Решение №03/108501/18 Решение по делу № 1-10-44/00-03-18 в отношении АО "МАШ" и ОО... от 28 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 1-10-44/00-03-18

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 декабря 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено 28 декабря 2018 г.

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия), рассмотрев дело № 1-10-44/00-03-18 по признакам нарушения акционерным обществом «Международный аэропорт Шереметьево» (141400, Московская область, г. Химки, территория Аэропорт Шереметьево) (далее — АО «МАШ») и обществом с ограниченной ответственностью «Шереметьево Паркинг» (141400, Московская область, г. Химки, территория Аэропорт Шереметьево, здание иностранных авиакомпаний, оф. 34) (далее — ООО «Шереметьево Паркинг») пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в создании дискриминационных условий при доступе легковых такси на территорию привокзальной площади аэропорта Шереметьево, , в присутствии на заседании <.................> (доверенность Правительства Москвы от 08.05.2018 № 4-47/793/8; доверенность Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 21.05.2018 № 17-17-241/8), <.................> (доверенность Правительства Московской области от 17.03.2017 № Исх-4234/03-05), <.................> (доверенность Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 11.10.2018 № 17-17-523/8), <.................> (доверенность Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 12.01.2018 № 9-18/МТДи), <.................> (доверенность Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 16.04.2018 № 44-18/МТДи), <.................> (доверенность АО «МАШ» от 07.11.2018 № 414) и <.................> (доверенность Комитета по конкурентной политике Московской области от 29.12.2017 № 27-09-01/211)

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В ФАС России поступило совместное письмо Правительства Москвы и Правительства Московской области (вх. № 172577/17 от 13.11.2017) по вопросу доступа легальных легковых такси на территории, прилегающие к аэропортам Шереметьево, Домодедово, Внуково.

По имеющейся в Правительстве Москвы и Правительстве Московской области информации для определённых групп компаний на территориях аэропортов Московского авиационного узла (далее — МАУ) созданы преференции в части допуска на «первую линию», а в непосредственной близости организованы стоянки для длительного ожидания пассажиров. Пользуясь таким положением, данные компании завышают цены на услуги перевозок пассажиров легковым такси в 2-2,5 раза, а также получают необоснованные конкурентные преимущества по сравнению с другими участниками рынка.

2. Согласно представленной в ФАС России информации установлено, что ООО «Шереметьево Паркинг» (официальный оператор парковочного пространства аэропорта Шереметьево, 100% долей которого принадлежит АО «МАШ») заключен договор с обществом с ограниченной ответственностью «Яндекс.Такси» (119021, Москва, ул. Льва Толстого, д. 16), на основании которого указанный агрегатор обеспечивает автоматизацию допуска такси в зону Терминала D аэропорта Шереметьево, автоматизацию живой очереди такси, быстрый проезд на территорию до парковки и на «первую линию». В непосредственной близости к зоне прилета имеется специально выделенная парковка для такси, у которых заключен договор с ООО «Яндекс.Такси» с функцией электронной очереди. Льготный проезд через пункты пропуска осуществляется при предъявлении пропуска (карточки) либо посредством установки в переднюю часть транспортного средства по заявке таксомоторной организации электронного чипа (RFID-метки для машин), выдаваемых ООО «Яндекс.Такси» при согласовании с ООО «Шереметьево Паркинг». Подобные пропуски (чипы) могут получить только таксомоторные предприятия, заключившие договор с ООО «Яндекс.Такси».

Зона прилета и вылета Терминала D расположены в 30-метровой зоне транспортной безопасности.

Въездные и выездные шлагбаумы на территорию аэропорта расположены на значительном удалении от аэропортового комплекса.

Зона вылета расположена на эстакаде. Специально выделенные полосы для таксомоторных автотранспортных средств в зоне вылета отсутствуют.

Зона прилета имеет четыре технологически разделенных линии:

- 1-я линия проезда предназначена только для такси, у которых заключен договор с «Яндекс.Такси». В настоящее время аэропортом заключён договор на 8 месяцев с агрегатором такси «Яндекс.Такси», на основании которого указанный агрегатор обеспечивает автоматизацию допуска такси в зону аэропорта, автоматизацию живой очереди такси, быстрый проезд на территорию до парковки и на «первую линию». В непосредственной близости к зоне прилета имеется специально выделенная парковка для такси «Яндекс.Такси» с функцией электронной очереди. Основными требованиями договора является специальные требования по оказанию качества услуг, а также гарантировано наличие необходимого количества машин для перевозки пассажиров. Также у оператора аэропорта и агрегатора по договору имеются взаимные финансовые и инвестиционные обязательства по программному обеспечению, диспетчеризации.

Согласно данному договору агрегатор отвечает за транспортную безопасность перед оператором аэропорта.

По заявке такси оснащаются электронными чипами (RFID-метки для машин) для льготного бесконтактного проезда через пункты пропуска.

Кроме того, согласно договору между агрегатором такси «Яндекс.Такси» и оператором аэропорта согласована тарификация услуг легкового такси по доставке пассажиров из аэропорта Шереметьево в Москву с делением на зоны по административным округам, что привело к снижению стоимости поездки.

