС» утверждается по стандартам МСФО, а бухгалтерская отчетность формируется на основе стандартов ФСБУ. В целях обеспечения связи между прошедшими периодами, сформированными по ФСБУ и прогнозными данными на 2022 год в соответствии с проектом бюджета по МСФО, ПАО «МТС» адаптированы показатели финансово-хозяйственной деятельности под стандарт ФСБУ.

 

Таблица 3

Тыс.руб.

 

 

Показатель

 

 

2020

 

 

2021

 

 

2022

 

 

факт

факт

план

отклонение

Выручка

358 081 393,00

373 326 442,00

<....>

<....>

расходы по обычным видам деятельности, в т.ч.

259 086 624,00

279 532 318,00

<....>

<....>

амортизация, всего

89 576 907,00

100 036 057,00

<....>

<....>

Амортизация ОС и НА

67 638 217,00

77 210 424,00

<....>

<....>

аморт в форме права

пользования

13 036 002,00

14 057 908,00

<....>

<....>

амортизация расходов на

заключение и исполнение

контрактов с абонентами

8 902 688,00

8 767 725,00

<....>

<....>

Себестоимость продаж без амортизации

101 992 749,00

107 553 106,00

<....>

<....>

Коммерческие расходы (без амортизации)

41 184 293,00

40 703 155,00

<....>

<....>

Управленческие расходы (без амортизации)

26 332 676,00

31 240 000,00

<....>

<....>

Прибыль от продаж

98 994 769,00

93 794 124,00

<....>

<....>

Прочие расходы, всего

50 577 696,00

52 949 600,00

<....>

<....>

проценты к получению

4 557 708,00

2 902 481,00

<....>

<....>

Проценты к уплате

32 938 837,00

34 018 040,00

<....>

<....>

Процентный расход по обязательствам по аренде

10 312 276,00

10 135 734,00

<....>

<....>

Текущий налог на прибыль

10 884 291,00

11 934 287,00

<....>

<....>

Чистая прибыль

57 026 200,00

59 708 833

<....>

<....>

 

 

На основании проведенного анализа адаптированных финансовых показателей Комиссией установлено, что рост расходов, связанных с производством и реализацией продукции, составит <....> млрд. руб., в том числе рост расходов на амортизацию в размере <....> млрд. руб. Расходы на амортизацию включают в себя расходы, связанные с возмещением стоимости основных средств и нематериальных активов, амортизацию в форме права пользования и амортизацию расходов на заключение и исполнение контрактов с абонентами.

Таким образом, рост доходов ПАО «МТС» в 2022 году превышает рост расходов.

Также Комиссией проведен анализ капитальных затрат ПАО «МТС», по результатам которого установлено следующее.

В качестве источников финансирования инвестиционных расходов ПАО «МТС» использует собственные оборотные средства и различные финансовые инструменты, включая облигации и кредитные средства.

К собственным средствам относится амортизация и прибыль.

Комиссией проведен анализ указанных источников финансирования, по результатам которого установлено следующее.

 

Таблица 4

тыс. руб.

 

Показатели

2018

2019

2020

2021

бюджет МТС 2022

Чистая прибыль

9 161 283

64 611 997

57 026 200

59 708 833

<....>

Дивиденды

<....>

<....>

<....>

<....>

<....>

 

Комиссией установлено, что чистая прибыль в полном объеме используется для выплаты дивидендов. Как следует из пояснений ПАО «МТС» и подтверждается данными финансовой отчетности, для выплаты дивидендов, помимо чистой прибыли используется нераспределенная прибыль прошлых лет.

 

Таблица 5

тыс. руб.

 

Показатель

2021

2022

факт

бюджет

изменение

расходы по обычным видам деятельности, в т.ч.

279 532 318,00

<....>

<....>

Амортизация всего, в т.ч.

100 036 057

<....>

<....>

амортизация ОС и НА

77 210 424,00

<....>

<....>

Инвестиционные расходы (с НДС) (ДДС)

102 439 847

<....>

<....>

Инвестиционные расходы (без НДС)

85 366 539,17

<....>

<....>

 

 

 

При сравнении объемов инвестиционных расходов с источником их финансирования Комиссией исключен НДС из инвестиционных расходов в целях приведения в сопоставимые условия инвестиционных расходов с источником их финансирования.

Таким образом, объем инвестиционных расходов (без НДС) в 2022 году планируется в размере <....> млрд. руб., что является сопоставимым с объемом инвестиционных расходов (без НДС) в 2021 году в размере 85,4 млрд. руб.

Собственные источники финансирования инвестиционных расходов в виде амортизации составляют <....> млрд. руб. и покрывают потребность в финансировании на <....>. <....>, или <....> млрд. руб. финансирования инвестиционных расходов планируется осуществлять за счет привлеченных средств в виде заемных средств, которые являются платным инструментом.

Таким образом, учитывая отсутствие роста инвестиционных расходов в 2022 году, а также объем собственных источников финансирования, для покрытия инвестиционных расходов в 2022 году ПАО «МТС» не требовалось повышение тарифов на услуги связи.

Комиссией также проведен анализ использования ПАО «МТС» заемных средств, по результатам которого установлено следующее.

В соответствии с адаптированными финансовыми показателями проценты к уплате за пользование заемными средствами в 2022 году составят <....> млрд. руб., рост по отношению к 2021 году составит <....> млрд. руб.

Проценты к уплате уплачиваются из прибыли от продаж. Рост процентов к уплате, как следует из пояснений Общества, обусловлен ростом объемов привлекаемых заемных средств и увеличением процентной ставки обслуживания заемных средств.

При этом Комиссией установлено, что привлечение заемных средств (ЗК) положительно отражается на финансовом положении Общества.

 

Таблица 6

тыс. руб.

 

2020

2021

стоимость ЗК

0,07

0,06

% к уплате

32 938 837

34 018 040

Заемный капитал (ЗК)

510 236 081

573 521 860

Собственный капитал (СК)

107 796 543

96 051 529

Валюта баланса (ВБ)

851 100 847

935 461 518

Чистая прибыль (ЧП)

57 026 200

59 708 833

Рентабельность активов (по EBIT)

0,12

0,11

рентабельность по операционной прибыли

0,12

0,10

рентабельность СК

0,54

0,59

плечо финансового рычага ЗК/ВБ

0,60

0,61

налог на прибыль

0,20

0,20

коэффициент финансового рычага ЗК/СК

4,73

5,97

EBIT (прибыль до налогообложения +% к уплате)

100 849 328

105 661 160

Дифференциал (рент-ть активов - ст-ть ЗК)

0,049

0,050

эффект финансового рычага

18,5%

24,0%

Операционная прибыль (прибыль от продаж)

98 994 769

93 794 124

 

По результатам анализа показателя эффективности использования ЗК установлено, что эффект финансового рычага (ЭФР), который выражается в приращении рентабельности собственного капитала (далее – СК) благодаря использованию заемных средств составлял в 2020 году 18,5%, в 2021 году 24%, то есть за счет использования ЗК Общество увеличило рентабельность собственного капитала в 2020 году на 18,5%, в 2021 году на 24%.

Заемные средства используются ПАО «МТС» как в качестве источника финансирования инвестиционных расходов (в случае необходимости) для пополнения оборотных средств и выплаты дивидендов, так и в качестве финансового инструмента для максимизации доходности, что положительным образом сказывается на финансово-хозяйственной деятельности Общества, приводящее к увеличению результативных показателей деятельности.

Соотношение заемных и собственных средств ПАО «МТС» является оптимальным и по результатам финансово-хозяйственной деятельности обеспечивает дополнительную прибыльность Обществу.

По результатам проведенного анализа финансовой деятельности Общества Комиссией установлено, что рост доходов составит <....> млрд. руб., рост расходов, необходимых для производства и реализации товара (услуги), составит <....> млрд. руб., рост операционной прибыли (прибыли от продаж) составит <....> млрд. руб., рост прочих расходов, связанных с выплатой процентов по заемным средствам, процентных расходов по обязательствам по аренде, текущего налога на прибыль составит <....> млрд. руб., что не превышает прироста прибыли от продаж.

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) ПАО «МТС», которая рассчитывается как соотношение между величиной сальдированного финансового результата от продажи товаров, продукции (работ, услуг) и себестоимостью проданных товаров, продукции (работ, услуг) составила в 2020 году 38%, в 2021 году — 34%, в 2022 году планируется на уровне <....>%, что превышает среднеотраслевую рентабельность по отрасли связи по данным Росстата.

На основании изложенного рост доходов от повышения тарифов не соответствуют росту расходов, необходимых для оказания услуги подвижной радиотелефонной связи.

Таким образом, повышение ПАО «МТС» тарифов в январе, феврале, повторное повышение в августе, сентябре и октябре 2022 года не имеет экономического обоснования.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Таким образом, при применении метода сопоставимых рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

Комиссия, проанализировав в том числе сведения, размещённые в открытых источниках, установила отсутствие рынка, сопоставимого по отношению к рассматриваемому рынку, в связи с чем при оценке действий Ответчика по повышению тарифов применён затратный метод.

В соответствии с пунктом 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, проведен анализ состояния конкуренции и подготовлен Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Российской Федерации (далее — Аналитический отчет).

По результатам расчета объема товарного рынка услуг подвижной радиотелефонной связи на основании доходов от оказания услуг связи за 2021 год установлено, что совокупная доля ПАО «МТС», ПАО «МегаФон», ПАО «ВымпелКом» и ООО «Т2 Мобайл», а также их групп лиц превышает семьдесят процентов на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи (при этом доли каждого не менее 8%).

Таким образом, ПАО «МТС», ПАО «МегаФон», ПАО «ВымпелКом» и ООО «Т2 Мобайл», а также их группы лиц являются занимающими доминирующее положение на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

С учетом совокупности изложенных доказательств, подтверждающих злоупотребление ПАО «МТС» доминирующим положением на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи, выразившихся в установлении в январе, феврале, августе, сентябре и октябре 2022 года и поддержании монопольно высокой цены на услуги подвижной радиотелефонной связи, Комиссия, руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, квалифицировала действия ПАО «МТС» как нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

06.09.2022 Комиссия в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции приняла Заключение об обстоятельствах дела № 11/01/10-37/2021 (исх. ФАС России от 06.09.2022 № 11/83277-ДСП/22, далее — Заключение).

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства
и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

ПАО «МТС» письмом от 03.10.2022 № 07-6/КТ-Б/450и предоставило в адрес ФАС России возражения на Заключение (вх. № 165945-ДСП/22 от 04.10.2022) (далее — Возражения).

В Возражениях содержится довод о несоответствии вывода Комиссии о превышении доходов ПАО «МТС» над расходами в 2022 году фактическим обстоятельствам.

В целях оценки указанного довода Комиссией проведен анализ оборотно-сальдовых ведомостей с января по август 2022 года, представленные ПАО «МТС» письмом от 06.10.2022 № 07-6/КТ-Б/470и (вх. № 167691-ДСП/22 от 06.10.2022).

Таблица 7

Период 2022 года

Выручка нарастающим итогом, руб.

Выручка в месяц, руб.

Темп изменения выручки, индекс

Темп изменения выручки, руб.

январь

<....>

<....>

 

 

февраль

<....>

<....>

<....>

<....>

март

<....>

<....>

<....>

<....>

апрель

<....>

<....>

<....>

<....>

май

<....>

<....>

<....>

<....>

июнь

<....>

<....>

<....>

<....>

июль

<....>

<....>

<....>

<....>

август

<....>

<....>

<....>

<....>

Среднемесячный

 

 

<....>

<....>

 

Таблица 8

Период 2022 года

Расходы нарастающим итогом, руб.

Расходы в месяц, руб.

Темп изменения расходов, индекс

Темп изменения расходов, руб.

январь

<....>

<....>

 

 

февраль

<....>

<....>

<....>

<....>

март

<....>

<....>

<....>

<....>

апрель

<....>

<....>

<....>

<....>

май

<....>

<....>

<....>

<....>

июнь

<....>

<....>

<....>

<....>

июль

<....>

<....>

<....>

<....>

август

<....>

<....>

<....>

<....>

Среднемесячный

 

 

<....>

<....>

 

По результатам проведенного анализа Комиссией установлено, что среднемесячные темпы роста доходов за 8 месяцев 2022 года составили <....> млн. руб. (1,3%), а среднемесячные темпы роста расходов — <....> млн. руб. (1%), среднемесячная операционная прибыль составила <....> млрд. руб.

 

 

При сохранении четко выраженных трендов изменения доходов и расходов, рост выручки ПАО «МТС» в 2022 году по сравнению с 2021 годом составит <....> млрд. руб., рост расходов составит <....> млрд. руб.

Вместе с тем, учитывая повторное повышение ПАО «МТС» тарифов в сентябре и октябре 2022 года, по мнению Комиссии, фактический рост выручки превысит прогнозное значение.

Данных, свидетельствующих об изменении сложившихся трендов роста доходов и расходов, в материалы дела не представлено.

Таким образом, довод ПАО «МТС» о превышении роста расходов над доходами в 2022 году опровергается фактическими данными оборотно-сальдовых ведомостей.

В Возражениях содержится довод о некорректности рассмотрения амортизации в качестве источника финансирования инвестиционных расходов.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» финансирование капитальных вложений осуществляется за счет собственных и (или) привлеченных средств.

К собственным средствам, за счет которых может осуществляться финансирование, относятся:

- сумма начисленной амортизации;

- чистая прибыль;

- вклады учредителей в уставный капитал;

- целевые поступления, полученные на безвозвратной основе.

Таким образом, использование амортизации в качестве источника финансирования инвестиционных расходов прямо предусмотрено действующим законодательством, в связи с чем довод ПАО «МТС» является несостоятельным.

Также в Возражениях указано, что Комиссией проведен некорректный расчет инвестиционных расходов.

В целях оценки указанного довода, Комиссией проведен анализ представленных ПАО «МТС» пояснений относительно подходов к формированию Отчета о движении денежных средств (далее — ДДС).

При расчетах инвестиционных расходов Комиссией был исключен НДС из платежей по инвестиционной деятельности.

При этом ПАО «МТС» при формировании ДДС в соответствии с пунктом 16 ПБУ 23/2011, утвержденного приказом Минфина России от 02.02.2011 № 11н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств», отражает денежные потоки свернуто в случаях, когда они характеризуют не столько деятельность организации, сколько деятельность ее контрагентов, то есть исключая, в том числе НДС из платежей и поступлений и отражая НДС отдельной строкой.

Таким образом, Комиссия принимает указанный довод и принимает величины инвестиционных расходов без НДС в 2021 году в размере 102,4 млрд. руб., в 2022 году — <....> млрд. руб.

При этом корректировка инвестиционных расходов не влияет на выводы Комиссии относительно отсутствия роста инвестиционных расходов.

Иных доказательств или доводов, ранее не исследованных Комиссией при рассмотрении дела № 11/01/10-37/2021, в Возражениях не представлено.

Согласно пункту 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» на основании статьи 6, пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением может быть признано установление (поддержание) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены.

По смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции).

На основании изложенного, Комиссия установила в действиях ПАО «МТС» по повышению цен (тарифов) на услуги подвижной радиотелефонной связи в январе, феврале и повторному повышению в августе, сентябре и октябре 2022 года нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно установление и поддержание монопольно высокой цены услуги.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ПАО «МТС» (ИНН: 7740000076, ОГРН: 1027700149124; адрес регистрации: 109147, город Москва, Марксистская ул., д.4) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления и поддержания монопольно высокой цены на услуги подвижной радиотелефонной связи.

  2. По результатам рассмотрения дела № 11/01/10-37/2021 о нарушении антимонопольного законодательства выдать ПАО «МТС» (ИНН: 7740000076, ОГРН: 1027700149124; адрес регистрации: 109147, город Москва, Марксистская ул., д.4) предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

     

Связанные организации

ПАО «МТС»
ИНН 7740000076, ОГРН 1027700149124