Решение №11/3786/24 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 11/01/10-17/2023 от 19 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 11/01/10-17/2023

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 11 «января» 2024 г.

В полном объеме решение изготовлено 19 «января» 2024 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 11/01/10-17/2023 в составе: Председателя Комиссии — начальника Управления регулирования связи и информационных технологий Е.А. Заевой; <....> (далее — Комиссия),

рассмотрев дело № 11/01/10-17/2023 по признакам нарушения Государственным предприятием Нижегородской области «Нижегородэлектротранс» (603116, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Народная, 43А; ИНН/КПП 5253000836/525901001; ОГРН 1025203045834) (далее — ГП НО «Нижегородэлектротранс») пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившемся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по обслуживанию и содержанию многофункциональной опоры при размещении на ней волоконно-оптического кабеля линии связи или самонесущего изолированного провода клиента (далее — Услуга),

в присутствии на заседании представителя ООО «МегаМакс» <....>, представителя ГП НО «Нижегородэлектротранс» <....>,

УСТАНОВИЛА:

ФАС России рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 11/01/15-38/2021 в отношении Администрации города Нижнего Новгорода.

Решением Комиссии ФАС России по делу № 11/01/15-38/2021 (исх. от 28.04.2022 № 11/43124/22) Администрация города Нижнего Новгорода признана нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части установления пунктом 1 приложения к постановлению Администрации города Нижнего Новгорода от 29.12.2020 № 5055 тарифа на обслуживание и содержание многофункциональной опоры при размещении на ней волоконнооптического кабеля линии связи или самонесущего изолированного провода клиента в размере 399,00 рублей за 1 подвес, что привело к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

В соответствии с предписанием по делу № 11/01/15-38/2021 (исх. от 28.04.2022 № 11/43126/22) (далее — Предписание) Администрации города Нижнего Новгорода надлежало установить экономически обоснованные тарифы на услуги по обслуживанию и содержанию многофункциональных опор при размещении волоконно — оптических линий связи, оказываемых муниципальными предприятиями города Нижнего Новгорода «Инженерные сети» и «Нижегородэлектротранс», на уровне экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли, рассчитанный на основании фактически произведенных затрат.

В части установления тарифа на услугу по обслуживанию и содержанию многофункциональных опор при размещении волоконно — оптических линий связи для МП «Инженерные сети» Администрацией города Нижнего Новгорода в постановление от 29.12.2020 № 5055 внесены изменения, согласно которым тариф на услугу по обслуживанию и содержанию многофункциональных опор при размещении волоконно — оптических линий связи для МП «Инженерные сети» установлен на уровне экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли в размере 80,61 руб./мес.

В части установления тарифа на услугу по обслуживанию и содержанию многофункциональных опор при размещении волоконно — оптических линий связи для МП «Нижегородэлектротранс» Администрацией города Нижнего Новгорода представлена информация о том, что муниципальное предприятие «Нижегородэлектротранс» передано в ведение Нижегородской области со сменой наименования на Государственное предприятие Нижегородской области «Нижегородэлектротранс».

В этой связи у Администрации города Нижнего Новгорода отсутствуют полномочия по установлению тарифов для ГП НО «Нижегородэлектротранс».

В рамках проверки исполнения Предписания ФАС России направлен запрос информации в ГП НО «Нижегородэлектротранс» (исх. от 22.12.2022 № 11/115769/22).

Из представленной ГП НО «Нижегородэлектротранс» информации (вх. от 17.01.2023 № 6054-ЭП/23) следует, что тарифы на услугу по обслуживанию и содержанию многофункциональных опор при размещении волоконно — оптических линий связи организация устанавливает самостоятельно в соответствии с отчетом об оценке от 14.02.2022 № 140222/5246 «Определение рыночной стоимости платы за услугу по обслуживанию и содержанию 1 подвеса волоконно-оптической линии связи на опорах контактной сети МУП «Нижегородэлектротранс», составленного ООО «Главный Параметр».

