Решение №АГ/54915/14 Решение по делу от 30 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-15-127/00-03-14

 г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 18.12.2014

В полном объеме решение изготовлено 30.12.2014

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: <...>, рассмотрев дело № 1-15-127/00-03-14 по признакам нарушения Федеральным агентством железнодорожного транспорта (адрес: 105064, Москва улица Старая Басманная, дом 11/2 стр. 1.; далее — Росжелдор) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела в отношении Росжелдора по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции явились заявления ОАО «Южный речной порт»  (письмо от 24.04.2014 №161), МГОАО «Промжелдортранс» (письмо от 29.04.2014 №13884), ОАО «ПК Пушкинская площадь» (письмо от 24.04.2014 №140424-1), ОАО «Бетиар-22» по вопросу правомерности издания Росжелдором приказа от 18.04.2014 № 134 «О железнодорожных станциях Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД», в соответствии с которым подлежит закрытию ряд станций, в том числе, железнодорожная станция Москва-Южный Порт для выполнения грузовых операций по параграфам Тарифного Руководства № 4 (далее – ТР № 4):

- 3 (прием и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования);

- 8н (прием и выдача грузов в крупнотоннажных 20-футовых контейнерах массой брутто 20 и 24 т на подъездных путях);

- 10 н (прием и выдача крупнотоннажных контейнеров массой брутто 24 и 30 т на подъездных путях)

с последующим ее открытием по знаку «Х» (грузовые и пассажирские операции не производятся) ТР № 4.

Из информации, представленной заявителями следует, что Московский Южный речной порт, введен в эксплуатацию в 1939 году для обеспечения потребностей города в речных, железнодорожных и автомобильных перевозках, в настоящее время является одним из крупнейших предприятий транспортной отрасли Российской Федерации и единственным в Москве круглогодично действующим мультимодальным транспортно-логистическим центром, располагающим 17 грузовыми причалами протяженностью 2178 метров, 6 км железнодорожных путей, современной погрузочно-разгрузочной техникой, 58 тыс. кв. м. крытых и 80 тыс. кв. м. открытых складских площадей.

ОАО «ЮЖНЫЙ РЕЧНОЙ ПОРТ» во взаимодействии с железнодорожным и автомобильным транспортом, постоянно увеличивает объемы переработки и хранения грузов для нужд города Москвы, является экономически эффективным предприятием и одним из крупнейших налогоплательщиков ЮВАО г. Москвы,

Технология использования интермодальных перевозок послужила основой создания Южного речного порта - как транспортного узла, позволяющего аккумулировать транспортные потоки, осуществляемые различными видами транспорта, что в свою очередь, дало толчок строительству в непосредственной близости от порта и от ж/д станции Москва - Южный Порт крупных промышленных предприятий, специализирующихся на предоставлении услуг по поставке нерудных строительных материалов, бетона для предприятий строительного комплекса Москвы и Московской области.

К указанным предприятиям, перевалку грузов которых в межнавигационный период осуществляет порт, в частности, относятся: ОАО «Комбинат «Мосинжбетон», ООО «БСУ № 5», ОАО «Моспромстрой», ЗАО «Промнеруд», Завод ЖБИ 7, ЗАО «Асфальтстрой». Перевалка грузов осуществляется с активным использованием железной дороги, что обеспечивает непрерывный круглогодичный цикл поставок нерудно-строительных материалов.

Южный порт осуществляет приемку и отгрузку посредством железнодорожного транспорта продовольственных товаров, в частности, растительного масла, круп, сахара, бакалейных товаров, поступающих в адрес известнейших предприятий пищевой промышленности московского региона (ОАО «РотФронт», БКК «Бабаевский», ОАО «Красный Октябрь», ОАО «Черемушки», ОАО МКШВ и др.), крупных сетевых магазинов, («Перекресток», «Магнит», «Авоська», «Пятерочка», «Дикси» и др.), а также предприятий общественного питания(«Ёлки-палки», «Теремок», «Сбарро», «Му-Му», «Шоколадница». «Кофемания» и др.).

Например, только ООО «Бакалея-Южный порт», принадлежащее сети крупных торговых предприятий, в течение года принимает и обрабатывает на ж/д станции Москва - Южный порт порядка 1000 вагонов с сахарным песком.

На территории Южного речного порта расположен созданный в 2008 году и динамично развивающийся терминал - ООО «РЕНУС - ЮЖНЫЙ ПОРТ» - совместное российско-немецкое предприятие ОАО «ЮЖНЫЙ РЕЧНОЙ ПОРТ» и ООО «РЕНУС Порт Логистик». Железнодорожные пути, находящиеся на его территории, удобное расположение около станции Москва - Южный порт обеспечивают возможность формирования контейнерных поездов на территории терминала. Терминал, оснащенный современным перегрузочным оборудованием, оказывает полный спектр услуг по обработке контейнеров: погрузка и выгрузка контейнеров на /с судна, на/ с железнодорожной платформы, на /с автотранспорта, хранение контейнеров, обработка контейнеров, их ремонт.

Основным направлением деятельности ООО «РЕНУС - ЮЖНЫЙ ПОРТ» является обработка грузов, поступающих как раз железнодорожным транспортом. Ежемесячно терминал обрабатывает порядка 8-10 контейнерных поездов, прибывающих из различных регионов Российской Федерации.

Как следует из письма ОАО «ПК «Пушкинская площадь» от 16.10.2014 № б/н, ОАО «ПК «Пушкинская площадь» было образовано в 2001 году, при непосредственном участии и поддержке Правительства г. Москвы, и является одним из крупнейших российских полиграфических предприятий. В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 21.08.2007 г. № 1789-РП на ОАО «ПК «Пушкинская площадь» возложены функции заказчика-застройщика и инвестора по реализации инвестиционного проекта создания Медиа Центра.

В связи с поставками грузов по железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «ПК «Пушкинская площадь» на праве собственности, ОАО «ПК «Пушкинская площадь» с 18.04.2012 г. включено в реестр уполномоченных экономических операторов, в соответствии со свидетельством Федеральной таможенной службы № 10000/004А от 30.10.2012 г. и Соглашением № 10129000/003 от 21.12.2012 г. между ОАО «ПК «Пушкинская площадь» и Московской таможней.

20 мая 2009 году между ОАО «ПК «Пушкинская площадь» и ОАО «РЖД» заключен договор № 1-5/33 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Москва-Южный порт Московской железной дороги. Принятие решения о закрытии станции Москва-Южный Порт для выполнения грузовых операций по параграфу 3 (прием и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования) создает трудности в продлении срока действия данного договора, в то время как договор необходим для осуществления поставок грузов в адрес ОАО «ПК «Пушкинская площадь» в целях текущей производственной деятельности типографии. Станция Москва-Южный Порт на сегодняшний день является единственной железнодорожной станцией, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «ПК «Пушкинская площадь», в соответствии с договором № 1-5/33 от 20.05.2009. Из информации представленной МГОАО «Промжелдортранс» письмом от 31.10.2014 № 10-1207 следует, что МГОАО «Промжелдортранс» является предприятием промышленного железнодорожного транспорта, основной деятельностью предприятия является подача- уборка вагонов грузополучателям/грузоотправителям на железнодорожных путях необщего пользования.

В соответствии с перечнем предприятий, подпадающих в зону реконструкции Малого окружного кольца Московской железной дороги, МГОАО «Промжелдортранс» отмечено, как предприятие имеющее значение для строительства города Москвы, что предприятие задействовано в системе городского заказа и осуществляет материальное обеспечение строительного комплекса города Москвы.

Росжелдором представлена в материалы дела следующая позиция.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года, в рамках которой проводятся мероприятия по развитию транспортной системы Российской Федерации. Аналогичные программы принимаются на уровне субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Москвы от 02.09.2011 № 408-ПП утверждена Государственная программа г. Москвы «Развитие транспортной системы на 2012-2016 гг. и на перспективу до 2020 года». Данная программа направлена на приоритетное развитие транспорта общего пользования, сокращение транзитных грузопотоков. При этом, одной из ключевых целей данной программы является повышение эффективности грузовой логистики. Также, в программе заложены идеи строительства и обустройства дополнительных главных железнодорожных путей, организация движения на Малом кольце Московской железной дороги (далее - МКМЖД), увеличение доли пассажирских железнодорожных перевозок в общем объеме пассажирских перевозок, совершенствование логистики в целях вывода значительной части транзитных грузопотоков за пределы Московской кольцевой автомобильной дороги. В рамках реализации данной программы планируется создание современных мультимодальных транспортно-логистических центров, обеспечивающих предоставление широкого спектра конкурентоспособных логистических услуг.

Существующие грузовые дворы, расположенные в пределах МКМЖД (за исключением грузового двора станции Москва-II Митьково, который в последующем станет распределительным почтово-багажным центром), подлежат ликвидации после ввода в действие новых транспортно-логистических центров в Москве.

Постановлением Правительства Москвы от 18.11.2008 № 1070-ПП утверждена генеральная схема развития Московского железнодорожного узла (далее — Генеральная схема), согласно которой, в том числе, предусмотрено:

- повышение роли железнодорожного транспорта в пассажирских (пригородно-городских и внутригородских) и грузовых перевозках;

- развитие железнодорожных устройств для обеспечения эффективной работы Московского железнодорожного узла, в том числе за счет строительства дополнительных главных путей на всех направлениях Московской железной дороги;

- организацию пассажирского движения на МКМЖД;

- максимальное отвлечение от Московского железнодорожного узла транзитных потоков грузов на дальние обходы и Большое Московское окружное кольцо с выводом грузовых таможенных терминалов за пределы города Москвы на Большое Московское окружное кольцо (БМО);

- взаимодействие с другими видами внутригородского и внегородского (внешнего) транспорта, а также формирование транспортно-пересадочных узлов и железнодорожных диаметров;

- ликвидацию нефункционирующих подъездных железнодорожных путей (общей протяженностью около 200 км);

- первоочередные мероприятия по развитию Московского железнодорожного узла.

Письмом от 31.10.2014 № ЕЛ-31/6498-ис Росжелдор сообщил следующее.

Развитие Московского железнодорожного узла должно способствовать переходу к принципу доминирования общественного транспорта в Москве при обеспечении растущих потребностей населения в перевозках.

Для реализации задач, обозначенных в Генеральной схеме, и обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти г. Москвы и Московской области, направленных на развитие транспортной инфраструктуры в г. Москве и Московской области, образован Координационный совет по развитию транспортной системы г. Москвы и Московской области (далее - Координационный совет).

Основные положения Генеральной схемы развития Московского железнодорожного узла были учтены при актуализации Программы развития транспортного комплекса Московского региона на период до 2020 года с определением мероприятий, связанных с расширением территории г. Москвы (далее - Программа), проведенной во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева.

Программа рассмотрена и одобрена на заседании Координационного совета 20 декабря 2013 года (п.2, Р. 1 Протокола от 20 декабря 2013 года №71).

Для актуализации Программы были привлечены ведущие научно-исследовательские, проектные институты, в том числе: ГУП «Научно- исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы», ГУП Московской области «НИиПИ Градостроительства», ФГУП «Научный центр по комплексным проблемам» Минтранса России и иные.

В Программе определены первоочередные мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры, направленные на повышение роли железной дороги в пригородно-городских пассажирских перевозках в Московском транспортном узле. Одним из главных проектов по развитию Московского железнодорожного узла является — «Организация пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги» (предусмотрен Законом города Москвы от 05.05.2010 № 17 «О Генеральном плане города Москвы»; постановлением Правительства Москвы от 02.09.2011 № 408-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы» на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года»).

В целях обеспечения реализации первоочередных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры для улучшения условий городских и пригородных пассажирских перевозок проводится оптимизация грузовых перевозок железнодорожным транспортом в Москве.

Росжелдор рассмотрел поступившее от ОАО «РЖД» обращение по вопросу закрытия железнодорожной станции Москва-Южный Порт Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» для выполнения грузовых операций по параграфам 3, 8н 10н с последующим открытием ее по знаку «X» (грузовые и пассажирские операции не производятся) TP № 4 и пришел к заключению о возможности закрытия железнодорожной станции Москва- Южный Порт Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» для выполнения грузовых операций по указанным параграфам TP № 4.

Росжелдор сообщил, что при рассмотрении вопроса возможности закрытия ж/д станции Москва-Южный порт была учтена информация владельца инфраструктуры - ОАО «РЖД» о том, что грузовая работа предприятий, осуществляющих свою деятельность на станции Москва-Южный Порт, будет перераспределена на железнодорожную станцию Люблино-Сортировочное.

В подготовленном Росжелдором заключении о возможности закрытия железнодорожной станции Москва-Южный Порт Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» было отражено, что хозяйствующие субъекты, в случае закрытия станции Москва-Южный Порт по параграфам 3, 8н, 10н TP № 4, будут осуществлять грузовые операции на станции Люблино-Сортировочное Московской железной, Москва-Товарная-Рязанская, Москва-Товарная-Павелецкая, Лосиноостровская.

По мнению Росжелдора, у него отсутствовали законные основания для отказа в закрытии железнодорожных станций, в связи с чем, Росжелдор издал приказ № 134 «О железнодорожных станциях Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД».

Письмом от 07.11.2014 № УУП-1/1362ис Росжелдор заявил ходатайство о привлечении для участия в настоящем деле ОАО «РЖД», АНО «Дирекция Московского транспортного узла», Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

Определением о привлечении лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, к рассмотрению дела № 1-15-127/00-03-14 от 12.11.2014 № АГ/45801/14 были привлечены Минтранс России, ОАО «РЖД», АНО «Дирекция Московского транспортного узла», Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы в качестве лиц, располагающих сведениями, а так же запрошена информация по существу рассматриваемого дела.

Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы (письмом от 10.12.2014 вх. № 113959/14) сообщил, что в целях выработки совместных решений по вопросам согласования открытия или закрытия железнодорожных переездов, железнодорожных путей общего и необщего пользования, железнодорожных станций и других объектов железнодорожной инфраструктуры в городе Москве в 2013 году создана совместная с ОАО «РЖД» комиссия при Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы по согласованию открытия или закрытия железнодорожных переездов в городе Москве.

26.12.2013 на заседании Комиссии принято решение согласовать закрытие железнодорожных путей необщего пользования ОАО «Южный речной порт».

Учитывая дополнительную проработку вопроса, а также поступившие обращения от юридических лиц, 21.02.2014 было принято решение о повторном рассмотрении на заседании Комиссии вопроса о сохранении грузовой работы на станции «Москва-Южный Порт».

18.04.2014 на заседании Комиссии с участием представителей Департамента градостроительной политики города Москвы и Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы (далее - ДНПП) был повторно рассмотрен вопрос об отмене ранее принятых решений о закрытии станции «Москва-Южный Порт» по параграфам 3, 8н,10н ТР №4.

С позицией о сохранении станции Моска-Южный порт в адрес Департамента поступили обращения от ДНПП и Москомархитектуры.

Принимая во внимание позиции ДНПП и Москомархитектуры, а также результаты мониторинга АНО «Дирекция Московского транспортного узла» по данному вопросу, было принято решение оставить без изменений решение о закрытии ж/д станции «Москва-Южный Порт» по параграфам 3, 8н, 10н ТР №4.

АНО «Дирекция Московского транспортного узла» письмом от 09.12.2014 № 05-1869.1/14 сообщило следующее.

Для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти г. Москвы и Московской области, направленных на развитие транспортной инфраструктуры в г. Москве и Московской области, образован Координационный совет по развитию транспортной системы г. Москвы и Московской области (далее — Координационный совет).

На заседании Координационного совета 20 декабря 2013 г. одобрена Программа развития транспортного комплекса Московского региона на период до 2020 года с определением мероприятий, связанных с расширением территории г. Москвы (далее - Программа ) Одним из главных проектов по развитию Московского железнодорожного узла является — «Организация пассажирского движения на МКМЖД». Данный проект позволит, начиная с 2016 г., перевозить более 250 млн. пассажиров в год с интервалом движения электропоездов в часы «пик» до 5 минут. Также, к этому времени на МК МЖД будет построен 31 транспортно-пересадочный узел, обеспечивающий связь различных видов транспорта. Объем бюджетных средств, предусмотренных на реализацию данного проекта, составляет 54,8 млрд. руб.

Во исполнение п.5 р.1 Протокола заседания Координационного совета от 7 декабря 2011 г. № 103 АНО «ДМТУ» совместно с Минтрансом России, МВД России, Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы, Минтрансом Московской области, Росжелдором и ОАО «РЖД» разработан План мероприятий по перераспределению грузопотоков с учетом ввода в эксплуатацию терминально-логистических центров (далее - ТЛЦ) и закрытия неэффективно используемых подъездных путей промышленных предприятий, а также железнодорожных грузовых дворов, расположенных в пределах МК МЖД (далее - План мероприятий ).

В целях обеспечения комплексного развития транспортной и логистической инфраструктуры г. Москвы, Правительством Москвы разработаны проекты планировок территорий для проектирования и строительства транспортно-логистических центров: «Люблино», «Ховрино», «Кунцево-2» и «Москва-Товарная-Ярославская (Северянин)» (п.7 p.III Протокола заседания Координационного совета от 15 апреля 2014 г. № 22).

Особое внимание в нем уделено вопросам исключения в г. Москве транзитной составляющей при перевозке грузов автомобильным транспортом.

АНО «Дирекция Московского транспортного узла» сообщило, что закрытие железнодорожных станций, примыкающих к МК МЖД, а также технологически связанных с МК МЖД, является первым этапом оптимизации грузовой работы в Московском железнодорожном узле на МК МЖД и всех радиальных направлениях Московской железной дороги.

По мнению АНО «Дирекция Московского транспортного узла»  станция Москва-Южный порт технологически связана как с МК МЖД, через станцию Угрешская, так и с Курским радиальным направлением Московской железной дороги через станцию Люблино-Сортировочное.

С учетом изложенного, на основании представленных материалов, Комиссия пришла к следующим выводам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 397, утверждено положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта (далее - Положение).

Согласно пункту 1 Положения Росжелдор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг в сфере железнодорожного транспорта.

Согласно пункту 3 Положения Росжелдор в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации, а также настоящим Положением.

В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон о железнодорожном транспорте) закрытие железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, с учетом предложений соответствующего субъекта Российской Федерации.

Приказом Минтранса России от 19.08.2009 № 136 «Об утверждении Порядка закрытия железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа» (далее - приказ Минтранса России № 136) утвержден порядок закрытия железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа.

Согласно пункту 13 приказа Минтранса России № 136 Росжелдор принимает решение о закрытии железнодорожной станции либо об отказе в закрытии железнодорожной станции.

Ввиду вышеизложенного, довод Росжелдора, представленный письмом от 31.10.2014 № ЕЛ-31/6498-ис о том, что полномочия, которыми наделен Росжелдор, не дают ему правовых оснований в одностороннем порядке и по собственной инициативе решать вопрос о закрытии железнодорожных станций, Комиссия признала несостоятельным.

Согласно пункту 2 Приказа Минтранса России № 136 для закрытия железнодорожной станции для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа (далее - закрытие железнодорожной станции), владелец инфраструктуры, которому принадлежит железнодорожная станция, направляет в Росжелдор письменное предложение о закрытии железнодорожной станции.

Согласно пункту 8 Приказа Минтранса России от 19.08.2009 № 136 при предоставлении полного комплекта документов Росжелдор в течение трех рабочих дней направляет письменное поручение с приложением указанных копий документов в соответствующий территориальный орган Росжелдор (далее - территориальный орган) о проведении обследования железнодорожной станции.

Территориальный орган в течение 15 рабочих дней проводит обследование железнодорожной станции и по результатам такого обследования готовит проект заключения о возможности или невозможности закрытия железнодорожной станции.

Росжелдор на основании заключения территориального органа в течение десяти рабочих дней направляет согласованное Минтрансом России заключение о возможности или невозможности закрытия железнодорожной станции в Министерство обороны Российской Федерации, Федеральную антимонопольную службу, Федеральную службу по тарифам, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

18.04.2014 Росжелдором издан приказ № 134 «О железнодорожных станциях Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД», которым закрывался ряд станций, в том числе, железнодорожная станция Москва-Южный Порт для выполнения грузовых операций по параграфам 3,8н, 10н, с последующим ее открытием по знаку «Х» (грузовые и пассажирские операции не производятся) ТР № 4.

Согласно письму Росжелдора от 31.10.2014 № ЕЛ-31/6498-исх вопрос закрытия станций МК МЖД, в том числе станции Москва-Южный Порт, по отдельным параграфам ТР № 4 был согласован с Минобороны России, МЧС России, ФСТ России.

В материал дела имеется письмо Минтранса России от 18.04.2014 № ОВ-23/4584, в котором сообщается , что решение о закрытии станции Москва - Южный Порт напрямую коснется деятельности более чем 70 компании-партнеров ОАО «Южный речной порт», поставив под угрозу возможность их нормального функционирования, перевалку грузов которых порт осуществляет в межнавигационный период, принимая инертные грузы по железной дороге, что обеспечивает непрерывный круглогодичный - цикл поставок нерудных строительных материалов. В случае закрытия станции Москва-Южный Порт, весь объём поставляемых по железной дороге нерудных материалов, продовольственных и иных товаров будет доставляться потребителям г. Москвы автомобильным транспортом.

По мнению Минтранса России, принятие решения о закрытии станции Москва - Южный порт приведет к фактической ликвидации ОАО «Южный речной порт», а город Москва потеряет важнейший транспортный узел столицы, что в свою очередь приведет к увеличению грузонапряженности автодорожной сети города и ухудшению экологической ситуации.

Так же при принятии решения о закрытии станции Москва - Южный Порт Росжелдором не была учтена позиция ФАС России.

Письмом от 15.04.2014 № АГ/14386/14 ФАС России сообщил, что по станции Москва-Южный Порт поступили возражения против ее закрытия от 11 хозяйствующих субъектов, в том числе: со стороны ОАО «Южный речной порт» Группы компаний «Московское речное пароходство», ЗАО ПЗП «Первомайское», ООО ПЗП «Люблинское», ООО «Первая Заготовительная Компания», ЗАО «ЗДИ», ЗАО «Мосазервинзавод», ОАО «БЕТИАР-22», ОАО ПК «Пушкинская площадь», ООО «Транс-Бизнес-1».

Также ФАС России уведомил Росжелдор о том, что станция Москва-Южный Порт не входит в пределы МК МЖД, так как находится на расстоянии  около 4 км от него. Ее закрытие не будет способствовать оптимизации грузовой работы на станциях МК МЖД. Одновременно указывается, что сохранение станции позволит оптимизировать грузопотоки столицы, сконцентрировав большинство из них в порту через станции Люблино и Москва-Южный Порт Московской железной дороги, при этом технические возможности порта позволяют обеспечивать перевалку насыпных строительных материалов до 6-7 млн.тн/год, что представляется не маловажным при проведении строительства в промышленных зонах «ЗИЛ» и «Южный порт» ЮАО и ЮВАО г. Москвы, осуществление которого предусматривается Концепцией развития промышленных зон г. Москвы. Одновременно с этим, по вопросу закрытия железнодорожной станции Москва-Южный Порт высказались Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы  и Москомархитектура.

Из материалов, представленных Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы следует, что Москомархитектура считает целесообразным сохранение ж/д станции Москва - Южный Порт на ближайшую перспективу.

ДНПП совместно с Москомархитектурой осуществляет работу, связанную с разработкой концепции комплексного развития территории производственной зоны «Южный порт». В рамках данной концепций предполагается определить основные градостроительные предпосылки и ограничения, присущие данной территории, разработать предложения по новому функциональному назначению реорганизуемой территории, провести расчеты экономического эффекта от ее реализации. Таким образом, принимая во внимание значимость ОАО «Южный речной порт» для нужд города Москвы и разрабатываемые перспективы развития производственной зоны «Южный порт», ДНПП считает решение о прекращении функционирования железнодорожных путей необщего пользования ОАО «Южный речной порт», а также закрытии ж/д станции Москва - Южный Порт) преждевременным.

По мнению Росжелдора, закрытие ж/д станции Москва-Южный Порт не создает препятствий для осуществления грузовых операций на железнодорожных путях хозяйствующих субъектов. Подача-уборка вагонов на железнодорожные пути хозяйствующих субъектов, в настоящее время осуществляется, в том числе, со станции Люблино-Сортировочное Московской железной дороги.

В рамках рассмотрения настоящего дела, ФАС России направлены Предупреждения о прекращении действий (бездействия) от 02.12.2014 №№ИА/49107/14, ИА/49108/14 в адрес ОАО «РЖД», которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в уклонении от заключения договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования по станции «Люблино-Сортировочная» с МГОАО «Промжелдортранс» и ОАО «ПК «Пушкинская площадь».

Путевое развитие станции Москва-Южный Порт состоит из 23 ж/д путей общего пользования, различного технологического и технического значения и 10 ж/д путей необщего пользования, принадлежащих, в том числе МГОАО «Промжелдортранс». МГОАО «Промжелдортранс» является предприятием промышленного ж/д транспорта, основной деятельностью которого является подача/уборка вагонов грузополучателям/грузоотправителям на ж/д путях необщего пользования, примыкающих к ж/д станции Москва-Южный Порт.

Комиссией установлено, что в связи с закрытием станции «Москва-Южный Порт» ОАО «ПК «Пушкинская площадь» было вынуждено перезаключить договор на подачу вагонов со станции «Люблино-Сортировочное». Стоимость подачи вагона со станции «Москва-Южный Порт» составляет 3 714,73 руб., со станции «Люблино-Сортировочное» - 7 558 руб.

Стоимость доставки 1 тонны бумаги (основное сырье для полиграфии) из Финляндии в Москву автотранспортом составляет 4 640 рублей, вагоном - 4 300 рублей. В 2014 году объем перевозок по железной дороге составил 150 вагонов или 9 600 тонн. В случае перевозок этого объема автотранспортом дополнительные затраты составили бы: 9 600 тонн * (4 640 руб. - 4 300 руб.) =
3 264 000 руб.

Кроме того, нагрузка на дорожно-транспортную сеть г. Москвы выросла бы на 480 фур, которые потребовались бы для перевозки этого объема.

Закрытие станции Москва-Южный Порт напрямую повлияло на производственную деятельность МГОАО «Промжелдортранс», так как основная часть затрат сохранилась, а доход снизился в 6 раз:

- за 2013 г и 4 месяца 2014г. (до момента закрытия станции) - объем транспортировки грузов составил - 6 920 вагонов, что составляет 442,23 тыс. тн., погрузочно-разгрузочные работы - 265,33 тыс. тонн;

- с мая 2014г. по октябрь 2014 (с момента закрытия станции и до настоящего момента) грузооборот для единственного контрагента ООО «Первая заготовительная компания» составил 708 вагонов, что составляет 40,1 тыс. тонн;

- недополученные доходы МГОАО «Промжелдортранс» за период с мая по декабрь 2014 года составляют 21 608 589 рублей;

  • расходы по содержанию участка - 17 494 740 рублей.

Комиссией установлено, что закрытие станции Москва-Южный Порт для выполнения грузовых операций по параграфам 3, 8н, 10н ТР № 4 мотивировано целями обеспечения комплексного развития транспортной и логистической инфраструктуры г. Москвы и целями отвлечения транзитных грузопотоков из г. Москвы в Московскую Область.

Ввиду закрытия станции Москва-Южный Порт для выполнения грузовых операций по параграфу 3 (прием и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования) предприятия, осуществляющие свою деятельность на станции Москва-Южный Порт, вынуждены перенаправить свою деятельность на железнодорожную станцию Люблино-Сортировочное для выполнения грузовых операций по параграфу 3 ТР № 4.

Указанное фактически не влияет на технологию грузоперевозок по г. Москве, ввиду малой отдаленности ж/д станции Москва-Южный порт от ж/д станции Люблино-Сортировочное.

Таким образом, закрытие ж/д станции Москва Южный порт для выполнения грузовых операций по параграфу 3 ТР № 4 приводит к ряду негативных последствий: невозможности осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, к значительному увеличению транспортных расходов, проблематике по перезаключению договоров для работ на ж/д станции Люблино-Сортировочное, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Учитывая изложенное, с учетом представленных по делу доказательств и доводов лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено, что Росжелдором допущено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать наличие в действиях Росжелдора, выразившихся в издании приказа от 18.04.2014 № 134 «О железнодорожных станциях Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» в части закрытия железнодорожной станции Москва-Южный Порт Московской железной дороги – Филиала ОАО «РЖД» для выполнения грузовых операций по параграфу 3 ТР № 4, нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать  Росжелдору предписание об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства путем изменения пункта 1 приказа от 18.04.2014 № 134 «О железнодорожных станциях Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» в части исключения указания на закрытие железнодорожной станции Москва-Южный Порт Московской железной дороги – Филиала ОАО «РЖД» для выполнения грузовых операций по параграфу 3 Тарифного руководства № 4.

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-15-127/00-03-14 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

«___» декабря 2014 года                                                                         г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: <...>руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50  Федерального  закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон
о защите конкуренции), на основании своего решения от ___.12.2014 № ____________ по делу № 1-15-127/00-03-14 о нарушении Федеральным агентством железнодорожного транспорта (адрес: 105064, Москва улица Старая Басманная, дом 11/2 стр. 1.; далее — Росжелдор) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Росжелдору не позднее 60 дней с момента получения настоящего предписания изменить пункт 1 приказа от 18.04.2014 № 134 «О железнодорожных станциях Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» в части исключения указания на закрытие железнодорожной станции Москва-Южный Порт Московской железной дороги – Филиала ОАО «РЖД» для выполнения грузовых операций по параграфу 3 Тарифного руководства № 4.

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения. 

 

 



 

 

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны