Определение №11/15356/24 Определение о назначении дела № 11/01/10-2/2024 в отношении ... от 27 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 11/01/10-2/2024 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

21 февраля 2024 года г. Москва

 

Председатель Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства 11/01/10-2/2024 Заева Елена Александровна — начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России

УСТАНОВИЛ:

В Федеральную антимонопольную службу поступили заявления ПАО «ВымпелКом», ПАО «МегаФон», ПАО «МТС», АО «Эр-Телеком Холдинг и ООО «МСС» о нарушении антимонопольного законодательства Акционерным обществом «Тверьгорэлектро» (далее также — АО «Тверьгорэлектро»), выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения сетей электросвязи на территории Тверской области (далее — Услуга).

АО «Тверьгорэлектро» приказами № 01-02/72-1 от 03.08.2020, № 01-01/141 от 31.12.2019, № 01-02/01-4 от 01.01.2021, № 01-02/01-12 от 01.01.2021, № 01-02/167 от 31.12.2020, № 01-02/01-10 от 01.01.2021, № 01-02/01-6 от 01.01.2021, № 01-02/01-5 от 01.01.2021, № 01-02/01-13 от 01.01.2021, № 01-02/01-9 от 01.01.2021, № 01-01/01-11 от 01.01.2021, № 01-02/01-8 от 01.01.2021, № 01-02/01-7 от 01.01.2021, № 01-02/01-3 от 01.01.2021, №232 от 12.12.2022, № 01-02/24-3 от 01.02.2022, № 01-01/190 от 30.12.2021 утверждены следующие тарифы на Услугу:

 

Тарифы (с НДС) на предоставление доступа к сопряженным объектам инфраструктуры АО «Тверьгорэлектро»

Таблица 1

Руб.

№ п/п

Территория

2020

2021

2022

2023

1

Торжок

221.81

117.40

117.40

117.40

2

Удомля

 

117.40

117.40

117.40

3

Тверь

393.92

 393.92

 393.92

393.92 

4

Зубцов

 

86.20

86.20

86.20

5

Осташков

 

117.40

117.40

117.40

6

Фирово

 

86.20

86.20

86.20

7

Сонково

 

86.20

86.20

86.20

8

Старица

 

86.20

86.20

86.20

9

Весегонск

 

86.20

86.20

86.20

10

Лихославль

 

86.20

86.20

86.20

11

Оленино

 

86.20

86.20

86.20

12

Селижарово

 

86.20

86.20

86.20

13

В. Волочок

 

117.40

117.40

117.40

14

Андреаполь

 

 

 

86.20

15

Калязин

 

 

 

86.20

16

Торопец

 

 

86.20

86.20

17

Козлово

 

 

86.20

86.20

18

Редкино

 

 

 

86.20

19

Западная Двина

 

 

86.20

86.20

20

Калашниково

 

 

86.20

86.20

21

Конаково

 

 

 

117.40

 

Тарифы на Услугу установлены на основании калькуляций, утвержденных директором МУП «Тверьгорэлектро»/АО «Тверьгорэлектро» <...>..

Калькуляция стоимости услуги по предоставлению доступа к сопряженным объектам инфраструктуры АО «Тверьгорэлектро»

для размещения на 1 опоре 1 кабеля связи, волоконно-оптического кабеля, электрокабеля, витой пары (в среднем количестве 5 единиц

на 1 опоре) в месяц

Таблица 2

руб.

 

№ п/п

Территория

тариф (без НДС)

тариф (с НДС)

1

Тверь

421,96

506,35

2

Торжок

417,31

500,77

3

В. Волочок

342,28

410,74

4

Зубцов

336,57

403,88

5

Осташков

307,36

368,83

6

Удомля

309,78

371,74

7

Весьегонск

310,59

372,71

8

Лихославль

311,38

373,66

9

Старица

306,85

368,22

10

Селижарово

308,15

369,78

11

Оленино

336,16

403,39

12

Сонково

307,25

368,70

13

Фирово

308,36

370,03

14

Западная Двина

328,13

393,76

15

Торопец

329,33

395,20

16

Андреаполь

372,89

447,47

17

Конаково

377,1

452,52

18

Калязин

371,92

446,30

19

Редкино

373,69

448,43

 

АО «Тверьгорэлектро» внесено в реестр субъектов естественных монополий приказом № 594-э от 20.05.2013.

Согласно Правилам недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2022 г. № 2106 (далее — Правила), «владелец инфраструктуры» - субъект естественной монополии, регулирование деятельности которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и который является собственником инфраструктуры и (или) распоряжается инфраструктурой на ином законном основании.

На основании изложенного АО «Тверьгорэлектро» является владельцем инфраструктуры в понимании Правил.

В соответствии с пунктом 38 Правил цены (тарифы) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи устанавливаются владельцем инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 39 Правил цены (тарифы) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи устанавливаются на уровне, обеспечивающем возмещение экономически обоснованных расходов владельцев инфраструктуры на предоставление доступа к инфраструктуре и получение необходимой прибыли владельцами инфраструктуры.

Основным видом деятельности (ОКВЭД2 35.12) является «передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным сетям». Помимо данных услуг Общество оказывает прочие виды деятельности, в состав которых входит Услуга. Доходы от предоставляемых услуг представлены в таблице 2.

Таблица 3

тыс. руб.

№ п/п

Наименование показателя

2020

2021

2022

1 квартал 2023

1

Выручка общая

932 538,6

1 573 177,3

2 367 579,4

706 994,6

2

Выручка от прочих услуг, в т.ч.

86 054,1

99 969,2

131 626,0

27 470,3

2.1.

выручка от Услуги

66 082,4

72 932,6

80 530,6

21 414,9

2.2

выручка от выноса сетей (реконструкция эл. сетей)

1 558,2

16,2

723,3

262,9

2.3

выручка от прочих услуг

18 413,5

27 020,4

50 372,1

5 792,5

 

В соответствии с п. 5.3 Порядка формирования тарифов на услуги по предоставлению узлов подвеса самонесущего волоконно-оптического кабеля на опорах наружного освещения и распределительной сети МУП «Тверьгорэлектро» для организации волоконно-оптической линии связи (далее – Порядок) тарифы рассчитываются с учетом номенклатуры работ и их объемов, определенных перечнем технических мероприятий, установленных нормативными документами, перечисленных в разделе 2 настоящего Порядка.

В состав экономически обоснованных затрат по Услуге АО «Тверьгорэлектро» в соответствии с пунктом 5.5 Порядка включаются расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, расходы на сырье и материалы, топливо, амортизационные отчисления, прочие расходы, в том числе расходы на налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Размер тарифа определяется на основе экономически обоснованных затрат с учетом необходимой прибыли.

По результатам проведенного анализа статей затрат, учитываемых в тарифе по калькуляции, на предмет соответствия данным бухгалтерской отчетности и иной информации в сопоставимых условиях, установлено следующее.

Общество представило оборотно-сальдовые ведомости (далее – ОСВ), анализ счетов по счетам 20, 25, 26, 90.01, 90.02, 90.03, 90.08 и иную информацию.

Данные выручки от Услуги по счету 90.01 (НУ) соответствуют данным таблицы 1 «Объемы, цена (тариф), доходы» и таблицы 2 «Себестоимость продаж». (Данные таблицы представлены в приложении к вх. № 95761-ЭП/23 от 26.06.2023).

В целях определения экономической обоснованности затрат, учитываемых в составе тарифа, было проведено сравнение расходов, относимых на Услугу по калькуляции, на предмет соответствия данным ОСВ и «Себестоимости продаж».

Общество ведет раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности в соответствии с Приказом № 585.

В соответствии с калькуляцией № 78/18 от 30.12.2022 г. расходы на оплату труда составляют 94,95 руб.

В целях сравнения затрат в сопоставимых условиях за год была рассчитана величина затрат на оплату труда исходя из объема подвесов за 2022 год, которая составила 36,4 млн. руб. (94,95 руб.*12мес.*31942 подвеса).

В соответствии с таблицей 2 «Себестоимость продаж», представленной Обществом письмом от 26.06.2023 № 273, величина прямых затрат на оплату труда по Услуге составляет 26,5 млн. руб., что меньше нормативных расходов 36,4 млн. руб.

Была проведена оценка обоснованности размера отнесенных затрат на оплату труда на Услугу, по результатом которого установлено следующее.

Таблица 4

Руб.

Наименование показателя

2022

доля выручки

Выручка общая

2 367 579 000

1,00

Передача электроэнергии

1 521 094 000

0,64

Наружное освещение

155 029 000

0,07

Технологическое присоединение

549 830 000

0,23

Прочие услуги, в т.ч.

131 629 000

0,06

Услуга

80 530 645

0,03

Заработная плата (20 счет)

38 161 395

 

Заработная плата (25 счет)

221 262 252

 

Прямая зарплата итого (счета 20, 25)

259 423 646

 

Заработная плата (26 счет) стр 2220 Ф2

101 947 000

 

Заработная плата, относимая на услугу по передаче электроэнергии

298 020 800

 

Зарплата прямая передача электроэнергии

232 523 104

 

Зарплата косвенная передача электроэнергии

65 497 696

 

Зарплата прямая, распределяемая на все услуги за исключением передачи электроэнергии

26 900 543

 

Зарплата прямая, распределенная Обществом на Услугу (таб. 2 «Себестоимость продаж»)

26 513 000

 

Зарплата косвенная, распределенная Обществом на Услугу (таб. 2 «Себестоимость продаж»)

19 078 700

 

Зарплата косвенная, относимая на Услугу, рассчитанная в соответствии с УП

3 467 617

 

 

В соответствии с ОСВ по счету 20 за 2022 год величина прямых расходов по оплате труда всего по Обществу составляет 259,4 млн. руб.

На услугу по передаче электроэнергии в соответствии с формой раскрытия информации о структуре и объемах затрат на услуги по передаче электрической энергии фактически понесенные прямые затраты на оплату труда составляют 232,5 млн. руб.

К распределению на иные услуги (наружное освещение, технологическое присоединение, прочие услуги, в том числе Услуга) прямые расходы по оплате труда составили 26,9 млн. руб. (259,4 млн. руб. - 232,5 млн. руб.), из них Общество 26,5 млн. руб. относит на Услугу. При этом доля доходов от Услуги в общих доходах от иных услуг составляет всего 10% (2367,6 млн. руб.-1521,1 млн. руб.=846,5 млн. руб.; 80,5 млн. руб./846,5 млн. руб.=0,1, или 10%), в связи с чем отчисления на Услугу затрат на оплату труда в размере 26,5 млн. руб. является экономически необоснованным.

Учитывая, что отчисления на социальные нужды зависят от размера затрат на оплату труда, расходы по данной статье, учтенные в тарифе на Услугу, также являются экономически необоснованными.

Относительно расходов по статье отчисления на социальные нужды следует отметить, что величина данных расходов в калькуляции также является экономически необоснованной, так как данный вид расходов зависит от величины расходов на оплату труда, которая является экономически необоснованной.

Кроме того, в калькуляции № 78/18 от 30.12.2022 размер накладных расходов составляет 192,1% от расходов на оплату труда и составляет 182,4 руб. на 1 подвес.

В целях проверки экономической обоснованности отнесения указанных расходов величины косвенных расходов приведены в сопоставимые условия. В целом за год косвенные расходы по калькуляции на весь объем предоставляемой в пользование инфраструктуры составляют 69,9 млн. руб. (182,4 руб.*12мес.*31942 подвеса).

При этом в соответствии с Учетной политикой Общества, утвержденной приказами от 30.12.2022 № 229 и от 30.12.2020 № 01-02/149 (далее – УП), косвенные расходы (управленческие и коммерческие расходы) закрываются в дебет счета 90.08 (в отчете о финансовых результатах отражаются по строке 2220) в соответствии с приказом Минэнерго от 13.11.2013 № 585 «Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению и в электроэнергетике» и распределяются по соответствующим видам деятельности пропорционально выручке по соответствующим видам деятельности (таблица 5).

Таблица 5

Тыс. руб.

Наименование показателя

2022

Косвенные расходы (стр. 2220 Ф.2)

214 989,00

Доля выручки от Услуги

0,03

Косвенные расходы на Услугу по УП

7 312,62

Косвенные расходы по калькуляции

69 913,74

 

По результатом проведенного анализа установлено, что косвенные расходы, учитываемые в тарифе, превышают фактические значения в 9,6 раза и, следовательно, являются экономически необоснованными.

Также был проведен анализ экономической обоснованности включения в тариф на Услугу затрат по статье «Амортизация», по результатам которого установлено следующее.

Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 № 18-КГ16-61 линия электропередачи представляет собой единый линейный объект (далее – ВЛ) и выступает как единый объект вещных прав, раздел которой невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее – постановление № 1178) (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике») расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности (пункт 18 постановления № 1178).

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услугу по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов) (пункт 27  постановления № 1178 ).

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации прямые расходы по статье «амортизация», отнесенной на объект «Высоковольтные линии», учитывается в составе регулируемых услуг по основным видам деятельности, распределение амортизации между видами деятельности законодательством Российской Федерации не предусмотрено, следовательно, основания для учета прямых расходов по статье «амортизация», отнесенной на объект «Высоковольтные линии», в составе прочих видов деятельности, отсутствуют.

Таким образом, включение в состав тарифа на Услугу амортизации является экономически необоснованным. В соответствии с пунктом 39 Правил включение в состав цен (тарифов) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи расходов, учтенных в составе цен (тарифов) на предоставление иных услуг, связанных с использованием тех же объектов инфраструктуры, не допускается.

На основании изложенного и с учетом произведенных расчетов, базовые тарифы на Услугу, рассчитанные по калькуляции на основании нормативных значений, а также тарифы, утвержденные Приказами № 01-02/141 от 31.12.2019, №01-02/-01-3 от 01.01.2021, №01-02/01-10 от 01.01.2021, № 01-02/167 от 31.12.2020, № 01-02/01-4 от 01.01.2021 на территории городов Тверь, Вышний Волочек, Осташков, Торжок, Удомля, не соответствуют данным бухгалтерской отчетности, т. е. фактически понесенным расходам, на основе которых должны формироваться экономически обоснованные тарифы, и следовательно, являются экономически необоснованными.

По результатам проведенного анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке Услуги на территории Тверской области за 2021 -3 месяца 2023 годы, установлено, что АО «Тверьгорэлектро» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по размещению волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) на опорах воздушных линий электропередачи на территории Тверской области в пределах своей инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

В ходе анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по размещению волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) на опорах воздушных линиий электропередачи в пределах расположения своей инфраструктуры на территории Тверской области товарного рынка, сопоставимого по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, не установлено.

Поскольку тарифы АО «Тверьгорэлектро» на Услугу, в том числе формируют размер абонентского тарифа на услуги доступа к сети «Интернет», монопольно высокая стоимость Услуги ущемляет интересы хозяйствующих субъектов — операторов телематических услуг связи в сфере предпринимательской деятельности, а также может ограничивать конкуренцию на смежном рынке — рынке услуг по предоставлению доступа к сети «Интернет».

На основании изложенного, учитывая положения статьи 39 Закона о защите конкуренции издан приказ ФАС России от 08.02.202473/24 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Тверьгорэлектро» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 1 11/01/10-2/2024 к рассмотрению на 18.03.2024 в 11:00 посредством видеоконференцсвязи.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителей:

ПАО «ВымпелКом» (ИНН/КПП: 7713076301/771301001, ОГРН: 1027700166636; 127083, город Москва, ул. 8 Марта, д. 10 стр. 14);

ПАО «МегаФон» (ИНН/КПП: 7812014560/770701001, ОГРН:1027809169585; 127006, город Москва, Оружейный пер., д. 41);

ПАО «МТС» (ИНН/КПП: 7740000076/770901001, ОГРН: 1027700149124; 109147, город Москва, Марксистская ул., д.4);

АО «Эр-Телеком Холдинг» (ИНН/КПП: 5902202276/590501001, ОГРН: 1065902028620; 614066, Пермский край, город Пермь, ш Космонавтов, д. 111и к. 2).

ООО «МСС» (ИНН/КПП: 7804582055/780401001, ОГРН: 1167847432114; 195220, город Санкт-Петербург, Гражданский пр-кт, д. 22 литера А, офис 714).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика:

АО «Тверьгорэлектро» (ИНН/КПП: 6950257206/695001001, ОГРН: 1226900000909; 170008, город Тверь, ул. Ротмистрова, д. 27).

4. Лицам, участвующим в деле, в срок до 15.03.2024 надлежит представить позицию по существу рассматриваемого дела на адрес электронной почты delo@fas.gov.ru.

Для получения ссылки для подключения к заседанию необходимо за сутки до даты и времени заседания направить по адресу электронной почты <...>@fas.gov.ru список лиц, которые будут участвовать в заседании, с указанием должности и приложением скан-копий доверенности.

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

Е.А. Заева

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечания:

1. С материалами дела можно ознакомиться в ФАС России, каб. 221, контактный телефон: 8 (499) 755-23-23, доб. 088-599.

2. Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела и не заверенные нотариально, должны быть заверены одним из следующих способов:

• каждый лист заверен подписью руководителя и печатью юридического лица или подписью уполномоченного лица (юридического лица);

• листы прошиты, пронумерованы и заверены подписью руководителя и печатью юридического лица или подписью уполномоченного представителя (юридического лица).

3. При направлении документов в электронной форме они должны быть заверены электронной подписью надлежащего вида.

4. Документы, направленные под грифом «коммерческая тайна», должны быть оформлены отдельно.

5. Режим коммерческой тайны на запрашиваемых документах и сведениях (при его наличии) не является основанием отказа в представлении данных документов и сведений. Обязанность антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны предусмотрена статьей 26 Закона о защите конкуренции.

6. Непредставление сведений (информации) по запросу федерального антимонопольного органа, равно как и представление недостоверных сведений (информации), влечет за собой ответственность, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Контактное лицо по вопросам ознакомления с материалами дела, предоставления истребуемых сведений, оформлению пропусков в здание ФАС России либо организации видеоконференцсвязи — <...>, <...>@fas.gov.ru.

 

Связанные организации

ООО «МСС»
ИНН 7804582055, ОГРН 1167847432114
ПАО "МТС"
ИНН 7740000076, ОГРН 1027700149124
ПАО "Мегафон"
ИНН 7812014560, ОГРН 1027809169585
АО "Тверьгорэлектро"
ИНН 6950257206, ОГРН 1226900000909
ПАО "Вымпелком"
ИНН 7713076301, ОГРН 1027700166636
АО "Эр Телеком Холдинг"
ИНН 5902202276, ОГРН 1065902028620