Согласно пункту 7.1 приказа ГП НО «Нижегородэлектротранс» от 14.07.2022 № 239 тариф на Услугу составляет 399,00 руб. за 1 подвес.

Решением Комиссии ФАС России по делу № 11/01/15-38/2021 тарифы МП «Нижегородэлектротранс» на услугу по обслуживанию и содержанию многофункциональных опор при размещении волоконно — оптических линий связи в размере 399,00 руб. за 1 подвес признаны экономически необоснованными.

В целях определения экономической обоснованности уровня тарифа на Услугу была проанализирована финансовая (бухгалтерская) отчетность ГП НО «Нижегородэлектротранс» за 2021 год - 6 месяцев 2023 года.

При этом предприятие в своей деятельности руководствуется документами, утвержденными до смены наименования предприятия, в частности учетной политикой, утвержденной приказом от 29.12.2014 № 241 (далее - Учетная политика), Методическими рекомендациями по расчету тарифов на прочие услуги муниципальных предприятий и учреждений, утвержденными постановлением Администрации города Нижнего Новгорода от 05.04.2013 № 1228 (далее — Методические рекомендации).

Калькуляция тарифа на оказание Услуги предприятием была осуществлена в соответствии с Методическими рекомендациями.

В Методических рекомендациях указан перечень расходов, который может быть включен в состав тарифа прочих услуг с уточнением (пункт 3 Методики), что в составе тарифа на услугу, в том числе на Услугу входят только такие затраты, которые непосредственно связаны с оказанием платной услуги.

Так, в состав тарифов на прочие услуги включены:

1. Прямые затраты:

1.1. Затраты на персонал непосредственно участвующий в процессе оказания платной услуги (основной персонал).

1.2. Материальные запасы, полностью потребляемые в процессе оказания платной услуги.

1.3. Амортизация оборудования, используемого при оказании платной услуги.

1.4. Прочие затраты, отражающие специфику оказания платной услуги.

2. Накладные затраты:

3. Прибыль (рентабельность не более 25 %).

4. НДС (20%).

Экономически обоснованными считаются любые расходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, то есть понесены для получения дохода (письмо Минфина России от 08.07.2019 № 03-03-06/1/50124).

Для документального подтверждения понесенных расходов используют первичные документы, доказывающие, что расходы действительно были понесены организацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Таким образом, экономически обоснованными расходами признаются любые затраты при условии, что они фактически произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, документально подтверждены и являются обоснованными.

В целях определения экономической обоснованности размера тарифа на Услугу Комиссией проведен анализ статей расходов, включаемых в состав тарифа на Услугу в соответствии с представленной ГП НО «Нижегородэлектротранс» калькуляцией, и их величин на предмет соответствия данным бухгалтерской отчетности, то есть фактически понесенным затратам.

В состав тарифа на Услугу на 2022 год для ГП НО «Нижегородэлектротранс» в соответствии с калькуляцией входят следующие затраты (Таблица 1):

 

Калькуляция расчета тарифа на Услугу ГП НО «Нижегородэлектротранс»

Таблица 1

 

Показатель

%

Сумма, руб.

1. Заработная плата

 

61,06

2. Начисление на заработную плату

30,50%

18,62

3. Накладные расходы

37,90%

21,45

4. Материальные затраты

 

167,03

5. Итого затраты

 

268,16

6. Прибыль

24,00%

64,36

7. Всего затраты

 

332,52

8. НДС

20,00%

66,50

Тариф с НДС

 

399,0

 

Комиссия провела анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основании данных финансовой отчетности ГП НО «Нижегородэлектротранс», оборотно-сальдовых ведомостей (далее - ОСВ) по бухгалтерским счетам 20, 23, 25, 26, 90 и иной представленной информации с учетом положений Учетной политики предприятия на предмет соответствия данных, отраженных в калькуляции, данным бухгалтерской отчетности, по результатам которого установлено следующее.

Основным видом экономической деятельности ГП НО «Нижегородэлектротранс», является «Регулярные перевозки пассажиров трамваями в городском и пригородном сообщении» (ОКВЭД 49.31.23).

В соответствии с Учетной политикой предприятия, учет доходов предприятия ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 32н

К доходам от обычных видов деятельности относится:

- выручка от реализации услуг по перевозке пассажиров городским электрическим транспортом общего пользования (трамваями и троллейбусами);

- выручка от реализации прочих работ, услуг в соответствии с Уставом предприятия:

Учет расходов предприятия ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н.

Учет доходов в соответствии с подпунктом 3.4.3 пункта 3.4. Учетной политики ведется на счете 90.01.1 «Выручка по деятельности с основной системой налогообложения» и с применением субконто «Номенклатурные группы»:

«Перевозка пассажиров»;

«Доходы от прочей деятельности».

В соответствии с подпунктом 3.4.6. пункта 3.4. Учетной политики расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с услугами:

- по перевозке пассажиров городским электрическим транспортом общего пользования (трамваями и троллейбусами);

- от прочей деятельности.

Учет расходов в соответствии с подпунктом 3.4.7 пункта 3.4. Учетной политики ведется на счете 90.02.1 «Себестоимость продаж по деятельности с основной системой налогообложения» и с применением субконто «Номенклатурные группы»:

«Перевозка пассажиров»;

«Расходы от прочей деятельности».

На счете 20.01.1 субконто «Перевозка пассажиров» ведется учет прямых расходов по номенклатурной группе «Перевозка пассажиров» с последующим списанием на счет 90.02.1 «Себестоимость продаж» по номенклатурной группе «Перевозка пассажиров».

На счете 23 «Вспомогательное производство» учитываются расходы:

- в части расходов, которые являются вспомогательными для номенклатурной группы «Перевозка пассажиров» с последующим списанием на счет 90.02.1 по номенклатурной группе «Перевозка пассажиров»;

- в части прямых расходов, которые являются вспомогательными для номенклатурной группы «Прочая деятельность» с последующим списанием на счет 90.02.1 по номенклатурной группе «Прочая деятельность»;

На счете 25 «Общепроизводственные расходы» ведется учет затрат по обслуживанию «основного» и «вспомогательного» производств с последующим писанием на счет 20.01.1 «Основное производство» (Перевозка пассажиров) и «вспомогательное производство» (Перевозка пассажиров и Прочая деятельность). Расходы счета 25 распределяются по выручке.

На счете 26 «Общехозяйственные расходы» ведется учет расходов по управлению предприятием с последующим списанием на счет 20.01.1 «Основное производство» (Перевозка пассажиров).

Таким образом, расходы по прочей деятельности учитываются на счете 23 по номенклатурной группе «Прочая деятельность» и на счете 25 с использованием базы распределения «выручка» с последующим списанием на счет 90.02.1 по номенклатурной группе «Прочая деятельность». Услуга входит в состав номенклатурной группы «Прочая деятельность».

В этой связи в целях проведения анализа расходов по Услуге Комиссия проанализировала расходы счета 23, 25, 92.02.1 по номенклатурной группе «Прочая деятельность» и доходы по Услуге , учитываемые на счете 90.01.1 по номенклатурной группе «Прочая деятельность».

Доходы по данной Услуге в составе Прочей деятельности составили: в 2021 году 63%, в 2022 году 61%. В целом по предприятию доходы от Услуги составляют в 2021 и 2022 годах 8%.

Наибольшая доля расходов в составе расходов на Услугу приходится на «материальные затраты» - 62,3% (167,03 руб. / 268,16 руб.) (Таблица 1).

Материальные затраты включают в себя: бензин на автовышку, расход бензина на оборудование, смазочные материалы.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» наличие и движение нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления, твердого (уголь, торф, дрова и др.) и газообразного топлива учитывается на субсчете 10.03 «Топливо».

Комиссия проанализировала счет 10.03 в корреспонденции со счетом 23, на котором учитываются расходы, в том числе по номенклатурной группе «Прочая деятельность».

Предприятие представило анализ счета 23 за период 2021 - 6 месяцев 2023 года без разбивки по номенклатурным группам, а в целом по предприятию.

При этом в целом по предприятию затраты по счету 10.03 по годам составляют: 2021 год — 12 млн. руб., 2022 год — 11,9 млн. руб., 6 месяцев 2023 года — 5,8 млн. руб.

Исходя из калькуляции тарифов нормативные расходы, используемые при расчете тарифов на Услугу в целом за год с учетом фактического объема предоставляемых подвесов составляют по годам соответственно: 2021 год — 37,3 млн. руб., 2022 год — 35,7 млн. руб., 6 месяцев 2023 года — 18 млн. руб.

Таблица 2

Наименование показателей

2021

2022

6 месяцев 2023

Тариф (с НДС), руб.

399

399

399

Тариф (без НДС), руб.

332,5

332,5

332,5

Количество подвесов расчетное, шт.

(выручка от Услуги/ тариф / 12 месяцев)

18 609,07

17 832,90

17 982,56

Материальные затраты на 1 подвес, руб.

167,03

167,03

167,03

Материальные затраты, тыс. руб.

37 299

35 744

18 022

 

Таким образом, Комиссия установила, что величина материальных затрат, учитываемых в тарифе на Услугу, более, чем в 3 раза превышает фактические материальные затраты, учитываемые на счете 10.03. в корреспонденции со счетом 23, которые относятся как к «Перевозке пассажиров», так и к «Прочей деятельности». При этом, как было сказано выше, доля доходов от Услуги в целом по предприятию составляет всего 8%.

Следовательно, величина материальных затрат, которая составляет 62,3% в составе затрат, учитываемых в тарифе на Услугу, является экономически необоснованной.

Согласно Методическим рекомендациям затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда рассчитываются как произведение стоимости единицы рабочего времени на количество единиц времени, необходимое для оказания платной услуги. При этом в расчете используется повременная ставка по штатному расписанию сотрудников из числа основного персонала.

На основании проведенных расчетов расходы ГП НО «Нижегородэлектротранс» на единицу Услуги по статье расходы на оплату труда основного персонала, непосредственно принимающего участие в оказании платной услуги с учетом дополнительной зарплаты (премии), установлены в размере 61,02 руб., а начисления на заработную плату составляют 18,62 руб.

Накладные затраты, относимые на тариф на Услугу, составили 21,45 руб.

Размер процента накладных расходов утвержден генеральным директором предприятия приказом от 26.09.2022 года № 308 и составляет 37,9% на 1 рубль прямых затрат на оплату труда без учета дополнительной зарплаты (25,74 руб. + 30,85 руб.= 56,59 руб.)*37,9% = 21,45 руб.

Прямые расходы в части оплаты труда непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги (основной персонал) рассчитываются ГП НО «Нижегородэлектротранс» в соответствии со штатным расписанием и положением о премировании.

При расчете расходов на оплату труда учитывалась:

·заработная плата электромонтера контактной сети 3 разряда и начисления на заработную плату. Величина расходов по данным статьям расходов составляет 27,77 руб. за 1 подвес в месяц;

·заработная плата машиниста автовышки 5 разряда и начисления на заработную плату. Величина расходов по данным статьям расходов составляет 33,29 руб. за 1 подвес в месяц.

Трудозатраты на 1 подвес по данным предприятия составляют 0,18 часа.

Комиссия рассчитала количество работников, которое должно быть задействовано предприятием для выполнения работ, связанных с обслуживанием опор контактной сети при заданных предприятием параметрах.

По результатам расчетов установлено, что для обслуживания опор контактной сети при условии работы полный рабочий день в течение всех рабочих дней в месяце потребуется 20 электромонтеров и соответственно 20 машинистов автовышки (заданы те

же параметры) для выполнения работ, связанных только с обслуживанием опор контактной сети.

При этом штатным расписанием предусмотрено всего 4 машиниста автовышки и 5 электромонтеров контактной сети 3 разряда.

Таблица 3

количество подвесов, шт.

17 833

время работы на 1 подвес, час

0,18

общее количество часов работы со всеми подвесами в мес, час

3 210

количество рабочих часов в месяц, час

164,4

количество электромонтеров контактной сети 3 разряда, чел.

20

 

Таким образом, Комиссией установлено, что затраты на персонал превышают экономически обоснованные расходы в 5 раз (20 человек / 4 человека).

Следовательно, величина затрат на персонал также является экономически необоснованной.

Комиссией на основании приказа ФАС России от 24.04.2010 № 220 «О порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» подготовлен аналитический отчет по результатам проведенного анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке Услуги на территории г. Нижнего Новгорода за период с 01.01.2022 по 01.06.2023 г.

В письменных пояснениях (вх. от 20.11.2023 № 181604-ЭП/23, вх. от 22.12.2003 № 204608/23) и на заседаниях Комиссии представитель ГП НО «Нижегородэлектротранс» заявил о наличии конкурентного рынка по воздушному размещению линейно-кабельных линий связи, ввиду присутствия иных хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги по размещению, а также в части цены Услуги, которая различается (выше у ГП НО «Нижегородэлектротранс») в 3,12 раза по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и сформирована в соответствии с отчетами об оценке ООО «Главный Параметр».

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Сравнив существенные свойства товара, установлено отсутствие взаимозаменяемости услуги по размещению оптических кабелей связи на опорах контактной сети в границах пролегания инфраструктуры ГП НО «Нижегородэлектротранс» на территории г. Нижний Новгород с иными способами размещения линий связи.

Экономические и административные барьеры входа на рынок услуг по размещению оптических кабелей связи на опорах контактной сети на территории г. Нижний Новгород являются существенными.

По результатам анализа рынка, учитывая высокие барьеры входа на рынок услуг по размещению оптических кабелей связи на опорах контактной сети на территории г. Нижний Новгород, указанный рынок отнесен к рынку с неразвитой конкуренцией.

Комиссией установлено, что на основании части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ГП НО «Нижегородэлектротранс» занимает доминирующее положение на рынке услуг по размещению оптического кабеля связи на опорах контактной сети в пределах расположения своей инфраструктуры для размещения сетей электросвязи на территории г. Нижний Новгород с долей 100%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможеннотарифное регулирование (далее — сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Таким образом, при применении метода сопоставимых рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование.

При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции. Комиссия, проанализировав, в том числе сведения, размещённые в открытых источниках, установила отсутствие рынка, сопоставимого по отношению к рассматриваемому рынку, находящегося в условиях конкуренции, в связи с чем применён затратный метод.

Комиссией установлено, что применяемые в соответствии с приказом от 14.07.2022 № 239 тарифы на Услугу превышают сумму расходов, необходимых для производства и реализации товара, и норму необходимой прибыли.

13.12.2023 Комиссия ФАС России в соответствии со статьей 481 Закона о защите конкуренции приняла Заключение об обстоятельствах дела № 11/01/10-17/2023 (исх. ФАС России от 14.12.2023 № 11/106123/23, далее — Заключение).

Согласно части 5 статьи 481 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

ГП НО «Нижегородэлектротранс» представлена позиция по делу № 11/01/10-17/2023 в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении (вх. № 1003-ЭП/24 от 09.01.2024) (далее — Позиция).

В Позиции указано, что ГП НО «Нижегородэлектротранс» не занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по размещению оптического кабеля связи на опорах контактной сети в пределах расположения своей инфраструктуры для размещения сетей электросвязи на территории г. Нижний Новгород по следующим доводам:

- неверно установлен временной интервал исследования товарного рынка с 01.01.2022 по 01.06.2023 и на основании пункта 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции должен составлять шесть месяцев 2023 года;

- с января 2023 года товарный рынок изменился, появились новые участники рынка, предоставляющие услуги по воздушному размещению кабелей связи (ООО «Экологические проекты»);

- между потребителями и ГП НО «Нижегородэлектротранс» действуют соглашения, которые являются допустимыми и соответствующими антимонопольному законодательству.

Частью 51 статьи 45 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 утверждён Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее — Порядок № 220).

Определение временного интервала исследования товарного рынка осуществлялось в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка № 220.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаром, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.

Учитывая, что ГП НО «Нижегородэлектротранс» заключает с иными хозяйствующими субъектами договоры на предоставление услуги по предоставлению опор, рассмотрение сферы обращения данной услуги как товарный рынок является обоснованным.

Для определения продуктовых границ товарного рынка был использован «тест гипотетического монополиста», суть которого в соответствии
с пунктом 3.9 Порядка № 220 заключается в выяснении мнения приобретателей товара о составе группы взаимозаменяемых товаров.

Согласно пункту 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции взаимозаменяемыми товарами являются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

В целях определения услуг, взаимозаменяемых с услугой предоставления опор, в адрес потребителей данной услуги — операторов связи, оказывающих телематические услуги связи на территории города Нижний Новгород, был направлен соответствующий запрос от 02.08.2023 № 11/61643/23 (далее — Запрос).

В письмах, направленных в ответ на Запрос, операторы связи указали
на невзаимозаменяемость использования опор контактной сети для размещения линий связи и иных способов размещения сети связи .

Невозможность замены Услуги иной услугой обусловлена также большими финансовыми затратами, связанными с необходимостью размещения новых кабелей связи другими способами размещения и демонтажем существующих кабелей связи. Кроме того, зачастую топология размещения кабелей связи на опорах контактной сети и другими способами размещения при замене способа размещения не будет совпадать, что повлечет пересмотр существующих схем подключения абонентов, а также схем резервирования кабельных линий, что приведет к дополнительным финансовым затратам операторов связи.

На основании изложенного, указанные в Позиции доводы ГП НО «Нижегородэлектротранс» являются несостоятельными.

Каких-либо иных доводов, ранее не исследованных Комиссией при рассмотрении дела № 11/01/10-17/2023, ГП НО «Нижегородэлектротранс» не представлено.

Согласно пункту 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» на основании статьи 6, пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением может быть признано установление (поддержание) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены.

По смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции).

На основании изложенного, Комиссия установила в действиях ГП НО «Нижегородэлектротранс» по установлению с 08.07.2022 по настоящее время в соответствии с приказом от 14.07.2022 № 239 монопольно высокой цены на услуги по предоставлению опор контактной сети для размещения линий связи и их поддержанию нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно установление и поддержание монопольно высокой цены услуги.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции, в том числе являются рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Рассматриваемые действия ГП НО «Нижегородэлектротранс» приводят (могут привести) к ограничению конкуренции, поскольку установление таких ценовых условий (заградительных тарифов) на услуги по предоставлению опор контактной сети для размещения оптического кабеля связи создает дополнительные барьеры для входа хозяйствующим субъектам на рынок оказания услуг связи.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать действия Государственного предприятия Нижегородской области «Нижегородэлектротранс» (603116, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Народная, 43А; ИНН/КПП 5253000836/525901001; ОГРН 1025203045834), выразившиеся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по обслуживанию и содержанию многофункциональной опоры при размещении на ней волоконно-оптического кабеля линии связи или самонесущего изолированного провода клиента на территории г. Нижний Новгород, нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. По результатам рассмотрения дела № 11/01/10-17/2023 о нарушении антимонопольного законодательства выдать Государственному предприятию Нижегородской области «Нижегородэлектротранс» (603116, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Народная, 43А; ИНН/КПП 5253000836/525901001; ОГРН 1025203045834) предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель комиссии: Е.А. Заева

 

Члены комиссии: <....>

Связанные организации

Связанные организации не указаны