Решение №11/50555/23 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 11/01/10-20/2022 от 27 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 11/01/10-20/2022

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 13 «июня» 2023 г.

В полном объеме решение изготовлено 27 «июня» 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 11/01/10-20/2022 в составе: Председателя Комиссии — начальника Управления регулирования связи и информационных технологий Е.А. Заевой; членов Комиссии: <…> (далее — Комиссия ФАС России),

рассмотрев дело № 11/01/10-20/2022 по признакам нарушения Областным государственным унитарным энергетическим предприятием «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» (664009, г. Иркутск, ул. Ширямова 54; ИНН/КПП 3800000252/381101001; ОГРН 1023801542412) (далее - ОГУЭП «Облкоммунэнерго») части 1 статьи 10 и пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившимся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услуги по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля (далее - Услуга),

в присутствии на заседании представителей ОГУЭП «Облкоммунэнерго» <…>, представителя ООО «Деловая среда» <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Иркутского УФАС России поступило заявление ООО «Деловая среда» о нарушении ОГУЭП «Облкоммунэнерго» антимонопольного законодательства путем установления монопольно высокой цены на услугу по размещению оптических линий связи на опорах воздушных линий электропередач на территории п. Усть-Ордынский.

По результатам рассмотрения представленных материалов Иркутским УФАС России издан приказ от 30.08.2022 № 038/3991/22 о возбуждении дела № 038/04/10-1357/2022 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОГУЭП «Облкоммунэнерго».

В соответствии с пунктом 1.4.1 Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных приказом ФАС России от 01.08.2007 № 244, в Федеральную антимонопольную службу из Иркутского УФАС России переданы материалы дела № 038/04/10-1357/2022 о нарушении антимонопольного законодательства ОГУЭП «Облкоммунэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившимся во включении в стоимость услуг по доступу к инфраструктуре ОГУЭП «Облкоммунэнерго» для размещения сетей электросвязи на территории п. Усть-Ордынский Иркутской области затрат, не предусмотренных Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1284, что может привести к ущемлению интересов ООО «Деловая среда» в предпринимательской деятельности.

На основании приказа Федеральной антимонопольной службы от 28.11.2022 № 899/22 «О принятии переданного дела к рассмотрению и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» ФАС России приняты к рассмотрению материалы дела № 038/04/10-1357/2022, присвоен переданному делу № 11/01/10-20/2022 и создана Комиссия по рассмотрению дела № 11/01/10-20/2022 по признакам нарушения ОГУЭП «Облкоммунэнерго» (664009, г. Иркутск, ул. Ширямова 54; ИНН/КПП 3800000252/381101001; ОГРН 1023801542412) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившемся во включении в стоимость услуг по доступу к инфраструктуре ОГУЭП «Облкоммунэнерго» для размещения сетей электросвязи на территории п. Усть-Ордынский Иркутской области затрат, не предусмотренных Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1284, что может привести к ущемлению интересов ООО «Деловая среда» в предпринимательской деятельности.

В ходе рассмотрения дела Комиссия ФАС России установила в действиях ОГУЭП «Облкоммунэнерго» наличие признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления и поддержания монопольно высокой цены (тарифов) на услуги по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля.

Определением ФАС России от 29.12.2022 № 11/118667/22 Комиссия ФАС России определила считать дело № 11/01/10-20/2022 возбужденным также по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении ОГУЭП «Облкоммунэнерго».

По результатам анализа информации, содержащейся в материалах дела 11/01/10-20/2022, Комиссией ФАС России установлено следующее.

В соответствии с приложениями к приказам № 209 о 25.07.2019, № 295 от 31.08.2020, № 469 от 31.08.2021 (далее - Приказы) установлены следующие тарифы на Услугу.

Тарифы ОГУЭП «Облкоммунэнерго» на Услугу

Таблица 1

 

 

Приказ от 25.07.2019 № 209

(стоимость с НДС)

Приказ от 31.08.2020 № 295

(стоимость с НДС)

Приказ от 31.08.2021 № 469

(стоимость с НДС)

 

ед. изм.

2020 год

2021 год

2022 год

от 1 до 10 опор

1 опора

460 руб.

490 руб.

525 руб.

от 11 до 50 опор

1 опора

340 руб.

360 руб.

385 руб.

от 51 до 100 опор

1 опора

165 руб.

177 руб.

190 руб.

от 101 и выше опор

1 опора

105 руб.

111 руб.

119 руб.

По результатам оценки экономической обоснованности размера тарифов на Услугу, установленных ОГУЭП «Облкоммунэнерго», Комиссией установлено следующее.

Условия и порядок обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, которая используется или может быть использована для оказания услуг в сфере общедоступной электросвязи определены Правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2022 № 2106 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 39 Правил цены (тарифы) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи устанавливаются на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.

Экономически обоснованными считаются любые расходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, то есть понесены для получения дохода (письмо Минфина России от 08.07.2019 № 03-03-06/1/50124).

Для документального подтверждения понесенных расходов используют первичные документы, доказывающие, что расходы действительно были понесены организацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Таким образом, экономически обоснованными расходами признаются любые затраты при условии, что они фактически произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, документально подтверждены и являются обоснованными.

По результатам анализа материалов, представленных ОГУЭП «Облкоммунэнерго» (бухгалтерской отчетности, оборотно-сальдовых ведомостей, калькуляций на предоставление доступа к инфраструктуре электроэнергетики для размещения сетей электросвязи и иных материалов), Комиссией ФАС России установлено следующее.

Основным видом деятельности ОГУЭП «Облкоммунэнерго» является распределение электроэнергии и приказом от 11.04.1998 № 36/2 ОГУЭП «Облкоммунэнерго» включено в реестр субъектов естественных монополий  в топливно-энергетическом комплексе на территории Иркутской области.

На передачу электрической энергии для ОГУЭП «Облкоммунэнерго» устанавливаются регулируемые тарифы, в которых учитываются расходы на эксплуатацию и возмещение стоимости основных производственных средств.

Помимо основных видов деятельности ОГУЭП «Облкоммунэнерго» оказывает прочие нерегулируемые услуги, в том числе Услугу.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2008 № 707 «О порядке ведения раздельного учёта доходов и расходов субъектами естественных монополий» субъекты естественных монополий ведут раздельный учёт доходов и расходов по видам деятельности (далее — РУДР). Субъекты естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике ведут РУДР в соответствии с приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 «Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативнодиспетчерскому управлению в электроэнергетике» (далее — Порядок ведения РУДР).

В соответствии с Порядком ведения РУДР показатели раздельного учета должны соответствовать показателям, содержащимся в формах бухгалтерской и статистической отчетности, то есть фактически понесенным затратам. Раздельный учет расходов ведется субъектами естественных монополий по основным элементам затрат (материальные затраты, амортизация, затраты на оплату труда, страховые взносы и прочие затраты) с последующим распределением затрат по видам деятельности и по услугам.

Согласно пункту 14 Порядка ведения РУДР порядок раздельного учета, а также состав прямых и косвенных расходов субъекта естественных монополий закрепляются в учетной политике субъекта естественных монополий либо в ином организационно-распорядительном документе.

В соответствии с пунктами 19, 20 Приказа ОГУЭП «Облкоммунэнерго» от 30.12.2021 года № 763 «Об учетной политике для целей бухгалтерского учета» доходы и расходы предприятия подразделяются на доходы и расходы от обычных видов деятельности и прочие доходы и расходы.

Учет доходов предприятие осуществляет в разрезе филиалов и видов деятельности (номенклатурных групп).

Доходы от обычных видов деятельности включают в себя:

1. Доходы от услуг по передаче электрической энергии по распределительным сетям, которые определяются исходя из утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифов.

2. Доходы от услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, которые определяются исходя из утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифов.

3. Доходы от реализации прочей продукции (услуг), которые определяются в соответствии с утвержденными калькуляциями.

Расходы подразделяются на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- прочие расходы.

Расходы по обычным видам деятельности подразделяются на:

- расходы основного производства (счет 20);

- общепроизводственные расходы (счет 25), которые распределяются между видами услуг пропорционально заработной плате работников, занятых в производстве данного вида услуг;

- общехозяйственные расходы (счет 26) в полной сумме признаются расходами текущего периода и списываются на счет 90.08 «Управленческие расходы».

До 2022 года общехозяйственные расходы (счет 26) распределялись по видам услуг пропорционально заработной плате работников, занятых непосредственно в производстве данного вида услуг в соответствии с приказом № 484 от 30.12.2020 «Об учетной политике для целей бухгалтерского учета ОГУЭП «Облкоммунэнерго».

Услуга входит в состав номенклатуры «Прочая продукция (услуги)».

Тариф на Услугу формируется в соответствии с порядком предоставления инфраструктуры электроэнергетики во временное ограниченное пользование для размещения сетей электросвязи, утвержденным приказом ОГУЭП «Облкоммунэнерго» от 18.03.2016 № 84 (далее — Порядок).

В соответствии с пунктом 4.2 Порядка в состав экономически обоснованных затрат (далее - ЭОЗ), связанных с предоставлением доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, включаются:

а) амортизационные отчисления по основным средствам (ВЛ электропередачи, используемые для предоставления доступа для размещения сетей электросвязи);

б) выполнение работ по осмотру, измерению, обследованию и техническому обслуживанию объекта инфраструктуры;

в) расходы на оплату труда производственного персонала (на основе дополнительно возникающих трудозатрат для выполнения операций), связанных с выполнением работ пункта б) в соответствии с Положениями об оплате труда и др. нормативными актами;

г) материальные затраты (ГСМ), расходуемые на производственные цели;

д) расходы на налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

е) накладные (косвенные) расходы не более 25%.

Размер тарифа определяется на основе ЭОЗ и необходимой прибыли.

Необходимая прибыль определяется с учетом рентабельности не более 35% по отношению к расходам.

В соответствии с пунктом 4.4. Порядка тариф на Услугу рассчитывается в рублях за 1 место на опоре ВЛ в месяц и не дифференцируется по уровням напряжения линий электропередачи. Тарифы дифференцируются в зависимости от количества предоставляемых в пользование опор и устанавливаются на 1 (одну) опору.

Комиссией ФАС России проведен анализ величины тарифа, состава и величины затрат, учитываемых в тарифе, на предмет их экономической обоснованности на основании представленной ОГУЭП «Облкоммунэнерго» информации, по результатам которого установлено следующее.

Расчет тарифов на Услугу за 2020-2022 годы осуществлялся на базе нормативных расходов в соответствии с калькуляцией на предоставление доступа к принадлежащей ОГУЭП «Облкоммунэнерго» инфраструктуре электроэнергетики для размещения сетей электросвязи, которая утверждается генеральным директором ОГУЭП «Облкоммунэнерго» (далее — Калькуляция).

Комиссия ФАС России отмечает, что включение амортизационных отчислений в состав тарифа на Услугу противоречит пункту 18 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», согласно которому расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

Таким образом, включение в тариф на Услугу амортизационных отчислений является экономически необоснованным.

В соответствии с Калькуляцией нормативные ЭОЗ (без НДС) по годам составляют: 2020 год — 307,10 руб., 2021 год — 327,64 руб., 2022 год — 400,43 руб.

В тарифе на Услугу по калькуляции предприятием учитывается рентабельность в 2020 году - 25%, в 2021 году - 25%, в 2022 году - 9%.

Согласно представленной информации количество опор, переданных во временное ограниченное пользование, составляет: 2020 год — 23161 шт., 2021 год — 27688 шт., 2022 год — 30216 шт.

Комиссией ФАС России был проведен расчет предполагаемых расходов в год исходя из данных Калькуляции, которые являются нормативными (таблица 2), в целях сравнения с данными бухгалтерской отчетности по прочим видам деятельности.

Сравнительный анализ расходов

Таблица 2

Наименование

2020

2021

2022

Количество опор (шт)

23 161

27 688

30 215

ЭОЗ по Калькуляции на 1 опору, руб.

307,10

327,64

400,43

Расчетные ЭОЗ по Калькуляции в год, руб.

85 352 91

108 860 356

145 192 715

Всего расходы по прочим видам деятельности по данным БУ

11 577 18

18 572 975

15 565 124

Отклонение по расходам,

раз

7,4

5,9

9,3

На основании проведенного анализа Комиссий ФАС России установлено, что нормативные расходы, учитываемые в составе тарифа на Услугу в соответствии с Калькуляцией существенно превышают расходы, относимые на прочие виды деятельности в соответствии с данными бухгалтерской отчетности: в 2020 году — в 7,4 раза, в 2021 году — в 5,9 раз, в 2022 году — в 9,3 раза.

Таким образом, размер и состав затрат, включаемых в тариф на Услугу в соответствии с Калькуляциями является экономически необоснованным.

В соответствии с пунктом 41 Правил владелец инфраструктуры вправе дифференцировать цены (тарифы) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи в зависимости от количества объектов инфраструктуры или их части, к которым предоставлен доступ, сроков их использования, а также технологических особенностей размещения сети электросвязи или ее отдельных элементов.

С учетом того, что ОГУЭП «Облкоммунэнерго» применяет дифференцированные тарифы, Комиссия на базе представленной ОГУЭП «Облкоммунэнерго» информации о доходах от Услуги, количестве опор, переданных во временное ограниченное пользование, информации о дифференциации тарифов, Комиссия рассчитала средневзвешенный применяемый тариф на Услугу.

 

Расчет средневзвешенного применяемого тарифа на Услугу

 

Таблица 3

Наименование

2020

2021

2022

Доходы (без НДС) от Услуги в год, руб.

21 855 650

28 867 992

33 957 048

Количество опор, шт.

23161

27688

30216

Средневзвешенный применяемый тариф (без НДС), руб./мес

78,64

86,88

93,65

 

В целях оценки экономической обоснованности уровня средневзвешенного применяемого тарифа, Комиссией ФАС России проведена оценка предполагаемых расходов с использованием показателя рентабельности, применяемого ОГУЭП «Облкоммунэнерго» при калькулировании тарифов на Услугу.

Анализ экономической обоснованности средневзвешенных применяемых тарифов на Услугу

Таблица 4

Наименование

2020

2021

2022

Доходы от Услуги в год, руб.

21 855 650

28 867 992

33 957 048

Количество опор, шт.

23161

27688

30216

Средневзвешенный тариф, руб./мес.

78,64

86,88

93,65

Необходимая прибыль

(при норме прибыли 25%)

15,73

17,38

18,73

Расходы, учитываемые в средневзвешенном тарифе, руб./мес.

62,91

69,51

74,92

Расходы в год, учитываемые в средневзвешенном тарифе, руб./год.

17 484 520

23 094 393

27 165 638

Расходы по прочим видам деятельности по данным БУ

11 577 185

18 572 975

15 565 124

Отклонения по расходам, раз

1,5

1,2

1,7

 

На основании проведенного анализа Комиссией ФАС России установлено, что нормативные расходы в год, учитываемые в составе средневзвешенных применяемых тарифов (без НДС), превышают все расходы по прочим видам деятельности в 2020 году в 1,5 раза, в 2021 году — в 1,2 раза, в 2022 году — в 1,7 раза.

Также Комиссией проведен анализ рентабельности услуг по прочим видам деятельности, в состав которых входит Услуга, по результатам которого установлено следующее.

 

Финансовые результаты деятельности ОГУЭП «Облкоммунэнерго»

по видам деятельности

Таблица 6

Вид деятельности

2020г.

2021г.

2022г.

 

Доходы

Расходы

Рентабельность

Доходы

Расходы

Рентабельность

Доходы

Расходы

Рентабельность

Передача электроэнергии

3 693 758 079

3 627 196 291

1,8%

4 278 548 568

4 258 354 339

0,5%

5 057 723 160

5 328 691 927

-5,1%

Технологическое присоединение

15 614 207

37 901 524

-58,8%

35 928 693

37 288 840

-3,6%

44 410 306

32 893 524

35,0%

Прочая деятельность

32 111 451

11 577 185

177,4%

39 768 882

18 572 975

114,1%

45 434 535

15 565 124

191,9%

Итого

3 741 483 736

3 676 674 999

1,8%

4 354 246 143

4 314 216 155

0,9%

5 147 568 002

5 377 150 575

-4,3%

 

По данным анализа бухгалтерской отчетности установлено, что рентабельность прочих видов деятельности, в состав которых входит Услуга, в 2020 году составила 177,4%, в 2021 году 114,2%, в 2022 году 191,9%.

Таким образом, Комиссией ФАС России установлено, что нормативные расходы, используемые для формирования тарифов по калькуляции не соответствуют данным бухгалтерской отчетности, то есть фактически понесенным расходам, на основе которых должны формироваться экономически обоснованные тарифы, следовательно установленные и применяемые тарифы на Услугу являются экономически необоснованными.

Комиссией на основании приказа ФАС России от 24.04.2010 № 220 «О порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по размещению оптических кабелей связи на воздушных линиях электропередачи на территории Иркутской области за 2021-2022 годы.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Сравнив существенные свойства товара, установлено отсутствие взаимозаменяемости услуги по предоставлению опор для размещения линий связи в границах пролегания инфраструктуры ОГУЭП «Облкоммунэнерго» на территории Иркутской области с иными способами размещения линий связи. Экономические и административные барьеры входа на рынок услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территории Иркутской области являются существенными. По результатам анализа рынка, учитывая высокие барьеры входа на рынок услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на территории Иркутской области отнесен к рынку с неразвитой конкуренцией.

Комиссией ФАС России установлено, что на основании части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ОГУЭП «Облкоммунэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи в границах пролегания своей инфраструктуры на территории Иркутской области с долей более 50%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможеннотарифное регулирование (далее — сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Таким образом, при применении метода сопоставимых рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование.

При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

Комиссия ФАС России, проанализировав, в том числе сведения, размещённые в открытых источниках, установила отсутствие рынка, сопоставимого по отношению к рассматриваемому рынку, находящегося в условиях конкуренции, в связи с чем применён затратный метод.

Комиссией ФАС России установлено, что применяемые в соответствии с приказами от 31.08.2020 № 295 и от 31.08.2021 № 469 тарифы на Услугу превышают сумму расходов, необходимых для производства и реализации товара, и норму необходимой прибыли.

11.05.2023 Комиссия ФАС России в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции приняла Заключение об обстоятельствах дела № 11/01/10-20/2022 (исх. ФАС России от 19.05.2023 № 11/39056/23, далее — Заключение).

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

ОГУЭП «Облкоммунэнерго» представлены пояснения в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении (вх. от 13.06.2023 № 88458-ЭП/23, далее — Пояснения).

В Пояснениях указано, что тарифы на Услугу являются экономически и иным образом обоснованными.

По результатам оценки указанного довода Комиссией установлено, что с пунктом 39 Правил цены (тарифы) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи устанавливаются на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.

Экономически обоснованными считаются любые расходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, то есть понесены для получения дохода (письмо Минфина России от 08.07.2019 № 03-03-06/1/50124).

Для документального подтверждения понесенных расходов используют первичные документы, доказывающие, что расходы действительно были понесены организацией.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Таким образом, экономически обоснованными расходами признаются любые затраты при условии, что они фактически произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, документально подтверждены и являются обоснованными.

Вместе с тем затраты, включаемые ОГУЭП «Облкоммунэнерго» в тариф на Услугу, документально не подтверждены, в официальной финансовой отчетности общества не отражены, в связи с чем не могут быть признаны экономически обоснованными.

На основании изложенного, указанный довод ОГУЭП «Облкоммунэнерго» является несостоятельным.

Каких-либо иных доводов, ранее не исследованных Комиссией ФАС России при рассмотрении дела № 11/01/10-20/2022, ОГУЭП «Облкоммунэнерго» не представлено.

Дело № 11/01/10-20/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОГУЭП «Облкоммунэнерго» было возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем Комиссией ФАС России в рамках рассмотрения дела не установлено оснований для квалификации рассматриваемых действий ОГУЭП «Облкоммунэнерго» по установлению по установлению с 01.01.2021 в соответствии с приказами от 31.08.2020 № 295 и от 31.08.2021 № 469 тарифов на предоставление доступа к принадлежащей ОГУЭП «Облкоммунэнерго» инфраструктуре электроэнергетики для размещения сетей электросвязи и их поддержанию как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» на основании статьи 6, пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением может быть признано установление (поддержание) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены.

По смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции).

На основании изложенного, Комиссия ФАС России установила в действиях ОГУЭП «Облкоммунэнерго» по установлению с 01.01.2021 в соответствии с приказами от 31.08.2020 № 295 и от 31.08.2021 № 469 тарифов на предоставление доступа к принадлежащей ОГУЭП «Облкоммунэнерго» инфраструктуре электроэнергетики для размещения сетей электросвязи и их поддержанию нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно установление и поддержание монопольно высокой цены услуги.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции, в том числе являются рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Рассматриваемые действия ОГУЭП «Облкоммунэнерго» приводят (могут привести) к ограничению конкуренции, поскольку установление таких ценовых условий (заградительных тарифов) на услуги по предоставлению опор воздушных линий электропередачи для размещения оптического кабеля связи создает дополнительные барьеры для входа хозяйствующим субъектам на рынок оказания услуг связи.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела № 11/01/10-20/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОГУЭП «Облкоммунэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

2. Признать действия ОГУЭП «Облкоммунэнерго» (664009, г. Иркутск, ул. Ширямова 54; ИНН/КПП 3800000252/381101001; ОГРН 1023801542412), выразившиеся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услуги по предоставлению мест креплений на воздушных линиях электропередачи для размещения оптического кабеля, нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3. По результатам рассмотрения дела № 11/01/10-20/2022 о нарушении антимонопольного законодательства выдать ОГУЭП «Облкоммунэнерго» (664009, г. Иркутск, ул. Ширямова 54; ИНН/КПП 3800000252/381101001; ОГРН 1023801542412) предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны