Решение №11/44574-ДСП/24 Решение по делу № 11/01/16-5/2024 о нарушении антимонопольно... от 23 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 11/01/16-5/2024

 

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 7 мая 2024 г.

В полном объеме решение изготовлено 23 мая 2024 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 11/01/16-5/2024 в составе: Председателя Комиссии — начальника Управления регулирования связи и информационных технологий <...>; членов Комиссии: <...> (далее — Комиссия),

рассмотрев дело № 11/01/16-5/2024 по признакам нарушения Мэрией города Новосибирска (ИНН: 5406285846, ОГРН: 1045402490100; адрес регистрации: 630099, Новосибирская область, г. Новосибирск, Красный просп., д. 34) и Муниципальным казенным предприятием города Новосибирска «Горэлектротранспорт» (ИНН: 5402108170, ОГРН: 1025401018554; адрес регистрации: 630123, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Аэропорт, д. 17) (далее — МКП «ГЭТ») пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившимся в заключении соглашения в устной форме путем совершения последовательной совокупности действий, а именно:

  • уклонении МКП «ГЭТ» от исполнения предписания Новосибирского УФАС России от 29.11.2022 по делу № 054/01/10-301/2022 о нарушении антимонопольного законодательства путем направления в адрес Мэрии города Новосибирска заявления об установлении тарифов на услугу по предоставлению опор контактной сети для размещения сетей электросвязи (далее — Услуга);

  • установлении Мэрией города Новосибирска постановлением от 11.09.2023 № 4816 «Об утверждении тарифа на платную услугу, оказываемую муниципальным казенным предприятием г. Новосибирска «Горэлектротранспорт» (далее — Постановление) экономически необоснованного тарифа на Услугу в размере 745,7 руб./мес. без НДС при условии признания вступившим в силу решением по делу № 054/01/10-301/2022 о нарушении антимонопольного законодательства тарифа на Услугу в размере 527,52 руб./мес. без НДС монопольно высоким,

в присутствии на заседании представителя ПАО «МТС» <...>, представителя ПАО «Вымпелком» <...>, представителя ПАО «Мегафон» <...>, представителя ООО «Сибирские сети» <...>, представителя МКП «ГЭТ» <...>, представителей Мэрии города Новосибирска <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступили заявления ПАО «МТС», ПАО «Вымпелком» (вх. № 178872/23 от 15.11.2023) и ПАО «Мегафон» (вх. № 206835-ЭП/23 от 29.12.2023), а также ООО «Сибирские сети», поступившее из Новосибирского УФАС России (вх. № 5716-ЭП/24 от 16.01.2024), о наличии в действиях Мэрии города Новосибирска и МКП «ГЭТ» признаков нарушения Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения указанных заявлений установлено следующее.

Новосибирским УФАС России рассмотрено дело № 054/01/10-301/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам которого МКП «ГЭТ» признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления и поддержания монопольно высокой цены на Услугу в размере 527,52 руб./мес. без НДС.

По результатам рассмотрения указанного дела в адрес МКП «ГЭТ» выдано предписание от 29.11.2022 (далее — Предписание) о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем установления экономически обоснованного тарифа на Услугу с учетом реально понесенных расходов и затрат.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 15.05.2023 по делу № А45-25041/2022 решение и предписание Новосибирского УФАС России по делу №  054/01/10-301/2022 признаны законными и обоснованными, судами апелляционной и кассационной инстанций решение первой инстанции оставлено без изменений.

Вместе с тем Предписание не исполнено, так как Мэрией города Новосибирска принято постановление № 4816 от 11.09.2023 «Об утверждении тарифа на платную услугу, оказываемую муниципальным казенным предприятием г. Новосибирска «Горэлектротранспорт» (далее — Постановление), в соответствии с которым тариф на Услугу установлен в размере 745,7 руб./мес. без НДС.

В целях полного и всестороннего рассмотрения поступивших заявлений в адрес Мэрии города Новосибирска направлен запрос от 08.12.2023 № ПИ/104015/23 о предоставлении обоснования принятия Постановления после выдачи МКП г. Новосибирска «Горэлектротранспорт» Предписания, а также калькуляцию тарифа на Услугу, установленного Постановлением.

