Определение №11/9724/21 Определение о возбуждении дела № 11/04/14.31-8/2021 и провед... от 11 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном

правонарушении 11/04/14.31-8/2021 и проведении

административного расследования

 

11 февраля 2021 года                                                                               г. Москва

 

Рассмотрев решение по делу № 11/01/10-41/2019 (исх. от 29.12.2020 № АД/115711-ДСП/20) о нарушении антимонопольного законодательства в отношении частной компанией с ограниченной ответственностью Booking.com B.V. (Herengracht 597, 1017 CE, Amsterdam, Netherlands) (далее также - Booking.com B.V.),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением ФАС России от 29.12.2020 № АД/115711-ДСП/20 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 11/01/10-41/2019 (далее — Комиссия), возбужденному по результатам рассмотрения обращения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» (далее — Опора России) от 31.01.2019 № 145 (вх. № 16555/19 от 31.01.2019), действия Booking.com B.V. (далее также - Ответчик), выразившиеся в навязывании средствам размещения (объектам размещения), осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, невыгодных условий договора о необходимости обязательного предоставления и соблюдения паритета цен, наличия номеров и условий во всех каналах продаж (распространения) гостиничных услуг (мета-поисковики, туристические агентства, другие агрегаторы, сайты средств размещения и пр.), а также условий взаимодействия с закрытыми группами пользователей, признаны нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), которое приводит (может приводить) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг агрегаторов информации о средствах размещения, а также приводит (может приводить) к ущемлению интересов средств размещения (объектов размещения) в сфере предпринимательской деятельности.

Booking.com B.V.1 владеет и управляет агрегатором информации о средствах размещения Booking.com, в том числе соответствующим сайтом2 и приложением. Также в группу лиц Booking.com B.V. входят другие сервисы, агрегаторы и мета-поисковики в сфере туризма и услуг (Agoda, Kayak, Priceline и др.).

Под услугами агрегаторов информации о средствах размещения понимаются услуги по предоставлению потребителю информации о свободных средствах размещения и их номерном фонде, которые потребитель может забронировать за плату через платформу (сайт) агрегатора. На этой платформе (сайте) агрегатора принимающие стороны (гостиницы) могут предлагать свои средства размещения для бронирования, а потребители бронировать средства размещения онлайн через сеть «Интернет».

Взаимодействие агрегаторов и средств размещения обычно выглядит следующим образом: гостиница, желающая размещаться на платформе (сайте) агрегатора, обращается к агрегатору посредством электронной формы заявки на сайте агрегатора (в заявке указываются сведения о гостинице (номерной фонд, удобства гостиницы (интернет, парковка, бассейн и др.), цены на гостиничные услуги, правила работы и проживания в гостинице, фотографии гостиницы и т.д.), после проверки заявки с гостиницей заключается договор (соглашение, условия оказания услуг), после чего гостиница размещает информацию на платформе (сайте) агрегатора и становится доступной для поиска и бронирования со стороны потребителей.

Агрегаторы информации о средствах размещения выступают в качестве посредника (обеспечивают обработку и прохождение заказов, платежей через свою платформу (сайт)) между отелем и потребителем гостиничных услуг. Агрегаторы не покупают и не перепродают проживание, а потребители гостиничных услуг не платят агрегаторам за данные услуги. Потребители непосредственно платят принимающим сторонам (средствам размещения), которые затем выплачивают комиссию агрегатору, через которого было забронировано данное средство размещения, как только потребитель оплатил проживание.

Таким образом, агрегаторы, напрямую взаимодействующие со средствами размещения, получают от них вознаграждение в виде комиссии, пропорциональной сумме бронирования.

При этом принимающая сторона (средство размещения) самостоятельно устанавливает для потребителей цену ночи пребывания, а также доступность размещения.

На основании пункта 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), ФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на рынке предоставления услуг агрегаторов информации о средствах размещения (далее также — агрегаторы, online travel agency (OTA)(далее — Аналитический отчет).

Временным интервалом исследования рассматриваемого рынка установлен период с 01.01.2016 по 31.12.2018.

Продуктовые границы в Аналитическом отчете были определены, как рынок услуг агрегаторов информации о средствах размещения.

Географические границы исследуемого товарного рынка были определены как территория Российской Федерации.

Так же было определено, что рынок услуг агрегаторов информации о средствах размещения является многосторонним товарным рынком с существенными сетевыми эффектами,  связанными с тем, что привлекательность агрегатора для одной группы пользователей полностью зависит от объема другой группы, а также с необходимостью значительных первоначальных капитальных вложений, что затрудняет вход на указанный товарный рынок и образует труднопреодолимый барьер.

По результатам проведенного анализа рынка, доля компании Booking.com B.V., которой принадлежат такие агрегаторы, как booking.com и agoda.com, составила на рынке услуг агрегаторов информации о средствах размещения на территории Российской Федерации в стоимостном выражении:

- 83,28% в 2016 году;

- 81,88% в 2017 году;

- 79,55% в 2018 году.

В натуральном выражении доля компании Booking.com B.V. на территории Российской Федерации составила:

- 82,29% в 2016 году;

- 85,51% в 2017 году;

- 83,93% в 2018 году.

С 2016 по 2018 годы относительные размеры долей компании Booking.com B.V. на исследуемом рынке не были подвержены каким-либо колебаниям и оставались практически неизменными.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Таким образом, по результатам проведенного Аналитического отчета, положение компании Booking.com B.V. на рынке услуг агрегаторов информации о средствах размещения признано доминирующим в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения обращения Опоры России, результатов Аналитического отчета, материалов ФАС России были выявлены признаки злоупотребления Booking.com B.V. своим доминирующем положением на вышеуказанном рынке путем навязывания средствам размещения (далее также — объекты размещения), осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, невыгодных условий договора о необходимости обязательного предоставления и соблюдения паритета цен и номеров, а также условий взаимодействия с закрытыми группами пользователей.

Навязывание невыгодных условий договора со стороны доминирующего субъекта запрещено пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

С учетом изложенного ФАС России 12.11.2019 (исх. ФАС России от 12.11.2019 № ИА/99021/19) выдала в адрес Booking.com B.V. предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства3.

Booking.com B.V. не исполнило указанное предупреждение ФАС России.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В связи с неисполнением указанного предупреждения антимонопольного органа приказом ФАС России от 27.12.2019 № 1763/19 возбуждено дело № 11/01/10-41/2019 в отношении Booking.com B.V. (далее — Дело) по признакам нарушения Booking.com B.V. пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в навязывании средствам размещения, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, условий договора о необходимости обязательного предоставления и соблюдения паритета цен и номеров, а также условий взаимодействия с закрытыми группами пользователей.

Из материалов дела следует, что юридические отношения средств размещения с Booking.com B.V. регулируются Соглашением о партнерстве с компанией Booking.com B.V. (Договор с объектом размещения) (далее - Договор), Общими условиями предоставления услуг Booking.com B.V. (Общие условия доставки) (далее — Условия), Условиями Привилегированной программы (далее - Привилегированная программа), другими дополнительными соглашениями (здесь и далее цитируются положения Условий, Привилегированной программы, действовавшие на момент рассмотрения Дела и выдачи предупреждения в адрес Booking.com B.V.).

Договор, согласно пункту 2 данного Договора, является публичной офертой и вступает в силу после принятия средством размещения Условий. В соответствии с пунктом 3 Договора, он подлежит и регулируется Условиями. Условия размещены в открытом доступе в сети «Интернет» и доступны по следующей ссылке: https://admin.booking.com/hotelreg/terms-and-conditions.html?language=ru;cc1=ru.

Согласно пункту 2.2.1 Условий средство размещения обязуется предоставить Booking.com B.V. паритет цен и наличия номеров (наличия свободных мест, условий) (далее также — паритет цен, наличия номеров и условий).

Под паритетом цен в данном случае понимаются такие же или лучшие цены для того же средства размещения, как те, которые предоставляются на сайтах этих средств размещения в сети «Интернет», в приложениях или центрах обработки заказов средства размещения (включая клиентскую систему бронирования номеров), или непосредственно в средстве размещения, по сравнению с любым конкурентом Booking.com B.V. (что включает в себя любое агентство по онлайн или оффлайн бронированию номеров или агентство по бронированию номеров или посредника) и/или по сравнению с любой другой третьей стороной (занимающейся онлайн или оффлайн бронированием номеров), которая является деловым партнером средства размещения или иным образом относится к средству размещения или связана со средством размещения. При этом паритет цен не применяется к ценам, предназначенным для закрытой группы пользователей («закрытая группа пользователей» означает группу с определенными ограничениями, членство в которой не является автоматическим и при этом: 1. потребители сознательно выбирают возможность стать членом группы; 2. любой онлайн или мобильный интерфейс, используемый членами закрытой группы пользователей, защищен паролем; 3. члены закрытой группы пользователей заполнили профиль клиента; 4. потребитель, которому предложена или предоставлена цена, уже сделал по меньшей мере одно предварительное бронирование в качестве члена закрытой группы пользователей), при условии, что такие цены не являются (прямо или косвенно) доступными (не предоставляются) для широкой общественности. В случае, если цена закрытой группы пользователей (прямо или косвенно) является доступной (предоставлена) (благодаря средству размещения (прямому/косвенному) деловому конкуренту Booking.com B.V. или любой третьей стороне (платформе) (включая любую (мета) поисковую систему или сайт сравнения цен), Booking.com B.V. имеет право на паритет цен в отношении такой цены.

Паритет наличия номеров означает, что Объект размещения должен обеспечить компании Booking.com такое наличие номеров (т. е. номера, доступные для бронирования на Платформе), которое по меньшей мере столь же выгодно, как и наличие номеров, которое предоставляется любому деловому конкуренту Booking.com (включая любые агентства по онлайн или оффлайн бронированию или агентства по бронированию или посредника) и/или любой другой третьей стороне (занимающейся онлайн или оффлайн бронированием номеров), которая является деловым партнером Объекта размещения или иным образом относится к Объекту размещения или связана с Объектом размещения.

Согласно пункту 5.1 Условий средство размещения заверяет и гарантирует Booking.com B.V., в том числе, что в течение срока действия Договора цены на номера, рекламируемые на Booking.com, соответствуют наилучшей доступной цене для эквивалентного пребывания в средстве размещения, и более выгодную цену не может получить гость, который бронирует номер в средстве размещения напрямую, либо через (третью) сторону, либо через другое средство или канал.

В соответствии с Правилами и условиями для Поездок, опубликованным на сайте Booking.com в сети «Интернет», в случае если после совершения бронирования гость найдет в сети «Интернет» средство размещения, забронированное на Booking.com, с идентичными условиями бронирования по более низкой цене, Booking.com B.V. обязуется вернуть разницу в цене согласно правилам и условиям услуги «Мы возвращаем разницу в цене».

Так, указанная услуга действует в следующих случаях: другое предложение должно быть для того же варианта размещения и типа номера; другое предложение должно быть на те же даты заезда и отъезда; другое предложение должно иметь те же правила и условия отмены.

Данная услуга не действует в следующих случаях: если другое предложение найдено на сайте, который до завершения бронирования не показывает, в каком варианте размещения или номере вы будете проживать; если другое предложение бронируется с использованием программы лояльности или бонусной программы; если другое предложение специальное или со скидкой; если у гостя бронирование Booking.basic или он сравнивает с Booking.basic.

Согласно пункту 6.2 Условий средство размещения должно полностью освободить, компенсировать и оградить Booking.com B.V. (или ее директоров, должностных лиц, сотрудников, агентов, аффилированные компании и субподрядчиков) от ущерба в отношении и касательно любых обязательств, издержек, расходов (включая, помимо прочего, разумные гонорары и расходы на юридические услуги), убытков, потерь, обязательств, претензий любого рода, процентов, штрафов и судебных разбирательств, уплаченных, понесенных или принятых на себя Booking.com B.V. (или ее директорами, должностными лицами, агентами, аффилированными компаниями и субподрядчиками) в той мере, в которой любые претензии в соответствии или в связи с условием «Мы возвращаем разницу в цене» не урегулированы между гостем и средством размещения при отъезде гостя (путем оплаты более низкой цены), все претензии, предъявленные гостями в отношении или в соответствии с условием «Мы возвращаем разницу в цене».

При этом согласно пункту 10.9 Условий Договор вступает в силу и действует только после письменного подтверждения принятия и одобрения средства размещения компанией Booking.com B.V. Регистрируясь и подписываясь на партнерскую программу Booking.com B.V. в качестве партнера по размещению, средство размещения соглашается, признает и принимает правила и условия Договора.

Таким образом, средство размещения может заключить Договор только в случае, если соглашается и принимает Условия, в том числе, условия о предоставлении паритета цен и номеров на свои гостиничные услуги.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1.1.1. Привилегированной программы (то есть программы, предлагаемой Booking.com B.V. средствам размещения, которые соответствуют условиям и заинтересованы в участии в такой программе, для повышения рейтинга средства размещения в системе Booking.com), чтобы вступить в такую программу, средство размещения на ряду с обязанностью входить в 30% объектов размещения с лучшими результатами продаж в конкретном населенном пункте, а также с оценкой по отзывам от «7», должно соответствовать, в том числе, следующему критерию оценки результативности: средства размещения с конкурентными ценами на Booking.com и отсутствием случаев нарушения паритета цен и условий, согласные на постоянной основе предоставлять конкурентные цены для всех номеров каждого типа, подходят для участия в программе.

Согласно статье 2.2 Привилегированной программы средство размещения не может пользоваться такой программой (а Booking.com B.V. может деактивировать ее или отказать в ее предоставлении), если средство размещения нарушило или больше не соответствует правилам и условиям Привилегированной программы и не смогло устранить нарушение или недостатки в течение 14 суток после уведомления или немедленно в случае повторного нарушения пункта 2 статьи 1.2, согласно которому, чтобы сохранить статус привилегированного партнера, средству размещения необходимо предоставить Booking.com B.V. паритет цен и условий.

Также, согласно пункту 7.2 Условий каждая из сторон может прекратить действие Договора (и закрыть средство размещения на Booking.com) или приостановить действие (полностью или частично выполнение своих обязанностей, соглашений и обязательств в отношении) Договора по отношению к другой стороне с немедленным вступлением в силу и без необходимости уведомления о неисполнении обязательств, в том числе, в случае существенного нарушения другой стороной любого условия настоящего Договора (например, нарушение со стороны средства размещения гарантии паритета цен и номеров).

По мнению Комиссии, условие Booking.com B.V. о паритете цен может приводить к тому, что средства размещения не могут устанавливать цены на свои услуги на одном агрегаторе ниже, чем на другом, и не имеют возможности предложить лучшие цены на свои услуги другим третьим лицам для распространения как онлайн, так и оффлайн. То же касается и паритета наличия номеров.

Условия о паритете цен, наличия номеров и условий могут ограничивать для новых игроков рынка услуг агрегаторов информации о средствах размещения возможность конкурировать с Booking.com в части цены и количества номеров, предлагаемых средствами размещения на платформе (сайте) нового агрегатора как онлайн, так и оффлайн, так как независимо от собственных действий таких агрегаторов по предоставлению лучших условий взаимодействия для средств размещения, например, уменьшения размера комиссии, они при этом не могут предложить лучшие условия для бронирования конечному потребителю, и как следствие, ограничены в возможности привлечения новых пользователей на свою платформу.

Таким образом, паритет цен, наличия номеров и условий, указанный в пункте 2.2.1 Условий, приводит (может приводить) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке агрегаторов информации о средствах размещения в том числе в связи с тем, что затрудняет (может затруднять) выход на данный рынок новых участников.

Также положения пункта 2.2.1 Условий, а именно, условия, на которых средством размещения могут устанавливаться отдельные цены для закрытых групп пользователей, ограничивают средства размещения в возможности формирования собственных условий участия пользователей в таких закрытых группах.

Кроме того, положения Условий, Договора и Привилегированной программы в части необходимости соблюдения паритета цен, наличия номеров и условий во всех каналах распространения информации о средствах размещения (мета-поисковики, туристические агентства, другие агрегаторы информации о средствах размещения и пр.) навязывают средствам размещения невыгодные условия договора и приводят (могут приводить) к ущемлению их интересов в сфере предпринимательской деятельности, так как средства размещения обязаны предоставлять паритет и следить за тем, чтобы во всех каналах распространения информации о средствах размещения соблюдался паритет цен, наличия номеров и условий, что может быть затруднительно для средств размещения, а в каких-то случаях и невозможно.

Выводы о возможных негативных последствиях для средств размещения от необходимости обязательного предоставления и соблюдения паритета цен, наличия номеров и условий, а также условий взаимодействия с закрытыми группами пользователей, которые устанавливает Booking.com B.V., также подтверждаются результатами Опроса средств размещения, проведенного ФАС России в рамках рассмотрения Дела, согласно которым почти 25% опрошенных считают, что паритет цен, наличия номеров и условий, устанавливаемый некоторыми агрегаторами, приводит, в том числе к отсутствию свободного ценообразования на различных каналах продаж их гостиничных услуг.

Также согласно результатам Опроса средств размещения более 15% опрошенных считают, что в случае несоблюдения ими ценового паритета, устанавливаемого Booking.com B.V., и снижения цен на свои гостиничные услуги на сайтах сторонних агрегаторов, их ранжированная позиция на сайте агрегатора Booking.com снижается.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что условия Booking.com B.V. о паритете цен, наличия номеров и условий могут негативно влиять на состояние конкуренции на рынке услуг агрегаторов информации о средствах размещения на территории Российской Федерации, а также являются невыгодными для средств размещения и могут ущемлять их интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, в действиях (бездействии) Booking.com B.V. содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выражающиеся в навязывании средствам размещения, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, условий договора (соглашения) о необходимости обязательного предоставления и соблюдения паритета цен, наличия номеров и условий, а также условий взаимодействия с закрытыми группами пользователей, которые могут приводить:

      1. К недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг агрегаторов информации о средствах размещения.

      2. К ущемлению интересов средств размещения в сфере предпринимательской деятельности.

В вынесенном ФАС России 12.11.2019 в адрес Booking.com B.V. предупреждении о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее — Предупреждение 1), указывалось на необходимость исключить из соответствующих договоров (соглашений) с гостиницами условия о необходимости обязательного предоставления и соблюдения паритета цен, наличия номеров и условий во всех каналах продаж (распространения) гостиничных услуг у третьих сторон (онлайн и офлайн) (далее — широкий паритет).

При этом данное предупреждение не касалось прямых каналов продаж гостиниц (например, продажи на стойке регистрации, по телефону, через собственный сайт гостиницы и т. д.) (далее — узкий паритет).

Опора России и Ассоциация Рестораторов и Отельеров «Федерация Рестораторов и Отельеров» (далее - ФРиО) в ходе рассмотрения Дела 14.09.2020 обратились с ходатайствами о необходимости прекращения навязывания средствам размещения со стороны Booking.com B.V. невыгодных условий договора о необходимости обязательного предоставления и соблюдения паритета цен и наличия номеров в прямых каналах продаж средств размещения (узкий паритет).

Опора России и ФРиО мотивировали свои позиции тем, что условия об узком паритете, устанавливаемом Booking.com B.V., также являются невыгодными для них и приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке средств размещения, а также к ущемлению интересов средств размещения в сфере предпринимательской деятельности и к ущемлению интересов конечных потребителей гостиничных услуг, так как из-за узкого паритета гостиницы не могут предложить конечным потребителям свои услуги на собственных сайтах по сниженным ценам.

Также в рамках указанного ходатайства Опора России сослалась на результаты исследования немецкого антимонопольного органа (Bundeskartellamt) «Влияние положений об узком паритете цен на онлайн-продажи – результаты расследования по вопросам процедуры бронирования, проведенного Федеральным антимонопольным ведомством», результаты которого опубликованы в августе 2020 года.

Согласно позиции Опоры России в ходатайстве, главный вывод указанного исследования немецкого антимонопольного органа гласит о том, что в конечном итоге отмена «узкого» паритета цен принесла пользу, как для формирования здоровой рыночной конкуренции для объектов размещения, так и абсолютно не принесла вреда рыночному успеху Booking.com на рынке Германии.

С учетом указанных позиций, материалов Опоры России и ФРиО, Комиссия 18.09.2020 в ходе рассмотрения Дела выдала в адрес Booking.com B.V. предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. ФАС России от 18.09.2020 № АД/81041/20) (далее — Предупреждение 2).

В соответствии с Предупреждением 2 Booking.com B.V. необходимо было исключить из соответствующих договоров (соглашений) с гостиницами условия о необходимости обязательного предоставления и соблюдения паритета цен и наличия номеров во всех каналах продаж (распространения) гостиничных услуг. Таким образом, в Предупреждении 2 указывалось на необходимость исключения Booking.com B.V. из соответствующих договоров (соглашений) со средствами размещения, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации, условий об узком паритете.

Booking.com B.V. не исполнило Предупреждение 2.

С учетом выводов Аналитического отчета, результатов опросов средств размещения и конечных потребителей гостиничных услуг, материалов и документов Дела, а также анализов и выводов зарубежных антимонопольных органов относительно практики агрегаторов (в том числе и Booking.com B.V.) по установлению широкого и узкого паритета, Комиссия пришла к следующим выводам:

1. Booking.com B.V. занимает доминирующее положение на рынке услуг агрегаторов информации о средствах размещения в географических границах Российской Федерации.

2. Положения Условий, Договора, Привилегированной программы и иных применимых договоров (соглашений), заключенных (заключаемых) между Booking.com B.V. (лицом, которому переданы соответствующие полномочия) и средствами размещения (объектами размещения), в части необходимости обязательного предоставления и соблюдения паритета цен, наличия номеров и условий во всех каналах продаж (распространения) гостиничных услуг (мета-поисковики, туристические агентства, другие агрегаторы, сайты средств размещения и пр.), а также в части условий взаимодействия средств размещения (объектов размещения) с закрытыми группами пользователей, навязывают средствам размещения (объектам размещения) невыгодные условия договора и приводят (могут приводить) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг агрегаторов информации о средствах размещения, а также приводят (могут приводить) к ущемлению интересов средств размещения (объектов размещения) в сфере предпринимательской деятельности.

Комиссия 24.11.2020 в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции приняла Заключение об обстоятельствах дела № 11/01/10-41/2019 (исх. ФАС России от 08.12.2020 № АД/107441-ДСП/20, далее — Заключение).

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства
и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

Booking.com B.V. 21.12.2020 представила в ФАС России свои возражения на Заключение (вх. от 21.12.2020 № 218902-ЭП/20, далее — Возражения).

В Возражениях Ответчик повторил свои доводы об отсутствии у него доминирующего положения и о необходимости расширения продуктовых границ исследуемого товарного рынка. Также Ответчиком были представлены замечания относительно необходимости установления узкого паритета.

Комиссия рассмотрела доводы Возражений и пришла к выводу, что они не опровергли имеющиеся в Деле доказательства и выводы Заключения о наличии у Booking.com B.V. доминирующего положения на рынке услуг агрегаторов информации о средствах размещения, а также о наличии в действиях (бездействии) Booking.com B.V. нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При этом Комиссия отметила важность услуг агрегаторов для средств размещения и конечных потребителей гостиничных услуг, так как агрегаторы обеспечивают участникам рынка прозрачность, быстроту, качество, возможность для небольших локальных гостиниц быть представленными на глобальном рынке. Вместе с тем указанные положительные эффекты от деятельности агрегаторов не должны оправдывать их антиконкурентные практики, замыкающие гостиницы и потребителей только на один канал продаж гостиничных услуг и делающие другие формы оказания услуг на рынке агрегаторов трудно реализуемыми.

По мнению Комиссии, практика Booking.com B.V. по установлению для российских средств размещения паритета цен, наличия номеров и условий как раз относится к вышеуказанному виду антиконкурентной практики.

В материалах Дела отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие на момент рассмотрения дела и в ближайшее время о негативных последствиях от отмены широкого и узкого паритета для средств размещения, конечных потребителей и конкуренции на рынке услуг агрегаторов информации о средствах размещения.

С учетом выводов Заключения о наличии в действиях Booking.com B.V. нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Комиссия пришла к выводу, что положения Условий, Договора, Привилегированной программы и иных применимых договоров (соглашений), заключенных (заключаемых) между Booking.com B.V. (лицом, которому переданы соответствующие полномочия) и средствами размещения (объектами размещения), в части необходимости обязательного предоставления и соблюдения паритета цен, наличия номеров и условий во всех каналах продаж (распространения) гостиничных услуг (мета-поисковики, туристические агентства, другие агрегаторы, сайты средств размещения и пр.), а также в части условий взаимодействия средств размещения (объектов размещения) с закрытыми группами пользователей, навязывают средствам размещения (объектам размещения) невыгодные условия договора и приводят (могут приводить) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг агрегаторов информации о средствах размещения, а также приводят (могут приводить) к ущемлению интересов средств размещения (объектов размещения) в сфере предпринимательской деятельности.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила признать частную компанию с ограниченной ответственностью Booking.com B.V. (адрес: Herengracht 597, 1017 CE, Amsterdam, Netherlands) нарушившей пункт 3 часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем навязывания средствам размещения (объектам размещения), осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, невыгодных условий Соглашения о партнерстве с компанией Booking.com B.V. (Договор с объектом размещения), Общих условий предоставления услуг Booking.com B.V. (Общие условия доставки), Условий Привилегированной программы, заключаемых между Booking.com B.V. (лицом, которому переданы соответствующие полномочия) и средствами размещения (объектами размещения), в части необходимости обязательного предоставления и соблюдения паритета цен, наличия номеров и условий во всех каналах продаж (распространения) гостиничных услуг (мета-поисковики, туристические агентства, другие агрегаторы, сайты средств размещения и пр.), а также в части условий взаимодействия средств размещения (объектов размещения) с закрытыми группами пользователей, которые приводят (могут приводить) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг агрегаторов информации о средствах размещения, а также приводят (могут приводить) к ущемлению интересов средств размещения (объектов размещения) в сфере предпринимательской деятельности (решение ФАС России от 29.12.2020 № АД/115711-ДСП/20).

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), – в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, решением ФАС России от 29.12.2020 № АД/115711-ДСП/20 по делу № 11/01/10-41/2019 о нарушении антимонопольного законодательства установлено нарушение Booking.com B.V. пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП).

Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении.

Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить в отношении частной компанией с ограниченной ответственностью Booking.com B.V. (Herengracht 597, 1017 CE, Amsterdam, Netherlands) дело об административном правонарушении по факту нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании средствам размещения (объектам размещения), осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, невыгодных условий Соглашения о партнерстве с компанией Booking.com B.V. (Договор с объектом размещения), Общих условий предоставления услуг Booking.com B.V. (Общие условия доставки), Условий Привилегированной программы, заключаемых между Booking.com B.V. (лицом, которому переданы соответствующие полномочия) и средствами размещения (объектами размещения), в части необходимости обязательного предоставления и соблюдения паритета цен, наличия номеров и условий во всех каналах продаж (распространения) гостиничных услуг (мета-поисковики, туристические агентства, другие агрегаторы, сайты средств размещения и пр.), а также в части условий взаимодействия средств размещения (объектов размещения) с закрытыми группами пользователей, которые приводят (могут приводить) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг агрегаторов информации о средствах размещения, а также приводят (могут приводить) к ущемлению интересов средств размещения (объектов размещения) в сфере предпринимательской деятельности, ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

2. Провести административное расследование.

3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП Booking.com B.V. надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего Определения представить в адрес Федеральной антимонопольной службы следующие сведения (документы и материалы), заверенные надлежащим образом:

3.1 Совокупный размер суммы выручки Booking.com B.V. от реализации всех товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации за 2018 год с предоставлением подтверждающих документов.

3.2 Размер суммы выручки Booking.com B.V. от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение на территории Российской Федерации за 2018 год (рынок предоставления услуг агрегаторов информации о средствах размещения) с предоставлением подтверждающих документов.

      1. Законному представителю Booking.com B.V. явиться «10» марта 2021 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, каб. 127 для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении, либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу № 11/04/14.31-8/2021, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП, в том числе с правом подписания протокола об административном правонарушении.

Неявка в указанный срок законного представителя Booking.com B.V. будет расценена как отказ от подписания протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП защитник к представитель допускаются к участию в производстве по деду об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

 

1Частная компания с ограниченной ответственностью, созданная в соответствии с законодательством Нидерландов, головной офис которой находится в г. Амстердам

2www.booking.com/ru

3C текстом предупреждения можно ознакомиться по следующей ссылке: https://br.fas.gov.ru/ca/upravlenie-regulirovaniya-svyazi-i-informatsionnyh-tehnologiy/ce12aabe-b261-4ce2-aa5a-d71d8a93cbe7/

 

 

 

 

Связанные организации

Booking.com B.V.
ИНН , ОГРН