- 2-я линия предназначена для проезда общественного транспорта.

- 3-4 линии предназначены для личных авто, маршрутных такси и прочих легковых такси. Для маршрутных такси предусмотрена отдельная стоянка.

Привокзальная площадь терминалов E и F находятся в стадии реконструкции, по окончании которой предполагается аналогичная схема проезда, с выделением отдельной линии для агрегатора такси, с которым будет заключен договор.

3. По результатам сбора и анализа запрошенных материалов, ФАС России на основании статьи 391 Закона о защите конкуренции выдано предупреждение группе лиц акционерного общества «Международный аэропорт Шереметьево» в составе: акционерного общества «Международный аэропорт Шереметьево» (141400, Московская область, г. Химки, территория Аэропорт Шереметьево) (далее — АО «МАШ») и общества с ограниченной ответственностью «Шереметьево Паркинг» (141400, Московская область, г. Химки, территория Аэропорт Шереметьево, здание иностранных авиакомпаний, оф. 34) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в создании дискриминационных условий при доступе легковых такси на территорию привокзальной площади аэропорта Шереметьево (исх. от 26.12.2017 № ИА/91394-ПР/17) (далее — Предупреждение) путем:

1) определения правил (условий) доступа на недискриминационных условиях всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и имеющим разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, на всю территорию привокзальной площади аэропорта Шереметьево, предназначенную для посадки/высадки пассажиров в течение 10 рабочих дней со дня получения Предупреждения;

2) доведения правил (условий), указанных в пункте 1, до неопределенного круга лиц (потребителей), в том числе путем размещения (опубликования) на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 10 рабочих дней со дня получения Предупреждения;

3) предоставления доступа на недискриминационных условиях всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и имеющим разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, на всю территорию привокзальной площади аэропорта Шереметьево, предназначенную для посадки/высадки пассажиров, в соответствии с правилами (условиями), указанными в пункте 1, в течение 10 рабочих дней со дня получения Предупреждения.

АО «МАШ» направлено ходатайство с просьбой продлить срок исполнения предупреждения по 01.03.2018.

Письмами от 01.03.2018 № 281-10 (вх. № 36939/18 от 14.03.2018) и от 14.03.2018 № 351-10 (вх. № 39033-ЭП/18 от 16.03.2018) АО «МАШ» во исполнение Предупреждения сообщило о разработке Правил пользования привокзальными территориями пассажирских терминалов международного аэропорта Шереметьево (далее — Правила).

Правила размещены на сайте АО «МАШ» по адресу: http://www.svo.aero./parking/, на сайте ООО «Шереметьево Паркинг» по адресу: http://parkingsvo.ru.

По результатам анализа Правил и дополнительно представленной информации стоит отметить следующее:

А. Оператор — юридическое лицо, на законном основании осуществляющее деятельность по организации движения и размещению автотранспорта на привокзальных площадях международного аэропорта Шереметьево (пункт 3 Правил).

Б. Агрегатор — юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее прием и/или передачу заказов на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси на основании договоров с таксомоторными парками или иными лицами, оказывающими услуги по перевозке пассажиров и багажа транспортными средствами такси (пункт 3 Правил).

В. В целях обеспечения комфортабельного и безопасного доступа авиапассажиров и иных лиц к услугам легкового такси на привокзальных территориях международного аэропорта Шереметьево, устранения продолжительных очередей, заторов и содействия формированию экономически обоснованных тарифов Оператор(ы) и/или АО «МАШ» заключают договоры на оказание услуг с Агрегатором (пункт 11.3 Правил).

Г. Выбор Агрегатора и заключение договора осуществляется путем проведения запроса предложений на право заключения договора (пункт 11.4 Правил).

В ФАС России поступило письмо Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, согласно которому администрации аэропортов МАУ при установлении порядков организации работы легковых такси продолжают подменять собой государственные органы в части контроля и допуска транспортных средств, тем самым не давая открытого доступа всем легальным таксомоторным предприятиям.

Таким образом, действия АО «МАШ» и ООО «Шереметьево Паркинг», направленные на исполнение Предупреждения не привели к созданию недискриминационных условий доступа всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и имеющих разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, на всю территорию привокзальной площади аэропорта Шереметьево, следовательно, Предупреждение считается не исполненным.

4. На основании изложенного и в связи с невыполнением АО «МАШ» и ООО «Шереметьево Паркинг» Предупреждения, на основании части 8 статьи 391 Закона о защите конкуренции, приказом ФАС России от 22.03.2018 № 358/18 было возбуждено дело № 1-10-44/00-03-18 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — дело № 1-10-44/00-03-18) и создана Комиссия.

Определением от 18.05.2018 № 03/35797/18 Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области привлечены к рассмотрению дела № 1-10-44/00-03-18 в качестве заинтересованных лиц.

Определением от 18.05.2018 № 03/35811/18 Комитет по конкурентной политике Московской области, ООО «Яндекс.Такси» привлечены к рассмотрению дела № 1-10-44/00-03-18 в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.

Позднее определением от 20.07.2018 № 03/56233/18 ИП Сахненко Дмитрий Сергеевич, ИП Кириченко Елена Владимировна, ИП Клованич Сергей Юрьевич и ИП Румянцев Дмитрий Александрович привлечены к рассмотрению дела № 1-10-44/00-03-18 в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.

5. В рамках рассмотрения дела Правительство Москвы, Правительство Московской области, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (далее – ДТиРДТИ) и Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (далее – МТДИ) представлена следующая позиция.

Доступ на «первую линию» привокзальной площади аэропорта Шереметьево имеют лишь те перевозчики такси, которые заключили договор с диспетчерской компанией аэропорта, что создает неравные условия для перевозчиков и, в конечном итоге, сказывается на качестве и стоимости предоставляемых пассажирам услуг.

Фактически управлением доступом на «первую линию» привокзальной площади аэропорта Шереметьево, а также оказанием услуг такси на территории воздушной гавани, осуществляется определенными лицами, что не позволяет говорить о добросовестности конкуренции.

О дискриминационных действиях со стороны АО «МАШ» по отношению к перевозчикам сообщается в обращениях Ассоциации таксистов Подмосковья от 02.11.2017 № 12-ло в адрес МТДИ, Союза «Московская торгово-промышленная компания» от 17.11.2017 № 15 в адрес руководителя ФАС России, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ликсутова М.С. от 13.12.2017 № 17-35-11906/7 в адрес ФАС России, МТДИ от 13.04.2018 № 21Исх-4503 в адрес ФАС России, в совместном обращении Мэра Москвы Собянина С.С. и Губернатора Московской области Воробьева А.Ю. От 31.10.2017 № 4-14-1902/7.

В соответствии с Федеральным законом от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Законом города Москвы от 11.06.2008 № 22 «О такси в городе Москве» и в целях совершенствования организации транспортного обслуживания населения города Москвы издано постановление Правительства Москвы от 28.06.2011 № 278-ПП «О мерах реализации Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому деятельность такси осуществляется на основании выданных органом исполнительной власти разрешений.

На территории Москвы и Московской области, в т.ч. на привокзальных площадях, лицам, осуществляющим таксомоторные перевозки, предоставляются места для стоянки легкового такси без взимания платы.

Таким образом, по мнению Правительства Москвы, Правительства Московской области, ДТиРДТИ и МТДИ, заключение таксомоторными компаниями специальных договоров на оказание услуг с организациями, осуществляющими функции диспетчеров на соответствующей территории аэропорта, нарушает конкуренцию на данном рынке услуг.

Правительство Москвы, ДТиРДТИ считают, что своими действиями АО «МАШ» при установлении порядков организации работы легковых такси подменяет собой государственные органы в части контроля и допуска транспортных средств, а также ограничивают конкуренцию на рынках организации таксомоторных услуг.

Кроме того, как отмечено заявителями, водители такси и таксомоторные компании, не являющиеся партнерами сервиса Яндекс.Такси, могут получить доступ на «первую линию» привокзальной площади аэропорта Шереметьево на условиях 1500 рублей/час.

Сервисом Яндекс.Такси так же не допускаются автомашины партнеров без рекламы сервиса.

6. ИП Сахненко Дмитрием Сергеевичем, ИП Кириченко Еленой Владимировной, ИП Клованичем Сергеем Юрьевичем и ИП Румянцевым Дмитрием Александровичем в рамках рассмотрения дела представлена следующая информация.

Указанные индивидуальные предприниматели осуществляют таксомоторную деятельность.

Согласно представленным письменным пояснениям для получения доступа на «первую линию» привокзальных площадей Терминалов B, D, E, F международного аэропорта Шереметьево ООО «Яндекс.Такси» требует оклейки транспортных средств логотипом «Яндекс.Такси» в строго указанных техцентрах и за собственные средства.

Нахождение на привокзальных площадях Терминалов B, D, E, F международного аэропорта Шереметьево ограничено 15 минутами, за нарушения взимается пени в размере 1 000 рублей/час.

При этом на «первой линии» привокзальных площадей Терминалов B, D, E, F международного аэропорта Шереметьево можно находиться не более 5 минут. Сверх этого времени взимается плата в размере 1 500 рублей/час.

В тоже время автомобили с рекламой «Яндекс.Такси» находятся на «первой линии» неограниченное время, плата с них не взимается.

Кроме того на территории аэропорта Шереметьево имеется оборудованная парковка для легковых такси. Доступ на эту парковку имеют только автомобили с рекламой «Яндекс.Такси». Заезд на эту парковку осуществляется при помощи электронного устройства, того же, что и на «первую линию».

7. ООО «Яндекс.Такси» отмечено следующее.

Яндекс предоставляет информационный сервис Яндекс.Такси (далее — «Сервис») на условиях, изложенных в документе «Условия использования сервиса Яндекс.Такси», размещенном в открытом доступе.

Партнерами сервиса являются Служба Такси — юридические лица или индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по перевозке пассажиров и багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключившие в Яндексом договор на оказание Службе Такси услуг по предоставлению доступа к Сервису на условиях, предусмотренных документом «Оферта на оказание Услуг по предоставлению доступа к Сервису», размещенном в открытом доступе.

При предоставлении Сервиса Яндекс выступает в качестве лица, осуществляющего прием и передачу заказов на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, т. е. предоставляет информационные услуги, при этом транспортные услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси предоставляются Службами Такси.

8. АО «МАШ» и ООО «Шереметьево Паркинг» в рамках рассмотрения дела представлена следующая информация.

8.1. На территории международного аэропорта Шереметьево каждый Терминал имеет привокзальную площадь. Привокзальная площадь Терминала D в зоне «Прилет» состоит из 4-х полос движения:

    • первая линия (ближайшая к терминалу D полоса) может использоваться любым клиентом аэропорта Шереметьево, в том числе организациями, оказывающими услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобилями такси. Для въезда на первую линию любому разовому клиенту необходимо вставить парковочный билет в стойку, далее на равных условиях все клиенты аэропорта могут воспользоваться услугами для посадки/высадки пассажиров на первой линии, с оплатой услуг по тарифу 1 500 рублей в час;

    • вторая линия выделена для проезда общественного транспорта.

    • третья/четвертая линии не оборудованы шлагбаумом, открыты для проезда всех физических и юридических лиц.

В соответствии с пунктом 27 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 №142 на привокзальных площадях создаются зоны безопасности шириной не менее 30 метров от зданий аэровокзальных комплексов и других объектов аэропортов. Кратковременная остановка автотранспортных средств в зонах безопасности допускается только для посадки (высадки) пассажиров. Стоянка автотранспортных средств в зонах безопасности запрещена, за исключением стоянки транспортных средств, участвующих в проведении работ по обслуживанию, эксплуатации, содержанию и ремонту объектов аэровокзального комплекса и иных объектов инфраструктуры аэропорта, а также инженерно-технических коммуникаций.

С учетом требований авиационной безопасности и в целях исключения возможности стоянки транспортных средств в зоне авиационной безопасности, посетителям Международного аэропорта Шереметьево предоставляется возможность воспользоваться правом въезда, остановки для осуществления посадки/высадки пассажиров и выезда с привокзальной территории аэропорта. Правила авиационной безопасности действуют в отношении всех транспортных средств без исключения. Доступ на привокзальную площадь разрешен для любых транспортных средств, как для частных автомобилей, так и для транспортных средств юридических лиц, оказывающих услуги такси.

Таким образом, в целях соблюдения требований транспортной безопасности на всех четырех линиях Терминала D парковка запрещена.

Кроме того, на официальном сайте http://www.svo.aero/ размещены «Правила пользования привокзальными территориями пассажирских терминалов международного аэропорта Шереметьево» (далее – Правила).

В соответствии с указанными Правилами обеспечивается доступ всех потребителей на привокзальные площади аэропорта Шереметьево на недискриминационных условиях, предполагающий въезд, остановку для осуществления посадки/высадки пассажиров (погрузки/выгрузки багажа) и выезд с определённой привокзальной территории, также с учетом требований транспортной безопасности.

При этом, Правила устанавливают не только порядок пользования привокзальными площадями аэропорта, но и порядок доступа легковых такси, оказывающих услуги по перевозке пассажиров и багажа.

8.2. До проведения запроса предложений на право заключения Договора на организацию сервиса приема заказов на перевозку пассажиров и багажа транспортными средствами такси на привокзальных площадях Терминалов B, D, E, F международного аэропорта Шереметьево, с предоставлением мест размещения стоек регистрации в терминалах (услуг Агрегатора) и Договора на организацию движения и услуг паркирования в Международном аэропорту Шереметьево не было единого оператора по оказанию услуг такси. При этом, АО «МАШ», как хозяйствующий субъект, не заключало с третьими лицами договоры на организацию или оказание услуг такси.

В настоящее время договорные отношения с организациями, арендующими помещения в терминалах аэропорта Шереметьево под размещение диспетчерских прекращены в виду нарушения ими обязательств по внесению арендных платежей или в связи с истечением срока действия договоров.

При этом АО «МАШ» отмечено, что прямых договоров с организациями, оказывающими услуги по перевозке пассажиров автомобилями такси, в том числе, с таксомоторными парками АО «МАШ» не имело.

8.3. ООО «Шереметьево Паркинг» осуществляет деятельность по организации услуг паркирования на территории Международного аэропорта Шереметьево.

В феврале 2017 г. в ООО «Шереметьево Паркинг» (ранее именуемое как ООО «АвтоПарк-М»), обратилось ООО «Яндекс.Такси» с просьбой о заключении договора на оказание услуг паркирования транспортных средств.

06 марта 2017 г. с ООО «Яндекс.Такси» был заключен договор № 10125867 оказания услуг, в соответствии с условиями которого Общество (ООО «АвтоПарк-М») приняло на себя обязательство оказать Оператору (ООО «Яндекс.Такси») услуги паркирования (предоставление мест для размещения транспортных средств на местах парковок привокзальной площади Терминала D международного аэропорта Шереметьево), а Оператор принял на себя обязательство принимать и оплачивать услуги.

ООО «Шереметьево Паркинг» отмечено, что любое заинтересованное лицо, заинтересованное в размещении автотранспортных средств на территориях Международного аэропорта Шереметьево вправе обратиться в ООО Шереметьево Паркинг» для заключения соответствующего договора.

ООО «Шереметьево Паркинг» заключены договоры, в соответствии с условиями которых более 200 (двухсот) контрагентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей пользуются услугами ООО «Шереметьево Паркинг» по паркированию транспортных средств на платных парковках Международного аэропорта Шереметьево.

8.4. 19 апреля 2018 г. АО «МАШ» совместно с ООО «Шереметьево Паркинг» разместило на официальном сайте аэропорта http://www.svo.aero/ Запрос предложений на право заключения Договора на организацию сервиса приема заказов на перевозку пассажиров и багажа транспортными средствами такси на привокзальной площади Терминалов В, D, Е, F, международного аэропорта Шереметьево, с предоставлением мест для размещения стоек регистрации в Терминалых В, D, Е, F, (услуги Агрегатора) и Договора на организацию движения и услуг паркирования (далее — Запрос предложений).

В целях привлечения наибольшего числа потенциальных участников Запроса предложений, создания конкурентной среды одновременно указанная документация была размещена на электронной площадке http://etpgpb.ru/.

АО «МАШ» отмечено, что при проведении запроса предложений на право заключения Договора на организацию сервиса приема заказов на перевозку пассажиров и багажа транспортными средствами такси на привокзальных площадях Терминалов В, D, Е, F, международного аэропорта Шереметьево, с предоставлением мест размещения стоек регистрации в терминалах (услуг Агрегатора) и Договора на организацию движения и услуг паркирования (далее – Запрос предложений), АО «МАШ» не устанавливало требования к цвету транспортного средства и наличие на нем обязательного логотипа/бренда. Такие обязательства отсутствуют и в заключенной с победителем сделке.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3.4 Документации на Запрос предложений было определено только два минимальных критерия (требования), а именно:

- транспортные средства не должны быть старше 5 (пяти) лет;

- транспортные средства должны быть технически исправны, иметь ТО, без повреждений кузова, фар, лакокрасочного покрытия автомобиля, с наличием детских автокресел.

Установление вышеуказанных требований было обусловлено прежде всего необходимостью качественного обслуживания пассажиров, пользующихся услугами такси.

В соответствии с протоколом заседания комиссии от 4 мая 2018 г. ООО «Яндекс.Такси» признано победителем организованного АО «МАШ» Запроса предложений: на право заключения Договора на организацию сервиса приема заказов на перевозку пассажиров и багажа транспортными средствами такси на привокзальной площади терминалов B, D, E, F международного аэропорта Шереметьево, с предоставлением мест размещения стоек регистрации в терминалах (услуги Агрегатора) и Договора на организацию движения и услуг паркирования (№ 32947464).

АО «МАШ» указано, что привлечение единого агрегатора сервиса такси имеет ряд преимуществ и позволяет обеспечить:

- подачу легковых такси по «конвейерному типу» (непрерывная подача легковых такси к специально выделенным местам ожидания пассажиров);

- привлечение таксопарков и автомобилей такси, соответствующих требованиям, установленным регламентами федерального и регионального уровня;

- наличие достаточного количества автомобилей такси для обеспечения качественного сервиса пассажиров, с учетом пассажиропотока в аэропорту, включая пиковое время прилета/вылета и, как следствие, исключение заторов, пробок на привокзальных площадях аэропорта;

- предоставление автомобилей (услуг сервиса) разного класса;

- контроль за деятельностью по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на соответствие требованиям действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно, наличия соответствующих разрешений на перевозку, страхования ответственности, прохождения водителями медицинских осмотров, что обеспечивает безопасность предоставления пассажирам услуг такси;

- формирование отношений между агрегатором такси и таксомоторными парками и иными лицами, оказывающими услуги такси на принципе свободы договора, взаимных обязательств и ответственности;

- снижение затрат аэропорта, одним из акционеров которого является государство, на реализацию сервиса;

- установление требований к уровню сервиса и состоянию транспортных средств в целях обеспечения безопасности;

- наличие и доступность информации по каждому автомобилю в любой момент: ФИО водителя, его номер телефона, паспортные данные; данные по ТС, цвет, марка, состояние; данные по маршрутам движения автомобилей;

- единую политику, направленную на ограждение пассажиров аэропорта от нелегальных и непроверенных перевозчиков;

- полное и всесторонне информирование пассажиров об услугах;

- осуществление наблюдения и замеров, необходимых для оценки эффективности выработанных мер по увеличению интенсивности использования такси на территории аэропорта Шереметьево, сокращению времени ожидания транспорта на заезд на территорию международного аэропорта Шереметьево и увеличению количества пассажиров, пользующихся услугами легкового такси, в том числе с «первой линии».

АО «МАШ» дополнительно отмечено, что в конкурсной документации, а также в действующем договоре, заключённом между АО «МАШ» и ООО «Яндекс.Такси», не установлено никаких дополнительных требований к цвету транспортного средства, наличия на нем обязательного логотипа/бренда.

В настоящее время в международном аэропорту Шереметьево при выполнении приема-заказов на перевозку пассажиров и багажа транспортными средствами такси осуществляется и обеспечивается:

1) организация очереди из машин для посадки пассажиров на «первой линии» привокзальных площадей терминалов международного аэропорта Шереметьево;

2) подключение к системе распределения заказов агрегатора в аэропорту без взимания платы;

3) единый порядок и публичный доступ к правилам пользования сервисом агрегатора.

Наряду с уже существующим порядком оказания услуг сервиса такси АО «МАШ» совместно с ООО «Яндекс.Такси» планирует обеспечить внедрение:

А. С 01.01.2019 возможности доступа на «первую линию» терминалов аэропорта транспортных средств, подключённых к системе агрегатора, без взимания дополнительной платы.

Б. С 01.02.2019 единой электронной очереди автомобилей такси, размещаемых на отдельной специализированной парковке, с возможностью их подъезда по заказу на любые линии терминалов международного аэропорта Шереметьево.

В. АО «МАШ» совместно с ООО «Яндекс.Такси» с 01.03.2019 планирует обеспечить внедрение единых тарифов на перевозку пассажиров автомобилями с любой линии привокзальных площадей терминалов международного аэропорта Шереметьево вне зависимости от способа размещения заказа или оплаты услуг (наличными либо банковской картой).

Г. АО «МАШ» совместно с ООО «Яндекс.Такси» в срок до 01.05.2019 реализует возможность подключения к системе заказов Шереметьево на специально отведенной парковке любых транспортных средств такси, в т.ч. подключенных в другим системам агрегаторов и обладающих разрешениями в соответствии с требованиями законодательства российской Федерации.

Д. С 01.07.2019 дополнительного сервиса для пассажиров аэропорта, который предполагает, что каждый пассажир, оформивший заказ на стойке оформления, через онлайн приложение или иным способом, вправе воспользоваться любым автомобилем такси на первой линии привокзальной площади терминалов (по коду на чеке или в приложении).

9. По результатам рассмотрения дела Комиссия пришла к следующим выводам:

9.1. В рамках рассмотрения дела № 1-10-44/00-03-18 о нарушении антимонопольного законодательства с целью выявления случаев недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности в связи с наличием в действиях АО «МАШ» признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции проведен анализ рынка оказания аэропортовых услуг – предоставление привокзальной площади аэропорта Шереметьево в целях оказания услуг легкового такси.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги, оказываемые в аэропортах относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с Решением Правления МАП РФ от 25.05.1998 № 18/2 ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» включено в реестр субъектов естественных монополий.

Приказом ФАС России от 08.09.2017 № 1189/17 АО «МАШ» включено в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг, оказываемых в аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России.

Учитывая изложенное, анализ рынка проводится в соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), согласно которому по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии составляется обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке, в котором должны быть включены следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях;

в) определение географических границ товарного рынка.

Временной интервал исследования товарного рынка определен 01.01.2016 г. – 31.12.2017 г.

Согласно подпункту «б» пункта 1.3 Порядка определение продуктовых границ товарного рынка, производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством (далее – Перечень).

В соответствии с Перечнем услуга по предоставлению аэровокзального комплекса относится к естественно-монопольной услуге.

Приказом Минтранса России № 241 утверждены перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (далее – Правила). Согласно пункту 3.4.1 Правил предоставление привокзальной площади входит в услугу по предоставлению аэровокзального комплекса.

АО «МАШ», являясь субъектом естественной монополии, осуществляет услуги по предоставлению аэровокзального комплекса (предоставление привокзальной площади), в целях оказания услуг легкового такси пользователям аэропорта Шереметьево, включающую в себя: оказание услуги по организации доступа таксомоторных организаций к объектам транспортной инфраструктуры аэропорта Шереметьево в целях оказания услуг легкового такси пользователям аэропорта; услуги по представлению и организации выделенных мест, в том числе на «первой линии» привокзальной площади.

Таким образом, в качестве продуктовых границ определены аэропортовые услуги – предоставление АО «МАШ» привокзальной площади аэропорта Шереметьево в целях оказания услуг легкового такси.

Согласно приказу ФАС России от 28.04.2010 № 220 географическими границами товарного рынка являются границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар.

Предварительное определение географических границ основано на информации о территории, в границах которой действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) в границах которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства. Учитывая изложенное, географические границы предварительно определены, как территория привокзальной площади аэропорта Шереметьево.

Согласно пункту 4.7 Порядка в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учётом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:

- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);

- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);

- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и её использованию (подключение к сетям).

Учитывая изложенное, при определении географических границ товарного рынка ФАС России выбран метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей) хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке с учётом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на основании совокупности организационного и технологического критериев в границах территории привокзальной площади аэропорта Шереметьево.

Выбор данного метода обоснован спецификой естественно-монопольного вида деятельности, оказываемого АО «МАШ», а также технологической и организационной связью предоставления АО «МАШ» привокзальной площади аэропорта Шереметьево в целях оказания услуг легкового такси.

Учитывая изложенное, географические границы определены, как территория привокзальной площади аэропорта Шереметьево.

Согласно части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги в аэропортах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Ввиду того, что АО «МАШ» является субъектом естественной монополии и функционирует в условиях естественной монополии в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции АО «МАШ» занимает доминирующее положение на рынке оказания аэропортовых услуг – предоставление АО «МАШ» привокзальной площади аэропорта Шереметьево в целях оказания услуг легкового такси.

9.2. АО «МАШ» и ООО «Шереметьево Паркинг» во исполнение Предупреждения разработаны и опубликованы Правила пользования лицами, оказывающими услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и имеющими разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, территорией первой линии привокзальной площади аэропорта Шереметьево, предназначенной для посадки/высадки пассажиров.

9.3. ООО «АвтоПарк-М» (правопредшественник ООО «Шереметьево Паркинг») с ООО «Яндекс.Такси был заключен договор возмездного оказания услуг от 06.03.2017 № 10125867.

Срок действия договора истек 31.12.2017 г.

Согласно предмету указанного договора Общество (ООО «Шереметьево Паркинг») оказывает Оператору (ООО «Яндекс.Такси»):

- услуги по обеспечению Автотранспортных средств на открытую парковку вместимостью 74 (семьдесят четыре) парковочных места, расположенную на привокзальной площади терминала D Международного аэропорта Шереметьево;

- услуги по обеспечению доступа Автотранспортных средств на «первую линию» привокзальной площади терминала D Международного аэропорта Шереметьево.

В соответствии с пунктом 1.8 указанного договора под Автотранспортным средством понимаются автотранспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве юридическим лицам, оказывающим услуги по перевозке пассажиров и багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющие прием заказов с помощью сервиса «Яндекс.Такси» и оснащенные пропусками.

9.4. Аэропортом (АО «МАШ») выбран Оператор (ООО «Яндекс.Такси») на основе открытого конкурса (Запроса предложений): АО «МАШ» проведен запрос предложений (конкурс) на право заключения Договора на организацию сервиса приема заказов на перевозку пассажиров легковым такси на привокзальных площадях Терминалов B, D, E, F международного аэропорта Шереметьево. Единственной организацией подавшей заявку является ООО «Яндекс.Такси». В настоящее время АО «МАШ» заключило договор с ООО «Яндекс.Такси» как с единым оператором Терминалов B, D, E, F международного аэропорта Шереметьево на предоставление вышеуказанных услуг.

9.5. В соответствии с пунктом 3.4 документации на Запрос предложений АО «МАШ» было установлено два минимальных критерия (требования) к транспортным средствам:

- транспортные средства не должны быть старше 5 (пяти) лет;

- транспортные средства должны быть технически исправлены, иметь ТО, без повреждений кузова, фар, лакокрасочного покрытия автомобиля, с наличием детских автокресел.

Согласно договору от 18.07.2018 № 2018/148КД, заключенному АО «МАШ» с ООО «Яндекс.Такси» по результатам открытого конкурса (Запроса предложений), на организацию сервиса приема заказов на перевозку пассажиров и багажа транспортными средствами такси на привокзальной площади Терминалов B, D, E, F Международного аэропорта Шереметьево, с предоставлением мест размещения стоек регистрации в Терминалах B, D, E, F (услуги Агрегатора) осуществляют ООО «Яндекс.Такси».

В соответствии с указанным договором термин Перевозчики имеет следующее значение — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги по перевозке пассажиров и багажа легковыми автомобилями такси в международный аэропорт Шереметьево и из него в порядке, установленным законодательством Российской Федерации, законодательством г. Москвы и Московской области, и обеспечивающие соответствие оказываемых услуг установленным требованиям.

Согласно указанному договору Агрегатор обязан:

обеспечить привлечение Перевозчиков, гарантирующих их соответствие требованиям, установленным к перевозке пассажиров и багажа легковым такси действующим законодательством Российской Федерации, в т.ч., но не ограничиваясь требованиями Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ (пункт 2.1.1);

обеспечить количество автомобилей такси для качественного сервиса пассажиров, с учетом пассажиропотока в аэропорту Шереметьево, включая пиковое время прилета/вылета, выполняющих заказа, переданные Агрегатором, зарегистрированных в системе учета и распределения заказов Агрегатора, не менее чем 83 000 (восемьдесят три тысячи) (пункт 2.1.4);

обеспечить количество автопарков или иных лиц для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа транспортными средствами такси, зарегистрированных в системе учета и распределения заказов Агрегатора, не менее 6 500 (шесть тысяч пятьсот) (пункт 2.1.5);

обеспечить осуществление контроля за деятельностью по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на соответствие требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в т.ч., но не ограничиваясь (пункт 2.1.6):

- за наличием соответствующих разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси;

- за внешним видом автотранспортных средств, в т.ч. на предмет повреждений;

обеспечить передачу Перевозчикам заказов на перевозку пассажиров и багажа для выполнения транспортными средствами не старше 5 (пяти) лет, в технически исправном состоянии, прошедших ТО, соответствующим требованиям действующего законодательства Российской Федерации (пункт 2.1.11).

Какие-либо иные требования к транспортным средствам в договоре, заключенном АО «МАШ» с ООО «Яндекс.Такси», отсутствуют.

