Определение №03/80885/22 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 03/01/10-26/2022 о нарушении... от 29 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 03/01/10-26/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

«29» августа 2022 г. г. Москва

 

Председатель Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 03/01/10-26/2022 о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

В рамках рассмотрения предложения ООО «РН-Аэро» (далее - Оператор) на утверждение тарифов на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и хранению авиационного топлива в аэропорту Красноярск (Емельяново) ФАС России установлено, что главным оператором данного аэропорта ООО «Аэропорт Емельяново» (далее - Аэропорт) взимается плата за «услуги по обеспечению возможности осуществления Оператором деятельности по авиатопливообеспечению воздушных судов на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) и по надлежащей организации указанной деятельности Оператора».

ООО «РН-Аэро» (ОГРН: 1087746656711, дата присвоения ОГРН: 19.05.2008 ИНН: 7705843041, КПП: 772501001, адрес: 119071, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Донской, ул. Малая Калужская, д. 15, этаж 2) является оператором в аэропорту Красноярск (Емельяново), осуществляющим деятельность по авиатопливообеспечению (обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива) и по поставке авиакомпаниям авиационного топлива для заправки воздушных судов.

ООО «Аэропорт Емельяново» (ОГРН: 1092468001482, дата присвоения ОГРН: 23.01.2009, ИНН: 2460213509, КПП: 241101001, адрес: 663020, Красноярский край, Емельяновский район, п.г.т. Емельяново, территория аэропорта Красноярск) является главным оператором аэропорта Красноярск (Емельяново) в соответствии с сертификатом от 24.05.2017 № ФАВТ.ОА-064.

ООО «Аэропорт Емельяново» включено в реестр субъектов естественных монополий приказом ФСТ России от 28.08.2009 № 329-т, в отношении него введено регулирование и контроль.

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Для выполнения своих обязательств перед авиакомпаниями между
ООО «РН-Аэро» и ООО «Аэропорт Емельяново» заключен договор
от 21.12.2021 № 5981521/1233Д (далее — Договор) на оказание Услуг по обеспечению возможности осуществления Оператором деятельности по авиатопливообеспечению воздушных судов на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) и по надлежащей организации указанной деятельности Оператора (далее — Услуга по договору).

Под Оператором согласно Договору понимается хозяйствующий субъект, имеющий сертификаты на осуществление аэропортовой деятельности по обслуживанию воздушных судов, имеющий и (или) использующий на любом законном основании комплекс сооружений, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания услуг в аэропорту Красноярск (Емельяново).

В рамках услуг, оказываемых по Договору, Аэропорт осуществляет следующие действия:

- информирование о планируемом расписании регулярных рейсов на предстоящий месяц;

- информирование о планируемом выполнении чартерных рейсов;

- предоставление копий принятых Аэропортом локальных нормативных актов по вопросам обеспечения авиатопливом воздушных судов (далее — ВС);

- привлечение новых перевозчиков для осуществления полетов в/из аэропорта Красноярск (Емельяново);

- обеспечение беспрепятственного въезда на территорию аэропорта специальной техники Оператора, осуществляющей заправку ВС, необходимой для осуществления деятельности Оператора по обеспечению ВС авиатопливом;

- обеспечение готовности аэропорта к приему и выпуску ВС, обслуживанию воздушных перевозок;

- осуществление координации работ в аэропорту, в том числе координации оперативной деятельности Оператора по обеспечению авиатопливом ВС;

- предоставление Оператору услуг по техническому обслуживанию и обеспечению оборудованием громкоговорящей связи (пульт Dis-8, восьмиканальный);

- пользование инфраструктурой аэропорта, включающее в себя содержание инфраструктуры электросетевого, теплосетевого, водосетевого хозяйства и инфраструктуры комплекса очистных сооружений;

- услуги по предоставлению (транспортировка от места хранения к месту стоянки ВС, установка к борту ВС, уборка от борта ВС, транспортировка с места стоянки ВС в зону хранения) исправных и проверенных стремянок авиационных различных модификаций для обеспечения заправки ВС авиатопливом;

- услуги по оформлению и изготовлению пропусков, необходимых для работы на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) работникам и служебным автомашинам (спецтехнике) Оператора;

- услуги по обучению, стажировке и выдаче допусков водителям служебных автомашин Оператора на право движения по аэродрому и осуществления подъезда/отъезда к/от ВС на месте их стоянок;

- услуги по обучению и выдаче допусков сотрудникам Оператора на право руководства подъездом/отъездом спецтранспорта к/от ВС на месте их стоянок;

- услуги по открытию/закрытию горловин/панелей заправки топливных баков ВС;

- иные связанные с предметом Договора услуги, оказание которых согласовали стороны.

Действия, поименованные в Договоре, а именно: информирование о планируемом расписании регулярных рейсов на предстоящий месяц; информирование о планируемом выполнении чартерных рейсов; предоставление копий принятых Аэропортом локальных нормативных актов по вопросам обеспечения авиатопливом воздушных судов; обеспечение беспрепятственного въезда на территорию аэропорта специальной техники Оператора, осуществляющей заправку ВС, необходимой для осуществления деятельности Оператора по обеспечению ВС авиатопливом; осуществление координации работ в аэропорту, в том числе координации оперативной деятельности Оператора по обеспечению авиатопливом ВС; предоставление Оператору услуг по техническому обслуживанию и обеспечению оборудованием громкоговорящей связи (пульт Dis-8, восьмиканальный); услуги по оформлению и изготовлению пропусков, необходимых для работы на территории аэропорта Красноярск (Емельяново) работникам и служебным автомашинам (спецтехнике) Оператора; услуги по обучению, стажировке и выдаче допусков водителям служебных автомашин Оператора на право движения по аэродрому и осуществления подъезда/отъезда к/от ВС на месте их стоянок; услуги по обучению и выдаче допусков сотрудникам Оператора на право руководства подъездом/отъездом спецтранспорта к/от ВС на месте их стоянок; услуги по открытию/закрытию горловин/панелей заправки топливных баков ВС, направлены на предоставление доступа к инфраструктуре общего пользования для осуществления ООО «РН-Аэро» деятельности по авиатопливообеспечению.

В соответствии с запросом ФАС России от 22.02.2022 № 03/13607/22
ООО «Аэропорт Емельяново» представлен расчет стоимости услуг и калькуляция по каждому из действий, осуществляемых главным оператором в рамках Договора на 2021г. Калькуляция каждому из действий содержит состав затрат и рентабельность 20%.

При этом в расчет на тонну топлива учитываются объемные показатели 2019г. - 151 107 тонн. На 2022г. тариф проиндексирован на 4%, изменение производственных показателей не учтено.

Исходя из представленной Аэропортом информации, такая плата взимается со всех операторов, осуществляющих деятельность по авиатопливообеспечению на территории аэропорта Красноярск (Емельяново): ООО «РН-Аэро», ООО «ТЗК Енисей» и ООО «ТЗК Иркутск» (далее — ТЗК).

Вместе с тем, 76,9% расчета Услуги по договору составляет статья «Привлечение новых перевозчиков для осуществления полетов в/из аэропорта Красноярск (Емельяново)».

Согласно пояснениям, представленным письмом от 22.04.2022
№ АЕ-22-1011, в данную статью затрат включены планируемые расходы на осуществляемую Аэропортом реализацию крупных инфраструктурных проектов на общую сумму инвестиций 13,74 млрд. руб. (без НДС):

- строительство Авиационного ангарного комплекса для технического обслуживания и ремонта широкофюзеляжных воздушных судов в аэропорту Красноярск (5,85 млрд. руб. без НДС);

- реконструкция существующего ангара - строение 11 (2,75 млрд. руб. без НДС);

- организация грузового бизнеса (1,84 млрд. руб. без НДС);

- создание международного транспортного хаба грузовых перевозок и производственно-логистического центра со статусом ОЭЗ на базе аэропорта Красноярск (38 млн руб. без НДС);

- строительство центра послепродажного обслуживания самолетов серии SSJ-100, МС-21 (3,25 млрд. руб. без НДС);

- разработка схемы генерального плана развития аэропорта Красноярск (13 млн руб. без НДС).

Из пояснений Аэропорта от 22.04.2022 № АЕ-22-1011 следует, что данные проекты направлены на привлечение новых перевозчиков за счет повышения привлекательности аэропорта с обновленной инфраструктурой аэропортового комплекса и созданием на базе аэропорта Красноярск благоприятных условий для обслуживания авиаперевозчиков и на текущий момент проекты развития находятся в стадии реализации, объекты не введены в эксплуатацию.

Таким образом, помимо рентабельности (20%), включаемой в действия, составляющие Услугу по договору, Аэропорт взимает плату с ТЗК, включая в тариф суммы расходов, не входящие в себестоимость услуг (в соответствии с бухгалтерским и налоговым законодательством) и не относящиеся напрямую и/или косвенно к услугам авиатопливообеспечения.

Также одним из действий, включенных в плату по Договору, указано «Обеспечение готовности аэропорта к приему и выпуску ВС, обслуживанию воздушных перевозок» (3% стоимости).

В соответствии с пояснениями в нее включены затраты на:

- контроль обеспечения комфортного прибытия летных экипажей
(в том числе: заказ необходимого количества бортового питания; расселение членов летных экипажей; организация трансфера на перемещение членов летных экипажей в/из гостиницы; контроль времени прибытия экипажей и информирование вылетных экипажей о возможности прибытия на воздушное судно);

- сопровождение сотрудниками аэропорта через таможенные операции (в том числе: уведомление таможенного органа о прибытии воздушного судна, контроль таможенного оформления, передача таможенному органу сопроводительных документов по воздушному судну);

- корректировка ТГО по заявке авиакомпаний;

- контроль стыковочного расписания;

- непрерывная оптимизация процессов с целью уменьшения времени наземного обслуживания воздушных судов.

Данные операции не требуются для оказания услуг по обеспечению заправки воздушных судов. Взимание платы за указанные действия с ТЗК неправомерно.

Взимаемая с ТЗК плата при исключении из тарифа необоснованных расходов на «Привлечение новых перевозчиков для осуществления полетов в/из аэропорта Красноярск (Емельяново)» и «Обеспечение готовности аэропорта к приему и выпуску ВС, обслуживанию воздушных перевозок» превышает более чем в 4 раза сумму расходов и прибыли, необходимых для производства и реализации Услуг по договору.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции
ООО «Аэропорт Емельяново» занимает доминирующее положение на рынке Услуг по договору в границах аэропорта Красноярск (Емельяново).

В силу части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Услуги по договору могут предоставляться исключительно главным оператором аэропорта. Таким образом, сопоставимые рынки, на которых цена сформировалась в условиях конкуренции, отсутствуют.

Учитывая, что установлено отсутствие рынка, сопоставимого по отношению к рассматриваемому рынку, при анализе применялся затратный метод, что соответствует положениям статьи 6 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, цена на такие услуги, установленная ООО «Аэропорт Емельяново», превышает сумму необходимых для производства и реализации расходов и прибыли, путем включения в тариф суммы расходов, не входящих в себестоимость и не относящихся к услугам авиатопливообеспечения.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Установление и поддержание монопольно высокой цены на Услугу по договору в границах аэропорта Красноярск (Емельяново) приводят
к ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, в действиях ООО «Аэропорт Емельяново» имеются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на Услугу по договору в границах аэропорта Красноярск (Емельяново).

Приказом ФАС России от 17.08.2022 № 589/22 возбуждено дело по признакам нарушения ООО «Аэропорт Емельяново» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции с присвоением ему учетного номера 03/01/10-26/2022.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции, председатель Комиссии

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 03/01/10-26/2022 к рассмотрению на 28.09.2022 в 12:00 по адресу: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, 3 этаж, помещение 347;

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

ответчика: ООО «Аэропорт Емельяново» (адрес: 663020, Красноярский край, Емельяновский район, п.г.т. Емельяново, территория аэропорта Красноярск, ИНН: 2460213509, КПП: 241101001, ОГРН: 1092468001482);

заинтересованных лиц:

- ООО «РН-Аэро» (адрес: 119071, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Донской, ул. Малая Калужская, д. 15, этаж 2, ОГРН: 1087746656711, ИНН: 7705843041, КПП: 772501001);

- ООО «ТЗК Енисей» (адрес: 663021, Красноярский край,
п.г.т Емельяново, территория аэропорта Красноярск, сооружение 1,
ОГРН: 1092411000659, ИНН: 2411019700, КПП: 241101001);

- ООО «ТЗК Иркутск» (адрес: 664009, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ширямова, д. 13/4, ОГРН: 1033802455598, ИНН: 3827014213,
КПП: 381101001).

3. ООО «Аэропорт Емельяново» в срок до 20.09.2022 представить в ФАС России следующую информацию:

3.1. Перечень всех лиц, входящих в одну группу лиц с ООО «Аэропорт Емельяново» в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции по состоянию на 01.01.2022 и на дату представления информации в ФАС России. Сведения о группе лиц предоставляются в соответствии с формой, утвержденной приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц», в том числе в виде схематического изображения (древовидной схемы), а также на электронном носителе информации.

3.2. Письменную позицию по существу рассматриваемого вопроса.

4. Лицам, участвующим в деле, ООО «РН-Аэро», ООО «ТЗК-Енисей», ООО «ТЗК Иркутск» в срок до 20.09.2022 представить в ФАС России письменную позицию по существу рассматриваемого вопроса.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны