Решение №ИА/48562/16 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения ходатайства от 18 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения ходатайства

В соответствии со статьями 28, 33 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) Федеральная антимонопольная служба рассмотрела ходатайство Общества с ограниченной ответственностью «Вектор Рейл» (далее — ООО «Вектор Рейл»; местонахождение: Российская Федерация, 123290, г. Москва, Тупик Магистральный 1-й, дом 5а; основной вид деятельности - капиталовложения в ценные бумаги) о приобретении 50 % акций Акционерного общества «СГ-транс» (далее — АО «СГ-транс»; местонахождение: Российская Федерация, г. Москва, Проспект Комсомольский, дом 42, строение 3; основной вид деятельности — деятельность железнодорожного транспорта).

Из материалов ходатайства следует.

  1. В результате совершения сделки, заявленной в ходатайстве, ООО «Вектор Рейл» планирует получить право распоряжаться 100% голосующих акций АО «СГ-транс» и установить единоличный контроль над данным обществом.

  2. ООО «Вектор Рейл» 02.11.2015 приобрело 50 % голосующих акций АО «СГ-транс». Указанная сделка совершена с нарушением статей 28, 32 Закона о защите конкуренции, поскольку:

    1. ООО «Вектор Рейл» до совершения планируемой указанной сделки не имело голосующих акций АО «СГ-транс»;

    2. Согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «СГ-транс» на 31.12.2014 суммарная стоимость активов АО «СГ-транс» составляет 17 672 828 000 руб.

Согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Вектор Рейл» на 30.09.2015 суммарная стоимость активов ООО «Вектор Рейл» составляет 10 000 руб.

  1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции, если суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает двести пятьдесят миллионов рублей либо если одно из указанных лиц включено в Реестр, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций зарегистрированного на территории Российской Федерации акционерного общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями данного акционерного общества или распоряжалось не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций данного акционерного общества.

  2. Согласно пункту 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции <...> и <...> входят в одну группу лиц.

<...> и <...> владеют по 27,382325 %, что в совокупности составляет 54,76465 % в уставном капитале ООО «Вектор Рейл».

Таким образом, <...> и <...> и ООО «Вектор Рейл» на основании пункта 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции составляют группу лиц.

  1. Согласно Уставу ОАО «РЖД», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги», к органам управления ОАО «РЖД» отнесено Правление ОАО «РЖД». В состав Правления ОАО «РЖД» включен вице-президент — генеральный директор Центра фирменного транспортного обслуживания <...> На основании пункта 3 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции <...> и ОАО «РЖД» составляют группу лиц.

  2. Согласно протоколу № 1 общего собрания учредителей ООО «Вектор Рейл» от 28.08.2015 по предложению <...> избран генеральный директор ООО «Вектор Рейл» <...>

На основании пункта 5 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции <...> и ООО «Вектор Рейл» составляют группу лиц.

Учитывая изложенное, физические и юридические лица, указанные в пунктах 3-5 настоящего решения, составляют группу лиц на основании пункта 9 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

  1. <...> владеет 40, 23535 % долей в уставном капитале ООО «Вектор Рейл».

  2. Согласно решению единственного участника ООО «Башнефть-Транс» - АО «СГ-транс» № 20/15 от 04.09.2015 генеральный директор ООО «Башнефть-Транс» - <...> избран на основании предложения <...>

На основании пункта 5 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции <...> и ООО «Башнефть-Транс» являются группой лиц.

  1. <...> является генеральным директором АО «ФГК». На основании пункта 2 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции <...> и АО «ФГК» являются группой лиц.

9. ОАО «РЖД» распоряжается 100 % АО «ФГК». На основании пункта 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции указанные общества составляют группу лиц.

Учитывая изложенное, физические и юридические лица, указанные в пунктах 7-9 настоящего решения, составляют группу лиц на основании пункта 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении представленных документов антимонопольный орган обнаружит, что информация содержащаяся в них и имеющая значение для принятия решения, является недостоверной, он принимает решение об отказе в удовлетворении ходатайства.

В представленном ходатайстве информация о группе лиц АО «СГ-транс», ООО «Вектор Рейл» представлена не в полном объеме: не представлена информация о физических и юридических лицах, указанных в пунктах 3-5, 7-9 настоящего решения, как о лицах, составляющих группу лиц.

10. Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» перевозчик обязан владеть железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок на праве собственности или ином праве.

Согласно статье 11 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» на ОАО «РЖД» (перевозчика) возложена обязанность по рассмотрению заявок на перевозку грузов в вагонах и планирования указанных перевозок.

ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии, приказом ФСТ России от 29.12.2004 № 435-т «О включении (исключении) организаций в (из) Реестр (а) субъектов естественных монополий на транспорте» ОАО «РЖД» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности «в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования».

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим  признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

  1. Согласно информации, представленной АО «СГ-транс», АО «СГ-транс» по состоянию на 1 квартал 2016 года владеет 17 500 цистернами для перевозки сжиженных углеводородных газов.

  2. Согласно данным Росжелдора общее количество цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов составляет 39 142.

АО «СГ-транс» владеет 44,7 % цистерн от общего количества таких цистерн.

Согласно информации, представленной АО «СГ-транс», АО «СГ-транс» по состоянию на 1 квартал 2016 года владеет 8 000 цистернами для перевозки нефтепродуктов.

Согласно данным Росжелдора общее количество цистерн для перевозки нефтепродуктов составляет 203 442 единиц.

АО «СГ-транс» владеет 3,9 % цистерн от общего количества таких цистерн.

При совершении сделки по приобретению ООО «Вектор Рейл» 50 % голосующих акций АО «СГ-транс», что в совокупности с имеющимися у ООО «Вектор Рейл» составит 100 % голосующих акций АО «СГ-транс», ОАО «РЖД», образует с АО «СГ-транс» вертикально интегрированную группу, которая будет иметь возможность контролировать процесс предоставления инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе операторам железнодорожного подвижного состава, то есть конкурентам АО «СГ-транс».

Таким образом, в результате совершения сделки ОАО «РЖД» в лице вице-президента — генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания <...>, АО «СГ-транс» в лице бенефициаров <...>, <...>, <...>, АО «ФГК» в лице генерального директора <...> смогут влиять на установление барьеров входа на рынок предоставления вагонов и рынок грузовых железнодорожных перевозок, а также в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на указанных товарных рынках, включая создание дискриминационных условий на данных рынках.

Помимо указанного выше, сделка приводит к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке предоставления железнодорожных вагонов. Таким образом, осуществление сделки может привести к ограничению конкуренции, в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, до устранения оснований, вхождения в группу лиц ОАО «РЖД», вице-президента — генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания <...>, генерального директора АО «ФГК» <...>, либо до снижения участия группы лиц в составе: <...>, <...>, <...>, в уставном капитале ООО «Вектор Рейл» до 1/3 долей, на основании пункта 5 части 2 статьи 33 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ФАС России принимает решение об отказе в удовлетворении ходатайства по сделке о приобретении ООО «Вектор Рейл» 50 % акций АО «СГ-транс», что в совокупности с имеющимися у ООО «Вектор Рейл» должно было составить 100 % голосующих акций АО «СГ-Транс».

Связанные организации

Связанные организации не указаны