Решение №ПИ/43183/21 Решение по делу № 11/01/10-40/2019, возбужденному в отношени... от 27 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

"Правила проектирования, строительства и эксплуатации волоконно-оптических линий связи на воздушных линиях электропередачи напряжением 110 кВ и выше (в четырех частях). 1-я редакция"(утв. Минтопэнерго России, Госкомсвязи России 16.10.1998)

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 11/01/10-40/2019

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 11 мая 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено 24 мая 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 11/01/10-40/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> (далее — Комиссия),

рассмотрев дело № 11/01/10-40/2019, возбужденное по признакам нарушения Публичным акционерным обществом «МРСК Центра» (119017, г. Москва, ул. Ордынка М., д. 15; ИНН/КПП 6901067107/770501001; ОГРН 1046900099498), в настоящее время именуемое ПАО «Россети Центра», пункта 1 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившимся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи (далее — ВЛ) для размещения волоконно-оптических линий связи (далее — ВОЛС) / волоконно-оптических кабелей (далее — ВОК) (далее — Услуга),

в присутствии на заседании директора ООО «Фотон» <...>, представителей по доверенности ПАО «Россети Центра» <...>, представителя по доверенности АО «Управление ВОЛС-ВЛ» <...> и представителей по доверенности ПАО «Россети» <...>

 

УСТАНОВИЛА:

 

01.03.2019 в Московское УФАС России поступило заявление ООО «Связьсервис» о нарушении ПАО «МРСК Центра» антимонопольного законодательства.

Из заявления ООО «Связьсервис» следует, что 01.06.2014 между ООО «Связьсервис» и ПАО «МРСК Центра» заключен договор № 40903234. По условиям данного договора ПАО «МРСК Центра» предоставляет ООО «Связьсервис» право использовать опоры линий электропередач (ЛЭП) для размещения (подвески) кабелей связи. Цена договора в период с 01.06.2014 по 31.12.2018 составляла 15,88 руб. за одну опору ЛЭП. Количество опор по договору — 1 598 шт. Стоимость в год с НДС — 304 514,88 руб.

В январе 2019 г. от ПАО «МРСК Центра» поступило дополнительное соглашение к данному договору, в соответствии с которым с 01.01.2019 стоимость использования вышеуказанного количества опор ЛЭП в год с НДС составляет 5 641 918,13 руб., то есть изменение цены превышает ранее установленную стоимость более чем в 18 раз.

Изменение цены утверждено приказом ПАО «МРСК Центра» от 23.11.2018 № 377-ТВ.

По результатам анализа представленной информации Московским УФАС России издан приказ от 11.10.2019 № 239 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 077/01/10-11936/2019 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении ПАО «МРСК Центра» монопольно высокой цены на товарном рынке Услуг в границах электрических сетей ПАО «МРСК Центра» на территории Тверской области.

На основании приказа ФАС России от 17.12.2019 № 1680/19 «О принятии переданного дела к рассмотрению и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в ФАС России из Московского УФАС России переданы на рассмотрение материалы дела № 077/01/10-11936/2019, переданному делу присвоен учетный номер 11/01/10-40/2019 и создана Комиссия по рассмотрению дела.

03.12.2018 в Воронежское УФАС России поступило обращение АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» о наличии в действиях ПАО «МРСК Центра» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Из обращения следует, что инфраструктура связи АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» построена с использованием опор ВЛ, принадлежащих ПАО «МРСК Центра» (филиал ПАО «МРСК Центра - «Воронежэнерго») путем подвеса оптоволоконного кабеля.

12.01.2015 между АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» и ПАО «МРСК Центра» заключен договор № 3600/00091/15 на предоставление технических ресурсов для пользования ВЛ по Воронежской области. Стоимость аренды одной опоры составляла 151,13 руб.

В ноябре 2018 г. ПАО «МРСК Центра» уведомило АО «КВАНТ-ТЕЛЕКОМ» о повышении стоимости арендной платы на 35% с 01.01.2019.

24.01.2019 в адрес Воронежского УФАС России поступило заявление ПАО «Ростелеком» о фактах злоупотребления ПАО «МРСК Центра» доминирующим положением.

Из заявления ПАО «Ростелеком» следовало, что 29.06.2007 между ОАО «ЦентрТелеком» (правопредшественник ПАО «Ростелеком») и ОАО «Воронежэнерго» (правопредшественник ПАО «МРСК Центра») заключен договор № 12-2 о предоставлении места на опорах ВЛ 0,4 кВ для размещения сетей проводного вещания (далее — Договор от 09.06.2007).

С 2011 г. стоимость пользования опорами ВЛ ПАО «МРСК Центра», определенная путем расчета, исходя из размера ежемесячного платежа и протяженности подвески сетей проводного вещания, составляла 1,16 руб. за одну опору в месяц (включая НДС).

15.04.2016 между ПАО «Ростелеком» и ПАО «МРСК Центра» заключен договор № 3600/05195/16/0304/25/287-16 временного ограниченного пользования ВЛ (далее — Договор от 15.04.2016), в соответствии с которым линии связи ПАО «Ростелеком» были размещены на 7 опорах ПАО «МРСК Центра» в Рамонском районе Воронежской области. Стоимость пользования в расчете за одну опору в месяц составляла 154,18 руб., в том числе НДС.

В ноябре 2018 г. в адрес ПАО «Ростелеком» поступили уведомления и оферта дополнительного соглашения об изменении цены за пользование опорами для размещения линий связи.

По Договору от 29.06.2007:

- уведомление об одностороннем расторжении с 01.01.2019 «в связи с изменением тарифов на предоставление доступа к инфраструктуре электроэнергетики» и о направлении в дальнейшем новой оферты договора;

- уведомление об увеличении тарифов на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, в частности, за 1 опору ВЛ 0,4 кВ — до 211 руб. в месяц с НДС (письмо ПАО МРСК Центра» от 27.12.2018 № МР1-ВР/26-3/11863).

По Договору от 15.04.2016:

- уведомление об увеличении с 01.01.2019 тарифов на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, в частности, за 1 опору ВЛ 0,4 кВ — до 207 руб. в месяц (письмо от 28.11.2018 № МР1-ВР/26-3/10799);

- оферта по дополнительному соглашению № ДС3600/01987/18 к Договору от 15.04.2016 о повышении с 01.01.2019 тарифов до 211 руб. за одну опору в месяц для размещения ВОЛС (включая НДС).

Таким образом, ПАО «МРСК Центра» повысило стоимость пользования ПАО «Ростелеком» опорами для размещения линий связи до 170 раз.

По результатам анализа представленной Воронежским УФАС России информации издан приказ от 02.10.2019 № 107 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 036/01/10-726/2019 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении ПАО «МРСК Центра» монопольно высокой цены на Услугу на территории Воронежской области.

В соответствии с приказом ФАС России от 20.02.2020 № 158/20 «О принятии переданного дела к рассмотрению и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в ФАС России из Воронежского УФАС России переданы на рассмотрение материалы дела № 036/01/10-726/2019, переданному делу присвоен учетный номер 11/01/10-7/2020 и создана Комиссия по рассмотрению дела.

09.01.2019 в Ярославское УФАС России поступило заявление ООО «Фотон» с жалобой на действия ПАО «МРСК Центра».

Из заявления следует, что в адрес ООО «Фотон» направлены письма ПАО «МРСК Центра» о повышении с 01.01.2019 тарифов на Услугу до 211 руб. в месяц за 1 опору.

По результатам анализа представленной информации Ярославским УФАС России издан приказ от 12.07.2019 № 236 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 076/01/10-340/2019 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении ПАО «МРСК Центра» необоснованной стоимости Услуги.

Согласно приказу ФАС России от 16.04.2020 № 402/20 «О принятии переданного дела к рассмотрению и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в ФАС России из Ярославского УФАС России переданы на рассмотрение материалы дела № 076/01/10-340/2019, присвоен переданному делу учетный номер 11/01/10-23/2020 и создана Комиссия по рассмотрению дела.

В ходе рассмотрения дела Комиссия по рассмотрению дела № 11/01/10-23/2020 установила в действиях ПАО «МРСК Центра» наличие на территории Ярославской области признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части установления и поддержания монопольно высокой цены на Услугу.

Определением от 23.06.2020 № АГ/52994/20 об отложении рассмотрения дела № 11/01/10-23/2020 Комиссия ФАС России определила считать дело № 11/01/10-23/2020 возбужденным также по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении ПАО «МРСК Центра».

В деле № 11/01/10-40/2019, в деле № 11/01/10-7/2020 и в деле № 11/01/10-23/2020 о нарушении антимонопольного законодательства совпадает ответчик — ПАО «МРСК Центра», а также обстоятельства, подлежащие доказыванию в рамках рассмотрения указанных дел по существу.

В соответствии с частью 3 статьи 471 Закона о защите конкуренции приказом ФАС России от 26.06.2020 № 584/20 «О создании Комиссии по рассмотрению объединенного дела о нарушении антимонопольного законодательства» дело № 11/01/10-40/2019, дело № 11/01/10-7/2020 и дело № 11/01/10-23/2020 в отношении ПАО «МРСК Центра» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции объединены в одно производство, делу присвоен № 11/01/10-40/2019, создана Комиссия по рассмотрению дела.

По результатам анализа материалов дела № 11/01/10-40/2019 Комиссией установлено следующее.

Согласно приказу ПАО «МРСК Центра» от 06.09.2018 № 419-ЦА «О формировании тарифа на предоставление доступа к инфраструктуре ПАО «МРСК Центра» и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и приказу от 09.11.2018 № 520-ЦА «О внесении изменений в приказ ПАО «МРСК Центра» от 06.09.2018 № 419-ЦА» утверждены тарифы на предоставление доступа к инфраструктуре на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере:

 

Параметры ВЛ

ВЛ 0,4 кВ

ВЛ 6(10) кВ

ВЛ 35 кВ

ВЛ 110 кВ

Ежемесячный тариф на Услугу за 1 опору, руб. с НДС (20%)

211

557

1 638

 

1 750

 

Ежемесячный тариф на Услугу за 1 км, руб. с НДС (20%)

5 100

 

8 460

 

11 470

 

8 750

 

 

Тарифы действуют на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Кировская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Нижегородская область, Орловская область, Республика Марий Эл, Республика Удмуртия, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область и Ярославская область.

Согласно письму ПАО «МРСК Центра» от 15.07.2020 № ЮР/6404500-SC тарифы на Услугу, утвержденные приказом ПАО «МРСК Центра» от 09.11.2018 № 520-ЦА, определены затратным методом на основании калькуляции стоимости услуг.

В соответствии с приказом ПАО «МРСК Центра» от 21.01.2020 № 22а-ЦА утверждены тарифы на предоставление доступа к инфраструктуре с 01.01.2020 в размере:

 

Параметры ВЛ

ВЛ 0,4 кВ

ВЛ 6(10) кВ

ВЛ 35 кВ

ВЛ 110 кВ

Ежемесячный тариф на Услугу за 1 опору, руб. без НДС

78

183

351

656

 

Тариф на размещение ВОЛС на воздушных линиях электропередачи при оформлении долгосрочной безотзывной аренды оптических волокон

 

Параметры ВЛ

С учетом аренды 1 ОВ

С учетом аренды 2 ОВ

С учетом аренды 3 ОВ

С учетом аренды 4 ОВ

С учетом аренды 5 ОВ

С учетом аренды 6 ОВ

ВЛ 0,4 кВ за 1 км ВЛ в год, руб. без НДС

21 060

 

14 040

 

7 020

 

0

0

0

ВЛ 6-10 кВ за 1 км ВЛ в год, руб. без НДС

32 508

 

25 488

 

18 468

 

11 448

 

4 428

 

0

ВЛ 35 кВ за 1 км ВЛ в год, руб. без НДС

35 100

 

28 080

 

21 060

 

14 040

 

7 020

 

0

ВЛ 110 кВ за 1 км ВЛ в год, руб. без НДС

40 212

 

33 192

 

26 172

 

19 152

 

12 132

 

5 112

 

 

Тарифы, утвержденные приказом ПАО «МРСК Центра» от 21.01.2020 № 22а-ЦА, на размещение ВОЛС оператора на ВЛ сформирован на основании отчета от 05.07.2019 № М2953 «Об оценке рыночной стоимости услуг по предоставлению права размещения волоконно-оптических линий связи».

Как следует из информации, размещенной на официальном сайте ПАО «Россети Центра» (https://www.mrsk-1.ru/upload/tarif_VOLS_vl_30062021.pdf) затратный метод расчета тарифа не применялся: «Порядок формирования тарифов в 2020 году: Оценка выполнена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральными стандартами оценки (ФСО). Объектом оценки является право размещения ВОЛС на опорах ВЛ по классам напряжения 0,4/6-10/35/110 кВ. Затратный и доходный подходы не применялись.».

Таким образом, затратный метод расчета тарифа на предоставление доступа к инфраструктуре с 01.01.2020 не применялся.

ПАО «Россети Центра» (ПАО «МРСК Центра») является субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность в сфере услуг по передаче электрической и (или) тепловой энергии.

Основным видом деятельности ПАО «МРСК Центра» является передача электрической энергии и технологическое присоединение к распределительным сетям. На передачу электрической энергии устанавливаются регулируемые тарифы, в которых учитываются расходы на эксплуатацию и возмещение стоимости основных производственных средств, включая опоры ВЛ.

Условия и порядок обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, которая используется и может быть использована для оказания услуг в сфере общедоступной электросвязи определены Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1284 (далее — Правила).

Пунктом 38 Правил установлено, что тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их часть, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.

В состав тарифа на доступ к инфраструктуре включаются затраты, которые несет владелец инфраструктуры на исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 30 Правил.

В соответствии с пунктом 30 Правил владелец инфраструктуры при предоставлении инфраструктуры в пользование обязан:

а) обеспечить соответствие указанных в договоре объектов инфраструктуры требованиям к инфраструктуре, установленным в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящих Правил;

б) в порядке и сроки, которые установлены договором, информировать пользователя инфраструктуры об аварийных ситуациях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;

в) обеспечить на безвозмездной основе беспрепятственный доступ уполномоченного персонала пользователя инфраструктуры к указанной в договоре сети электросвязи, в том числе к ее отдельным элементам, в соответствии с правилами внутреннего распорядка (при их наличии) на объектах инфраструктуры, на которых такие отдельные элементы сети электросвязи размещены.

Экономически обоснованными считаются любые расходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, то есть понесены для получения дохода (письмо Минфина России от 08.07.2019 № 03-03-06/1/50124).

Для документального подтверждения понесенных расходов используют первичные документы, доказывающие, что расходы действительно были понесены организацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Таким образом, экономически обоснованными расходами признаются любые затраты при условии, что они фактически произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, документально подтверждены и являются обоснованными.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2008 № 707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий» субъекты естественных монополий ведут раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности (далее — РУДР) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти.

Субъекты естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее — субъекты естественных монополий) ведут РУДР в соответствии с приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 «Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике» (далее – Порядок ведения РУДР).

В этой связи Комиссией были проанализированы:

- данные РУДР за период с 2017 по 2020 годы;

- данные бухгалтерской отчетности за период с 2017 по 2020 годы;

- объемы Услуги;

- прейскуранты цен на Услугу;

- обоснование цены Услуги на ВЛ ДЗО ПАО «Россети»;

- заключенные ПАО «МРСК Центра» договоры с хозяйствующими субъектами за период с 01.01.2017 по 14.08.2020 по предоставлению доступа к инфраструктуре;

- оценка бюджетных затрат, связанных с переподвеской ВОК при проведении модернизации, капремонта ВЛ;

- расчет бюджетной цены Услуги (далее – калькуляция);

- оборотно-сальдовые ведомости по счетам 20, 90;

- данные, полученные по РУДР, и данные, полученные по калькуляции;

- фактическая рентабельность и рентабельность, учитываемая в калькуляции.

Ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о доходах и расходах, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым видам деятельности и субъектам Российской Федерации на основании данных бухгалтерского и статистического учета.

Раздельный учет расходов ведется субъектами естественных монополий по основным элементам затрат (материальные затраты, амортизация, затраты на оплату труда, страховые взносы и прочие затраты) с распределением затрат по видам деятельности.

В соответствии с Порядком ведения РУДР, а также в соответствии с распоряжением ПАО «Россети» от 13.12.2016 № 539 «Об утверждении Единых типовых принципов ведения раздельного учета доходов и расходов» в целях унификации единого порядка раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности и субъектам Российской Федерации в ПАО «Россети Центра» утверждена приказом ПАО «МРСК Центра» от 30.12.2016 № 447-ЦА методическая инструкция по ведению раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности МИ БП 4/03-01/2016 (далее – Методика Общества).

Методика Общества определяет принципы и методы раздельного учета доходов и расходов.

Общество ведет раздельный учет доходов и расходов по субъектам учета – филиалам, по объекту учета – видам деятельности.

Раздельный учет ПАО «Россети Центра» в соответствии с Методикой Общества ведется по следующим видам деятельности:

- передача электроэнергии;

- технологическое присоединение к электрической сети;

- реализация (сбыт) электроэнергии и мощности;

- продажа тепловой энергии;

- аренда;

- реализация прочей продукции, товаров, работ (услуг) основной деятельности (промышленного и непромышленного характера) (далее – прочие виды деятельности).

В соответствии с приложением 1 к Методике Общества базой распределения выручки по субъектам Российской Федерации является прямое отнесение выручки на основании данных бухгалтерского учета филиала ПАО «Россети Центра».

По видам деятельности (передача по распределительным сетям, технологическое присоединение, прочие виды деятельности) выручка распределяется путем прямого отнесения на основании данных бухгалтерского учета.

Базой распределения себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг по субъектам Российской Федерации является прямое отнесение, на основании данных бухгалтерского учета.

По видам деятельности себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг формируется следующим образом:

1) на технологическое присоединение и прочие виды деятельности расходы определяются на основании калькуляции (нормативные расходы);

2) на передачу по распределительным сетям относятся фактически понесенные расходы за исключением расходов, распределенных на деятельность по технологическому присоединению и прочие виды деятельности, рассчитанных в соответствии с нормативными расходами на основании калькуляции.

Комиссией проанализирована информация о доходах, себестоимости и расходах по прочим видам деятельности за период 2017-2020 годы.

 

Таблица 1

Финансовые результаты по прочим видам деятельности, тыс. руб.

п/п

Наименование показателя

2017

2018

2019

1 полугодие 2020

Выручка

1.0.

Доходы от аренды

44 868

42 033

27 794

12 641

1.

Доходы от прочих видов деятельности по операционной деятельности

1 253 108

1 422 183

1 528 675

836 049

1.1.

Организация систем наружного освещения

247 899

224 417

314 394

144 907

1.2.

Оперативно-техническое обслуживание и ремонт электрических сетей и электрооборудования

62 711

78 996

166 489

57 833

1.3.

Переустройство электросетевых объектов ПАО «Россети Центра» в интересах клиентов

352 115

165 697

276 610

61 167

1.4.

Предоставление технических ресурсов ПАО «Россети Центра», в том числе:

220 698

279 531

283 697

125 479

1.4.1.

Предоставление доступа к инфраструктуре для размещения ВОЛС

68 393

100 398

92 802

43 326

1.5.

Испытания и диагностика электрооборудования

6 285

5 816

6 728

2 003

1.6.

Установка и замена приборов учета

147 053

150 492

169 871

58 574

1.7.

Выполнение работ, относящихся к компетенции клиентов, при осуществлении процедуры технологического присоединения

168 456

210 316

184 443

64 747

1.8.

Энергоаудит и энергосервис

9 587

12 851

11 612

3 016

1.9.

Проектирование и строительство объектов энергетики

4 052

8 039

2 908

4 492

1.10.

Сбытовая деятельность

0

0

0

0

1.11.

Прочие

34 262

286 029

111 923

313 831

Себестоимость

2.0.

Себестоимость услуг аренды

9 561

8 469

7 533

3 375

2.

Себестоимость прочей продукции, товаров, работ, услуг промышленного характера (прочие виды деятельности)

596 459

853 425

882 433

438 381

2.1.

Материальные расходы

160 024

234 333

177 483

51 977

2.2.

Работы и услуги производственного характера

108 366

176 801

211 712

80 654

2.3.

Амортизация

12 550

10 919

17 731

6 778

2.4.

Расходы на персонал

254 850

367 459

363 306

283 221

2.5.

Налоги и сборы

24 499

27 646

817

519

2.6.

Расходы на командировки и представительские расходы

2 355

8 688

83 145

3 358

2.7.

Расходы на аренду имущества

1 084

1 362

3 052

671

2.8.

Расходы на лизинг

5

5

1

0

2.9.

Расходы на страхование

3 885

3 140

2 254

1 664

2.10.

Услуги сторонних организаций

28 124

22 396

22 480

9 220

2.11.

Другие расходы

717

676

452

320

 

Доля доходов от Услуги в общих доходах по прочим видам деятельности

5,5%

7,1%

6,1%

5,2%

 

Рентабельность прочих видов деятельности

110%

67%

73%

91%

 

По результатам анализа Комиссией установлено, что Услуга входит в состав прочих видов деятельности. Ведение раздельного учета расходов по услугам внутри прочих видов деятельности в формах бухгалтерской отчетности не предусмотрено, раздельный учет в формах бухгалтерской отчетности ведется по доходам. Доля доходов от Услуги в общих доходах по прочим видам деятельности составляет в среднем 6%.

Согласно приложению 1 к Методике Общества, определение расходов по прочим видам деятельности и технологическому присоединению осуществляется на основании калькуляции расходов, связанных с осуществлением прочих видов деятельности и с деятельностью по технологическому присоединению.

Калькуляция, как следует из определения Методики Общества, это определение затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы или группы единиц изделий, оказание услуг в соответствии с определенным перечнем затрат.

При этом в соответствии с пунктом 5.2 Методики Общества определено, что раздельный учет затрат, относимых на себестоимость по видам деятельности, осуществляется на основании первичных документов бухгалтерского учета.

Исходя из анализа Методики Общества Комиссией установлено, что при формировании тарифов на оказание услуг по прочим видам деятельности, в том числе Услуги, Общество применяет не затратный метод (фактически понесенных затрат), а нормирование, что противоречит положениям Правил.

При формировании такого тарифа, основываясь на положениях Правил, калькуляция должна включать сумму основных элементов затрат (материальные затраты, амортизация, затраты на оплату труда, страховые взносы и прочие затраты) на производство единицы или группы единиц изделий, оказание услуг, полученных по данным бухгалтерской отчетности, распределенных по видам деятельности, на основании первичных документов бухгалтерского учета, и деленные на объемы товаров, услуг, полученные по данным статистической отчетности в целях определения стоимости единицы товара, услуги, то есть сумма фактически понесенных затрат по услуге, деленная на объем оказанных услуг.

Комиссией в целях определения обоснованности отнесения затрат, учитываемых в утвержденной Обществом калькуляции, проанализирована величина затрат на единицу услуги, полученной по данным раздельного учета затрат.

В ходе рассмотрения дела представитель ПАО «Россети Центра» сообщил, что при расчете тарифа на Услугу Общество руководствуется Порядок расчета стоимости размещения ВОК на ВЛ (далее — Порядок расчета тарифов), разработанного ПАО «Россети», согласно которому методика расчета базируется на затратном методе оценки на основе исходных параметров и финансовых показателях ДЗО ПАО «Россети» и включает в себя, в том числе расчет стоимости переподвески ВОК при проведении модернизации/капремонта ВЛ для различных классов напряжения.

В соответствии с Порядком формирования тарифа на предоставление доступа к инфраструктуре ПАО «Россети Центра» учитываются следующие затраты:

1. Затраты собственника на объект размещения (далее – ОР), относимые на линии электросвязи:

1.1 Амортизация ОР.

1.2 Затраты на эксплуатацию используемых ОР, в том числе:

- затраты на обслуживание опор (осмотры и проверка состояния опор, мелкий ремонт – выправка опор, демонтаж, окраска, монтаж и регулировка кронштейнов);

- затраты на аварийно-восстановительные работы опор;

- затраты на обслуживание трассы ВЛ (расчистка охранной зоны ВЛ и подъездных путей), необходимое для обеспечения эксплуатации линий и линии электросвязи.

1.3 Доля затрат, относимая на подвес ВОК, которая определяется как произведение:

- доли затрат, относимой на подвесы (провода и ВОК), равной 70%;

- доли затрат, относимой на подвесы, включаемой в цену предоставления доступа на объект размещения, равной отношению количества подвешенных ВОК к средневзвешенному количеству подвесов (проводов плюс ВОК).

2. Затраты на перекладку ВОК при проведении модернизации/капремонта ВЛ (до 25% по протяженности) относятся в размере 100% на ВОК (работы по снятию и подвесу ВОК и материалы).

Расходы по пунктам 1, 2 относятся к прямым расходам.

3. Накладные затраты с утвержденным показателем в размере 55%.

4. Отчисления на представительство (агентские) / затраты на взаимодействие с клиентами (5%).

5. Уровень доходности (рентабельности) в размере 20% (утвержден приказом ПАО «Россети Центра» от 04.07.2017 № 228-ЦА для Услуги).

Анализ соотношения показателей текущих прямых затрат (пункт 1) и затрат на переподвеску ВОК при проведении модернизации/капремонта ВЛ (инвестиционные расходы) (пункт 2) для различных классов напряжения за 2019 год приведен в таблице 2.

 

Таблица 2 (руб.)

Показатели

0,4 кВ

6-10 кВ

35 кВ

110 кВ

Текущие затраты на объект размещения, в год

307,24

463,02

2 320,99

3 184,95

Затраты, связанные с переподвеской ВОК при модернизации/капремонте, в год

697,62

2 197,01

5 496,01

5 164,75

Отношение текущих затрат к затратам на модернизацию/капремонт

44,0%

21,1%

42,2%

61,7%

 

По результатам анализа Комиссией установлено, что в состав текущих прямых затрат входят следующие затраты:

- амортизация;

- затраты на обслуживание опор (осмотры, текущие ремонты);

- затраты на аварийно-восстановительные работы опор;

- затраты на обслуживание трассы ВЛ (расчистка охранной зоны ВЛ и подъездных путей), необходимых для обеспечения эксплуатации линий и ВОК.

Комиссией проанализирована обоснованность включения затрат на переподвеску ВОК при проведении модернизации/капремонта ВЛ (инвестиционные расходы) в тариф на Услугу, по результатам которого установлено следующее.

1. Расходы на проведение капитального ремонта основных средств, имеющих существенную стоимость и проводимых с периодичностью свыше 12 месяцев, классифицируются в качестве внеоборотных активов, связанных с основными средствами.

В соответствии с пунктом 65 приказа Минфина России от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» и пунктом 19 приказа Минфина России от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (далее — ПБУ) расходы на капитальный ремонт, производимые организациями с периодичностью более года и являющиеся существенными по стоимости, отвечают критерию признания актива, поскольку обуславливают поступление экономических выгод в организацию в течение периода до следующего капитального ремонта и технического осмотра.

Таким образом, расходы на капитальный ремонт/модернизацию включаются в состав основных средств (нематериальных активов), на которые начисляется амортизация, которая входит в состав элементов затрат по статье «амортизация» в случае, если капитальный ремонт/модернизация осуществляется непосредственно предприятием.

2. Положениями договоров временного ограниченного пользования воздушной линией электропередач, заключенных ПАО «МРСК Центра» с пользователями Услуг, предусмотрено, что в случае если строительство, реконструкция, капитальный ремонт, демонтаж ВОЛС влечет за собой переустройство используемого имущества, такое переустройство осуществляется пользователем за его счет.

Таким образом, с учетом положений ПБУ, на основании фактических данных раздельного учета затрат, а также в соответствии с условиями договоров, Комиссия считает, что включение расходов на проведение капитального ремонта в калькуляцию необоснованно.

По результатам анализа обоснованности включения накладных затрат в тариф на Услугу установлено следующее.

В соответствии с пунктом 11 Порядка ведения РУДР расходы субъекта естественных монополий, подразделяются на:

- расходы, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), относимые на конкретный вид производимой продукции (работ, услуг) в соответствующем субъекте Российской Федерации (далее - прямые расходы). Такие расходы распределяются по соответствующим видам деятельности и субъектам Российской Федерации;

- расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на производство конкретного вида производимой продукции (работ, услуг) и (или) к одному субъекту Российской Федерации (далее - косвенные расходы). Указанные расходы распределяются по видам деятельности и субъектам Российской Федерации пропорционально соответствующим базам распределения.

В соответствии с учетной политикой ПАО «Россети Центра» для целей бухгалтерского учета затраты делятся на прямые и косвенные. В калькуляции данные затраты называются накладными. По составу затрат косвенные и накладные являются тождественными и включают в себя обороты по следующим счетам бухгалтерского учета: общехозяйственные (счет 25) и общепроизводственные расходы (счет 26). Косвенными затраты называются по отношению к элементам затрат, накладными – по отношению к производственному процессу.

В соответствии с учетной политикой Общества в качестве базы распределения счета 25 выбрана основная заработная плата производственных рабочих. Затраты, учтенные на счете 25, подлежат распределению пропорционально начисленной заработной плате основных производственных рабочих в разрезе осуществляемых видов деятельности.

Затраты, учитываемые на счете 26 распределяются пропорционально себестоимости.

В соответствии с приложением к приказу ПАО «МРСК Центра» от 09.11.2018 года № 520-ЦА, величина накладных затрат составляет 55% относительно прямых затрат.

В целях проверки обоснованности включения в состав тарифа величины косвенных затрат в размере 55%, Комиссией был проанализирован счет 20.

Так, в соответствии с данными бухгалтерской отчетности (анализ счета 20) доля косвенных расходов по отношению к прямым затратам по прочим видам деятельности составила: в 2017 – 47,8%, в 2018 – 32,3%, в 2019 – 27,2%, 1 полугодие 2020 – 4,4%.

Комиссией, по результатам анализа фактически понесенных косвенных затрат, распределенных на прочие виды деятельности, установлено, что применение величины косвенных затрат в размере 55% при расчете тарифа на Услугу экономически необоснованно, так как приводит к существенному завышению накладных расходов.

По результатам анализа материалов и сведений, Комиссией установлено, что тарифы на Услугу, установленные приказами ПАО «МРСК Центра» от 09.11.2018 № 520-ЦА и от 21.01.2020 № 22а-ЦА, не установлены расчетным методом на основании фактически понесенных затрат и необходимой прибыли, что подтверждается анализом Методики Общества, Порядка формирования тарифа на Услугу и бухгалтерской отчетности ввиду применения метода нормирования и подхода к распределению затрат.

С целью определения расчетного оценочного тарифа на услугу по предоставлению инфраструктуры Комиссией расчетным способом на основании данных бухгалтерского учета с использованием данных раздельного учета затрат на Услугу с учетом корректировки по статьям затрат «модернизация/капремонт» и «накладные (косвенные)» проведена оценка величины затрат, которые могут быть отнесены на Услугу в соответствии с пунктом 38 Правил.

 

Расчет тарифов на Услугу из расчета на 1 (одну) опору на базе данных

за 2019 год

 

Таблица 3 (руб.)

 

0,4 кВ

6-10 кВ

35 кВ

110 кВ

В среднем по всем классам напряжения

Текущие прямые затраты, в год на 1 опору

307,24

463,02

2 320,99

3 184,95

395,09

Объем (опоры), шт.

47 028

13 919

1 573

56

62 577

Текущие прямые затраты в год на все опоры

14 448 936

6 445 069

3 651 210

178 102

24 723 317

Текущие прямые затраты в месяц на 1 опору

25,60

38,59

193,42

265,41

32,92

Накладные расходы, 27,2%

6,96

10,5

52,61

72,19

8,96

Рентабельность 20%

6,51

9,82

49,21

67,52

8,38

Средний тариф (без НДС)

39,08

58,90

295,23

405,13

50,26

 

Комиссией в целях проведения оценочного расчета на базе структуры объемов оказываемой Услуги за 2019 и 2020 годы проанализированы средневзвешенные тарифы, приведенные в сопоставимый вид (исключив НДС в 2019 году и переведя тарифы за 1 километр в 2020 году в ежемесячное исчисление) (таблицы 4, 5).

 

Таблица 4 (руб.)

Наименование

ВЛ 0,4 кВ

ВЛ 6(10) кВ

ВЛ 35 кВ

ВЛ 110 кВ

Средневзвешенный тариф (без НДС)

Тарифы 2019 (без НДС в месяц)

За 1 опору

175,83

464,17

1 365

1 458,33

204

За 1 км

4 250

7 050

9 558,33

7 291,67

7 055,7

Тарифы 2020 (без НДС в месяц)

За 1 опору

78

183

351

656

87,7

За 1 км

 

 

 

 

 

1 ОВ

1 755

2 709

2 925

3 351

2 591,3

2 ОВ

1 170

2 124

2 340

2 766

 

3 ОВ

585

1 539

1 755

2 181

 

4 ОВ

 

954

1 170

1596

 

5 ОВ

 

369

585

1011

 

6 ОВ

 

 

 

426

 

 

Таблица 5

Объемы 2019 года

Наименование

ВЛ 0,4 кВ

ВЛ 6(10) кВ

ВЛ 35 кВ

ВЛ 110 кВ

Итого объемы

Количество опор, шт.

42 599

 

3 955

 

118

29

46 701

 

Количество км

184,54

664,33

207,88

5,38

1 062,13

 

Итого количество опор, шт

47 028

 

13 919

 

1 573

 

56

62 577

 

Доля объемов в шт.

0,91

0,08

0,003

 

0,001

 

1,00

 

Доля объемов в км

0,174

 

0,625

 

0,196

 

0,005

 

1,00

 

Объемы 2020 года

Наименование

ВЛ 0,4 кВ

ВЛ 6(10) кВ

ВЛ 35 кВ

ВЛ 110 кВ

Итого объемы

Количество опор, шт.

40 774

 

3 668

 

118

29

44 589

 

Количество км

181,65

666,33

207,88

5,38

1 601,24

 

Итого количество опор, шт.

45 134

 

13 663

 

1 573

 

56

60 426

 

Доля объемов в шт.

0,91

 

0,08

 

0,003

 

0,001

 

1,00

 

Доля объемов в км

0,171

 

0,628

 

0,196

 

0,005

 

1,00

 

 

Как следует из таблицы 5, наибольшая доля объемов опор в штуках в 2019 и 2020 годах приходится на класс напряжения 0,4 кВ – 0,91, из расчета на 1 км наибольшая доля объемов приходится на класс напряжения 6-10 кВ — 0,62.

При сравнении тарифов установлено, что тарифы на опоры 0,4 Кв, установленные и применяемые ПАО «Россети Центра» в 2019 году, превышают расчетный оценочный тариф на опору более, чем в 5 раз, тарифы в 2020 году превышают оценочный тариф более, чем в 1,7 раза.

Комиссией проведена оценка уровня рентабельности применяемых тарифов на Услугу в сравнении с оценочным расчетным тарифом.

 

Таблица 6

Период

Объем, шт.

Доходы, тыс. руб.

Доходы на единицу услуги в месяц, руб.

Рентабельность прочих видов деятельности, %

2017

32 390

 

68 393

 

176,0

 

110,00%

2018

45 295

 

100 398

 

184,7

 

67,00%

2019

62 577

 

92 802

 

123,6

 

73,00%

2020 (1-е пг)

60 426

 

43 326

 

119,5

 

91,00%

 

Как следует из таблицы 6, доходы на единицу Услуги в 2019 году составили 123,6 руб., в 1-м пг 2020 года 119,5 руб. Рентабельность прочих видов деятельности в 2019 году составляла 73%, в 1-м пг 2020 года – 91%, что превышает установленный приложением № 1 к приказу ПАО «МРСК Центра» от 04.07.2017 № 228-ЦА, уровень доходности ПАО «МРСК Центра» в размере 20%.

При этом Комиссия отмечает, что расчетный оценочный тариф рассчитан исходя из размещения одного крепления на одной опоре. Соответственно, при размещении более, чем одного крепления на одной опоре, расчетный оценочный тариф на по размещению оптического кабеля связи на опорах воздушных линий электропередачи применительно к одному креплению следует, по мнению Комиссии, определять пропорционально количеству креплений.

ФАС России на основании приказа ФАС России от 24.04.2010 № 220 «О порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению мест креплений на ВЛ для размещения ВОЛС на территориях Воронежской области, Тверской области, Ярославской области в целях установления доминирующего положения ПАО «Россети Центра».

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Комиссия установила, что на основании части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ПАО «Россети Центра» занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территориях Воронежской области, Тверской области, Ярославской области с долей более 50%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее — сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Таким образом, при применении метода сопоставимых рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

Комиссия, проанализировав, в том числе сведения, размещённые в открытых источниках, установила отсутствие рынка, сопоставимого по отношению к рассматриваемому рынку, в связи с чем применён затратный метод.

Комиссией установлено, что изменение расходов, необходимых для производства и реализации товара, не соответствует изменению цены товара, состав продавцов или покупателей товара остался неизменным, условия обращения товара на товарном рынке остались неизменными.

С учетом совокупности изложенных доказательств, подтверждающих злоупотребление ПАО «Россети Центра» доминирующим положением на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи, выразившихся в установлении приказами ПАО «МРСК Центра» от 09.11.2018 № 520-ЦА и от 21.01.2020 № 22а-ЦА и поддержании монопольно высокой цены на услуги по предоставлению опор для размещения линий связи, Комиссия, руководствуясь статьей 481 Закона о защите конкуренции, квалифицировала действия ПАО «Россети Центра» как нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

25.02.2021 Комиссия в соответствии со статьей 481 Закона о защите конкуренции приняла Заключение об обстоятельствах дела № 11/01/10-40/2019 (далее — Заключение).

Согласно части 5 статьи 481 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства
и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

ПАО «Россети Центра» письмами от 30.03.2021 № Юр/6404500-SC и от 08.05.2021 № Юр/6404500-SC и ПАО «Россети» письмом от 31.03.2021 № АЛ-1290 предоставили в адрес ФАС России возражения на Заключение (далее — Возражения).

Довод о недоказанности наличия у ПАО «Россети Центра» доминирующего положения на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территориях Воронежской, Тверской и Ярославской областей является несостоятельным.

Комиссией по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территориях Воронежской, Тверской и Ярославской областей установлено, что услуга по размещению оптических кабелей связи на воздушных линиях электропередачи на территориях Воронежской, Тверской и Ярославской областей в связи с технологическими особенностями исследуемого рынка, связанными со стационарностью объектов инфраструктуры, на которых оказываются/приобретаются услуги по размещению оптического кабеля связи на воздушных линиях электропередач ограничена местом расположения опор воздушных линий электропередачи.

Услуги по размещению оптических кабелей связи на опорах воздушных линий электропередач на рассматриваемом товарном рынке в установленных продуктовых (размещение оптических кабелей связи на воздушных линиях электропередачи) и географических (в пределах расположения технологической инфраструктуры электросетевого хозяйства ПАО «Россети Центра», приспособленной для размещения сетей электросвязи, на территориях Воронежской, Тверской и Ярославской областей) границах оказывает только ПАО «Россети Центра».

На основании изложенного, довод ПАО «Россети Центра» и ПАО «Россети» является несостоятельным, на основании части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ПАО «Россети Центра» занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территориях Воронежской, Тверской и Ярославской областей с долей более 50%.

ПАО «Россети» указывает, что Комиссией не проведен сравнительный анализ стоимости услуг по предоставлению инфраструктуры для размещения сетей электросвязи с иными хозяйствующими субъектами, в связи с чем тарифы на услугу по предоставлению опор для размещения линий связи, установленные приказами ПАО «МРСК Центра» от 09.11.2018 № 520-ЦА и от 21.01.2020 № 22а-ЦА, не могут быть признаны монопольно высокими.

Учитывая, что установлено отсутствие рынка, сопоставимого по отношению к рассматриваемому рынку, Комиссия при анализе применяла не метод сопоставимых рыночных цен, а затратный метод, что соответствует положениям статьи 6 Закона о защите конкуренции.

Согласно Возражениям ПАО «Россети Центра» расчет тарифа на размещение ВОЛС на одной опоре ВЛ пропорционально количеству креплений не применим в связи с тем, что согласно пункту 6.1.10 типовых технических условий, утвержденных приказом ПАО «МРСК Центра» от 11.05.2018 № 235-ЦА, на опорах воздушных линий электропередачи предусмотрено размещение не более одного кабеля ВОЛС.

Согласно пункту 6.1.10 типовых технических условий, утвержденных приказом ПАО «МРСК Центра» от 11.05.2018 № 235-ЦА, в случае наличия на ВЛ действующих ВОЛС, в целях снижения механических нагрузок на ВЛ, проектом необходимо предусмотреть замену существующего оптического кабеля на кабель с большим количеством оптических волокон, предварительно согласовав демонтаж ранее размещенного ВОЛС с собственником кабеля и собственником объекта электроэнергетики.

В случае наличия на ВЛ иных действующих линий связи и линий проводного вещания, проектом необходимо определить необходимость реконструкции указанных коммуникаций либо их демонтаж.

Вместе с тем проектирование, строительство и эксплуатация волоконно-оптических линий связи на воздушных линиях электропередачи регламентировано СО 153-34.48.519-2002. Правила проектирования, строительства и эксплуатации волоконно-оптических линий связи на воздушных линиях электропередачи напряжением 0,4 - 35 кВ, Правилами проектирования, строительства и эксплуатации волоконно-оптических линий связи на воздушных линиях электропередачи напряжением 110 кВ и выше и Правилами устройства электроустановок (ПУЭ).

Исходя из нормативного регулирования запрета на размещение более одного кабеля связи на опоре ВЛ не установлено, а проектирование, строительство и эксплуатация ВОЛС на ВЛ возможны только на основании проектной документации, учитывающей технические характеристики класса опор и рассчитанной с учетом возможного механического воздействия.

Исходя из буквального прочтения пункта 6.1.10 типовых технических условий, утвержденных приказом ПАО «МРСК Центра» от 11.05.2018 № 235-ЦА, следует, что при наличии технологической необходимости размещения второго кабеля на одной опоре (расширение емкости), действующий оптический кабель демонтируется и техническими условиями предусматривается размещение нового кабеля с большим количеством оптических волокон (большей емкостью) в целях снижения механической нагрузи на опору.

Комиссия, проанализировав материалы дела № 11/01/10-40/2019, находит указанный довод несостоятельным и, исходя из фактического количества подвесов на одной опоре, цена за размещение ВОЛС на ВЛ должна быть пропорционально распределена между потребителями.

В Возражениях ПАО «Россети Центра» указано, что затраты на переподвеску ВОЛС возникают в случае капитального ремонта или модернизации воздушных линий электропередачи, эти работы не относятся к капитальным расходам и не включаются в балансовую стоимость модернизируемых основных средств.

Комиссия провела анализ затрат, предлагаемых к учету в составе операционных (текущих) затрат, связанных с переподвеской ВОЛС.

Анализ оборотно-сальдовой ведомости и величины затрат на переподвеску ВОЛС в соответствии с калькуляцией показал, что величина расходов по счету 23, относящаяся ко всем прочим видам деятельности, в 2017 году составила 18,4 млн. руб., в 2018 году – 15,6 млн. руб., в 2019 году – 14,3 млн. руб.

При этом расходы, связанные с переподвеской ВОЛС при модернизации/капитальном ремонте в год на все опоры, к которым предоставлен доступ для размещения линий связи в соответствии с калькуляцией составляет 72,3 млн. руб., что более чем в 4 раза превышает общие расходы по счету 23 по прочим видам деятельности.

Затраты, учитываемые на счете 23 являются косвенными (накладными) и в соответствии с калькуляцией учитываются в составе тарифа по статье накладные затраты. В этой связи Комиссия отмечает, что учет расходов на переподвеску ВОЛС в калькуляции отдельной статьей расходов приводит к двойному учету одних и тех же затрат.

Комиссия по результатам проведенного анализа пришла к выводу, что данные расходы являются экономически необоснованными, как в случае учета данных расходов в составе капитальных затрат, так и в случае учета расходов на переподвеску ВОЛС в составе операционных затрат.

Кроме того, материалами дела № 11/01/10-40/2019 подтверждается, что в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта ВЛ, демонтажа ВОЛС с ВЛ требуется переустройство линий связи, такое переустройство осуществляется пользователем за его счет.

Таким образом, с учетом положений ПБУ, на основании фактических данных раздельного учета затрат, а также в соответствии с условиями договоров, включение затрат, связанных с переподвеской ВОЛС при модернизации/капитальном ремонте в калькуляцию экономически необоснованно.

Комиссией проведен анализ величины накладных расходов, по результатам которого установлено, что такая величина по прочим видам деятельности по годам составляет: в 2017 – 47,8%, в 2018 – 32,3%, в 2019 – 27,2%, 1 полугодие 2020 – 4,4%. По итогам 2020 года величина накладных расходов должна измениться после закрытия отчетного периода, поэтому при оценке величины накладных расходов не принимается во внимание.

В Возражениях указано, что взаимоотношения между владельцем инфраструктуры и пользователем инфраструктуры носят исключительно гражданско-правовой характер, основанный на свободе договора, и не могут содержать признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 с учетом положений части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа (а равно не может быть отказано антимонопольному органу в удовлетворении его исковых требований) только на основании квалификации соответствующих правоотношений с участием хозяйствующего субъекта, которому выдано предписание антимонопольного органа или к которому данным органом подан иск, как гражданско-правовых.

Таким образом реализация функций антимонопольного органа по возбуждению и рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства подлежит применению в случае нарушения соответствующими лицами специальных антимонопольных требований и запретов.

Каких-либо иных доводов, ранее не исследованных Комиссией при рассмотрении дела № 11/01/10-40/2019, ПАО «Россети Центра» и ПАО «Россети» не представлено.

Комиссия в результате анализа доказательств, доводов и пояснений, содержащихся в материалах дела, приходит к выводу, что цена (тариф) на услугу по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля, установленная и применяемая ПАО «Россети Центра» в 2019-2020 гг, превышает сумму необходимых для производства и реализации услуги по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля расходов и прибыли.

Дело № 11/01/10-40/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Россети Центра» было возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем Комиссией в рамках рассмотрения дела не установлено оснований для квалификации действий ПАО «Россети Центра» по повышению с 01.01.2019 ранее установленной цены (тарифа) на услугу по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля и ее (его) поддержание как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

На основании изложенного, Комиссия установила в действиях ПАО «Россети Центра» по установлению и поддержанию цены (тарифа) на услугу по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля в 2019-2020 гг. нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно установление и поддержание монопольно высокой цены услуги.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции, в том числе являются рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Рассматриваемые действия ПАО «Россети Центра» приводят (могут привести) к ограничению конкуренции, поскольку установление таких ценовых условий (заградительных тарифов) на услуги по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля, создает дополнительные барьеры для входа хозяйствующим субъектам на рынок оказания услуг связи.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Прекратить рассмотрение дела № 11/01/10-40/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «Россети Центра» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

  2. Признать ПАО «Россети Центра» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления, поддержания цены (тарифа) на услугу по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля в 2019-2020 гг..

3. Выдать ПАО «Россети Центра» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Связанные организации

ООО "Связьсервис"
ИНН 6911023765, ОГРН 1056910016195
ООО "Фотон"
ИНН 7608032231, ОГРН 1177627039303
ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССЕТИ ЦЕНТР"
ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498
АО "УПРАВЛЕНИЕ ВОЛС-ВЛ"
ИНН 7705307770, ОГРН 1027739252496
АО "КВАНТ-ТЕЛЕКОМ"
ИНН 3662124236, ОГРН 1073667031030
ПАО "Ростелеком"
ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767
ПАО "Россети"
ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336