Решение №11/64310/22 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №11/01/10-36/2021 от 5 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ №11/01/10-36/2021

 

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 2 июня 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено 15 июня 2022 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 11/01/10-36/2021 в составе: <…> (далее — Комиссия),

рассмотрев дело № 11/01/10-36/2021 по признакам нарушения ОАО «Иркутская электросетевая компания» (664033, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 257; ИНН/КПП 3812122706/381201001; ОГРН 1093850013762; далее также — ОАО «ИЭСК») пункта 1 части 1 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившимся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по размещению оптического кабеля связи на опорах воздушных линий электропередачи (ВЛ)(далее — Услуга, доступ к сопряженным объектам инфраструктуры),

в присутствии на заседании представителей ОАО «Иркутская электросетевая компания» <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Иркутского УФАС России поступило заявление ООО «Р-Лайн 1» (ИНН/КПП: 3851021476/385101001, ОГРН: 1183850005910; 665466, г. Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, а/я 12) по вопросу установления и поддержания ОАО «Иркутская электросетевая компания» монопольно высокой цены на Услугу в размере 4 777,64 руб. за 1км/мес. на ВЛ для класса напряжения 0,4 кВ, 2 728,64 руб. за 1 км/мес. на ВЛ для класса напряжения 6-10 кВ.

По результатам рассмотрения представленных материалов Иркутским УФАС России издан приказ от 28.04.2021 № 038/102/21 о возбуждении дела № 038/01/10-755/2021 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Иркутская электросетевая компания».

В соответствии с пунктом 1.4.1 Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных приказом ФАС России от 01.08.2007 № 244, в Федеральную антимонопольную службу из Иркутского УФАС России переданы материалы дела № 038/01/10-755/2021 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Иркутская электросетевая компания» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания Услуги путем установления и поддержания монопольно высокой цены на Услугу.

На основании приказа ФАС России от 21.12.2021 № 1483/21 «О принятии переданного дела к рассмотрению и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» ФАС России приняты к рассмотрению материалы дела № 038/01/10-755/2021, переданному делу присвоен учетный номер 11/01/10-36/2021 и создана Комиссия по рассмотрению дела № 11/01/10-36/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Иркутская электросетевая компания» (664033, г Иркутск, ул. Лермонтова, д. 257; ИНН/КПП 3812122706/381201001; ОГРН 1093850013762) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила в действиях ОАО «ИЭСК» наличие признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления и поддержания монопольно высоких цен (тарифов) на услуги по размещению волоконно-оптических линий связи на опорах воздушных линий электропередачи.

Определением от 19.01.2022 № 11/2965/22 об отложении рассмотрения
дела № 11/01/10-36/2021 Комиссия определила считать дело № 11/01/10-36/2021 возбужденным также по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении ОАО «ИЭСК».

По результатам анализа материалов дела № 11/01/10-36/2021 Комиссией
установлено следующее.

С 2019 года тарифы на Услугу утверждены приказом ОАО «ИЭСК» от 29.09.2018 № 06.001-01-2.1-0506 (таблица 1).

Таблица 1,

руб. за 1 км/мес. с НДС

Размер НДС

Приказ ОАО «ИЭСК»

Класс напряжения ВЛ

0,4 кВ

6-10 кВ

35 кВ

110 кВ

220 кВ

500 кВ

18%

от 22.07.2015 № 268 (до 01.01.2019 г.)

4 698,02

2 683,17

3 951,75

1 843,08

5 809,60

12 989,57

20%

от 27.09.2018 № 06.001-01-2.1-0506 (с 01.01.2019 г. по настоящее время)

4 777,64

2 728,64

4 018,73

1 874,32

5 908,07

13 209,73

 

Основным видом деятельности ОАО «ИЭСК» является передача
электрической энергии. На передачу электрической энергии устанавливаются
отдельные регулируемые тарифы, в которых учитываются расходы на
эксплуатацию и возмещение стоимости основных производственных средств,
включая опоры ВЛ.

Помимо основных видов деятельности ОАО «ИЭСК» оказывает
прочие нерегулируемые услуги.

