Решение №АД/24126/14 Решение по делу от 17 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-213/00-11-13

 

Резолютивная часть решения оглашена 29 мая 2014 г. г. Москва

В полном объеме решение изготовлено июня 2014 г.

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <...>

рассмотрев дело № 1-00-213/00-11-13 по признакам нарушения Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федеральному округу (далее также Управление Ространснадзора по СКФО/МТУ Ространснадзора по СКФО) (Российская Федерация, 360000, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. И. Арманд, д. 37а) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции); Управлением Ространснадзора по СКФО и ОАО «Региональный навигационно-информационный центр Ставропольского края» (далее также ОАО «РНИЦ СК») (Российская Федерация, 355008, г. Ставрополь, шоссе Старомарьевское, 8) пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции; Правительством Ставропольского края (355025, Ставрополь, пл. Ленина, д. 1) и ОАО «РНИЦ СК» (Российская Федерация, 355008, г. Ставрополь, шоссе Старомарьевское, 8) пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступило заявление ряда хозяйствующих субъектов: ООО "Сервис-центр" (Доваторцев ул., 60, г. Ставрополь, Ставропольский край, 355000); ООО "Эко Принт" (Чапаева ул., д. 95, г. Ставрополь, Ставропольский край, 355016), ООО "Галеон" (Пирогова ул., 22, 4, 38, г. Ставрополь, Ставропольский край, 355045), ООО "Ставтрэк" (Ленина ул., 484, А, г. Ставрополь, Ставропольский край, 355029), ООО "РС-Сервис" (Пирогова ул., 42,1, г. Ставрополь, Ставропольский край, 355045), ООО "СТК" (Почтовая ул., 36, Изобильный город, Изобильненский район, Ставропольский край, 356140), ООО "РОСИНТЕХ" (Пирогова ул., 42, 1, г. Ставрополь, 355000), ООО "НОВЭКС" (Почтовая ул., 36, Изобильный город, Изобильненский район, Ставропольский край, 356140), ООО "БАСТИОН" (Пирогова ул., 42, 1, 37, г. Ставрополь, Ставропольский край, 355000), ООО «Б-1 Групп» (Р. Люксембург ул., 57, 25, г. Ставрополь, Ставропольский край, 355000), ООО «МК-Славутич» (Объездная ул., 29, г. Ставрополь, 355020), ООО "ММС Электроникс" (Голенева ул., 21,160-162, г. Ставрополь, Ставропольский край, 355006), ИП Матвеев И.А. (Ленина ул., 475, г. Ставрополь, 355029), осуществляющих деятельность по оказанию услуг по передаче мониторинговой информации в автоматизированный центр контроля регионального управления Ространснадзора (далее также АЦКН Ространснадзора), а также осуществляющих транспортные перевозки, о нарушении Управлением Ространснадзора по СКФО и ОАО «РНИЦ СК» антимонопольного законодательства (далее - Заявление).

Как указано в Заявлении, согласно Федеральному закону от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности» и постановлению Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАС/GPS» (далее – Постановление № 641), в субъектах Российской Федерации проходит создание региональных информационных систем транспортного комплекса (далее также РНИС) и установлен перечень транспортных средств (далее также ТС), которые должны быть оборудованы устройствами спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАС/GPS (далее также абонентские телематические терминалы/АТТ) и передавать информацию об автотранспортном средстве в рамках РНИС АЦКН территориального подразделения Ространснадзора.

Требования, которым должны соответствовать АТТ, установлены приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 285 «Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов» (далее также Приказ № 285).

Перечень информации, которая должна передаваться от ТС в АЦКН Ространснадзора, установлен приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26.01.2012 № 20 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» (далее также Приказ № 20).

Кроме того, пунктом 4 раздела II Приказа № 20 установлено, что установка на ТС АТТ и подключение АТТ к диспетчерскому центру или диспетчерскому пункту и к АЦКН Ространснадзора обеспечивается владельцем ТС.

Вместе с тем, пунктом 6 раздела II Приказа № 20 установлена обязанность владельца ТС пройти тестирование АТТ в соответствующем территориальном органе Ространснадзора, но не установлено, что данная услуга является возмездной.

Однако по информации, представленной в материалах Заявления, а также на официальном сайте ЗАО «Мирком» (http://www.mircom.ru/), на территории Ставропольского края с участием ЗАО «Мирком» и физического лица в долевом участии соответственно 74% и 26% уставного капитала создан и функционирует ОАО «РНИЦ СК».

В соответствии с Соглашением №1 «О взаимодействии и информационном обмене между Федеральной службой по надзору в сфере транспорта по СКФО и РНИС в Ставропольском крае – ОАО «РНИЦ СК» от 19.02.2013 (далее также Соглашение № 1) на ОАО «РНИЦ СК» возложены функции тестирования АТТ на соответствие техническим требованиям Приказа № 285, подключения их к серверам ОАО «РНИЦ СК», получения мониторинговой информации со всех ТС, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и перевозку опасных грузов на территории Ставропольского края, хранения ее в течение как минимум года и передачи ее в АЦКН Ространснадзора.

Как указано в Заявлении, услуги тестирования и передачи мониторинговой информации являются платными.

Как утверждается в материалах Заявления, Управление Ространснадзора по СКФО без каких-либо пояснений и обоснований уклоняется от заключения соглашений подобных Соглашению № 1 с другими хозяйствующими субъектами (оставление без ответа писем хозяйствующих субъектов с предложениями о заключении соглашений).

Вместе с тем, отсутствие положительных результатов тестирования АТТ влечет административную ответственность, что, соответственно, фиксируется в протоколах проверки хозяйствующих субъектов - владельцев ТС.

Аналогичного содержания жалобы Некоммерческого партнерства «Союз автоперевозчиков» Ставропольского края и Некоммерческого партнерства по защите прав автоперевозчиков «Автотранс» о нарушении статей 15,16 Закона о защите конкуренции поступили из Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (вх. от 25.09.2013 № 80608/13). В последующем, от указанных лиц в ФАС России поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованных лиц (вх. от 02.10.2013 № 83440-ЭП/13).

Таким образом, в вышеперечисленных действиях Управления Ространснадзора по СКФО и ОАО «РНИЦ СК» содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в наделении функциями и правами органа власти. А именно, Управление Ространснадзора по СКФО наделило функцией по проведению тестирования АТТ конкретного хозяйствующего субъекта ОАО «РНИЦ СК», путем заключения соглашения о взаимодействии и информационном обмене.

Приказом ФАС России от 14.08.2013 № 529/13 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» было возбуждено дело № 1-00-213/00-11-13 по признакам нарушения Управлением Ространснадзора по СКФО части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а также по признакам нарушения Управлением Ространснадзора по СКФО и ОАО «РНИЦ СК» пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

ФАС России определением о возбуждении дела № 1-00-213/00-11-13 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 27.08.2013 № АД/33544/13 привлек к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков: Управление Ространснадзора по СКФО, ОАО «РНИЦ СК», в качестве заявителей: Общество с ограниченной ответственностью «РОСИНТЕХ»; ООО «РС-Сервис»; ООО «Бастион»; ООО «НОВЭКС»; ООО «Ставтрэк»; ООО «ГАЛЕОН»; ООО «ЭКОПРИНТ»; ООО «СТК»; ООО «Сервис-центр»; ООО «ММС Электроникс»; ООО «Б-1 Групп»; ИП Матвеев И.А.; МК Славутич, в качестве заинтересованного лица Министерство транспорта Российской Федерации (109012, Москва, ул. Рождественка, д. 1, стр. 1) (далее также Минтранс России), в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах Министерство транспорта Ставропольского края (355029, г. Ставрополь, ул. Короленко, 22) (далее также Минтранс СК) и запросил у лиц, участвующих в деле, необходимую для рассмотрения дела по существу информацию.

В ходе рассмотрения дела № 1-00-213/00-11-13 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией в действиях Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (125993, Москва, А-167, ГСП-3, Ленинградский проспект, дом 37, корп. 1) (далее также - Ространснадзор) обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защиты конкуренции, выразившиеся в установлении незакрепленных действующим законодательством требований к хозяйствующим субъектам, заинтересованным в заключении с Управлением Ространснадзора по СКФО соглашения о взаимодействии и информационном обмене, для оказания услуг, в том числе по передаче мониторинговой информации в АЦКН Ространснадзора, а именно в установлении требования о наличии статуса регионального оператора навигационно-информационной системы и установлении требования о наличии предложения со стороны высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в адрес территориального Управления Ространснадзора о заключении соответствующего соглашения с хозяйствующим субъектом, являющимся региональным оператором навигационно-информационной системы, что привело к отказам со стороны Управления Ространснадзора по СКФО в заключении соответствующих соглашений с заинтересованными хозяйствующими субъектами.

Определением о привлечении в качестве ответчика по делу № 1-00-213/00-11-13 от 07.10.2013 № АД/39697/13 Комиссия привлекла к участию в рассмотрении дела № 1-00-213/00-11-13 в качестве ответчика по делу Ространснадзор.

В ходе рассмотрения дела № 1-00-213/00-11-13 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией в действиях Правительства Ставропольского края (355025, г. Ставрополь, пл. Ленина, д. 1) и ОАО «РНИЦ СК» обнаружены признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении устного соглашения о наделении ОАО «РНИЦ СК» статусом регионального оператора навигационно-информационного центра в Ставропольском крае без проведения процедур отбора с последующим направлением Правительством Ставропольского края в адрес Управления Ространснадзора по СКФО предложения о заключении соглашения о взаимодействии и информационном обмене с ОАО «РНИЦ СК», в целях получения ОАО «РНИЦ СК» возможности оказывать услуги, в том числе, по передаче мониторинговой информации в АЦКН Ространснадзора.

Определением о привлечении в качестве ответчика по делу № 1-00-213/00-11-13 от 07.10.2013 № АД/39696/13 Комиссия привлекла к участию в рассмотрении дела № 1-00-213/00-11-13 в качестве ответчика по делу Правительство Ставропольского края.

1. В части нарушения Управлением Ространснадзора по СКФО части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Комиссия в ходе рассмотрения дела установила следующее.

  • Министерство транспорта Ставропольского края представило следующую позицию: (Дополнение к позиции Министерства транспорта Ставропольского края по делу № 1-00-213/00-11-13)

  • Минтранс СК, как уполномоченный орган Правительства Ставропольского края, а так же как софинансировавшая за счет федеральных и краевых денежных средств создание Аппаратно-программного навигационного комплекса (далее также АПНК) в ОАО «РНИЦ СК» организация, имеет возможность осуществлять необходимый периодический контроль за работой АПНК ОАО «РНИЦ СК».

  • АЦКН Ространснадзора не функционирует в полном объеме, а АПНК ОАО «РНИЦ СК» с 2012 года имеет техническую возможность по хранению мониторинговой информации и организации корректного доступа Ространснадзора и Минтранса СК к мониторинговой информации.

  • Было принято решение о направлении Правительством Ставропольского края в Управление Ространснадзора по СКФО письма от 21.12.2012 г. № 31-19/12364 о соответствии ОАО «РНИЦ СК» необходимым для заключения с ним соглашения на передачу мониторинговых данных в Управление Ространснадзора по СКФО.

  • Минтранс СК не располагает информацией о технической возможности других организаций по созданию АПНК, имеющего комплекс технических средств, входящих в состав системы мониторинга, функционирующий с использованием навигационных сигналов ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, к которому подведены каналы связи, на котором установлено программное обеспечение, способное взаимодействовать с другими аппаратно-программными комплексами системы мониторинга и предназначенный для сбора, обработки, хранения и маршрутизации информации от АТТ, в том числе, об организациях, которые бы обращались в Правительство Ставропольского края и Минтранса СК с заявлениями о выдаче им рекомендаций для заключения с ними соглашения, аналогичного заключенному с ОАО «РНИЦ СК».

  • Минтранс СК не располагает полномочиями и необходимыми возможностями по проведению контрольных и надзорных функций в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не прошедших конкурсного отбора и не имеющих государственного софинансирования, связанного с приобретением такими организациями оборудования и программного обеспечения для создания диспетчерских центров или АПНК. Следовательно, невозможно осуществлять необходимые периодические проверки иных АПНК на соответствие требованиям нормативных актов Минтраса России.

  • Вместе с тем, ОАО «РНИЦ СК» в Объяснительной для Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, по запросу от 21.08.2013 № 03/8346 (далее также Объяснительная) пояснила, что в территориальном отделе Ространснадзора имеется собственный аппаратно-программный комплекс. Для этого комплекса территориальным отделом Ространснадзора организован канал связи с доступом к глобальной сети Интернет. С соблюдением всех необходимых процедур идентификации и аутентификации сотрудники территориального отдела Ространснадзора, используя собственный аппаратно-программный комплекс через глобальную сеть Интернет осуществляют информационное взаимодействие с АПНК ОАО «РНИЦ СК». ОАО «РНИЦ СК» в свою очередь передает необходимую информацию в аппаратно-программный комплекс территориального отдела Ространснадзора.

  • Одновременно ОАО РНИЦ СК» представило Комиссии документ под названием: Доводы в защиту интересов ОАО «РНИЦ СК», из которого следует:

  • Заказчиком и получателем мониторинговой информации, которая образуется в результате передачи её АТТ установленной на ТС, используемых для перевозки опасных грузов и для коммерческих перевозок пассажиров, в рассматриваемом случае является Правительство Российской Федерации и подчиненные ему федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, в том числе Ространснадзор.

  • ОАО «РНИЦ СК» осуществляет проверку работоспособности установленного на ТС АТТ на безвозмездной основе и подключение этого АТТ к своему диспетчерскому центру с последующей передачей информации, в том числе и мониторинговой, в АЦКН Ространснадзора на основании Соглашения № 1.

  • АЦКН Ространснадзора в полном объеме не сформирован, в связи с этим данные мониторингового контроля, поступающие в АПНК ОАО «РНИЦ СК» от АТТ хранятся на серверах, установленных в ОАО «РНИЦ СК». При этом Ространснадзор имеет доступ к мониторинговой информации, поступившей в ОАО «РНИЦ СК», и также имеет возможность осуществления в полном объеме своих полномочий связанных с получением мониторинговой информации от АТТ.

  • На момент заключения Соглашения № 1, ОАО «РНИЦ СК» было единственной организацией, которая имела техническую возможность на прием, хранение и передачу в АЦКН Ространснадзора мониторинговой информации.

  • В настоящее время мониторинговая информация, поступившая от АТТ, хранится на сайтах ОАО «РНИЦ СК» в виду не функционирования в полном объеме АЦКН Ространснадзора, но вместе с тем Ространснадзор имеет полный доступ к мониторинговой информации для осуществления своих полномочий.

  • Управление Ространснадзора по СКФО пояснило Комиссии, что:

  • Управление не обладает собственной инфраструктурой (специализированным программно-аппаратным комплексом, высоко-производительными каналами связи (основным и резервным), ДАТА-центром, обученными техническими cпециалистами) для организации тестирования АТТ собственными силами (Письмо Управления Ространснадзора по СКФО (вх. От 05.11.2013 № 94965/13).

  • работа по тестированию АТТ хозяйствующих субъектов проводилась ОАО «РНИЦ СК» через Соглашение № 1 (Письмо Управления Ространснадзора по СКФО от 08.11.2013 № 96936-ЭП/13).

  • Из Письма Администрации города Невинномыска Ставропольского края (исх. от 21.03.2013 № 1170-04) в адрес ООО «Данко», ООО «Ника Авто Транс», ООО «Трейд Авто» Комиссия установила:

  • деятельность регионального навигационно-информационного центра осуществляет РНИЦ СК в соответствии с Соглашением № 1. Как указано в письме, на основании изложенного, необходимо было в срок до 01.04.2013 согласовать график тестирования ТС со службой технической поддержки РНИЦ СК по телефонам и о проведенных мероприятиях, по тестированию транспортных средств, проинформировать управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномыска.

  • Ространснадзор представил на рассмотрение Комиссии следующую информацию (Письмо Ространснадзора (вх. от 08.11.2013 № 96992-Ф/13)):

  • передача функции Ространснадзора по тестированию АТТ хозяйствующим субъектам не предусмотрена.

  • Минтрансом России не направлялись в адрес Ространснадзора письма (поручения) о возможности передачи полномочий хозяйствующим субъектам по тестированию АТТ.

  • Минтранс России представил Комиссии следующую позицию (Письмо Минтранса России (вх. от 08.11.2013 № 97017-М/13)):

  • на основании Приказа № 20 тестирование АТТ проводится в территориальных управлениях Ространснадзора и Ространснадзор полномочий по передаче функций тестирования АТТ в региональные навигационно-информационные центры не имеет.

Несмотря на вышеприведенные позиции, информацию, ответы органов власти о том, что ни ОАО «РНИЦ СК» ни любой другой хозяйствующий субъект не имел законных оснований осуществлять функцию органа власти, а именно тестировать АТТ, в материалах дела № 1-00-213/00-11-13 о нарушении антимонопольного законодательства имеются документы, свидетельствующие о том, что ОАО «РНИЦ СК» осуществлял функции тестирования АТТ, а именно:

  • Соглашение № 1

В пункте 3.1 Соглашения № 1 Открытое акционерное общество «Региональный навигационно-информационный центр Ставропольского края», в лице генерального директора Ерещенко Михаила Викторовича, действующего на основании Устава (далее — РНИЦ) «обязуется, по обращениям владельцев транспортных средств проводить контроль работоспособности абонентских телематических терминалов спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также полноты и достоверности передачи информации с указанных терминалов в РНИЦ с последующей выдачей им протокола(ов) тестирования».

Кроме того, РНИЦ обязуется:

  • предоставлять в Управление электронные копии протоколов протестированных АТТ;

  • осуществлять передачу в АЦКН Ространнадзора мониторинговую информацию в объеме, предусмотренном пунктом 5 Порядка, утвержденного Приказом № 20, полученную от АТТ, установленных на ТС категорий М2 и М3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, а также категорий N, осуществляющих перевозки опасных грузов и зарегистрированных в РНИЦ.

  • Договора возмездного оказания телематических услуг связи (далее также Договор):

  • В соответствии с частью 4. Права и обязанности Оператора Договора, Оператор обязан провести однократное бесплатное тестирование АТТ Абонента. В случае несоответствия какого-либо из параметров представленного АТТ Абонента техническим требованиям, Оператор отражает это в протоколе тестирования АТТ. Оператор, в рамках Договора получает, обрабатывает, хранит, передает формализованную информацию от АТТ Абонента. Оператор осуществляет подключение представленных АТТ Абонента к региональной навигационно-информационной системе Оператора, передает обрабатываемую информацию в АЦКН Ространснадзора. Оператор обязуется предоставить Абоненту протокол с результатами тестирования АТТ Абонента для ознакомления и проставления на протоколе подписи Абонента, копия протокола с результатами тестирования АТТ Абонента может быть передана Оператором в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.

  • Письмо ОАО «РНИЦ СК» руководителю ООО «Автотранс+» В.Н. Таранову от 06.05.2013 № 36.

  • «на основании Соглашения между Федеральной службой по надзору в сфере транспорта по СКФО и оператором навигационно-информационной системы в Ставропольском крае на РНИЦ СК возложены функции тестирования абонентских телематических терминалов (АТТ) на соответствие техническим требованиям Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2012 года № 285, подключения их к серверам РНИЦ СК, получения мониторинговой информации со всех транспортных средств, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и перевозку опасных грузов на территории Ставропольского края, и передачи ее в АКЦН Ространснадзора по СКФО», а также, что «до 1 июня 2013 г. тестирование и подключение АТТ к РНИЦ СК производится бесплатно. После 1 июня стоимость тестирования и подключения АТТ составит 1000 руб. с НДС. Ежемесячная плата за получение, обработку, хранение и передачу данных в АЦКН составляет 250 руб. с НДС без учета GSM трафика АТТ».

  • Порядок тестирования абонентских телематических терминалов (АТТ), подключения и регистрацию их в Аппаратно-программном навигационном комплексе РНИЦ СК (АПНК), для получения мониторинговой информации, ее хранения и обработки, и передачи в автоматизированный центр контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федеральному округу (АЦКН) (далее — Порядок ОАО «РНИЦ СК»).

  • В пункте 3 Порядка ОАО «РНИЦ СК», указано, что «перевозчик производит оплату за тестирование АТТ, предоставление услуги, по обработке, хранению мониторинговой информации и передачи ее в АЦКН, согласно выставленного счета».

  • «Протокол тестирования абонентского телематического терминала (АТТ)» индивидуального предпринимателя Рабочего Анатолия Михайловича от 02.04.2013 № 2/115 (далее — Протокол).

Данный Протокол составлен на основании заявления владельца транспортного средства Рабочего Анатолия Михайловича (исх. от 29.03.2013 № 115), поданного в территориальный отдел госавтодорнадзора по Ставропольскому краю МТУ Ространснадзора по СКФО с просьбой протестировать абонентский телематический терминал с целью контроля работоспособности, полноты и достоверности передачи абонентским телематическим терминалом мониторинговой информации и выдать свидетельство о подтверждении оснащения транспортного средства.

  • В соответствии с Объяснительной, «сотрудниками ОАО «РНИЦ СК» производится тестирование АТТ, предоставленных Абонентом на соответствие АТТ требованиям приказа Минтранса РФ от 26 января 2012 г. № 20 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS»».

Кроме того, факт проведения тестирования в ОАО «РНИЦ СК» подтверждается следующими обстоятельствами:

  • ИП Кириевский Юрий Николаевич обратился в МТУ Ространснадзора по СКФО письмом (исх. от 26.07.2013 № б/н) с просьбой провести тестирование АТТ с целью контроля работоспособности АТТ, полноты и достоверности передачи данных от АТТ в АЦКН Ространснадзора, оформления и выдачи владельцу ТС документа, подтверждающего оснащение ТС аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, с включением информации об АТТ в базу данных АЦКН Ространснадзора.

Управление Ространснадзора по СКФО письмом от 30.07.2013 № 2905/4 сообщило заявителю, что Правительством Ставропольского края функциями регионального центра диспетчерского контроля пассажирских перевозок в Ставропольском крае наделен оператор регионального навигационного-информационного центра — ОАО «РНИЦ СК».

Между МТУ Ространснадзора по СКФО и оператором навигационно-информационной системы — ОАО «РНИЦ СК» заключено Соглашение № 1.

В рамках заключенного Соглашения № 1, ОАО «РНИЦ СК» по обращениям владельцев ТС проводит контроль работоспособности АТТ, а также полноты и достоверности передачи информации с указанных терминалов, а также производит передачу в МТУ Ространснадзора по СКФО минимального состава мониторинговой информации, предусмотренного п. 5 Порядка, утвержденного Приказом № 20.

В указанном ответе, сообщается, что необходимую информацию можно узнать у оператора регионального-информационного центра — ОАО «РНИЦ СК».

  • На другое, аналогичного характера обращение, Некомммерческого партнерства «Союз автоперевозчиков» Ставропольского края, Управление Ространснадзора по СКФО письмом от 15.05.2013 № 1860/4 кроме вышеизложенного сообщило заявителю, что, таким образом, подключение терминалов и передача мониторинговой информации в АЦКН Ространснадзора осуществляются в соответствии с Приказом № 20, а информацию, необходимую для передачи данных, параметры обусловленные каждым протоколом и необходимые для подключения адрес и порт сервера и т. д. можно узнать у оператора регионального навигационного-информационного центра — ОАО «РНИЦ СК».

  • Аналогичного содержания обращения в адрес Управления Ространснадзора по СКФО поступили от ИП Абрамян Г.Г. от 10.07.2013 № б/н, ИП Клоос В.А. от 04.07.2013 № б/н, ИП Петросян В.А. От 28.06.2013 № б/н, ИП Полонского С.Н. от 13.06.2013 № б/н, ИП Дубатовой И.В. от 03.06.2013 № б/н.

На указанные обращения Управление Ространснадзора по СКФО также отказало в тестировании и сообщило, что Правительством Ставропольского края функциями регионального центра диспетчерского контроля пассажирских перевозок в Ставропольском крае наделен оператор регионального навигационно-информационного центра — ОАО «РНИЦ СК», между МТУ Ространснадзора по СКФО и оператором навигационно-информационной системы — ОАО «РНИЦ СК» заключено Соглашение № 1. В рамках заключенного Соглашения № 1, ОАО «РНИЦ СК» по обращениям владельцев транспортных средств проводит контроль работоспособности АТТ, а также полноты и достоверности передачи информации с указанных терминалов, а также производит передачу в МТУ Ространснадзора по СКФО минимального состава мониторинговой информации, предусмотренного п. 5 Порядка, утвержденного Приказом № 20. Необходимую информацию, указало Управление Ространснадзора по СКФО, можно узнать у оператора регионального навигационно-информационного центра — ОАО «РНИЦ СК».

Вместе с тем, из материалов дела № 1-00-213/00-11-13 Комиссией установлено, что от ИП Буравлева Николая Виктровича, ИП Яковлева Никиты Анатольевича, ИП Скоромных Игоря Викторовича, ИП Исавердовича Геннадия Рафаиловича, ИП Варченко Д.В., ИП Калунц Михаила Арташовича, ИП Бастакова К.М., ИП Мартиросян Павла Георгиевича, ИП Абонеева Константина Анатольевича, ИП Бондаренко Я.Г., ИП Зимоглядова Вячеслава Викторовича, ИП Аветисова В.О., ИП Балакина С.М., ИП Александрина Р.А., ИП Нистратова И.Д., ИП Сорокиной О.А., ИП Диланян С.М., ИП Спицина В.М., ИП Грицынина С.А., ИП Самостойко А.М., ИП Классова С.Б., ИП Сердюкова А.Ю., ИП Волкова Е.В., ИП Арутаняна О.Р., ИП Осиповой А.С., ИП Помазонова А.В., ИП Багаева Вячеслава Юрьевича, ИП Люлиной С.В., ИП Волошенко С.В., ИП Бородич Олега Геннадьевича, ИП Руденко Николая Николаевича, ИП Лабинцевой С.Б., ИП Казимова И.В., ИП Шнейдер В.Ю., ИП Нагорного Евгения Михайловича, ИП Баташева Л.П., ИП Арзуманян Р.А., ИП Рабочего А.М., ИП Терещенко А.А., ИП Шаталова С.А., ИП Голик А.В., ИП Горбачева И.М., ИП Величко Вячеслава Николаевича, ИП Лаврентьева Федора Константиновича, ИП Ковалева Алексея Николаевича, ИП Тарасенко Владимира Анатольевича, ИП Смагиной Натальи Александровны, ИП Захарян К.Б., ИП Гаспарян В.В. в адрес руководителя Ставропольского УФАС России были направлены заявления по вопросу понуждения со стороны ОАО «РНИЦ СК» о заключении с ними возмездного договора на оказание телематических услуг связи и ежемесячной оплаты за эту услугу триста пятьдесят рублей. В случае отказа уплаты данных средств предпринимателями, ОАО «РНИЦ СК» препятствует поступлению сигнала от установленного на ТС указанных индивидуальных предпринимателей ТС прибора ГЛОНАСС на сервер АЦКН Ространснадзора.

Данные индивидуальные предприниматели в своих заявлениях считали данный отказ ОАО «РНИЦ СК» нарушением своих прав и просили признать незаконным понуждение к заключению возмездного договора на оказание телематических услуг связи и оплаты за него.

Подтверждение возмездного оказания телематических услуг связи содержится в следующих документах:

  • Приказ ОАО «РНИЦ СК» № 8 от 28.06.2013 г.

  • С 01.07.2013 стоимость телематических услуг связи ОАО «РНИЦ СК» для абонентов устанавливалась в размере 350 рублей в месяц за одно транспортное средство.

  • Письмо ОАО «РНИЦ СК» (вх. от 14.05.2014 № 44062/14)

  • услуга по передаче мониторинговой информации в АЦКН Ространснадзора оказывалась отдельно от услуги возмездного оказания телематических услуг связи, но была неразрывно связана с ней. Сумма выручки ОАО «РНИЦ СК» на оказание услуг, неразрывно связанных (т. е. услуг, предоставление которых являлось обязательным и необходимым) с услугой по передаче мониторинговой информации отдельно за период с 19.02.2013 г. до момента расторжения Соглашения № 1 составила 2 724 332,00 (за телематические услуги связи), 95 200 (за организацию канала связи). Кроме того, размер суммы денежных средств (дебиторская задолженность), подлежащих уплате хозяйствующими субъектами по договорам, заключенным с ОАО «РНИЦ СК» по поставке (оказанию) товаров (работ, услуг) с 19.02.2013 г. до момента расторжения Соглашения № 1 составила 61 216 рублей (за телематические услуги связи.

Итого, сумма полученных денежных средств ОАО «РНИЦ СК» по Соглашению № 1 за период действия Соглашения № 1 составила 2 880 748 рублей.

  • Комиссией установлено, что на соответствующий запрос ООО «Б-1 Групп», Ространснадзор сообщил (исх. от 14.01.2014 № 3.1.13-47), что мониторинговая информация поступающая с АТТ, от ОАО «РНИЦ СК» в АЦКН Ространснадзора не поступала.

Таким образом, Комиссия при рассмотрении дела № 1-00-213/00-11-13 установила факт наделения функцией и правами органа власти конкретного хозяйствующего субъекта - ОАО «РНИЦ СК».

      • В части нарушения Правительством Ставропольского края и ОАО «РНИЦ СК» пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, Комиссия в ходе рассмотрения дела № 1-00-213/00-11-13 установила следующее:

  • Региональный центр ООО «НАВИГАТОР-ЮГ» обратился письмом (исх. от 04.06.2013 № б/н) в адрес Управления Ространснадзора по СКФО с просьбой заключить соглашение о взаимодействии и информационном обмене между АПНК «Навигатор-Юг» и АЦКН Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю.

В указанном письме ООО «Навигатор-Юг» сообщило, что имеет многолетний опыт в обслуживании и диспетчеризации транспортных средств на территориях СКФО и ЮФО, является партнером ОАО НИС ГЛОНАСС в работе с АНО «Транспортная дирекция олимпийских игр» и ГК «Олимпстрой» в сфере спутникового мониторинга транспорта, участвующего в Олимпийском строительстве г. Сочи.

Как утверждало ООО «Навигатор-Юг», АПНК «Навигатор-Юг» полностью соответствует требованиям предъявленным к системам использования навигационных сигналов ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, в частности обеспечения информационного взаимодействия с АЦКН Ространснадзора, которые определены Приказом № 285.

В случае отсутствия программного обеспечения АЦКН Ространснадзора, предназначенного для приёма мониторинговой информации службами Ространснадзора по Ставропольскому краю, ГК «Навигатор-Юг» была готова предоставить программное обеспечение для временного использования.

  • Другой хозяйствующий субъект - ООО «РОСИНТЕХ» также письмом в адрес Управления Ространснадзора по СКФО (исх. от 25.06.2013 № 1023) сообщил, что является Специализированным центром по интеграции и обслуживанию систем спутникового мониторинга транспорта ГЛОНАСС, обладает шестилетним опытом работы с навигационно-информационными системами, имеет лицензию на оказание телематических услуг связи, лидирует на рынке спутниковых приборов ГЛОНАСС Ставропольского края, имеет все неообходимое материально-техническое оснащение и квалифицированных специалистов для создания и обслуживания РНИС Ставропольского края.

Таким образом, ООО «РОСИНТЕХ» указанным письмом просил Управление Ространснадзора наряду с ОАО «РНИЦ СК», рассмотреть ООО «РОСИНТЕХ» - в качестве альтернативного унифицированного навигационно-информационного центра, задействованного при формировании на территории Ставропольского края РНИС, для передачи мониторинговой информации в АЦКН Ространснадзора.

Кроме того, ООО «РОСИНТЕХ» указанным письмом предложило Управлению Ространснадзора по СКФО заключить с ООО «РОСИНТЕХ» соглашение о взаимодействии и информационном обмене между Ространснадзором и оператором навигационно-информационной системы на условиях, аналогичных с ОАО «РНИЦ СК».

Как полагало ООО «РОСИНТЕХ», в случае заключения аналогичного соглашения с ООО «РОСИНТЕХ», появится возможность, в том числе:

  • устранить положение, нарушающее Закон о защите конкуренции — доминирующее положение на рынке ОАО «РНИЦ СК»;

  • способствовать развитию добросовестной конкуренции, тем самым создавая более благоприятные условия для перевозчиков.

На основании вышеизложенного, ООО «РОСИНТЕХ» просил Управление Ространснадзора по СКФО заключить соглашение о взаимодействии и информационном обмене между Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и оператором РНИС ООО «РОСИНТЕХ» на уже разработанных условиях.

  • ООО «ММС Электроникс» также обратилось в адрес Управления Ространснадзора по СКФО (исх. от 25.04.2013 № 12) и сообщило, что является производителем навигационно-связных терминалов и интегратором систем мониторинга транспорта ГЛОНАСС.

Кроме всего прочего, ООО «ММС Электроникс» в указанном письме просило предоставить возможность (условия) для организации передачи телематических данных напрямую, а также рассмотреть вопрос о заключении аналогичного соглашения о взаимодействии и информационном обмене с ООО «ММС Электроникс», которое технически и организационно готово к оказанию таких услуг.

Однако, Управление Ространснадзора по СКФО, по результатам рассмотрения письма ООО «Навигатор-Юг» сообщило письмом (исх. от 17.06.2013 г. № 2345/4), что вопрос о заключении Соглашения о взаимодействии и информационном обмене между ООО «Навигатор-Юг» и МТУ Ространснадзора по СКФО может быть рассмотрен в случае наделения организации ООО «Навигатор-Юг» функциями оператора регионального навигационно-информационного центра в Ставропольском крае высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации.

Аналогичного содержания ответ письмом Управления Ространснадзора по СКФО (исх. от 24.07.2013 г. № 2851/4) был дан ООО «РОСИНТЕХ», а письмом (исх. от 17.05.2013 № 1903/4) в адрес ООО «ММС Электроникс».

Из переписки хозяйствующих субъектов с Правительством Ставропольского края, Комиссия установила:

  • Министерство транспорта на соответствующий запрос ООО «РОСИНТЕХ», направленный в Правительство Ставропольского края, по вопросу предоставления рекомендательного письма от Правительства Ставропольского края в адрес Управления Ространснадзора по СКФО сообщило письмом (исх. от 28.05.2013 № 02-7389), что Соглашение на осуществление передачи мониторинговой информации в АЦКН Ространснадзора заключается между Ространснадзором и организацией, осуществляющей данный вид деятельности. Кроме того, Правительство Ставропольского края, не вправе вмешиваться в деятельность вышеуказанной организации, в том числе посредством предоставления рекомендательного письма, что может предоставить преимущественное положение организации по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в данной сфере и будет являться нарушением антимонопольного законодательства.

  • Вице-губернатор - Председатель Правительства Ставропольского края Ю.П. Тартышов письмом в Управление Ространснадзора по СКФО (исх. от 21.12.2012 г. № 31-19/12364) сообщил, что телематическим оператором передачи мониторинговой информации в АЦКН Ространснадзора определено открытое акционерное общество «Региональный навигационно-информационный центр Ставропольского края».

Кроме того, как указано в данном письме, ОАО «РНИЦ СК» имеет необходимые телематические лицензии, помещения, квалифицированный персонал и оборудование для выполнения функций краевого оператора.

В связи с изложенным, Правительство Ставропольского края просило рассмотреть возможность заключения соглашения с ОАО «РНИЦ СК» об осуществлении функций единого оператора Ставропольского края для взаимодействия с АЦКН Ространснадзора.

  • По вопросу наделения указанным статусом другого хозяйствующего субъекта - ООО «МК-Славутич», Правительство Ставропольского края указало Управлению Ространснадзора по СКФО письмом (исх. от 12.10.2012 № 1670-01), что не располагает сведениями о деятельности ООО «МК-Славутич» и на основании вышеизложенного просит принять к сведению предложение ООО «МК-Славутич» при решении вопроса о выборе организации для осуществления функций единого оператора Ставропольского края по взаимодействию с АЦКН Ространснадзора.

  • Письмом от 18.01.2013 г. № 2132-01 Правительство Ставропольского края собщило Управлению Ространснадзора по СКФО, что с 27.09.2012г. в Ставропольском крае осуществляет деятельность оператора регионального навигационно-информационного центра — ОАО «РНИЦ СК», которым будут осуществляться функции регионального центра диспетчесркого контроля междугородных пассажирских перевозок и на основании вышеизложенного просит рассмотреть возможность заключения соглашения с ОАО «РНИЦ СК» о взаимодействии и информационном обмене с Ространснадзором.

  • В письме Прокуратуры Ставропольского края от 06.09.2013 № 7/2-1326-09 в адрес Негрибоды А.И. сообщается, что, «как установлено в ходе проверки, в нарушение требований ст. 1,15,16 Закона о защите конкуренции, Правительством края без проведения соответствующего отбора либо конкурсных процедур, единым оператором передачи мониторинговой информации в АЦКН Ространснадзора признано ОАО «РНИЦ СК», что привело к ограничению конкуренции и нарушению прав юридических лиц, осуществляющих деятельность в данной отрасли».

Исходя из изложенного, Комиссия отмечает, что несмотря на обращения хозяйствующих субъектов с просьбой о заключении соглашений, аналогичных Соглашению № 1, Правительство Ставропольского края отказывало в заключении подобных соглашений, указывая на то обстоятельство, что соглашение о взаимодействии и информационном обмене уже заключено с ОАО «РНИЦ СК».

3. В части нарушения Управлением Ространснадзора по СКФО и ОАО «РНИЦ СК» пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, Комиссия в ходе рассмотрения дела № 1-00-213/00-11-13 установила.

Определением о выделении дела в отдельное производство от 26.11.2013 № АД/47293/13, Комиссия выделила дело в отношении Ространснадзора по признакам наручения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в отдельное производство.

В ходе рассмотрения дела № 1-15-326/00-11-13 Комиссия ФАС России по данному делу установила, что Ространснадзором были направлены в территориальные управления письма от 10.08.2012 № АЖ-15/3-337, от 26.09.2012 № АЖ-15/3-412, от 29.12.2012 № АЖ-15/3-532, содержащие информацию о порядке заключения соглашения о взаимодействии и информационном обмене с региональными операторами навигационно-информационных систем.

10.08.2012 Ространснадзор направил, в том числе, в Управление Ространснадзора по СКФО письмо от 10.08.2012 № АЖ-15/3-337, что в рамках реализации концепции Комплексной информационно-аналитической системы контроля транспортных средств (КИАСК-ТС) и Приказа № 20 необходимо заключить соглашения о взаимодействии и информационном обмене с региональным оператором навигационно - информационной системы, находящимся в Федеральном округе и предложенным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из ответов территориальных органов Ространснадзора следует, что территориальные органы Ространснадзора при отборе операторов навигационно-информационных систем руководствовались указаниями, направленными Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Управление Ространснадзора по СКФО письмом от 15.01.2013 № 49-01 пояснило, что решение по выбору РНИЦ принимают правительства субъектов Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе в соответствии со своей компетенцией.

Также в соответствии с пояснениями, изложенными в письме от 15.01.2013 № 49-01, Управление Ространснадзора по СКФО сообщило, что в Управление поступали обращения с просьбой о наделении их правом передачи информации в АЦКН Ространснадзора от:

  • ООО «Навигатор-Юг»;

  • ООО «Росинтех»;

  • ООО «ММС Электроникс»;

  • НП «Союз автоперевозчиков» Ставропольского края.

Заявителям было разъяснено, что Управление Ространснадзора по СКФО готово рассмотреть вопрос о заключении Соглашения в случае наделения указанных организаций функциями регионального навигационно-информационного центра высшим органом исполнительной власти Северо-Кавказского федерального округа.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения лиц участвующих в рассмотрении дела, Комиссия по данному делу пришла к следующим выводам.

Требования Ространснадзора, установленные в письмах Ространснадзора по отбору операторов навигационно-информационных систем, направленных территориальным управлениям письмами Ространснадзора от 10.08.2012 № АЖ-15/3-337, от 26.09.2012 № АЖ-15/3-412, от 29.12.2012 № АЖ-15/3-532, не предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации, в том числе приказом Минтранса России № 20, приказом Минтранса России № 285, Федеральным законом от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности», «Положением о полномочиях федеральных органов исполнительной власти по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах обеспечения обороны и безопасности государства, социально-экономического развития Российской Федерации и расширения международного сотрудничества, а также в научных целях», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2008 № 323, указом Президента Российской Федерации от 17.05.2007 № 638 «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании пассажирских перевозок», постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 № 372 «О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом», Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 № 1285-р и противоречат нормам антимонопольного законодательства.

Издание и направление Ространснадзором писем от 10.08.2012 № АЖ-15/3-337, от 26.09.2012 № АЖ-15/3-412, от 29.12.2012 № АЖ-15/3-532 привело к тому, что территориальные управления Ространснадзора отбирали операторов навигационно-информационных систем в субъектах Российской Федерации, основываясь на письмах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Как результат, вследствие направления Ространснадзором писем от 10.08.2012 № АЖ-15/3-337, от 26.09.2012 № АЖ-15/3-412, от 29.12.2012 № АЖ-15/3-532, в ряде федеральных округов заинтересованным хозяйствующим субъектам со стороны территориальных управлений Ространснадзора отказано в заключении с территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта соглашения о взаимодействии и информационном обмене для оказания услуг, в том числе, по передаче мониторинговой информации в АЦКН Ространснадзора.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, одним из признаков ограничения конкуренции является установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела № 1-15-326/00-11-13 Комиссией по данному делу установлено, что письмом Ространснадзора от 16.01.2014 № АА-15/3-0014, были направлены указания об отмене использования в работе писем от 10.08.2012 № АЖ-15/3-337, от 26.09.2012 № АЖ-15/3-412, от 29.12.2012 № АЖ-15/3-532.

Таким образом, по мнению Комиссии по делу № 1-15-326/00-11-13, указанные действия Ространснадзора могут быть признаны добровольным устранением рассматриваемого в рамках дела № 1-15-326/00-11-13 нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия ФАС России по делу № 1-15-326/00-11-13 решила признать действия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по направлению в территориальные управления Ространснадзора писем от 10.08.2012 № АЖ-15/3-337, от 26.09.2012 № АЖ-15/3-412, от 29.12.2012 № АЖ-15/3-532 нарушением положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции ввиду того, что данные письма устанавливают незакрепленные действующим законодательством требования к хозяйствующим субъектам, заинтересованным в заключении с территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта соглашения о взаимодействии и информационном обмене, для оказания услуг, в том числе, по передаче мониторинговой информации в АЦКН Ространснадзора, а именно требования заключения соглашений о взаимодействии и информационном обмене с теми операторами навигационно-информационных систем, которые обладают статусом регионального оператора навигационно-информационной системы и предложены со стороны высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, что привело к отказам со стороны территориальных управлений Ространснадзора в заключении соответствующих соглашений с заинтересованными хозяйствующими субъектами; прекратить рассмотрение дела № 1-15-326/00-11-13 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением Федеральной службой по надзору в сфере транспорта совершенного по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции нарушения.

В связи с изложенным, Комиссия отмечает, что в рамках дела установлено, что на территории Ставропольского края осуществляли деятельность хозяйствующие субъекты, готовые заключить соглашение о взаимодействии и информационном обмене, однако, в силу наличия устного соглашения между Правительством Ставропольского края и ОАО «РНИЦ СК» получали отказ от Управления Ространснадзора по СКФО, которое действовало в соответствии с требованиями, установленными Ространснадзором. Учитывая, что Управление Ространснадзора по СКФО подчиняется Ространснадзору, а также в связи с принятым решением по делу № 1-15-326/00-11-13 о нарушении антимонопольного законодательства о наличии нарушения в действиях Ространснадзора, Комиссия прекратила рассмотрение дела по пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в отношении Управления Ространснадзора по СКФО и ОАО «РНИЦ СК».

Таким образом, изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия пришла к выводу, что:

1) Управление Ространснадзора по СКФО наделило функцией и правами органа власти, а именно функцией тестирования АТТ конкретный хозяйствующий субъект - ОАО «РНИЦ СК», что следует из заключенного Соглашения № 1, пояснений в письмах в ФАС России (вх. от 08.11.2013 № 96936-ЭП/13, вх. от 05.11.2013 № 94965/13), направления писем от 30.07.2013 № 2905/4, от 15.05.2013 № 1860/4.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

Таким образом, Законом о защите конкуренции предусмотрен прямой запрет на наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов власти, который был нарушен Управлением Ространснадзора по СКФО.

      • Правительство Ставропольского края и ОАО «РНИЦ СК» заключили устное соглашение, в соответствии с которым Правительство Ставропольского края без проведения процедур отбора наделило ОАО «РНИЦ СК» статусом регионального оператора навигационно-информационного центра в Ставропольском крае (письма исх. от 21.12.2012г. № 31-19/12364, от 28.12.2012г. № 31-17/12651, от 18.01.2013 г. № 02-20/310) и реализуя устное соглашение в целях ограничения доступа на рынок услуг по передаче мониторинговой информации в АЦКН Ространснадзора отказывало/уклонялось от наделения статусом регионального оператора навигационно-информационного центра в Ставропольском крае иных хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещается соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем, как установила Комиссия, на рынке осуществляли деятельность хозяйствующие субъекты, помимо ОАО «РНИЦ СК», которые были готовы стать операторами навигационно-информационного центра и оказывать соответствующие услуги по передаче мониторинговой информации.

Закон о защите конкуренции не содержит понятия вины соответствующего лица в нарушении антимонопольного законодательства. Вместе с тем Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 24.06.2009 № 11-П указал, что требования о необходимости доказательства вины юридического лица, в полной мере применимы и к механизму взыскания с хозяйствующего субъекта в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Понятие вины юридического лица установлено в части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). Поэтому, применяя норму части 2 статьи 2.1 КоАП по аналогии к нарушениям антимонопольного законодательства можно сделать вывод, что вина юридического лица в нарушении антимонопольного законодательства признается, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм антимонопольного законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела № 1-00-213/00-11-13 Комиссия установила, что у ОАО «РНИЦ СК» имелась возможность соблюсти требования и запреты, установленные статьей 16 Закона о защите конкуренции, однако, им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что свидетельствует о наличии вины ОАО «РНИЦ СК» в нарушении пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

      • Управление Ространснадзора по СКФО, отказывая в заключении соглашений аналогичных Соглашению № 1 с заинтересованными хозяйствующими субъектами, руководствовалось установленными Ространснадзором незакрепленными действующим законодательством требованиями к хозяйствующим субъектам, заинтересованным в заключении с Управлением Ространснадзора по СКФО соглашения о взаимодействии и информационном обмене для оказания услуг, в том числе, по передаче мониторинговой информации в АЦКН Ространснадзора, а именно, в установлении требования о наличии статуса регионального оператора навигационно-информационной системы и установления требования о наличии предложения со стороны высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и направленных, в том числе, в адрес Управления Ространснадзора по СКФО.

Как уже было указано, в соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами власти и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Комиссия отмечает, что в рамках дела установлено, что на территории Ставропольского края осуществляли деятельность хозяйствующие субъекты, готовые заключить соглашение о взаимодействии и информационном обмене, однако, в силу наличия устного соглашения между Правительством Ставропольского края и ОАО «РНИЦ СК» получали отказ от Управления Ространснадзора по СКФО, которое действовало в соответствии с требованиями, установленными Ространснадзором. Учитывая, что Управление Ространснадзора по СКФО подчиняется Ространснадзору, а также в связи с принятым решением по делу № 1-15-326/00-11-13 о нарушении антимонопольного законодательства о наличии нарушения в действиях Ространснадзора, Комиссия прекратила рассмотрение дела по пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в отношении Управления Ространснадзора по СКФО и ОАО «РНИЦ СК».

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

      • Признать Управление Ространснадзора по СКФО нарушившим часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в наделении ОАО «РНИЦ СК» функцией и правами органа власти, а именно функцией тестирования АТТ, установленной пунктом 5 раздела II Приказа № 20 путем заключения соглашения о взаимодействии и информационном обмене между Управлением Ространснадзора по СКФО и оператором навигационно-информационной системы в Ставропольском крае — ОАО «РНИЦ СК».

      • Признать Правительство Ставропольского края и ОАО «РНИЦ СК» нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении устного соглашения о наделении ОАО «РНИЦ СК» статусом регионального оператора навигационно-информационного центра в Ставропольском крае без проведения процедур отбора с последующим направлением Правительством Ставропольского края в адрес Управления Ространснадзора по СКФО предложения о заключении соглашения о взаимодействии и информационном обмене с ОАО «РНИЦ СК», в целях получения ОАО «РНИЦ СК» возможности оказывать услуги, в том числе, по передаче мониторинговой информации в АЦКН Ространснадзора, что привело к ограничению доступа на рынок услуг передачи мониторинговой информации.

      • Прекратить рассмотрение дела по пункту 4 статьи 16 в отношении Управления Ространснадзора по СКФО и ОАО «РНИЦ СК» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

4. Выдать предписание Правительству Ставропольского края и ОАО «РНИЦ СК» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Идентификатор

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны