Решение №1-10-79/00-03-12 Решение по делу по признакам нарушения ОАО «Ростелеком» от 30 июля 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
ПО ДЕЛУ № 1-10-79/00-03-12

 

г. Москва
 

Резолютивная часть решения оглашена 22 марта 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 30 июля 2013 г.

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии – заместителя Руководителя ФАС России – А.Н. Голомолзина, членов Комиссии: начальника отдела рынков услуг связи Управления контроля транспорта и связи ФАС России – В.Ю. Недыхалова, начальника отдела анализа рынков, реестров и НИОКР Аналитического управления ФАС России – Д.В. Фролова, заместителя начальника отдела рынков услуг связи Управления контроля транспорта и связи — О.М. Калининой, заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России — Р.Ю. Фонарева, начальника отдела железнодорожного транспорта Управления контроля транспорта и связи ФАС России — А.А. Алексеевой, рассмотрев дело № 1-10-79/00-03-12 по признакам нарушения ОАО «Ростелеком» (191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15) пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившемся в создании препятствий ООО «Наша сеть» в доступе на рынок оказания услуг присоединения и по пропуску трафика,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан поступило заявление ООО «Наша сеть» о создании ОАО «Ростелеком» препятствий в части оказания услуг присоединения и услуг по пропуску трафика при заключении договора о присоединении сетей междугородной и международной телефонной связи ООО «Наша сеть» к сети зоновой телефонной связи ОАО «Ростелеком» на зоновом уровне присоединения.
ОАО «Ростелеком» является оператором внутризоновой телефонной связи, а также оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования.
ООО «Наша сеть» является оператором междугородной и международной телефонной связи (владеет лицензией №84478).
ООО «Наша сеть» проводятся мероприятия по переоформлению разрешительных документов на сеть междугородной и международной телефонной связи (далее – сеть мг/мн связи), которая ранее была в пользовании ОАО «АРКТЕЛ».
Первоначальный запрос о получении проекта договора о присоединении сетей электросвязи был направлен ООО «Наша сеть» в адрес ОАО «Ростелеком» в феврале 2012 года.
Согласно пункту 13 Требований к построению сети связи общего пользования, утвержденных приказом Мининформсвязи России от 08.08.2005 № 97 (далее - Требования к построению сети связи), сеть мг/мн связи имеет присоединение ко всем сетям фиксированной зоновой телефонной связи.
Кроме того, по мнению ООО «Наша сеть», пунктом 5.4. Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденных приказом Минсвязи России от 09.09.2002 № 113 (далее - Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи), установлено, что для осуществления процедуры регистрации (перерегистрации) сооружения связи необходим договор между операторами на присоединение к соответствующей сети связи.
Приказом от 15.06.2012 № 96 Дагестанским УФАС России возбуждено дело № 19/2012 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Ростелеком» по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившемся в создании препятствий доступу на рынок оказания услуг присоединения и по пропуску трафика.
В ходе рассмотрения дела №19/2012 было установлено, что ОАО «Ростелеком» осуществляет аналогичные действия на территории других субъектов Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 3.6. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.12.2007 № 447, материалы дела №19/2012 были переданы в ФАС России для дальнейшего рассмотрения.
Приказом от 17.12.2012 № 763/12 Федеральная антимонопольная служба приняла к рассмотрению переданное Дагестанским УФАС России дело № 19/2012 о нарушении ОАО «Ростелеком» пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и присвоило делу учетный номер <...> -10-79/00-03-12.
ФАС России приняла к своему рассмотрению поступившие от территориальных антимонопольных органов заявления ООО «Наша сеть» на аналогичные действия ОАО «Ростелеком» на территории следующих субъектов Российской Федерации: Брянская, Ивановская, Орловская, Смоленская, Тульская, Астраханская, Амурская, Сахалинская, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Пензенская области, Удмуртская Республика, Республика Татарстан, Краснодарский край, Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Хабаровский край, Еврейская автономная область, Республика Карелия, Республика Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции заявление юридического лица является основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Учитывая, что действия ОАО «Ростелеком», рассматриваемые в рамках дела № 19/2012, аналогичны действиям, указанным в заявлениях ООО «Наша сеть», принятых ФАС России от территориальных антимонопольных органов, действия ОАО «Ростелеком», выразившиеся в создании препятствий ООО «Наша сеть» в доступе на рынок оказания услуг присоединения и по пропуску трафика на территории указанных субъектов Российской Федерации, рассматриваются в рамках дела № 1-10-79/00-03-12.
Изучив материалы дела, пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 10 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.03.2005 № 161 (далее – Правила присоединения сетей электросвязи), оператор сети зоновой телефонной связи оказывает услуги присоединения сетей электросвязи операторам: 1) сетей мг/мн связи; 2) сетей фиксированной зоновой телефонной связи и сетей подвижной связи; 3) сетей местной телефонной связи; 4) сетей передачи данных.
Пунктом 13 Требований к построению сети связи установлено, что сеть мг/мн связи имеет присоединение ко всем сетям фиксированной зоновой телефонной связи.
Пунктами 12 и 14 Требований к построению сети связи установлено, что точки присоединения сети мг/мн связи размещаются в каждом субъекте Российской Федерации, а узлы связи сети фиксированной зоновой телефонной связи размещаются в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Поскольку нормативными правовыми актами установлена обязательность присоединения строящейся сети мг/мн связи ко всем сетям фиксированной зоновой связи, оператор, намеревающийся выйти на рынок услуг мг/мн связи, не может заменить присоединение к сети фиксированной зоновой связи одного оператора связи на присоединение к сети фиксированной зоновой связи другого оператора связи в пределах того же субъекта.
Таким образом, ОАО «Ростелеком», как каждый оператор фиксированной зоновой телефонной связи, при оказании услуг присоединения операторам мг/мн связи занимает долю в размере 100% на территории каждого субъекта Российской Федерации
Комиссия пришла к выводу, что ОАО «Ростелеком» в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на рынке услуг присоединения на зоновом уровне к своей сети фиксированной зоновой телефонной связи на территории каждого субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3.5. Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи ввод в эксплуатацию сооружения связи включает:
- приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки;
- выдачу органом Роскомнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи.
Согласно положениям пунктов 3.8-3.10 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи приемка сооружения приемочной комиссией оформляется "Актом приемки сооружения связи приемочной комиссией". Утвержденный Акт приемки сооружения связи является основанием для выдачи Роскомнадзором разрешения на эксплуатацию сооружения связи для предоставления услуг связи. До ввода сооружения связи в эксплуатацию не допускается его использование для предоставления услуг связи.
Согласно пункту 5.4 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи в ходе работы приемочной комиссии представители Роскомнадзора проводят обследование сооружения связи, выполняют необходимые измерения и проверяют у заявителя (оператора) наличие документов, в том числе договора между операторами на присоединение к соответствующей сети связи (если это требуется в соответствии с действующими нормативными правовыми документами).
Следовательно, отсутствие заключенных со всеми операторами связи договоров о присоединении сетей электросвязи может стать основанием для не приемки сооружений связи и, таким образом, привести к невозможности использования данных сооружений связи для оказания услуг связи.
В материалах ООО «Наша сеть» не представлены акты приемки сооружений связи приемочными комиссиями Управлений Роскомнадзора по субъектам Российской Федерации (запрошенные определением об отложении рассмотрения дела № 1-10-79/00-03-12 исх.№ АГ/3014/13), свидетельствующие об отказе в приемке сооружений связи, которыми владеет ООО «Наша сеть», по причине не заключенных договоров о присоединении сетей электросвязи, что являлось бы доказательством создания ООО «Наша сеть» препятствий доступу на рынок услуг связи.
Кроме того, согласно пункту 3.12 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, в случае изменения владельца сооружения ранее выданное разрешение на эксплуатацию сооружения связи переоформляется Управлением Роскомнадзора по субъекту Российской Федерации на нового оператора без дополнительных согласований при условии, что места размещения оборудования, его состав и характеристики не изменяются.
В случае отсутствия изменений мест размещения оборудования, его состава и характеристик, переоформление разрешений на эксплуатацию сооружений связи осуществляется без дополнительных согласований с управлениями Роскомнадзора по субъектам Российской Федерации, то есть не требуется новое заключение договоров о присоединении сетей электросвязи.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие наличие или отсутствие изменений мест размещения оборудования (его состав и характеристики) при переоформлении на ООО «Наша сеть» Управлениями Роскомнадзора по субъектам Российской Федерации ранее выданных ОАО «АРКТЕЛ» разрешений на эксплуатацию сооружений связи.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что действия ОАО «Ростелеком» создали ООО «Наша сеть» препятствия в доступе на рынок оказания услуг присоединения и по пропуску трафика.
Кроме того, Комиссия проанализировала представленную ОАО «Ростелеком» и ООО «Наша сеть» преддоговорную переписку и считает необходимым отметить следующее.
Учитывая положения части 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 18 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», пункта 36 и раздела IV Правил присоединения сетей электросвязи, оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, получивший оферту о заключении договора о присоединении, содержащую все существенные условия присоединении (в том числе технические, экономические, информационные), направляет в срок, не превышающий 30 дней с даты ее получения, оференту акцепт, содержащий проект договора о присоединении, или мотивированный отказ от заключения такого договора.
Комиссия отмечает, что, исходя из представленных ОАО «Ростелеком» и ООО «Наша сеть» материалов, причиной задержки в заключении договоров о присоединении сетей электросвязи являлись направление ООО «Наша сеть» оферты от 28.12.2012 о заключении договора, не содержащей всех существенных условий присоединения (в том числе местонахождение точек присоединения сетей электросвязи ООО «Наша сеть», схемы присоединения сети ООО «Наша сеть» к сети ОАО «Ростелеком»), а также дальнейшее согласование иных условий договоров о присоединении сетей электросвязи (при заключении договоров с МРФ «Юг» ОАО «Ростелеком», МРФ «Волга» ОАО «Ростелеком», МРФ «Урал» ОАО «Ростелеком», МРФ «Дальний Восток» ОАО «Ростелеком»).
Кроме того, Комиссия отмечает, что договоры о присоединении сетей электросвязи заключены: с МРФ «Центр» ОАО «Ростелеком» - 09.08.2012; с МРФ «Волга» ОАО «Ростелеком» - 19.06.2012; с МРФ «Дальний Восток» ОАО «Ростелеком» - 28.06.2012; с МРФ «Юг» ОАО «Ростелеком» - 19.06.2012; с МРФ «Северо-Запад» ОАО «Ростелеком» - 01.10.2012; с МРФ «Урал» ОАО «Ростелеком» - 30.07.2012.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
На основании изложенного и, учитывая то, что решение Комиссией принимается на основании имеющихся в деле материалов, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ОАО «Ростелеком» отсутствует нарушение пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в создании препятствий ООО «Наша сеть» в доступе на рынок оказания услуг присоединения и по пропуску трафика на территории Республики Дагестан, Брянской, Ивановской, Орловской, Смоленской, Тульской, Астраханской, Амурской, Сахалинской, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Пензенской областей, Удмуртской Республики, Республики Татарстан, Краснодарского края, Республики Адыгея, Карачаево-Черкесской Республики, Хабаровского края, Еврейской автономной области, Республики Карелия, Республики Коми, Ямало-Ненецкого автономного округа, Ненецкого автономного округа, Санкт-Петербурга.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить рассмотрение дела № 1-10-79/00-03-12 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны