Решение №11/118690/22 РЕШЕНИЕ по делу № 11/01/10-8/2022 от 29 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 11/01/10-8/2022

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 декабря 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено 29 декабря 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 11/01/10-8/2022 в составе: Председателя Комиссии — начальника Управления регулирования связи и информационных технологий Е.А. Заевой; членов Комиссии: <...> (далее — Комиссия),

рассмотрев дело № 11/01/10-8/2022 по признакам нарушения ООО «СЛС Благовещенск» (ИНН: 2801256720, ОГРН: 1202800002745; адрес регистрации: 675004, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 115, этаж 2, офис 11) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившимся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по предоставлению опор наружного освещения для размещения сетей электросвязи (далее — Услуга), а также по признакам нарушения ООО «СЛС Благовещенск» (ИНН: 2801256720, ОГРН: 1202800002745; адрес регистрации: 675004, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 115, этаж 2, офис 11) (далее — ООО «СЛС Благовещенск», Общество) и Администрации города Благовещенска (ИНН: 2801032015, ОГРН: 1022800520588; адрес регистрации: 675004, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, д.133) (далее — Администрация города Благовещенска) пункта 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившимся в заключении соглашения в устной форме путем совершения последовательной совокупности действий, в том числе установлении в Концессионном соглашении № 1 от 19.04.2021 (далее – Соглашение) плановой выручки исходя из тарифов на Услугу, установленных МКП «ГСТК» в размере 550 руб./мес. без НДС, замене МКП «ГСТК» на ООО «СЛС Благовещенск» путем проведения конкурса на заключение концессионного соглашения после принятия Амурским УФАС России решения по делу № 028/01/10-385/2019, заключении Соглашения, на основании которого Администрация города Благовещенска направляет субсидии в адрес ООО «СЛС Благовещенск», которое установило тариф на Услугу в размере, определенном Администрацией города Благовещенска, в отсутствие экономического обоснования, что привело к поддержанию цен (тарифов) на Услугу,

в присутствии на заседании представителей ООО «СЛС Благовещенск» <...>, представителей Администрации города Благовещенска <...>, представителя ПАО «Мегафон» <...>, представителя ПАО «Вымпелком» <...>, представителя ПАО «МТС» <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступило заявление ПАО «Мегафон» о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО «СЛС Благовещенск», выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой цены на Услугу (вх. № 150823-ЭП/21 от 08.09.2021, далее — Заявление).

По результатам рассмотрения указанного заявления в действиях ООО «СЛС Благовещенск» установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении тарифа на Услугу в размере 550 руб. в месяц без НДС в отсутствие экономического обоснования, на основании приказа от 16.05.2022 № 364/22 возбуждено дело № 11/01/10-8/2022.

В рамках рассмотрения дела Комиссией в действиях ООО «СЛС Благовещенск» и Администрации города Благовещенска установлены признаки нарушения пункта 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении соглашения в устной форме путем совершения последовательной совокупности действий Администрации города Благовещенска и ООО «СЛС Благовещенск», в том числе установлении в Соглашении плановой выручки исходя из тарифов на Услугу, установленных МКП «ГСТК» в размере 550 руб./мес. без НДС, замене МКП «ГСТК» на ООО «СЛС Благовещенск» путем проведения конкурса на заключение концессионного соглашения после принятия Амурским УФАС России решения по делу № 028/01/10-385/2019, заключении Соглашения, на основании которого Администрация города Благовещенска направляет субсидии в адрес ООО «СЛС Благовещенск», которое установило тариф на Услугу в размере, определенном Администрацией города Благовещенска, в отсутствие экономического обоснования, что привело к поддержанию цен (тарифов) на Услугу.

В этой связи определением от 28.09.2022 № 11/89636/22 дело № 11/01/10-8/2022 дополнительно квалифицировано по пункту 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции, Администрация города Благовещенска привлечена в качестве ответчика.

По результатам анализа документов и материалов Комиссией установлено следующее.

Ранее Амурским УФАС России рассмотрено дело № 028/01/10-385/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам которого МКП «ГСТК» признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления монопольно высокой цены на Услугу и ее поддержанию. Решение Амурского УФАС России признано законным и обоснованным судами трех инстанций.

По результатам рассмотрения указанного дела в адрес МКП «ГСТК» выдано предписание № 5 от 03.07.2020 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем установления экономически обоснованного тарифа на Услугу, которое не было исполнено, так как на основании Соглашения права в отношении объектов наружного освещения, находящихся в собственности города Благовещенска, переданы от МКП «ГСТК» ООО «СЛС Благовещенск».

24.04.2020, в период рассмотрения дела № 028/01/10-385/2019, ООО «СЛС Благовещенск» в адрес Администрации города Благовещенска направлено предложение о заключении концессионного соглашения.

ООО «СЛС Благовещенск» зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц 31 марта 2020. С марта 2020 года по май 2021 года выручка отсутствует. Численность работников по данным ФНС за 2020 год — 0 человек, на 01.01.2021 — 0 человек.

Основным учредителем и управляющей организацией ООО «СЛС Благовещенск» является ООО «БЛ Инвест», генеральным директором которой является Табаков Валерий Алексеевич.

13.07.2020, после принятия решения по делу № 028/01/10-385/2019, Администрацией города Благовещенска было размещено извещение о проведении конкурса на заключение концессионного соглашения, по результатам проведения конкурса Соглашение заключено неконкурентным способом.

Со стороны ООО «СЛС Благовещенск» Соглашение подписано Табаковым Валерием Алексеевичем на основании доверенности от 17.03.2021 № 77 АГ 6181221.

В соответствии с Соглашением, ООО «СЛС Благовещенск» обеспечивает модернизацию, обслуживание и текущий ремонт опор наружного освещения.

Вместе с тем в целях реализации Соглашения ООО «СЛС Благовещенск» заключен договор генерального подряда от 18.06.2021 № 2 с ООО «Светосервис Дальний Восток». Указанный договор подписан ООО «СЛС Благовещенск» в лице директора управляющей организации ООО «БЛ Инвест» Табакова Валерия Алексеевича и ООО «Светосервис Дальний Восток» в лице исполнительного директора Табакова Валерия Алексеевича.

Согласно пункту 22 Соглашения Администрация города Благовещенска выплачивает ООО «СЛС Благовещенск» Плату Концендента, которая состоит из инвестиционного платежа и эксплуатационного платежа.

Инвестиционный платеж обеспечивает компенсацию расходов Концессионера на выполнение Программы модернизации, в том числе проценты по заемным средствам.

Эксплуатационный платеж выплачивается как плата за надлежащую эксплуатацию объекта Соглашения.

Эксплуатационный платеж состоит из постоянной части и переменной части.

Постоянная часть включает расходы на эксплуатацию, текущий ремонт и содержание светильников (пункт 22.6.2 Соглашения).

Переменная часть включает расходы на оплату электрической энергии (пункт 22.6.3 Соглашения).

Согласно пункту 22.6.4. Соглашения размер Эксплуатационного платежа, подлежащий выплате Концессионеру в отчетном периоде, определяется по формуле:

ЭПi = (ЭПпост+ ЭПпер) – 0,9*Вком, где

ЭПi – размер Эксплуатационного платежа в отчетном периоде;

ЭПпост – размер Постоянной части Эксплуатационного платежа для данного отчетного периода;

ЭПпер – размер Переменной части Эксплуатационного платежа, подлежащей выплате Концессионеру в отчетном периоде.

Вком – размер выручки, полученной Концессионером в течение отчетного периода по договорам на размещение волоконно-оптического кабеля на опорах наружного освещения в составе Объекта Соглашения (выручка от Услуги).

При этом согласно позиции Администрации города Благовещенска, представленной письмом от 12.10.2022 № б/н (вх. № 170700-ЭП/2022 от 12.10.2022), в рассматриваемых действиях отсутствуют признаки нарушения пункта 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции, так как отношения между ООО «СЛС Благовещенск» и Администрацией города Благовещенска регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон № 115).

Как указано Администрацией города Благовещенска ООО «СЛС Благовещенск» само определяет стоимость своих услуг при заключении договоров с третьими лицами.

Вместе с тем плановая выручка ООО «СЛС Благовещенск», установленная Приложением 10 к Соглашению, рассчитана исходя из тарифов на Услугу, установленных МКП «ГСТК» в размере 550 руб./мес. без НДС.

Учитывая, что МКП «ГСТК» является подведомственным Администрации города Благовещенска предприятием, Администрация города Благовещенска была осведомлена о признании МКП «ГСТК» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления монопольно высокой цены (тарифа) на Услугу, а также о неисполнении МКП «ГСТК» предписания № 5 от 03.07.2020 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем установления экономически обоснованного тарифа на Услугу.

Кроме того, на заседании комиссии 05.09.2022 представителем ООО «СЛС Благовещенск» заявлено, что в рамках взаимодействия до заключения Соглашения плановая выручка, установленная Приложением 10 к Соглашению, рассчитана на основании данных, представленных Администрацией города Благовещенска, и, как указано представителем ООО «СЛС Благовещенск», оказание Услуги по цене 550 руб./мес. без НДС являлось обязательным условием со стороны Администрации города Благовещенска для заключения Соглашения.

По результатам заключения Соглашения 18.06.2021 опоры наружного освещения по акту приема/передачи были переданы ООО «СЛС Благовещенск», которое, руководствуясь Соглашением, начало оказывать Услугу по цене, аналогичной МКП «ГСТК», а именно 550 руб./мес. за опору без НДС.

Учитывая изложенное, Администрация города Благовещенска, будучи осведомленной о признании МКП «ГСТК» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления монопольно высокой цены (тарифа) на Услугу, а также о неисполнении МКП «ГСТК» предписание № 5 от 03.07.2020 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем установления экономически обоснованного тарифа на Услугу, путем заключения Соглашения создало условия для невозможности исполнения предписания № 5 от 03.07.2020 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства по делу № 028/01/10-385/2019 и продолжения оказания Услуги по тарифу 550 руб./мес. за опору без НДС иной организацией.

Также согласно позиции, представленной ПАО «Вымпелком» (привлечено к рассмотрению дела определением от 24.06.2022 № 11/60879/22 в качестве лица, располагающего сведениями) письмом от 11.10.2022 № б/н (вх. № 170664-ЭП/22 от 12.10.2022), в соответствии с частью 4.11 статьи 37 Закона 115-ФЗ лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения должно отвечать следующим требованиям:

1) отсутствие решения о ликвидации юридического лица - заявителя (лица, подающего заявку на заключение концессионного соглашения) или о прекращении физическим лицом - заявителем (лицом, подающим заявку на заключение концессионного соглашения) деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

2) отсутствие определения суда о возбуждении производства по делу о банкротстве в отношении лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения;

3) отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности лица по уплате этих сумм исполненной) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов лица, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период;

4) наличие средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения).

По мнению ПАО «Вымпелком», ООО «СЛС Благовещенск» не могло соответствовать пункту 3 части 4.11 статьи 37 Закона № 115, поскольку не могло предоставить справку об отсутствии недоимок по налогам и сборам за прошедший календарный год, так как заявка о заключении концессионного соглашения была подана менее через месяц после даты создания юридического лица. Также вызывают объективные сомнения и в наличии средств и возможностей инвестиций по концессионному соглашению при уставном капитале 50 000 руб. на дату создания юридического лица и одного сотрудника в штате организации (пункт 4 части 4.11 статьи 37 Закона № 115).

Также в позиции ПАО «Вымпелком» указано, что опоры, переданные ООО «СЛС Благовещенск» согласно положениям концессионного соглашения, находятся на балансе юридического лица ООО «БЛ Инвест», который с 26.04.2021 является соучредителем ООО «СЛС Благовещенск» и одновременно лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени ООО «СЛС Благовещенск».

Однако, в соответствии с Законом № 115 именно концессионеру (ООО «СЛС Благовещенск) принадлежит право владения (т.е. фактического обладания объектом) и пользования имуществом (часть 1 статьи 3, часть 4 статьи 8 Закона № 115). ООО «СЛС Благовещенск» с согласия собственника имущества (Администрации города Благовещенск) вправе передать третьим лицам исключительно право пользования имуществом, но не фактическое владение.

Передача опор на баланс ООО «БЛ Инвест» с одной стороны является нарушением требований действующего законодательства о концессионных соглашениях, а с другой стороны, по мнению общества, подтверждает довод ПАО «ВымпелКом», о фактической невозможности ООО «СЛС Благовещенск» исполнять принятые на себя обязательства по условиям концессионного соглашения, что являлось препятствием для принятия Администрацией города Благовещенска предложения о заключении концессионного соглашения.

В соответствии со статьей 124 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК) муниципальные образования, являясь субъектом гражданского права, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

К указанным субъектам гражданского права, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Администрация города Благовещенска является органом местного самоуправления, выступает от имени муниципального образования, в том числе от имени собственника муниципального имущества выражает волю по распоряжению имуществом.

Следовательно, на Администрацию, как на представителя участника гражданского оборота, распространяются общие положения гражданского законодательства. В частности, принципы, установленные статьями 1, 10 ГК, а именно, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, в том числе, не допускать использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Участники гражданского оборота приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Администрация горда Благовещенска, реализуя полномочия собственника имущества, обязана была проверить и установить фактическую возможность ООО «СЛС Благовещенск» использовать имущество (опоры наружного освещения) по целевому назначению в соответствии с планируемым к заключению концессионному соглашению, то есть проявить должную степень заботливости и осмотрительности при выборе концессионера.

В процессе реализации концессионного соглашения, у Администрации города Благовещенска есть право осуществления контроля за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения в соответствии со статьей 8 Закона № 115.

Доказательств реализации указанного права, что свидетельствовало бы о добросовестном поведении Администрации города Благовещенска, не предоставлено.

Комиссия по результатам анализа материалов дела установила отсутствие документального подтверждения надлежащего исполнения Соглашения.

Так, согласно приложению № 3 к Соглашению, ООО «СЛС Благовещенск» необходимо в период 2020-2023 годы произвести модернизацию не менее 3,5 тыс. опор.

ООО «СЛС Благовещенск» письмом от 15.07.2022 № СЛС-1069 представлена выгрузка из приложения «Сервис Деск». Мой город», согласно которой ООО «СЛС Благовещенск» проводятся работы по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию опор наружного освещения. Вместе с тем указанная выгрузка не содержит данных о проведении модернизации опор наружного освещения.

Также, приложениями 6, 7 к Соглашению установлены формы актов, отчетов об исполнении мероприятий, предусмотренных Соглашением.

Документов, соответствующих указанным формам, в материалы дела также не представлено.

Согласно позиции ПАО «Мегафон», указанной в Заявлении, ООО «СЛС Благовещенск» еще не несло затрат на содержание опор и согласно положениям проекта концессионного соглашения, утвержденного постановлением Администрации города Благовещенска от 17.03.2021 871, в пункте 15 предусмотрено финансирование инвестиционной деятельности со стороны Администрации города Благовещенска (концендента) в форме субсидирования, оплаты инвестиционного платежа и эксплуатационного платежа. То есть цена, установленная ООО «СЛС Благовещенск», превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов.

Комиссия, в том числе оценивая указанную позицию, а также в целях установления экономической обоснованности размера тарифа на Услугу провела анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «СЛС Благовещенск», по результатам которого установлено следующее.

Экономически обоснованными считаются любые расходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, то есть понесены для получения дохода (письмо Минфина России от 08.07.2019 № 03-03-06/1/50124).

Для документального подтверждения понесенных расходов используют первичные документы, доказывающие, что расходы действительно были понесены организацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Таким образом, экономически обоснованными расходами признаются любые затраты при условии, что они фактически произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, документально подтверждены и являются обоснованными.

В соответствии с учетной политикой ООО «СЛС Благовещенск» (далее — УП) доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

• доходы от обычных видов деятельности (счет 90.01);

• прочие доходы (счет 91.01).

В соответствии с пунктом 9.3. УП доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. К доходам по обычным видам деятельности относится:

• выручка от оказания услуг по монтажным работам;

• выручка от капитального ремонта ЛНО;

• выручка от эксплуатации, ремонта наружного освещения;

• выручка от оказания услуг от прочей деятельности.

Доходы от Услуги относятся к выручке от прочей деятельности, входящей в состав доходов от обычных видов деятельности.

По результатам анализа данных бухгалтерской отчетности установлено, что ООО «СЛС Благовещенск» в 2021 и 2022 годах получало выручку (доходы) только от Услуги (счет 90.01).

Плата концендента входит в состав прочих доходов (счет 91.01).

В соответствии с УП расходы организации в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

- расходы от обычных видов деятельности (счет 90.02, счет 90.08);

- прочие расходы (счет 91.02).

Расходы по обычным видам деятельности подразделяются на прямые затраты и косвенные затраты.

Прямые затраты, непосредственно связанные с производством определенного вида продукции, выполнением работ, оказанием услуг, относятся в дебет счета 20.

Косвенные затраты, не связанные непосредственно с конкретным видом продукции, работ, услуг, относящиеся к нескольким видам производств, технологических процессов, работ, услуг, обусловленные процессами организации, обслуживания производства и управления ими, относятся в дебет собирательно-распределительных счетов 25, 26.

По результатам анализа прямых затрат Комиссией установлено, что Обществом на счете 20 учитываются только «Концессионные расходы», которые далее списываются на счет 91.02.

Прямые расходы по прочей деятельности, то есть по Услуге, не формируются отдельно на счете 20 с последующим списанием на счет 90.02 (по данным оборотно-сальдовых ведомостей Общества за 2021, 2022 годы затраты на счете 90.02 отсутствуют).

Таким образом, в бухгалтерской отчетности Общества все прямые расходы (счет 20) относятся к концессионным расходам и списываются на прочие расходы (счет 91.02) без распределения на расходы, относимые на Услугу (с дальнейшим списанием на счет 90.02).

На основании изложенного, все прямые расходы Общества возмещаются Администрацией города Благовещенска в виде платы концендента.

По результатам анализа косвенных затрат Общества Комиссией установлено, что согласно УП Общества общепроизводственные и общехозяйственные расходы, учтенные на счетах 25 и 26, списываются в конце каждого месяца в дебет счетов 20. Аналитический учет на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» ведется по статьям затрат по видам деятельности предприятия.

Согласно пункту 8.6. УП общехозяйственные расходы, собираемые на счете 26, ежемесячно распределяются пропорционально начисленной зарплате рабочих различных видов деятельности. Общепроизводственные расходы, собираемые на счете 25 (ГСМ и запчасти), ежемесячно распределяются пропорционально машино-часам на оборудовании.

По результатам анализа бухгалтерской отчетности Общества Комиссией установлено, что общепроизводственные расходы, собираемые на счете 25, списываются на счет 20 и относятся к «Концессионным расходам».

Таким образом, общепроизводственные расходы также возмещаются Обществу Администрацией города Благовещенска в виде платы концендента.

Общехозяйственные расходы, собираемые на счете 26, не распределяются Обществом, а списываются на счет 90.08 «Управленческие расходы» в составе расходов по обычным видам деятельности без распределения по видам деятельности.

Таким образом, невозмещаемыми затратами Общества в рамках Соглашения являются только общехозяйственные расходы.

В целях оценки обоснованности размера тарифа на Услугу Комиссией проведен расчет затрат Общества, невозмещаемых Администрацией города Благовещенска, на 1 (одно) место крепления на опоре наружного освещения.

Согласно акту приема-передачи имущества, входящего в объект Соглашения, от 18.06.2021 ООО «СЛС Благовещенск» переданы 9 961 опора.

Согласно приложению 3 к письму ООО «СЛС Благовещенск» от 08.10.2021 № 08/10-21 (вх. № 169706-ЭП/21 от 11.10.2021) количество мест размещения на 1 (одной) опоре составляет 4 (четыре) места.

 

Расчет экономически обоснованных затрат на 1 (одно) место крепления

 

Наименование

2021

1-е полугодие 2022

Общехозяйственные расходы (счет 90.08), руб.

5 169 024

13 519 161

Количество опор, шт.

9 961

9 961

Количество мест размещения на 1 опоре, шт.

4

4

Количество мест размещения всего, шт.

39 844

39 844

Затраты на 1 место размещения в отчетном периоде, руб.

129,8

339,3

Затраты на 1 место размещения в месяц, руб.

10,8

56,5

 

По результатам проведенного анализа установлено, что большую часть общехозяйственных расходов ООО «СЛС Благовещенск» составили платежи в адрес ООО «БЛ Инвест» за управление организацией в размере 3,1 млн руб. в 2021 году, 11,5 млн руб. в 1 полугодии 2022 года.

Комиссией установлено, что размер тарифа на Услугу значительно превышает экономически обоснованные затраты на 1 (одно) место крепления на опоре наружного освещения.

На основании изложенного, установленный ООО «СЛС Благовещенск» тариф на Услугу в размере 550 руб. без НДС, определенном Администрацией города Благовещенск в Соглашении, является экономически необоснованным.

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 220 (далее — Порядок), по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.9 настоящего Порядка.

На основании проведенного анализа товарный рынок определен как рынок услуг по предоставлению опор наружного освещения для размещения сетей электросвязи на территории города Благовещенска, временной интервал исследования — 2021-2022 годы.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции, в том числе являются рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Рассматриваемые действия Администрации города Благовещенска и ООО «СЛС «Благовещенск», выразившиеся в заключении соглашения в устной форме путем совершения последовательной совокупности действий Администрации города Благовещенска и ООО «СЛС Благовещенск», в том числе установлении в Соглашении плановой выручки исходя из тарифов на Услугу, установленных МКП «ГСТК» в размере 550 руб./мес. без НДС, замене МКП «ГСТК» на ООО «СЛС Благовещенск» путем проведения конкурса на заключение концессионного соглашения после принятия Амурским УФАС России решения по делу № 028/01/10-385/2019, заключении Соглашения, на основании которого Администрация города Благовещенска направляет субсидии в адрес ООО «СЛС Благовещенск», которое установило тариф на Услугу в размере 550 руб./мес. без НДС, определенном Администрацией города Благовещенска, в отсутствие экономического обоснования приводят (могут привести) к ограничению конкуренции, поскольку установление таких ценовых условий (заградительных тарифов) на Услугу, создает дополнительные барьеры для входа хозяйствующим субъектам на рынок оказания услуг связи.

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к поддержанию цен (тарифов).

С учетом совокупности изложенных доказательств, Комиссия квалифицировала действия Администрации города Благовещенска и ООО «СЛС «Благовещенск», выразившиеся в заключении соглашения в устной форме путем совершения последовательной совокупности действий Администрации города Благовещенска и ООО «СЛС Благовещенск», в том числе установлении в Соглашении плановой выручки исходя из тарифов на Услугу, установленных МКП «ГСТК» в размере 550 руб./мес. без НДС, замене МКП «ГСТК» на ООО «СЛС Благовещенск» путем проведения конкурса на заключение концессионного соглашения после принятия Амурским УФАС России решения по делу № 028/01/10-385/2019, заключении Соглашения, на основании которого Администрация города Благовещенска направляет субсидии в адрес ООО «СЛС Благовещенск», которое установило тариф на Услугу в размере 550 руб./мес. без НДС, определенном Администрацией города Благовещенска, в отсутствие экономического обоснования, что приводит (может привести), в том числе к сокращению числа хозяйствующих субъектов на товарном рынке, как нарушение пункта 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

28.11.2022 Комиссия в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции приняла Заключение об обстоятельствах дела № 11/01/10-8/2022 (исх. ФАС России от 08.12.2022 № 11/111045/22, далее — Заключение).

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства
и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

Администрацией города Благовещенска письмом от 16.12.2022 № б/н (вх. № 207512-ЭП/22 от 16.12.2022, далее — Возражения Администрации города Благовещенска) и ООО «СЛС Благовещенск» письмом от 16.12.2022 № СЛС-1454 (вх. № 208318-ЭП/22 от 19.12.2022, далее — Возражения ООО «СЛС Благовещенск») представлены возражения на Заключение.

В Возражениях Администрации города Благовещенска и Возражениях ООО «СЛС Благовещенск» приведены доводы о правомерности заключения Соглашения, а также его надлежащем исполнении ООО «СЛС Благовещенск».

Предметом рассмотрения дела № 11/01/10-8/2022 о нарушении антимонопольного законодательства являются действия Администрации города Благовещенск и ООО «СЛС Благовещенск», которые привели к поддержанию тарифов на Услугу в размере 550 руб./мес. без НДС.

В рамках рассмотрения дела Комиссией установлено, что указанные действия выразились, в том числе в установлении в Соглашении плановой выручки исходя из тарифов на Услугу, установленных МКП «ГСТК» в размере 550 руб./мес. без НДС, замене МКП «ГСТК» на ООО «СЛС Благовещенск» путем проведения конкурса на заключение концессионного соглашения после принятия Амурским УФАС России решения по делу № 028/01/10-385/2019, заключении Соглашения, на основании которого Администрация города Благовещенска направляет субсидии в адрес ООО «СЛС Благовещенск», которое установило тариф на Услугу в размере 550 руб./мес. без НДС, определенном Администрацией города Благовещенска, в отсутствие экономического обоснования.

Таким образом, правомерность заключения Соглашения, а также его исполнение не являются предметом рассмотрения дела № 11/01/10-8/2022, оценка указанным действиям Комиссией не давалась.

В Возражениях Администрации города Благовещенска также указано, что установление Приложением 10 к Соглашению плановой выручки ООО «СЛС Благовещенск», рассчитанной исходя из тарифов на Услугу, установленных МКП «ГСТК» в размере 550 руб./мес. без НДС, является правомерным, так как в рамках рассмотрения дела № 028/01/10-385/2019 Амурским УФАС России не исследовался тариф на Услугу в размере 550 руб./мес. без НДС.

Комиссией по результатам оценки указанного довода установлено, что по результатам рассмотрения указанного дела в адрес МКП «ГСТК» выдано предписание № 5 от 03.07.2020 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем установления экономически обоснованного тарифа на Услугу. Указанное предписание МКП «ГСТК» не исполнено.

Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, прекращением нарушения антимонопольного законодательства является исполнение предписания антимонопольного органа.

На основании изложенного, МКП «ГСТК» не прекратило нарушение антимонопольного законодательства, в связи с чем тариф на Услугу в размере 550 руб./мес. без НДС не был признан экономически обоснованным.

В этой связи рассматриваемый довод Администрации города Благовещенска является несостоятельным.

В Возражениях ООО «СЛС Благовещенск» указано, что тариф на Услугу в размере 550 руб./мес. без НДС является обоснованным, так как на основании статьи 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» собственник или иной владелец имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом.

Так, по мнению ООО «СЛС Благовещенск», взимаемая за оказание Услуги плата установлена с учетом затрат, которые будут понесены в связи с оказанием Услуги, в связи с чем не нарушает принципов соразмерности.

Комиссией на основании данных финансовой отчетности ООО «СЛС Благовещенск» проведен анализ экономической обоснованности размера тарифа на Услугу, по результатам которого установлено, что размер тарифа на Услугу значительно превышает экономически обоснованные затраты и необходимую норму прибыли для воспроизводства и реализации Услуги на 1 (одно) место крепления на опоре наружного освещения.

Таким образом, указанный довод ООО «СЛС Благовещенск» опровергается данными финансовой отчетности.

Иных доводов, ранее не исследованных Комиссией при рассмотрении дела № 11/01/10-15/2022, не представлено.

На основании изложенного, Комиссией в действиях Администрации города Благовещенска и ООО «СЛС «Благовещенск», выразившихся в заключении соглашения в устной форме путем совершения последовательной совокупности действий Администрации города Благовещенска и ООО «СЛС Благовещенск», в том числе установлении в Соглашении плановой выручки исходя из тарифов на Услугу, установленных МКП «ГСТК» в размере 550 руб./мес. без НДС, замене МКП «ГСТК» на ООО «СЛС Благовещенск» путем проведения конкурса на заключение концессионного соглашения после принятия Амурским УФАС России решения по делу № 028/01/10-385/2019, заключении Соглашения, на основании которого Администрация города Благовещенска направляет субсидии в адрес ООО «СЛС Благовещенск», которое установило тариф на Услугу в размере 550 руб./мес. без НДС, определенном Администрацией города Благовещенска, в отсутствие экономического обоснования, установлено нарушение пункта 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции, а именно соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к поддержанию цен (тарифов).

Дело № 11/01/10-8/2022 о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено по признакам нарушения ООО «СЛС Благовещенск» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем Комиссией в рамках рассмотрения дела не установлено оснований для квалификации действий ООО «СЛС Благовещенск» как нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Прекратить рассмотрение дела № 11/01/10-8/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «СЛС Благовещенск» (ИНН: 2801256720, ОГРН: 1202800002745; адрес регистрации: 675004, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 115, этаж 2, офис 11) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

  2. Признать действия ООО «СЛС Благовещенск» (ИНН: 2801256720, ОГРН: 1202800002745; адрес регистрации: 675004, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 115, этаж 2, офис 11) и Администрацию города Благовещенска (ИНН: 2801032015, ОГРН: 1022800520588; адрес регистрации: 675004, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, д.133), выразившиеся в заключении соглашения в устной форме путем совершения последовательной совокупности действий, что привело к поддержанию цен (тарифов) на Услугу, нарушением пункта 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

  3. По результатам рассмотрения дела № 11/01/10-8/2022 о нарушении антимонопольного законодательства выдать ООО «СЛС Благовещенск» (ИНН: 2801256720, ОГРН: 1202800002745; адрес регистрации: 675004, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 115, этаж 2, офис 11) и Администрации города Благовещенска (ИНН: 2801032015, ОГРН: 1022800520588; адрес регистрации: 675004, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, д.133) предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ"СЛС БЛАГОВЕЩЕНСК"
ИНН 2801256720, ОГРН 1202800002745
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА
ИНН 2801032015, ОГРН 1022800520588