Решение №АД/91667-ДСП/20 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 11/01/11-29/2019 от 21 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 11/01/11-29/2019

 

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 17 «сентября» 2020 г.

В полном объеме решение изготовлено 30 «сентября» 2020 г.

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 11/01/11-29/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии — заместителя руководителя ФАС России Доценко А.В.; членов Комиссии: <..> (далее - Комиссия ФАС России),

рассмотрев дело № 11/01/11-29/2019 по признакам нарушения компанией Corning Incorporated (One Riverfront Plaza Corning, NY, 14831, USA), ООО «КОРНИНГ СНГ» (127006, г. Москва, Старопименовский пер., 18), ООО «Алтай-Кабель» (656922, г. Барнаул, ул. Попова 179Ж), ООО «ОКС 01» (198323, г. Санкт-Петербург, Волхонское шоссе, 115), ООО «Сарансккабель-Оптика» (430001, г. Саранск, ул. Строительная, 3Г, стр. 1), ООО «Инкаб» (614990, г. Пермь, ул. 25 Октября, 106) части 4 статьи 11 и пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившихся в создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступа на рынок производства и реализации одномодового оптического волокна путем заключения долгосрочных соглашений, содержащих обязательства заводов о приобретении гарантированного объема от потребности заводов в оптическом волокне, а также преимущественной поставке оптического волокна производства Corning, в присутствии на заседании представителей Corning Incorporated — <..>, представителей ООО «КОРНИНГ СНГ» - <..>, представителя ООО «Алтай-Кабель» - <..>, представителей ООО «ОКС 01» - <..>, представителей ООО «Сарансккабель-Оптика» - <..> представителя ООО «Инкаб» - <..>, представителя АО «Оптиковолоконные системы» - <..>,

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило заявление АО «Оптиковолоконные системы» (далее – Заявитель) о возможном нарушении компанией Corning Inc. в лице российского представительства ООО «Корнинг СНГ» антимонопольного законодательства.

По информации Заявителя, в ходе переговоров Заявителя с потребителями оптического волокна – заводами, производящими волоконно-оптические кабели связи, Заявитель получил косвенную информацию о возможном наличии в договорах между Corning и кабельными заводами условий, нарушающих Закон о защите конкуренции. По полученной информации, в договорах содержится обязанность покупателя приобретать не менее чем 70-80% оптического волокна от годового потребления завода только у компании Corning.

По результатам рассмотрения заявления, анализа материалов, представленных производителями кабелей связи (кабельными заводами) и полученных в ходе проведения внеплановой проверки ООО «Корнинг СНГ», проведенной на основании приказа ФАС России от 24.06.2019 № 815/19, установлено следующее.

Заявитель является единственным российским производителем одномодового оптического волокна, которое является основным комплектующим для производства волоконно-оптических кабелей связи.

Помимо Заявителя, на территории Российской Федерации в 2017 году осуществлялась поставка оптоволокна 7 производителей (Corning, Draka, Fujikura, Furukawa - OFS, Kanematsu, Sumitomo, YOFC), в 2018 – 9 производителей (Corning, Fujikura, Furukawa - OFS, Kanematsu, Sumitomo, TFO, Wuhan, Wuxi KRENO, ZTT). Положение основных производителей, продукция которых поставлялась на российском рынке в период 2017-2018 гг., существенно не изменилось: Corning<..>%, Kanematsu –<..>%, Fujikura<..>%, Furukawa – OFS –<..>%. Доля Заявителя составила в 2017 году <..>и в 2018 году – <..>% при росте рынка <..>% (показатели рассчитаны по объему платежей, тыс. руб.).

Потребителями оптоволокна являются кабельные заводы, всего деятельность по производству волоконно-оптических кабелей связи осуществляет 16 хозяйствующих субъектов. Основными потребителями являются 6 заводов с совокупной долей <..>% в 2017 году и <..>% в 2018 году: ООО «Инкаб» <..>%), АО «Москабель-Фуджикура» (<..>%), ООО «Алтай-кабель» (<..>%), ЗАО «Москабельмет» (<..>%), ООО «Сарансккабель-оптика» (<..>%) и АО «ОФС РУС ВОК» (<..>%).

АО «ОФС РУС ВОКК» входит в группу компаний японского концерна Furukawa Electric Co. (через компанию OFS Fitel LLC (ОФС Файтел ЛЛС), США); АО «Москабель-Фуджикура», ЗАО «Москабельмет» входят в группу лиц с Fujikura Ltd.

100% ООО «КОРНИНГ СНГ» принадлежит КОРНИНГ ИНКОРПОРЕЙТЕД (Corning Inc) (One Riverfront Plaza Corning, NY 14831 USA).

Между кабельными заводами (покупателями) и ООО «Корнинг СНГ» (продавец) заключены договоры о поставках оптического волокна производства Corning. Дополнительными соглашениями к договорам с ООО «Корнинг СНГ» согласовываются объемы и цены конкретных поставок, а также требования по характеристикам продукции на конкретные поставки.

В результате внеплановой проверки ООО «КОРНИНГ СНГ», проведенной на основании приказа ФАС России от 24.06.2019 № 815/19, выявлены долгосрочные соглашения, заключенные 4 кабельными заводами и Corning Inc. (One Riverfront Plaza Corning, NY 14831 USA), содержащие обязательства Заводов о приобретении гарантированного объема от потребности заводов в оптическом волокне, а также о преимущественной поставке оптоволокна Corning.

1. ООО «Инкаб», доля потребления –<..>

2. ООО «Сарансккабель-Оптика», доля потребления – <..>

3. ООО «ОКС 01», доля потребления – <..>

4. ООО «Алтай-Кабель», доля потребления – <..>.

<..>

ФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке), проведен анализ состояния конкуренции на рынке производства и реализации одномодового оптического волокна в географических границах Российской Федерации за 2017 год – 2018 год.

Оптическое волокно (международный термин Optical Fiber) является ключевым элементом волоконно-оптических линий связи (далее – ВОЛС) на всех ее участках, от коммутационных соединений с оконечным оборудованием до протяженных магистральных линий.

Оптическое волокно (далее – ОВ) обычно поставляется на катушках и может иметь несколько километров в длину.

В Таблице № 1 приведена классификация оптического волокна в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (ТНВЭД ЕАЭС).

Таблица № 1 – Классификация оптического волокна по коду ТН ВЭД ЕАЭС.

Код ТН ВЭД

Наименование позиции

9001

Волокна оптические и жгуты волоконно-оптические; кабели волоконно-оптические, кроме указанных в товарной позиции 8544; листы и пластины из поляризационного материала; линзы (включая контактные), призмы, зеркала и прочие оптические элементы, из любого материала, неоправленные, кроме таких элементов из оптически не обработанного стекла

9001 10

волокна оптические, жгуты и кабели волоконно-оптические

9001 10 900

Прочие

9001 10 900 1

волокна оптические

 

В законодательстве Российской Федерации технические требования к оптическим волокнам установлены в действующих Правилах применения оптических кабелей связи, пассивных оптических устройств и устройств для сварки оптических волокон, утвержденных Приказом Мининформсвязи России от 19.04.2006 № 47.

На международном уровне работой по нормированию параметров оптических волокон занимается Международный союз электросвязи (МСЭ-Т или ITU-T), а также Международная электротехническая комиссия (МЭК или IEC).

Типы применяемых ОВ и их основные параметры существенным образом влияют на характеристики ВОЛС в целом.

Оптические волокна, применяемые в настоящее время в телекоммуникациях подразделяются на:

• одномодовые ОВ;

• многомодовые ОВ.

Основные параметры одномодового ОВ и многомодового ОВ приведены в Таблице № 2.

Таблица № 2 – Одномодовое и многомодовое оптическое волокно.

Параметры

Одномодовое оптическое волокно

Многомодовое оптическое волокно

Наименование

 

Обозначается как ОМ (международный термин SM - Single Mode).

Обозначается как ММ (международный термин ММ - Multi Mode).

Характеристика

Диаметр сердцевины соизмерим или меньше длины волны, и по нему передается лишь один тип волны (моды)

Диаметр сердцевины больше длины волны, и по нему распространяется большое число волн

Применение

Используется для передачи информации с большими скоростями на расстояния свыше 2000 м (например, при строительстве магистральных линий связи)

Используется для передачи информации со скоростями передачи порядка 1 Гбит/с на расстояния до 500-2000м (например, в локальных сетях организаций)

Рекомендации

 

ITU-T G.652 Стандартное одномодовое.

ITU-T G.653 Одномодовое со смещенной дисперсией.

ITU-T G.654 Одномодовое со смещенной длиной волны отсечки.

ITU-T G.655 Одномодовое с ненулевой смещенной дисперсией.

ITU-T G.656 Одномодовое с ненулевой дисперсией для широкополосной передачи данных.

ITU-T G.657 Одномодовое с уменьшенными потерями на малых радиусах изгиба.

ITU-T G.651.1 Многомодовое 50/125 мкм с градиентным профилем показателя преломления.

IEC 60793-2-10 Многомодовое градиентное волокно 62.5/125 мкм.

 

Структура

Стандартное одномодовое оптическое волокно E 9,5/125:

•         диаметр светопроводящего ядра 9,5 ± 0,5 мкм;

•         внешний диаметр оптического волокна 125 ± 2 мкм;

•         внешний диаметр первичной защитной оболочки 250 ± 10 мкм;

•         внешний диаметр вторичной защитной оболочки (если есть) 900 мкм.

Стандартное многомодовое оптическое волокно G 50/125 мкм:

•         диаметр светопроводящего ядра  50 ± 3 мкм;

•         внешний диаметр оптического волокна 125 ± 2 мкм;

•         внешний диаметр первичной защитной оболочки 250 ± 10 мкм;

•         внешний диаметр вторичной защитной оболочки 900 ± 10 мкм

 

Как видно из Таблицы № 2 одномодовое ОВ и многомодовое ОВ имеют различные области применения, характеристики, технические стандарты установлены разными документами.

Таким образом, одномодовое ОВ и многомодовое ОВ могут быть отнесены к различным товарам.

Оптическое волокно, изготовленное в соответствии с требованиями ITU-T и стандартами IEC в части спецификации на оптическое волокно, может быть заменено только на аналогичные типы волокон. То есть одномодовое ОВ и многомодовое ОВ, изготовленные в соответствии с определенными стандартами или требованиями может быть заменено только на одномодовое ОВ или соответственно многомодовое ОВ, изготовленные в тех же стандартах или требованиях.

Исходя из целей применения товара, качественных и технических характеристик можно сделать вывод о невозможности замены одномодового ОВ на многомодовое ОВ.

Также исходя из материалов, имеющихся в распоряжении ФАС России, установлено, что предметом долгосрочных соглашений между Corning Inc и российскими кабельными заводами (ООО «Инкаб», ООО «Алтай-кабель», ООО «Сарансккабель-оптика», ООО «ОКС 01») является поставка одномодового оптического волокна для их производственной деятельности.

Российский рынок производства и реализации одномодового ОВ имеет многоуровневую структуру:

1. Производители сырья (преформы);

2. Производители оптического волокна;

3. Хозяйствующие субъекты, обеспечивающие реализацию ОВ на территории Российской Федерации;

4. Потребители оптического волокна — кабельные заводы, производящие оптический кабель;

5. Конечные потребители оптического кабеля:

• операторы связи; лица, осуществляющие эксплуатацию технологических (ведомственных) сетей связи; лица, осуществляющие эксплуатацию сетей связи специального назначения;

• хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по строительству линий и сооружений связи.

Расчет объема ОВ и долей производителей ОВ осуществлялся на основании сведений, представленных всеми действующими на территории Российской Федерации производителями волоконно-оптического кабеля.

Потребителями оптоволокна являются кабельные заводы, всего деятельность по производству волоконно-оптических кабелей связи осуществляет 16 хозяйствующих субъектов. Основными потребителями являются 6 заводов с совокупной долей <..>% в 2017 году и <..>% в 2018 году: ООО «Инкаб» (<..>%), АО «Москабель-Фуджикура» <..>%), ООО «Алтай-кабель» (<..>%), ЗАО «Москабельмет» (<..> «Сарансккабель-оптика» (<..>%) и АО «ОФС РУС ВОК» (<..>%).

Таблица № 3 – Производители оптических кабелей в Российской Федерации.

Наименование

Используемое оптическое волокно

1

ООО «Еврокабель-1»

Corning, Fujikura, Furukawa+OFS, Sumitomo, Draka – Prysmian, YOFC, ZTT, WUXI KRENO, WUHAN FIBERHOME, Оптиковолоконные системы

2

ООО «ИНКАБ»

Corning, Fujikura, Оптиковолоконные системы

3

ООО «ОКС 01»

Corning, Оптиковолоконные системы

4

АО «ОФС РУС ВОКК»

Corning, Furukawa+OFS, Оптиковолоконные системы

5

АО «Москабель-Фуджикура»

Corning, Fujikura, ZTT, TAIHAN FIBER, Оптиколоконные системы

6

ООО «Оптен-кабель»

Corning, Fujikura, Оптиколоконные системы

7

ЗАО «ТРАНСВОК»

Corning, Fujikura

8

ЗАО «Самарская оптическая кабельная компания»

Corning

9

ООО «Сарансккабель-Оптика»

Corning, YOFC, Оптиковолоконные системы

10

ООО «Алтай-Кабель»

Corning

11

АО «Электрокабель «Кольчугинский завод»

Fujikura, Оптиковолоконные системы

12

ЗАО «Яуза-Кабель»

Fujikura

13

АО «Электопровод»

Fujikura, Draka – Prysmian, YOFC, Оптиковолоконные системы

14

ООО «Новомоскабель-оптика»

Furukawa+OFS, Оптиковолоконные системы

15

ЗАО «Москабельмет»

Corning, Канэмацу, ZTT, TAIHAN FIBER

16

ЗАО «Кубанькабель»

Fujikura, Draka

 

Общий объем товарного рынка производства и реализации одномодового ОВ (км):

2017 г. - <..>км;

2018 г. -<..>км;

Общий объем товарного рынка производства и реализации одномодового ОВ (тыс. руб.):

2017 г. -<..> тыс. руб.;

2018 г. - <..> тыс. руб.;

Таблица № 4 – Доли производителей на рынке одномодового ОВ.

 

объем поставки (тыс. руб) 

 доля %

производитель

2017

2018

2017

2018

 Corning

<..>

<..>

<..>

<..>

 Fujikura

<..>

<..>

<..>

<..>

 Sumitomo 

<..>

<..>

<..>

<..>

 Furukawa - OFS

<..>

<..>

<..>

<..>

 Draka - Prysmian

<..>

<..>

<..>

<..>

 Kanematsu 

<..>

<..>

<..>

<..>

 Оптиковолоконные системы

<..>

<..>

<..>

<..>

 YOFC

<..>

<..>

<..>

<..>

 ZTT

<..>

<..>

<..>

<..>

 TAIHAN FIBER OPTICS

<..>

<..>

<..>

<..>

 WUXI KRENO

<..>

<..>

<..>

<..>

 WUHAN FIBERHOME

<..>

<..>

<..>

<..>

 всего

<..>

<..>

<..>

<..>

 

На территории Российской Федерации в 2017 году осуществлялась поставка  оптоволокна 7 производителей (Corning, Draka, Fujikura, Furukawa - OFS, Kanematsu, Sumitomo, YOFC), в 2018 – 9 производителей (Corning, Fujikura, Furukawa - OFS, Kanematsu, Sumitomo, TFO, Wuhan, Wuxi KRENO, ZTT).

Положение производителей, продукция которых поставлялась на российский рынок в период 2017-2018 гг. существенно не изменилось: Corning – <..>%, Kanematsu – <..>ura –<..>%, Furukawa – OFS – <..>%. Доля АО «Оптиковолоконные системы» составила в 2017 году 0,11% и в 2018 году – <..> росте рынка <..>% <..>оказатели рассчитаны по объему платежей, тыс. руб.).

Также следует отметить, что важной особенностью рынка одномодового ОВ является то, что конечные потребители зачастую определяют заводам-изготовителям какой конструкции им нужен кабель и из оптического волокна какого производителя он должен быть изготовлен. Как правило, предъявляются повышенные требования к затуханию и к изгибостойкости оптического волокна.

До 2015 года оптическое волокно в России не производилось. АО «Оптиковолоконные системы» стал первым в России производителем оптического волокна.

Возможность доступа на рынок производства и реализации одномодового ОВ ограничена высокими барьерами входа на рынок.

Основными барьерами входа на рынок оптического волокна являются:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- поведение участников рынка (наличие долгосрочных договоров с потребителями);

- необходимость обеспечения поставок преформ.

Рассматриваемый товарный рынок в границах Российской Федерации в исследуемый период времени является высококонцентрированным.

При этом наличие барьеров входа на рынки производства и реализации одномодового ОВ ограничивает возможности появления новых производителей.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции на рынке производства и реализации одномодового ОВ доминирующее положение занимает Корнинг Инкорпорейтед (Corning Incorporated) (<..>%).

В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции к таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

В письменных пояснениях по делу № 11/01/11-29/2019 (вх. от 26.11.2019 № 209207/19) Корнинг Инкорпорейтед (Corning Incorporated) представило основные доводы заключения долгосрочных соглашений с кабельными заводами:

Долгосрочные соглашения на поставку оптического волокна, заключенные Corning с кабельными заводами, являются «вертикальными» соглашениями, поскольку они предусматривают переход товара от одного лица (Corning или ООО «Корнинг СНГ», которые входят в одну группу лиц) к другому (кабельные заводы). Долгосрочные соглашения не нарушают ни один из запретов, предусмотренных для «вертикальных» соглашений;

При заключении долгосрочных соглашений какое-либо навязывание условий кабельным заводам отсутствовало. Более того, кабельные заводы были заинтересованы в заключении и продлении долгосрочных соглашений, поскольку они гарантируют кабельным заводам поставки согласованных объемов даже в условиях мирового дефицита;

Установление в долгосрочных соглашениях обязательства об объемах в процентах от потребности покупателя связано с тем, что, в связи с высокой волатильностью данного рынка, а также с высокой зависимостью спроса на нем от предпочтений конечных потребителей, действующих на смежных рынках, кабельные заводы не могут рассчитать свои потребности в фиксированных объемах (километрах) на несколько лет вперед;

Какие-либо штрафы за несоблюдение положений о согласованных объемах закупки в долгосрочных соглашениях отсутствуют, как и обязательства кабельных заводов о какой-либо отчетности, которая подтверждала бы соблюдение ими данных положений. Corning не запрашивает у кабельных заводов информацию об объемах их потребления и в целом не отслеживает соблюдение данных положений кабельными заводами. Какие-либо санкции либо иные последствия их возможного несоблюдения ни разу Corning не применялись;

Особенностью рынка оптического волокна является то, что существенное влияние на спрос на данном рынке оказывают конечные потребители, то есть телекоммуникационные компании, которые зачастую прямо указывают в условиях тендерной документации и контрактов требования о поставке телекоммуникационного кабеля из оптических волокон определенных стандартов конкретного производителя, что диктует выбор поставщиков для кабельных заводов;

Кабельные заводы отдавали предпочтение продукции Corning, а не Заявителя по следующим основаниям: 1) более высокая цена продукции Заявителя по сравнению с продукцией других производителей, являющаяся прямым следствием ее высокой себестоимости; 2) ограниченность ассортиментной линейки Заявителя; 3) более слабыми техническими характеристиками продукции Заявителя по сравнению с лидерами рынка; 4) запросами конечных потребителей на закупку оптических кабелей, изготовленных с использованием волокна других производителей; 5) отсутствие уверенности покупателей в способности Заявителя своевременно выполнить обязательства по объемным поставкам в условиях полной зависимости Заявителя от импортных преформ.

На заседании Комиссии ФАС России представители Корнинг Инкорпорейтед (Corning Incorporated) заявили о том, что долгосрочные соглашения с кабельными заводами регулируются и истолковываются в соответствии с законодательством Швеции и в 2017 году сторонами было заключено устное соглашение о неприменении долгосрочных соглашений.

Таким образом, по мнению компании Корнинг Инкорпорейтед (Corning Incorporated) долгосрочные соглашения между Corning и кабельными заводами не создали и не могли создать препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В письменной позиции кабельных заводов ООО «Инкаб», ООО «ОКС 01», ООО «Сарансккабель-Оптика», ООО «Алтай-Кабель» по делу № 11/01/11-29/2019 (вх. от 11.12.2019 № 219521/19) определены основные факторы, определяющие выбор кабельных заводов при закупке оптического волокна и обоснование заключения долгосрочных соглашений с компанией Corning:

В период заключения долгосрочных соглашений между Corning и кабельными заводами на мировом рынке оптического волокна наблюдался острый дефицит, что создавало риск возможных перебоев в работе кабельных заводов и таким образом, заключение долгосрочных соглашений было обусловлено объективной необходимостью и давало кабельным заводам гарантию бесперебойных поставок оптического волокна необходимого качества в условиях дефицита на рынке;

Выбор применяемого оптического волокна осуществляется прежде всего по прямому требованию конечного потребителя продукции;

Технические характеристики и стоимость продукции Corning лучше продукции Заявителя;

Штрафы за нарушение условий об объемах покупки долгосрочными соглашениями не предусмотрены.

Комиссией ФАС России с целью оценки доводов, изложенных ответчиками по делу № 11/01/11-29/2019, был проведен анализ исполнения кабельными заводами долгосрочных соглашений за период с 2013 по 2019 года.

<..>

На рис. 1 изображена динамика закупки ООО «Инкаб» оптического волокна за период с 2013 по 2019 года.

Рис.1

<..>

На рис. 2 изображена динамика закупки ООО «Сарансккабель-Оптика» оптического волокна за период с 2013 по 2019 года.

Рис. 2

<..>

На рис. 3 изображена динамика закупки ООО «ОКС 01» оптического волокна за период с 2013 по 2019 года.

Рис. 3

 

<..>

На рис. 4 изображена динамика закупки ООО «Алтай-Кабель» оптического волокна за период с 2013 по 2019 года.

Рис. 4

<..>

Проведенный анализ показал, что кабельные заводы <..>и <..>в период с 2013 по 2018 год исполняли требования долгосрочных соглашений с компанией Корнинг Инкорпорейтед (Corning Incorporated) и приобретали необходимый объем <..> и <..> необходимого для их производственной деятельности оптического волокна.

ООО «Сарансккабель – Оптика» в период с 2013 по 2017 год исполняла требование долгосрочного соглашения с компанией Корнинг Инкорпорейтед (Corning Incorporated).

<..>

ООО «Алтай-Кабель» в период с 2015 по 2018 год приобретало <..>% оптического волокна производства Corning.

<..>

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.08.2019 № 1809-р определено, что при осуществляемых Минкомсвязью России в 2019-2020 годах закупок услуг по подключению социально значимых объектов, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации к сети подвижной радиотелефонной связи, в том числе с использованием инфраструктуры федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», а также по оказанию этим объектом услуг по передаче данных и телематических услуг при осуществлении доступа к государственным, муниципальным, иным информационным системам и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в качестве условия исполнения государственных контрактов телекоммуникационного оборудования, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменении в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими некоторых актов Правительства Российской Федерации» телекоммуникационному оборудованию присваивается статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения при условии, что в составе оптического кабеля применяется волокно, произведенное (вытянутое из преформ) на территории Российской Федерации.

Таким образом, по мнению Комиссии ФАС России, кабельные заводы исполняли обязательства, предусмотренные долгосрочными соглашениями перед Корнинг Инкорпорейтед (Corning Incorporated) до 2019 года в полном объеме, в связи с чем санкции, прямо предусмотренные долгосрочными соглашениями, не применялись.

Неисполнение в 2019 и 2020 году вызвано изменениями законодательства Российской Федерации, что в соответствии с долгосрочными соглашениями, <..>

Что касается доводов Корнинг Инкорпорейтед (Corning Incorporated) и кабельных заводов о фактическом неисполнении заводами обязательств по покупке определенных соглашениями объемов оптического волокна, Комиссия ФАС России отмечает, что обязанность по продаже определенных объемов оптического волокна установлена у Корнинг Инкорпорейтед (Corning Incorporated).

Доводы Корнинг Инкорпорейтед (Corning Incorporated) и кабельных заводов о заключении устного соглашения о неприменении соглашений с 2017 года, опровергаются сведениями о фактических закупках оптического волокна в 2017, 2018 годах.

В целях установления факторов, влияющих на указанный рынок, Комиссия ФАС России провела анализ рынка производства и реализации одномодового волокна в географических границах Российской Федерации за 2019 год.

Общий объем товарного рынка в 2019 году составил <..> км.;   <..> тыс. руб.

На территории Российской Федерации поставку оптоволокна в 2019 году осуществляли 9 производителей: Corning – <..>%, Fujikura – <..>%, Furukawa – OFS – <..>%, Оптиковолоконные системы – <..>%, ZTT – <..>%, WUHAN FIBERHOME – <..>%, Tonging Interconnection Information Co. – <..>%, SHANGHAI WEIYE OFC EQUIPMENT CO. – <..>%, STERLITE TECHNOLOGIES LIMITED – <..>%.

Таким образом, доли продавцов на рынке производства и реализации одномодового оптического волокна изменились: доля Corning Incorporated <..> по <..> 2018 годом на <..>%, доля Заявителя <..>%, также отмечается <..>итайских производителей оптического волокна.

На заседании Комиссии ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 11/01/11-29/2019 от 21.10.2019 АО «Оптиковолоконные системы» представило ходатайство об уточнении требований по делу № 11/01/11-29/2019, согласно которому, по мнению заявителя в действиях Corning содержатся признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении, поддержании монопольно низкой цены товара.

Согласно статье 7 Закона о защите конкуренции монопольно низкой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

В результате проведенного анализа выявлено, что цена, установленная Corning, находится на сопоставимом уровне с остальными участниками рынка, а также превышает цену, установленную китайскими производителями оптического волокна.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России приняла решение отказать в удовлетворении ходатайства АО «Оптиковолоконные системы».

12.08.2020 Комиссия в соответствии со статьей 481 Закона о защите конкуренции приняла Заключение об обстоятельствах дела № 11/01/11-29/2019 (исх. от 14.08.2020 № АД/70130-ДСП/20) (далее — Заключение), копии Заключения были направлены Сторонам и получены ими.

Согласно части 5 статьи 481 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Компанией Corning Incorporated и ООО «КОРНИНГ СНГ» (далее - Corning) представлены в ФАС России пояснения и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении (вх. от 15.09.2020 № 157754/2020) (далее - Пояснения).

Из представленных пояснений следует, что рынок оптического волокна является мировым, а в Аналитических отчетах по результатам анализа рынка производства и реализации одномодового оптического волокна за 2017-2018 г. и 2019 г. (далее — Аналитический отчет) неверно определены географические границы товарного рынка, «как территория Российской Федерации», что привело к:

1) необоснованно узкому определению географических границ товарного рынка;

2) исключению хозяйствующих субъектов, функционирующих на указанном товарном рынке;

3) неверному определению состава хозяйствующих субъектов, некорректному расчету объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;

4) некорректному определению уровня концентрации тованого рынка одномодового оптического волокна как высокого;

5) некорректной квалификации положения Corning на данном рынке как доминирующего.

Таким образом, по мнению Corning, в связи с тем, что географические границы товарного рынка, состав хозяйствующих субъектов и расчет их долей, а также определение уровня рыночной концентрации были определены неверно, Corning не занимает доминирующее положение на товарном рынке реализации и производства одномодового оптического волокна.

Также для подтверждения своей позиции, представленной в Пояснениях ООО «Корнинг СНГ» представило справку, содержающую перечень зарубежных производителей/поставщиков оптического волокна в Россию за период 2017-2018 г., подготовленную Агентством Промышленной Информации.

Комиссия, изучив доводы Corning о необоснованном сужении географических границ товарного рынка и неправильном вследствие этого определения состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, пришла к следующим выводам.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, географические границы товарного рынка определяются как территория на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Согласно пункту 4.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определение географических границ товарного рынка осуществляется, в том числе, методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке.

Потребителями оптоволокна являются кабельные заводы, всего деятельность по производству волоконно-оптических кабелей связи осуществляет 16 хозяйствующих субъектов.

Таким образом, при проведении анализа ранка выявлен исчерпывающий перечень потребителей, который не может быть расширен.

При запросе у кабельных заводов сведений о закупках оптического волокна с целью производства волоконно-оптических кабелей, в том числе, была запрошена информация о расходах на таможенную очистку (таможенные пошлины, налоги и др.).

На основании представленной кабельными заводами информации был установлен исчерпывающий перечень продавцов оптического волокна, у которых приобретается оптическое волокно, а также представлены сведения о том, что кабельные заводы не несут расходов на таможенную очистку, так как приобретают оптическое волокно на территории Российской Федерации.

Продавцы оптического волокна Furukawa Electric Co., Fujikura Ltd, Corning Incorporated осуществляют реализацию оптического волокна для кабельных заводов через свои дочерние предприятия, зарегистрированные на территории Российской Федерации (АО «ОФС РУС ВОКК», АО «Москабель-Фуджикура», ООО «КОРНИНГ СНГ»).

Таким образом, Комиссия ФАС России считает довод Corning о расширении географических границ товарного рынка производства и реализации одномодового оптического волокна несостоятельным, в связи с тем, что потребители оптического волокна находятся и приобретают товар на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Сведения о хозяйствующих субъектах, реализующих одномодовое оптическое волокно, получены от потребителей одномодового оптического волокна. В ходе проведения анализа рынка был установлен исчерпывающий перечень потребителей оптического волокна, таким образом, перечень продавцов не может быть расширен за счет информации, полученной от покупателей и продавцов на исследуемом рынке.

На основании изложенного Комиссия заключает, что географические границы рынка, состав хозяйствующих субъектов на рынке определен в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке и соответствует фактическим обстоятельствам.

Кабельные заводы ООО «Алтай-Кабель» (вх. от 16.09.2020 № 158022-ЭП/20), ООО «ОКС 01» (вх. от 16.09.2020 № 158079-ЭП/20), ООО «Сарансккабель-Оптика» (вх. от 16.09.2020 № 158050-ЭП/20), ООО «Инкаб» (вх. от 16.09.2020 № 158062-ЭП/20) представили в ФАС России пояснения по обстоятельствам, изложенным в Заключении.

По мнению кабельных заводов в Заключении не установлены признаки ограничения конкуренции и отсутствуют доказательства, что долгосрочные соглашения между Corning и кабельными заводами привели к ограничению конкуренции.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Таким образом, нормами антимонопольного законодательства предусмотрен запрет соглашений между хозяйствующими субъектами, приводящих или способных привести к ограничению конкуренции.

Учитывая, что по результатам проведенного анализа было установлено, что кабельные заводы исполняли обязательства, предусмотренные долгосрочными соглашениями перед Корнинг Инкорпорейтед (Corning Incorporated), а увеличение доли АО «Оптиволоконные системы» в 2019 году обусловлено изменениями в российском законодательстве, предусматривающем использование продукции, произведенной на территории Российской Федерации, Комиссия ФАС России приходит к выводу о несостоятельности довода кабельных заводов об отсутствии признаков ограничения конкуренции.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Рассматриваемое соглашение не подпадает под исключения, установленные частями 7, 9, 10 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Также сторонами дела не были представлены доказательства допустимости в соответствии с частью 6 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, Комиссия ФАС России в результате анализа доказательств, доводов и пояснений лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что действия Corning Incorporated (One Riverfront Plaza Corning, NY, 14831, USA), ООО «КОРНИНГ СНГ» (127006, г. Москва, Старопименовский пер., 18), ООО «Алтай-Кабель» (656922, г. Барнаул, ул. Попова 179Ж), ООО «ОКС 01» (198323, г. Санкт-Петербург, Волхонское шоссе, 115), ООО «Сарансккабель-Оптика» (430001, г. Саранск, ул. Строительная, 3Г, стр. 1), ООО «Инкаб» (614990, г. Пермь, ул. 25 Октября, 106), выразившиеся в заключении и участии в соглашении, которое привело либо может привести к созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступа на рынок производства и реализации одномодового оптического волокна путем заключения долгосрочных соглашений, содержащих обязательства заводов о приобретении гарантированного объема от потребности заводов в оптическом волокне, а также преимущественной поставке оптического волокна производства Corning, содержат нарушение пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Дело, возбужденное в отношении Corning Incorporated (One Riverfront Plaza Corning, NY, 14831, USA), ООО «КОРНИНГ СНГ» (127006, г. Москва, Старопименовский пер., 18), ООО «Алтай-Кабель» (656922, г. Барнаул, ул. Попова 179Ж), ООО «ОКС 01» (198323, г. Санкт-Петербург, Волхонское шоссе, 115), ООО «Сарансккабель-Оптика» (430001, г. Саранск, ул. Строительная, 3Г, стр. 1), ООО «Инкаб» (614990, г. Пермь, ул. 25 Октября, 106) о нарушении части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, прекратить.

2. Признать действия Corning Incorporated (One Riverfront Plaza Corning, NY, 14831, USA), ООО «КОРНИНГ СНГ» (127006, г. Москва, Старопименовский пер., 18), ООО «Алтай-Кабель» (656922, г. Барнаул, ул. Попова 179Ж), ООО «ОКС 01» (198323, г. Санкт-Петербург, Волхонское шоссе, 115), ООО «Сарансккабель-Оптика» (430001, г. Саранск, ул. Строительная, 3Г, стр. 1), ООО «Инкаб» (614990, г. Пермь, ул. 25 Октября, 106), выразившиеся в заключении и участии в соглашении, которое привело либо может привести к созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступа на рынок производства и реализации одномодового оптического волокна путем заключения долгосрочных соглашений, содержащих обязательства заводов о приобретении гарантированного объема от потребности заводов в оптическом волокне, а также преимущественной поставке оптического волокна производства Corning, нарушением пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

    1. По результатам рассмотрения дела № 11/01/11-29/2019 о нарушении антимонопольного законодательства выдать Corning Incorporated (One Riverfront Plaza Corning, NY, 14831, USA), ООО «КОРНИНГ СНГ» (127006, г. Москва, Старопименовский пер., 18), ООО «Алтай-Кабель» (656922, г. Барнаул, ул. Попова 179Ж), ООО «ОКС 01» (198323, г. Санкт-Петербург, Волхонское шоссе, 115), ООО «Сарансккабель-Оптика» (430001, г. Саранск, ул. Строительная, 3Г, стр. 1), ООО «Инкаб» (614990, г. Пермь, ул. 25 Октября, 106) предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АЛТАЙ-КАБЕЛЬ"
ИНН 2222796034, ОГРН 1112223005510
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ОПТИКОВОЛОКОННЫЕ СИСТЕМЫ"
ИНН 1327005922, ОГРН 1081327000260
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КОРНИНГ СНГ"
ИНН 7705298420, ОГРН 1027739691803
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ОКС 01"
ИНН 7807396804, ОГРН 1147847432941
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ИНКАБ"
ИНН 7720676892, ОГРН 1107746057649
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "САРАНСККАБЕЛЬ-ОПТИКА"
ИНН 1327153649, ОГРН 1021301062760
Corning Incorporated
ИНН , ОГРН