По результатам анализа поступившей информации (вх. № 203693-ЭП/23 от 21.12.2023) установлено, что письмом от 19.06.2023 № 911 МКП «ГЭТ» обратилось в Мэрию города Новосибирска с заявлением об установлении тарифов на Услугу в размере 745,7 руб./мес. без НДС на основании Отчета об оценке от 29.05.2023 № 051-23, подготовленный ООО «А2» (далее — Отчет).

Отчет подготовлен на основании договора от 27.02.2023 № 012 на проведение оценки рыночной стоимости между МКП «ГЭТ» и ООО «А2».

По результатам рассмотрения заявления МКП «ГЭТ» Мэрией города Новосибирска было подготовлено «Заключение на заявление МКП г. Новосибирска «Горэлектротранс» от 31.07.2023 (далее — Заключение Мэрии города Новосибирска), которое в соответствии с протоколом от 04.08.2023 № 7 было рассмотрено и поддержано Комиссией по установлению тарифов.

Согласно пункту 3.1 Порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, утвержденного решением Совета депутатов города Новосибирска от 23.12.2015 № 125 (далее — Порядок), основанием для принятия решения об установлении тарифов, в том числе является предписание уполномоченного органа государственной власти об устранении нарушений законодательства.

Мэрия города Новосибирска была привлечена к рассмотрению дела № 054/01/10-301/2022 о нарушении МКП «ГЭТ» антимонопольного законодательства в качестве заинтересованного лица, а также привлечена к рассмотрению дела Арбитражного суда города Новосибирска № А45-25041/2022 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Кроме того, согласно пояснениям Мэрии города Новосибирска (вх. № 44490-ЭП/24 от 19.03.2024), Мэрия города Новосибирска осуществляет координацию, регулирование и контроль за деятельностью МКП «ГЭТ».

Согласно пункту 4.1 Порядка для принятия решения об установлении (изменении, отмене) тарифов муниципальное унитарное предприятие, муниципальное учреждение (далее – заявитель) представляет в департамент заявление об установлении (изменении, отмене) тарифов.

Пунктом 4.2 Порядка установлено, что в случае представления заявителем отчета об оценке услуг, работ документы, предусмотренные абзацами вторым – восьмым настоящего пункта, к заявлению об установлении (изменении) тарифов не прилагаются.

В соответствии с пунктом 4.6 Порядка департамент в течение 20 дней со дня регистрации заявления об установлении (изменении, отмене) тарифов по результатам рассмотрения поступивших документов обеспечивает подготовку заключения, которое должно содержать, в том числе оценку обоснованности предлагаемых к установлению (изменению, отмене) тарифов, анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат.

Вместе с тем Заключение Мэрии города Новосибирска не содержит оценку обоснованности предлагаемых к установлению (изменению, отмене) тарифов, анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат.

Как следует из Отчета, тариф на Услугу в размере 745,7 руб./мес. без НДС был рассчитан на основании нормативных, а не фактически понесенных и подтвержденных финансовой отчетностью МКП «ГЭТ» затрат.

На заседаниях Комиссии 27.03.2024 и 12.04.2024 представителями Мэрии города Новосибирска указано, что указанные оценка и анализ Мэрией города Новосибирска не проводились, а рассматриваемые действия прямо предусмотрены Порядком.

При этом согласно положениям Порядка Мэрия города Новосибирска, учитывая наличие предписание уполномоченного органа государственной власти об устранении нарушений законодательства, была обязана установить тариф на Услугу с учетом требований Порядка на основании экономически обоснованных расходов.

На основании изложенного Комиссией установлено, что в целях уклонения от исполнения Предписания МКП «ГЭТ» заказало Отчет, обратилось с заявлениям об установлении тарифа на Услугу в Мэрию города Новосибирска, а Мэрия города Новосибирска, будучи осведомленной о признании решением по делу № 054/01/10-301/2022 о нарушении антимонопольного законодательства тарифа на Услугу в размере 527,52 руб./мес. без НДС монопольно высоким и необходимости его приведения к экономически обоснованному уровню, в нарушение Порядка, без проведения проверки экономической обоснованности, установила Постановлением тариф на Услугу в размере 745,7 руб./мес. без НДС.

В целях полного и всестороннего рассмотрения всех обстоятельств в адрес МКП «ГЭТ» был направлен запрос от 11.12.2023 № 11/104339/23 о предоставлении финансовых документов, позволяющих оценить экономическую обоснованность размера тарифа на Услугу.

По результатам анализа поступивших в ответ на указанный запрос финансовых документов (вх. № 19566-ДСП/24 от 07.02.2024) Комиссией установлено следующее.

Согласно пунктам 2.2, 2.3 Порядка Установление (изменение) тарифов осуществляется с использованием метода экономически обоснованных расходов, при использовании которого тариф рассчитывается путем калькулирования расходов на единицу услуги, работы муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений на срок действия тарифов.

Экономически обоснованными считаются любые расходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, то есть понесены для получения дохода (письмо Минфина России от 08.07.2019 № 03-03-06/1/50124).

Для документального подтверждения понесенных расходов используют первичные документы, доказывающие, что расходы действительно были понесены организацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Таким образом, экономически обоснованными расходами признаются любые затраты при условии, что они фактически произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, документально подтверждены и являются обоснованными.

Основным видом деятельности МКП «ГЭТ» в соответствии с Учетной политикой предприятия, утвержденной приказом от 31.12.2020 г. № 386 (далее - Учетная политика), являются пассажирские перевозки и прочие виды деятельности.

Пунктом 25 Учетной политики определены правила ведения управленческого раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов (далее — раздельный учет) по видам деятельности.

Раздельный учет ведется по следующим видам деятельности:

  • пассажирские перевозки,

  • прочие виды деятельности, в т.ч. ОПОРЫ ВОКС (Услуга).

Формирование доходов

Доходы подразделяются на доходы от основного вида деятельности и прочие доходы.

Доходами от основного вида деятельности является выручка от оказания услуг по регулярным перевозкам в электрическом транспорте по городским и пригородным маршрутам (перевозка пассажиров).

Доходами от прочих видов деятельности являются:

  • доходы от предоставления мест для крепления волоконно-оптического кабеля связи на опорах контактной сети (Услуга);

  • доходы за выполненные работы по переносу контактной сети, допуск к работе вблизи контактной сети;

  • доходы от предоставления в аренду офисных, цеховых, складских помещений и поступления, связанные с этой деятельностью

  • эксплуатационные и коммунальные услуги;

  • доходы от предоставления места на территории на ответственное хранение товаров;

  • доходы от предоставления места на территории для размещения автотранспорта;

  • доход от оказания услуг по предрейсовому медицинскому осмотру;

  • доходы от оказания услуг по предоставлению места для размещения рекламы на бортах подвижного состава;

  • доходы от покрасочной камеры;

  • доходы, полученные от оказания услуг автомобильным и электротранспортом;

  • доходы от согласования технических условий;

  • прочие доходы, отличные от доходов по основному виду деятельности.

Доходы, признаваемые как выручка от оказания услуг, продажи товаров, работ отражаются на субсчете 90.01 «Выручка» по методу начисления, то есть при фактическом оказании услуг по перевозкам и прочим видам деятельности независимо от фактического времени поступления денежных средств.

Формирование расходов

Расходы подразделяются на расходы по основному виду деятельности, непосредственно связанные с процессом перевозок пассажиров и прочие расходы.

Расходы по основному виду деятельности делятся на прямые и косвенные.

Прямые расходы формируются по счету 20.01.1 «Основное производство». Счет 20 является калькуляционным счетом и списывается на счет 90.02 «Себестоимость продаж».

25.2.2. Формирование косвенных расходов

Расходы связанные с обслуживанием основной деятельности предприятия учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» и списываются в Дт счета 20 по подразделениям с учетом выявленной доли доходной части по видам деятельности 20.01.1 перевозка пассажиров, 20.03.1 ВОКС, 20.04.1 Прочие.

25.2.3. косвенные затраты, которые связаны с управлением производством, учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Списание управленческих расходов осуществляется ежемесячно в дебет счета 90.08.

 

таблица 1

Доходы, расходы и финансовый результат

тыс. руб.

Наименование показателя

2021

2022

9 мес 2023

Выручка общая

<...>

<...>

<...>

Выручка от прочих услуг, в т.ч.

<...>

<...>

<...>

выручка от Услуги

<...>

<...>

<...>

Себестоимость продаж

<...>

<...>

<...>

себестоимость прочих видов деятельности, в т.ч.

<...>

<...>

<...>

себестоимость Услуги

<...>

<...>

<...>

Финансовый результат от Услуги (выручка от Услуги — себестоимость Услуги)

<...>

<...>

<...>

Рентабельность Услуги по себестоимости

<...>

<...>

<...>

Количество мест крепления, шт.

<...>

<...>

<...>

Затраты на 1 место крепления в месяц, руб. (себестоимость Услуги/количество мест крепления/количество месяцев в отчетном периоде)

<...>

<...>

<...>

 

Себестоимость единицы Услуги за анализируемый период не превышает 51 руб./мес. за место крепления.

Рентабельность Услуги в 2021 году составила <...>%, в 2022 году — <...>%, за 9 месяцев 2023 года — <...>%.

Тариф на Услугу, утвержденный Постановлением в соответствии с Отчетом, в 15 раз превышает себестоимость Услуги, в связи с чем является экономически необоснованным.

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок), по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.9 настоящего Порядка.

На основании проведенного анализа товарный рынок определен как рынок услуг по предоставлению опор контактной сети для размещения сетей электросвязи на территории города Новосибирска, временной интервал исследования — 2022-2023 годы.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции, в том числе являются рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Поскольку тарифы МКП «ГЭТ» на Услугу в том числе формируют размер абонентского тарифа на услуги доступа к сети «Интернет», монопольно высокая стоимость Услуги ущемляет интересы хозяйствующих субъектов — операторов телематических услуг связи в сфере предпринимательской деятельности, а также может ограничивать конкуренцию на смежном рынке — рынке услуг по предоставлению доступа к сети «Интернет».

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, поддержанию цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

С учетом совокупности изложенных доказательств, Комиссия, руководствуясь статьей 481 Закона о защите конкуренции, квалифицировала действия Мэрии города Новосибирска и МКП «ГЭТ», выразившиеся в заключении соглашения в устной форме путем совершения последовательной совокупности действий, а именно

  • уклонении МКП «ГЭТ» от исполнения Предписания путем направления в адрес Мэрии города Новосибирска заявления об установлении тарифов на Услугу;

  • установлении Мэрией города Новосибирска Постановлением в целях уклонения от исполнения Предписания экономически необоснованного тарифа на Услугу в размере 745,7 руб./мес. без НДС при условии признания решением по делу № 054/01/10-301/2022 о нарушении антимонопольного законодательства тарифа на Услугу в размере 527,52 руб./мес. без НДС монопольно высоким,

как нарушение пункта 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

12.04.2024 Комиссия в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции приняла заключение об обстоятельствах дела № 11/01/16-5/2024 (исх. ФАС России от 16.04.2024 № 11/32260-ДСП/24).

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

Мэрия города Новосибирска письмом от 07.05.2024 № б/н (вх. № 74931-ЭП/24 от 07.05.2024) представлены возражения на Заключение (далее — Возражения).

При этом доводов, не исследованных ранее Комиссией, в Возражениях не содержится.

На основании изложенного, Комиссия установила в рассматриваемых действиях Мэрии города Новосибирска и МКП «ГЭТ» нарушение пункта 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции, в том числе являются рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Рассматриваемые действия Мэрии города Новосибирска и МКП «ГЭТ» приводят (могут привести) к ограничению конкуренции, поскольку установление таких ценовых условий (заградительных тарифов) на Услугу создает дополнительные барьеры для входа хозяйствующим субъектам на рынок оказания услуг связи.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Признать действия Мэрии города Новосибирска (ИНН: 5406285846, ОГРН: 1045402490100; адрес регистрации: 630099, Новосибирская область, г. Новосибирск, Красный просп., д. 34) и МКП «ГЭТ» (ИНН: 5402108170, ОГРН: 1025401018554; адрес регистрации: 630123, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Аэропорт, д. 17), выразившиеся в в заключении соглашения в устной форме путем совершения последовательной совокупности действий, нарушением пункта 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

  2. По результатам рассмотрения дела № 11/01/16-5/2024 о нарушении антимонопольного законодательства выдать Мэрии города Новосибирска (ИНН: 5406285846, ОГРН: 1045402490100; адрес регистрации: 630099, Новосибирская область, г. Новосибирск, Красный просп., д. 34) и МКП «ГЭТ» (ИНН: 5402108170, ОГРН: 1025401018554; адрес регистрации: 630123, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Аэропорт, д. 17) предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

     

Председатель комиссии

<...>

 

Члены комиссии

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны