Решение №АД/37390/14 Решение по делу от 16 сентября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ №1-17-13/00-11-14

Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 02 сентября 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 16 сентября 2014 года

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1-17-13/00-11-14 о нарушении антимонопольного законодательства <...>,

рассмотрев дело № 1-17-13/00-11-14 по признакам нарушения Правительством Ставропольского края (Российская Федерация, 355025, Ставропольский край, Ставрополь, пл. Ленина, д. 1) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), по признакам нарушения Министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (ранее Министерство транспорта Ставропольского края) (Российская Федерация, 355029, Ставропольский край, Ставрополь, ул. Короленко, д. 22) части 1 статьи 15 и пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приказом от 03.03.2014 № 121/14 возбуждено дело № 1-17-13/00-11-14 в отношении Правительства Ставропольского края по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и в отношении Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения дела № 1-17-13/00-11-14 послужили информация и сведения, имеющиеся в материалах дела 1-00-213/00-11-13 относительно предоставления субсидий за счет средств бюджета Ставропольского края на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на автомобильном транспорте в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 № 1285-р (далее - Комплексная программа) (письмо Министерства транспорта Ставропольского края № 05-9565 от 31.10.2013).

Из письма Министерства транспорта Ставропольского края № 05-9565 от 31.10.2013 следует:

- постановлением Правительства Ставропольского края от 23.11.2011 № 463-п (далее - Постановление № 463-п) утвержден порядок предоставления в 2011 году субсидий за счет средств бюджета Ставропольского края на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на автомобильном транспорте в рамках Комплексной программы (далее - Порядок предоставления субсидий);

- пунктом 2 Порядка предоставления субсидий установлено, что получателями субсидий являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие принадлежащие им на праве собственности или ином законном основании автовокзалы, расположенные в г. Невинномысск, и автобусы, осуществляющие пассажирские перевозки в межрегиональном сообщении Ставропольский край - Москва, и реализующие мероприятия по обеспечению безопасности населения на автомобильном транспорте;

- Министерством транспорта Ставропольского края в 2012 году в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 589 «О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на автомобильном транспорте в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте и распределении таких субсидий» (далее - Постановление № 589) были проведены конкурсные процедуры на право получения в 2012 году субсидий за счет средств бюджета Ставропольского края на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на автомобильном транспорте в рамках Комплексной программы, а именно на создание регионального диспетчерского центра (центрального информационного центра) навигационного контроля междугородних автобусных пассажирских перевозок и на оснащение автовокзала г. Невинномысск Ставропольского края оборудованием досмотровой зоны;

- принять участие в указанных конкурсах на право получения субсидии могли только хозяйствующие субъекты, использующие принадлежащие им на праве собственности или ином законном основании автовокзалы в г. Невинномысск.

Согласно постановлению Губернатора Ставропольского края от 14.10.2013 № 821 Министерство транспорта Ставропольского края было упразднено, Министерство дорожного хозяйства Ставропольского края было переименовано в Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и наделено функциями Министерства транспорта Ставропольского края.

Из письма Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края от 22.04.2014 № 169 следует:

- приказом Министерства транспорта Ставропольского края от 04.10.2012 № 37-о/д (далее - Приказ № 37-о/д) утверждено Положение о проведении конкурсного отбора на право получения в 2012 году за счет средств бюджета Ставропольского края субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на автомобильном транспорте в рамках Комплексной программы, в соответствии с которым установлен порядок организации и проведения открытого конкурса на право получения субсидий для выполнения мероприятий по оснащению инженерно-техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности автовокзала г. Невинномысск (далее - Положение);

- претендентами на участие в конкурсе могли быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие принадлежащие им на праве собственности или на ином законном основании автовокзалы, расположенные в г. Невинномысск, и, реализующие мероприятия по обеспечению безопасности населения на автомобильном транспорте, подавшие заявку на участие в конкурсе (абзац 4 пункта 3 Положения);

- участником конкурса являлся претендент на участие в конкурсе, допущенный к участию в конкурсе по решению конкурсной комиссии (абзац 5 пункта 3 Положения);

- пунктом 9 Положения установлен перечень документов, которые должны предоставляться претендентами для участия в указанном конкурсе, а именно юридическими лицами: заявление на получении субсидии по установленной форме, копии учредительных документов и всех изменений к ним, заверенные нотариально; индивидуальными предпринимателями: заявление на получении субсидии по установленной форме, копия документа, удостоверяющего личность, документ, подтверждающий соответствие устанавливаемого оборудования Перечню оборудования для оснащения автовокзалов в рамках выполнения мероприятий согласно техническому заданию.

Согласно протоколу заседания комиссии по проведению конкурсного отбора на право получения в 2012 году за счет средств бюджета Ставропольского края субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на автомобильном транспорте в рамках Комплексной программы от 12.11.2012: на конкурс бала подана 1 заявка от ОАО «Региональный навигационно-информационный центр Ставропольского края»; ОАО «Региональный навигационно-информационный центр Ставропольского края» был допущен к участию в конкурсном отборе; конкурс был признан несостоявшимся.

В этой связи, в соответствии с пунктом 22 Положения договор на получение указанной субсидии был заключен с единственным участником - ОАО «Региональный навигационно-информационный центр Ставропольского края».

Из материалов, представленных Министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края в ходе рассмотрения дела, следует:

- приказом Министерства промышленности, энергетики и транспорта ставропольского края транспорта Ставропольского края от 01.08.2012 № 148-о/д (далее - Приказ № 148-о/д) утверждено положение о проведении конкурсного отбора на право предоставления в 2012 году за счет средств бюджета Ставропольского края субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на автомобильном транспорте в рамках Комплексной программы, в соответствии с которым определен порядок организации и проведения открытого конкурса на право получения субсидий для выполнения мероприятий по оснащению автовокзала г. Невинномысск системами обеспечения транспортной безопасности и также создания на автовокзале г. Невинномысск регионального диспетчерского центра навигационного контроля междугородних автобусных пассажирских перевозок инженерно-техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности (далее - Порядок);

- претендентами на участие в конкурсе, могли быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие принадлежащие им на праве собственности или на ином законном основании автовокзалы, расположенные в г. Невинномысск, и, реализующие мероприятия по обеспечению безопасности населения на автомобильном транспорте, подавшие заявку на участие в конкурсе (абзац 4 пункта 3 Порядка);

- участником конкурса, являлся претендент на участие в конкурсе, допущенный к участию в конкурсе по решению конкурсной комиссии (абзац 5 пункта 3 Порядка);

- пунктом 9 Порядка установлен перечень документов, которые должны предоставляться претендентами для участия в казанном конкурсе, а именно юридическими лицами: заявление на получении субсидии по установленной форме, копии учредительных документов и всех изменений к ним, заверенные нотариально; индивидуальными предпринимателями: заявление на получении субсидии по установленной форме, копия документа, удостоверяющего личность, документ, подтверждающий соответствие устанавливаемого оборудования Перечню оборудования для оснащения автовокзалов в рамках выполнения мероприятий согласно техническому заданию.

Согласно протоколу заседания комиссии по проведению конкурсного отбора на право получения в 2012 году за счет средств бюджета Ставропольского края субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на автомобильном транспорте в рамках Комплексной программы от 11.09.2012: на конкурс бала подана 1 заявка от ОАО «Региональный навигационно-информационный центр Ставропольского края»; ОАО «Региональный навигационно-информационный центр Ставропольского края» был допущен к участию в конкурсном отборе; конкурс был признан несостоявшимся.

В этой связи, в соответствии с пунктом 22 Порядка договор на получение указанной субсидии был заключен с единственным участником - ОАО «Региональный навигационно-информационный центр Ставропольского края».

В ходе рассмотрения дела № 1-17-13/00-11-14 представитель Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края пояснил, что требования Приказа № 37-о/д и Приказа № 148-о/д, ограничивающие круг возможных участников соответствующих конкурсов хозяйствующими субъектами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), использующими принадлежащие им на праве собственности или на ином законном основании автовокзалы, расположенные в г. Невинномысск, и реализующими мероприятия по обеспечению безопасности населения на автомобильном транспорте были установлены во исполнение пункта 2 Порядка предоставления субсидий.

Согласно доводам, приведенным в письменных пояснениях Правительства Ставропольского края от 22.04.2014 (вх. ФАС России от 29.04.2014 № 40073/14) и от 02.07.2014 (вх. ФАС России от 10.07.2014 № 63549/14) и поддержанным представителем Правительства Ставропольского края в ходе рассмотрения дела № 1-17-13/00-11-14 при формировании пункта 2 Порядка предоставления субсидийПравительство Ставропольского края руководствовалось следующими обстоятельствами.

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № - ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон о транспортной безопасности) под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Пунктом 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности установлено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено Законом о транспортной безопасности и иными федеральными законами.

Частью 7 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции от 27.06.2011) установлено, что осуществление бюджетных инвестиций из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) соответственно к государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не допускается.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции от 27.06.2011) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции от 27.06.2011) установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.

В соответствии с Соглашением от 08.12.2011 № 50/39-с о предоставлении в 2011 году субсидии из федерального бюджета бюджету Ставропольского края на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на автомобильном транспорте в рамках Комплексной программы (далее - Соглашение) Правительство Ставропольского края должно обеспечить финансирование мероприятий по перечню и на объектах, установленных Соглашением.

Постановлением № 589 утверждены Правила предоставления в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на автомобильном транспорте в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, (далее - Правила), а также «Значения показателей результативности предоставления субсидий».

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Правил, обязательным условием предоставления субсидий является, в том числе, наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (муниципального образования), устанавливающего расходное обязательство субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по оснащению автовокзалов и автобусов, на исполнение которого предоставляется субсидия.

Согласно разделу II Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 № 1285-р «Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте» в Комплексной программе используются понятия, установленные федеральными законами «О транспортной безопасности», «О противодействии терроризму», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что требование к получателям субсидий, установленное Правительством Ставропольского края в пункте 2 Порядка предоставления субсидий, основывается на положениях действующих федеральных законов, а также положениях Комплексной программы, Постановления № 589.

В связи с чем, руководствуясь частью 3 статьи 42 Закона о защите конкуренции Комиссия определила прекратить участие в рассмотрении дела № 1-17-13/00-11-14 Правительства Ставропольского края.

Вместе с тем, из материалов дела № 1-17-13/00-11-14, Комиссией в действиях Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края были обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в допуске к участию в конкурсе на право получения в 2012 году за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на автомобильном транспорте в рамках Комплексной программы на создание на автовокзале г. Невинномысск регионального диспетчерского центра навигационного контроля межрегиональных автобусных пассажирских перевозок в соответствии с приказом Министерства промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края от 01.08.2012 № 148-о/д, хозяйствующего субъекта, не соответствующего требованиям конкурсной документации, что привело/могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В связи с обнаружением в действиях Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края иных признаков нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело № 1-17-13/00-11-14, в соответствии с частями 1 и 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия определила рассматривать дело № 1-17-13/00-11-14 в отношении Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края также по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края выразило не согласие с наличием в их действиях признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, мотивировав свою позицию следующими доводами (письмо от 12.08.2014 № 01-11/5242):

оценка хозяйствующих субъектов при принятии решения о допуске к участию в конкурсе, объявленном Приказом № 148-о/д была проведена надлежащим образом и все допущенные к участию в указанном конкурсе хозяйствующие субъекты соответствовали установленным требованиям, в том числе требованию о наличии в их распоряжении на праве собственности или ином законном основании автовокзалов в г. Невинномысск;

ОАО «Региональный навигационно-информационный центр Ставропольского края» распоряжался автовокзалом в г. Невинномысск на правах аренды в соответствии с договором «Аренды помещения» № 171/Нев-12 от 20.09.2012 между ОАО «Автовокзал» (Арендодатель) и ОАО «Региональный навигационно-информационный центр Ставропольского края» (Арендатор);

- требование, установленное в пункте 2 Порядка предоставления субсидий не нарушает требований антимонопольного законодательства, и, соответственно было, закреплено в пункте 3 Приказа № 148-о/д в качестве обязательного для претендентов на участие в соответствующем конкурсе, в целях соблюдения и во исполнение Постановления № 463-п, изданного вышестоящим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что условие об обязательном наличии на праве собственности или ином законном основании автовокзала(ов) в г. Невинномысск у участника конкурса, закрепленные в Приказе № 37-о/д и Приказе № 148-о/д не нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Также, Комиссия пришла в выводу о том, что при проведении конкурса в соответствии Приказом № 148-о/д к участию в нем был допущен хозяйствующий субъект, соответствующий установленным требованиям, и следовательно, процедуры отбора участников конкурсов не нарушают требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 1-17-13/00-11-14 о нарушении Министерством дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края части 1 статьи 15 и пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны