Предупреждение №ИА/12370/14 Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые... от 2 апреля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

По итогам 2013 года российскими авиакомпаниями перевезено 84,5 млн. пассажиров, из них на долю компаний, составляющих группы лиц ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» (ОАО «Авиакомпания Россия», ОАО «Авиакомпания «Донавиа», ОАО «Владивосток «Авиа»), ОАО «Авиакомпания ЮТэйр», (ООО «Ютэйр-Экспресс»), ОАО «Авиакомпания «Сибирь» (ООО «Авиакомпания Глобус»), а также «ОАО «Авиакомпания Трансаэро» приходится 70% совокупного объема перевозок (59,1 млн. человек).

В последние годы активно развиваются условия конкуренции на маршрутах, в том числе благодаря мерам, предпринимаемым Правительством Российской Федерации, ФАС России. Утверждены Дорожная карта «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», иные нормативные акты, направленные на защиту конкуренции, интересов авиакомпаний, пассажиров.

Вместе с тем, многочисленные обращения граждан по вопросам тарифной политики авиакомпаний свидетельствуют о наличии проблем, обусловленных стоимостью авиаперевозок и непрозрачной системой продаж.

На воздушном транспорте применяется гибкая система тарифов, позволяющая перевозчикам учитывать изменения спроса. Данная система предусматривает наличие у авиакомпаний большого набора тарифных планов, позволяющих на одном рейсе в пределах одного класса применять тарифы, существенно различающиеся по значению. При этом имеющиеся различия не связаны с оказанием услуг на борту и дополнительными расходами перевозчика, а обусловлены только условиями применения тарифов.

Продажи авиаперевозок осуществляются с использованием различных систем дистрибуции. В настоящее время каждая из систем имеет свою долю российского рынка и предлагает дополнительные продукты. Одними из таких продуктов являются системы управления доходами, позволяющие моделировать коммерческую загрузку рейсов с учетом развивающегося спроса. Используемая в сфере авиаперевозок система динамического ценообразования предполагает увеличение цены на услугу по мере увеличения спроса и заполняемости салона воздушного судна, и, напротив, снижение цены (или сохранение низких тарифов вплоть до даты отправления) при низком спросе и невысокой заполняемости ВС.

Вместе с тем, анализ ситуации показывает следующее. На рынках продаж авиаперевозок сложилась практика, при которой стоимость перевозки имеет тенденцию только к повышению, а также к поддержанию цены вне зависимости от уровня загрузки воздушного судна. По сути, перевозчики используют возможность повышения своей доходности за счет привлечения неэластичного спроса.

По итогам 2013 года показатель занятости пассажирских кресел на международных линиях на 7,1 % превысил значение аналогичного показателя на внутренних линиях. Отказ перевозчиков от ценовой конкуренции ближе к дате вылета существенно ограничивает конкуренцию на рынках авиаперевозок, приводит к поддержанию цены, способствует замедлению темпов роста перевозок.

К примеру, введение динамического ценообразования в сфере железнодорожных перевозок на отдельных направлениях с развитой конкуренцией с другими видами транспорта, предусматривающего при низком спросе снижение стоимости услуги накануне дня отправления привело к росту коэффициента использования вместимости поезда, снижению стоимости услуг, росту объемов перевозок и повышению в итоге доходности деятельности перевозчика.

Учитывая изложенное, в связи с наличием в действиях ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» (местонахождение: 119002 Москва, ул. Арбат, д. 10), выразившихся в навязывании тарифов без учета динамики изменения потребительского спроса по мере приближения к дате вылета, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), ФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» о необходимости прекращения указанных действий, путем совершенствования системы продаж авиабилетов, направленных не только на повышение, но и на снижение тарифов по мере приближения к дате вылета, с учетом динамики изменения потребительского спроса, объема реализованных авиабилетов на конкретный период времени (процента занятости кресел), в срок до 15.05.2014.

О выполнении предупреждения сообщить в ФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны