Решение №АГ/76200/18 Решение по делу № 1-00-59/00-11-18 (прекратить производство ... от 21 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Лицам, участвующим в деле

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-59/00-11-18

 

«11» сентября 2018 г. г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «11» сентября 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено «21» сентября 2018 г.

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии заместителя руководителя ФАС России А.Н. Голомолзина; членов Комиссии: начальника Управления регулирования связи и информационных технологий Е.А. Заевой; заместителя начальника Управления регулирования связи и информационных технологий А.И. Давыдовой; начальника отдела информационных технологий Управления регулирования связи и информационных технологий С.Г. Котельникова; заместителя начальника отдела информационных технологий Управления регулирования связи и информационных технологий А.Ю. Шапошникова; заместителя начальника отдела особо важных расследований Управления по борьбе с картелями В.В. Баринова, консультанта отдела правовой экспертизы Правового управления Л.С. Джиоевой (далее Комиссия),

рассмотрев дело № 1-00-59/00-11-18 по признакам нарушения ООО «ВМР» (ИНН: 2540164078, ОГРН: 1102540005028, адрес места нахождения: 690065, Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, д. 7, офис 1006), ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» (ИНН: 2540228966, ОГРН: 1172536023208, адрес места нахождения: 690065, Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, д. 7, офис 407), ООО «РЕАЛКОМ ДВ» (ИНН: 2537087507, ОГРН: 1112537002588, адрес места нахождения: ул. Магнитогорская, д. 4, каб. 704, Приморский край, г. Владивосток, 690068), ООО «ВЛАД ИМПОРТ» (ИНН: 2537092828, ОГРН: 1122537001840, адрес места нахождения: ул. Терешковой, д. 5, оф. 35, Приморский край, г. Владивосток, 690035), ООО «КОНСАЛТСТАНДАРТ» (ИНН: 7727791164, ОГРН: 1127747110578, адрес места нахождения: ул. Кржижановского, д. 29, корп. 5, ком. 1, комн. 4, г. Москва, 117218) пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении данными обществами соглашения, приводящего к ограничению конкуренции на рынке реализации устройств вызова экстренных оперативных служб (далее — УВЭОС, Устройство),

в присутствие на заседании: <...............> — уполномоченного представителя ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» (доверенность от 06.09.2018 б/н) и уполномоченного представителя ООО «РЕАЛКОМ-ДВ» (генеральный директор, выписка из единого государственного реестра юридических лиц по ИНН № 2537087507); <...............> — уполномоченного представителя ООО «ВМР» (доверенность от 12.04.2018 б/н); <...............> — уполномоченного представителя ООО «КОНСАЛТСТАНДАРТ» (доверенность от 17.04.2018 б/н),

 

УСТАНОВИЛА:

 

С апреля по август 2017 года в ФАС России поступали заявления физических и юридических лиц (тома 1-2) о признаках нарушения антимонопольного законодательства, которое привело к затрудненному получению паспортов транспортных средств (ПТС) на ввозимые в Российскую Федерацию через морской порт. г. Владивостока легковые автомобили категорий M и N, не оснащенные УВЭОС. Указанные затруднения обусловлены следующими обстоятельствами.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.01.2013 № 6 в приложение № 4 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее ТР ТС 018/2011) добавлен пункт 5, согласно которому с 1 января 2017 года все транспортные средства категории M и N должны комплектоваться Устройствами.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 395-ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» (далее Закон о ГАИС ЭРА-ГЛОНАСС), оснащение Устройствами выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации транспортных средств категорий M и N осуществляется производителями транспортных средств в соответствии с ТР ТС 018/2011.

Таким образом, согласно Закону о ГАИС ЭРА-ГЛОНАСС, у производителей транспортных средств категории M и N с 1 января 2017 года возникла обязанность комплектовать Устройствами такие транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации.

Между тем, такая обязанность возникла и у лиц, ввозящих транспортные средства в Российскую Федерацию, не являющихся их производителями, что подтверждается следующим.

Приказом МВД России № 1072, Минпромторга России № 3557, ФТС России № 2293 от 11.11.2015 в пункт 52 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 (далее Положение о ПТС), внесены изменения, а именно добавлены абзацы следующего содержания:

«При внесении сведений об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб в разделе «Особые отметки» делается запись: «УВЭОС N _____» (с указанием идентификационного номера устройства вызова экстренных оперативных служб).

С 1 января 2017 года внесение сведений об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб в разделе «Особые отметки» является обязательным для всех вновь выпускаемых в обращение транспортных средств в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств».

В дополнение к этому, 23 декабря 2016 года ФТС России в открытом доступе размещено информационное письмо «О выдаче таможенными органами ПТС после 1 января 2017 года», согласно которому информация об Устройстве, заносимая в ПТС, должна содержаться в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства (далее СБКТС, является приложением № 17 к ТР ТС 018/2011). В данном письме также указано, что при отсутствии в СБКТС сведений об установленном устройстве, таможенными органами не будут выдаваться ПТС.

Кроме того, на необходимость указания в СБКТС информации об установленном устройстве также обращено внимание Минпромторгом России в опубликованном в свободном доступе письме от 10 октября 2016 года № МА-64415/15 «О внесении сведений о номере УВЭОС в раздел «Особые отметки» паспорта транспортного средства».

Таким образом, обязанность оснащать Устройствами вновь выпускаемые в обращение транспортные средства с 1 января 2017 года возникла не только у производителей транспортных средств, но у любых лиц.

Во исполнение протоколов совещаний у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина от 15.02.2017 № РД-П9-7пр и от 14.03.2017 № РД-П9-20пр, пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 27.03.2017 № РД-П9-1771, АО «ГЛОНАСС» разработан и размещен на официальном сайте АО «ГЛОНАСС» временный порядок действий при выпуске в обращение единичных транспортных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации (далее Временный порядок)

Действующим законодательством не предусмотрен какой-либо специальный алгоритм получения ПТС на ввозимые транспортные средства, не оснащенные Устройствами. Таким образом, единственным алгоритмом действий, доступным для неопределенного круга лиц, на сегодняшний день является Временный порядок.

Пунктом 1 Временного порядка в изначальной редакции установлено, что лицо, ввозящее транспортное средство, которое не оснащено Устройством, приобретает Устройство у Агента АО «ГЛОНАСС».

Согласно пункту 2 Временного порядка в изначальной редакции, лицо, ввозящее транспортное средство, представляет в аккредитованную испытательную лабораторию заявку и комплект документов (в том числе копию договора о приобретении Устройства) для оформления СБКТС с отметкой об Устройстве, без которой невозможно получить ПТС в таможенных органах.

Агентами АО «ГЛОНАСС» на момент поступления первых заявлений (апрель 2017 г.) являлись ООО «Сумотори-Авто» и ООО «ВМР». Указанные организации определены в качестве агентов АО «ГЛОНАСС» на основании запроса предложений по оказанию услуг поиска и нахождения покупателей, а также заключения с ними договоров купли-продажи за вознаграждение, в частности по продаже аппаратуры вызова экстренных оперативных служб (закупка № 31704941262).

26 июля 2017 г. в открытых источниках была размещена информация о расторжении агентского договора между АО «ГЛОНАСС» и ООО «Сумотори-Авто». Таким образом, на конец июля 2017 года агентом АО «ГЛОНАСС» являлось только ООО «ВМР».

В ходе рассмотрения заявлений было установлено, что на сайте ООО «ВМР» организована электронная очередь для получения Устройств. Порядковый номер заявителя в очереди мог изменяться в сторону увеличения по неустановленному алгоритму, тем самым сдвигая очередь заявителя назад. Заявители указывали, что они вынуждены ждать своей очереди на получение Устройства по несколько месяцев.

При этом, заявители указали, что у ООО «ВМР» возможно приобрести Устройство без очереди при условии приобретения дополнительных услуг, а именно: установка Устройства на транспортное средство, приобретение СБКТС. Заявители указали, что данные услуги оказывало ООО «АВТОЛЭНД-ДВ», при этом общая стоимость услуг и Устройства являлась в несколько раз выше стоимости Устройства без данных услуг.

На сайте ООО «ВМР» http://volton.net размещен рекламный баннер, согласно которому ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» устанавливает Устройства без очереди. Данный рекламный баннер при нажатии ведет на сайт ООО «АВТОЛЭНД-ДВ».

Заявители также указали, что лицами, которые выдавали СБКТС, являлись ООО «ТРАНСКОНСАЛТИНГ» и ООО «ЦИАТ» (ИНН: 7714368240; ОГРН: 5157746205370, адрес места нахождения: 127015, г. Москва, ул. Масловка Н., д. 3, коми. 39).

Учитывая изложенные обстоятельства, ФАС России пришла к выводу о необходимости проведения внеплановых выездных проверок в отношении ООО «ВМР», ООО «АВТОЛЭНД-ДВ», ООО «ТРАНСКОНСАЛТИНГ» и ООО «ЦИАТ» в целях установления наличия (отсутствия) признаков соглашения, приводящего к ограничению конкуренции на рынке реализации УВЭОС, а именно — созданию дефицита УВЭОС в г. Владивостоке с целью навязывания покупателям невыгодных условий приобретения УВЭОС.

На основании приказов ФАС России от 05.10.2017 № 1318/17, № 1322/17, 1319/17, № 1320/17 в отношении ООО «АВТОЛЭНД-ДВ», ООО «ВМР», ООО «ТРАНСКОНСАЛТИНГ», ООО «ЦИАТ» соответственно были проведены внеплановые выездные проверки.

В ходе проведения проверок в действиях ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» и ООО «ВМР» были обнаружены признаки нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что отражено в актах проверок от 25.12.2017 № 201 и № 202 соответственно; в действиях ООО «ТРАНСКОНСАЛТИНГ» и ООО «ЦИАТ» не были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, что отражено в актах проверок от 25.12.2017 № 203 и № 199 соответственно.

Исследование материалов, полученных в ходе вышеуказанных проверок, показало следующее.

11 октября 2017 года в рамках проведения проверок на территории помещений ООО «ВМР» и ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» был проведен осмотр, по результатам которого было произведено копирование ряда документов в бумажном и электронном виде, составлены протоколы осмотра.

В ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» были сняты копии файлов электронной почты ряда сотрудников и файлов, располагающихся в локальной сети общества. Также были сняты бумажные копии, в том числе следующих документов:

- договор № М-02/06-2 от 02.06.2017 между ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» и ООО «КОНСАЛТСТАНДАРТ» (далее Договор № М-02/06-2);

- платежные поручения, счета-фактуры, счета на оплату и реестры выданных СБКТС к Договору № М-02/06-2);

- приказы и заявления о приеме на работу сотрудников;

- договоры купли-продажи Устройств между ООО «ВМР» и ООО «АВТОЛЭНД-ДВ»;

- договоры возмездного оказания услуг (активация Устройств и размещение информации в системе «ЭРА-ГЛОНАСС») между ООО «ВМР» и ООО «АВТОЛЭНД-ДВ»;

- договоры подряда (установка Устройств в автомобиль) между ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» и ООО «РЕАЛКОМ ДВ».

В ООО «ВМР» были обнаружены, в том числе:

- договоры купли-продажи Устройств между ООО «ВМР» и иными лицами;

- договоры возмездного оказания услуг (активация Устройств и размещение информации в системе «ЭРА-ГЛОНАСС») между ООО «ВМР» и этими же лицами;

- договоры подряда (установка Устройств в автомобиль) между этими же лицами и ООО «РЕАЛКОМ ДВ».

Указанные договоры датированы одним и тем же днем, имеют одинаковые реквизиты, за исключением первых двух букв, например: договор купли-продажи № ЭГ000003212, договор возмездного оказания услуг № ГА000003212, договор подряда № ГЛ000003212, все от 6 сентября 2017 года. Данные «тройки» договоров находились в папках-скоросшивателях, каждая «тройка» — в отдельном целлофановом файле.

Таких «троек» договоров было найдено несколько тысяч, при этом текст данных договоров был идентичным (кроме реквизитов). В связи с этим, были сняты выборочно копии сорока трех «троек» договоров.

Поскольку среди документов и файлов, найденных в ходе осмотра помещений ООО «ВМР» и ООО «АВТОЛЭНД-ДВ», не была обнаружена информация, указывающая на соглашение с ООО «ЦИАТ», ООО «ТРАНСКОНСАЛТИНГ», в отношении этих компаний не проводился осмотр помещений в связи с нецелесообразностью.

Анализ электронной почты сотрудников ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» и документов, обнаруженных непосредственно в помещении, показал следующее.

В ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» по электронной почте в разные периоды времени обращались с вопросом о возможности приобрести Устройство (заявители также называли Устройства кнопками). На все эти сообщения направлялся ответ о том, что ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» является таможенным брокером и не продает Устройства. Услуга покупки Устройства, ее установки и получении СБКТС оказывается только при таможенном оформлении автомобиля.

Пример такой переписки от 27.07.2017, найденной в электронной почте<...............> (назначена на должность администратора приказом генерального директора ООО «Автолэнд-ДВ» от 24.08.2017):

«<...............>

Comment or Message

Добрый день! Имею автомобиль ввезённый и растоможенный, жду кнопку уже 2 месяца, сколько будет стоить через вас купить кнопку, получить СКБТС, получить ПТС и установить эту кнопку в машину? И сколько по времени займёт эта вся процедура?»

ответ:

«Autoland DV <order@autoland-dv.com>

<<ФИО>>, здравствуйте.

Компания АВТОЛЭНД-ДВ занимается таможенным оформлением авто.

Только при таможенном оформлении авто, через нашу компанию можно купить кнопку ГЛОНАСС, установить ее и оформить СБКТС.

Срок оформления документов и установки кнопки - до 7 дней с момента получения оригинала коносамента.

КНОПКА ГЛОНАСС - 22 361 рублей

Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) - 32 889 рублей

Установка кнопки ГЛОНАСС - 4 750 рублей

ИТОГО 60 000 рублей

Услуга ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» – 4000 рублей. Работаем по таможенной сетке»

Как видно из переписки, услуга по предоставлению СБКТС силами ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» составляла более 32000 руб. в конце июля 2017 года. В электронной почте было обнаружено большое количество писем, направляемых в адрес разных лиц, где также были указаны цены за услуги ООО «АВТОЛЭНД-ДВ», например:

пример 1

«06.07.2017 13:42, <<ФИО>> <...............> пишет:

Юлия, добрый день!

Реквизиты получил.

В случае, если я самостоятельно буду получать и устанавливать кнопку, какова будет ваша комиссия? Растаможка, склад, сбктс. Клиент интересуется)»

ответ:

«Четверг, 6 июля 2017, 6:46 +03:00 от Autoland DV <<...............>>:

Мы оказываем только комплекс услуг (растаможка и установка кнопки), поэтому такой вариант невозможен. В совокупности цена за установку кнопки составляет 68500 р (кнопка 22361р, склад 4500р, СБКТС 32889р, установка 4750р, комиссия 4000р), оформление происходит на юридическое лицо».

пример 2

«20.07.2017 17:01, <<ФИО>> <...............> пишет:

Добрый день.

Прошу сообщить стоимость и сроки расстаможки авто и получения кнопки для авто Honda Fit Shuttle Hybrid, 2012 г.в. 09 месяц.

Спасибо за оперативный ответ!»

ответ:

«20.07.2017 17:21, Autoland DV пишет:

<<ФИО>>, здравствуйте.

КНОПКА ГЛОНАСС - 22 361 рублей

Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) - 32 889 рублей

Установка кнопки ГЛОНАСС - 4 750 рублей

ИТОГО 60 000 рублей

Услуга ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» – 4000 рублей.

Срок оформления документов, получения и установки кнопки ГЛОНАСС до 7 дней с момента получения коносамента.

На сегодняшний день автомобиль можно привезти на АВТОЛЭНД-ДВ. Работаем по таможенной сетке.

Реквизиты АВТОЛЭНД-ДВ и бланк заявки прилагаю».

пример 3:

«11.08.2017 15:38, <<ФИО>><...............> пишет:

Здравствуйте! Рассчитайте пожалуйста, сколько будут таможенные платежи вкруг на Honda CR-V 3-5 лет и 5-7лет, объем 2400, (190 л.с.) приблизительная цена 1300000 иен?»

ответ от 14.08.2017:

«<<ФИО>>, здравствуйте.

По Вашему запросу на Honda CR-V таможенные платежи составят:

При таможенном оформлении авто через АВТОЛЭНД-ДВ стоимость:

КНОПКА ГЛОНАСС - 22 361 рублей

Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) - 30 139 рублей

Установка кнопки ГЛОНАСС - 7 500 рублей ( в т.ч. установка 5 000 рублей, активация 2 500 рублей)

ИТОГО 60 000 рублей

Услуга ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» – 4000 рублей.

…»

Более ранние сообщения о стоимости СБКТС в электронной почте не обнаружены. В примере 3 указано сообщение с наиболее поздней датой, когда стоимость СБКТС составляла более 30000 руб. Таким образом, такая стоимость была в период с 6 июля по 14 августа 2017 года.

Далее приводятся примеры более поздних сообщений с меньшей стоимостью СБКТС:

пример 1 от 17.08.2017:

«Евгений, здравствуйте.

При таможенном оформлении авто через АВТОЛЭНД-ДВ стоимость:

КНОПКА ГЛОНАСС (официальная ВМР) - 22 361 рублей

Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) - 7 500 рублей

Установка кнопки ГЛОНАСС - 7 500 рублей ( в т.ч. установка 5 000 рублей, активация 2 500 рублей)

СВХ - 4 500 рублей

Агентское вознаграждение АВТОЛЭНД-ДВ – 3 139 рублей.

ИТОГО 45 000 рублей».

пример 2 от 14.09.2017:

«Добрый день

Мы осуществляем таможенное оформление вашего авто с предоставлением услуг:

кнопка ЭРА-ГЛОНАСС: 22361руб.;

СБКТС: 5139руб.;

активация кнопки: 2500руб.;

установка кнопки: 2500руб.;

СВХ+наша услуга: 7500руб.

Итого: 40 000руб».

пример 3:

«26.09.2017 19:20, SYUEI Trading пишет:

Добрый день! Хотел бы узнать, какие услуги включены в стоимость 35,000 рублей? Какие у вас условия и можно ли дать детально процесс вашей работы, есть ли у вас транспортировка по России, если есть, то могли бы вы отправить?»

ответ от 27.09.2017:

«Добрый день,

В 35 500 рублей включено: кнопка ЭРА-Глонасс 22361р., СБКТС 5139р., активация кнопки 2500р., установка кнопки 2500р., и наше вознаграждение 3000р. + СВХ 4500 = 40 000р».

Таким образом, в период с 6 июля по 14 августа 2017 года стоимость услуги по получению СБКТС, оказываемой ООО «АВТОЛЭНД-ДВ», составляла более 30000 руб. При этом, с середины августа по октябрь 2017 года стоимость была снижена сначала до 7500 руб., далее до 5139 руб.

Кроме того, из характера переписки следует вывод, что ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» оказывало услугу приобретения Устройства, получения СБКТС и установки Устройства только в совокупности с услугой таможенного оформления.

Данные услуги оказывались ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» в рамках агентских договоров с клиентами. Большое количество таких договоров было найдено в сетевом диске ООО «АВТОЛЭНД-ДВ», доступ к которому присутствовал на компьютерах сотрудников. Из пункта 3.1 договора видно, что ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» оказывает услуги по таможенному оформлению автомобилей, СБКТС, приобретению Устройства, ее установки и активации.

В электронной почте ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» также было найдено большое количество писем, отправленных и полученных от абонента с электронным адресом <...............>, в заголовке которого было указано «ООО ВладИмпорт». Анализ открытых источников, с учетом наименования компании и адреса электронной почты, показал, что в г. Владивостоке осуществляет деятельность ООО «ВЛАД ИМПОРТ», являющееся ответчиком по настоящему делу. Переписка была следующего характера.

С почты order@autoland-dv.com направлялось письмо на почту ООО «ВЛАД ИМПОРТ» с текстом «Направляю заявку» или аналогичным. В письме содержался *xlsx-файл (файл базы данных для Microsoft Excel), который именовался «заявка на сбктс юр.xlsx» или аналогично. В этом файле содержались реквизиты заявителя, наименование и характеристики автомобиля, идентификационный номер и модель устройства. Таким образом, такое письмо направлялось в адрес ВладИмпорта с целью подготовки СБКТС на конкретный автомобиль.

В ответ ООО «ВЛАД ИМПОРТ» направляло письмо без текста или с текстом о просьбе проверки корректности, в которое был вложен *docx-файл (файл для открытия в текстовом редакторе, например, Microsoft Word), который представлял из себя макет СБКТС и в дальнейшем должен быть напечатан на бланке. В данный макет был вписан учетный номер бланка и дополнительных листов вида «Серия RU 123456» и все данные по автомобилю и Устройству, направленные в вышеуказанной заявке.

В ответ на направленный ООО «ВЛАД ИМПОРТ» макет с почты ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» отправляло сообщение с текстом «Исправлений не требует» или аналогичным, либо с текстом о необходимости внесения соответствующих исправлений.

После этого с почты ООО «ВЛАД ИМПОРТ» направлялось сообщение, содержащее сканированный файл напечатанного СБКТС на бланке ООО «ЦИАТ», макет которого согласовывался ранее.

В отдельных случаях, до направления ООО «ВЛАД ИМПОРТ» сканированной копии СБКТС, с почты ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» направлялось сообщение с вопросом «документы можно забирать?» или аналогичным.

Таким образом, инспекция пришла к выводу, что ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» в целях получения СБКТС для Устройства обращалось с заявкой в ООО «ВЛАД ИМПОРТ», направляло необходимые сведения об автомобиле и Устройстве, согласовывало макет СБКТС. ООО «ВЛАД ИМПОРТ» печатало СБКТС на бланке испытательной лаборатории и направляло сканированную копию в ООО «АВТОЛЭНД-ДВ».

В помещении ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» был обнаружен договор № М‑02/06‑2 от 02.06.2017 между ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» (заказчик) и ООО «КОНСАЛТСТАНДАРТ» (исполнитель).

К данному договору шли следующие приложения:

- платежное поручение № 316 от 21.09.2017 «оплата по УПД№6130 от 20.09.2017 по дог. №М-02/06-2 от 02.06.17 за консалт.услуги за 63а/м» на сумму 315000 руб.;

- универсальный передаточный документ «счет-фактура № 6130 от 20 сентября 2017 г. за товар «консультационные услуги в оформлении документов для получения СБКТС»;

- счет на оплату № 6312 от 20.09.2017 за товар «консультационные услуги в оформлении документов для получения СБКТС» по цене 5000 руб. в количестве 63 шт.;

- «Реестр выданных СБКТС на а/м к УПД № 6130 от 20.09.2017», содержащий 63 позиции с наименованиями марки и модели автомобиля, номера кузова.

Аналогичный блок приложений на 7 шт. СБКТС общей стоимостью 35000 руб. датирован 25 августа 2017 года.

Таким образом, ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» оплачивало ООО «КОНСАЛТСТАНДАРТ» (г. Москва) услуги получения СБКТС, распечатанных ООО «ВЛАД ИМПОРТ», по цене 5000 руб./шт.

В реестре выданных СБКТС от 25.08.2017 выбран случайным образом один из автомобилей: Toyota Prius, кузов № ZVW30-5463530. В электронной переписке ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» с ООО «ВЛАД ИМПОРТ» найдены письма, содержащие заявку на СБКТС, макет и сканированную копию СБКТС на данный автомобиль, аналогично вышеприведенному алгоритму.

Таким образом, инспекция пришла к выводу, что ООО «ВЛАД ИМПОРТ» оказывало ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» услугу по изготовлению СБКТС, которую ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» оплачивало ООО «КОНСАЛТСТАНДАРТ» по цене 5000 руб./ед.

Далее, на компьютерах сотрудников ООО «АВТОЛЭНД-ДВ», помимо электронной почты, был обнаружен доступ к сетевому диску данной организации. В пути «\CommonFiles\Для организаций\ГЛОНАСС\2. договоры ГЛОНАСС» найдены три папки с договорами между ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» и ООО «ВМР» на приобретение Устройств в августе, сентябре и октябре 2017 года соответственно.

Для того, чтобы выяснить сроки заключения таких договоров с момента обращения, были проведены следующие действия. Случайным образом выбран договор о приобретении одного Устройства № ЭГ000001646 от 16.08.2017: файлы «Договор 1646 (1).pdf» и «Договор 1646 (2).pdf».

Далее, в электронной почте <...............> был произведен поиск по ключевой фразе «1646». В результате найдена электронная переписка с ООО «ВЛАД ИМПОРТ» по поводу получения СБКТС по описанному ранее алгоритму.

В последнем письме от 16.08.2017 в адрес ООО «ВЛАД ИМПОРТ» содержатся сканированные копии договора № ЭГ000001646 от 16.08.2017, идентичные ранее найденным на сетевом диске, а также аналогичные копии договора о приобретении одного Устройства № ЭГ000001649 от 16.08.2017.

В данном письме также найдены товарные накладные на автомобили Nissan Serena шасси № С26-008877, Toyota Prius Hybrid кузов № ZVW30-1564612 двигатель № 2ZR-5481431. При этом, в приложении № 2 к Договору № ЭГ000001649 от 16.08.2017 указано, что Устройство предназначено для Nissan Serena, в приложении № 1 к договору № ЭГ000001646 от 16.08.2017 указано, что Устройство предназначено для Toyota Prius Hybrid.

Далее в электронной почте <...............> был произведен поиск по указанным номерам шасси, кузова, двигателя. В результате найдена переписка:

- письмо от 16.08.2017 в адрес support@volton.net с темой и текстом «TOYOTA PRIUS ZVW30-1564612» и файлом «Заявка на кнопку ЮРИК.xlsx», в котором указан данный автомобиль; ответное письмо от 16.08.2017 с текстом «Заявка обработана»;

- письмо от 16.08.2017 в адрес support@volton.net с темой и текстом NISSAN SERENA C26-008877 и файлом «Заявка на кнопку ЮРИК.xlsx», в котором указан данный автомобиль; ответное письмо от 16.08.2017 с текстом «Заявка обработана».

Таким образом, ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» направляло в ООО «ВМР» заявку на приобретение Устройства, в этот же день заявка получала одобрение, также в этот же день заключался договор купли продажи, который ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» в дальнейшем направлялся во ООО «ВЛАД ИМПОРТ» для получения СБКТС по ранее описанному алгоритму.

То есть, срок заключения договора купли-продажи Устройства между ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» и ООО «ВМР» составлял один день с момента обращения.

В пути сетевого диска ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» «\CommonFiles\Работа с клиентами» найден файл «Установочный центр кнопки ГЛОНАСС.docx», содержащий 8 бланков объявлений-памяток с идентичным текстом следующего содержания:

«Установочный центр кнопки ГЛОНАСС

Адрес:

ул. Тухачевского, 64

ул. Нерчинская, 12

ул. Некрасовская, 23 «В»

 

Единый номер телефона:

8-423-280-61-61

8 967-958-61-61»

Анализ открытых источников по указанным адресам показал что по по адресу г. Владивосток, ул. Тухачевского, 64 располагается ООО «РЕАЛКОМ ДВ», договоры подряда с которым найдены в помещениях ООО «ВМР».

Инспекция пришла к выводу, что ООО «АВТОЛЭНД ДВ» оказывало услугу установки Устройств с привлечением подрядчика в лице ООО «РЕАЛКОМ ДВ», генеральным директором которого является <...............>, который является коммерческим директором ООО «АВТОЛЭНД ДВ».

Таким образом, инспекция пришла к выводу, что ООО «ВМР» без задержек поставляло в ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» устройства и рекламировало на своем сайте услуги ООО «АВТОЛЭНД-ДВ», которое, в свою очередь, осуществляло реализацию Устройств вместе с собственными услугами таможенного брокера, а также услугами изготовления СБКТС и установки Устройств в автомобиль привлеченных подрядчиков ООО «КОНСАЛТСТАНДАРТ», ООО «ВЛАД ИМПОРТ» и ООО «РЕАЛКОМ ДВ».

В действиях указанных лиц инспекция усматривала признаки нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выражающегося в заключении соглашения, приводящего к ограничению конкуренции на рынке реализации УВЭОС, а именно — созданию дефицита УВЭОС в г. Владивостоке с целью навязывания покупателям невыгодных условий приобретения УВЭОС.

Приказом ФАС России от 29.03.2018 № 391/18 в отношении ООО «ВМР», ООО «АВТОЛЭНД-ДВ», ООО «КОНСАЛТСТАНДАРТ», ООО «ВЛАД ИМПОРТ» и ООО «РЕАЛКОМ ДВ» возбуждено настоящее дело. Определением ФАС России от 13.04.2018 № АГ/26253/18 к настоящему делу привлечены АО «ГЛОНАСС» (ИНН: 7703383783; ОГРН: 1157746554239, адрес места нахождения: ул. Тестовская, д. 10, г. Москва, 123112) и ООО «ЦИАТ» (ИНН: 7714368240; ОГРН: 5157746205370, адрес места нахождения: 127015, г. Москва, ул. Масловка Нижняя, д. 3, ком. 39) в качестве заинтересованных лиц.

В ходе заседаний Комиссии 25.05.2018 (протокол заседания: том 11, л. 185-195) и 11.09.2018 (протокол заседания: том 11, л. 328-330), а также в представленных к настоящему делу материалах ответчиками и заинтересованными лицами было сообщено следующее.

АО «ГЛОНАСС» сообщило (том 10, л. 410-413), что с ООО «Сумотори-Авто» агентский договор о поставке и дальнейшей продаже УВЭОС был расторгнут в одностороннем порядке 26.07.2017 в связи с неисполнением последним обязательств по договору. АО «ГЛОНАСС» помимо ООО «ВМР», с которым был заключен агентский договор о поставке и дальнейшей продаже УВЭОС, не имело каких-либо отношений с остальными участниками настоящего дела.

Агентским договором с ООО «ВМР» было предусмотрено, что ООО «ВМР» получает УВЭОС от АО «ГЛОНАСС» и осуществляет продажу по цене 22361 руб./ед. АО «ГЛОНАСС» поставило в адрес ООО «ВМР» УВЭОС для дальнейшей реализации в количестве: апрель 2017 г. - 298 шт., май 2017 г. - 1282 шт., июнь 2017 г. - 6114 шт., июль 2017 г. - 8438 шт., август 2017 г. - 16292 шт. (том 10, л. 157).

ООО «ВМР» сообщило (том 11, л. 1-2), что общество не могло покрыть спрос УВЭОС, поскольку количество ввозимых с начала 2017 года в Российскую Федерацию автомобилей (несколько тысяч в месяц) превышало количество УВЭОС, поставляемых АО «ГЛОНАСС». В этой связи, в г. Владивостоке возник дефицит УВЭОС. Партия УВЭОС в размере более 15000 шт., поставленная АО «ГЛОНАСС» в августе 2017 г., покрыла спрос, в связи с чем дефицитная ситуация была устранена. При этом, в адрес ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» было поставлено ООО «ВМР» 290 Устройств в период с 12.07.2018 по 13.10.2018 (том 11, л. 284-289), остальные Устройства реализовывались большому количеству организаций и физических лиц (том 8, л. 274-312; том 11, л. 244-283).

ООО «КОНСАЛТСТАНДАРТ» сообщило (том 11, л. 4-5), что имело договорные отношения с ООО «ВЛАД ИМПОРТ», которому в рамках агентского договора оказывало консультационные услуги в области проведения проверок на техническое соответствие автомобилей, а также посреднические услуги по привлечению испытательной лаборатории ООО «ЦИАТ» в целях проведения оценки технического соответствия автомобилей.

При этом, ООО «ВЛАД ИМПОРТ» осуществляло содействие взаимодействию ООО «КОНСАЛТ СТАНДАРТ» и ООО «АВТОЛЭНД-ДВ», в рамках которого ООО «КОНСАЛТ СТАНДАРТ» оказывало ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» те же услуги. ООО «КОНСАЛТ СТАНДАРТ» подчеркнуло, что с остальными участниками настоящего дела общество каких-либо отношений не имело.

ООО «ЦИАТ» сообщило (том 11, л. 8-9), что не имело каких-либо отношений с участниками дела, кроме ООО «КОНСАЛТСТАНДАРТ», передачу бланков СБКТС в адрес ООО «ВЛАД ИМПОРТ» не осуществляло. ООО «ЦИАТ» как испытательная лаборатория в рамках договора с ООО «КОНСАЛТСТАНДАРТ» (том 11, л. 215-218) проводило оценку соответствия единичных транспортных средств требованиям ТР ТС 018/2011, по результатам которой выдавало СБКТС.

ООО «ВЛАД ИМПОРТ» сообщило (том 11, л. 11-92), что является таможенным брокером; не имело никаких отношений с участниками настоящего дела, кроме ООО «КОНСАЛТСТАНДАРТ» и ООО «АВТОЛЭНД-ДВ», а именно: передавало в ООО «КОНСАЛТСТАНДАРТ» данные о потенциальных клиентах на получение СБКТС, в том числе об ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» (том 11, л. 190).

На основании агентского договора по привлечению клиентов с ООО «КОНСАЛТСТАНДАРТ», ООО «ВЛАД ИМПОРТ» привлекло ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» в качестве клиента ООО «КОНСАЛТСТАНДАРТ» по оказанию последним услуг по организации оценки соответствия автомобилей, в том числе выдаче СБКТС. Результатом привлечения клиентов стало заключение договора между ООО «КОНСАЛТСТАНДАРТ» (как исполнителем) и ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» (как заказчиком). ООО «ВЛАД ИМПОРТ» осуществляло взаимодействие между данными лицами, включая передачу СБКТС (том 11, л. 118-119).

ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» сообщило (том 11, л. 320; протокол заседания: том 11, л. 320), что общество было зарегистрировано 23.06.2017, при этом первая закупка СБКТС у ООО «ВМР» была осуществлена 12.07.2017. ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» является таможенным брокером.

Вместе с услугами брокера общество в рамках агентских договоров с клиентами оказывало посреднические услуги по приобретению, установке и активации Устройств. В этих целях, на сайте ООО «ВМР» была размещена реклама, в которой говорилось, что при таможенном оформлении автомобиля через ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» установка Устройства осуществляется без очереди.

Когда клиент обращался в ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» для таможенного оформления автомобиля, который, как правило, на момент обращения находился на пути в Российскую Федерацию, ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» направляло заявку в ООО «ВМР» на приобретение и активацию Устройства, заявку в ООО «РЕАЛКОМ ДВ» на установку Устройства, заявку через ООО «ВЛАД ИМПОРТ» в ООО «КОНСАЛТСТАНДАРТ» на получение СБКТС. К моменту, когда автомобиль попадал на территорию таможенных органов, подходила очередь на данные процедуры.

ООО «РЕАЛКОМ ДВ» сообщило (том 11, л. 322; протокол заседания: том 11, л. 320), что ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» направляло по телефону или электронной почте заявку на установку Устройства, сообщая модель и марку автомобиля и согласовывая время установки.

Комиссия, проанализировав материалы, полученные в ходе проведения вышеуказанных проверок, сведения и документы, представленные участниками дела к приобщению к материалам дела, а также заслушав доводы участников дела на заседаниях, приходит к следующим выводам:

  • ООО «ВМР» получило от АО «ГЛОНАСС» крупную партию УВЭОС в августе 2017 г., при этом в дефицитный период (апрель-май 2017 г.) общее количество полученных УВЭОС не превысило 2000 шт., что не покрывало спрос на импортированные автомобили с начала 2017 г.;

  • ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» зарегистрировано 23.06.2017 и приобрело первые УВЭОС 12.07.2017, в то время как большая часть заявлений, свидетельствующих о дефиците УВЭОС в г. Владивостоке, была направлена в ФАС России с апреля по май 2017 г.;

  • ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» приобрело у ООО «ВМР» с июня по декабрь 2017 г. 290 УВЭОС, при этом ООО «ВМР» реализовало за этот же период около 25000 УВЭОС большому количеству физических и юридических лиц;

  • ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» при оказании услуг таможенного брокера в момент поступление заявки на таможенное оформление автомобиля направляло заявку в ООО «ВМР» на приобретение и активацию Устройства, заявку в ООО «РЕАЛКОМ ДВ» на установку Устройства, заявку через ООО «ВЛАД ИМПОРТ» в ООО «КОНСАЛТСТАНДАРТ» на получение СБКТС.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что между ООО «АВТОЛЭНД-ДВ», ООО «ВМР», ООО «КОНСАЛТСТАНДАРТ», ООО «РЕАЛКОМ ДВ» и ООО «ВЛАД ИМПОРТ» не было заключено соглашение, приведшее к дефициту УВЭОС в г. Владивостоке. При этом, дефицит в апреле-мае 2017 г. возник по причине недостаточного количества Устройств, полученных ООО «ВМР» от АО «ГЛОНАСС».

Взаимодействие ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» с остальными ответчиками сводилось к оптимизации временных издержек, связанных с процедурой получения, установки и активации УВЭОС, а именно: ООО «АВТОЛЭНД-ДВ» осуществлял занятие очереди на данные процедуры вместо своих клиентов по агентскому договору.

Таким образом, Комиссия полагает, что в действиях ООО «АВТОЛЭНД-ДВ», ООО «ВМР», ООО «КОНСАЛТСТАНДАРТ», ООО «РЕАЛКОМ ДВ» и ООО «ВЛАД ИМПОРТ» отсутствуют признаки нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 1-00-59/00-11-18 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «ВМР», ООО «АВТОЛЭНД-ДВ», ООО «РЕАЛКОМ ДВ», ООО «ВЛАД ИМПОРТ», ООО «КОНСАЛТСТАНДАРТ» на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

 

Председатель Комиссии                        ____________________А.Н. Голомолзин

 

Члены Комиссии                                    ____________________Е.А. Заева

 

                                                                ____________________А.И. Давыдова

 

                                                     ____________________С.Г. Котельников

 

____________________А.Ю. Шапошников

 

____________________В.В. Баринов

 

____________________Л.С. Джиоева

Связанные организации

ООО «ВМР»
ИНН 2540164078, ОГРН 1102540005028
ООО «Автолэнд-ДВ»
ИНН 2540228966, ОГРН 1172536023208
ООО «КонсалтСтандарт»
ИНН 7727791164, ОГРН 1127747110578
АО "ГЛОНАСС"
ИНН 7703383783, ОГРН 1157746554239
ООО «РЕАЛКОМ ДВ»
ИНН 2537087507, ОГРН 1112537002588
ООО «ЦИАТ»
ИНН 7714368240, ОГРН 5157746205370
ООО «Влад Импорт»
ИНН 2537092828, ОГРН 1122537001840