Решение №11/101943/23 РЕШЕНИЕ по делу № 11/01/10-9/2023 от 4 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 11/01/10-9/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 29 ноября 2023 г.

В полном объеме решение изготовлено 4 декабря 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 11/01/10-9/2023 в составе: Председателя Комиссии начальника Управления регулирования связи и информационных технологий Е.А. Заевой; членов Комиссии: <...> (далее Комиссия),

рассмотрев дело № 11/01/10-9/2023 по признакам нарушения ПАО «Мегафон» (ИНН: 7812014560, ОГРН: 1027809169585; адрес регистрации: 127006, г. Москва, Оружейный пер., д. 41) (далее — ПАО «Мегафон», Общество) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившимся в установлении с 17.01.2023 и поддержании монопольно высокой цены на услуги подвижной радиотелефонной связи, в присутствии на заседании представителей ПАО «Мегафон» <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

ПАО «Мегафон» с 17.01.2023 произведено повышение тарифов на услуги подвижной радиотелефонной связи в среднем на 10,24% для более 8,2 млн абонентов.

В целях проведения анализа экономической обоснованности указанного повышения ФАС России в адрес ПАО «Мегафон» направлены запросы информации от 29.12.2022 № 11/118122/22 и от 20.02.2023 № 11/12171/23.

В ответ на указанные запросы информации (вх. № 8455-ЭП/23 от 23.01.2023, 180085-ЭП/23 от 07.02.2023, 26058-ДСП/23 от 20.02.2023, 94136-ДСП/23 от 22.06.2023) ПАО «Мегафон» сообщило, что повышение тарифов связано с ростом расходов.

Вместе с тем по результатам анализа финансовой отчетности установлено следующее.

 

2021

Изменение

2022

Выручка, тыс. руб.

313 180 311

8 603 998

3%

321 784 309

Расходы по обычным видам деятельности, тыс. руб.

284 786 405

-38 015 483

-13%

246 770 922

Чистая прибыль, тыс. руб.

86 019 524

-42 990 769

-50%

43 028 755

Чистая прибыль без учета продажи АО «ПБК», тыс. руб.

16 986 524

26 042 231

153%

43 028 755

 

 

1-е полугодие 2021 года

Изменение

1-е полугодие 2022 года

Изменение

1-е полугодие 2023 года

Выручка, тыс. руб.

146 537 798

9 662 244

7%

156 200 042

12 196 887

8%

168 396 929

Расходы по обычным видам деятельности, тыс. руб.

133 896 000

-9 773 785

-7%

124 122 215

-3 383 937

-3%

120 738 278

Чистая прибыль, тыс. руб.

-1 040 514

9 008 480

866%

7 967 966

16 094 007

202%

24 061 973

Приобретение основных средств и нематериальных активов (МСФО), тыс. руб.

36 586 000

5 354 000

15%

41 940 000

Приобретение основных средств и нематериальных активов (МСФО) без учета приобретения товарного знака Yota ООО «Скартел» (в группе лиц ПАО «Мегафон»), тыс. руб.

36 586 000

-21 646 000

-59%

14 940 000

Финансовые показатели ПАО «Мегафон» за 2021-2022 годы, 1 полугодие 2021 года — 1 полугодие 2023 года свидетельствуют об устойчивом ежегодном росте выручки и чистой прибыли (без учета продажи АО «ПБК» в 2021 году) и снижении расходов.

Учитывая изложенное, повышение ПАО «Мегафон» тарифов с 17.01.2023 экономически необоснованно.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Таким образом, при применении метода сопоставимых рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

Комиссия, проанализировав в том числе сведения, размещённые в открытых источниках, установила отсутствие рынка, сопоставимого по отношению к рассматриваемому рынку, в связи с чем при оценке действий Ответчика по повышению тарифов применён затратный метод.

В соответствии с пунктом 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, проведен анализ состояния конкуренции и подготовлен Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Российской Федерации (далее — Аналитический отчет).

По результатам расчета объема товарного рынка услуг подвижной радиотелефонной связи на основании доходов от оказания услуг связи за 2022 год установлено, что совокупная доля ПАО «МТС», ПАО «МегаФон», ПАО «ВымпелКом» и ООО «Т2 Мобайл», а также их групп лиц превышает семьдесят процентов на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи (при этом доли каждого не менее 8%).

Таким образом, ПАО «МТС», ПАО «МегаФон», ПАО «ВымпелКом» и ООО «Т2 Мобайл», а также их группы лиц занимают доминирующее положение на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи на территории Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

С учетом совокупности изложенных доказательств, подтверждающих злоупотребление ПАО «Мегафон» доминирующим положением на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи, выразившееся в установлении с 17.01.2023 и поддержании монопольно высокой цены на услуги подвижной радиотелефонной связи, Комиссия, руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, квалифицировала действия ПАО «Мегафон» как нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

19.10.2023 Комиссия в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции приняла Заключение об обстоятельствах дела № 11/01/10-9/2023 (исх. ФАС России от 30.10.2023 № 11/89933/23, далее — Заключение).

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

В ответ на Заключение ПАО «Мегафон» письмом от 27.11.2023б/н (вх. № 186669-ЭП/23 от 28.11.2023) представило информацию о принятии решения о приведении тарифов на услуги связи, в рамках которых было произведено повышение с 17.01.2023, к уровню до указанного повышения.

В целях добровольного устранения нарушения ПАО «Мегафон» принят приказ от 24.11.2023 № 5/5-ССG-П11-004/23 «Об отмене репрайса архивных тарифных планов B2C», в соответствии с которым в срок не позднее 15.02.2024 тарифы, в рамках которых было произведено повышение с 17.01.2023, будут приведены к уровню до указанного повышения.

На основании изложенного, Комиссия установила в действиях ПАО «Мегафон» по повышению цен (тарифов) на услуги подвижной радиотелефонной связи с 17.01.2023 нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно установление и поддержание монопольно высокой цены услуги.

При этом указанное нарушение было устранено ПАО «Мегафон» в ходе рассмотрения дела № 11/01/10-9/2023 о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ПАО «Мегафон» (ИНН: 7812014560, ОГРН: 1027809169585; адрес регистрации: 127006, г. Москва, Оружейный пер., д. 41) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления с 17.01.2023 и поддержания монопольно высокой цены на услуги подвижной радиотелефонной связи.

  2. По результатам рассмотрения дела № 11/01/10-9/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с устранением нарушения ПАО «Мегафон» (ИНН: 7812014560, ОГРН: 1027809169585; адрес регистрации: 127006, г. Москва, Оружейный пер., д. 41) предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

     

Председатель комиссии

Е.А. Заева

 

 

Члены комиссии

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны