Определение №03/84538/16 Определение о возбуждении дела № 4-14.31-1699/00-03-16 и про... от 6 декабря 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном правонарушении № 4-14.31-1699/00-03-16

и проведении административного расследования

 

«06» декабря 2016 г.                                                                             г. Москва

 

Я, заместитель начальника Управления регулирования транспорта ФАС России А.И. Горлинский, рассмотрев решение по делу № 1-10-84/00-03-16 от 21.11.2016 № АР/80478/16 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «Приморский торговый порт» (188910, Ленинградская область, Выборгский район, г. Приморск; ИНН 4704057515; КПП 470401001; ОГРН 1044700880762; дата регистрации в качестве юридического лица — 07.09.2004) (далее — ООО «ПТП») пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в отношении ООО «ПТП»

 

УСТАНОВИЛ:

 

ООО «ПТП» оказывает услуги по перевалке нефти в порту Приморск.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественных монополиях) услуги в портах относятся к сфере естественных монополий, таким образом, в соответствии со статьей 3 Закона о естественных монополиях ООО «ПТП» является субъектом естественной монополии.

В соответствии с пунктом 104 приказа ФСТ России от 05.06.2012 № 137-т/3 ООО «ПТП» является субъектом естественных монополий в транспортных терминалах и портах и единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по перевалке нефти на морские танкеры в порту Приморск.

В соответствии с приказом ФСТ России от 19.11.2013 № 214-т/2 «Об изменении регулирования деятельности субъектов естественной монополии в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Выборг, Высоцк, Усть-Луга, Калининград» принято решение не применять ценовое регулирование на услуги по погрузке и выгрузке, хранению грузов, предоставлению причалов, в том числе в отношении ООО «ПТП».

Тариф ООО «ПТП» на услуги по перевалке нефти в момент отмены ценового регулирования на услуги по погрузке и выгрузке, хранению грузов в отношении ООО «ПТП» и до 01.01.2015 составлял 79 рублей за тонну (брутто).

В связи с тем, что в настоящее время ФАС России не применяет ценовое регулирование к ООО «ПТП» путем установления максимально возможных тарифов на погрузо-разгрузочные работы, стоимость основных видов услуг утверждается советом директоров ООО «ПТП» и вводится в действие приказом генерального директора ООО «ПТП».

В настоящее время, стоимость стивидорных услуг на перевалку нефти, оказываемых ООО «ПТП», определяется в долларах США за одну тонну и подлежит оплате в российских рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату коносамента и, в соответствии с действующим на момент заключения договора законодательством, облагается НДС. При пересчете стоимости услуг перевалки в рублевый эквивалент полученная стоимость округляется до двух десятичных знаков.

Советом директоров ООО «ПТП» в соответствии с установленными локальными процедурами были утверждены тарифы на перевалку нефти:

    • с 01.01.2015 по 30.04.2015 в размере 99,00 руб./тонну (брутто);

    • с 01.05.2015 в размере 2,25 долл. США/тонну (брутто).

Приложением к распоряжению Росморречфлота от 06.02.2015 № АД-15-р установлено, что ООО «ПТП» оказывает услуги по перевалке сырой нефти и светлых нефтепродуктов с трубопроводного транспорта на морской транспорт.

Согласно пункту 12 раздела II Обязательных постановлений в морском порту Приморск, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2013 № 5 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Приморск» морской порт предназначен для перевалки нефти и нефтепродуктов класса 3 опасности Международной морской организации, а также в морском порту осуществляются грузовые операции с иными видами грузов согласно назначению причалов.

В рамках рассмотрения дела № 1-10-84/00-03-16 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — дело № 1-10-84/00-03-16) ФАС России проведен анализ конкурентной среды на рынке оказания услуг по перевалке нефти с целью установления доминирующего положения ООО «ПТП» в соответствии с порядком, установленным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Продуктовые границы исследуемого товарного рынка, определены как услуги по перевалке нефти.

Географические границы рынка оказания услуг по перевалке нефти, применительно к делу № 1-10-84/00-03-16 определены как границы порта Приморск.

На основании указанного анализа, с учетом норм статьи 5 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России по рассмотрению дела № 1-10-84/00-03-16 установлено, что ООО «ПТП» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по перевалке нефти в порту Приморск.

Частью 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлено, что цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Комиссией ФАС России, в целях выявления сопоставимых товарных рынков, функционирующих в условиях конкуренции, проанализирована информация о деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги по перевалке нефти в морских портах Российской Федерации и установлено отсутствие на территории Российской Федерации товарных рынков оказания услуг по перевалке нефти в морском порту, функционирующих в условии конкуренции сопоставимых с товарным рынком, на котором функционирует ООО «ПТП».

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

ООО «ПТП» были представлены сведения, из которых следует:

 

2013

2014

2015

цена услуг по перевалке нефти (1 тонна переваленной нефти)

79 руб./т

79 руб./т

99 руб./т

2,25 долл. США/т

себестоимость услуг по перевалке нефти (руб./т переваленной нефти)

36,37

37,6

34

расходы, необходимые для производства и реализации услуг по перевалке нефти, понесенных ООО «ПТП» (руб.)

1 983 376 205,82 руб.

1 596 025 600,00 руб.

1 553 960 286,04 руб.

Доходы (выручка), полученные ООО «ПТП» от реализации услуг по перевалке нефти (руб.)

4 307 199 000,00 руб.

3 345 956 000 руб

5 675 909 000 руб

прибыль, полученная ООО «ПТП» от реализации услуг по перевалке нефти (руб.)

2 323 822 794,18

1 749 930 400

4 121 948 713,96

Объемы, оказываемых услуг ООО «ПТП» по перевалке нефти (тонны)

54 521 600

42 353 900

45 141 700

рентабельность ООО «ПТП»

117,00%

110,00%

263,84%

 

При анализе обстоятельств дела № 1-10-84/00-03-16 Комиссией ФАС России, с целью установления наличия/отсутствия монопольно высокой цены на оказание услуг по перевалке нефти в морском порту Приморск, установленной ООО «ПТП», определено, что доходы (выручка) ООО «ПТП» от реализации услуг по перевалке нефти за 2015 г. превышает сумму необходимых расходов в 3,65 раза, а полученную прибыль — в 1,37 раза.

При этом расходы, понесенные ООО «ПТП» в 2015 г. по сравнению с 2014 г. сократились.

Прибыль, полученная ООО «ПТП» в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличилась в 2,3 раза.

Рентабельность ООО «ПТП» в 2015 г. по сравнению с фактически сложившейся рентабельностью за 2013 и 2014 гг. увеличилась более чем в 2 раза.

При этом рост рентабельности ООО «ПТП» в 2015 г. по сравнению с 2014 г. напрямую связан с ростом цены на услуги по перевалке нефти в 2015 г.

Анализ динамики расходов показывает снижение расходов, понесенных ООО «ПТП» в 2015 г. по отношению к 2014 г., что не соответствуют изменению цены товара (услуг по перевалке нефти).

Также из представленных реестров договоров на оказание услуг по перевалке нефти и заявок на заключение договоров на оказание услуг по перевалке нефти следует, что за период 2014-2016 гг. состав покупателей данных услуг незначительно изменился.

Таким образом, условия обращения товара (услуг по перевалке нефти) на товарном рынке остались неизменными, т. к. в анализируемый период (2014 — 1-е полугодие 2016 гг.) тарифное регулирование не применялось, налогообложение и иные меры государственного регулирования остались неизменными.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Решением комиссии ФАС России по делу № 1-10-84/00-03-16 от 21.11.2016 № АР/80478/16 признан факт нарушения ООО «ПТП» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части установления и поддержания монопольно высокой цены на услуги по перевалке нефти в порту Приморск.

Таким образом ООО «ПТП» совершило правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП), в соответствии с которой совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.

Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить в отношении ООО «ПТП» (188910, Ленинградская область, Выборгский район, г. Приморск; ИНН 4704057515; КПП 470401001; ОГРН 1044700880762; дата регистрации в качестве юридического лица — 07.09.2004) дело об административном правонарушении по факту нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услуги по перевалке нефти в порту Приморск.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП;

2. Провести административное расследование;

3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП ООО «ПТП» надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в ФАС России следующие сведения (документы и материалы), заверенные надлежащим образом:

3.1 данные о размере выручки, полученной ООО «ПТП» от реализации услуг по перевалке нефти в порту Приморск за 2015 г.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяется в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации;

3.2 данные о размере совокупной выручки, полученной ООО «ПТП» от реализации услуг по всем видам деятельности за 2015 г. в соответствии с отчетом о прибылях и убытках (форма 2 по ОКУД);

3.3 копии бухгалтерских балансов ООО «ПТП» за 2015 г. (форма № 1 по ОКУД и № 2 по ОКУД).

3.4 сведения о генеральном директоре и (или) должностном(ых) лице(ах) ООО «ПТП» ответственном(ых) за установление и поддержание цены на услуги по перевалке нефти в порту Приморск (в период с 01.05.2015 по настоящее время):

- паспортные данные (серия <...> номер <...> дата выдачи и орган, выдавший паспорт <...> регистрация по месту жительства), фактический (почтовый) адрес;

- копии приказов (иных актов, документов) о назначении на должность лиц, указанных в пункте 3.4 настоящего определения;

- копии актов, которыми установлены полномочия и обязанности лиц, указанных в пункте 3.4 настоящего определения.

4. Законному представителю ООО «ПТП» явиться «14» декабря 2016 г. в «12» часов «00» минут по адресу: 123995, Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, этаж 3, каб. 337 для дачи объяснений по факту нарушения, а также подписания протокола об административном правонарушении, либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу № 4-14.31-1699/00-03-16, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.1 КоАП.

Неявка в указанный срок законного представителя или уполномоченного им лица будет расценена как отказ от подписания протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП, защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны