Решение №03/16584-ДСП/23 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 03/01/10-26/2022 от 7 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 03/01/10-26/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена «20» февраля 2023 года г. Москва

В полном объеме решение изготовлено «7» марта 2023 года

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <...> (далее — Комиссия), рассмотрев дело № 03/01/10-26/2022 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» (ОГРН: 1092468001482, дата присвоения ОГРН: 23.01.2009, ИНН: 2460213509, КПП: 241101001, адрес места нахождения: Красноярский край, Емельяновский район, пгт Емельяново) (далее — ООО «Аэропорт Емельяново», Ответчик) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по обеспечению возможности осуществления оператором деятельности по авиатопливообеспечению воздушных судов
на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) и по надлежащей организации указанной деятельности оператора в аэропорту Красноярск (Емельяново), оказываемую в рамках обеспечения доступа к инфраструктуре,
в присутствии представителей ООО «Аэропорт Емельяново» <...>, представителей ООО «РН-Аэро» <...>, представителя ООО «ТЗК Иркутск» <...>

 

УСТАНОВИЛА:

 

Согласно договору, заключенному между Ответчиком и ООО «РН-Аэро»
от 21.12.2021 № 5981521/1233Д, с ООО «РН-Аэро» производится взимание платы главным оператором аэродрома ООО «Аэропорт Емельяново» за услугу по обеспечению возможности осуществления оператором деятельности
по авиатопливообеспечению воздушных судов на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) и по надлежащей организации указанной деятельности оператора.

ООО «РН-Аэро» (ОГРН: 1087746656711, дата присвоения
ОГРН: 19.05.2008 ИНН: 7705843041, КПП: 772501001, адрес места нахождения 119071, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Донской, ул. Малая Калужская,
д. 15, этаж 2) является оператором в аэропорту Красноярск (Емельяново), осуществляющим деятельность по авиатопливообеспечению (обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива) и по поставке авиационного топлива для заправки воздушных судов.

Дата начала осуществления деятельности ООО «РН-Аэро» в аэропорту Красноярск (Емельяново): март 2009 года. ООО «РН-Аэро» имеет сертификаты на лабораторный контроль качества № КК070420.146 от 30.07.2020
и на авиатопливообеспечение № АТО 310720.144 от 14.09.2020.

В лаборатории выполняется входной контроль, лабораторный контроль (приемный, складской), отбор проб для лабораторного анализа, отстаивание
и фильтрация топлива, выдача авиатоплива в топливозаправщики, аэродромный контроль качества, оформление технической и учетной документации.

ООО «РН-Аэро» располагает основными средствами для осуществления своей деятельности в аэропорту Красноярск (Емельяново).

Общий объем резервуаров для хранения авиатоплива составляет 11890 м3.

Для заправки воздушных судов используются одиннадцать топливозаправочных автомобилей.

Кроме того, ООО «РН-Аэро» является поставщиком топлива авиакомпаниям в аэропорту Красноярск (Емельяново).

Контрагентами, приобретающими топливо и услуги ООО «РН-Аэро»
в аэропорту Красноярск (Емельяново), являются авиакомпании:
ПАО «Аэрофлот», АО «Авиакомпания «Сибирь», АО «Ред Вингс» и др.

ООО «Аэропорт Емельяново» является главным оператором аэродрома Красноярск (Емельяново) в соответствии с сертификатом от 24.05.2017
№ ФАВТ.ОА-064.

Согласно абзацу шестому пункта статьи 4 Федерального закона
от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон
о естественных монополиях) услуги в аэропортах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ООО «Аэропорт Емельяново» включено в реестр субъектов естественных монополий приказом ФСТ России от 28.08.2009 № 329-т, в отношении него введено регулирование и контроль.

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Пунктом 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции
на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок № 220), установлено, что по делам, возбужденным
по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях; в) определение географических границ товарного рынка.

Согласно пункту 2.1 раздела II Порядка № 220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка. Наименьший интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

В связи с тем, что для целей исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого рынка, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на рынке услуги
по обеспечению доступа к объектам инфраструктуры аэропорта Красноярск (Емельяново) для осуществления деятельности по авиатопливообеспечению воздушных судов.

ООО «Аэропорт Емельяново» осуществляет функции главного оператора аэропорта Красноярск (Емельяново) с 2009 года.

По информации ООО «РН-Аэро» от 20.09.2022 б/н плата за услугу
по обеспечению возможности осуществления оператором деятельности
по авиатопливообеспечению воздушных судов на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) и по надлежащей организации указанной деятельности оператора стала взиматься с 2016 года.

В соответствии со статьей 41.1 Закона о защите конкуренции период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства не может превышать трех лет.

Исходя из вышеизложенного, определен период исследования товарного рынка с 1 января 2020 года по настоящее время.

Согласно пункту 3.1. Порядка № 220 процедура выявления товара,
не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся
на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя,
и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции:

товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее также — определённый товар),
в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

товар — объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

взаимозаменяемые товары — товары, которые могут быть сравнимы
по их функциональному назначению, применению, качественным
и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

Как следует из пункта 3.2. Порядка № 220, определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

В соответствии с пунктом 3.3. Порядка № 220 мнение покупателей может отличаться в зависимости от способа их участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель, покупатель единичного количества товара).

Группы покупателей различаются:

- по способу и формам участия в обороте товара (в том числе оптовые приобретатели и розничные приобретатели);

- по месту приобретения товара;

- по предъявляемым к товару требованиям;

- по особенностям поведения на товарном рынке;

- по другим признакам.

В соответствии с пунктом 3.4. Порядка № 220 предварительное определение товара проводится на основе:

а) условий договора, заключенного в отношении товара;

б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

в) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

г) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;

Таким образом, для целей анализа по каждому выше перечисленному пункту определено следующее.

Исходя из письменных пояснений ООО «Аэропорт Емельяново»
от 18.03.2022 № АЕ-22-626 (вх. от 18.03.2022 № 48439-ЭП/22) в настоящее время ООО «Аэропорт Емельяново» заключены договоры
с топливозаправочными компаниями (операторами аэропорта Красноярск (Емельяново): ООО «РН-Аэро» от 21.12.2021 № 5981521/1233Д, с ООО «ТЗК Енисей» от 01.02.2018 № АЕ-18-Д42 и с ООО «ТЗК Иркутск» от 13.11.2015
№ 11/15 (далее – Договоры, далее — ТЗК).

ООО «ТЗК Енисей»: имеет ОГРН: 1092411000659, ИНН: 2411019700,
КПП: 241101001, адрес места нахождения: 663021, Красноярский край,
пгт Емельяново, территория района аэропорта «Красноярск», сооружение 1. Деятельность по авиатопливообеспечению в аэропорту Красноярск (Емельяново) осуществляет с 07.06.2010г.; имеет сертификаты соответствия
№ АТО 130421.173 от 11.06.2021 и № КК 110320.152 от 24.08.2020.

ООО «ТЗК Иркутск»: имеет ОГРН: 1033802455598, ИНН: 3827014213,
КПП: 381101001, адрес места нахождения: 664009, Иркутская область,
г. Иркутск, ул. Ширямова, д. 13/4. Деятельность по авиатопливообеспечению
в аэропорту Красноярск (Емельяново) осуществляет с 19.05.2016г.; имеет сертификат соответствия № АТО 280720.140 от 11.08.2020 (осуществляет деятельность в группе лиц с ООО «ТЗК Аэрофьюэлз»).

ООО «Аэропорт Емельяново» имеет сертификат оператора аэродрома гражданской авиации от 24.05.2017 № ФАВТ.ОА-064 и свидетельство
о государственной регистрации аэродрома от 28.01.2015 № 31.

Предметом Договоров является оказание услуги по обеспечению возможности осуществления оператором деятельности по авиатопливообеспечению воздушных судов в аэропорту Красноярск (Емельяново) и по надлежащей организации указанной деятельности оператора. Данная услуга оказывается ООО «Аэропорт Емельяново» в рамках обеспечения доступа к инфраструктуре аэропорта Красноярск (Емельяново).

Также предварительные товарные границы рынка определялись исходя
из характеристики и свойств товара (услуги), в том числе устанавливаемые
в соответствии с Общероссийскими классификаторами продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) и видов экономической деятельности (ОКВЭД).

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, услуге по обеспечению
доступа к объектам инфрастуктуры аэропорта для осуществления деятельности по авиатопливообеспечению воздушных судов соответствует класс 52 «Услуги по складированию и вспомогательные транспортные услуги», подкласс 52.2 «Услуги транспортные вспомогательные», группа 52.23 «Услуги вспомогательные, связанные с воздушным и космическим транспортом», подгруппа 52.23.1 «Услуги аэропортов (кроме обработки грузов), услуги
по управлению воздушным движением и прочие услуги, связанные
с воздушным транспортом», вид 52.23.11 «Услуги аэропортов, кроме обработки грузов» (эта группировка включает: услуги пассажирских аэровокзалов
и наземные услуги на аэродромах, включая эксплуатацию взлетно-посадочных полос), категория 52.23.11.000 «Услуги аэропортов, кроме обработки грузов».

В соответствии с пунктом 2 Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599 (далее — Правила № 599):

главный оператор - хозяйствующий субъект, имеющий сертификат аэропорта и свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации;

оператор - хозяйствующий субъект, имеющий сертификаты
на осуществление аэропортовой деятельности, имеющий и (или) использующий на любом законном основании комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, и (или) аэровокзал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса или части услуг
в аэропортах;

потребители - авиаперевозчики, осуществляющие регулярные
и нерегулярные авиаперевозки, эксплуатанты воздушных судов (эксплуатанты), а также иные лица, за исключением пассажиров, пользующиеся услугами
в аэропортах или подавшие заявку на оказание услуг в аэропортах;

объекты инфраструктуры аэропорта - сооружения и оборудование, производственно-технологические комплексы, находящиеся на территории аэропорта и непосредственно используемые в целях оказания потребителям услуг в аэропорту.

В соответствии с пунктом 33 Правил № 599, операторы при наличии заявок от потребителей, которые являются авиаперевозчиками, и (или) эксплуатантами, и (или) поставщиками авиационного топлива (заключившими договоры на поставку авиационного топлива авиаперевозчиками или эксплуатантами), и при наличии технической возможности аэропорта (в части объектов инфраструктуры топливного обеспечения воздушных судов) заключают договоры на оказание комплекса услуг или отдельной услуги
(в соответствии с заявкой) по авиатопливообеспечению, включая хранение авиационного топлива в объемах, необходимых для осуществления перевозочной деятельности в соответствии с подтвержденными потребителям слотами, с учетом протяженности маршрутов, объема хранения неснижаемого остатка авиационного топлива в аэропорту, а также заправку воздушных судов
с использованием инфраструктуры топливного обеспечения воздушных судов
в аэропорту (технологическое оборудование и технические средства, используемые в технологическом процессе приема, хранения, контроля качества, подготовки и выдачи на заправку, заправки авиационного топлива
в воздушные суда).

Таким образом, технологически и в соответствии с Договорами между ТЗК и авиакомпаниями услуги по авиатопливообеспечению могут оказываться операторами только на территории аэропорта.

Следовательно, главным оператором аэропорта должен быть предоставлен доступ к объектам инфраструктуры аэропорта оператору, осуществляющему деятельность по авиатопливообеспечению, что обеспечено Ответчиком путем заключения Договоров.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Ответчика (https://www.kja.aero/about/informatsiya-podlezhashchaya-raskrytiyu/) «Услуги
по обеспечению деятельности операторов (топливозаправщиков) в аэропорту оказываются на возмездной основе. Стоимость оказываемых услуг устанавливается за каждую тонну авиатоплива, заправленную оператором
в воздушные суда в аэропорту Красноярск (Емельяново)».

Исходя из целей, содержания и предмета заключенных Договоров между Ответчиком и ТЗК, в соответствии с пунктом 3.4. Порядка № 220 предварительно продуктовые границы товарного рынка определены как услуга по обеспечению доступа к объектам инфраструктуры аэропорта
для осуществления деятельности по авиатопливообеспечению воздушных судов.

Согласно пункту 3.7 Порядка № 220 определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении
в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми
для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых
по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе
с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром,
или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности, или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.

На территории аэропорта Красноярск (Емельяново) главным оператором, предоставляющим доступ к объектам инфраструктуры для оказания услуг
по авиатопливообеспечению, является ООО «Аэропорт Емельяново»; услуги
по авиатопливообеспечению оказывают ООО «РН-Аэро», ООО «ТЗК Енисей»
и ООО «ТЗК Иркутск».

Согласно пункту 10 Правил № 599 главный оператор при наличии технической возможности аэропорта и потребностей потребителей обеспечивает операторам и иным хозяйствующим субъектам возможность оказывать аналогичные услуги, а также потребителям - самостоятельно (полностью или частично) обслуживать пассажиров и эксплуатируемые ими воздушные суда в аэропорту, в том числе в части обеспечения воздушных судов авиационным топливом.

ФАС России проведен опрос среди потребителей услуги, предоставляемой в рамках обеспечения доступа к объектам инфраструктуры аэропорта для осуществления деятельности по авиатопливообеспечению воздушных судов, о возможности замены такой услуги другими услугами (письмо от 18.05.2022 № 03/48379/22).

Ответы на указанный запрос поступили от ООО «РН-Аэро» от 24.05.2022 № 437/01 (вх. от 25.05.2022 № 93888-ЭП/22), ООО «ТЗК Енисей» от 25.05.2022 № 194 (вх. от 25.05.2022 № 94335-ЭП/22) и ООО «Аэрофьюэлз Групп» (группа лиц с ООО «ТЗК Иркутск») от 01.06.2022 № 55 (вх. от 01.06.2022
№ 98868-ЭП/22).

Из пояснений, представленных потребителями услуги по обеспечению доступа к объектам инфраструктуры аэропорта для осуществления деятельности по авиатопливообеспечению воздушных судов, следует, что альтернативные услуги отсутствуют.

Таким образом, продуктовыми границами рынка является услуга
по обеспечению доступа к объектам инфраструктуры аэропорта
для осуществления деятельности по авиатопливообеспечению воздушных судов.

Определение географических границ товарного рынка осуществлялось
в соответствии с разделом IV Порядка № 220.

В соответствии с пунктом 4.1. Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы — рассматриваемого товарного рынка.

В соответствии с пунктом «а» 4.2. Порядка № 220 предварительное определение географических границ товарного рынка производилось с учетом информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля.

В соответствии с разделом III Правил № 599 услуги в аэропортах предоставляются их потребителям на основании договора об оказании услуг, который заключается как в простой письменной форме, так и в иной форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе
по разовым обращениям потребителей.

Географические границы рынка услуги по обеспечению доступа
к объектам инфраструктуры аэропорта для осуществления деятельности
по авиатопливообеспечению воздушных судов предварительно определяются как рынок в границах аэропорта Красноярск (Емельяново).

В соответствии с пунктом 4.7 Порядка № 220 в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:

- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, поселка городского типа, иное) субъекта Российской Федерации);

- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);

- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

Из пункта 1 Правил № 599, следует, что обеспечение доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах предполагает доступ к объектам инфраструктуры аэропортов.

Объекты инфраструктуры аэропорта - сооружения и оборудование, производственно-технологические комплексы, находящиеся на территории аэропорта и непосредственно используемые в целях оказания потребителям услуг в аэропорту (пункт 2 Правил № 599).

Для потребителей (организаций, осуществляющих деятельность
по авиатопливообеспечению) с учетом, в том числе положений Правил № 599 рынок услуги по обеспечению доступа к объектам инфраструктуры аэропорта для осуществления деятельности по авиатопливообеспечению воздушных судов является локальным, так как деятельность зависит от заявок сторонних организаций на авиатопливообеспечение и осуществляется непосредственно
в аэропорту с использованием технологической инфраструктуры аэропорта (перрона, мест стоянок воздушных судов) Красноярск (Емельяново), которая при наличии потребности в заправке воздушного судна в аэропорту Красноярск (Емельяново) не может быть заменена инфраструктурой иного аэропорта.

Услуга по обеспечению возможности осуществления оператором деятельности по авиатопливообеспечению воздушных судов на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) и по надлежащей организации указанной деятельности оператора в аэропорту Красноярск (Емельяново), оказываемой
в рамках предоставления доступа к инфраструктуре, может предоставляться исключительно главным оператором аэропорта в границах конкретного аэропорта, что установлено тестом гипотетического монополиста.

Из содержания заключенных Договоров на авиатопливообеспечение между ТЗК и авиакомпаниями на заправку топливом в аэропорту Красноярск (Емельяново) не следует, что заправка авиатопливом по заявкам авиакомпаний может быть осуществлена в любом ином аэропорту, где ТЗК также осуществляет свою деятельность, а авиакомпания выполняет или не выполняет полеты. При том, как установлено ранее, для выполнения своих обязательств перед авиакомпанией в аэропорту Красноярск (Емельяново) ТЗК необходимо заключить Договор с Ответчиком.

Таким образом, технологически и в соответствии с договорами между ТЗК и авиакомпаниями, при наличии потребности в заправке топливом
в аэропорту Красноярск (Емельяново), услуги по авиатопливообеспечению могут оказываться операторами только на территории аэропорта Красноярск (Емельяново), следовательно, главным оператором аэропорта должен быть предоставлен доступ к объектам инфраструктуры оператору, осуществляющему заправку воздушного судна авиатопливом.

Таким образом, географическими границами рынка услуги
по обеспечению возможности осуществления оператором деятельности
по авиатопливообеспечению воздушных судов на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) и по надлежащей организации указанной деятельности оператора в аэропорту Красноярск (Емельяново), оказываемой
в рамках предоставления доступа к инфраструктуре, являются границы аэропорта Красноярск (Емельяново).

Экономические и административные барьеры входа на товарный рынок услуги по обеспечению возможности осуществления оператором деятельности по авиатопливообеспечению воздушных судов на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) и по надлежащей организации указанной деятельности оператора в аэропорту Красноярск (Емельяново), оказываемой
в рамках предоставления доступа к инфраструктуре, связанные
с необходимостью осуществления значительных первоначальных капитальных вложений, а также длительные сроки окупаемости таких вложений, значительно затрудняют доступ новых хозяйствующих субъектов на данный товарный рынок.

На основании проведенного анализа и оценки состояния конкуренции
на рынке услуги по обеспечению возможности осуществления оператором деятельности по авиатопливообеспечению воздушных судов на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) и по надлежащей организации указанной деятельности оператора в аэропорту Красноярск (Емельяново), оказываемой
в рамках предоставления доступа к инфраструктуре (далее — Услуга
по Договорам) установлено, что в соответствии частью 5 статьи 5 Закона
о защите конкуренции ООО «Аэропорт Емельяново» в течение установленного временного интервала занимает доминирующее положение.

Согласно пункту 1.1. Договоров аэропорт обязуется оказывать оператору услугу по обеспечению возможности осуществления оператором деятельности по авиатопливообеспечению воздушных судов на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) и по надлежащей организации указанной деятельности оператора (далее — Услуга, Услуга по Договорам).

В соответствии с пунктом 1.2. Договоров в рамках Услуги по Договорам, ООО «Аэропорт Емельяново» осуществляет следующие действия:

- информирование о планируемом расписании регулярных рейсов
на предстоящий месяц;

- информирование о планируемом выполнении чартерных рейсов;

- предоставление копий принятых аэропортом локальных нормативных актов по вопросам обеспечения авиатопливом воздушных судов;

- привлечение новых перевозчиков для осуществления полетов
в/из аэропорта Красноярск (Емельяново);

- обеспечение беспрепятственного въезда на территорию аэропорта специальной техники оператора, осуществляющей заправку воздушных судов, необходимой для осуществления деятельности оператора по обеспечению воздушных судов авиатопливом;

- обеспечение готовности аэропорта к приему и выпуску воздушных судов, обслуживанию воздушных перевозок;

- осуществление координации работ в аэропорту, в том числе координации оперативной деятельности оператора по обеспечению авиатопливом воздушных судов;

- предоставление оператору услуг по техническому обслуживанию
и обеспечению оборудованием громкоговорящей связи (пульт Dis-8, восьмиканальный);

- пользование инфраструктурой аэропорта, включающее в себя содержание инфраструктуры электросетевого, теплосетевого, водосетевого хозяйства и инфраструктуры комплекса очистных сооружений;

- услуги по предоставлению (транспортировка от места хранения
к месту стоянки воздушных судов, установка к борту воздушного судна, уборка от борта воздушного судна, транспортировка с места стоянки воздушного судна в зону хранения) исправных и проверенных стремянок авиационных различных модификаций для обеспечения заправки воздушных судов авиатопливом;

- услуги по оформлению и изготовлению пропусков, необходимых для работы на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) работникам
и служебным автомашинам (спецтехнике) оператора;

- услуги по обучению, стажировке и выдаче допусков водителям служебных автомашин оператора на право движения по аэродрому
и осуществления подъезда/отъезда к/от воздушных судов на месте их стоянок;

- услуги по обучению и выдаче допусков сотрудникам оператора
на право руководства подъездом/отъездом спецтранспорта к/от воздушных судов на месте их стоянок;

- услуги по открытию/закрытию горловин/панелей заправки топливных баков воздушных судов;

- иные связанные с предметом договора услуги, оказание которых согласовали стороны.

В соответствии с Приложением № 1 к договору от 01.12.2020
№ 5987020/1487Д между ООО «РН-Аэро» и ООО «Аэропорт Емельяново»
стоимость услуги составила:

на период 01.01.2021-31.12.2021 — 1 057,63 руб. с учетом НДС 20 %
в сумме 176,27 руб. за каждую тонну авиатоплива, заправленную оператором
в воздушные суда в аэропорту Красноярск (Емельяново);

на период 01.01.2022-31.12.2022 — 1 099,93 руб. с учетом НДС 20 %
в сумме 183,32 руб. за каждую тонну авиатоплива, заправленную оператором
в воздушные суда в аэропорту Красноярск (Емельяново);

на период 01.01.2023-31.12.2023 — 1 143,92 руб. с учетом НДС 20 %
в сумме 190,65 руб. за каждую тонну авиатоплива, заправленную оператором
в воздушные суда в аэропорту Красноярск (Емельяново).

21.12.2021 между ООО «РН-Аэро» и ООО «Аэропорт Емельяново» заключен новый договор на услугу по обеспечению возможности осуществления оператором деятельности по авиатопливообеспечению воздушных судов на территории аэропорта Красноярск (Емельяново)
и по надлежащей организации указанной деятельности оператора в аэропорту Красноярск (Емельяново), оказываемую в рамках предоставления доступа
к инфраструктуре, № 5981521/1233Д, в соответствии с Приложением № 1
к которому стоимость услуги составила:

на период 01.01.2022-31.12.2022 — 1 099,93 руб. с учетом НДС 20 %
в сумме 183,32 руб. за каждую тонну авиатоплива, заправленную Оператором
в воздушные суда в аэропорту Красноярск (Емельяново);

на период 01.01.2023-31.12.2023 — 1 143,92 руб. с учетом НДС 20 %
в сумме 190,65 руб. за каждую тонну авиатоплива, заправленную Оператором
в воздушные суда в аэропорту Красноярск (Емельяново);

на период 01.01.2024-31.12.2024 составила 1 189,68 руб. с учетом НДС
20 % в сумме 198,28 руб. за каждую тонну авиатоплива, заправленную Оператором в воздушные суда в аэропорту Красноярск (Емельяново).

Перечень действий формирует единый тариф, установленный Договорами и взимаемый и оплачиваемый ТЗК без разделения на конкретные действия или операции, что подтверждается счетами-фактурами, актами выполненных работ и платежными поручениями об оплате.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее — сопоставимый товарный рынок),
при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

При применении метода сопоставимых рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа
на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

Комиссия, проанализировав все имеющиеся сведения, установила, что рассматриваемые услуги могут предоставляться исключительно главным оператором аэропорта в границах конкретного аэропорта.

Таким образом, сопоставимые рынки, на которых цена сформировалась в условиях конкуренции, отсутствуют.

Учитывая, что установлено отсутствие рынка, на котором цена сформировалась в условиях конкуренции, сопоставимого по отношению
к рассматриваемому рынку, при рассмотрении дела применялся не метод сопоставимых рыночных цен, а затратный метод, что соответствует положениям статьи 6 Закона о защите конкуренции.

Анализ представленных в ФАС России ООО «Аэропорт Емельяново» документов показал, что цена на Услугу, установленная ООО «Аэропорт Емельяново», превышает сумму необходимых для производства и реализации таких Услуг расходов и прибыли.

На основании установленных обстоятельств издан приказ ФАС России
от 17.08.2022 № 589/22 о возбуждении дела и создании Комиссии
по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
по признакам нарушения ООО «Аэропорт Емельяново» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела № 03/01/10-26/2022 представителями
ООО «Аэропорт Емельяново» представлены письменные и устные пояснения относительно обстоятельств дела, составлены протоколы заседаний Комиссии, приобщенные к материалам рассматриваемого дела.

В соответствии с запросом ФАС России от 22.02.2022 № 03/13607/22 ООО «Аэропорт Емельяново» представлены расчет стоимости Услуги
по Договорам на 2021 год, в котором тариф на Услугу рассчитан как сумма затрат и рентабельности деленная на планируемый объем заправки топлива, а также письменные пояснения от 22.04.2022 № АЕ-22-1011.

При этом расчет тарифа на 2021 год за тонну заправленного топлива основывается на фактических данных 2019 г. - <…> тонн.
Несмотря на то, что в 2020 и 2021 годах объем заправленного топлива увеличился, на 2022 год изменение производственных показателей Ответчиком не учтено.

Таким образом, Ответчиком занижены производственные показатели (объем заправленного топлива), которые напрямую влияют на формирование тарифа за Услугу по Договорам (чем меньше объем при одинаковых расходах, тем выше тариф).

Согласно пояснениям Ответчика расчет стоимости услуг на 2022 год был произведен путем индексации нормативно-рассчитанной стоимости услуг на 2021 год. Коэффициент-дефлятор в размере 4 % был принят согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов Минэкономразвития России.

По мнению Ответчика расчет соответствует пункту 8.1. Методических указаний по вопросу государственного регулирования сборов и тарифов
на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных приказом ФСТ России от 31.10.2014 № 238-т/2 (далее — Методические указания), применяемому ФАС России при установлении регулируемых тарифов, согласно которому «экономически обоснованные затраты определяются с учетом индексов инфляции, индексов цен производителей
на внутреннем рынке, изменения объемов работ (услуг) и степени влияния изменения объемов работ (услуг) на динамику изменения расходов, условий заключенных субъектом регулирования или планируемых к заключению договоров со сторонними организациями по предоставлению услуг, необходимых для осуществления регулируемой деятельности».

Доводы Ответчика не могут быть признаны Комиссией обоснованными ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 8.1 Методических указаний, тарифы и сборы устанавливаются в том числе исходя из изменения объемов работ (услуг), что
не учтено Ответчиком при установлении тарифа, взимаемого с ТЗК
на 2021-2022 годы.

Исходя из представленной Ответчиком информации, такая плата взимается со всех операторов, осуществляющих деятельность
по авиатопливообеспечению на территории аэропорта Красноярск (Емельяново): ООО «РН-Аэро», ООО «ТЗК Енисей» и ООО «ТЗК Иркутск».

Вместе с тем производственные показатели по обеспечению заправки авиационным топливом воздушных судов в аэропорту Красноярск (Емельяново) (данные мониторинга AIR.TOPL) в 2020, 2021 годах значительно изменились:

 

ТЗК

ед. измерения

2019 г.

2020 г.

2021 г.

План

на 2022 г.

Общий объем заправленного топлива ТЗК

тонн

<…>

<…>

<…>

<…>

Тариф по Договорам

(без НДС)

Руб./тонна

881,36

881,36

881,36

916,61

Комиссией установлено, что 76,9 % расчета Услуги по Договорам составляет статья затрат «Привлечение новых перевозчиков для осуществления полетов в/из аэропорта Красноярск (Емельяново)» (соотношение суммы затрат на 2021 год по данной статье в размере 102 455 259 руб. к общей сумме затрат по расчету 133 179 434 руб.).

Согласно пояснениям, представленным ООО «Аэропорт Емельяново» письмом от 22.04.2022 № АЕ-22-1011, в данную статью затрат включены планируемые расходы на осуществляемую Ответчиком реализацию крупных инфраструктурных проектов по строительству и реконструкции объектов основных средств на общую сумму инвестиций 13,74 млрд руб.
(без НДС):

- строительство авиационного ангарного комплекса для технического обслуживания и ремонта широкофюзеляжных воздушных судов в аэропорту Красноярск (Емельяново) (5,85 млрд руб. без НДС);

- реконструкция существующего ангара - строение 11 (2,75 млрд руб.
без НДС);

- организация грузового бизнеса (1,84 млрд руб. без НДС);

- создание международного транспортного хаба грузовых перевозок
и производственно-логистического центра на базе аэропорта Красноярск (Емельяново) (38 млн руб. без НДС);

- строительство центра послепродажного обслуживания самолетов серии SSJ-100, МС- 21 (3,25 млрд руб. без НДС);

- разработка схемы генерального плана развития аэропорта Красноярск (Емельяново) (13 млн руб. без НДС).

Из пояснений Ответчика от 22.04.2022 № АЕ-22-1011 следует, что данные инвестиционные проекты направлены на привлечение новых перевозчиков
за счет повышения привлекательности аэропорта с обновленной инфраструктурой аэропортового комплекса и созданием на базе аэропорта Красноярск благоприятных условий для обслуживания авиаперевозчиков.

По мнению Ответчика, повышение объемных показателей, в случае реализации новых инфраструктурных проектов, неразрывно влечет за собой повышение доходности как аэропорта Красноярск (Емельяново), так
и сторонних контрагентов, осуществляющих деятельность на территории аэропортового комплекса, включая операторов по авиатопливообеспечению.
А поскольку сумма инвестиций данных проектов достигает 13,74 млрд руб.
(без НДС) для исключения резкого повышения тарифов для операторов услуг, Ответчиком применена методика сглаживания расходов по инвестиционным проектам равномерно на долгосрочный период. Общество ссылается на то, что аналогичный механизм применяется органами регулирования при установлении регулируемых тарифов в случае реализации обществами крупных инвестиционных проектов через включение расходов в утверждаемые тарифы. Нормативно Ответчиком принят срок окупаемости по перспективным проектам развития 10 лет.

Также согласно представленным письменным пояснениям Ответчика, на текущий момент проекты развития находятся в стадии реализации, объекты основных средств, строящиеся и реконструируемые в рамках данных инвестиционных проектов (далее также — объекты основных средств),
не введены в эксплуатацию.

Таким образом, помимо рентабельности (20 %), включенной в расчет стоимости по каждой статье затрат, составляющих Услугу по Договорам,
ООО «Аэропорт Емельяново» взимает плату с ТЗК, включая в тариф суммы расходов, не входящие в себестоимость (в соответствии с бухгалтерским
и налоговым законодательством) и не относящиеся ни напрямую, ни косвенно
к услугам авиатопливообеспечения.

Ссылка на аналогичный подход регулятора при установлении регулируемых тарифов для организаций, реализующих инвестиционные проекты в аэропортах, является необоснованной. В соответствии
с положениями Методических указаний, инвестиционная составляющая
на собственный капитал учитывается через амортизацию (рассчитанную
на максимальный период полезного использования по группе основных средств) и норму прибыли на инвестиционные вложения (исключительно кредитные/заемные средства). Такие тарифы и сборы вступаются в силу после введения объектов в эксплуатацию и постановки основных средств на баланс организации. При этом, средний срок окупаемости проектов в аэропортах, тарифы по которым устанавливает ФАС России, составляет не менее 20 лет. Кроме того, распределение инвестиционных расходов производится на услуги (тарифы и сборы), к которым объект инвестиции имеет непосредственное отношение.

При применяемом ООО «Аэропорт Емельяново» подходе расходы
на инвестиционные проекты могут быть повторно включены Ответчиком
в стоимость: в первый раз в тариф для операторов аэропорта (ТЗК) и второй раз в плату для арендаторов объектов основных средств, строящихся
и реконструируемых в рамках описанных выше инвестиционных проектов, или в иные услуги, которые планируется оказывать с использованием этих объектов основных средств.

Также в качестве одного из действий, включенных в тариф на Услугу
по Договорам, указано «Обеспечение готовности аэропорта к приему и выпуску воздушных судов, обслуживанию воздушных перевозок» (3 % тарифа, рассчитано как соотношение суммы затрат на 2021 год по данной статье
в размере 3 953 823 руб. к общей сумме затрат по расчету 133 179 434 руб.).

В соответствии с пояснениями Ответчика в данное действие включены затраты на:

- контроль обеспечения комфортного прибытия летных экипажей
(в том числе: заказ необходимого количества бортового питания; расселение членов летных экипажей; организация трансфера на перемещение членов летных экипажей в/из гостиницы; контроль времени прибытия экипажей
и информирование вылетных экипажей о возможности прибытия на воздушное судно);

- сопровождение сотрудниками аэропорта через таможенные операции (в том числе: уведомление таможенного органа о прибытии воздушного судна, контроль таможенного оформления, передача таможенному органу сопроводительных документов по воздушному судну);

- корректировка технологического графика обслуживания (ТГО)
по заявке авиакомпаний;

- контроль стыковочного расписания;

- непрерывная оптимизация процессов с целью уменьшения времени наземного обслуживания воздушных судов.

Данные операции не требуются для оказания услуг
по авиатопливообеспечению воздушных судов. По мнению Комиссии включение расходов на указанные действия в тариф на Услуги по Договорам неправомерно. Перечень операций, входящих в стоимостную основу действий по надлежащей организации указанной деятельности, не относится
к деятельности ТЗК и не направлен на оптимизацию процесса авиатопливообеспечения, вопреки доводам Ответчика.

Кроме того, обеспечение готовности аэропорта к приему и выпуску воздушных судов, обслуживанию воздушных перевозок является прямой обязанностью главного оператора вне зависимости от деятельности ТЗК.

В соответствии с расчетом стоимости № АПЕ-480 от 20.04.2022
на предоставление услуги по обеспечению возможности осуществления оператором деятельности по авиатопливообеспечению воздушных судов потребителей на территории аэропорта Красноярск (Емельяново)
и по надлежащей организации указанной деятельности оператора, в рамках обеспечения возможности использования объектов инфраструктуры аэропорта в целях оказания оператором услуг по обслуживанию воздушных судов потребителей на территории аэропорта Красноярск (Емельяново), представленным Ответчиком письмом от 22.04.2022 № АЕ-22-1011, фактическая общая сумма затрат за 2021 год с рентабельностью, включаемая Ответчиком в плату по Договорам, составила 136 932 684 рубля (без НДС), общий объем заправленного топлива ТЗК в 2021 году в аэропорту Красноярск (Емельяново) составил 304 223 тонны. Путем деления расходов
на объемы получаем 136 932 684 рубля/304 223 тонны = 450 рублей 11 копеек
за тонну заправленного топлива.

При исключении статей «Привлечение новых перевозчиков для осуществления полетов в/из аэропорта Красноярск (Емельяново)»
и «Обеспечение готовности аэропорта к приему и выпуску ВС, обслуживанию воздушных перевозок», получаем следующее:

общая сумма затрат за 2021 год, включаемая Ответчиком в плату
по Договорам, - 136 932 684 рубля (без НДС) минус расходы, заложенные
в тариф на статью затрат «Привлечение новых перевозчиков
для осуществления полетов в/из аэропорта Красноярск (Емельяново)»,
в 2021 году - 101 040 402 рубля (без НДС) и минус расходы, заложенные
в тариф на статью затрат «Обеспечение готовности аэропорта к приему
и выпуску ВС, обслуживанию воздушных перевозок», в 2021 году составили
4 793 387 рубля (без НДС), получаем сумму фактически необходимых
для производства и реализации услуг расходов и прибыли 31 098 895 рублей
(без НДС). При делении на объем заправленного топлива (304 223 тонны) получаем тариф в размере 102 рубля 22 копейки (без НДС).

Таким образом, установленный Ответчиком в 2021 году тариф на Услугу в размере 881 рубль 36 копеек (без НДС) за тонну заправленного топлива, превышал сумму необходимых для производства и реализации расходов
и прибыли, путем включения в тариф суммы расходов, не входящих
в себестоимость и не относящихся к услугам авиатопливообеспечения
на 779 рублей 14 копеек. При этом Ответчик получил необоснованные доходы в 2021 году при взимании платы с ТЗК в размере 237 032 308 рублей.

Расчет стоимости услуг на 2022 год Ответчиком был произведен путем индексации нормативно-рассчитанной стоимости услуги на 2021 год, также
без учета изменения объема заправленного топлива (размер тарифа на 2021 год 881,36 руб. без НДС умножить на коэффициент прогнозируемой на момент пересчета тарифа инфляции 1,04 (на 4 %) = 916,61 руб. без НДС).

На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что, применяемая Ответчиком модель ценообразования приводит к получению доминирующим субъектом необоснованной прибыли, а включение Ответчиком в тариф расходов, не понесенных в связи с оказанием Услуги, увеличивает конечную стоимость авиатоплива ТЗК «в крыло».

С учетом изложенного на заседании 18.11.2023 Комиссией было принято Заключение об обстоятельствах дела № 03/01/10-26/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.

Вместе с тем 23.12.2022 на заседании Комиссии в обновленном составе представителей Ответчик ходатайствовал о приобщении письма генерального директора ООО «Аэропорт Емельяново» А.В. Мецлера о некорректности ранее представленной в ФАС России информации. По информации Ответчика, данные о себестоимости (необходимых расходах) услуги и пояснения в отношении расчета, представленного указанными письмами, не отражают фактическую ситуацию и действующий подход к ценообразованию Общества. Иная представленная информация по запросам ФАС России соответствует фактическим обстоятельствам.

В этой связи Определением от 23.12.2022 Комиссия повторно запросила сведения по запросам ФАС России от 28.03.2022 № 03/27683/22 и от 22.02.2022 № 03/13607/22, а также корректные данные по сведениям, содержащимся
в письмах ООО «Аэропорт Емельяново» (включая расчет, финансово-экономическое обоснование с приложением копий подтверждающих документов, указанием принципов распределения затрат и норм).

Ответчиком письмами от 24.01.2023 б/н представлены новые пояснения
и отчет о научно-исследовательской работе «Модель ценообразования на услуги аэропортов топливо-заправочным компаниям в свете требований антимонопольного законодательства», выполненный Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова (далее — Отчет о НИР) от 24.01.2023, цифры в которых не подтверждены расчетами (калькуляцией)
и документами.

На странице 23 Отчета о НИР и в пояснениях в качестве подхода ценообразования на нерегулируемые услуги указано, что уровень необходимого дохода от нерегулируемой деятельности рассчитывается как сумма общих расходов ООО «Аэропорт Емельяново» и плановой прибыли (20 %), уменьшенная на величину дохода от регулируемой деятельности.

Согласно Отчету о НИР для определения тарифа на Услугу на 2021 год Ответчик исходил из необходимой выручки по нерегулируемой деятельност
в размере «...» млн. руб., рассчитанной как общая сумма расходов «...» млн. руб. плюс плановая прибыль 20 % в сумме «...» млн. руб. минус выручка
по регулируемой деятельности в сумме «...» млн. руб.

Применяемый подход ценообразования в пояснениях и Отчете о НИР предполагает расчет с учетом рентабельности 20 % по всей деятельности, что, противоречит Методическим указаниям.

Согласно пункту 36 Методических указаний норма рентабельности
на базовый капитал принимается на уровне средней нормы прибыли на капитал субъекта регулирования по базе активов, учитываемых при расчете нормативной прибыли, сложившейся по регулируемым услугам за последние три финансовых года, предшествующих текущему финансовому году,
но не более безрисковой ставки доходности.

Исходя из данных формы № 67-ГА (фин), утвержденной приказом Федеральной авиационной службы России от 26.05.1997 № 99
(далее — форма 67-ГА), за период 2019-2021 г.г. финансовый результат
от регулируемой деятельности Ответчика был отрицательным (убыточным). Соответственно норма прибыли на базовый капитал по регулируемой деятельности Ответчика, учитываемая при установлении тарифов и сборов
на текущий период, должна быть равна нулю.

Таким образом, применяемый Ответчиком в расчете к расходам по всей деятельности уровень рентабельности в размере 20 % (в сумме «...» руб.),
не может быть учтен Комиссией как обоснованный при расчете тарифа
на Услугу.

При таком подходе расчетная рентабельность по нерегулируемой деятельности в 2021 году ООО «Аэропорт Емельяново», учитываемая Ответчиком, составила 41 % (соотношение прибыли «...» млн. руб. к сумме расходов по неавиационной деятельности «...» млн. руб. и убытка
от регулируемой деятельности «...» млн. руб.).

Кроме того, для расчета тарифа при определении необходимого дохода
от оказания Услуги ТЗК ООО «Аэропорт Емельяново» применяется процент выручки, который никак не обоснован Ответчиком и установлен от фактически полученной выручки.

Комиссией рассмотрена маркетинговая политика и программы в рамках политики, опубликованные на официальном сайте Ответчика https://www.kja.aero/aircompany/skidki-dlya-aviakompaniy/, применяемые
к авиакомпаниям, осуществляющим полеты в/из/через аэропорт Красноярск (Емельяново). Программами в рамках маркетинговой политики предлагаются «пакетные услуги», при этом Ответчиком не представлены пояснения относительно распределения сумм доходов на регулируемую деятельность
и учета их при применяемой модели ценообразования.

Кроме того, согласно бухгалтерской отчетности за 2021 год Ответчиком получены субсидии на возмещение недополученных доходов от аэропортовой деятельности в размере <…> тыс. руб., которые также не учтены в расчетах согласно вновь представленным пояснениям и Отчете о НИР.

По данным формы 67-ГА за 2021г., представленной Ответчиком письмом
от 16.11.2022 б/н, Комиссией установлено следующее:

 

 

Расходы, тыс. руб.

Доходы, тыс. руб.

Финансовый результат, тыс. руб.

Рентабельность, %

Регулируемая деятельность

«...»

«...»

«...»

-24%

Нерегулируемая авиационная деятельность

«...»

«...»

«...»

+104%

Нерегулируемая неавиационная деятельность

«...»

«...»

«...»

+150%

Согласно данным форм бухгалтерской отчетности за 2021 г. Ответчиком получена чистая прибыль в размере <…> тыс. руб., рентабельность деятельности составила + 34 %.

Как следует из содержания Договоров в тариф на Услугу включены расходы на обеспечение готовности аэропорта к приему и выпуску воздушных судов, обслуживанию воздушных перевозок. Данные операции не относятся напрямую к деятельности ТЗК и является прямой обязанностью главного оператора перед авиакомпаниями, которым главный оператор согласовал слоты, в соответствии законодательством, следовательно данные расходы не могут быть включены в тариф на услугу по обеспечению возможности осуществления оператором деятельности по авиатопливообеспечению воздушных судов
на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) и по надлежащей организации указанной деятельности оператора.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 17 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», по смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, включение Ответчиком в тариф за услугу
по обеспечению возможности осуществления оператором деятельности
по авиатопливообеспечению воздушных судов на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) и по надлежащей организации указанной деятельности оператора необоснованных расходов, является установлением монопольно высокой цены, так как такая цена превышает сумму необходимых расходов и прибыли для оказания данной услуги.

На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что применяемая Ответчиком модель ценообразования, приводит к получению доминирующим субъектом необоснованной прибыли.

Ответчиком представлены возражения на Аналитический отчет
ФАС России от 01.06.2022 (далее — Аналитический отчет). Также в Отчете о НИР описываются географические и продуктовые границы, которые отличаются от установленных ФАС России в Аналитическом отчете. По мнению Ответчика продуктовыми границами рынка должна быть определена услуга по привлечению новых перевозчиков для осуществления полетов в/из аэропорта Красноярск (Емельяново). При определении географических границ, по мнению Ответчика, не учтено что ТЗК оказывают услуги по авиатопливообеспечению в других аэропортах и авиакомпании могут выбрать другой аэропорт для заправки.

Комиссия считает, что доводы Ответчика относительно продуктовых
и географических границ рассматриваемого рынка, а также отсутствия возможности у ООО «Аэропорт Емельяново» в одностороннем порядке влиять на условия обращения товара на рынке, и как следствие об отсутствии в действиях Ответчика признаков монопольно высокой цены не могут быть признаны обоснованными в виду следующего.

Согласно Аналитическому отчету, выполненному в целях рассмотрения настоящего дела, потребителями услуг по обеспечению возможности осуществления оператором деятельности по авиатопливообеспечению воздушных судов на территории аэропорта Красноярск (Емельяново)
и по надлежащей организации указанной деятельности оператора, оказываемые в рамках обеспечения доступа к объектам инфраструктуры, в границах аэропорта Красноярск (Емельяново) являются операторы ТЗК,
а не авиакомпании.

Услуга по Договорам может быть предоставлена Ответчиком
для исполнения обязательств ТЗК по обеспечению заправки воздушного судна авиационным топливом, выполняющего рейсы по маршрутам в/из/через аэропорт Красноярск (Емельяново) при наличии потребности в заправке авиатопливом только в границах данного аэропорта, никакой иной главный оператор не может оказать услуги в рамках предоставления доступа
к инфраструктуре в границах аэропорта Красноярск (Емельяново).

Таким образом, установленные в Аналитическом отчете границы являются обоснованными.

Доля платы, установленной на 2021 и 2022 годы и взимаемой Ответчиком с ООО «РН-Аэро», включена ООО «РН-Аэро» в состав цены на свои услуги, оказываемые авиакомпаниям, и составляет 39 % (1 099,93 руб./т с НДС
от 2 800 руб./т), при этом данная часть цены ООО «РН-Аэро» не зависит
от увеличения количества заправляемого топлива и ежегодно повышается, что сказывается на конечной стоимости авиакеросина «в крыло» (стоимость авиатоплива, включая стоимость услуг по обеспечению заправки воздушных судов).

В этой связи включение Ответчиком в тариф на услугу по обеспечению возможности осуществления оператором деятельности
по авиатопливообеспечению воздушных судов на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) и по надлежащей организации указанной деятельности оператора в аэропорту Красноярск (Емельяново), оказываемой
в рамках предоставления доступа к инфраструктуре, необоснованных расходов увеличивает конечную стоимость авиатоплива для авиакомпаний, что, в свою очередь, сказывается на увеличении себестоимости авиаперевозок, и может привести к увеличению себестоимости рейсов авиакомпаний и стоимости авиабилетов и перевозки грузов для неопределенного круга потребителей.

На заседании комиссии 27.01.2023 вынесено Заключение
об обстоятельствах дела № 03/01/10-26/2022 о нарушении антимонопольного законодательства № 03/01/10-26/2022 с учетом вновь представленных Ответчиком материалов и пояснений.

20.02.2023 ООО «Аэропорт Емельяново» представлены отчет
ООО «ЦСРТ» по проекту «Оценка размера выпадающих доходов аэропорта Красноярск от осуществления деятельности по привлечению новых перевозчиков» (далее — Отчет ЦСРТ) и возражения на Заключение
об обстоятельствах дела № 03/01/10-26/2022 о нарушении антимонопольного законодательства от 27.01.2023.

Отчет ЦСРТ содержит информацию и выводы, аналогичные ранее представленным Ответчиком в Отчете о НИИР, новых доказательств
не представлено.

При этом авторы Отчета ЦСРТ в основном ссылаются на международную практику ценообразования на аэропортовое и наземное обслуживание, которая противопоставляется действующему российскому законодательству, в том числе положениям Методических указаний № 238-т/2 и порядку проведения анализа состояния конкуренции.

Вместе с тем ООО «Аэропорт Емельяново» осуществляет деятельность на территории Российской Федерации и соответственно может применять международную практику исключительно в той части, в которой она
не противоречит нормам, установленным законодательством Российской Федерации.

Возражения на Заключение об обстоятельствах дела № 03/01/10-26/2022
о нарушении антимонопольного законодательства от 27.01.2023 (далее — Возражения) также не содержат новых доказательств.

По каждому из пунктов возражения Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 Возражений Ответчик не занимает доминирующее положение на рынке, действия на котором являются предметом правовой оценки.

Комиссия не принимает данный довод в силу того, что ООО «Аэропорт Емельяново» необоснованно вычленяет в отдельные «услуги, направленные
на привлечение числа перевозчиков» действия по привлечению новых перевозчиков и по обеспечению готовности аэропорта к приему и выпуску воздушных судов.

Пояснения ООО «ТЗК Иркутск», представленные в материалы дела, не указывают на выделение операций, осуществляемых в рамках заключенного договора на услугу по обеспечению возможности осуществления оператором деятельности по авиатопливообеспечению воздушных судов
на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) и по надлежащей организации указанной деятельности оператора, оказываемые в рамках обеспечения доступа к объектам инфраструктуры, с ООО «Аэропорт Емельяново», в отдельные рынки. ООО «ТЗК Иркутск» в своих пояснениях сообщило, что «… Договором не была предусмотрена разбивка цены
по отдельным услугам и ООО «ТЗК Иркутск» исходило из того, что предлагаемые аэропортом к оказанию услуги включены в единый комплекс...».

Таким образом, Ответчиком и ООО «ЦСРТ» (по заказу ООО «Аэропорт Емельяново») исследован иной рынок, отличный от предмета заключенных договоров с ТЗК и исследованного Комиссией.

Согласно пункту 2 Возражений Ответчик считает, что Комиссией
не верно сделан вывод об отсутствии сопоставимых рынков.

Указанный довод не может быть принят Комиссией, по обстоятельствам изложенным на странице 15 настоящего решения. Ошибочное мнение Ответчика о наличие сопоставимых рынков, находящихся в условиях конкуренции, формируется исходя из анализа иного рынка — авиаперевозок, что противоречит также доводам изложенным в пункте 1 Возражений,
где Ответчик определяет исследуемый рынок как «услуги, направленные
на привлечение числа перевозчиков».

По пункту 3 Возражений Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Комиссией исследованы пояснения и расчеты, представленные Ответчиком первоначально письмами от 18.03.2022 и от 22.04.2022, и отмечены в Заключении об обстоятельствах дела № 03/01/10-26/2022 о нарушении антимонопольного законодательства от 27.01.2023 и настоящем решении для характеристики организации в части ценообразования на свои услуги.

При этом Комиссия пришла к выводу о превышении цены Услуги
над суммой необходимых для ее оказания расходов и прибыли, сделаны
на основании исследования всех материалов дела.

Довод, изложенный в пункте 4 Возражений, относительно того, что представленный Ответчиком расчет стоимости Услуги для ТЗК является экономически обоснованным, не может быть принят Комиссией, так как
не основан на нормах, установленных российским законодательством.

В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.1992 № 724 «О государственном регулировании цен
на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги» рентабельность в размере
20 % к себестоимости может применяться только по нерегулируемой деятельности. По регулируемой деятельности размер рентабельности определяется в соответствии с пунктом 36 Методических указаний, утвержденных во исполнение Закона о естественных монополиях.

В соответствии с формами расчета тарифов и сборов на услуги, регулируемые государством, являющихся неотъемлемой частью Методических указаний, при определении финансового результата и рентабельности регулируемых услуг учитываются также все субсидии на возмещение недополученных доходов от аэропортовой деятельности, полученные организацией и отраженные в составе бухгалтерской отчетности в текущем периоде.

По пунктам 5 и 6 Возражений относительно доводов Ответчика о том, что его действия не являются злоупотреблением доминирующим положением
и выгодны для всех участников, Комиссия пришла к выводу
об их необоснованности.

Выводы по данным пунктам Возражений сделаны без учета фактических данных и обстоятельств.

Так, например, Ответчиком выводы сделаны без учета фактических цен на авиатопливо (только размещенные в открытых источниках), расходов ТЗК
и финансового результата их деятельности в аэропорту Красноярск (Емельяново).

Выводы о том, что применяемый подход ценообразования выгоден прежде всего для ТЗК также не состоятелен в виду следующего.

Согласно сводным данным формы 67-ГА за 2021 год доля аэропортовых расходов в себестоимости авиакомпаний составила 14 %, доля же авиатоплива — 25 %. В этой связи на решение авиакомпаний о выполнении полетов, в том числе о дозаправке при выполнении технической посадки, существенное влияние оказывают расходы на стоимость авиатоплива «в крыло» и ценовая политика самих ТЗК (как поставщиков топлива). Об этом же свидетельствуют письма авиакомпаний, принявших решение о смене аэропорта дозаправки, представленные Ответчиком в материалы дела.

Кроме того, ООО «ТЗК Иркутск», на позицию которого ссылается Ответчик, не указан размер полученной выгоды, что подтверждает необоснованность доводов. ООО «ТЗК Енисей» в письме от 28.09.2022 № 335 не ссылается на получение выгоды от Услуги по Договору, а указывает на необходимость заключенного Договора.

Согласно Аналитическому отчету в соответствии частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО «Аэропорт Емельяново» занимает доминирующее положение на рынке услуги по обеспечению возможности осуществления оператором деятельности по авиатопливообеспечению воздушных судов на территории аэропорта Красноярск (Емельяново)
и по надлежащей организации указанной деятельности оператора, оказываемой в рамках обеспечения доступа к объектам инфраструктуры, в границах аэропорта Красноярск (Емельяново).

В силу части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Установление и поддержание монопольно высокой цены на услугу
по обеспечению возможности осуществления оператором деятельности
по авиатопливообеспечению воздушных судов на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) и по надлежащей организации указанной деятельности оператора в аэропорту Красноярск (Емельяново) приводят (могут привести) к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов)
в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, исследовав все материалы дела, изучив имеющиеся в нем доказательства, заслушав и оценив доводы ООО «Аэропорт Емельяново», Комиссия по рассмотрению дела № 03/01/10-26/2022 сделала вывод о том, что действия ООО «Аэропорт Емельяново» по установлению и поддержанию монопольно высокой цены на услугу по обеспечению возможности осуществления оператором деятельности по авиатопливообеспечению воздушных судов на территории аэропорта Красноярск (Емельяново)
и по надлежащей организации указанной деятельности оператора в аэропорту Красноярск (Емельяново), предоставляемую в рамках обеспечения доступа
к инфраструктуре, в период с 1 января 2021 года и по настоящее время, являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Аэропорт Емельяново» (ОГРН: 1092468001482, дата присвоения ОГРН: 23.01.2009, ИНН: 2460213509, КПП: 241101001, адрес места нахождения: Красноярский край, Емельяновский район, пгт Емельяново) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, путем установления и поддержания монопольно высокой цены на услуги
по обеспечению возможности осуществления оператором деятельности
по авиатопливообеспечению воздушных судов на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) и по надлежащей организации указанной деятельности оператора в аэропорту Красноярск (Емельяново).

2. Выдать ООО «Аэропорт Емельяново» (ИНН 2460213509)
по результатам рассмотрения дела № 03/01/10-26/2022 о нарушении антимонопольного законодательства предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

3. Передать материалы дела № 03/01/10-26/2022 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному лицу ФАС России
для возбуждения дела в отношении ООО «Аэропорт Емельяново»
об административном правонарушении по факту совершения действий, являющихся злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых
в соответствии с антимонопольным законодательством.

Связанные организации

Связанные организации не указаны