Решение №03/49746/15 Решение по делу № 1-10-9/00-03-15 от 16 сентября 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 1-10-9/00-03-15

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена «21» июля 2015г.

В полном объеме решение изготовлено «15» сентября 2015г.

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX, рассмотрев дело № 1-10-9/00-03-15 по признакам нарушения ФГУП «Почта России» (место нахождения: 131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 37) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Санкт-Петербургское УФАС России обратилось ООО Издательский дом «Консьержъ» с просьбой рассмотреть на соответствие антимонопольному законодательству действий ФГУП «Почта России», выразившихся в повышении со 2-го полугодия 2014 года тарифов за доставку по подписке.

ФГУП «Почта России» осуществляет на договорной основе распространение печатных изданий.

ООО Издательский дом «Консьержъ» издает газету, распространяемую по подписке.

Согласно пункту 2 Правил распространения периодических печатных изданий по подписке, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2001 № 759 (далее – Правила распространения периодических печатных изданий), подписка на периодические печатные издания - форма распространения периодических печатных изданий, включающая в себя ряд технологических операций, в том числе прием подписки на указанные издания, и, если это предусмотрено в договоре подписки, их доставка.

Цена подписки экземпляра (экземпляров) периодического печатного издания складывается из цены экземпляра (экземпляров) этого издания, выпускаемого в течение указанного в договоре подписного периода, и цены услуг по оформлению и исполнению договора подписки, в том числе цены доставки периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки (пункт 3 Правил распространения периодических печатных изданий).

ФГУП «Почта России» находится в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по услуге подписка на периодические печатные издания с долей более 65% и по услуге доставка периодических печатных изданий с долей более 65% на территории Российской Федерации (приказы ФАС России исх. № 216 от 31.12.2004, исх. № 263 от 17.11.2005). 

Приказом от 25.07.2014 № 294 Санкт-Петербургским УФАС России в отношении ФГУП «Почта России» возбуждено дело №К05-93/14 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в действиях при установлении экономически необоснованных цен за доставку газет и журналов, доставляемых по карточной системе на 2-е полугодие 2014 года.

Федеральная антимонопольная служба приняла к своему рассмотрению поступившие от территориальных антимонопольных органов заявления редакций газет и журналов о повышении ФГУП «Почта России» тарифов на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов на 2-е полугодие 2014 года: от Саратовского УФАС России (заявление Саратовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» (410012, г. Саратов, ул. Университетская, 45/51), от Кировского УФАС России (заявление Региональной общественной организации «Союз журналистов Кировской области» (610000, г. Киров, ул. Пятницкая, 2а), от Астраханского УФАС России (заявление Редакции газеты «Красноярский вестник» (416150, Астраханская обл., Красноярский район, село Красный Яр, ул. Советская, 62), от Ярославского УФАС России (заявление от Региональной общественной организации «Союз журналистов Ярославской области» (150000, г. Ярославль, ул. Максимова, д. 17/27, оф. 1), от Самарского УФАС России (заявление Самарской областной организации Союза журналистов России (443001, г. Самара, ул. Самарская, 179, Дом журналиста), от Волгоградского УФАС России (заявление Волгоградской областной организации Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» (400131, г. Волгоград, наб. им. 62-й Армии, 1), от Омского УФАС России (заявления БУ Омской области «Редакция газеты «Наша газета» (646700, Омская область, р.п. Шербакуль, ул. Советская, 99), Омского областного отделения Союза журналистов России (644010, г. Омск, ул. Ленина, д. 34), БУ Омской области «Редакция газеты «Авангард» (646040, Омская область, р.п. Марьяновка, ул. Садовая, 2), БУ Омской области «Редакция газеты «Наша Искра» (646104, Омская область, г. Называевск, ул. Кирова, 55), БУ Омской области «Редакция газеты «Пламя» всегда с вами» (646860, Омская обл., Одесский район, с. Одесское, ул. Ленина, 36), БУ Омской области «Редакция газеты «Ваша Звезда» (646760, Омская обл., р.п. Павлоградка, ул. Пролетарская, 12), БУ Омской области «Редакция газеты «Знамя» (646024, Омская обл., г. Исилькуль, ул. Коммунистическая, 12), БУ Омской области «Редакция газеты Ваша «Сельская трибуна» (646130, Омская обл., р.п. Крутинка, ул. Кооперативная, 15), от Карачаево-Черкесского УФАС России (заявления РГБУ «Редакция газеты «День республики» (369000, г. Черкесск, пл. Кирова, 23, Дом печати), РГБУ «Редакция газеты «Къарачай» (369000, г. Черкесск, пл. Кирова, 23, Дом печати), РГБУ «Редакция газеты «Черкес хэку» (369000, г. Черкесск, пл. Кирова, 23, Дом печати), РГБУ «Редакция газеты «Абазашта» (369000, г. Черкесск, пл. Кирова, 23, Дом печати).

Также на рассмотрение ФАС России поступили заявление от НП «Верхневолжская ассоциация периодической печати» (170100, г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 7) о повышении ФГУП «Почта России» тарифов на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов на 2-е полугодие 2014 года и информация от физических лиц XXXXXXXXXXXXX (г. Оренбург) и XXXXXXXXXXXXX (г. Нижний Новгород) о повышении ФГУП «Почта России» на 1-е полугодие 2015 года тарифов на услуги по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов, доставляемых по карточной системе при оформлении подписки до востребования или до ячейки абонементного почтового шкафа.

Учитывая, что действия ФГУП «Почта России», выразившиеся в повышении тарифов на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов на 2-е полугодие 2014 года, а также на услуги по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов, доставляемых по карточной системе при оформлении подписки до востребования или до ячейки абонементного почтового шкафа на 1-е полугодие 2015 года совершены на территории двух и более субъектов Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба в соответствии с пунктом 1.4.3 Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных приказом ФАС России от 01.08.2007 № 244, приняла решение о принятии к своему рассмотрению дела №К05-93/14 и присвоила делу учетный номер <...> -10-9/00-03-15 (приказ ФАС России от 04.02.2015 № 48/15 «О принятии переданного дела к рассмотрению и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»).

Учитывая, что действия ФГУП «Почта России», указанные в заявлениях редакций газет и журналов, принятых к своему рассмотрению ФАС России от территориальных антимонопольных органов, в заявлении от НП «Верхневолжская ассоциация периодической печати» (170100, г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 7), а также в информации от физических лиц аналогичны действиям ФГУП «Почта России», рассматриваемым в рамках дела №К05-93/14, действия ФГУП «Почта России», выразившиеся в повышении тарифов на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов на 2-е полугодие 2014 года, а также на услуги по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов, доставляемых по карточной системе при оформлении подписки до востребования или до ячейки абонементного почтового шкафа на 1-е полугодие 2015 года, рассматриваются в рамках дела № 1-10-9/00-03-15.

В ходе рассмотрения дела № 1-10-9/00-03-15 Комиссия установила наличие в действиях ФГУП «Почта России» признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в установлении монопольно высокой цены на услуги по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов, доставляемых по карточной системе, по адресной системе, а также по карточной системе при оформлении подписки до востребования или до ячейки абонементного почтового шкафа (далее – услуги по приему заказов на подписку и по доставке) на 2-е полугодие 2014 года, на услуги по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов, доставляемых по карточной системе при оформлении подписки до востребования или до ячейки абонементного почтового шкафа на 1-е полугодие 2015 года (определение об отложении рассмотрения дела № 1-10-9/00-03-15 от 15.04.2015  исх. № 03/18413/15).

Изучив материалы дела, пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

Тарифы на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов, начиная с подписной кампании на второе полугодие 2014 года, установлены распоряжением ФГУП «Почта России» исх. № 12-р от 17.03.2014 «Об установлении тарифов на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов» на территории Российской Федерации с распределением по 5 тарифным зонам, где:

в первую тарифную зону входят УФПС – филиалы ФГУП «Почта России» по: Республике Адыгея, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Республике Северная Осетия-Алания, Чувашской Республике, Астраханской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Волгоградской области, Воронежской области, Ивановской области, Калининградской области, Калужской области, Костромской области, Краснодарскому краю, Курской области, Липецкой области, Московской области, Нижегородской области, Новгородской области, Орловской области, Пензенской области, Псковской области, Ростовской области, Рязанской области, Самарской области, Саратовской области, Смоленской области, Ставропольскому краю, Тамбовской области, Тверской области, Тульской области, Ульяновской области, Ярославской области, г. Москве, г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области, Чеченской Республике, Республике Татарстан;

во вторую тарифную зону входят УФПС – филиалы ФГУП «Почта России» по: Республике Калмыкия, Республике Башкортостан, Республике Карелия, Удмуртской Республике, Вологодской области, Кировской области, Курганской области, Оренбургской области, Пермскому краю, Свердловской области, Тюменской области, Челябинской области, Алтайскому краю, Республике Бурятии, Республике Коми, Республике Тыва, Республике Хакасия, Архангельской области, Иркутской области, Красноярскому краю, Новосибирской области, Омской области;

в третью тарифную зону входят УФПС – филиалы ФГУП «Почта России» по: Приморскому краю, Кемеровской области, Томской области, Забайкальского края, Республике Алтай, Амурской области, Мурманской области, Еврейской автономной области, Хабаровскому краю, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югра;

в четвертую тарифную зону входят УФПС – филиалы ФГУП «Почта России» по: Магаданской области, Республике Саха (Якутия), Сахалинской области, Ненецкому автономному округу, Ямало-Ненецкому автономному округу, Камчатскому краю;

в пятую тарифную зону входит УФПС Чукотского автономного округа – филиал ФГУП «Почта России».

По информации ФГУП «Почта России» основаниями повышения тарифов на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов на 2-е полугодие 2014 года являлись убыточность данной услуги, сохранение тарифов без изменения длительный период времени, сохранение ФГУП «Почта России» скидок для подписчиков изданий в зависимости от объемов разовых подписных тиражей изданий, прекращение со 2-го полугодия 2014 года субсидирования компенсаций потерь в доходах, связанных со сдерживанием ФГУП «Почта России» роста тарифов на услуги по распространению периодических печатных изданий.

Тарифы на услуги по приему заказов от клиентов на подписку и доставку газет и журналов на подписные кампании 2008 года устанавливались в соответствии с позицией Мининформсвязи России о том, что ежегодный рост тарифов на основные услуги организаций федеральной почтовой связи, в том числе на услуги по приему подписки и доставке периодических печатных изданий, не должен превышать темпов инфляции (письмо Мининформсвязи России исх. № БА-П31-1593 от 05.05.2006, направленное в Правительство Российской Федерации во исполнение поручений протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева «О распространении в Российской Федерации периодических печатных изданий по подписке» от 30.03.2006).

На 1-е полугодие 2008 года тарифы были проиндексированы на 8,5% (распоряжение ФГУП «Почта России» исх. № 88-р от 09.07.2007 «Об установлении тарифов на оказание услуг по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов на первое полугодие 2008 года»). Вместе с тем, по мнению ФГУП «Почта России», прогнозный уровень инфляции 8,5% за 2007 год, закладываемый при установлении тарифов на услугу на подписные кампании 2008 года, значительно отличался от фактического уровня, который составил 11,9%. В связи с чем, во втором полугодии 2008 года тарифы на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и доставку газет и журналов были увеличены на 4,5%.

Начиная со 2-го полугодия 2008 года тарифы на услуги по приему заказов на подписку и по доставке оставались без изменения до 2-го полугодия 2013 года (приказ ФГУП «Почта России» исх. № 218-п от 07.07.2008 «Об установлении тарифов на оказание услуг по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов на первое полугодие 2009 года», приказ ФГУП «Почта России» исх. № 9-п от 13.02.2009 «Об установлении тарифов на оказание услуг по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов на второе полугодие 2009 года», распоряжение ФГУП «Почта России» исх. № 4-р от 08.02.2011 «Об установлении тарифов на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов на второе полугодие 2011 года», распоряжение ФГУП «Почта России» исх. № 33-р от 20.07.2012 «О тарифах на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов на первое полугодие 2013 года»).

Согласно пункту 2 Протокола совещания у заместителя Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации А.К. Волина от 15.01.2013 № 1-пр было отмечено, что наиболее предпочтительным вариантом подписной кампании на 2-е полугодие 2013 года ФГУП «Почта России» при сохранении текущего уровня субсидирования из федерального бюджета в размере 3,318 млрд. руб. является повышение тарифов на услугу по приему заказов и доставку периодических печатных изданий на 10-15%.

На 2-е полугодие 2013 года тарифы на услуги по приему заказов на подписку и по доставке были проиндексированы на 15% (распоряжение ФГУП «Почта России» исх. № 7-р от 14.02.2013 «Об установлении тарифов на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов на второе полугодие 2013 года»).

Тарифы на услуги по приему заказов на подписку и по доставке на 1-е полугодие 2014 года были установлены на уровне тарифов на 2-е полугодие 2013 года (распоряжение ФГУП «Почта России» исх. № 37-р от 04.07.2013 «О тарифах на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и доставку газет и журналов»).

Тарифы для 1 экземпляра газеты и журнала доставляемого по карточной системе для центральных, областных, краевых, республиканских изданий (без НДС, руб.):

Тариф-ная зона

Масса 1 экземпляра газеты и журнала, г

до 12,5 г включительно

за каждые последующие/неполные 12,5 г

1п/г

2008г.

2 п/г 2008- 1 п/г 2013г.

2 п/г 2013-1 п/г 2014г

2 п/г 2014г

% изме-нения 2 п/г 2014 к 1 п/г 2008г.

1п/г

2008г.

2 п/г 2008- 1 п/г 2013г.

2 п/г 2013-1 п/г 2014г

2 п/г 2014г

% изме-нения 2 п/г 2014 к 1 п/г 2008г.

1.

1,36

1,42

1,63

4,38

222,1

0,71

0,74

0,85

1,06

49,3

2.

1,48

1,55

1,78

4,93

233,1

0,76

0,79

0,91

1,20

57,9

3.

1,64

1,71

1,97

3,59

118,9

0,86

0,90

1,04

1,38

60,5

4.

1,90

1,99

2,29

4,28

125,3

0,98

1,02

1,17

1,74

77,6

5.

2,05

2,14

2,46

5,36

161,5

1,04

1,09

1,25

2,73

162,5

 

 

Тарифы для 1 экземпляра газеты и журнала доставляемого по карточной системе для районных/городских изданий (без НДС, руб.):

Тариф-ная зона

Масса 1 экземпляра газеты и журнала, г

до 12,5 г включительно

за каждые последующие/неполные 12,5 г

1п/г

2008г.

2 п/г 2008- 1 п/г 2013г.

2 п/г 2013-1 п/г 2014г

2 п/г 2014г

% изме-нения 2 п/г 2014 к 1 п/г 2008г.

1п/г

2008г.

2 п/г 2008- 1 п/г 2013г.

2 п/г 2013-1 п/г 2014г

2 п/г 2014г

% изме-нения 2 п/г 2014 к 1 п/г 2008г.

1.

0,92

1,07

1,23

3,29

257,6

0,48

0,56

0,64

0,79

64,6

2.

1,00

1,16

1,33

3,70

270

0,51

0,59

0,68

0,90

76,5

3.

1,23

1,28

1,47

2,68

117,9

0,65

0,68

0,78

1,04

60

4.

1,43

1,49

1,71

3,20

123,8

0,74

0,77

0,89

1,31

77

5.

1,54

1,61

1,85

4,03

161,7

0,78

0,82

0,94

2,05

162,8

 

Тарифы для 1 экземпляра газеты и журнала доставляемого по карточной системе при оформлении подписки до востребования или на абонентский ящик для центральных, областных, краевых, республиканских изданий (без НДС, руб.):

Тариф-ная зона

Масса 1 экземпляра газеты и журнала, г

до 12,5 г включительно

за каждые последующие/неполные 12,5 г

1 п/г

2008 г.

2 п/г 2008- 1 п/г 2013г.

2 п/г 2013-1 п/г 2014г

2 п/г 2014г

% изме-нения 2 п/г 2014 к 1 п/г 2008 г.

1 п/г

2008 г.

2 п/г 2008- 1 п/г 2013г.

2 п/г 2013-1 п/г 2014г

2 п/г 2014г

% изме-нения 2 п/г 2014 к 1 п/г 2008 г.

1.

1,22

1,28

1,47

3,47

184,4

0,64

0,67

0,77

0,14

-357

2.

1,33

1,39

1,60

3,91

194

0,68

0,71

0,82

0,18

-277,8

3.

1,48

1,55

1,78

3,24

118,9

0,77

0,80

0,92

0,20

-285

4.

1,71

1,79

2,06

3,85

125,2

0,88

0,92

1,06

0,42

-109,5

5.

1,85

1,93

2,22

4,84

161,6

0,94

0,98

1,13

2,26

140,4

 

Тарифы для 1 экземпляра газеты и журнала доставляемого по карточной системе при оформлении подписки до востребования или на абонентский ящик для районных/городских изданий (без НДС, руб.):

Тариф-ная зона

Масса 1 экземпляра газеты и журнала, г

до 12,5 г включительно

за каждые последующие/неполные 12,5 г

1 п/г

2008г

2 п/г 2008- 1 п/г 2013г.

2 п/г 2013-1 п/г 2014г

2 п/г 2014г

% изме-нения 2 п/г 2014 к 1 п/г 2008 г.

1 п/г

2008 г.

2 п/г 2008- 1 п/г 2013г.

2 п/г 2013-1 п/г 2014г

2 п/г 2014г

% изме-нения 2 п/г 2014 к 1 п/г 2008 г.

1.

0,92

0,96

1,10

2,60

182,6

0,48

0,50

0,58

0,11

-336,4

2.

1,00

1,04

1,20

2,93

193

0,51

0,53

0,61

0,14

-264,3

3.

1,11

1,16

1,33

2,43

118,9

0,59

0,60

0,69

0,15

-293,3

4.

1,29

1,34

1,54

2,89

124

0,67

0,69

0,79

0,31

-116

5.

1,39

1,45

1,67

3,63

161,2

0,70

0,74

0,85

1,70

142,9

 

Тарифы на прием подписки по адресной системе для тиражей газет и журналов (без НДС, руб.):

Тариф-ная зона

1 п/г

2008 г.

2 п/г 2008г.- 1 п/г 2013г.

2 п/г 2013г.-1 п/г 2014г.

2 п/г 2014 г.

% изменения

2 п/г 2014 г. к 1 п/г 2008 г.

1.

6,13

6,41

7,37

11,39

85,8

2.

6,77

7,08

8,14

12,55

85,4

3.

7,57

7,91

9,10

13,87

83,2

4.

8,79

9,19

10,57

16,23

84,6

5.

9,50

9,93

11,42

17,80

87,4

 

Комиссия отмечает, что согласно распоряжению ФГУП «Почта России» от 09.07.2007 № 89-р «Об утверждении порядка унификации тарифов на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов и внедрения системы предоставления скидок подписчикам изданий» директорам УФПС – филиалов ФГУП «Почта России» установлено предоставлять скидки подписчикам изданий в зависимости от объемов разовых подписных тиражей изданий, а именно:

в 1-м полугодии 2008 года – сократить существующую разницу в тарифах для изданий центрального/областного и районного/городского уровней с 35% до 25% при этом предоставлять пониженный тариф (в качестве скидки) при следующих условиях: подписчикам центральных изданий, разовый подписной тираж которых свыше 230.000 экз.; подписчикам областных (краевых, республиканских) изданий, разовый подписной тираж которых свыше 15.500 экз.; подписчикам всех районных и городских изданий.

во 2-м полугодии 2008 года – сократить существующую разницу в тарифах для изданий центрального/областного и районного/городского уровней с 25% до 17% при этом предоставлять пониженный тариф (в качестве скидки) при следующих условиях: подписчикам центральных изданий, разовый подписной тираж которых свыше 220.000 экз.; подписчикам областных (краевых, республиканских) изданий, разовый подписной тираж которых свыше 15.500 экз.; подписчикам районных/городских изданий, разовый подписной тираж которых свыше 5.500 экз.

Комиссия, проанализировав тарифы на услуги по приему заказов на подписку и по доставке, установленные ФГУП «Почта России» со 2-го полугодия 2008 года по 1-е полугодие 2015 года, установила:

- сохранение ФГУП «Почта России» за период со 2-го полугодия 2008 по 1-е полугодие 2015 года при оказании услуги по приему заказов на подписку и по доставке по карточной системе (до адресата) скидок для подписчиков на центральные издания, разовый подписной тираж которых свыше 220.000 экз., для подписчиков областных, краевых, республиканских изданий с разовым подписным тиражом свыше 15.500 экз. (в 1-м полугодии 2015 года – свыше 10.000 экз.) на уровне в среднем 17% (в совокупности по всем тарифным зонам), для подписчиков всех районных и городских изданий – на уровне в среднем 25% (в совокупности по всем тарифным зонам);

- сохранение ФГУП «Почта России» за период со 2-го полугодия 2008 по 1 полугодие 2014 года при оказании услуги по приему заказов на подписку и по доставке по карточной системе при оформлении подписки до востребования или до ячейки абонементного почтового шкафа скидок для подписчиков на центральные издания, разовый подписной тираж которых свыше 220.000 экз., для подписчиков областных, краевых, республиканских изданий с разовым подписным тиражом свыше 15.500 экз. на уровне в среднем 25,4% (в совокупности по всем тарифным зонам), для подписчиков всех районных и городских изданий – на уровне в среднем 32,5% (в совокупности по всем тарифным зонам);

- установление ФГУП «Почта России» на 2-е полугодие 2014 года при оказании услуги по приему заказов на подписку и по доставке по карточной системе при оформлении подписки до востребования или до ячейки абонементного почтового шкафа скидок для подписчиков на центральные издания, разовый подписной тираж которых свыше 220.000 экз., для подписчиков областных, краевых, республиканских изданий с разовым подписным тиражом свыше 15.500 экз. на уровне в среднем 28,7% (при массе одного экземпляра газеты или журнала до 12,5 г включительно), на уровне в среднем 75% (при массе одного экземпляра газеты или журнала за каждые последующие полные/неполные 12,5 г) (в совокупности по всем тарифным зонам), для подписчиков всех районных и городских изданий – на уровне в среднем 34,2% (при массе одного экземпляра газеты или журнала до 12,5 г включительно), на уровне в среднем 77,4% (при массе одного экземпляра газеты или журнала за каждые последующие полные/неполные 12,5 г)  (в совокупности по всем тарифным зонам);

- сохранение ФГУП «Почта России» в 1-м полугодии 2015 года при оказании услуги по приему заказов на подписку и по доставке по карточной системе при оформлении подписки до востребования или до ячейки абонементного почтового шкафа скидок для подписчиков на центральные издания, разовый подписной тираж которых свыше 220.000 экз., для подписчиков областных, краевых, республиканских изданий с разовым подписным тиражом свыше 10.000 экз. на уровне в среднем 23,5% (в совокупности по всем тарифным зонам), для подписчиков всех районных и городских изданий – на уровне в среднем 31% (в совокупности по всем тарифным зонам).

В связи с убыточностью оказания услуги по подписке в 2008 году Правительством РФ было принято решение о выделении ФГУП «Почта России» государственных субсидий на компенсацию потерь в доходах, связанных со сдерживанием ФГУП «Почта России» роста тарифов на услугу по приему заказов на подписку и доставку периодических печатных изданий.

Субсидии в 2011г., 2012г., в 2013г. были предусмотрены в соответствии с Федеральным законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», Федеральным законом от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.04.2013 № 528-р ФГУП «Почта России» передано в ведение Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Правил предоставления субсидий ФГУП "Почта России" из федерального бюджета на компенсацию потерь в доходах, связанных со сдерживанием указанным предприятием роста тарифов на услуги по распространению периодических печатных изданий, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 05.11.2013 № 338, субсидии предоставляются на основании договора между Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и ФГУП "Почта России".

Федеральным законом от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования из федерального бюджета на субсидии ФГУП «Почта России» на компенсацию потерь в доходах, связанных со сдерживанием указанным предприятием роста тарифов на услуги по распространению периодических печатных изданий, в рамках подпрограммы «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе» государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)» (Иные бюджетные ассигнования) в размере 3 млрд. руб.

По информации, представленной УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области – филиала ФГУП «Почта России» в 2013 году ФГУП «Почта России» были выданы субсидии в следующих размерах:

- 2.532.883.000 руб. (по итогам подписной кампании за 2-е полугодие 2012 года и 1-е полугодие 2013 года, договор № 0410/137 от 13.12.2013 о предоставлении субсидий ФГУП «Почта России» из федерального бюджета на компенсацию потерь в доходах, связанных со сдерживанием указанным предприятием роста тарифов на услуги по распространению периодических печатных изданий);

- 3.000.000.000 руб. (по итогам подписной кампании за 2-е полугодие 2013 года – 1.500.000.000 руб., по итогам подписной кампании за 1-е полугодие 2014 года – 1.500.000.000 руб., договор № 0410/28 от 10.06.2014 о предоставлении субсидий ФГУП «Почта России» из федерального бюджета на компенсацию потерь в доходах, связанных со сдерживанием указанным предприятием роста тарифов на услуги по распространению периодических печатных изданий).

Следовательно, субсидии на компенсацию потерь в доходах, связанных со сдерживанием ФГУП «Почта России» роста тарифов на услуги по распространению периодических печатных изданий, на 2-е полугодие 2014 года и последующие периоды в федеральном бюджете не предусмотрены.

Комиссия проанализировала данные ФГУП «Почта России» о доходах и расходах по услуге «прием заказов на подписку и доставку газет и журналов», составленных по результатам раздельного учета доходов и расходов за 2011г., 2012г., 2013г., 1 полугодие 2014 г. (факт), данные о выданных ФГУП «Почта России» субсидиях и установила, что убыток услуги «прием заказов на подписку и доставку газет и журналов» (с учетом выданных субсидий) составил: за 2011 год – 3.081.618.636 руб., за 2012 год – 2.716.944.583 руб., за 2013 год – 2.648.857.686 руб., за 1 полугодие 2014 года – 1.107.464.341 руб.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Комиссией не выявлен сопоставимый рынок услуг подписки и доставки периодических печатных изданий на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 25.05.2010 №16678/09 было указано на допустимость применения антимонопольным органом только одного из критериев монопольно высокой цены с целью установления нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая, что тарифы на услуги по подписке и доставке по карточной системе при оформлении подписки до востребования или до ячейки абонементного почтового шкафа (для центральных, областных, краевых, республиканских изданий и для районных/городских изданий), а также тарифы на услуги по подписке и доставке по карточной системе при оформлении подписки до адресата для районных/городских изданий устанавливаются в форме скидки от тарифа на услуги по подписке и доставке по карточной системе при оформлении подписки до адресата (для центральных, областных, краевых, республиканских изданий), Комиссия анализировала себестоимость услуги по подписке и доставке по карточной системе при оформлении подписки до адресата (для центральных, областных, краевых, республиканских изданий) на предмет нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия проанализировала данные о себестоимости данной услуги по состоянию на 2-е полугодие 2007 года (плановая себестоимость) (приобщены к материалам дела № 1-10-9/00-03-15 служебной запиской №03-6898-С/15 от 24.06.2015) и данные о себестоимости данной услуги по состоянию на 1-е полугодие 2013 года (фактическая себестоимость), на 2-е полугодие 2014 года (плановая себестоимость) (информация представлена ФГУП «Почта России» с грифом «коммерческая тайна») и установила, что в целом (по всем тарифным зонам) повышение себестоимости услуги по приему заказов на подписку и по доставке по карточной системе при оформлении подписки до адресата (на фактический средний вес одного периодического печатного издания) за период со 2-го полугодия 2007 года по 2-е полугодие 2014 года составило около 335,9%.

Увеличение фактического среднего веса 1 периодического печатного издания за период со 2-го полугодия 2007 года по 2-е полугодие 2014 года (по всем тарифным зонам) составило в среднем 27,5%.

Повышение себестоимости услуги по приему заказов на подписку и по доставке по карточной системе при оформлении подписки до адресата за период с 2008 года по 2-е полугодие 2014 года происходило на фоне снижения объема услуг по приему заказов на подписку и по доставке в размере около 45%.

Комиссией установлено, что увеличение себестоимости услуги по приему заказов на подписку и по доставке в расчете на 1 экземпляр газеты или журнала минимальной массой 12,5 г (по всем тарифным зонам) за период со 2-го полугодия 2007 года по 2-е полугодие 2014 года составило в среднем 392,4%.

Увеличение себестоимости услуги по приему заказов на подписку и по доставке в расчете на 1 экземпляр газеты или журнала минимальной массой 12,5 г (по всем тарифным зонам) за период со 2-го полугодия 2007 года по 2-е полугодие 2014 года произошло в большей части по статьям затрат, занимающих наибольший удельный вес: затраты на персонал (удельный вес составляет 59,28% за 2-е полугодие 2007 года, 66,34% за 1-е полугодие 2013 года, 66,33% за 2-е полугодие 2014 года); расходы по оплате товаров, работ и услуг сторонних организаций (удельный вес составляет 15,75% по данным за 2-е полугодие 2007 года, 23,57% за 1-е полугодие 2013 года, 23,48% за 2-е полугодие 2014 года); материальные расходы (удельный вес составляет 6,92% по данным за 2-е полугодие 2007 года, 6,55% за 1-е полугодие 2013 года, 6,51% за 2-е полугодие 2014 года).

Процент повышения тарифов на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов, доставляемых по карточной системе, по адресной системе, а также по карточной системе при оформлении подписки до востребования или до ячейки абонементного почтового шкафа за период с 1-го полугодия 2008 года по 2-е полугодие 2014 года составил около 201,7% (в совокупности по всем тарифным зонам).

Учитывая, что процент повышения тарифов на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов за период с 1-го полугодия 2008 года по 2-е полугодие 2014 года ниже роста себестоимости данной услуги за период со 2-го полугодия 2007 года по 2-е полугодие 2014 года и, учитывая изменение условий обращения товара на товарном рынке, обусловленных мерами государственного регулирования, путем прекращения со 2-го полугодия 2014 года субсидирования компенсаций потерь в доходах, связанных со сдерживанием ФГУП «Почта России» роста тарифов на услуги по распространению периодических печатных изданий, Комиссия пришла к выводу об отсутствии нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях ФГУП «Почта России», выразившихся в установлении монопольно высокой цены на услуги по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов, доставляемых по карточной системе, по адресной системе, а также по карточной системе при оформлении подписки до востребования или до ячейки абонементного почтового шкафа на 2-е полугодие 2014 года.

Согласно распоряжению ФГУП «Почта России» исх. № 41-р от 24.07.2014 «Об установлении тарифов на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов» тарифы на услуги по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов, доставляемых по карточной системе и по адресной системе на 1-е полугодие 2015 года установлены на уровне тарифов 2-го полугодия 2014 года на данные услуги.

Динамика изменения тарифов для 1 экземпляра газеты и журнала доставляемого по карточной системе при оформлении подписки до востребования или на абонентский ящик для центральных, областных, краевых, республиканских изданий (без НДС, руб.):

Тариф-ная зона

Масса 1 экземпляра газеты и журнала, г

до 12,5 г включительно

за каждые последующие/неполные 12,5 г

2 п/г 2013-1 п/г 2014г

2 п/г 2014г

% изме-нения 2 п/г 2014 к 2 п/г 2013 г.

1 п/г 2015г.

% изме-нения 1 п/г 2015 к 2 п/г 2014г.

2 п/г 2013-1 п/г 2014г

2 п/г 2014г

% изме-нения 2 п/г 2014 к 2 п/г 2013 г.

1 п/г 2015г.

% изме-нения 1 п/г 2015 к 2 п/г 2014г.

1.

1,47

3,47

136

3,94

13,5

0,77

0,14

-81,8

2,96

2.114

2.

1,60

3,91

144,4

4,44

13,6

0,82

0,18

-78

3,33

1.750

3.

1,78

3,24

82

3,23

-0,3

0,92

0,20

-78,3

2,41

1.105

4.

2,06

3,85

86,9

3,85

0

1,06

0,42

-60,4

2,88

585,7

5.

2,22

4,84

118

4,82

-0,4

1,13

2,26

100

3,63

60,6

 

Согласно информации ФГУП «Почта России» тарифы на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и доставку газет и журналов, доставляемых по карточной системе при оформлении подписки до востребования или до ячейки абонементного почтового шкафа до 2-го полугодия 2014 года были установлены как скидка в размере 10% от тарифа для изданий, доставляемых по карточной системе с доставкой до адресата.

Комиссией установлено, что с 1-го полугодия 2008 года по 1-е полугодие 2014 года включительно тарифы на данную услугу устанавливались со снижением в среднем на 11% (13,2% в 1-м полугодии 2008 года, 10% во 2-м полугодии 2008 года – 1-м полугодии 2013 года, 9,9% во 2-м полугодии 2013 года – 1-м полугодии 2014 года) от тарифа на услуги по приему заказов от клиентов на подписку и доставку газет и журналов, доставляемых по карточной системе до адресата (для центральных, областных, краевых, республиканских изданий) (в совокупности по всем тарифным зонам).

В результате анализа тарифов 2-го полугодия 2014 года на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и доставку газет и журналов, доставляемых по карточной системе при оформлении подписки до востребования или до ячейки абонементного почтового шкафа Комиссией установлено, что тарифы на данную услугу установлены со снижением в среднем на 42,2% от тарифов на услуги по приему заказов от клиентов на подписку и доставку газет и журналов, доставляемых по карточной системе (для центральных, областных, краевых, республиканских изданий) (по всем тарифным зонам).

По информации ФГУП «Почта России» в связи с отсутствием значительного увеличения подписчиков в результате увеличения скидки и в целях сокращения убытков от оказания услуги по приему заказов на подписку и доставку газет и журналов, доставляемых по карточной системе при оформлении подписки до востребования или до ячейки абонементного почтового шкафа, тариф на данную услугу на 1-ое полугодие 2015 года установлен как скидка в размере 10% от тарифа для центральных, областных, краевых, республиканских изданий, доставляемых по карточной системе при оформлении подписки до адресата (что Комиссией установлено по результатам анализа тарифов на услугу по приему заказов на подписку и доставку газет и журналов, доставляемых по карточной системе при оформлении подписки до востребования или до ячейки абонементного почтового шкафа (в совокупности по всем тарифным зонам) на 1-ое полугодие 2015 года).

Учитывая изложенное, а также отсутствие нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях ФГУП «Почта России», выразившихся в установлении монопольно высокой цены на услуги по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов, доставляемых по карточной системе до адресата на 2-е полугодие 2014 года, Комиссия пришла к выводу об отсутствии нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях ФГУП «Почта России», выразившихся в установлении монопольно высокой цены на услуги по приему заказов от клиентов на подписку и по доставке газет и журналов, доставляемых по карточной системе при оформлении подписки до востребования или до ячейки абонементного почтового шкафа на 1-е полугодие 2015 года.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 47.1, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 1-10-9/00-03-15 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием в действиях ФГУП «Почта России» нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Связанные организации

Связанные организации не указаны