Решение №ПИ/111238/21 РЕШЕНИЕ по делу № 11/01/10-20/2021 от 27 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 11/01/10-20/2021

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 декабря 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено 27 декабря 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 11/01/10-20/2021 в составе: Председателя Комиссии — заместителя руководителя ФАС России П.В. Иванова; членов Комиссии: <...> (далее — Комиссия),

рассмотрев дело № 11/01/10-20/2021 по признакам нарушения АО «НЭСК-электросети» (350033, г. Краснодар, пер. Переправный, д. 13, офис 103А; ИНН 2308139496; ОГРН 1072308013821) пункта 1 части 1, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившимся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по размещению оптического кабеля связи на опорах воздушных линий электропередачи (далее — Услуга),

в присутствии на заседании представителей АО «НЭСК-электросети» <...>, представителя ООО «Таймер-М» <...>, представителя ООО «Мультисервис» <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Краснодарского УФАС России поступило обращение ООО «ТРИ-О Телеком» относительно цены, установленной АО «НЭСК-электросети» на услугу по размещению оптического кабеля связи на опорах воздушных линий электропередачи.

По результатам рассмотрения представленных ООО «ТРИ-О Телеком» и АО «НЭСК-электросети» материалов Краснодарским УФАС России издан приказ от 30.11.2020 № 256 о возбуждении дела № 023/01/10-6128/2020 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «НЭСК-электросети».

В соответствии с пунктом 1.4.1 Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных приказом ФАС России от 01.08.2007 № 244, в Федеральную антимонопольную службу Краснодарским УФАС России переданы материалы дела № 023/01/10-6128/2020 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «НЭСК-электросети» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по размещению оптического кабеля связи на опорах воздушных линий электропередачи.

На основании приказа Федеральной антимонопольной службы от 19.09.2021 № 999/21 «О принятии переданного дела к рассмотрению и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» ФАС России приняты к рассмотрению материалы дела № 023/01/10-6128/2020, переданному делу присвоен № 11/01/10-20/2021 и создана Комиссия по рассмотрению дела № 11/01/10-20/2021 по признакам нарушения АО «НЭСК-электросети» (350033, г. Краснодар, пер. Переправный, д. 13, офис 103А; ИНН 2308139496; ОГРН 1072308013821) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившемся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по размещению оптического кабеля связи на опорах воздушных линий электропередачи.

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила в действиях АО «НЭСК-электросети» наличие признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления и поддержания монопольно высоких цен (тарифов) на услуги по размещению волоконно-оптических линий связи на опорах воздушных линий электропередачи.

Определением ФАС России от 07.10.2021 № ПИ/84981/21 Комиссия определила считать дело № 11/01/10-20/2021 возбужденным также по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно сметам АО «НЭСК-электросети» установлены следующие тарифы на Услугу (приказы (распоряжения), устанавливающие тариф на Услугу не издавались):

 

Тарифы на предоставление доступа к инфраструктуре для

размещения сетей электросвязи на 1 опору

 

 

 

 

Таблица 1, руб.

период

класс напряжения

ед. изм

стоимость без НДС

стоимость с НДС

2017-февраль 2020

0,4 кВ

за 1 опору в месяц

250,00

300

6-10 кВ

за 1 опору в месяц

250,00

300

01.03.2020-31.07. 2021

0,4 кВ

за 1 опору в месяц

247,50

297

6-10 кВ

за 1 опору в месяц

294,17

353

01.08.2021-настоящее время

0,4 кВ до 5000 опор

за 1 опору в месяц

208,33

250

0,4 кВ от 5000 до 10000

за 1 опору в месяц

187,50

225

0,4 кВ от 10000

за 1 опору в месяц

166,67

200

6/10 кВ до 5000

за 1 опору в месяц

246,67

296

6/10 кВ от 5000 до 10000

за 1 опору в месяц

221,67

266

6/10 кВ от 10000

за 1 опору в месяц

197,5

237

 

В соответствии с Порядком формирования тарифа на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи (в том числе волоконно-оптических линий связи) АО «НЭСК-электросети» в тариф на Услугу включаются затраты на исполнение следующих обязательных технических мероприятий:

- обеспечение текущего и капитального ремонтов;

- обеспечение технического обслуживания;

- обеспечение аварийно-восстановительных работ.

      • Условия и порядок обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, которая используется и может быть использована для оказания услуг в сфере общедоступной электросвязи определены Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1284 (далее — Правила).

Пунктом 38 Правил установлено, что тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их часть, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.

Экономически обоснованными считаются любые расходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, то есть понесены для получения дохода (письмо Минфина России от 08.07.2019 № 03-03-06/1/50124).

Для документального подтверждения понесенных расходов используют первичные документы, доказывающие, что расходы действительно были понесены организацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Таким образом, экономически обоснованными расходами признаются любые затраты при условии, что они фактически произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, документально подтверждены и являются обоснованными.

Комиссия, изучив материалы дела, пояснения Ответчика об обоснованности размера тарифов на Услугу, установила следующее.

Согласно информации, представленной АО «НЭСК-электросети», тарифы на Услугу определены сметами «По предоставлению доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи (в том числе волоконно-оптических линий связи) на опорах ВЛ-0,4 кВ» и сметами «По предоставлению доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи (в том числе волоконно-оптических линий связи) на опорах ВЛ-6/10 кВ», сформированными на основании технологических карт.

АО «НЭСК - электросети» является субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность в сфере услуг по передаче электрической и (или) тепловой энергии.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2008 № 707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий» субъекты естественных монополий ведут раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности (далее — РУДР) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти.

Субъекты естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее — субъекты естественных монополий) ведут РУДР в соответствии с приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 «Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике» (далее – Порядок ведения РУДР).

Положения по ведению раздельного учета доходов и расходов закреплены в Методике ведения раздельного учета Общества (далее — Методика), которая утверждена приказом от 17.08.2020 № 660-НС.

Ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о доходах и расходах, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым видам деятельности и субъектам Российской Федерации на основании данных бухгалтерского и статистического учета.

В соответствии с Порядком ведения РУДР показатели раздельного учета соответствуют показателям, содержащимся в формах бухгалтерской и статистической отчетности.

Раздельный учет расходов ведется Обществом по основным элементам и видам затрат (расходы на приобретение сырья и материалов, расходы на оплату услуг сторонних организаций (с выделением расходов на страхование и ремонт основных средств, расходы на приобретение электроэнергии, расходы на оплату труда, расходы на выплату страховых взносов, расходы на амортизацию, расходы по арендным и лизинговым платежам, расходы на уплату налогов, прочие расходы) с распределением затрат по видам деятельности.

В соответствии c Методикой раздельного учета раздельный учет ведется по следующим видам деятельности Общества:

  • оказание услуг по передаче электрической энергии;

  • оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям;

  • оказание прочих услуг (работ).

В соответствии с Методикой и приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (далее ПБУ 9/99) доходы делятся на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее — выручка). Выручка учитывается на счете 90.01.

К прочим доходам относятся все доходы, не связанные с реализацией работ, услуг по обычным видам деятельности, то есть прочие доходы не относятся к выручке.

Вместе с тем, несмотря на то, что доходы от оказания Услуги Общество получает на основании заключенных договоров, что является одним из условий отнесения таких доходов к выручке, а также выполняются иные условия отнесения доходов от Услуги к выручке в соответствии с Учетной политикой Общества и Методикой, доходы от Услуги до 2020 года включительно учитывались Обществом в составе прочих доходов по строке «доходы от осуществления временного подвеса кабеля ВОЛС» (приложение 13 к приказу от 17.08.2020 № 660-НС). Учет прочих доходов ведется по счету 91.01.

В соответствии с приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (далее ПБУ 10/99) расходами по обычным видам деятельности являются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. На базе расходов по обычным видам деятельности формируется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. Данные положения ПБУ 10/99 закреплены и в Методике.

В соответствии с Методикой расходы подразделяются на:

- расходы от услуг по передаче электроэнергии;

- расходы от услуг по технологическому присоединению к сети;

- расходы от реализации прочих работ и услуг;

- расходы от продажи товаров электротехнической продукции.

Расходы для целей Методики подразделяются на прямые и косвенные (накладные).

Распределение расходов по соответствующим видам деятельности осуществляется расчетным путем.

Для учета прямых затрат в соответствии с Учетной политикой используются следующие бухгалтерские счета:

к счету 20 «Основное производство» открыты субсчета:

20.01 «Передача электрической энергии»;

20.02 «Технологическое присоединение»;

20.04 «Прочие услуги».

К счету 23 «Вспомогательное производство» открыт субсчет 23.02 «Вспомогательное производство по сетевой деятельности».

Косвенные расходы в соответствии с учетной политикой распределяются по видам деятельности пропорционально выручке (за исключением ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу) по соответствующим видам деятельности.

Для учета косвенных расходов используются счета 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

Себестоимость продаж формируется на счете 90.02.

Прочие расходы формируются на счете 91.02 в соответствии с приложением 14 к приказу от 17.08.2020 № 660-НС.

Учитывая, что доходы по Услуге учитываются в составе прочих доходов по счету 91.01, то расходы также должны отражаться в составе прочих расходов по счету 91.02.

В бухгалтерском учете выручка признается при наличии следующих условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации.

Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив (денежные средства) либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива.

г) работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

В этой связи учет доходов и, соответственно, расходов по Услуге следует осуществлять в составе доходов и расходов по обычным видам деятельности по группе «прочие виды деятельности», так как доходы, полученные от оказания Услуги, соответствуют условиям отнесения данных доходов к выручке в соответствии с пунктом 12 ПБУ 9/99.

В целях определения величины фактически понесенных расходов, относимых на Услугу, Комиссией проведен анализ следующих документов:

- данные РУДР за период с 2017 по 2020 годы;

- данные бухгалтерской отчетности за период с 2017 по 2020 годы и 9 месяцев 2021 года;

- объемы услуг по предоставлению доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи (в том числе ВОЛС);

- сметы на услугу по предоставлению доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи (в том числе ВОЛС);

- обоснование тарифа на услугу по предоставлению доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи (в том числе ВОЛС)

- технологические карты;

- оборотно-сальдовые ведомости по счетам 20, 25, 26, 90, 91;

- данные, полученные по РУДР, и данные, полученные по смете;

- информация о фактически понесенных расходах, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом и аварийно-восстановительными работами.

На основании указанных документов Комиссией проведен анализ расходов, отраженных в бухгалтерской отчетности, на предмет проверки их экономической обоснованности и на соответствие/несоответствие величине расходов, отраженных в технологических картах и сметах.

Доходы и расходы Общества

 

 

 

 

Таблица 2, тыс. руб.

№ п/п

Наименование показателя

2017

2018

2019

2020

 

выручка, всего

8 925 950

9 543 242

9 442 556

10 217 505

1

Выручка от продажи прочей продукции, товаров, работ, услуг промышленного характера (прочие услуги), в т.ч.

99 240

138 482

232 911

248 458

1.1.

Выручка от оказания прочих услуг (сметы и прейскуранты)

86 275

93 931

164 900

207 576

1.2.

Выручка от реализации электротехнической продукции и сопутствующих материалов

12 965

44 552

68 011

40 882

2

Прочие доходы

667 055

952 719

417 397

844 033

2.1.

в том числе доходы от осуществления временного подвеса кабеля (ВОЛС)

42 831

40 792

89 055

123 471

 

себестоимость продаж, всего

7 600 617

8 235 827

8 012 972

8 841 429

3

себестоимость прочей продукции, товаров, работ, услуг промышленного характера (прочие услуги) (сметы и прейскуранты)

50 377

68 685

122 817

149 506

4

Прочие расходы

1 234 141

979 308

670 928

1 220 974

 

Расходы, связанные с осуществлением временного подвеса кабеля (ВОЛС)

0

0

0

0

 

Объем (количество опор 0,4 кВ),шт

16556

26033

26746

40862

 

Объем (количество опор 6/10 кВ),шт

4777

6976

7727

8727

 

По результатам анализа доходов и расходов Общества установлено, что расходы по Услуге в составе бухгалтерской отчетности в составе прочих расходов Обществом не формировались, то есть равны нулю.

Анализ расшифровки строки 2350 «Прочие расходы» Отчета о финансовых результатах за период с 2017 по 2020 годы также показал, что фактически понесенные расходы, связанные с осуществлением временного подвеса кабеля ВОЛС, в строке 2350 «прочие расходы» отсутствуют.

Согласно информации из письма Общества от 15.10.2021 № 09.НС-08/8931 объектом основных средств по предоставлению доступа для временного подвеса кабеля в точках крепления на металлоконструкциях, траверсах, тросостойках к опорам является не опора, а воздушная линия электропередач как единый объект, и выделить часть затрат Обществом не представляется возможным.

Комиссией установлено, что затраты, связанные с размещением ВОЛС на ВЛ, учитываются в полном объеме в составе регулируемых услуг (передача электрической энергии) без распределения на Услугу, что подтверждается данными бухгалтерской отчетности. Услуга оказывается с использованием тех же объектов инфраструктуры, что и услуга по передаче электрической энергии.

На передачу электрической энергии устанавливаются отдельные регулируемые тарифы, в которых учитываются расходы на эксплуатацию и возмещение стоимости основных производственных средств, включая опоры ВЛ.

Следовательно, затраты, учтенные в составе тарифа на Услугу в соответствии с технологической картой, учитываются дважды: в составе регулируемых услуг и в составе Услуги, что является экономически необоснованным.

В целях определения расходов, которые могут быть учтены в составе тарифа на Услугу, Комиссией проведена оценка фактически понесенных прямых расходов за 2020 год, связанных с техническим обслуживанием (ТО), ремонтом (Р) и аварийно-восстановительными работами (АВР) с использованием данных раздельного учета расходов, полученных на базе данных бухгалтерского учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчет и распределение расходов, связанных с обслуживанием и эксплуатацией ВЛ, между услугами по передаче электрической энергии и Услугой

 

 

 

 

Таблица 3, руб.

 

статьи расходов

Общие затраты на техническое обслуживание (ТО) ВЛ

Общие затраты на ремонт ВЛ

Общие затраты на аварийно-восстановительные работы (АВР) на ВЛ

Общие расходы ТО Р АВР

ВЛ 0,4 кВ

ВЛ 6-10 кВ

ВЛ 0,4 кВ

ВЛ 6-10 кВ

ВЛ 0,4 кВ

ВЛ 6-10 кВ

ВЛ 0,4 кВ

ВЛ 6-10 кВ

2020

2020

2020

2020

2020

2020

2020

2020

Оплата труда

165 370 356,94

19 203 294,42

29 554 664,43

6 078 647,03

16 817 837,09

6 200 152,95

211 742 858,46

31 482 094,40

Страховые взносы

50 013 605,61

5 807 727,64

8 938 333,07

1 838 389,06

5 086 284,43

1 875 136,57

64 038 223,10

9 521 253,28

Прочие расходы по работникам

587 028,91

87 279,92

604 817,67

89 924,77

587 028,91

87 279,92

1 778 875,49

264 484,60

Материальные расходы, в т.ч.:

12 484 436,28

1 856 195,79

23 875 902,81

3 549 887,97

4 925 543,13

732 333,62

41 285 882,22

6 138 417,38

ГСМ

3 484 111,25

518 020,40

6 968 222,51

1 036 040,79

1 161 370,42

172 673,47

11 613 704,18

1 726 734,65

Автотранспорт материалы на ремонт

1 059 385,01

157 510,19

2 118 770,01

315 020,39

353 128,34

52 503,40

3 531 283,36

525 033,98

Материальные расходы на  ремонт и обслуживание производственных объектов 

6 507 715,61

967 572,26

13 005 114,70

1 933 610,66

2 176 331,14

323 578,62

21 689 161,45

3 224 761,55

Прочие материальные расходы

1 433 224,42

213 092,93

1 783 795,59

265 216,13

1 234 713,23

183 578,13

4 451 733,24

661 887,19

Ремонты 

5 326 116,80

791 891,23

10 562 830,42

1 570 489,92

1 836 836,95

273 102,36

17 725 784,17

2 635 483,50

Услуги связи

278 523,32

41 411,07

286 963,42

42 665,95

278 523,32

41 411,07

844 010,05

125 488,08

Прочие расходы связанные с техническим обслуживанием

3 851 532,95

572 648,94

3 341 197,35

496 771,85

1 592 000,27

236 699,85

8 784 730,58

1 306 120,64

Итого расходы на ТО в год, руб.

237 911 600,81

28 360 449,01

77 164 709,16

13 666 776,54

31 124 054,10

9 446 116,34

346 200 364,07

51 473 341,88

Длина ВЛ, км

10 054

2 392

10 054,25

2 391,87

10 054,25  

2 391,87  

10 054,25  

2 391,87  

Расходы на 1 км ВЛ/год, руб.

23 663

11 857

7 675

5 714

3 096

3 949

34 433

21 520

Количество опор на 1 км

35

21

35

21

35

21

35

21

Расходы на 1 опору ВЛ/год, руб.

676,08

564,62

219,28

272,09

88,45

188,06

983,81

1 024,77

Расходы на 1 опору ВЛ/мес, руб.

56,34

47,05

18,27

22,67

7,37

15,67

81,98

85,40

КДУ

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

Расходы на 1 опору ВОЛС, руб/мес

11,27

9,41

3,65

4,53

1,47

3,13

16,40

17,08

 

Комиссией установлено, что фактически понесенные прямые расходы за 2020 год, связанные с техническим обслуживанием (ТО), ремонтом (Р) и аварийно-восстановительными работами (АВР) ВЛ составляют 81,98 руб./мес. по классу напряжения 0,4 кВ и 85,40 руб./мес. по классу напряжения 6-10 кВ.

Включать в состав тарифа за предоставление доступа к инфраструктуре расходы, учтенные в составе тарифа на предоставление иных услуг, связанных с использованием тех же объектов инфраструктуры, не допускается.

Следовательно, общие расходы, понесенные в отношении нескольких услуг, должны быть распределены между услугами пропорционально выбранной базе распределения.

Для определения доли распределения расходов рассчитан коэффициент долевого участия (далее - КДУ). С применением КДУ рассчитаны расходы на 1 опору ВЛ, имеющую совместный подвес по классам напряжения 0,4 кВ и 6-10 кВ, относящиеся на Услугу.

В качестве КДУ может быть использован показатель доли распределения трудозатрат на одну опору между услугой по передаче электрической энергии и Услугой.

Вместе с тем, ввиду отсутствия достоверной информации о распределении трудозатрат на одну опору между услугой по передаче электрической энергии и Услугой в Обществе, Комиссией применена натуральная база распределения затрат (КДУ) «количество подвесов на 1 опоре», определяемая как отношение количества ВОЛС к общему количеству подвесов на 1 опоре.

В соответствии с пояснениями Общества на одной опоре размещается 4 провода ВЛ и 1 кабель ВОЛС.

Таким образом, КДУ рассчитывается как отношение количества кабелей ВОЛС к общему количеству подвесов на опоре и составляет 0,2 (1/5=0,2).

На основании изложенного, прямые расходы за 2020 год, связанные с техническим обслуживанием (ТО), ремонтом (Р) и аварийно-восстановительными работами (АВР), которые могут быть включены в состав тарифа на Услугу, составляют 16,40 руб./мес. по классу напряжения 0,4 кВ и 17,08 руб./мес. по классу напряжения 6-10 кВ.

Комиссия отмечает, что согласно сведениям, представленным Обществом письмом от 12.11.2021 года № 09.НС-08/9684, в Учетную политику Общества были внесены изменения приказом № 345-НС от 12.05.2021 года, в соответствии с которыми доходы и расходы по Услуге стали учитываться в доходах и расходах по обычным видам деятельности в составе прочих работ и услуг, что соответствует правилам ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 и подтверждается данными оборотно-сальдовой ведомости (далее — ОСВ) за 9 месяцев 2021 года по счетам 20.04, 90.01, 90.02 по номенклатурной группе «Прочие виды деятельности» за 9 месяцев 2021 года.

Так, по данным ОСВ выручка от Услуги (без НДС) (сч 90.01-сч.90.03) за 9 месяцев 2021 года составила 147,4 млн. руб. (176,9 млн. руб.-29,5 млн. руб.).

При этом расходы по Услуге (сч. 90.02) за 9 месяцев 2021 года составили 7,8 млн. руб. (сч. 90.02 + сч. 90.08) (5,5 млн. руб.+2,3 млн. руб.).

Таким образом, доходы от оказания Услуги за 9 месяцев 2021 года в 9 раз превышают расходы на оказание Услуги за аналогичный период.

Вместе с тем, ввиду отсутствия данных за полный 2021 календарный год, Комиссией была проведена оценочная калькуляция тарифа на Услугу на основании представленных Обществом фактических данных, сформированных на базе данных бухгалтерского учета за полный 2020 год.

 

 

Оценочная калькуляция тарифа на Услугу

 

 

таблица 4

Наименование

ВЛ 0,4 кВ

ВЛ 6-10 кВ

Прямые расходы, руб.

16,40

17,08

доля косвенных расходов

0,48

0,48

Косвенные расходы, руб.

7,83

8,15

Рентабельность (норма прибыли)

0,16

0,16

Необходимая прибыль, руб.

4,84

5,05

Тариф (без НДС), руб.

29,07

30,28

Тариф (с НДС), руб.

34,88

36,34

 

 

Доля косвенных расходов рассчитывалась как отношение косвенных расходов (сумма счетов 25 и 26 бухгалтерского учета) к прямым расходам (счет 20 бухгалтерского учета) в целом по Обществу.

В качестве показателя рентабельности (норма прибыли) использовалось среднеотраслевое значение по показателю «рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг)» (рентабельность по себестоимости включая прочие виды деятельности) для отрасли электроэнергетики по данным Росстата (за 2020 год такой показатель составляет 16%).

Сравнение тарифов, действовавших в 2020 году в соответствии со сметой и расчетных оценочных тарифов показало, что применяемые в период с 2020 года по июль 2021 года тарифы на Услугу превышают оценочные в 8,5 раз по классу напряжения 0,4 кВ (297 руб./34,88 руб) и в 9,7 раз по классу напряжения 6-10 кВ (353 руб./36,34 руб.), в период с августа 2021 года по настоящее время в 7 раз по классу напряжения 0,4 кВ (250 руб./34,88 руб) и в 8 раз по классу напряжения 6-10 кВ (296 руб./36,34 руб.).

Комиссией на основании приказа ФАС России от 24.04.2010 № 220 «О порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территории Краснодарского края и Республики Адыгея в целях установления доминирующего положения АО «НЭСК-электросети».

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Комиссия установила, что на основании части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «НЭСК-электросети» занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территории Краснодарского края и Республики Адыгея с долей более 50%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее — сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Таким образом, при применении метода сопоставимых рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

Комиссия, проанализировав, в том числе сведения, размещённые в открытых источниках, установила отсутствие рынка, сопоставимого по отношению к рассматриваемому рынку, в связи с чем Комиссией при анализе действий по установлению и применению цен/тарифов применён затратный метод.

Комиссией установлено, что установленные с 01.03.2020 в размере 297 руб./мес. за опору 0,4 кВ и 353 руб./мес. за опору 6-10 кВ, и установленные с 01.08.2021 в размере в размере 250 руб./мес. за опору 0,4 кВ и 296 руб./мес. за опору 6-10 кВ, и применяемые АО «НЭСК-электросети» тарифы на услугу по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения линий связи превышают сумму расходов, необходимых для производства и реализации товара, и норму необходимой прибыли.

25.11.2021 Комиссия в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции приняла Заключение об обстоятельствах дела № 11/01/10-20/2021 (исх. ФАС России от 26.11.2021 № ПИ/101119/21, далее — Заключение).

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства
и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

АО «НЭСК-электросети» представлены возражения в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении (вх. № 212269-ЭП/21 от 15.12.2021, далее — Возражения).

В Возражениях указано, что Комиссией не доказано наличие у АО «НЭСК-электросети» доминирующего положения на товарном рынке.

Комиссией в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, подготовлен аналитический отчет по результатам проведенного анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территории Краснодарского края и Республики Адыгея за 2020-2021 годы.

По результатам проведенного анализа установлено, что замена услуг АО «НЭСК-электросети» невозможна ввиду отсутствия дублирующей инфраструктуры, высокой стоимости и длительного, более одного года, срока строительства/переноса линий связи, а в случае переноса необходимо новое проектирование и строительство, сдача в эксплуатацию сети связи.

Таким образом, АО «НЭСК-электросети» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим Услуги на территории Краснодарского края и Республики Адыгея в пределах своей инфраструктуры, и, следовательно, занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке на основании части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, довод АО «НЭСК-электросети» об отсутствии доминирующего положения на рассматриваемом товарном рынке является несостоятельным.

Также Ответчиком в Возражениях приводится довод о неполном учете затрат Общества на содержание ВЛ в составе тарифа на регулируемую услугу по передаче электроэнергии, в связи с чем такие затраты дополнительно включаются в состав тарифа на Услугу.

Оценив указанный довод, Комиссия сообщает, что выручка Общества за 2020 год составила 10 217 505 тыс. руб. (доход от Услуги в составе выручки Обществом не учитывался), себестоимость продаж составила 8 809 360 тыс. руб. (в составе себестоимости продаж учитывались затраты, включаемые в тариф на Услугу), коммерческие расходы составили 32 069 тыс. руб., прибыль от продаж составила 1 376 076 тыс. руб.

Рентабельность проданных товаров (рентабельность по себестоимости) Общества за 2020 год составила 16% (прибыль от продаж/себестоимость+управленческие расходы+коммерческие расходы), что соответствует среднеотраслевому значению за 2020 год.

Таким образом, оказываемые Обществом регулируемые услуги по передаче электроэнергии являются прибыльными.

На основании изложенного, указанный довод Ответчика является несостоятельным.

Также в Возражениях указано, что Комиссией неверно рассчитан КДУ, так как на одной опоре 0,4 кВ размещается до 5 проводов ВЛ, на одной опоре 6-10 кВ 3 провода ВЛ, на отдельных опорах может размещаться от 10 кабелей ВОЛС.

Комиссия, проанализировав указанный довод, сообщает следующее.

Согласно данным, представленным Ответчиком в письме от 15.10.2021 № 09.МС-08/8931, средневзвешенное количество размещенных ВОЛС на одной опоре вне зависимости от класса напряжения составляет 1,15.

Средневзвешенное количество проводов ВЛ на одной опоре составляет 4,75 (5 проводов на 0,4 кВ Х длину ВЛ 0,4 кВ Х количество опор 0,4 кВ на 1 км + 3 провода на 6-10 кВ Х длину ВЛ 6-10 Х количество опор 6-10 кВ на 1 км / общее количество опор).

Таким образом, КДУ, рассчитанный как отношение количества кабелей ВОЛС к общему количеству подвесов на опоре, составляет 0,20 (1,15/5,9=0,20).

На основании изложенного, указанный довод не противоречит выводам Комиссии.

Каких-либо иных доводов, ранее не исследованных Комиссией при рассмотрении дела № 11/01/10-20/2021, АО «НЭСК-электросети» не представлено.

Дело № 11/01/10-20/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «НЭСК-электросети» было возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем Комиссией в рамках рассмотрения дела не установлено оснований для квалификации рассматриваемых действий АО «НЭСК-электросети» по установлению с 01.03.2020 цены (тарифов) на услугу по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения линий связи в размере 297 руб./мес. за опору 0,4 кВ и 353 руб./мес. за опору 6-10 кВ, и с 01.08.2021 в размере в размере 250 руб./мес. за опору 0,4 кВ и 296 руб./мес. за опору 6-10 кВ и ее (их) поддержанию как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» на основании статьи 6, пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением может быть признано установление (поддержание) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены.

По смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции).

На основании изложенного, Комиссия установила в действиях АО «НЭСК-электросети» по установлению с 01.03.2020 цены (тарифов) на услугу по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения линий связи в размере 297 руб./мес. за опору 0,4 кВ и 353 руб./мес. за опору 6-10 кВ, и с 01.08.2021 в размере в размере 250 руб./мес. за опору 0,4 кВ и 296 руб./мес. за опору 6-10 кВ и ее (их) поддержанию нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно установление и поддержание монопольно высокой цены услуги.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции, в том числе являются рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Рассматриваемые действия АО «НЭСК-электросети» приводят (могут привести) к ограничению конкуренции, поскольку установление таких ценовых условий (заградительных тарифов) на услуги по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения оптического кабеля связи создает дополнительные барьеры для входа хозяйствующим субъектам на рынок оказания услуг связи.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции Комиссия,

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Прекратить рассмотрение дела № 11/01/10-20/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «НЭСК-электросети» (350033, г. Краснодар, пер. Переправный, д. 13, офис 103А; ИНН 2308139496; ОГРН 1072308013821) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

  2. Признать АО «НЭСК-электросети» (350033, г. Краснодар, пер. Переправный, д. 13, офис 103А; ИНН 2308139496; ОГРН 1072308013821) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления и поддержания монопольно высокой цены на услугу по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения линий связи.

  3. По результатам рассмотрения дела № 11/01/10-20/2021 о нарушении антимонопольного законодательства выдать АО «НЭСК-электросети» (350033, г. Краснодар, пер. Переправный, д. 13, офис 103А; ИНН 2308139496; ОГРН 1072308013821) предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель комиссии

П.В. Иванов

 

 

Члены комиссии

 

<...>

 

Связанные организации

АО "НЭСК-электросети"
ИНН 2308139496, ОГРН 1072308013821