Решение №11/43961-ДСП/2 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 11/01/10-34/2021 от 29 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 11/01/10-34/2021

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 апреля 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено 29 апреля 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 11/01/10-34/2021 в составе: Председателя Комиссии — начальника Управления регулирования связи и информационных технологий Е.А. Заевой; членов Комиссии: (далее — Комиссия),

рассмотрев дело № 11/01/10-34/2021 по признакам нарушения ПАО «Россети Московский регион» (115114, Москва, 2-й Павелецкий пр., д. 3, стр. 2; ИНН 772728719895; ОГРН 1057746555811; далее также — Общество) пункта 1 части 1 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившимся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по предоставлению мест креплений на опорах воздушных линий электропередачи для размещения оптического кабеля (далее — Услуга),

в присутствии на заседании представителей по доверенности ООО «Телеконика» (доверенность от 11.08.2021 № б/н), ООО «Технологии Домовых Сетей+» (доверенность от 11.10.2021 № б/н), ООО «Плей-Телеком» (доверенность от 22.10.2021 № б/н), ООО «ВНЕТ» (доверенность от 08.10.2021 № б/н) Галушко Д.М. и Медведева А.М., представителя по доверенности ООО «Битрейс Телеком» (доверенность от 27.12.2021 № 35) Перминовой М.Н., представителя по доверенности ООО «Плей-Телеком» (доверенность от 23.11.2021 № б/н) Крицкой А.П., представителя по доверенности ПАО «Россети Московский регион» (доверенность от 18.12.2022 № 77 АГ 5876071) Окшина В.Ю., представителей по доверенности ПАО «Россети» (доверенности от 22.07.2020 № 72-20 и от 06.12.2021 № 86-21) Колиненко Е.М. и Костиной А.Н.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского областного УФАС России поступили обращения ООО «Телеконика», ООО «Плей-Телеком» и ООО «Технологии Домовых Сетей+», ООО «ВНЕТ» и ООО Битрейс Телеком» по вопросу установления и поддержания ПАО «Россети Московский регион» монопольно высокой цены на услугу по предоставлению мест креплений на воздушных линиях (ВЛ) электропередачи для размещения оптического кабеля (далее — Услуга) в размере 125 руб. за опору 0,4 кВ без НДС, 345 руб. за опору 6-10 кВ без НДС.

По результатам рассмотрения представленных материалов Московским областным УФАС России издан приказ от 29.09.2021 № 140 о возбуждении дела № 050/01/10-2044/2021 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Россети Московский регион».

В соответствии с пунктом 1.4.1 Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных приказом ФАС России от 01.08.2007 № 244 в Федеральную антимонопольную службу из Московского областного УФАС России переданы материалы дела № 050/01/10-2044/2021 о нарушении антимонопольного законодательства ПАО «Россети Московский регион» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившимся в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания Услуги путем установления и поддержания монопольно высокой цены на Услугу.

На основании приказа ФАС России от 26.11.2021 № 1316/21 «О принятии переданного дела к рассмотрению и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» ФАС России приняты к рассмотрению материалы дела № 050/01/10-2044/2021, присвоен переданному делу учетный номер 11/01/10-34/2021 и создана Комиссия по рассмотрению дела № 11/01/10-34/2021 о нарушении антимонопольного законодательства ПАО «Россети Московский регион» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела Комиссия также установила в действиях ПАО «Россети Московский регион» наличие признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления и поддержания монопольно высоких цен (тарифов) на Услугу в размере 125 руб. за опору 0,4 кВ без НДС, 345 руб. за опору 6-10 кВ без НДС.

Определением от 28.12.2021 № 11/112453/21 об отложении рассмотрения дела № 11/01/10-34/2021 Комиссия определила считать дело № 11/01/10-34/2021 возбужденным также по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении ПАО «Россети Московский регион», привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя ООО «ВНЕТ», в качестве заинтересованного лица ПАО «Россети».

По результатам анализа материалов дела № 11/01/10-34/2021 Комиссией установлено следующее.

Основным видом деятельности ПАО «Россети Московский регион» является передача электрической энергии. На передачу электрической энергии устанавливаются отдельные регулируемые тарифы, в которых учитываются расходы на эксплуатацию и возмещение стоимости основных производственных средств, включая опоры воздушных линий электропередач (опоры ВЛ).

На передачу электрической энергии устанавливаются регулируемые тарифы, в которых учитываются расходы на эксплуатацию и возмещение стоимости основных производственных средств, включая опоры ВЛ.

Помимо основных видов деятельности ПАО «Россети Московский регион» оказывает прочие нерегулируемые услуги, в том числе Услугу.

Условия и порядок обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, которая используется и может быть использована для оказания услуг в сфере общедоступной электросвязи определены Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1284 (далее — Правила).

Пунктом 38 Правил установлено, что тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их часть, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.

В состав тарифа на доступ к инфраструктуре включаются затраты, которые несет владелец инфраструктуры на исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 30 Правил.

В соответствии с пунктом 30 Правил владелец инфраструктуры при предоставлении инфраструктуры в пользование обязан:

а) обеспечить соответствие указанных в договоре объектов инфраструктуры требованиям к инфраструктуре, установленным в соответствии с пунктами 5 и 6 Правил;

б) в порядке и сроки, которые установлены договором, информировать пользователя инфраструктуры об аварийных ситуациях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;

в) обеспечить на безвозмездной основе беспрепятственный доступ уполномоченного персонала пользователя инфраструктуры к указанной в договоре сети электросвязи, в том числе к ее отдельным элементам, в соответствии с правилами внутреннего распорядка (при их наличии) на объектах инфраструктуры, на которых такие отдельные элементы сети электросвязи размещены.

Экономически обоснованными считаются любые расходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, то есть понесены для получения дохода (письмо Минфина России от 08.07.2019 № 03-03-06/1/50124).

Для документального подтверждения понесенных расходов используют первичные документы, доказывающие, что расходы действительно были понесены организацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Таким образом, экономически обоснованными расходами признаются любые затраты при условии, что они фактически произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, документально подтверждены и являются обоснованными.

Информация о тарифах на Услугу представлена в таблице 1.

 

Таблица 1

год

Приказ

ПАО «Россети Московский регион»

Цена Услуги руб. с НДС в мес.

дата

номер

ед. изм. (км)

ед. изм. (опора)

0,4 кВ

6-20 кВ

35-220 кВ

0,4 кВ

6-20 кВ

35 кВ

110-220 кВ

2017

11.10.2017

1186

4134

6087

от 3525

-

-

-

-

2018

09.02.2018

122

4134

6087

от 3525

-

-

-

-

27.07.2018

855

4134

6087

от 3525

-

-

-

-

2019

16.01.2019

30

4200

6200

3600

-

-

-

-

13.05.2019

508

4200

6200

3600

-

-

-

-

23.07.2019

791

4200

6200

3600

200

370

580

580

25.09.2019

1087

-

-

-

125

345

600

600

18.11.2019

1280

-

-

-

125

345

600

600

2020

15.01.2020

23

-

-

-

125

345

600

600

10.02.2020

130

-

-

-

125

345

600

600

05.03.2020

258

-

-

-

125

345

600

600

12.04.2020

438

-

-

-

125

345

600

600

01.06.2020

581

-

-

-

125

345

600

600

07.07.2020

717

-

-

-

125

345

600

600

27.08.2020

894

-

-

-

125

345

600

600

20.11.2020

1158

-

-

-

125*

345*

600*

600*

2021

22.01.2021

37

-

-

-

125*

345*

600*

600*

11.02.2021

101

-

-

-

125*

345*

600*

600*

17.02.2021

109

-

-

-

125*

345*

600*

600*

19.03.2021

254

-

-

-

125*

246*

600*

975*

23.03.2021

263

-

-

-

125*

246*

600*

975*

26.04.2021

421

-

-

-

125*

246*

600*

975*

27.04.2021

429

-

-

-

125*

246*

600*

975*

09.06.2021

557

-

-

-

125*

246*

600*

975*

15.07.2021

629р

-

-

-

125*

246*

600*

975*

30.08.2021

730р

-

-

-

125*

246*

600*

975*

24.09.2021

977

-

-

-

125*

246*

600*

975*

12.11.2021

903р

-

-

-

125*

246*

600*

975*

2022

30.12.2021

1469

 

 

 

81

103

352

515

 

 

 

 

*Дифференциация цены на право временного ограниченного пользования ЛЭП ПАО «Россети Московский регион» для целей размещения ВОЛС

Суммарное количество опор, используемых для размещения ВОЛС в рамках нового договора по истечении 3-х лет со дня заключения данного договора, шт.

Коэффициент

Расчет

Цена за 1 подвес на опоре в месяц, руб. с НДС (20%)

1 - 999

1

125 * 1

125

246*1

246

600 * 1

600

975*1

975

1 000 - 5 000

0,83

125 * 0,83

103,75

246 * 0,83

204,18

600 * 0,83

498

975*0,83

809,25

5 001 - 9 999

0,76

125 * 0,76

95

246* 0,76

186,96

600 * 0,76

456

975*0,76

741

10 000 и более

0,672

125 * 0,672

84

246 * 0,672

165,31

600 * 0,672

403,2

975*0,672

655,2

 

ПАО «Россети Московский регион» является субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность в сфере услуг по передаче и распределению электрической энергии на территории Москвы и Московской области.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2008 № 707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий» субъекты естественных монополий ведут раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности (далее — РУДР) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти.

Субъекты естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее — субъекты естественных монополий) ведут РУДР в соответствии с приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 «Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике» (далее – Порядок ведения РУДР).

В этой связи Комиссией были проанализированы:

- данные РУДР за период с 2018 по 2020 годы;

- данные бухгалтерской отчетности за период 2018-2020 гг. и 9 месяцев 2021 г.;

- объемы Услуги за период 2018-2020 гг. и 9 месяцев 2021 г.;

- прейскуранты цен на Услугу;

- обоснование цены услуги по размещению ВОК операторов связи на ВЛ ДЗО ПАО «Россети»;

- оборотно-сальдовые ведомости по счетам 20, 25, 26, 90;

- данные, полученные по РУДР, и данные, полученные по калькуляции;

- фактическая рентабельность и рентабельность, учитываемая в калькуляции.

В соответствии с Порядком ведения РУДР показатели раздельного учета должны соответствовать показателям, содержащимся в формах бухгалтерской и статистической отчетности, то есть фактически понесенным затратам.

Ведение раздельного учета осуществляется на основании данных бухгалтерского, оперативно-технического и статистического учета Общества.

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

Доходы ПАО «Россети Московский регион»

Таблица 2

тыс. руб.

 Показатели

2018

2019

2020

9 мес 2021

Доходы всего

<...>

<...>

<...>

<...>

Доходы от аренды, в т.ч.

<...>

<...>

<...>

<...>

Доходы от Услуги

<...>

<...>

<...>

<...>

доля доходов от Услуги в услугах от аренды

<...>

<...>

<...>

<...>

доля доходов от Услуги в общих доходах

<...>

<...>

<...>

<...>

 

До 19.03.2021 года тарифы на Услугу устанавливались на основании сравнительного анализа стоимости Услуги дочерних компаний ПАО «Россети» (письмо ПАО «Россети Московский регион» от 19.02.2021 № РМР/35).

С 19.03.2021 года ПАО «Россети Московский регион» утверждены тарифы на Услугу в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом от 19.03.2021 № 254 (далее — Методические рекомендации).

Учитывая, что тарифы на 2021 год устанавливались с учетом усредненных значений расходов за 2018-2020 гг., относимых на Услугу, а тарифы до 2021 года устанавливались на основании сравнительного анализа цен, Комиссия осуществляла оценку тарифов на Услугу за 2018-2021 гг. с учетом усредненных значений расходов за период с 2018 по 2020 гг.

На основании представленной ПАО «Россети Московский регион» информации тариф на Услугу формируется из следующих величин:

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчет доли дополнительных затрат по проведению

    1. <...>

  1. ТОиР, относимой на Услугу

     

Таблица 3

Показатели

класс напряжения

ВЛ 0,4 кВ

ВЛ 6-10 кВ

ВЛ 35 кВ

ВЛ 110 кВ

ВЛ 220 кВ

Коэффициент трудового участия

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

Трудозатраты (ТО, Р, АВР), связанные с обслуживанием ВОЛС, чел/час

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

Трудозатраты общие, связанные с обслуживанием ВЛ, чел/час

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

  1. <...>

     

     

     

 

 

  1.  

     

    <...>

    Расчет косвенных расходов

Таблица 4

Наименование

2018

2019

2020

среднее значение доли косвенных расходов

<...>

доля накладных (косвенных) расходов

<...>

<...>

<...>

управленческие расходы (стр 2220 Ф2), тыс. руб.

<...>

<...>

<...>

себестоимость прочих видов деятельности, тыс. руб.

<...>

<...>

<...>

  1.  

    <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

Тарифы на Услугу

Таблица 5

 год

Наименование

Класс напряжения

 

0,4 кВ

6-20 кВ

35 кВ

110-220 кВ

2019-2021

применяемый тариф, с НДС, руб./мес

125

246

600

975

 

тип кабеля

2021

расчетный тариф, с НДС, руб./мес.

ОКСН

ОКСН

ОКСН

ОКСН

 79,34  

 99,34  

 207,99  

 363,27  

 

 

ОКГТ

ОКГТ

 

 

 344,97  

 616,15

 

отклонения для ОКСН

 1,58  

 2,47  

 2,88 

 2,68

 

отклонения для ОКГТ

 

 

 1,74

 1,58  

 

При этом, в соответствии с приказом ПАО «Россети Московский регион» от 30.12.2021 № 1469 «О внесении изменений в Прейскурант услуг электроснабжения тарифы на Услугу с 01.01.2022 года снижены и с учетом инфляционных процессов соответствуют уровню экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.

 

 

Тарифы (с НДС), руб./мес. на Услугу на 2022 год

 год

Наименование

Класс напряжения

 

0,4 кВ

6-20 кВ

35 кВ

110-220 кВ

2022

приказ от 30.12.2021

№ 1469

81

103

352

515

 

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что тарифы на Услугу, действующие в 2019-2021 гг. превышают уровень экономически обоснованных затрат. Так, по классу напряжения: ВЛ 0,4 кВ тариф на Услугу превышает экономически обоснованный тариф в 1,58 раза, ВЛ 6-20 кВ в 2,47 раза, ВЛ 35 кВ (тип кабеля ОКГТ) в 1,74 раза, ВЛ 110-220 кВ (тип кабеля ОКГТ) в 1,58 раза.

Учитывая полученные результаты анализа доходов, расходов и финансовых результатов Комиссия пришла к выводу, что тарифы, применяемые в 2019-2021 гг. превышали фактически понесенные расходы, необходимые для производства и реализации Услуги и необходимую прибыль, учитываемую в составе тарифа.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее — сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Таким образом, при применении метода сопоставимых рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

ФАС России на основании приказа ФАС России от 24.04.2010 № 220 «О порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению мест креплений на ВЛ для размещения ВОЛС на территории Московской области в целях установления доминирующего положения ПАО «Россети Московский регион».

Сравнив существенные свойства товара, установлено отсутствие взаимозаменяемости услуги по предоставлению опор для размещения линий связи ПАО «Россети Московский регион» в границах пролегания инфраструктуры на территории Московской области с иными способами размещения линий связи.

Комиссия, проанализировав, в том числе сведения, размещённые в открытых источниках, установила отсутствие рынка, сопоставимого по отношению к рассматриваемому рынку, находящегося в условиях конкуренции, в связи с чем применён затратный метод.

Экономические и административные барьеры входа на рынок услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территории Московской области являются существенными.

По результатам анализа рынка, учитывая высокие барьеры входа на рынок услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территории Московской области отнесен к рынку с неразвитой конкуренцией.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Комиссия установила, что на основании части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ПАО «Россети Московский регион» занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи в границах пролегания инфраструктуры на территории Московской области с долей более 50%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

По результатам анализа доходов, расходов, необходимых для производства и реализации Услуги, финансовых результатов, тарифов и объемов оказываемых Услуг, Комиссией в действиях ПАО «Россети Московский регион» по установлению на территории Московской области приказами от 23.07.2019 № 791, от 25.09.2019 № 1087, от 18.11.2019 № 1280, от 15.01.2020 № 23, от 10.02.2020 № 130, от 05.03.2020 № 258, от 12.04.2020 № 438, от 01.06.2020 № 581, от 07.07.2020 № 717, от 27.08.2020 № 894, от 20.11.2020 № 1158, от 22.01.2021 № 27, от 11.02.2021 № 101, от 17.02.2021 № 109, от 19.03.2021 № 254, от 23.03.2021 № 263, от 26.04.2021 № 421, от 27.04.2021 № 429, от 09.06.2021 № 557, от 15.07.2021 № 629р, от 30.08.2021 № 730р, от 24.09.2021 № 977 и от 12.11.2021 № 903р тарифов на Услугу на опорах классом напряжения 0,4 кВ, 6-20 кВ, 35 кВ, 110 кВ и 220 кВ выявлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части установления и поддержания в 2019-2021 гг. монопольно высокой цены (тарифа) на Услугу.

Комиссией установлено, что рассматриваемые действия ПАО «Россети Московский регион» приводят (могут привести) к ограничению конкуренции, поскольку установление таких ценовых условий (заградительных тарифов) на Услугу, создает дополнительные барьеры для входа хозяйствующих субъектов на смежном товарном рынке, а именно на рынке предоставления телематических услуг связи.

С учетом совокупности изложенных обстоятельств, подтверждающих злоупотребление ПАО «Россети Московский регион» доминирующим положением на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территории Московской области, выразившихся в установлении и поддержании в 2019-2021 гг. монопольно высокой цены на Услугу, Комиссия, руководствуясь статьей 481 Закона о защите конкуренции, считает необходимым квалифицировать действия ПАО «Россети Московский регион» как нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

25.03.2022 Комиссия в соответствии со статьей 481 Закона о защите конкуренции приняла Заключение об обстоятельствах дела № 11/01/10-34/2021 (далее — Заключение).

Согласно части 5 статьи 481 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства
и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

ООО «Битрейс Телеком» письмом от 11.04.2022 № 98/и и ООО «ВНЕТ», ООО «Телеконика», ООО «Плей-Телеком», ООО «Технологии Домовых Сетей+» письмами от 12.04.2022 № 1204-В и от 20.04.2022 № 2004-Д в адрес ФАС России представлены возражения на Заключение (далее — Возражения Операторов).

В части доводов о невозможности формирования позиции по делу в связи с ограниченным доступом к части материалов дела № 11/01/10-34/2021 Комиссия поясняет следующее.

В адрес заявителей по делу № 11/01/10-34/2021 направлено в установленном порядке заключение об обстоятельствах дела № 11/01/10-34/2021, не содержащее сведения, составляющие коммерческую тайну ПАО «Россети Московский регион», в котором изложены обстоятельства рассматриваемого дела, дана оценка действиям ответчика, что свидетельствует о создании необходимых условий для осуществления сторонами по делу их прав.

Согласно Возражениям Операторов Обществом занижен показатель усредненного количества опор в количестве 20 штук на 1 км для класса напряжения 0,4 кВ, что приводит к завышению размера тарифа на Услугу и в обоснование представлена работа ОАО «РОСЭП» по теме «Разработать расчетные пролеты для железобетонных, деревянных и стальных многогранных опор ВЛ 0,38-35 кВ с самонесущими изолированными, защищенными и неизолированными проводами в соответствии с ПУЭ седьмого издания» сделанная по заказу ОАО «ФСК ЕЭС» в 2004 году.

Определением от 17.02.2022 № 11/12622/22 об отложении рассмотрения дел № 11/01/10-34/2021 Комиссией у ПАО «Россети Московский регион» запрошены документы, подтверждающие фактические показатели усредненного количества опор на 1 км.

ПАО Россети Московский регион» письмом (вх. № 33091-ДСП/22 от 01.03.2022) представлены документы, подтверждающие фактические показатели заявленного усредненного количества опор на 1 км.

Кроме того приказом Минстроя России от 26.12.2019 № 871/пр утверждены государственные сметные нормативы. Сметные нормы на строительные работы. Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы, в соответствии с которыми подвеска неизолированных проводов ВЛ 0,38 кВ осуществляется с помощью механизмов при 20 опорах на км, вручную при 20 опорах на км.

ПАО «Россети Московский регион» (вх. № 70717-ЭП/22 от 15.04.2022) и ПАО «Россети» письмом от 15.04.2022 № УД-1337 в адрес ФАС России представлены возражения на Заключение.

Довод о недоказанности наличия у ПАО «Россети Московский регион» доминирующего положения на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территории Московской области является несостоятельным.

Комиссией по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территории Московской области установлено, что услуга по размещению оптических кабелей связи на воздушных линиях электропередачи на территории Московской области в связи с технологическими особенностями исследуемого рынка, связанными со стационарностью объектов инфраструктуры, на которых оказываются/приобретаются услуги по размещению оптического кабеля связи на воздушных линиях электропередач ограничена местом расположения опор воздушных линий электропередачи.

Услуги по размещению оптических кабелей связи на опорах воздушных линий электропередач на рассматриваемом товарном рынке в установленных продуктовых (размещение оптических кабелей связи на воздушных линиях электропередачи) и географических (в пределах расположения технологической инфраструктуры электросетевого хозяйства ПАО «Россети Московский регион», приспособленной для размещения сетей электросвязи, на территории Московской области) границах оказывает только ПАО «Россети Московский регион».

На основании изложенного, доводы ПАО «Россети Московский регион» и ПАО «Россети» являются несостоятельными, на основании части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ПАО «Россети Московский регион» занимает доминирующее положение на рынке по предоставлению Услуги на территории Московской области с долей более 50%.

ПАО «Россети Московский регион» и ПАО «Россети» указывают на то, что Комиссией не проведен сравнительный анализ стоимости услуг по предоставлению инфраструктуры для размещения сетей электросвязи с иными хозяйствующими субъектами, в связи с чем тарифы на услугу по предоставлению опор для размещения линий связи, установленные ПАО «Россети Московский регион» не могут быть признаны монопольно высокими.

Учитывая, что установлено отсутствие взаимозаменяемости и рынка, сопоставимого по отношению к рассматриваемому рынку, Комиссия при анализе применяла не метод сопоставимых рыночных цен, а затратный метод, что соответствует положениям статьи 6 Закона о защите конкуренции.

ПАО «Россети Московский регион» и ПАО «Россети» не согласны с выводами Комиссии о том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации затраты признаются экономически обоснованными при их фактическом осуществлении и документальном подтверждении, так как указанная норма применяется для целей исчисления налоговой базы налога на прибыль, что исключает ее применение при формировании тарифа на Услугу.

Указанный довод ПАО «Россети Московский регион» и ПАО «Россети» является несостоятельным, поскольку под обоснованными расходами, исходя из положений статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, следует понимать экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме и документально подтверждена. Обоснованные и документально подтвержденные затраты входят в налогооблагаемую базу, то есть учитываются в составе расходов, необходимых для производства и реализации товара (работы, услуги). При формировании тарифа на Услугу с использованием метода экономически обоснованных затрат, определенного пунктом 38 Правил, используются данные о понесенных затратах, формирующих налогооблагаемую базу.

По результатам анализа и расчетов Комиссией установлено, что тарифы на Услугу, установленные приказом ПАО «Россети Московский регион» от 30.12.2021 № 1469 и применяемые в настоящее время являются экономически обоснованными.

Каких-либо иных доводов, ранее не исследованных Комиссией при рассмотрении дела № 11/01/10-34/2021, ООО «Битрейс Телеком», ООО «ВНЕТ», ООО «Телеконика», ООО «Плей-Телеком», ООО «Технологии Домовых Сетей+», ПАО «Россети Московский регион» и ПАО «Россети» не представлено, всем доводам дана оценка в настоящем решении.

Комиссия в результате анализа доказательств, доводов и пояснений, содержащихся в материалах дела, приходит к выводу, что цены (тарифы) на Услугу, установленные приказами от 23.07.2019 № 791, от 25.09.2019 № 1087, от 18.11.2019 № 1280, от 15.01.2020 № 23, от 10.02.2020 № 130, от 05.03.2020 № 258, от 12.04.2020 № 438, от 01.06.2020 № 581, от 07.07.2020 № 717, от 27.08.2020 № 894, от 20.11.2020 № 1158, от 22.01.2021 № 27, от 11.02.2021 № 101, от 17.02.2021 № 109, от 19.03.2021 № 254, от 23.03.2021 № 263, от 26.04.2021 № 421, от 27.04.2021 № 429, от 09.06.2021 № 557, от 15.07.2021 № 629р, от 30.08.2021 № 730р, от 24.09.2021 № 977 и от 12.11.2021 № 903р и применяемые ПАО «Россети Московский регион» с 23.07.2019 по 31.12.2021 г., превышают сумму необходимых для производства и реализации Услуги расходов и прибыли.

Дело № 11/01/10-34/2021 в отношении ПАО «Россети Московский регион» было возбуждено также по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем Комиссией в рамках рассмотрения дела не установлено оснований для квалификации действий ПАО «Россети Московский регион» по установлению с 23.07.2019 и применению по 31.12.2021 г. цен (тарифов) на Услугу как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» на основании статьи 6, пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением может быть признано установление (поддержание) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены.

По смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

На основании изложенного, Комиссия установила в действиях ПАО «Россети Московский регион» по установлению с 23.07.2019 и поддержанию по 31.12.2021 г. цен (тарифов) на Услугу нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно установление и поддержание монопольно высокой цены Услуги.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции, в том числе являются рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Рассматриваемые действия ПАО «Россети Московский регион» приводят (могут привести) к ограничению конкуренции, поскольку установление таких ценовых условий (заградительных тарифов) на услуги по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля, создает дополнительные барьеры для входа хозяйствующим субъектам на рынок оказания услуг связи.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела 11/01/10-34/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Россети Московский регион» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией обстоятельствах нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Признать ПАО «Россети Московский регион» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления, поддержания цены (тарифа) на услугу по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля с 23.07.2019 по 31.12.2021 г.

3. По результатам рассмотрения дела № 11/01/10-34/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с устранением нарушения ПАО «Россети Московский регион» предписание не выдавать.

 

Связанные организации

ПАО "Россети Московский регион"
ИНН 5036065113, ОГРН 1057746555811