Условия и порядок обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, которая используется или может быть использована для оказания услуг в сфере общедоступной электросвязи, определены Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1284 (далее — Правила).

В соответствии с пунктом 38 Правил тарифы на доступ к инфраструктуре в сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их часть, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.

В состав тарифа на доступ к инфраструктуре включаются затраты, которые несет владелец инфраструктуры на исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 30 Правил.

Экономически обоснованными считаются любые расходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, то есть понесены для получения дохода (письмо Минфина России от 08.07.2019 № 03-03-06/1/50124).

Для документального подтверждения понесенных расходов используют
первичные документы, доказывающие, что расходы действительно были понесены организацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее — НК РФ) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в
случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Таким образом, экономически обоснованными расходами признаются
любые затраты при условии, что они фактически произведены для
осуществления деятельности, направленной на получение дохода,
документально подтверждены и являются обоснованными.

Комиссией проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности
АО «ИЭСК» и анализ данных раздельного учета доходов и расходов,
анализ калькуляций стоимости предоставления одной точки подвеса на один километр при совместном подвесе проводов.

АО «ИЭСК» является субъектом естественной монополии,
осуществляющим деятельность в сфере услуг по передаче электрической и (или) тепловой энергии на территории Иркутской области.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2008 № 707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий» субъекты естественных монополий ведут раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности (далее — РУДР) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти.

Субъекты естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее — субъекты естественных монополий) ведут РУДР в соответствии с приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 «Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике» (далее – Порядок ведения РУДР).

В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения РУДР раздельный учет ведется по следующим видам деятельности:

  1. Передача электрической энергии;

  2. Технологическое присоединение к электрическим сетям;

  3. Прочая деятельность.

Как следует из материалов, представленных ОАО «ИЭСК» письмом от 21.05.2021 № 6625/21, в соответствии с пунктом 9 Инструкции по планированию, учету себестоимости по видам деятельности ОАО «ИЭСК», утвержденной приказом от 31.12.2014 № 509, затраты по прочим видам деятельности планируются и учитываются в соответствии с калькуляциями, рассчитанными планово-экономическими отделами филиала ОАО «ИЭСК» и исполнительной дирекцией ОАО «ИЭСК» позаказным и нормативным методами с выделением прямых и косвенных затрат.

Тарифы на Услугу рассчитаны по калькуляции в соответствии с Методикой расчета тарифов за предоставление доступа к сопряженным объектам инфраструктуры ОАО «ИЭСК» для размещения сетей электросвязи, утвержденная приказом от 22.07.2015 № 269 (далее — Методика).

Пунктом 5.2 Методики определено, что в состав экономически обоснованных затрат (далее - ЭОЗ), связанных с предоставлением доступа к инфраструкутре, включаются:

  • амортизационные отчисления;

  • расходы на налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с НК РФ.

Указанные в пункте 5.2 расходы включаются в состав ЭОЗ, связанных с Услугой, пропорционально доле размещаемого оборудования пользователя инфраструктуры.

Размер тарифа на Услугу определяется на основе ЭОЗ с учетом необходимого уровня рентабельности в размере 25% к затратам.

Тарифы устанавливаются из расчета на 1 км и дифференцируются по уровням напряжения линий электропередачи.

В таблице 2 представлена калькуляция действующих тарифов (с НДС) на Услугу из расчета за 1 км/мес. в соответствии с приказами ОАО «ИЭСК» от 27.09.2018 № 06.001-01-2.1-0506 (с 01.01.2019 г.).

 

Действующие тарифы на Услугу

с дифференциацией по классам напряжения

Таблица 2

руб.

Показатели

ВЛ 0,4 кВ

ВЛ 6-10 кВ

ВЛ 35 кВ

Суммарное значение для ВЛ от 110 кВ до 500 кВ

Калькуляция тарифа, в руб.:

4 777,64

2 728,64

4 018,73

 

Амортизационные отчисления

2 567,92

1 410,03

1 529,03

11 490,29

Земельный налог

168,15

127,59

370,10

17,54

Налог на имущество

449,03

281,48

780,02

2 486,93

Рентабельность (25%)

796,27

454,77

669,79

3 498,67

НДС (20%)

796,27

454,77

669,79

3 498,69

 

Согласно письму ОАО «ИЭСК» от 13.07.2021 № ИЭСК ИсхИД-21-1303 Услуга относится к прочим видам деятельности с присвоением номенклатуры «Доходы (расходы), связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов и прав». Учет доходов по Услуге осуществляется по счету 91.01, расходов — по счету 91.02.

Как следует из бухгалтерской отчетности, ОАО «ИЭСК» предоставляет во временное ограниченное пользование объекты инфраструктуры, не имеющие отношения к производственной деятельности, доходы и расходы по которому отражаются в составе «Прочих доходов» (стр. 2340 «Отчета о финансовых результатах» и «Прочих расходов» (стр. 2350 «Отчета о финансовых результатах»).

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н (далее — ПБУ 9/99), доходы делятся на доходы от обычных видов деятельности и «Прочие доходы».

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка).

Выручка учитывается на счете 90.01.

К «Прочим доходам» относятся все доходы, не связанные с реализацией работ, услуг по обычным видам деятельности, то есть не являются выручкой.

Комиссия установила, что учет доходов и, соответственно, расходов по Услуге следует осуществлять в составе доходов и расходов по обычным видам деятельности по группе «Прочие виды деятельности», так как доходы, полученные от оказания Услуги, соответствуют условиям отнесения данных доходов к выручке в соответствии с пунктом 12 ПБУ 9/99.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (далее — ПБУ 10/99), расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Комиссией установлено, что оказание Услуги осуществляется с использованием основных средств производственного назначения (ВЛ) в целях предоставления доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, следовательно, доходы и расходы, следует учитывать в составе «Прочих видов деятельности» ОАО «ИЭСК», в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

Как следует из представленных ОАО «ИЭСК» материалов, Службой по тарифам Иркутской области исключаются «Затраты на работы, услуги, не входящие в ВП (валовую прибыль)». Комиссия установила, что «валовая прибыль» — это разница между доходами и расходами.

Расходы от деятельности по предоставлению доступа к сопряженным объектам инфраструктуры по планово-расчетным калькуляциям списываются со счета 20.01. на счет 91.02.

Учитывая то обстоятельство, что расходы списываются с регулируемых услуг и учитываются в составе Услуги, Комиссия считает возможным учесть в составе тарифа расходы на «Амортизацию», «Налог на имущество» и «Налог на землю».

Комиссия ФАС России проанализировала состав затрат, учитываемых Обществом в тарифе на Услугу.

Амортизация по планово-расчетной калькуляции из расчета на 1 км различных классов напряжения не менялась с 2015 года.

Комиссией была проведена проверка данных по расходам на амортизацию за 2018-2021 годы.

В соответствии с письмом ОАО «ИЭСК» от 20.09.2021 № ИЭСК-Исх-ИД-21 была представлена информация об общей протяженности линий электропередачи с расчетом амортизационных отчислений по каждому классу напряжения, в том числе в расчете на 1 км за 2018-2021 годы (таблица 3).

 

Амортизационные отчисления в месяц из расчета на 1 км, руб.

Класс напряжения ВЛ

Таблица 3

руб.

 

Класс напряжения ВЛ

0,4 кВ

6-10 кВ

35 кВ

110-500 кВ

Факт 2018

2 634,15

2 325,92

6 861,51

49 861,97

Факт 2019

2 601,95

2 450,28

7 356,81

50 403,50

Факт 2020

2 601,62

2 422,51

6 312,80

41 228,91

Факт 2021

2 424,49

2 276,22

5 964,72

38 947,92

Среднее значение 2018-2021

2 565,55

2 368,73

6 623,96

45 110,57

 

Учитывая, что на ВЛ размещаются не только ВОЛС, Комиссия при расчете доли затрат на амортизацию, относимую на Услугу, использовала в расчетах коэффициенты, применяемые Обществом (коэффициент 0,2 для ВЛ класса напряжения 0,4 кВ, и 0,25 для ВЛ классов напряжения 6-10 кВ —500кВ).

В таблице 4 представлена информация о величине амортизации, учитываемой в тарифе на Услугу, по калькуляции и по фактическим данным за 2018-2021 годы.

 

Амортизационные отчисления, учитываемые в составе тарифа

на Услугу из расчета на 1 км/мес.

Таблица 4

руб.

 

 

Класс напряжения ВЛ

0,4 кВ

6-10 кВ

35 кВ

110-500кВ

Калькуляция

2 567,92

1 410,03

1 529,03

11 490,29

Факт 2018

526,83

581,48

1 715,38

12 465,49

Факт 2019

520,39

612,57

1 839,20

12 600,87

Факт 2020

520,32

605,63

1 578,20

10 307,23

Факт 2021

484,90

569,06

1 491,18

9 736,98

Среднее значение 2018-2021

513,11

592,18

1 655,99

11 277,64

 

Величина расходов на амортизацию на ВЛ класса напряжения 0,4 кВ, учитываемая в тарифе, в 5 раз превышает средние за 4 года расходы на амортизацию, полученные по данным за 2018-2021 годы и в 2,4 раза превышает средние за 4 года расходы на амортизацию по классу напряжения 6-10 кВ. По классам напряжения 35 кВ средние расходы на амортизацию ниже на 10%, по классам напряжения 110-220 кВ расходы, учитываемые в тарифе, соответствуют уровню экономически обоснованных затрат.

Налог на имущество в соответствии с учетной политикой Общества сразу учитывается по счету 91.02. Следовательно, не может быть списан со счета 20.01.

Расходы по налогу на имущество учитываются в составе тарифа на Услугу, но не списываются из состава регулируемых услуг со счета 20.01., так как сразу относятся на счет 91.02.

Комиссия при расчете расходов по налогу на имущество, учитываемых в тарифе на Услугу, использовала данные бухгалтерской отчетности по уплате налога на имущество в анализируемом периоде из аудиторского заключения.

Расходы по налогу на имущество распределялись на ВЛ различных классов напряжения пропорционально первоначальной стоимости основных средств, входящих в налогооблагаемую базу по налогу на имущество, с последующим пересчетом на 1 км ВЛ с применением соответствующего коэффициента (коэффициент 0,2 для ВЛ класса напряжения 0,4 кВ и 0,25 для ВЛ класса напряжения 6-10 кВ — 500кВ).

Информация о величине налога на имущество, учитываемой в тарифе на Услугу, и величина налога на имущество в соответствии с фактическими данными бухгалтерской отчетности представлена в таблице 5.

 

Налог на имущество, учитываемый

в составе тарифа на Услугу из расчета на 1 км/мес.

Таблица 5

руб.

 

 

Класс напряжения ВЛ

0,4 кВ

6-10 кВ

35 кВ

110-500 кВ

Калькуляция

449,03

281,48

780,02

2 486,93

Факт 2018

105,75

111,84

366,11

2 767,20

Факт 2019

94,09

116,97

372,25

2 545,40

Факт 2020

80,64

105,82

302,01

1 965,92

Факт 2021

80,72

106,80

306,52

1 994,87

Среднее значение 2018-2021

90,30

110,36

336,72

2 318,35

 

Расходы по налогу на имущество по классу напряжения 0,4 кВ, учитываемые в тарифе на Услугу, превышают средний за 4 года уровень экономически обоснованных затрат в 5 раз, по классам напряжения от 6-10 кВ до 35 кВ — более чем в 2 раза, по классам напряжения от 110 кВ до 500 кВ расходы, учитываемые в тарифе, соответствуют уровню экономически обоснованных затрат.

При расчете расходов по налогу на землю, учитываемых в тарифе на Услугу, Комиссия использовала данные бухгалтерской отчетности по уплате налога на землю в анализируемом периоде из аудиторского заключения.

Расходы по налогу на землю распределялись на ВЛ различных классов напряжения пропорционально доле налога на имущество. Информация представлена в таблице 6.

 

Налог на землю, учитываемый в составе тарифа

на Услугу из расчета на 1 км/мес.

Таблица 6

руб.

 

Класс напряжения ВЛ

0,4 кВ

6-10 кВ

35 кВ

110-500 кВ

Калькуляция

168,15

127,59

370,10

17,54

Факт 2018

3,12

3,30

10,80

1,60

Факт 2019

3,21

3,99

12,70

86,84

Факт 2020

3,49

4,58

13,07

85,10

Факт 2021

3,63

4,80

13,78

89,69

Среднее значение 2018-2021

3,36

4,17

12,59

85,81

 

Расходы по налогу на землю по ВЛ классу напряжения 0,4 кВ превышают уровень экономически обоснованных затрат в 51 раз, по классу напряжения 6-10 кВ в 32 раза и в 30 раз по классу напряжения 35 кВ.

С учетом проведенного анализа расходов, учитываемых в составе тарифа на Услугу, на предмет их экономической обоснованности, Комиссия рассчитала оценочный тариф на Услугу за 1 км/мес. на основе средних экономически обоснованных затрат за 4 года.

 

Расчетный оценочный тариф на Услугу

на уровне экономически обоснованных расходов

Таблица 7

руб.

Показатели

ВЛ 0,4 кВ

ВЛ 6-10 кВ

ВЛ 35 кВ

Суммарное значение для ВЛ от 110 кВ до 500 кВ

Расчетный тариф (с НДС), в руб./мес:

844,63

983,74

2 791,38

 

Амортизационные отчисления

513,11

592,18

1 655,99

11 277,64

Земельный налог

3,36

4,17

12,59

85,81

Налог на имущество

90,30

110,36

336,72

2 318,35

Рентабельность (16%)

97,08

113,07

320,85

2 189,09

НДС (20%)

140,77

163,96

465,23

3 174,18

 

В качестве показателя рентабельности (норма прибыли) использовалось среднеотраслевое значение по показателю «рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг)» (рентабельность по себестоимости, включая прочие виды деятельности) для отрасли электроэнергетики по данным Росстата (за 2020 год такой показатель составляет 16%).

Комиссия определила, что действующие тарифы на Услугу класса напряжения 0,4 кВ превышают оценочные тарифы на Услугу, рассчитанные на уровне экономически обоснованных затрат по классу напряжения 0,4 кВ в 5,5 раз, тарифы на Услугу класса напряжения 6-10 кВ превышают оценочные тарифы на уровне экономически обоснованных затрат по классу напряжения 6-10 кВ в 2,7 раза, по классу напряжения 35 кВ — на 39%. Действующие тарифы на Услугу по классам напряжения от 110 кВ до 500 кВ установлены на уровне экономически обоснованных затрат.

По результатам анализа доходов, расходов, необходимых для производства и реализации Услуги, финансовых результатов, тарифов и объемов оказываемой Услуги, Комиссией в действиях ОАО «ИЭСК» выявлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления и поддержания в 2019-2021 гг. монопольно высокой цены (тарифа) на Услугу.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно- тарифное регулирование (далее — сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.
Таким образом, при применении метода сопоставимых рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

ФАС России на основании приказа ФАС России от 24.04.2010 № 220 «О порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению мест креплений на ВЛ для размещения ВОЛС на территории Иркутской области в целях установления доминирующего положения ОАО «ИЭСК».

Сравнив существенные свойства товара, Комиссия установила отсутствие взаимозаменяемости Услуги на территории Иркутской области с иными способами размещения линий связи.

Комиссия, проанализировав, в том числе сведения, размещённые в открытых источниках, установила отсутствие рынка, сопоставимого по отношению к рассматриваемому рынку, находящегося в условиях конкуренции, в связи с чем применила затратный метод.

Экономические и административные барьеры входа на рынок услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территории Иркутской области являются существенными.

По результатам анализа рынка, учитывая высокие барьеры входа на рынок услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территории Иркутской области отнесен к рынку с неразвитой конкуренцией.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту(группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Комиссия установила, что на основании части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ОАО «ИЭСК» занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи в границах пролегания своей инфраструктуры на территории Иркутской области с долей более 50%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара

Комиссией установлено, что рассматриваемые действия ОАО «ИЭСК» приводят (могут привести) к ограничению конкуренции, поскольку установление таких ценовых условий (заградительных тарифов) на Услугу создает дополнительные барьеры для входа хозяйствующих субъектов на смежном товарном рынке, а именно на рынке предоставления телематических услуг связи.

21.04.2022 Комиссия в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите
конкуренции приняла Заключение об обстоятельствах дела № 11/01/10-36/2021
(исх. ФАС России от 27.04.2022 № 11/42320/22; далее — Заключение).

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

ОАО «ИЭСК» письмом от 13.05.2022 № ИЭСК-Исх-ИД-22-2065 представлены возражения в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении (далее — Возражения).

В Возражениях указано, что подход Комиссии к расчету величин амортизации, расходов по налогу на имущество и по налогу на землю, учитываемых в тарифе на Услугу по классам напряжения 0,4-35 кВ, не является экономически обоснованным, так как, по мнению ОАО «ИЭСК», предусматривает размещение ВОЛС пользователей инфраструктуры на всей протяженности ЛЭП ОАО «ИЭСК».

Согласно информации, представленной ОАО «ИЭСК» письмом от 18.03.2022 № ИЭСК-Исх-ИД-22, бухгалтерский и управленческий учет расходов по статье «Амортизация» для ЛЭП, имеющих совместный подвес, Обществом дополнительно не ведется.

Учитывая отсутствие отдельного учета амортизации для ЛЭП, имеющих совместный подвес, Комиссией на основании представленных Обществом данных о сумме общей амортизации ЛЭП и общей протяженности ЛЭП произведен расчет затрат на амортизацию на 1 км всей протяженности ЛЭП, а также расчет затрат на амортизацию на 1 км, приходящихся на Услугу согласно Методике, исходя из количества электрических проводов, подходящих к опорам, с учетом размещения одного дополнительного волоконно-оптического кабеля (коэффициент 0,2 для ВЛ класса напряжения 0,4 кВ и 0,25 для ВЛ класса напряжения 6-10 кВ — 500кВ).

По отношению к налогу на землю и налогу на имущество Комиссией применен аналогичный подход, так как пункт 5.2 Методики не предполагает различные способы распределения различных видов затрат на Услугу.

Указанный подход обеспечивает компенсацию владельцу инфраструктуры пользователем инфраструктуры всех затрат, отнесенных на Услугу, по всей протяженности задействованных ЛЭП вне зависимости от места размещения линий связи.

На основании изложенного рассматриваемый довод ОАО «ИЭСК является несостоятельным.

Также в Возражениях указано, что Услуга для ОАО «ИЭСК» является нерентабельной, в связи с чем снижение тарифа на Услугу приведет к убыточности Услуги.

По результатам оценки указанного довода Комиссией установлено следующее.

В соответствии с Инструкцией по планированию, учету себестоимости по видам деятельности ОАО «ИЭСК» затраты по прочему виду деятельности планируются и учитываются в соответствии с калькуляциями. Прочую деятельность допускается осуществлять за маржинальный доход. Рентабельность в соответствии с приказами ОАО «ИЭСК» от 26.09.2011 № 65 и от 03.04.2018 № 6.001-02-22-0039 составляет до 25% от общей суммы затрат.

Учитывая, что фактические расходы по бухгалтерскому учету формируются на базе данных планово-расчетной калькуляции, а доходы формируются по начислениям по каждому контрагенту в соответствии с договором, в котором закреплены утвержденные тарифы в соответствии с калькуляцией, то убыточность по данному виду деятельности отсутствует.

В этой связи снижение тарифов на Услугу также не приведет к убыточности Услуги, так как списание расходов со счета 20 на счет 91.02 должно происходить по планово-расчетной калькуляции, следовательно, рентабельность Услуги должна соответствовать рентабельности на уровне, учтенном в тарифе при калькулировании.

На основании изложенного, указанный довод ОАО «ИЭСК» является несостоятельным.

В Возражениях также содержится довод об экономической необоснованности применять для тарифа на Услугу средний уровень рентабельности для отрасли электроэнергетики в соответствии с данными Росстата, так как указанный уровень рентабельности учитывает только регулируемые виды деятельности.

Среднеотраслевое значение по показателю «рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг)» для отрасли электроэнергетики является рентабельностью по себестоимости, включая прочие виды деятельности, в связи с чем Комиссией указанный довод ОАО «ИЭСК» не принимается.

В отношении доводов, изложенных в пунктах 3-5 Возражений об отсутствии у ОАО «ИЭСК» доминирующего положения на рынке оказания Услуги, а также о взаимозаменяемости Услуги, Комиссией по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территории Иркутской области установлено, что услуга по размещению оптических кабелей связи на воздушных линиях электропередачи на территории Иркутской области в связи с технологическими особенностями исследуемого рынка, связанными со стационарностью объектов инфраструктуры, на которых оказываются/приобретаются услуги по размещению оптического кабеля связи на воздушных линиях электропередачи ограничена местом расположения опор воздушных линий электропередачи.

Услуги по размещению оптических кабелей связи на опорах воздушных
линий электропередачи на рассматриваемом товарном рынке в установленных
продуктовых (размещение оптических кабелей связи на воздушных линиях
электропередачи) и географических (в пределах расположения технологической
инфраструктуры электросетевого хозяйства
ОАО «ИЭСК», приспособленной для размещения сетей электросвязи, на территории Иркутской области) границах оказывает только ОАО «ИЭСК».

ОАО «ИЭСК» указывает на отсутствие сравнительного анализа
стоимости услуг по предоставлению инфраструктуры для размещения сетей
электросвязи с иными хозяйствующими субъектами.

Учитывая, что установлено отсутствие рынка, сопоставимого по
отношению к рассматриваемому рынку, Комиссия при анализе применяла не
метод сопоставимых рыночных цен, а затратный метод, что соответствует положениям статьи 6 Закона о защите конкуренции.

Доказательств наличия сопоставимого рынка ОАО «ИЭСК» не представлено.

На основании изложенного, доводы ОАО «ИЭСК» о взаимозаменяемости Услуги и необходимости проведения сравнительного анализа стоимости Услуги являются несостоятельными.

Комиссией не установлено каких-либо иных доводов, ранее не исследованных Комиссией при рассмотрении дела № 11/01/10-36/2021, всем доводам дана оценка в настоящем решении.

Дело № 11/01/10-36/2021 о нарушении антимонопольного
законодательства в отношении ОАО «ИЭСК» было возбуждено по
признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем Комиссией в рамках рассмотрения дела не установлено
оснований для квалификации рассматриваемых действий ОАО «ИЭСК»
по установлению в соответствии с приказом от 29.09.2018 № 06.001-01-2.1-0506 и поддержанию монопольно высокой цены на Услугу как нарушение
части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» на основании статьи 6, пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением может быть признано установление (поддержание) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены.

По смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции).

На основании изложенного, Комиссия установила в действиях ОАО «ИЭСК» по установлению в соответствии с приказом от 29.09.2018 № 06.001-01-2.1-0506 и применению цены (тарифов) на Услугу и ее (их) поддержанию нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно установление и поддержание монопольно высокой цены.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции, в том числе являются рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Рассматриваемые действия ОАО «ИЭСК» приводят (могут привести) к ограничению конкуренции, поскольку установление таких ценовых условий (заградительных тарифов) на Услугу создает дополнительные барьеры для входа хозяйствующим субъектам на рынок оказания услуг связи.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела 11/01/10-36/2021 о нарушении
антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Иркутская электросетевая компания» (664033, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 257; ИНН/КПП 3812122706/381201001; ОГРН 1093850013762) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией обстоятельствах нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Признать ОАО «Иркутская электросетевая компания» (664033, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 257; ИНН/КПП 3812122706/381201001; ОГРН 1093850013762) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления приказом от 29.09.2018 № 06.001-01-2.1-0506 и поддержания монопольно высокой цены на услугу по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения линий связи.

3. По результатам рассмотрения дела № 11/01/10-36/2021 о нарушении антимонопольного законодательства выдать ОАО «Иркутская электросетевая компания» (664033, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 257; ИНН/КПП 3812122706/381201001; ОГРН 1093850013762) предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Связанные организации

ОАО "ИЭСК"
ИНН 3812122706, ОГРН 1093850013762