Решение №11/43124/22 Решение по делу № 11/01/15-38/2021 в отношении Администрации... от 28 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 11/01/15-38/2021

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 12 апреля 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено 25 апреля 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 11/01/15-38/2021 в составе: Председателя Комиссии <…..>; членов Комиссии: <…..>; <…..>; <…..>; <…..>; <…..> (далее Комиссия),

рассмотрев дело № 11/01/15-38/2021 по признакам нарушения Администрацией города Нижнего Новгорода (603082, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, территория Кремль, 5; ИНН: 525691884111, ОГРН: 1025203032579) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившимся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления постановлением Администрации города Нижнего Новгорода от 29.12.2020 № 5055 тарифов на услуги по обслуживанию и содержанию многофункциональных опор при размещении волоконно-оптических линий связи, оказываемых муниципальными предприятиями города Нижнего Новгорода «Инженерные сети» и «Нижегородэлектротранс» (далее — Услуга), в размере 399,00 руб. за 1 подвес (место крепления),

в присутствии на заседании представителей Администрации г. Нижнего Новгорода <…..> (доверенность от 18.01.2022 № 01-23/Д), <…..> , представителей МП «Инженерные сети» <…..>, <…..>, <…..> , <…..> , представителя МП «Нижегородэлектротранс» <…..> ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступило заявление ООО «МегаМакс» о нарушении антимонопольного законодательства со стороны Администрации города Нижнего Новгорода в части установления тарифов на Услуги, оказываемые муниципальными предприятиями города Нижнего Новгорода «Инженерные сети» и «Нижегородэлектротранс».

Пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон о местном самоуправлении) установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочием по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В силу пункта 6 части 10 статьи 35 Закона о местном самоуправлении в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Регулирование тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями, созданными самими же органами местного самоуправления, предопределяется социально значимыми целями между интересами потребителей данных услуг и обеспечением нормального (бесперебойного) функционирования и развития указанных муниципальных хозяйствующих субъектов, принимая во внимание экономическую обоснованность их доходности и расходов на оказание ими услуг (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 1994-О).

Таким образом, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия, на услуги которых (во избежание нарушения интересов потребителей данных услуг) самостоятельно устанавливают тарифы.

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением городской Думы от 23.11.2005 № 91, к полномочиям Администрации города Нижнего Новгорода в области планирования, бюджета и финансов относится установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, в порядке, определенном городской Думой города Нижнего Новгорода, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 1 приложения к постановлению Администрации города Нижнего Новгорода от 29.12.2020 № 5055 «Тарифы на платные услуги, оказываемые муниципальными предприятиями города Нижнего Новгорода «Инженерные сети» и «Нижегородэлектротранс» (далее — Постановление № 5055) тарифы на Услугу установлены в размере 399,00 руб. за 1 подвес (место крепления).

Тарифы на Услугу установлены в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету тарифов на прочие услуги муниципальных предприятий и учреждений, утвержденными постановлением Администрации города Нижнего Новгорода от 05.04.2013 № 1228 (далее — Методика).

В Методике указан перечень расходов, который может быть включен в состав тарифа прочих услуг с уточнением (пункт 3 Методики), что в составе тарифа на услугу, в том числе на Услугу входят только такие затраты, которые непосредственно связаны с оказанием платной услуги.

В состав тарифов на прочие услуги включены:

1. Прямые затраты:

1.1. Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги (основной персонал).

1.2. Материальные запасы, потребляемые в процессе оказания платной услуги.

1.3. Амортизация оборудования, используемого при оказании платной услуги.

1.4. Прочие затраты, отражающие специфику оказания платной услуги.

2. Накладные затраты:

2.1. Затраты на административно-управленческий персонал.

2.2. Хозяйственные затраты (материалы, услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, обслуживание, ремонт объектов).

2.3. Затраты (амортизация) основных фондов, непосредственно не связанная с оказанием платной услуги.

3. Рентабельность (не более 25 %).

    1. НДС (20%).

Экономически обоснованными считаются любые расходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, то есть понесены для получения дохода (письмо Минфина России от 08.07.2019 № 03-03-06/1/50124).

Для документального подтверждения понесенных расходов используют первичные документы, доказывающие, что расходы действительно были понесены организацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Таким образом, экономически обоснованными расходами признаются любые затраты при условии, что они фактически произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, документально подтверждены и являются обоснованными.

В целях определения экономической обоснованности размера тарифа на Услугу Комиссией проведен анализ статей расходов, включаемых в состав тарифа на Услугу в соответствии с представленными МП «Инженерные сети» и МП «Нижегородэлектротранс» калькуляциями, и их величин на предмет соответствия данным бухгалтерской отчетности, т. е. фактически понесенным затратам.

1. В состав тарифа на Услугу на 2021 год для МП «Инженерные сети» в соответствии с калькуляцией входят следующие затраты:

 

Калькуляция расчета тарифа на Услугу МП «Инженерные сети»

 

Таблица 1

п/п

Наименование статьи затрат

%

Сумма, руб.

1

Затраты на оплату труда основного персонала, непосредственно принимающего участие в оказании платной услуги

 

96,38

2

Затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания платной услуги

 

0

3

Сумма начисленной амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги

 

0

4

Накладные затраты, относимые на стоимость платной услуги

 

176,38

5

Итого затрат

 

272,76

6

Рентабельность

21,91%

59,76

7

Итого

 

332,52

8

НДС

20,00%

66,5

9

Всего НДС

 

399

 

Согласно Методике затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда рассчитываются как произведение стоимости единицы рабочего времени на количество единиц времени, необходимое для оказания платной услуги. При этом в расчете используется повременная ставка по штатному расписанию сотрудников из числа основного персонала.

На основании проведенных расчетов Администрацией г. Нижнего Новгорода расходы на единицу Услуги по статье расходы на оплату труда основного персонала, непосредственно принимающего участие в оказании платной услуги установлены, в размере 96,38 руб.

Накладные затраты, относимые на тариф на Услугу, составили 176,38 руб., что составляет 183% по отношению к прямым затратам (176,38 руб./96,38 руб.).

На основании данных финансовой отчетности МП «Инженерные сети», оборотно-сальдовых ведомостей (далее - ОСВ) по балансовым счетам 20, 26, 90 и иной представленной информации Комиссией проведен анализ соответствия данных, отраженных в калькуляции, данным бухгалтерской отчетности, по результатам которого установлено следующее.

Основным видом экономической деятельности МП «Инженерные сети» является «Распределение электроэнергии» (ОКВЭД 35.13).

В соответствии с учетной политикой МП «Инженерные сети», утвержденной приказом от 27.12.2019 № 92/од, учет доходов от основной деятельности ведется в разрезе видов деятельности:

- доходы от содержания сетей наружного освещения;

- доходы от передачи электроэнергии.

Основным документом, регламентирующим учет затрат, связанных с содержанием сетей наружного освещения и передачи электроэнергии, является положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

МП «Инженерные сети» ведется раздельный учет затрат, связанных с содержанием сетей наружного освещения, и затрат, связанных с услугами по передаче электроэнергии.

Прямые расходы, связанные с содержанием сетей наружного освещения, собираются на счете 20.01, расходы, связанные с услугами по передаче электроэнергии, собираются на счете 20.03.

К косвенным (накладным) затратам относятся затраты, связанные в целом с деятельностью предприятия, которые не могут быть непосредственно отнесены к осуществлению конкретной деятельности. Такие затраты собираются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и списываются на счет 90.02 (себестоимость) пропорционально выручке.

Доходы и расходы по Услуге входят в состав номенклатурной группы «содержание сетей наружного освещения».

В соответствии с данными ОСВ по счету 20.01 расходы на оплату труда с учетом отчислений во внебюджетные фонды за 2020 год составили 5,4 млн. руб. в целом по номенклатурной группе «содержание сетей наружного освещения».

Вместе с тем учитывая, что объем Услуги в 2020 году составил 23799 точек крепления, расходы на оплату труда, учитываемые МП «Инженерные сети» в составе Услуги, составили 27,5 млн. руб. за 2020 год (96,38руб.*23799шт*12мес), что в 5 раз (27,5 млн. руб./5,4 млн. руб.) превышает фактически понесенные расходы на оплату труда, относимые в целом на номенклатурную группу «содержание сетей наружного освещения».

Таким образом, величина расходов на оплату труда в сумме 96,38 руб. является экономически необоснованной.

Согласно данным ОСВ в целом по предприятию величина косвенных расходов за 2020 год составила 45,3 млн. руб.

При этом величина накладных расходов, относимых на Услугу в соответствии с калькуляцией, за 2020 год составила 50,4 млн. руб. (176,38 руб.*23799 шт.*12).

Таким образом, величина косвенных расходов в размере 176,38 руб. также является экономически необоснованной.

По результатам анализа состава прямых расходов номенклатурной группы «содержание сетей наружного освещения» по счету 20.01 ОСВ, счету 26 ОСВ «Общехозяйственные расходы» за 2020 год, Комиссией произведен оценочный расчет тарифа на Услугу с учетом экономически обоснованных затрат.

 

Оценочный расчет тарифа на Услугу на 1 опору

 

Таблица 2

руб.

статьи затрат

2020

Материальные расходы

1 132 135,44

Окраска опор наружного освещения

1 256 996,82

Оплата труда с начислениями

3 990 467,25

Ремонт сетей наружного освещения

16 023 553,84

Итого прямые расходы

22 403 153,35

Косвенные расходы

4 828 455,61

Общее количество опор, шт

47 109,00

Прямые затраты на 1 опору

39,63

Косвенные расходы 121% по отношению к оплате труда

8,54

Рентабельность 21,71%

10,46

Тариф без НДС

58,63

НДС 20%

11,73

Тариф с НДС

70,36

 

Величина затрат на оплату труда с начислениями рассчитана путем распределения затрат на оплату труда с начислениями, относящихся к номенклатурной группе «содержание сетей наружного освещения», в сумме 5,4 млн. руб. между услугами, входящими в состав данной номенклатурной группы, пропорционально выручке (74% выручки приходится на Услугу) (5,4 млн. руб.*74%=3,99 млн. руб.).

Коэффициент накладных расходов рассчитан в соответствии с Методикой как отношение величины накладных расходов к общей величине расходов на оплату труда с начислениями. В соответствии с данными ОСВ по счету 26 «Общехозяйственные расходы» величина косвенных расходов в 2020 году составила 45,3 млн. руб., общая величина расходов на оплату труда с начислениями составила в 2020 году 37,4 млн. руб. (5,4 млн. руб. (сч. 20.01)+32 млн. руб. (сч 20.03). Таким образом, доля накладных (косвенных) расходов составила 121% (45,3млн. руб./37,4 млн. руб.). По результатам расчета величина косвенных расходов на 1 опору составила 8,54 руб. (3,99 млн. руб./47109 шт опор/12 мес*121% накладных расходов).

Тариф МП «Инженерные сети», рассчитанный в соответствии с калькуляцией, превышает оценочный тариф, рассчитанный на основании фактически понесенных затрат, в 5,7 раз (399 руб. с НДС/70,35 с НДС).

    1. В состав тарифа на Услугу на 2021 год для МП «Нижегородэлектротранс» в соответствии с калькуляцией входят следующие затраты:

       

Калькуляция расчета тарифа на Услугу МП «Нижегородэлектросвязь»

 

Таблица 3

п/п

Наименование статьи затрат

%

Сумма, руб.

1

Заработная плата

 

20,39

2

Начисления на заработную плату

30,50%

6,22

3

Накладные расходы

88,80%

16,76

4

Материальные затраты

 

224,78

5

Итого

 

268,15

6

Рентабельность

24%

64,36

7

Всего

 

332,51

8

НДС

20%

66,5

9

Всего с НДС

 

399,01

 

Статья затрат «Материальные затраты» в соответствии с приложением к расчету затрат на обслуживание и содержание многофункциональной опоры при размещении на ней волоконно-оптического кабеля линии связи клиента за 1 подвес в месяц в 2021 году (далее - Приложение) включают в себя транспортные расходы (сетевая автомашина), рассчитанные как произведение стоимости 1 часа работы сетевой автомашины (1228,31 руб./час) на время работы, затраченное на оказание Услуги (0,18 ч).

В калькуляции статья «Материальные затраты», то есть затраты на сетевую автомашину, в общих затратах тарифа составляют 84% (224,78 руб./268,15 руб.).

По результатам анализа экономической обоснованности размера тарифа на Услугу МП «Нижегородэлектротранс» Комиссией установлено следующее.

В соответствии с учетной политикой МП «Нижегородэлектросвязь», утвержденной Приказом от 29.12.2014 № 241 учет доходов и расходов предприятия ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 32н и с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н.

К доходам по обычным видам деятельности относится выручка от реализации услуг по перевозке пассажиров городским электрическим транспортом общего пользования (трамваями и троллейбусами) и выручка от реализации прочих работ, услуг в соответствии с Уставом предприятия и постановлением администрации г. Нижнего Новгорода об установлении тарифов на услуги непрофильной деятельности, оказываемые МП «Нижегородэлектротранс».

Услуга относится к прочим услугам.

Учет доходов от обычных видов деятельности ведется на счете 90.01.1 «Выручка по деятельности с основной системой налогообложения» и с применением субконто «Номенклатурные группы»: «Перевозка пассажиров» и «Доходы и расходы от прочей деятельности».

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с услугами по перевозке пассажиров городским электрическим транспортом общего пользования (трамваями и троллейбусами), и расходы от прочей деятельности предприятия.

Учет расходов от обычных видов деятельности ведется на счете 90.02.1 «Себестоимость продаж по деятельности с основной системой налогообложения» с применением субконто «Номенклатурные группы»: «Перевозка пассажиров» и «Доходы и расходы от прочей деятельности».

Учет затрат по основным видам деятельности ведется :

  • на счете 20.01.1 «Основное производство» субконто «Перевозка пассажиров», в части прямых расходов предприятия;

  • на счете 23 «Вспомогательное производство» в части расходов предприятия, которые являются вспомогательными для «основного производства» субконто «Перевозка пассажиров»;

  • на счете 23 «Вспомогательное производство» в части прямых затрат в разрезе субконто «Номенклатурные группы» (расходы от прочей деятельности) с последующим списанием на счет 90.02.1 «Себестоимость продаж» учитываются расходы по прочим работам и услугам, выполненным для сторонних организаций и физических лиц;

  • на счете 25 «Общепроизводственные расходы» в части расходов предприятия по обслуживанию основного и вспомогательного производства с последующим списанием на себестоимость продукции в дебет счетов 20.01.1 «Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство». Счет 25 распределяется по выручке предприятия;

  • на счете 26 «Общехозяйственные расходы» в части расходов по управлению предприятием с последующим списанием на себестоимость продукции в дебет счета 20.01.1 «Основное производство».

Таким образом, прямые расходы, относящиеся к Услуге, учитываются на счете 23 «Вспомогательное производство» в разрезе субконто «Номенклатурные группы»: «расходы от прочей деятельности», накладные (косвенные) расходы учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы». Расходы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», в составе прочих услуг не учитываются.

В соответствии с Методикой транспортные расходы входят в состав накладных расходов, следовательно, должны учитываться в накладных расходах, которые отражены по счету 25 «Общепроизводственные расходы», с учетом распределения между основным производством и прочими услугами.

Учет транспортных расходов отдельной строкой помимо учета в составе накладных расходов приводит к учету одних и тех же затрат в двух строках затрат, что является экономически необоснованным.

Состав материальных затрат в части транспортных расходов определялся МП «Нижегородэлектротранс» на основании расчета затрат на оказание транспортных услуг (сетевая автомашина) с 01.01.2019, утвержденного и.о. Генерального директора МП «Нижегородэлектротранс» В.Л. Котовым.

Наибольшая доля затрат (77,5 %), которая входит в состав затрат на оказание транспортных услуг, приходится на амортизацию транспортных средств в сумме 239,89 руб. за 1 час работы и на материальные затраты в сумме 711,6 руб. за 1 час работы.

Приведя данные затраты в сопоставимые условия (доля затрат, приходящаяся на Услугу в пересчете на весь объем оказываемых услуг в год), Комиссией были получены следующие результаты.

Таблица 4

руб.

Статьи затрат

 расходы на 1 час 

расходы на Услугу (затраченное время 0,18 час) 

количество подвесов в 2020 году

расходы в год на весь объем Услуг

по данным  ОСВ сч 25 2020 год

Амортизация транспортных средств

239,89

43,18  

22 281  

11 545 176  

1 585 895

материальные затраты

711,6

128,09  

22 281  

34 247 145  

13 108 617

 

Затраты на амортизацию транспортных средств, включенные в состав транспортных расходов в составе Услуги в сопоставимых условиях, в 7,3 раза превышают расходы, отраженные в ОСВ по счету 25 за 2020 год, которые, в свою очередь, отражают данные в части расходов предприятия по обслуживанию основного и вспомогательного производства в целом.

В ОСВ по счету 23, который содержит информацию по прочим услугам в части прямых расходов, затраты на амортизацию транспортных средств отсутствуют, что свидетельствует о том, что расходы на амортизацию транспортных средств в части прямых расходов отсутствуют, а в части накладных расходов учитываются дважды: в составе накладных расходов и отдельной строкой «материальные затраты».

Материальные затраты, включенные в тариф на Услугу, в сопоставимых условиях в 2,6 раза превышают расходы, отраженные в ОСВ по счету 25 за 2020 год.

Комиссией установлено, что зарплата водителя и начисления на зарплату также учитываются в составе накладных расходов по счету 25 «Общепроизводственные расходы».

Таким образом, сумма «Материальных затрат» в тарифе на Услугу в размере 224,78 руб. является экономически необоснованной.

На основании данных финансовой отчетности МП «Нижегородэлектротранс», Комиссией произведен оценочный расчет тарифа на Услугу с учетом экономически обоснованных затрат.

 

Таблица 5

руб.

Наименование статьи затрат

за 1 подвес в месяц 2021 г.

руб.

Заработная плата

20,39

Начисление на заработную плату

6,22

Накладные расходы 88,8%

23,63  

ИТОГО

50,24  

Рентабельность 24%

12,06  

Всего

62,30  

НДС 20%

12,46  

Всего с НДС

74,76  

 

Прямые расходы в части оплаты труда персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги (основной персонал), подтверждены МП «Нижегородэлектротранс» штатным расписанием и положением о премировании. При расчете расходов на оплату труда учитывалась заработная плата электромонтера контактной сети 3 разряда и начисления на заработную плату. Величина расходов по данным статьям расходов составляет 26,61 руб. (20,39 руб.+6,22 руб.) за 1 подвес в месяц. Соответственно, прямые затраты в сумме 26,61 на 1 подвес являются экономически обоснованными.

Накладные расходы, учитываемые в тарифе на Услугу в размере 88,8% на один рубль прямых затрат на оплату труда работников предприятия, утверждены МП «Нижегородэлектротранс» приказом от 29.12.2018 № 365.

Применяемый уровень рентабельности при расчете тарифа на Услугу в 2021 году составил 24% и находится в пределах утвержденного Методикой уровня рентабельности не превышающего 25%.

Рассчитанный на основании данных результатов анализа финансовой отчетности МП «Нижегородэлектротранс» оценочный тариф на Услугу с учетом рентабельности в размере 24% в 5,3 раза ниже установленного Постановлением № 5055 тарифа на Услугу (399 руб. с НДС/74,76 руб. с НДС).

На основании изложенного, Комиссией установлено, что тарифы МП «Инженерные сети» и МП Нижегородэлектротранс» в размере 399,00 руб. за 1 подвес, установленные пунктом 1 приложения к постановлению Администрации города Нижнего Новгорода от 29.12.2020 № 5055, являются экономически необоснованными.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции, в том числе являются рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Рассматриваемые действия Администрации города Нижнего Новгорода в части установления пунктом 1 приложения к постановлению Администрации города Нижнего Новгорода от 29.12.2020 № 5055 цены на Услугу в размере 399,00 руб. за 1 подвес приводят (могут привести) к ограничению конкуренции, поскольку установление таких ценовых условий (заградительных тарифов) на Услугу, создает дополнительные барьеры для входа хозяйствующим субъектам на рынок оказания услуг связи.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

С учетом совокупности изложенных доказательств, Комиссия, руководствуясь статьей 481 Закона о защите конкуренции, считает необходимым квалифицировать действия Администрации города Нижнего Новгорода, выразившиеся в установлении пунктом 1 приложения к постановлению Администрации города Нижнего Новгорода от 29.12.2020 № 5055 экономически необоснованного тарифа на обслуживание и содержание многофункциональной опоры при размещении на ней волоконно-оптического кабеля линии связи или самонесущего изолированного провода клиента в размере 399,00 рублей за 1 подвес, что приводит (может привести), в том числе к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, как нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

25.03.2022 Комиссия в соответствии со статьей 481 Закона о защите конкуренции приняла Заключение об обстоятельствах дела № 11/01/15-38/2021 (далее — Заключение).

Согласно части 5 статьи 481 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

Администрацией города Нижнего Новгорода письмом от 12.04.2022 № Исх-03-08-166280/22, МП «Инженерные сети» письмом от 08.04.2022 № 595-22-ис и МП «Нижегородэлектротранс» письмом от 08.04.2022 № 01/01-14-293/22 в адрес ФАС России представлены возражения на Заключение (далее — Возражения).

В части Возражений Администрации города Нижнего Новгорода и МП «Инженерные сети» относительно обоснованности установления тарифа на Услугу для МП «Нижегородэлектротранс» в размере 399,00 руб. Комиссией проверены состав и величина составляющих тарифа на Услугу на предмет соответствия данным бухгалтерской отчетности за 2020 год.

Помимо перечисленных в калькуляции статей затрат, Комиссия считает возможным учесть материальные затраты, которые отражены в оборотно-сальдовой ведомости (далее – ОСВ), но равны нулю в калькуляции, а также прочие затраты, отражающие специфику оказания платной услуги, которые закреплены в Методике, но не отражены в калькуляции.

В состав прочих затрат Комиссия включила окраску опор наружного освещения и ремонт сетей наружного освещения.

Расходы по статье «Амортизация» Комиссией в состав тарифа на Услугу не включены на основании следующего:

1) данные расходы не учтены в калькуляции;

2) согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ амортизируемое имущество, полученное МП «Инженерные сети» от Администрации Нижнего Новгорода в хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного предприятия в порядке, установленном настоящей главой. Однако основные средства, переданные в хозяйственное ведение предприятию, приобретены за счет бюджетных средств, а не за счет собственных средств предприятия, которые следует возмещать предприятию.

В этой связи включение в тариф на Услугу расходов по статье «Амортизация» являются экономически необоснованными.

Величины затрат, используемых Комиссией при расчете оценочного тарифа на Услугу, соответствуют данным ОСВ. По статье оплата труда Комиссией скорректированы затраты по оплате труда в соответствии с данными бухгалтерской отчетности за 2020 год по счету 20.01, а именно с 3 990 467,25 руб. на 5 414 425,78 руб.

При расчете оценочного тарифа на Услугу применен допустимый в соответствии с Методикой размер рентабельности — 25%.

Относительно накладных расходов при расчете оценочного тарифа Комиссия применила коэффициент накладных расходов 1,21, полученный по данным бухгалтерской отчетности, как отношение косвенных (накладных) расходов к расходам по оплате труда с начислениями на оплату труда. Соответственно, коэффициент 1,83, примененный в калькуляции скорректирован на 1,21.

Относительно расчета Комиссией оценочного тарифа на Услугу на 1 опору с использованием общего количества установленных опор, Комиссия поясняет, что расходы, отраженные в ОСВ по счету 20.01 относятся ко всему объему сетей наружного освещения, имеющихся в хозяйственном ведении МП «Инженерные сети», поэтому при расчете оценочного тарифа применялось общее количество опор в размере 47 109 шт. В этой связи применение количества подвесов (23 799 шт.) является необоснованным.

Результаты корректировки оценочного тарифа на Услугу МП «Инженерные сети» представлены в таблице.

 

Статьи затрат

2020

Материальные расходы

       1 132 135,44  

Окраска опор наружного освещения

       1 256 996,82  

Оплата труда с начислениями

       5 414 425,78  

Ремонт сетей наружного освещения

     16 023 553,84  

Прямые расходы

     23 827 111,88  

Косвенные расходы

       6 551 441,94  

Количество опор

             47 109,00  

Прямые затраты на 1 опору

                     42,15  

Косвенные расходы 121% по отношению к оплате труда

                     11,59  

Рентабельность 25%

                     13,43  

Тариф без НДС

                     67,17  

НДС 20%

                     13,43  

Тариф с НДС

                     80,61  

 

Относительно Возражений Администрации города Нижнего Новгорода и МП «Нижегородэлектротранс» в части обоснованности установления тарифа на Услугу для МП «Нижегородэлектротранс» в размере 399,00 руб. Комиссией не установлено каких-либо иных доводов, ранее не исследованных Комиссией при рассмотрении дела № 11/01/10-35/2021, всем доводам дана оценка в настоящем решении.

С учетом совокупности изложенных обстоятельств, Комиссия установила в действиях Администрации города Нижнего Новгорода по установлению пунктом 1 приложения к постановлению Администрации города Нижнего Новгорода от 29.12.2020 № 5055 и применению с 29.12.2020 года по настоящее время тарифа на обслуживание и содержание многофункциональной опоры при размещении на ней волоконно-оптического кабеля линии связи или самонесущего изолированного провода клиента в размере 399,00 рублей за 1 подвес нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции, в том числе являются рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Рассматриваемые действия Администрации города Нижнего Новгорода в части установления пунктом 1 приложения к постановлению Администрации города Нижнего Новгорода от 29.12.2020 № 5055 цены на Услугу в размере 399,00 руб. за 1 подвес приводят (могут привести) к ограничению конкуренции, поскольку установление таких ценовых условий (заградительных тарифов) на Услугу, создает дополнительные барьеры для входа хозяйствующим субъектам на рынок оказания услуг связи.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию города Нижнего Новгорода (603082, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, территория Кремль, 5; ИНН: 525691884111, ОГРН: 1025203032579) нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части установления пунктом 1 приложения к постановлению Администрации города Нижнего Новгорода от 29.12.2020 № 5055 тарифа на обслуживание и содержание многофункциональной опоры при размещении на ней волоконно-оптического кабеля линии связи или самонесущего изолированного провода клиента в размере 399,00 рублей за 1 подвес, что привело к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

2. По результатам рассмотрения дела № 11/01/15-38/2021 о нарушении антимонопольного законодательства выдать Администрации города Нижнего Новгорода (603082, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, территория Кремль, 5; ИНН: 525691884111, ОГРН: 1025203032579) предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

Председатель Комиссии                        ________________ <…..>

 

 

 

Члены Комиссии                                        __________________ <…..>

 

 

 

<…..>

_______________ ___________________

 

<…..>

 

 

 

<…..>

 

 

 

<…..>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны