Решение №ИА/48574/16 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения ходатайства от 18 июля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения ходатайства
В соответствии со статьями 28, 33 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) Федеральная антимонопольная служба рассмотрела ходатайство Общества с ограниченной ответственностью «Башнефть-Транс» (далее — ООО «Башнефть-Транс»; местонахождение: Российская Федерация, 450037, Республика Башкартостан, г. Уфа; основной вид деятельности - деятельность железнодорожного транспорта) о приобретении 50 % голосующих акций Акционерного общества «СГ-транс» (далее — АО «СГ-транс»; местонахождение: Российская Федерация, г. Москва, Проспект Комсомольский, дом 42, строение 3; основной вид деятельности — деятельность железнодорожного транспорта).
Из материалов ходатайства следует.
-
В результате совершения сделки, заявленной в ходатайстве, ООО «Башнефть-Транс» планирует получить право распоряжаться 50% голосующих акций АО «СГ-транс».
-
АО «СГ-транс» владеет 100 % долей в уставном капитале ООО «Башнефть-Транс». На основании пункта 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции АО «СГ-транс» и ООО «Башнефть-Транс» составляют группу лиц.
Совершение сделки планируется за счет средств АО «СГ-транс».
3. Согласно решению единственного участника ООО «Башнефть-Транс» - АО «СГ-транс» № 20/15 от 04.09.2015 генеральный директор ООО «Башнефть -Транс» - <...> избран на основании предложения <...>
На основании пункта 5 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции <...> и ООО «Башнефть-Транс» являются группой лиц.
4. Согласно пункту 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции <...> и <...> входят в одну группу лиц.
<...> и <...> владеют по 27,382325 %, что в совокупности составит 54,76465 % в уставном капитале ООО «Вектор Рейл».
Таким образом, <...> и <...> и ООО «Вектор Рейл» на основании пункта 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции составляют группу лиц.
5. Согласно протоколу № 1 общего собрания учредителей ООО «Вектор Рейл» от 28.08.2015 по предложению <...> избран генеральный директор ООО «Вектор Рейл» <...>
На основании пункта 5 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции <...> и ООО «Вектор Рейл» составляют группу лиц.
6. <...> владеет 40, 23535 % долей в уставном капитале ООО «Вектор Рейл».
Учитывая изложенное, физические и юридические лица, указанные в пунктах 2-5 настоящего решения, составляют группу лиц на основании пункта 9 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.
7. Согласно Уставу ОАО «РЖД», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги», к органам управления ОАО «РЖД» отнесено Правление ОАО «РЖД». В состав Правления ОАО «РЖД» включен вице-президент — генеральный директор Центра фирменного транспортного обслуживания <...> На основании пункта 3 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции <...> и ОАО «РЖД» составляют группу лиц.
-
<...> является генеральным директором АО «ФГК». На основании пункта 2 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции <...> и АО «ФГК» являются группой лиц.
-
ОАО «РЖД» распоряжается 100 % АО «ФГК», на основании пункта 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции указанные общества составляют группу лиц.
Учитывая изложенное, физические и юридические лица, указанные в пунктах 7-9 настоящего решения, составляют группу лиц на основании пункта 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении представленных документов антимонопольный орган обнаружит, что информация содержащаяся в них и имеющая значение для принятия решения, является недостоверной, он принимает решение об отказе в удовлетворении ходатайства.
В представленном ходатайстве информация о группе лиц АО «СГ-транс», ООО «Башнефть-Транс» представлена не в полном объеме: не представлена информация о физических и юридических лицах, указанных в пунктах 3-5, 7-9 настоящего решения, как о лицах, составляющих группу лиц.
10. Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» перевозчик обязан владеть железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок на праве собственности или ином праве.
Согласно статье 11 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» на ОАО «РЖД» (перевозчика) возложена обязанность по рассмотрению заявок на перевозку грузов в вагонах и планирования указанных перевозок.
ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии, приказом ФСТ России от 29.12.2004 № 435-т «О включении (исключении) организаций в (из) Реестр (а) субъектов естественных монополий на транспорте» ОАО «РЖД» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности «в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования».
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
-
Согласно информации, представленной АО «СГ-транс», АО «СГ-транс» по состоянию на 1 квартал 2016 года владеет 17 500 цистернами для перевозки сжиженных углеводородных газов.
-
Согласно данным Росжелдора общее количество цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов составляет 39 142.
АО «СГ-транс» владеет 44,7 % цистерн от общего количества таких цистерн.
Согласно информации, представленной АО «СГ-транс», АО «СГ-транс» по состоянию на 1 квартал 2016 года владеет 8 000 цистернами для перевозки нефтепродуктов.
Согласно данным Росжелдора общее количество цистерн для перевозки нефтепродуктов составляет 203 442 единиц.
АО «СГ-транс» владеет 3,9 % цистерн от общего количества таких цистерн.
При совершении сделки по приобретению ООО «Башнефть-Транс» 50 % голосующих акций АО «СГ-транс», ОАО «РЖД» образует с АО «СГ-транс» вертикально интегрированную группу, которая будет имеет возможность контролировать процесс предоставления инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе операторам железнодорожного подвижного состава, то есть конкурентам АО «СГ-транс».
Таким образом, в результате совершения сделки ОАО «РЖД» в лице вице-президента — генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания <...>, АО «СГ-транс» в лице бенефициаров <...>, <...>, <...>, АО «ФГК» в лице генерального директора <...> смогут устанавливать барьеры входа на рынок предоставления вагонов и рынок грузовых железнодорожных перевозок, а также в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на указанных товарных рынках, включая создание дискриминационных условий на данных рынках.
Помимо указанного выше, сделка приводит к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке предоставления железнодорожных вагонов. Таким образом, осуществление сделки может привести к ограничению конкуренции, в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, до устранения оснований, вхождения в группу лиц ОАО «РЖД», вице-президента - генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания <...>, генерального директора АО «ФГК» <...>, на основании пункта 5 части 2 статьи 33 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ФАС России принимает решение об отказе в удовлетворении ходатайства по сделке о приобретении ООО «Башнефть-Транс» 50 % голосующих акций АО «СГ-транс».