Решение №АГ/42889/13 Решение по делу ФГУП «Почта России» от 30 октября 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 1-10-138/00-03-13

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 сентября 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено 09 октября 2013 г.

 

Комиссия ФАС России (далее — Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии – А.Н. Голомолзина – заместителя Руководителя ФАС России, членов Комиссии: Д.А. Рутенберга – начальника Управления контроля транспорта и связи ФАС России, И.В. Сухининой – заместителя начальника отдела воздушного и автомобильного транспорта Управления контроля транспорта и связи ФАС России, В.Ю. Зенина – главного специалиста-эксперта отдела воздушного и автомобильного транспорта Управления контроля транспорта и связи ФАС России, Н.Н. Зайцевой – заместителя начальника отдела судебной работы Правового управления ФАС России, А.А. Макориной – главного специалиста-эксперта отдела судебной работы Правового управления ФАС России, рассмотрев дело № 1-10-138/00-03-13 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», возбужденного в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (131000, г. Москва, Варшавское шоссе, 37),

 

УСТАНОВИЛА.

 

В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление ООО «Дельта-КАРГО» (письмо от 18.07.2011 № 40227) по вопросу создания Главным центром магистральных перевозок почты — филиал ФГУП «Почта России» (далее — ГЦМПП) дискриминационных условий лицам, осуществляющим (организующим) перевозку почтовых отправлений воздушным (авиационным) транспортом.

При анализе сведений, представленных с заявлением, установлено следующее:

ООО «Дельта-КАРГО» является коммерческой организацией, оказывающей услуги по организации перевозок почты авиационным транспортом.

Заказчиком данной услуги являются ФГУП «Почта России» и иные операторы почтовой связи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее — Закон о почтовой связи).

С июля 2011 года коммерческие организации (агентские компании) ООО «Дельта-КАРГО», ООО «Фирма ПСВ-Аэро», ООО «Грузовой Дилижанс», ООО «Карго Сервис» оказывали услуги по организации перевозок почты авиационным транспортом на основании соответствующих договоров, заключенных с ФГУП «Почта России». Указанные агентские компании были отобраны по результатам открытого конкурса, проведенного ФГУП «Почта России».

ФГУП «Почта России» заключило с указанными лицами договоры на организацию перевозки почты авиационным транспортом во исполнение утвержденного Приказом ФГУП «Почта России» от 08.05.2009 № 137-п Регламента размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для собственных производственных нужд ФГУП «Почта России».

Разделом 8 указанного регламента установлен исчерпывающий перечень размещения заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Договоры с ООО «Дельта-КАРГО», ООО «Фирма ПСВ-Аэро», ООО «Грузовой Дилижанс», ООО «Карго Сервис» были заключены до 31.12.2011 г. с дальнейшей пролонгацией (последний раз – до 31 июля 2012 г.)

30 мая 2012 г. ГЦМПП заключил договоры на оказание услуг по организации перевозки почты авиационным транспортом с ООО «Аэродар», ООО «Аэродом-Карго» без проведения конкурсных процедур.

При заключении договоров на оказание услуг по организации перевозки почты авиационным транспортом ГЦМПП для своих контрагентов (с ООО «Дельта-КАРГО», ООО «Фирма ПСВ-Аэро», ООО «Грузовой Дилижанс», ООО «Карго Сервис» и ООО «Аэродар», ООО «Аэродом-Карго») установило различный порядок оплаты работ.

По результатам рассмотрения заявления ООО «Дельта-КАРГО» и представленных материалов приказом от 30.05.2013 № 375/13 ФАС России возбудила дело № 1 10-138/00-03-13 по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» (131000, г. Москва, Варшавское шоссе, 37) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании дискриминационных условий, лицам, осуществляющим (организующим) перевозку почтовых отправлений воздушным (авиационным) транспортом.

При рассмотрении дела из представленных материалов и письменных объяснений, пояснения лиц, участвующих в деле следует:

 

Представитель ООО «Дельта-КАРГО» в заседаниях Комиссии отметил следующее:

В мае 2012 г. руководство ГЦМПП инициировало проведение совещания с руководителями ООО «Фирма ПСВ-Аэро», ООО «Дельта-КАРГО», ООО «Грузовой Дилижанс», ООО «Карго Сервис», на котором Общества были поставлены в известность о том, что ФГУП «Почта России» предписало ГЦМПП заключать договоры на перевозку почты авиационным транспортом с любой организацией, предлагающей более низкую стоимость перевозок, без проведения конкурсных процедур (согласно письму, подписанному заместителем генерального директора ФГУП «Почта России» Котовым Г.И.).

ФГУП «Почта России» сообщило о том, что в таких договорах предусмотрен более короткий период оплаты оказанных услуг — 20 дней после подписания актов указанных услуг (в действующих договорах — 90 дней).

Также представителем ООО «Дельта-КАРГО» было отмечено, что согласно подписанным 30 мая 2012 г. договорам ГЦМПП с ООО «Аэродар» основной объем перевозок почты передан последнему.

При этом предмет указанного договора (организация перевозки почты авиационным транспортом по конкретным направлениям) является одновременно предметом договоров, заключенных ГЦМПП с ООО «Фирма ПСВ-Аэро», ООО «Дельта-КАРГО», ООО «Грузовой Дилижанс», ООО «Карго Сервис» и действующих по состоянию на 30.05.2012 дополнительными соглашениями к ним.

По мнению представителя ООО «Дельта-КАРГО», ФГУП «Почта России» одновременно закупает одни и те же услуги сразу у нескольких поставщиков (одни отобраны по результатам конкурса, другие — без проведения конкурсных процедур).

С 15.06.2012 вся почта, предназначенная к перевозке по маршрутам рейсами ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» и ООО «Глобус» выдавалась МСЦ (магистральными сортировочными центрами) представителям ООО «Аэродар» и ООО «Аэродом-Карго» и оплата за организацию ее перевозки по маршрутам указанных авиакомпаний направлялась только ООО «Аэродар» и ООО «Аэродом-Карго» (телеграммы № 70 от 09.06.2012 г. и № 73 от 15.06.2012 г., подписанные заместителем директора ГЦМПП Афанасьевым Л.А.)

Несмотря на то, что данные авиакомпании уже имели договорные отношения и с другими агентскими организациями, организующими на их рейсах перевозку почты.

Представителем ООО «Дельта-КАРГО» было также отмечено, что данные авиакомпании имели договорные отношения и с другими агентскими организациями, организующими на их рейсах перевозку почты.

ГЦМПП были заключены договоры (без проведения конкурсных процедур) с региональными авиакомпаниями ЗАО «Авиакомпания «Ангара», ГП КК «КрасАвиа», ФГУП «Петропавловск-Камчатское авиационное предприятие» на организацию перевозки почты авиационным транспортом по направлениям, являющимся предметом договоров ООО «Дельта-КАРГО» и на перевозку почты авиационным транспортом. Однако тарифы, предложенные указанными авиакомпаниями, значительно выше тарифов ООО «Дельта-КАРГО» (в 2-3 раза). При этом лимиты почтовой загрузки остались прежними.

Период оплаты оказанных услуг по договорам после подписания актов оказанных услуг:

  • с ООО «Аэродар» и ООО «Аэродом-Карго» — 20 дней;

  • с ООО «Фирма ПСВ-Аэро», ООО «Дельта-КАРГО», ООО «Грузовой Дилижанс» и ООО «Карго Сервис» - 90 дней.

ГЦМПП осуществляло оплату услуг по организации перевозки почты авиационным транспортом по отдельным направлениям (направления, которые являлись предметом договоров с ООО «Дельта-КАРГО») без подписания соответствующих договоров с ООО «Флайт Сервис», ООО «Национальный экспресс», ООО «КАРГО-ЭКСПРЕСС».

ГЦМПП в период июнь-июль 2012 года не предоставляло ООО «Дельта-КАРГО» объем работ по организации перевозки почты авиационным транспортом в рамках еще действующего договора, а оплата за уже оказанные услуги по организации перевозки почты произведена не была.

По мнению представителя ООО «Дельта-КАРГО», действия ФГУП «Почта России» в лице ГЦМПП, выразившихся в передаче ООО «Аэродар» и ООО «Аэродом-Карго» объемов почты для организации ее перевозки по маршрутам, по которым работали ООО «Фирма ПСВ-Аэро», ООО «Дельта-КАРГО», ООО «Грузовой Дилижанс» и ООО «Карго Сервис» в рамках соответствующих договоров, а также в установлении разного порядка оплаты по договорам на оказание услуг по организации перевозки почты авиационным транспортом для вышеназванных агентских организаций и ООО «Аэродар», ООО «Аэродом-Карго», нарушают часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Представитель ФГУП «Почта России» отметил:

Заключение договоров на оказание услуг по организации перевозок почты авиационным транспортом с ООО «Аэродар» и ООО «Аэродом-Карго» осуществлялось в соответствии с п. 14.28 «Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России», согласно которому закупка из единственного источника осуществляется в случаях, когда закупка из единственного источника признана руководством ФГУП «Почта России» более целесообразной с экономически-производственной точки зрения.

По вопросу «не предоставления ООО «Дельта-КАРГО» объема работ по организации перевозки почты авиационным транспортом в рамках действующего договора» в период июнь-июль 2012 г.:

Обязательства ФГУП «Почта России» по регулярной передаче почты ООО «Дельта-КАРГО» к авиаперевозке в определенных объемах по определенным направлениям в соответствующем месяце возникали в момент согласования Сторонами соответствующего Графика перевозки почты.

В период июнь-июль 2012 г. Графики перевозки почты не согласовывались (в отсутствие Графика ФГУП «Почта России» имеет право предъявить к авиаперевозке почту, а ООО «Дельта-КАРГО» принять и организовать авиаперевозку почты на основании отдельных согласований сторон, оформленных отдельными перевозочными документами по тарифам, установленным Договорами).

По мнению представителя ФГУП «Почта России», у ФГУП «Почта России» отсутствовала обязанность предъявлять ООО «Дельта-КАРГО» к авиаперевозке отдельный определенный объем почты.

 

Исследовав представленные материалы, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле Комиссия пришла к следующим выводам:

Услуга по перевозке почты авиационным транспортом регулируется Правилами перевозки почты по воздушным линиям (утвержденных Приказом Министерства гражданской авиации и Министерства связи СССР № 206/457 от 27.12.1982 г.) в части не противоречащей действующему законодательству, Почтовыми Правилами (принятыми Советом Глав администраций связи регионального содружества в области связи 22.04.1992 г.), Правилами оказания услуг почтовой связи (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221).

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи) почтовая связь — вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.

Почтовая связь в Российской Федерации осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями почтовой связи, иными операторами почтовой связи и предназначается для оказания услуг почтовой связи гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам.

По смыслу Закона о почтовой связи перевозка почты (почтовых отправлений) является неотъемлемой частью производственного процесса оказания услуг почтовой связи и оказывается на той же территории, что и услуги почтовой связи и является промежуточным и обязательным этапом между приемом почты от пользователей услуг почтовой связи в специальных отделениях почтовой связи и до вручения почтовых отправлений адресатам.

ФГУП «Почта России» – оператор почтовой связи, обладает лицензией на осуществление деятельности в области оказания услуг почтовой связи № 25577.

Таким образом, ФГУП «Почта России» осуществляет свою деятельность на рынке услуг почтовой связи и внесено в реестр субъектов естественных монополий в разделе «Услуги общедоступной почтовой связи».

При этом ФГУП «Почта России» не выполняет саму доставку (перевозку) почты (почтовых отправлений) авиационным транспортом.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции субъект естественной монополии занимает доминирующее положение на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ФГУП «Почта России», являясь субъектом естественных монополий, занимает доминирующее положение на рынке услуг почтовой связи и является основным заказчиком (в соответствии с Законом о почтовой связи) услуги по перевозке (доставке) почты авиационным транспортом.

Заказывая услуги по организации перевозки почты авиационным транспортом или услуги по перевозке почты авиационным транспортом ФГУП «Почта России» выступает в качестве покупателя услуги по перевозке (доставке) почты авиационным транспортом и тем самым оказывает на рынок данных услуг решающее влияние.

 

В рамках рассмотрения дела № 1-10-138/00-03-13 Комиссия провела анализ конкурентной среды на рынке услуг по перевозке почты с целью установления доминирующего положения отдельных участников рынка.

Из аналитического отчета, подготовленного по результатам анализа конкурентной среды на рынке услуг по перевозке почты, следует:

Перевозка почты авиационным транспортом является не взаимозаменяемой услугой, поскольку оказывается в порядке, установленном законодательством о почтовой связи, и не может быть отнесена к услугам по перевозке грузов.

Товаром на данном рынке, а, следовательно, продуктовыми границами рынка является услуга по перевозке почты авиационным транспортом.

Географическими границами данного товарного рынка является территория Российской Федерации.

Участниками рынка услуг по перевозке почты авиационным транспортом являются:

- покупатели услуги – ФГУП «Почта России», в лице ГЦМПП, иные операторы связи, обладающие лицензией на осуществление деятельности в области оказания услуг почтовой связи;

- продавцы услуги:

– российские авиакомпании, обладающие лицензиями на выполнение авиаперевозок (регулярных и нерегулярных) пассажирских и грузовых по внутренним воздушным линиям;

  • агенты-посредники (экспедиторские компании), организующие перевозку почтовых отправлений авиационным транспортом, в том числе, уполномоченные генеральные агенты авиаперевозчиков (агенты): ООО «Фирма ПСВ-Аэро», ООО «Дельта-КАРГО», ООО «Грузовой Дилижанс», ООО «Карго Сервис», ООО «Аэродар», ООО «Аэродом-Карго» и др.

Анализ конкурентной среды указанного товарного рынка показал, в 2012 году ФГУП «Почта России», в лице ГЦМПП, занимает на рынке услуг по перевозке (доставке) почты авиационным транспортом доминирующее положение как покупатель услуги с долей 96,97%.

Комиссия также установила, что:

- в настоящее время ООО «Дельта-Карго» не осуществляет деятельность на рынке перевозок почты авиационным транспортом. Данный факт был подтвержден представителями ООО «Дельта-КАРГО» и ФГУП «Почта России» в ходе рассмотрения дела № 1-10-138/00-03-13;

- после окончания сроков действия договоров (31.07.2012 г.) между ФГУП «Почта России» и ООО «Дельта-КАРГО» на оказание услуг по организации авиаперевозок почты, ООО «Дельта-КАРГО» не обращалось к ФГУП «Почта России» с предложением о заключении новых договоров.

Данный факт также был подтвержден представителями ООО «Дельта-КАРГО» и ФГУП «Почта России» в ходе рассмотрения дела № 1-10-138/00-03-13.

Представителем ФГУП «Почта России» было отмечено, что в связи с истечением 31.07.2012 сроков действия договоров на оказание услуг по организации авиаперевозок почты, заключенных с ООО «Дельта-КАРГО», а также учитывая тот факт, что лимиты денежных сумм, согласованные с Россвязью для данных договоров как для крупных сделок, заключенных в 2011 году, в любой момент могли быть исчерпаны, ФГУП «Почта России» в целях соблюдения контрольных сроков перевозки почты приняло решение о заключении новых договоров непосредственно с авиакомпаниями.

Комиссия пришла к выводу, что у ФГУП «Почта России», в лице ГЦМПП, не было оснований продлевать договоры, заключенные в 2011 г. или заключать новые договоры на организацию перевозки почты авиационным транспортом с ООО «Дельта-КАРГО» в связи с отсутствием обращений последнего по данному вопросу в адрес ФГУП «Почта России».

Также Комиссией ФАС России был принят во внимание тот факт, что действующее гражданское законодательство не устанавливает какие-либо требования, ограничивающие ФГУП «Почта России» на заключение договоров, в том числе на заключение договоров с ООО «Аэродар».

Договор с ООО «Аэродар» был заключен 30.05.2012 г., т.е. в период действия аналогичных Договоров на оказание услуг по организации перевозки почты авиационным транспортом ФГУП «Почта России» с ООО «Дельта-КАРГО».

Почта за период июнь-июль могла перевозиться как ООО «Дельта-КАРГО» так и ООО «Аэродар».

Таким образом, по итогам заседаний Комиссии не установлено в рассматриваемых действиях ФГУП «Почта России», в лице ГЦМПП, нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в создании дискриминационных условий, лицам, осуществляющим (организующим) перевозку почтовых отправлений воздушным (авиационным) транспортом.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

Решила:

 

Прекратить рассмотрение дела № 1-10-138/00-03-13 в отношении ФГУП «Почта России» в соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны