Решение №ПИ/2598/22 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 11/01/10-26/2021 от 18 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 11/01/10-26/2021

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 27 декабря 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено 17 января 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 11/01/10-26/2021 в составе: Председателя Комиссии — заместителя руководителя ФАС России П.В. Иванова; членов Комиссии: (далее — Комиссия),

рассмотрев дело № 11/01/10-26/2021 по признакам нарушения ПАО «Россети Северный Кавказ» (357506, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Подстанционная, 13А; ИНН 2632082033; ОГРН 1062632029778; далее также — Общество) пункта 1 части 1 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившимся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи (ВЛ) для размещения оптического кабеля (далее — Услуга),

в присутствии на заседании представителя по доверенности ООО «КаспийТелеком» (доверенность от 30.08.2021 № б/н) и ООО «Стелстелеком» <...>., генерального директора ООО «Маяк Нетворк» <...>, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Дагестан <...>, представителей по доверенности ПАО «Россети Северный Кавказ» <...>, <...>, представителя по доверенности ПАО «Россети» <...>и представителя по доверенности АО «Управление ВОЛС-ВЛ» <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Дагестанского УФАС России поступили обращения ООО «Оптимасеть», ООО «05КОМ», ООО «Стелстелеком», ООО «Маяк Нетворк», ООО «Флай-Теч», ООО «Скайнет», ООО «КаспийТелеком», ИП Ахмедов Али Алиомарович по вопросу повышения ПАО «Росети Северный Кавказ» платы за пользование одной опорой контактной сети при размещении кабелей электросвязи на линиях электропередач, принадлежащих ПАО «Россети Северный Кавказ», на территории Республики Дагестан.

Согласно приказу ПАО «Россети Северный Кавказ» от 12.07.2018 № 416 стоимость предоставления одной опоры составляет 148,63 руб. (здесь и далее без НДС) за опору 0,4 кВ, 201,12 руб. за опору 6-10 кВ, 524,76 руб. за опору 35 кВ и 1 408,04 руб. за опору 110 кВ.

По результатам рассмотрения представленных материалов Дагестанским УФАС России издан приказ от 26.02.2021 № 13 о возбуждении дела № 005/01/10-273/2021 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в повышении c 12.07.2018 ПАО «Россети Северный Кавказ» цены на размещение волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) на опорах электросетевого хозяйства на территории Республики Дагестан.

В соответствии с пунктом 1.4.1 Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных приказом ФАС России от 01.08.2007 № 244 в Федеральную антимонопольную службу из Дагестанского УФАС России переданы материалы дела № 005/01/10-273/2021 о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании приказа ФАС России от 17.08.2021 № 827/21 «О принятии переданного дела к рассмотрению и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» ФАС России приняты к рассмотрению материалы дела № 005/01/10-273/2021, присвоен переданному делу учетный номер 11/01/10-26/2021 и создана Комиссия по рассмотрению дела № 11/01/10-26/2021 о нарушении антимонопольного законодательства ПАО «Россети Северный Кавказ» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела Комиссия также установила в действиях ПАО «Россети Северный Кавказ» наличие признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части установления приказом от 12.07.2018 № 416 и поддержания монопольно высокой цены на Услугу в размере 148,63 руб. (здесь и далее — без НДС) за опору 0,4 кВ, 201,12 руб. за опору 6-10 кВ, 524,76 руб. за опору 35 кВ и 1 408,04 руб. за опору 110 кВ.

Определением от 04.10.2021 № ПИ/83441/21 об отложении рассмотрения дела № 11/01/10-26/2021 Комиссия определила считать дело № 11/01/10-26/2021 возбужденным также по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении ПАО «Россети Северный Кавказ».

По результатам анализа материалов дела № 11/01/10-26/2021 Комиссией установлено следующее.

В соответствии с учетной политикой ПАО «Россети Северный Кавказ» к основным видам деятельности Общества относятся:

- передача электроэнергии;

- технологическое присоединение к электрической сети;

- перепродажа электроэнергии и мощности;

- аренда;

- продажа прочих товаров (работ, услуг) промышленного характера;

- продажа прочих товаров (работ, услуг) непромышленного характера.

    • На передачу электрической энергии устанавливаются регулируемые тарифы, в которых учитываются расходы на эксплуатацию и возмещение стоимости основных производственных средств, включая опоры ВЛ.

Условия и порядок обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, которая используется и может быть использована для оказания услуг в сфере общедоступной электросвязи определены Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1284 (далее — Правила).

Пунктом 38 Правил установлено, что тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их часть, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.

В состав тарифа на доступ к инфраструктуре включаются затраты, которые несет владелец инфраструктуры на исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 30 Правил.

В соответствии с пунктом 30 Правил владелец инфраструктуры при предоставлении инфраструктуры в пользование обязан:

а) обеспечить соответствие указанных в договоре объектов инфраструктуры требованиям к инфраструктуре, установленным в соответствии с пунктами 5 и 6 Правил;

б) в порядке и сроки, которые установлены договором, информировать пользователя инфраструктуры об аварийных ситуациях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;

в) обеспечить на безвозмездной основе беспрепятственный доступ уполномоченного персонала пользователя инфраструктуры к указанной в договоре сети электросвязи, в том числе к ее отдельным элементам, в соответствии с правилами внутреннего распорядка (при их наличии) на объектах инфраструктуры, на которых такие отдельные элементы сети электросвязи размещены.

Экономически обоснованными считаются любые расходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, то есть понесены для получения дохода (письмо Минфина России от 08.07.2019 № 03-03-06/1/50124).

Для документального подтверждения понесенных расходов используют первичные документы, доказывающие, что расходы действительно были понесены организацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Таким образом, экономически обоснованными расходами признаются любые затраты при условии, что они фактически произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, документально подтверждены и являются обоснованными.

Согласно приказам ПАО «Россети Северный Кавказ» (Таблица 1) утверждены тарифы на предоставление доступа к инфраструктуре на 1 опору без НДС, в руб.

Тарифы на предоставление доступа к инфраструктуре для

размещения сетей электросвязи на 1 опору

Таблица 1

Наименование

Период действия

Ежемесячный тариф на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи на 1 опору, руб. без НДС

ВЛ 0,4 кВ

ВЛ 6-10(20) кВ

ВЛ 35 кВ

ВЛ 110 кВ

Приказ № 416 от 12.07.2018

С 12.07.2018 по 24.06.2021

148,63

201,12

 

 

Приказ № 599 от 25.09.2018

 148,63  

    201,12  

      524,76  

 1 408,04  

Приказ № 192 от 04.04.2019 (внесение изм. в приказ от 12.07.2018 № 416)

 148,63  

    201,12  

      524,76  

 1 408,04  

Приказ № 263 от 25.06.2021 (в разрезе филиалов):

С 25.06.2021 по 25.10.2021

 

 

 

 

Дагэнерго

   61,92  

      76,65  

      111,63  

    204,78  

Ингушэнерго

   63,83  

      76,74  

      120,25  

    217,22  

Каббалкэнерго

   63,24  

      75,97  

      113,44  

    211,50  

Карачаево-Черкесскэнерго

   63,80  

      76,50  

      112,47  

    206,81  

Севкавказэнерго

   62,79  

      76,66  

      116,84  

    220,96  

Ставропольэнерго

   62,62  

      74,77  

      110,40  

    202,78  

Чеченэнерго

   64,04  

      76,76  

      112,95  

    222,35  

Приказ № 465 от 26.10.2021 (в разрезе филиалов):

С 26.10.2021 по настоящее время

 

 

 

 

Дагэнерго

61,47

76,9

112,17

168,35

Ингушэнерго

62,45

77,37

117,65

176,17

Каббалкэнерго

61,44

76,19

112,79

171,86

Карачаево-Черкесскэнерго

61,19

75,98

111,77

168,64

Севкавказэнерго

61,73

76,91

115,24

177,91

Ставропольэнерго

60,84

75,25

110,55

166,25

Чеченэнерго

62,51

77,38

119,31

179,17

 

ПАО «Россети Северный Кавказ» является субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность в сфере услуг по передаче электрической и (или) тепловой энергии.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2008 № 707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий» субъекты естественных монополий ведут раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности (далее — РУДР) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти.

Субъекты естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее — субъекты естественных монополий) ведут РУДР в соответствии с приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 «Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике» (далее – Порядок ведения РУДР).

В этой связи Комиссией были проанализированы:

- данные РУДР за период с 2017 по 2020 годы;

- данные бухгалтерской отчетности за период с 2017 по 2020 годы;

- объемы услуг по предоставлению мест креплений на ВЛ для размещения ВОЛС;

- прейскуранты цен на услугу по предоставлению мест креплений на ВЛ для размещения ВОЛС;

- обоснование цены услуги по размещению ВОК операторов связи на ВЛ ДЗО ПАО «Россети»;

- оценка бюджетных затрат, связанных с переподвеской ВОК при проведении модернизации, капремонта ВЛ;

- расчет бюджетной цены услуги предоставления доступа к инфраструктуре (далее – калькуляция);

- оборотно-сальдовые ведомости по счетам 20, 25, 26, 90;

- данные, полученные по РУДР, и данные, полученные по калькуляции;

- фактическая рентабельность и рентабельность, учитываемая в калькуляции.

В соответствии с Порядком ведения РУДР показатели раздельного учета соответствуют показателям, содержащимся в формах бухгалтерской и статистической отчетности.

Раздельный учет расходов ведется субъектами естественных монополий по основным элементам затрат (материальные затраты, амортизация, затраты на оплату труда, страховые взносы и прочие затраты) с распределением затрат по видам деятельности.

Положения по ведению раздельного учета доходов и расходов закреплены в Учетной политике Общества.

В соответствии с Учетной политикой Общества доходы и расходы по Услуге учитываются в составе вида деятельности «Аренда».

В составе вида деятельности «Аренда» оказываются услуги, представленные в Таблице 2.

 

Финансовые результаты

Таблица 2

тыс. руб.

№ п/п

Наименование показателя

2018

2019

2020

1 полугодие 2021

 

Выручка всего

17 040 528

 

18 361 800

 

26 863 434

 

16 395 939

 

1

Доходы от аренды:

549 535

569 642

382 891

49 821

 

1.1.

Аренда для размещения ВОЛС, связи, освещения

1 055

12 555

81 556

46 315

1.2.

Аренда зданий, сооружений

0

2 544

6 105

2 972

1.3.

Аренда автотранспорта

0

3 670

8 468

442

1.4.

Предоставление рабочих мест

86

86

125

82

1.5.

Сдача в аренду имущества

548 394

550 787

286 637

10

 

себестоимость продаж всего:

15 653 096

 

16 111 791

 

23 567 435

 

15 071 358

 

2.

себестоимость аренды

596 594

 

602 183

 

412 349

 

41 440

 

2.1.

Аренда для размещения ВОЛС, связи, освещения

0

665

52 110

 

39 795

 

2.2.

Аренда зданий, сооружений

0

241

3 535

 

1 645

 

2.3.

Аренда автотранспорта

0

0

182

0

2.4.

Предоставление рабочих мест

0

0

0

0

2.5.

Сдача в аренду имущества

596 594

 

601 277

 

356 522

 

0

 

В составе доходов от «Аренды для размещения ВОЛС, связи, освещения» кроме доходов от оказания услуг по аренде для размещения ВОЛС, связи, освещения учитываются также доходы от оказания услуг связи, освещения, подготовка и выдача технических условий размещения ВОЛС, согласования проектной и рабочей документации по СМР ВОЛС и другие услуги.

В Таблице 3 представлена информация о доходах, объемах и тарифах на Услугу. Тарифы на 2021 год, учитывая незначительные отклонения, указаны как среднее арифметическое значение по всем филиалам ПАО «Россети Северный Кавказ».

Доходы, тарифы, объемы по Услуге

Таблица 3

Период

2018

2019

2020

1 полугодие 2021

План 2021

Объем услуг

Количество опор, шт.

0,4 кВ

862

3 298

 

6 886

 

6 135

 

7 671

 

6-10 кВ

1 404

 

3 180

 

17 319

 

17 191

 

17 858

 

35 кВ

253

1 213

 

2 136

 

2 136

 

2 136

 

110 кВ

77

247

1 224

 

1 233

 

1 233

 

220 кВ

0

0

0

0

0

тариф, руб. без НДС

Изм. тарифов с 25.06.2021

0,4 кВ

148,63

148,63

148,63

148,63

63,18

6-10 кВ

201,12

201,12

201,12

201,12

76,29

35 кВ

524,76

524,76

524,76

524,76

114

110 кВ

1 408,04

 

1 408,04

 

1 408,04

 

1 408,04

 

212,34

220 кВ

 

 

 

 

 

Объем услуг

Количество км

0,4 кВ

0,988

14,701

54,619

54,609

78,465

6-10 кВ

5,059

290,149

825,828

825,828

1465,35

35 кВ

0

162,613

409,893

409,893

679,064

110 кВ

0

122,477

275,495

275,495

519,303

220 кВ

0

0

0

0

0

Доходы, тыс. руб. без НДС*

0,4 кВ

2 082

 

13 362

 

67 017

 

37 072

 

Нет данных

6-10 кВ

35 кВ

110 кВ

220 кВ

 

Доходы от оказания Услуги в общих доходах (выручке) за период с 2018 по 1 полугодие 2021 года составляют соответственно по годам: 0,01%, 0,1%, 0,2%, 0,2%.

Доходы от оказания Услуги в доходах от услуг аренды за период с 2018 по 1 полугодие 2021 года составляют соответственно по годам: 0,4%, 2,3%, 17,5%, 74,4%.

Расходы, связанные с оказанием Услуги как прямые, так и косвенные в соответствии с Учетной политикой Общества определяются пропорционально доле выручки от Услуги.

Следовательно, рентабельность по Услуге, с учетом подхода Общества к расчету расходов, находится в пределах величины, учтенной при калькулировании стоимости Услуги.

В целях проверки экономической обоснованности отнесения расходов в состав тарифа на Услугу Комиссией проведен анализ состава затрат, учтенных в калькуляции стоимости Услуги.

Тарифы на размещение ВОЛС на опорах ВЛ в 2018-2020 гг. и с 01.01.2021 по 24.06.2021 г. формировались Обществом с использованием разработанной ПАО «Россети» методики расчета стоимости размещения ВОЛС на ВЛ.

По результатам анализа Комиссией установлено, что в составе затрат на оказание Услуги учитываются расходы, связанные с амортизационными отчислениями.

Комиссия отмечает, что согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 № 18-КГ16-61 линия электропередачи представляет собой единый линейный объект (далее – ВЛ) и выступает как единый объект вещных прав, раздел которой невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее – постановление № 1178) (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике») расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности (пункт 18 постановления № 1178).

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов) (пункт 27 постановления № 1178).

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации прямые расходы по статье «амортизация», отнесенной на объект «Высоковольтные линии», учитывается в составе регулируемых услуг по основным видам деятельности и основания для учета прямых расходов по статье «амортизация», отнесенной на объект «Высоковольтные линии», в составе Услуги, относящейся к прочим видов деятельности, отсутствуют.

В составе расходов на Услугу учтены расходы на проведение ремонта, предусмотренного пунктом 30 Правил.

Комиссией проведен анализ удельных затрат на перекладку ВОЛС с учетом фактических данных по проведению модернизации и капитального ремонта ВЛ, по результатам которого установлено следующее.

В модели расчета тарифов применяется средний процент капремонта в год от общей протяженности ВЛ Общества с учетом вероятности проведения капремонта ВЛ в размере 10%.

При этом фактический процент капремонта в год от общей протяженности ВЛ Общества по классу напряжения 0,4 кВ составил 0,625%, который определялся как отношение суммарной протяженности участков ВЛ, на которых в 2017-2019 гг. проводились работы (км) к общей протяженности ВЛ (км) (1 075,58 км/(55 292,9 км+58 169,9 км+58 735,6 км)=0,625).

В составе тарифа на Услугу с использованием модели расчета тарифов после учета накладных (косвенных) расходов и рентабельности учитываются отчисления на представительство (агентские) и затраты на взаимодействие с клиентом в размере 5%.

В соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета расходы на представительство учитываются в составе себестоимости на счете 26 до расчета необходимой прибыли, данные расходы учтены в составе накладных (косвенных) расходов, в связи с чем учет таких расходов в расчете тарифа на Услугу после учета накладных (косвенных) расходов является экономически необоснованным.

С учетом корректировки вышеуказанных статей расходов и процентов капитального ремонта, а именно:

- исключение расходов по статье «амортизация»;

- корректировка процента капитального ремонта с 10% на 0,625%;

- исключение расходов на представительство в размере 5%.

На основании полученных аналитических данных Комиссией проведен сравнительный анализ тарифов, утвержденных ПАО «Россети Северный Кавказ» и расчетных тарифов, полученных ФАС России. Результаты представлены в Таблице 4.

Таблица 4

Ежемесячный тариф на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи на 1 опору, руб. без НДС

 

ВЛ 0,4 кВ

ВЛ 6(10) кВ

ВЛ 35 кВ

ВЛ 110 кВ

Утвержденный тариф в 2018-2020 гг. и с 01.01.2021 по 24.06.2021 г

 148,63  

 201,12  

 524,76  

 1 408,04  

Тариф по расчетам ФАС России за 2018-2020 гг. и с 01.01.2021 по 24.06.2021 г.

  36,62  

  45,93  

  64,95  

   125,57  

отклонения, раз

     4,06  

     4,38  

     8,08  

      11,21  

 

ПАО «Россети Северный Кавказ» письмом от 20.09.2021 № 1/01/3617-исх представлены документы и информация о том, что тариф на Услугу определен затратным методом на основании калькуляции стоимости услуг в соответствии с разработанной ПАО «Россети» методикой расчета стоимости размещения ВОЛС на ВЛ.

В 2021 году ПАО «Россети» в соответствии с приказом от 08.12.2020 № 560 утверждена новая методика расчета тарифов на Услугу.

Обществом рассчитаны тарифы в соответствии с данной методикой. Тарифы представлены в Таблице 1.

Комиссия проанализировала алгоритм расчета, состав расходов и натуральные показатели.

Согласно пояснениям ПАО «Россети Северный Кавказ» от 29.11.2021 № 1/01/4557-исх 80% территории обслуживания ПАО «Россети Северный Кавказ» является горной и предгорной местностями.

В соответствии с разделом 2 (линии электропередач) СНиП IV-5-82 коэффициенты, учитывающие сложность выполнения работ в горных условиях и на крутых склонах (косогорах), допускается применять при сооружении ВЛ на участках, имеющих средний уклон более 1:5 по продольной оси трассы на длине не менее одного расчетного пролета или такой же поперечный уклон в одну из сторон от оси трассы на расстояние до 50 м.

С учетом изложенного и в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными ПАО «Россети», при расчете тарифов Общество использует усредненное значение количества опор на 1 км для классов напряжения: 0,4 кВ — 20 шт., 6-10 кВ — 16 шт., 35кВ — 6 шт., 110 кВ и выше — 4 шт.

СНиП IV-5-82 с 01.09.2003 утратил силу в связи с изданием постановления Госстроя Российской Федерации от 08.04.2002 № 16 «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве».

Приказом Минстроя России от 26.12.2019 № 871/пр утверждены государственные сметные нормативы. Сметные нормы на строительные работы. Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы, в соответствии с которыми подвеска неизолированных проводов ВЛ 0,38 кВ осуществляется с помощью механизмов при 20 опорах на км, вручную при 20 опорах на км.

Подвеска изолированных проводов ВЛ 0,38 кВ с помощью механизмов, с несколькими жилами при 30 опорах на км.

ПАО «Россети Северный Кавказ» в материалы дела на дату выдачи заключения об обстоятельствах дела № 11/01/10-26/2021 не представлено документов, подтверждающих фактические показатели усредненного количества опор на 1 км для классов напряжения 0,4 кВ в размере 20 шт., 6-10 кВ — 16 шт.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее — сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Таким образом, при применении метода сопоставимых рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

ФАС России на основании приказа ФАС России от 24.04.2010 № 220 «О порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению мест креплений на ВЛ для размещения ВОЛС на территории Республики Дагестан в целях установления доминирующего положения ПАО «Россети Северный Кавказ».

Сравнив существенные свойства товара, установлено отсутствие взаимозаменяемости Услуги в границах пролегания инфраструктуры ПАО «Россети Северный Кавказ» на территории Республики Дагестан с иными способами размещения линий связи.

Комиссия, проанализировав, в том числе сведения, размещённые в открытых источниках, установила отсутствие рынка, сопоставимого по отношению к рассматриваемому рынку, находящегося в условиях конкуренции, в связи с чем применён затратный метод.

Экономические и административные барьеры входа на рынок услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территории Республики Дагестан являются существенными.

По результатам анализа рынка, учитывая высокие барьеры входа на рынок услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территории Республики Дагестан отнесен к рынку с неразвитой конкуренцией.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Комиссия установила, что на основании части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ПАО «Россети Северный Кавказ» занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи в границах пролегания инфраструктуры на территории Республики Дагестан с долей более 50%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

По результатам анализа доходов, расходов, необходимых для производства и реализации Услуги, финансовых результатов, тарифов и объемов оказываемых Услуг, Комиссией в действиях ПАО «Россети Северный Кавказ» по установлению на территории Республики Дагестан приказами от 12.07.2018 № 416, от 25.09.2018 № 599, от 04.04.2019 № 192 тарифов на Услугу на опорах классом напряжения 0,4 кВ, 6-10 кВ, 35 кВ, 110 кВ и приказами от 25.06.2021 № 263, от 26.10.2021 № 465 тарифов на Услугу на опорах классом напряжения 0,4 кВ, 6-10 кВ, выявлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части установления и поддержания в 2018-2021 гг. монопольно высокой цены (тарифа) на Услугу.

Комиссией установлено, что рассматриваемые действия ПАО «Россети Северный Кавказ» приводят (могут привести) к ограничению конкуренции, поскольку установление таких ценовых условий (заградительных тарифов) на Услугу, создает дополнительные барьеры для входа хозяйствующих субъектов на смежном товарном рынке, а именно на рынке предоставления телематических услуг связи.

С учетом совокупности изложенных обстоятельств, подтверждающих злоупотребление ПАО «Россети Северный Кавказ» доминирующим положением на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территории Республики Дагестан, выразившихся в установлении и поддержании в 2018-2021 гг. монопольно высокой цены на Услугу, Комиссия, руководствуясь статьей 481 Закона о защите конкуренции, квалифицировала действия ПАО «Россети Северный Кавказ» как нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

07.12.2021 Комиссия в соответствии со статьей 481 Закона о защите конкуренции приняла Заключение об обстоятельствах дела № 11/01/10-26/2021 (далее — Заключение).

Согласно части 5 статьи 481 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства
и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

ПАО «Россети Северный Кавказ» письмом от 17.12.2021 № 1/01/4842-исх и ПАО «Россети» письмом от 17.12.2021 № ДК-4887 представили в адрес ФАС России возражения на Заключение (далее — Возражения).

Довод о недоказанности наличия у ПАО «Россети Северный Кавказ» доминирующего положения на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территории Республики Дагестан является несостоятельным.

Комиссией по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территории Республики Дагестан установлено, что услуга по размещению оптических кабелей связи на воздушных линиях электропередачи на территории Республики Дагестан в связи с технологическими особенностями исследуемого рынка, связанными со стационарностью объектов инфраструктуры, на которых оказываются/приобретаются услуги по размещению оптического кабеля связи на воздушных линиях электропередач ограничена местом расположения опор воздушных линий электропередачи.

Услуги по размещению оптических кабелей связи на опорах воздушных линий электропередач на рассматриваемом товарном рынке в установленных продуктовых (размещение оптических кабелей связи на воздушных линиях электропередачи) и географических (в пределах расположения технологической инфраструктуры электросетевого хозяйства ПАО «Россети Северный Кавказ», приспособленной для размещения сетей электросвязи, на территории Республики Дагестан) границах оказывает только ПАО «Россети Северный Кавказ».

На основании изложенного, доводы ПАО «Россети Северный Кавказ» и ПАО «Россети» являются несостоятельными, на основании части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ПАО «Россети Северный Кавказ» занимает доминирующее положение на рынке Услуги на территории Республики Дагестан с долей более 50%.

ПАО «Россети Северный Кавказ» и ПАО «Россети» указывают на то, что Комиссией не проведен сравнительный анализ стоимости услуг по предоставлению инфраструктуры для размещения сетей электросвязи с иными хозяйствующими субъектами, в связи с чем тарифы на услугу по предоставлению опор для размещения линий связи, установленные ПАО «Россети Северный Кавказ» не могут быть признаны монопольно высокими.

Учитывая, что установлено отсутствие рынка, сопоставимого по отношению к рассматриваемому рынку, Комиссия при анализе применяла не метод сопоставимых рыночных цен, а затратный метод, что соответствует положениям статьи 6 Закона о защите конкуренции.

ПАО «Россети» не согласно с выводами Комиссии о том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации затраты признаются экономически обоснованными при их фактическом осуществлении и документальном подтверждении, так как указанная норма применяется для целей исчисления налоговой базы налога на прибыль, что исключает ее применение при формировании тарифа на Услугу.

Указанный довод ПАО «Россети» является несостоятельным, поскольку под обоснованными расходами, исходя из положений статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, следует понимать экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме и документально подтверждена. Обоснованные и документально подтвержденные затраты входят в налогооблагаемую базу, то есть учитываются в составе расходов, необходимых для производства и реализации товара (работы, услуги). При формировании тарифа на Услугу с использованием метода экономически обоснованных затрат, определенного пунктом 38 Правил, используются данные о понесенных затратах, формирующих налогооблагаемую базу.

Согласно Возражениям ПАО «Россети Северный Кавказ» при расчете тарифа на Услугу исходные данные об усредненном количестве опор в размере 20 шт./км для класса напряжения 0,4 кВ, в размере 16 шт./км для класса напряжения 6-10 кВ применены на основании информации, заполненной в процессе паспортизации объектов электросетевого комплекса ПАО «Россети Северный Кавказ» в программном комплексе системы управления производственными активами (далее — СУПА) на базе «1С: Энергетика».

План развития СУПА ПАО «Россети Северный Кавказ» на 2020-2022 гг. разработан на основании типового плана развития системы управления производственными активами ПАО «Россети» на 2020-2022 гг. (протокол правления ПАО «Россети» от 31.12.2019 № 967пр/1), утвержденного решением совета директоров ПАО «Россети Северный Кавказ» (протокол от 05.10.2020 № 437).

Также ПАО «Россети Северный Кавказ» отмечено, что фактический процент затрат капитального ремонта в год от общей протяженности ВЛ Общества по классу напряжения 0,4 кВ за период 2018-2020 гг. соответствует следующему расчету:

5 211,6 км / (56 844,3 км + 60 622,7 км + 60 833,9 км) * 100% = 2, 9229 % (3 % при округлении).

ПАО «Россети Северный Кавказ» письмом от 23.12.2021 № 21-00-04/1088 представлена первичная выгрузка из программного комплекса СУПА на базе «1С: Энергетика» на основании данных инвентаризации и паспортизации объектов.

На основании первичной выгрузки произведен расчет среднего количества опор на 1 км для разных классов напряжения, согласно которому усредненное количестве опор для класса напряжения 0,4 кВ - 20 шт./км, для класса напряжения 6-10 кВ - 16 шт./км.

В соответствии с представленными письмом ПАО «Россети Северный Кавказ» от 23.12.2021 № 21-00-04/1088 сведениями об общей протяженности ВЛ и о протяженности ВЛ, на которых были проведены работы по капитальному ремонту по всем классам напряжения за 2018-2020 гг., фактический процент затрат капитального ремонта в год от общей протяженности ВЛ Общества составляет 3 %.

По результатам анализа и расчетов Комиссией установлено, что тарифы на Услугу, установленные приказом ПАО «Россети Северный Кавказ» от 26.10.2021 № 465 и применяемые в настоящее время являются экономически обоснованными.

Комиссия в результате анализа доказательств, доводов и пояснений, содержащихся в материалах дела, приходит к выводу, что цены (тарифы) на Услугу, установленные приказами 12.07.2018 № 416, от 25.09.2018 № 599, от 04.04.2019 № 192, от 25.06.2021 № 263 и применяемые ПАО «Россети Северный Кавказ» с 12.07.2018 по 25.10.2021 г., превышают сумму необходимых для производства и реализации Услуги расходов и прибыли.

Дело № 11/01/10-26/2021 в отношении ПАО «Россети Северный Кавказ» было возбуждено также по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем Комиссией в рамках рассмотрения дела не установлено оснований для квалификации действий ПАО «Россети Северный Кавказ» по установлению и применению с 12.07.2018 по 25.10.2021 г. цен (тарифов) на Услугу как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

На основании изложенного, Комиссия установила в действиях ПАО «Россети Северный Кавказ» по установлению и поддержанию цен (тарифов) на Услугу с 12.07.2018 по 25.10.2021 г. нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно установление и поддержание монопольно высокой цены Услуги.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции, в том числе являются рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Рассматриваемые действия ПАО «Россети Северный Кавказ» приводят (могут привести) к ограничению конкуренции, поскольку установление таких ценовых условий (заградительных тарифов) на услуги по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля, создает дополнительные барьеры для входа хозяйствующим субъектам на рынок оказания услуг связи.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

    1. Прекратить рассмотрение дела № 11/01/10-26/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Россети Северный Кавказ» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

    2. Признать ПАО «Россети Северный Кавказ» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления, поддержания цены (тарифа) на услугу по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля с 12.07.2018 по 25.10.2021 г.

    3. По результатам рассмотрения дела № 11/01/10-26/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с устранением нарушения ПАО «Россети Северный Кавказ» предписание не выдавать.

 

Связанные организации

ПАО "Россети Северный Кавказ"
ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778