Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ОБЪЕДИНЕННОМУ ДЕЛУ № 1-10-191/00-11-18 от 12 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

ПО ОБЪЕДИНЕННОМУ ДЕЛУ № 1-10-191/00-11-18

12 сентября 2019 года                                                                           город Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «12» сентября 2019 г.

В полном объеме решение изготовлено «2» октября 2019 г.

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению объединенного дела № 1-10-191/00-11-18 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> (далее — Комиссия),

рассмотрев объединенное дело № 1-10-191/00-11-18 по признакам нарушения ООО «МВМ» (Нижняя Красносельская ул., д. 40/12, корп. 20, г. Москва, 105066) и ООО «Эльдорадо» (Нижняя Красносельская ул., д. 40/12, корп. 20, эт. 5, пом. II, ком. 3, г. Москва, 105066) (далее совместно – Ответчики) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении монопольно высоких цен на DVB-T2 ресиверы (ТВ-приставки приема цифрового телевещания),

в присутствии на заседании представителей ООО «МВМ» и ООО «Эльдорадо» <…>, <…> (доверенность б/н от 17.01.2019), <…>, <…>, <…> (доверенность б/н от 24.01.2019).

 

УСТАНОВИЛА:

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2009 № 985 (далее — Постановление № 985) утверждена Федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы», к целям и задачам которой относится перевод государственных сетей телерадиовещания на цифровые технологии, реализация запланированных мероприятий по развитию телерадиовещания, повсеместный переход на цифровое эфирное телерадиовещание, создание условий для последовательного отключения аналогового вещания в стране. В соответствии с абзацем 17 Постановления № 985, аналоговое вещание при параллельном цифровом эфирном телерадиовещании будет осуществляться до конца 2018 года.

В соответствии с решениями, принятыми на заседании Правительства Российской Федерации 15 ноября 2018 г. (протокол от 15.11.2018 № 33), 10 декабря 2018 года Минкомсвязи России опубликовала график отключения аналогового телевещания в регионах Российской Федерации:

Пилотный этап отключения 3 декабря 2018 года на территории Тверской области.

Первый этап отключения (I очередь) 11 февраля 2019 года территориях 7 субъектов Российской Федерации (Магаданская, Пензенская, Рязанская, Тульская, Ульяновская, Ярославская области, Чеченская Республика).

Второй этап отключения (II очередь) 15 апреля 2019 года на территориях 20 субъектов Российской Федерации (Амурская, Ивановская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Липецкая, Московская, Новгородская, Сахалинская, Тюменская области, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, г. Москва, Республика Калмыкия, Республика Мордовия, Ставропольский край, Ямало-Ненецкий автономный округ).

Третий этап отключения (III очередь) 3 июня на территориях 36 субъектов Российской Федерации (Алтайский край, Архангельская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Еврейская автономная область Иркутская, Калининградская области, Камчатский, Краснодарский, Красноярский края, Ненецкий автономный округ, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Орловская области, Пермский, Приморский края Республика Адыгея, Республика Бурятия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания Республика Тыва, Республика Хакасия, Ростовская, Самарская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Томская области, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ.

Четвёртый этап отключения (IV очередь) 14 октября на территориях 20 субъектов Российской Федерации (Астраханская, Волгоградская, Вологодская области, г. Санкт-Петербург, Забайкальский край, Калужская, Курская, Ленинградская, Мурманская, Оренбургская, Псковская области, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Карелия, Республика Крым, Республика Татарстан, Саратовская область, г. Севастополь, Челябинская область).

Тверским УФАС совместно с представителем Центрального аппарата ФАС России с 7 декабря 2018 года на территории г. Тверь проводилась проверка ООО «МВМ» и ООО «Эльдорадо» на предмет соблюдения требований статей 10 и 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при реализации пользовательского потребительского оборудования - специальных цифровых приставок с тюнером, позволяющим поддерживать европейский стандарт эфирного цифрового телевидения DVB-T2.

В ходе проведения проверки цен реализации устройств, подключаемых к телевизорам, осуществляющих прием цифрового сигнала телевизионных каналов стандарта DVB-T2 и передачу данного сигнала в соответствующем виде телевизору в целях воспроизведения, также именуемых ТВ/цифровыми -приставками, ресиверами, тюнерами и приемниками DVB-T2 (далее — Устройства), было установлено, что на территории Российской Федерации в период с 03.12.2018 по 07.12.2018 по сравнению с июнем 2018 года:

- в магазинах ООО «МВМ» цена реализации некоторых Устройств стоимостью до 1000 руб. была повышена на 84%, цена реализации некоторых Устройств стоимостью свыше 1000 руб. была повышена на 73%;

- в магазинах ООО «Эльдорадо» цена реализации некоторых Устройств была повышена на 33%.

Вместе с тем, ФАС России не было выявлено объективных обстоятельств, обуславливающих вышеуказанное повышение цен реализации Устройств в магазинах ООО «МВМ» и ООО «Эльдорадо» на территории Российской Федерации.

ФАС России был проведен анализ товарного рынка Розничной реализации устройств, предназначенных для получения доступа к просмотру телепрограмм в цифровом формате DVB-Т2.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Совокупная доля объема реализации Устройств ООО «ДНС Ритейл»
(           шт.), ООО «Эльдорадо» (           шт.), ООО «МВМ» (              шт.) из общего количества реализованных Устройств в целом по Российской Федерации всеми региональными сетями и прочими магазинами розничной торговли (             шт.) превышает 50%, при этом доля каждого из них более 8%. Относительные размеры долей ООО «ДНС Ритейл», ООО «Эльдорадо», ООО «МВМ» оставались неизменными на протяжении 2018 года.

Информация о цене товара доступна неопределенному кругу лиц (представляется в торговых объектах и на сайтах в информационно-коммуникационной сети Интернет).

ФАС России было установлено отсутствие взаимозаменяемости телевизионных приемников, поддерживающих формат DVB-Т2 и цифровых приставок (ресиверов).

В результате проведения анализа было выявлено, что ООО «Эльдорадо», ООО «МВМ» занимают доминирующее положение на рынке розничной реализации цифровых приставок (ресиверов) на территории Российской Федерации.

ФАС России в действиях ООО «МВМ» по повышению на территории Российской Федерации цен реализации некоторых Устройств стоимостью до 1000 руб. на 84% и цен реализации некоторых Устройств стоимостью свыше 1000 руб. на 73%, а также в действиях ООО «Эльдорадо» по повышению на территории Российской Федерации цен реализации некоторых Устройств на 33% в период с 03.06.2018 по 07.12.2018 по отношению к июню 2018 года установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) в части установления, поддержания монопольно высокой цены Устройств.

На основании изложенного издан приказ ФАС России от 12.12.2018 № 1744/18 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 1 10-188/00-11-18 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «МВМ» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и приказ ФАС России от 12.12.2018 № 1747/18 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 1-10-191/00-11-18 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Эльдорадо» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ООО «МВМ» направило к материалам дела № 1-10-188/00-11-18 ходатайство об объединении данного дела с делом № 1-10-191/00-11-18, возбужденным в отношении ООО «Эльдорадо», в одно производство на основании того, что ООО «МВМ» и ООО «Эльдорадо» входят в одну группу лиц в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции, при этом указанные дела возбуждены по аналогичным обстоятельствам.

ООО «Эльдорадо» направило к материалам дела № 1-10-191/00-11-18 ходатайство об объединении данного дела с делом № 1-10-188/00-11-18, возбужденным в отношении ООО «МВМ», в одно производство на основании того, что ООО «МВМ» и ООО «Эльдорадо» входят в одну группу лиц в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции, при этом указанные дела возбуждены по аналогичным обстоятельствам.

Указанные ходатайства были удовлетворены. В соответствии с частью 1, 2 статьи 47.1 Закона о защите конкуренции, определением ФАС России № АГ/10789/19 от 14.02.2019 дела № 1-10-188/00-11-18 и № 1-10-191/00-11-18 были объединены в одно производство. Объединенному делу был присвоен № 1 10 191/00-11-18. На основании определения об объединении был издан приказ ФАС России № 179/19 от 14.02.2019 о создании Комиссии по рассмотрению объединенного дела № 1 10 191/00-11-18.

В соответствии с пунктом 1части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Комиссия не выявила на территории Российской Федерации сопоставимых товарных рынков.

Ответчики предоставили пояснения по вопросу изменения цен, из которых следует, что цены на Устройства определенной марки и модели устанавливаются одинаковыми (Далее-базовые цены) во всех магазинах Ответчиков на территории Российской Федерации.

Базовая цена определяется на основании величины экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.

К базовым ценам может быть применена гибкая схема скидок, позволяющая поддерживать необходимый уровень рентабельности. Наценка имеет нижний и верхний уровень, который варьируется в зависимости от сезонности продаж, жизненного цикла товара, маркетинговых акций, потребительского спроса на товар и иных экономических процедур.

Базовая цена, как правило, отличается от фактической цены приобретения Устройств потребителями. Фактические розничные цены на Устройства могут отличаться на одни и те же единицы ассортимента в зависимости от вышеуказанных акций и скидок.

При этом розничная цена Устройств, по которой товар продавался конечному потребителю, могла отличаться от базовой в зависимости от размера предоставляемой потребителю скидки по программе лояльности, дисконтным программам для различных категорий потребителей, скидкам по маркетинговым и рекламным акциям в отношении Устройств и т.д.

Максимальная цена – это самая высокая цена, по которой были проданы Устройства в определенный период времени, установленная магазинами, но не превышающая базовую цену.

Минимальная цена – это самая низкая цена, по которой были проданы Устройства в определенный период времени, установленная магазинами, учитывающая акции, бонусы, скидки и т.д.

Средневзвешенные цены – это фактическая цена реализации, т.е. средняя цена между разными ценами реализации, взвешенными на объем.

Рекламные акции и мероприятия проводятся как на территории всех субъектов Российской Федерации, так и в отдельных городах. Они различаются по срокам проведения и содержанию, поскольку учитывают специфику регионального спроса и предложения.

Комиссия, изучив материалы дела, пояснения сторон, фактические данные о реализации Устройств установила следующее.

ООО «МВМ» осуществляет реализацию Устройств в 73 субъектах (172 города) Российской Федерации.

ООО «Эльдорадо» осуществляет реализацию Устройств в 73 субъектах (187 городов) Российской Федерации.

Ассортимент реализуемых ООО «МВМ» Устройств в 2018 году представлен 11 марками и 44 моделями, в 2019 году – 14 марками и 74 моделями. Общий объем проданных ООО «МВМ» Устройств в 2018 году составил                шт.

С января 2019 по июль 2019 года было реализовано –              шт., в 5,3 раза больше, чем за этот же период в 2018 году, с января 2018 года по июль 2018 года – было реализовано –               шт.

Ассортимент реализуемых ООО «Эльдорадо» в 2018 году Устройств представлен 10 марками и 29 моделями, в 2019 году – 9 марками и 30 моделями. Общий объем проданных ООО «Эльдорадо» Устройств в 2018 году составил                шт.

С января 2019 по июль 2019 года было реализовано –               шт., с января 2018 года по июль 2018 года – было реализовано -                 шт. В 4,9 раза больше в 2019 году, чем за этот же период в 2018 году.

В состав данного ассортиментного ряда входят Устройства различной ценовой категории, разных производителей, обладающие разными техническими и качественными характеристиками. Состав Устройств (марки, модели), объемы реализации в течение проверяемого периода менялись. Состав марок и моделей, продаваемых в различных городах Российской Федерации не является одинаковым для всех магазинов ООО «МВМ» и ООО «Эльдорадо», что обусловлено спецификой спроса, формата магазина, покупательских предпочтений и т.д., присущих каждой отдельной территории Российской Федерации.

На основе анализа выручки Ответчиков Комиссией было установлено, что доля выручки от реализации Устройств в общем объеме выручки от реализации остальных товаров составляет менее 1%.

Комиссией был определен рейтинг наиболее продаваемых моделей Устройств, реализуемых в магазинах ООО «МВМ» и ООО «Эльдорадо» и проанализированы максимальные и средневзвешенные цены на наиболее продаваемые модели Устройств, доля которых в общем объеме реализованных Устройств превышает 90%.

Максимальные и средневзвешенные цены сравнивались:

  1. по каждой марке и модели, как в каждом городе, так и в целом по всей территории Российской Федерации;
  2. по всей группе товаров (ассортиментному ряду), относящихся к одной товарной группе «Устройства», как в каждом городе, так и в целом по всей территории Российской Федерации.

Так, в «МВМ» наиболее продаваемыми в 2018 году являются модели Устройств, представленные в списке ниже:

1.     D-Color DV802HD –              шт.,

2.     Harper HDT2-1010 -                шт.

3.     Harper HDT2-1108 -              шт.

4.     Telefunken TF-DVBT212-              шт.

5.     Telefunken TF-DVBT213-                шт.

6.     D-Color DV1502HD –              шт.,

7.     Harper HDT2-2010 -              шт.

8.     Telefunken TF-DVBT214-              шт.

9.     Ремо TV Future Outdoor DVB T2 –          шт.

10. Harper HDT2-1512 -            шт.

Комиссия выявила, что в разных городах могут быть установлены разные максимальные цены в одном и том же месяце.

На примере Устройства Harper HDT2-2010, реализуемого ООО «МВМ» показана типовая схема установления цен Ответчиками.

  1. Harper HDT2-2010

Декабрь 2017 год

г. Альметьевск 1690 руб.

г. Анапа 1690 руб.

г. Серпухов 1690 руб.

Январь 2018 год

г. Альметьевск 1190 руб.

г. Анапа 1690 руб.

г. Серпухов 1352 руб.

Февраль 2018 год

г. Альметьевск 1490 руб.

г. Анапа 1690 руб.

г. Серпухов 1690 руб.

Апрель 2018 год

г. Альметьевск 990 руб.

г. Анапа 1490 руб.

г. Серпухов 1490 руб.

Июнь 2018 год

г. Альметьевск 1490 руб.

г. Анапа 1490 руб.

г. Серпухов 1490 руб.

Декабрь 2018 год

г. Альметьевск 1890 руб.

 г. Анапа 1890 руб.

 г. Серпухов 1890 руб.

На данную модель в декабре 2018 года максимальная цена на большей части территории Российской Федерации (99%) была установлена на уровне базовой цены 1890 руб.

Комиссией выявлено, что ООО «МВМ» устанавливает базовую цену на каждую модель Устройства - единую для всех магазинов ООО «МВМ». При этом, максимальные цены, как правило, ниже базовых, но могут и совпадать, и, в разных городах цены устанавливаются с учетом жизненного цикла товара, потребительского спроса на товар и иных экономических факторов.

На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что сравнение цен декабря 2017 года, июня 2018 года и декабря 2018 года должно производится в сопоставимых условиях.

В целях проверки и оценки обоснованности изменения цен по каждой модели в каждом месяце и в целом за 2018 год в сопоставимых условиях Комиссия провела сравнение средних максимальных и средневзвешенных цен по каждой конкретной модели Устройств в целом по Российской Федерации.

Например, базовая цена модели Harper HDT2-2010 - …… руб., средняя максимальная цена реализации данной модели в декабре 2017 года была 1666 руб., в январе 2018 года была 1643 руб., в декабре 2018 года - 1848 руб.

 

 

Снижение средних максимальных цен по данной модели отмечается с марта по октябрь 2018 года, т.е. в середине года. Рост средней максимальной цены в 2018 году составил 11,9%, но при этом не превысил базовой цены 1890 руб.

С учетом того обстоятельства, что продажа Устройств в каждом отдельном месяце осуществлялась и по базовым и(или) максимальным ценам, и по акциям, скидкам, бонусам и т.д., Комиссией был проведен анализ средневзвешенных цен по каждой модели в целях проверки обоснованности изменения цен на Устройства.

Разница между самой низкой средневзвешенной ценой в марте 1289 руб. по данной модели и самой высокой в декабре 1648 руб. составляет 27,9%, разница цен в ноябре и декабре 7,3%. В марте цена ниже, чем в январе на 8,1%. Динамика цен разнонаправленная: зафиксировано как снижение, так и увеличение цен. В этой связи Комиссией был произведен расчет среднегодового и среднемесячного изменения цен.

Среднегодовое изменение средневзвешенной цены по данной модели составляет +17,5%, среднемесячное изменение цены составляет + 1,4%.

Средневзвешенная цена в декабре не превысила средней максимальной цены в ноябре и составила 1648 руб.

Комиссия пришла к выводу, что в период с декабря 2017 года по декабрь 2018 года необоснованный рост цен на данную модель Устройства в магазине ООО «МВМ» отсутствует.

Также Комиссия пришла к выводу, что снижение цен происходит за счет применения акций, скидок, бонусов и к декабрю 2018 года цены доводятся до базовой цены.

Разница между средней максимальной и средневзвешенной ценой реализации, т.е. фактическая скидка Устройства Harper HDT2-2010 за 2018 год составила 11,8% (1547 руб./1383 руб.).

По такому алгоритму проводился анализ цен каждой модели.

По модели Harper HDT2-1010 наблюдается следующая динамика. В среднем за год средние максимальные цены снизились на 2%, средневзвешенные цены увеличились на 12%. Разница между средними максимальными и средневзвешенными ценами составляет 18,8% (1163 руб./978 руб.).

 

 

Наибольшая скидка по данной модели были предоставлена с января по май 2018 года.

По модели Harper HDT2-1108 наблюдается следующая динамика. В среднем за год средние максимальные цены снизились на 9%, средневзвешенные цены снизились на 31%. Разница между средними максимальными и средневзвешенными (с учетом акций, скидок и т.д.) составляет 16% (1337руб./1150руб.)

 

Комиссия пришла к выводу, что при сравнении разницы между средними максимальными и средневзвешенными ценами по моделям Harper HDT2-1010 и Harper HDT2-1108 скидка предоставлена больше на модель Harper HDT2-1010 (18,8%) при том, что средневзвешенная цена в среднем за год увеличилась на 12%. Скидка на модель Harper HDT2-1108 в среднем за год составила 16% при снижении средневзвешенной цены на 31%.

Увеличение средневзвешенной цены обусловлено применением акций, скидок и бонусов в большей степени в первой половине года, снижение средневзвешенной цены обусловлено применением акций, скидок и бонусов в большей степени в середине года.

Комиссия пришла к выводу, что в период с декабря 2017 года по декабрь 2018 года необоснованный рост цен на данные модели Устройств в магазине ООО «МВМ» отсутствует.

Такой алгоритм сравнения цен применялся ко всем моделям.

D-Color DC802HD - снижение средних максимальных цен за год составило 10%, снижение средневзвешенных цен составило 2%. Разница между средними максимальными и средневзвешенными, т.е. фактическая скидка, составила 13%.

 

 

Снижение цен наблюдается с февраля по июнь 2018 г. Фактические цены реализации существенно ниже базовых цен.

D-Color DC1502HD - рост средних максимальных цен за год составил 1%, рост средневзвешенных цен составил 10,8%. Разница между средними максимальными и средневзвешенными составила 12,4%.

 

 

Наибольшая скидка предоставлена в мае, июне, октябре 2018 года. В декабре 2018 года цены повышаются до уровня базовых цен.

Harper HDT2-1512 - рост средних максимальных цен за год составил 7%, рост средневзвешенных цен составил 18,7%. Разница между средними максимальными и средневзвешенными составила 8,8% (1773 руб./1628 руб.). По данной модели предоставлена наименьшая совокупная скидка. В рейтинге наиболее продаваемых моделей занимает 10 место.

 

Доля продаж наиболее продаваемых моделей в общем объеме продаж в целом по 2018 году составляет 81% (            шт. из            шт.), индекс изменения средневзвешенных цен в целом по наиболее продаваемым моделям составляет (-3,2%), т.е. в целом по группе товаров «Устройства» наблюдается снижение цен.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что снижение или увеличение средневзвешенных цен обусловлено временным интервалом (в первой половине года или во второй) применяемых скидок. По всем приставкам средневзвешенные цены не превышали базовых цен.

На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что в период с декабря 2017 года по декабрь 2018 года необоснованный рост цен на Устройства в магазине ООО «МВМ» отсутствует.

Комиссией установлено, что в ООО «Эльдорадо» политика ценообразования аналогична политике ценообразования ООО «МВМ». ООО «Эльдорадо» устанавливается базовая цена на каждую модель Устройства - единая для всех магазинов по свей территории Российской Федерации.

К базовым ценам может быть применена гибкая схема скидок, позволяющая поддерживать необходимый уровень рентабельности. Наценка имеет нижний и верхний уровень, который варьируется в зависимости от сезонности продаж, жизненного цикла товара, маркетинговых акций, потребительского спроса на товар и иных экономических процедур.

Базовая цена, как правило, отличается от фактической цены приобретения Устройств потребителями. Фактические розничные цены на Устройства могут отличаться на одни и те же единицы ассортимента в зависимости от вышеуказанных акций и скидок.

Базовая цена определяется на основании величины экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.

При этом розничная цена Устройств, по которой товар продавался конечному потребителю, может отличаться от базовой в зависимости от размера предоставляемой потребителю скидки по программе лояльности, дисконтным программам для различных категорий потребителей, скидкам по маркетинговым и рекламным акциям в отношении Устройств и т.д.

Максимальная цена – это самая высокая цена, по которой были проданы Устройства в определенный период времени, установленная магазинами, не всегда совпадающая с базовой ценой.

Минимальная цена – это самая низкая цена, по которой были проданы Устройства в определенный период времени, установленная магазинами, учитывающая акции, бонусы, скидки и т.д.

Средневзвешенные цены – это фактическая цена реализации, т.е. средняя цена между разными ценами реализации, взвешенными на объем.

Рекламные акции и мероприятия проводятся как на территории всех субъектов Российской Федерации, так и в отдельных городах. Они различаются по срокам проведения и содержанию, поскольку учитывают специфику регионального спроса и предложения.

В ООО «Эльдорадо» наиболее продаваемыми в 2018 году являются следующие модели Устройств:

1.     Denn DD110 –             шт.

2.     D-Color DC802HD –            шт.

3.     Denn DD100 –              шт.

4.     Denn DD111 –             шт. в продаже появилась в декабре 2018 года

5.     Denn DD150 –             шт.

6.     Denn DD104 –              шт.

7.     Ремо TV Future Outdoor DVB-T2 –            шт.

8.     Ремо TV Future Indoor –           шт.

9.     D-Color DC1502HD –            шт.

10. Globo GL30 –            шт.

В целях получения аналитических данных, позволяющих оценить уровень изменения цены реализации Устройств ООО «Эльдорадо» за проверяемый период Комиссией проводился сравнительный анализ средних максимальных и средневзвешенных цен (фактической средней цена реализации между базовой ценой и ценой по акции/скидкам, бонусам, взвешенной на объем).

Например, при сравнении средних максимальных цен Устройства DENN DDT 104 в разных городах и разных периодах выявлено, что в разных городах установлены разные максимальные цены в одном и том же месяце.

На данную модель в декабре 2018 года максимальная цена на большей части территории Российской Федерации (99%) была установлена на уровне базовой цены 1999 руб.

- DENN DDT 104

Декабрь 2017 год

г. Дзержинск – 1529 руб.

г. Москва – 1699 руб.

г. Владивосток – 1799 руб.

г. Белгород – 1899 руб.

г. Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская обл.) - 1999 руб.

Январь 2018 год

г. Дзержинск – 1699 руб.

г. Москва – 1699 руб.

г. Владивосток – 1599 руб.

г. Белгород – 1699 руб.

Июнь 2018 год

г. Дзержинск – 1699 руб.

г. Москва – 1699 руб.

г. Владивосток – 1699 руб.

г. Белгород – 1999 руб.

Август 2018 год

г. Дзержинск – 1399 руб.

г. Москва – 1509 руб.

г. Владивосток – 1799 руб.

г. Белгород – 1999 руб.

Декабрь 2018 год

г. Дзержинск – 1999 руб.

г. Москва – 1999 руб.

г. Владивосток – 1999 руб.

г. Белгород – 1999 руб.

На данную модель в декабре 2018 года максимальная цена на большей части территории Российской Федерации (98,3%) была установлена на уровне базовой цены - 1999 руб.

Комиссией выявлено, что ООО «Эльдорадо» устанавливается базовая цена на каждую модель Устройства - единая для всех магазинов. При этом, максимальные цены, как правило, ниже базовых, но могут и совпадать, и, в разных городах цены устанавливаются с учетом жизненного цикла товара, потребительского спроса на товар и иных экономических факторов.

На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что сравнение цен декабря 2017 года, июня 2018 года и декабря 2018 года должно производится в сопоставимых условиях.

В целях проверки и оценки обоснованности изменения цен по каждой модели в каждом месяце и в целом за 2018 год в сопоставимых условиях Комиссией проводилось сравнение средних максимальных и средневзвешенных цен по каждой конкретной модели Устройств в целом по Российской Федерации.

Динамика изменения средних максимальных цен на данную модель разнонаправленная: зафиксировано как снижение, так и увеличение цен. В этой связи Комиссией был произведен расчет среднегодового и среднемесячного изменения цен.

Среднегодовое изменение цены составило 14,5%, среднемесячное изменение цены составило 1,2%.

 

Средняя максимальная цена за 2018 год – 1758 руб.

Рост цены в декабре 2018 года по отношению к июню 16,1%.

Увеличение средней максимальной цены в конце 2018 года обусловлено применением акций, скидок и бонусов в большей степени в первой половине года.

Средние максимальные цены не превышают базовых цен.

Комиссия пришла к выводу, что в период с декабря 2017 года по декабрь 2018 года необоснованный рост цен на данные модели Устройств в магазине ООО «Эльдорадо» отсутствует.

По модели DENN DDT 104, средневзвешенные цены в каждом месяце составили:

Декабрь 2017 год – 1503 руб.

Январь -1475 руб.

Февраль – 1429 руб.

Март - 1334 руб.

Апрель – 1382 руб.

Май – 1455 руб.

Июнь – 1500 руб.

Июль – 1702 руб.

Август – 1817 руб.

Сентябрь – 1620 руб.

Октябрь – 1763 руб.

Ноябрь – 1418 руб.

Декабрь - 1855 руб.

Средняя цена за год – 1562 руб.

Как видно из представленных данных, средневзвешенная цена, т.е. фактическая цена реализации ниже средней максимальной цены в среднем на 12% (1758 руб./1562 руб.).

Разница между самой низкой средневзвешенной ценой в марте 1334 руб. по данной модели и самой высокой средневзвешенной в декабре 1855 руб. составила 39,1%, разница цен в ноябре и декабре составила 30,9%. В марте цена была ниже, чем в январе на 9,5%, в ноябре цена была ниже, чем в октябре на 19,5%. Динамика цен разнонаправленная: зафиксировано как снижение, так и увеличение цен. В этой связи, Комиссией был произведен расчет среднегодового и среднемесячного изменения цен.

Среднегодовое изменение средневзвешенной цены по данной модели составило + 25,7%, среднемесячное изменение цены составило + 2,1%.

Цены на данную модель, в зависимости от магазина, в январе находились в диапазоне от 758 руб. до 1999 руб., в декабре 2017 года цены не превышали 1999 руб., в декабре 2018 года цены также не превышали 1999 руб.

Комиссия пришла к выводу, что рост средневзвешенных цен обусловлен тем, что акции, скидки, бонусы в большей степени применялись в магазинах ООО «Эльдорадо» в начале года (до июня месяца включительно), в дальнейшем (кроме ноября) применение акций, скидок, бонусов было применено в меньшей степени.

Увеличение средних максимальных цен на модель DENN DDT 104 на 14,4% связано с доведением цен до базового уровня вследствие прекращения действия скидок и акций на данную модель.

Комиссия пришла к выводу, что рост средневзвешенных цен на некоторые Устройства, реализуемые ООО «Эльдорадо» с июня по декабрь обусловлен существенным снижением цен на Устройства в июне в результате применения акций, скидок, бонусов и последующим прекращением действия применяемых акционных/бонусных мероприятий, что повлекло за собой увеличение фактической цены розничной реализации.

Комиссия пришла к выводу, что в период с декабря 2017 года по декабрь 2018 года необоснованный рост цен на Устройства в магазине ООО «Эльдорадо» отсутствует.

 

Комиссия провела анализ изменения средневзвешенных цен по каждой модели в отдельности и в целом по всему ассортименту продаваемых в магазинах ООО «Эльдорадо» Устройств.

Среднемесячное изменение средневзвешенных цен по каждой модели разнонаправленное. Имеет место как снижение цен, так и повышение в диапазоне от -5% до +2,1%. В целом по товарной группе Устройства среднегодовой рост средневзвешенных цен составляет 1%.

Основываясь на изложенном, Комиссия пришла к выводу, что в период с декабря 2017 года по декабрь 2018 года необоснованный рост цен на цифровые приставки в магазинах ООО «Эльдорадо» отсутствует.

Комиссия провела оценку состояния реализации Устройств в период с января по август 2019 года.

Установлено, что в январе 2019 года цены на Устройства, продаваемые в сетевых магазинах ответчиков снизились, расширился ассортимент продаваемых Устройств. Расширение ассортимента произошло, в основном, за счет двух наиболее продаваемых ценовых сегментов: до 1000 руб. и от 1000 руб. до 1500 руб.

Например:

Наиболее существенное снижение отмечено в ООО «МВМ» и ООО «Эльдорадо» по следующим приставкам:

- Telefunken TF-DVBT212 снижение цены на 37,7% (с 1590 руб. до

990 руб.)

-Denn DDT110 снижение составило 23,1% (с 1299 руб. до 999 руб.)

-Denn DDT111снижение составило 17% (с 1199 руб. до 999 руб.)

- Harper HDT2-1010 снижение составило 23,2% (с 1290 руб. до 990

руб.)

- Harper HDT2-1008 снижение составило 41,4% (с 1990 руб. до 990

руб.)

В целом по Российской Федерации в среднем цены на Устройства снизились в данных магазинах на 10%.

С января 2019 года по август 2019 года в продажу поступили Устройства в ценовых сегментах до 1000 руб. и от 1000 до 1500 руб., которые отсутствовали в 2018 году.

ООО «МВМ». К наиболее продаваемым относятся: Telefunken TF-DVBT215 – средняя цена продажи 1104 руб., Denn DDT121 – средняя цена продажи 851 руб., которые в общем объеме продаж занимают существенную долю (40,8%). Telefunken TF-DVBT216 – средняя цена продажи 1769 руб., Telefunken TF-DVBT217– средняя цена продажи 1778 руб.

ООО «Эльдорадо». Telefunken TF-DVBT219 – средняя цена продажи 1523 руб., Telefunken TF-DVBT220 – средняя цена продажи 1593 руб., Denn DDT114 – средняя цена продажи 1516 руб., Denn DDT160 – средняя цена продажи 1418 руб., Denn DDT121 – средняя цена продажи 709 руб. которые в общем объеме продаж занимают существенную долю (32%). Однако к наиболее продаваемым относятся Устройства в ценовых сегментах до 1000 рублей и от 1000 руб. до 1500 руб.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях ООО «МВМ» и ООО «Эльдорадо» отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение объединенного дела № 1-10-191/00-11-18 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «МВМ» и ООО «Эльдорадо» на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

Председатель Комиссии                                                         А.Н. Голомолзин

 

Связанные организации

ООО "МВМ"
ИНН 7707548740, ОГРН 1057746840095
ООО "Эльдорадо"
ИНН 7715641735, ОГРН 5077746354450