Стоит отметить, что в направленном ООО «Яндекс.Такси» в адрес АО «МАШ» предложении (оферте) на право заключения договора на организацию сервиса приема заказов на перевозку пассажиров и багажа транспортными средствами такси на привокзальных площадях Терминалов B, D, E, F международного аэропорта Шереметьево, с предоставлением мест размещения стоек регистрации в терминалах (услуг Агрегатора) и Договора на организацию движения и услуг паркирования в рамках Запроса предложений указано:

количество автопарков и иных лиц для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа транспортными средствами такси, зарегистрированных в системе учета и распределения заказов — 6 500 (шесть тысяч пятьсот);

количество автотранспортных средств, выполняющих заказы, переданные Агрегатором (ООО «Яндекс.Такси»), зарегистрированных в системе учета и распределения заказов Агрегатора — 83 000 (восемьдесят три тысячи).

Таким образом все автотранспортные средства, выполняющие заказы, переданные Агрегатором (ООО «Яндекс.Такси»), все юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по перевозке пассажиров и багажа транспортными средствами такси и зарегистрированные в системе учета и распределения заказов ООО «Яндекс.Такси» имеют доступ на привокзальные площади Терминалов B, D, E, F международного аэропорта Шереметьево и, в частности, на «первую линию».

9.6. ФАС России запрошена информация об отказах АО «МАШ» и ООО «Шереметьево Паркинг» в предоставлении доступа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, на территорию «первой линии» привокзальных площадей Терминалов B, D, E, F международного аэропорта Шереметьево с указанием причин данных отказов.

Фактов отказа конкретным юридическим лицам/индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, на территорию «первой линии» привокзальных площадей Терминалов B, D, E, F международного аэропорта Шереметьево со стороны АО «МАШ» и ООО «Шереметьево Паркинг» не установлено.

9.7. Кроме того, согласно представленным АО «МАШ» данным установлено:

9.7.1. В международном аэропорту Шереметьево при выполнении приема-заказов на перевозку пассажиров и багажа транспортными средствами такси осуществляется и обеспечивается:

- организация очереди из машин для посадки пассажиров на «первой линии» привокзальных площадей терминалов международного аэропорта Шереметьево;

- подключение к системе распределения заказов агрегатора (ООО «Яндекс.Такси») в аэропорту без взимания платы;

- агрегатор (ООО «Яндекс.Такси») производит подключение траснпортных средств без брендирования «Яндекс.Такси» и их допуск на «первую линию» привокзальных площадей терминалов международного аэропорта Шереметьево;

- единый порядок и публичный доступ к правилам пользования сервисом агрегатора (ООО «Яндекс.Такси»).

- АО «МАШ» совместно с ООО «Яндекс.Такси» обеспечено подключение к системе агрегатора (ООО «Яндекс.Такси») автомобилей такси вне зависимости от наличия или отсутствия логотипов (брендов) перевозчиков или агрегатора.

9.7.2. АО «МАШ» приняты на себя обязательства совместно с ООО «Яндекс.Такси» завершить организационно–технические мероприятия, обеспечив:

- единую электронную очередь автомобилей такси, размещаемых на отдельной специализированной парковке, с возможностью их подъезда по заказу на любые линии терминалов привокзальных площадей международного аэропорта Шереметьево, доступ машин любого класса, подключенных к агрегатору (ООО «Яндекс.Такси»), на «первую линию» привокзальных площадей терминалов международного аэропорта Шереметьево для посадки пассажиров;

- единую стоимость поездки на перевозку пассажиров и багажа автомобилями одного и того же класса вне зависимости от способа размещения заказа или способа оплаты услуг (наличными или банковской картой) со всех линий привокзальных площадей терминалов международного аэропорта Шереметьево;

- единую очередь для пользователей услуг легкового такси на «первой линии» привокзальных площадей терминалов международного аэропорта Шереметьево вне зависимости от способа оформления заказа.

10. На основании изложенного, Комиссией ФАС России не установлено в рассматриваемых действиях (бездействии) АО «МАШ» и ООО «Шереметьево Паркинг» нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании дискриминационных условий при доступе легковых такси на «первую линию» привокзальной площади аэропорта Шереметьево.

Также Комиссией ФАС России приняты во внимание реализованные и принятые АО «МАШ» обязательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 и частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

прекратить рассмотрение дела № 1-10-44/00-03-18 в отношении АО «МАШ» и ООО «Шереметьево Паркинг» в связи с отсутствием в действиях АО «МАШ» и ООО «Шереметьево Паркинг» нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

 

 

Идентификатор

 

 

Идентификатор

 

Связанные организации

АО "Международный аэропорт Шереметьево"
ИНН 7712094033, ОГРН 1027739374750
Правительство Москвы
ИНН 7710489036, ОГРН 1027739813507
ДТиРДТИ
ИНН 7704786030, ОГРН 1117746538084
ООО "Шереметьево Паркинг"
ИНН 5047137955, ОГРН 1125047018953
ООО "Яндекс.Такси"
ИНН 7704340310, ОГРН 5157746192731
Комитет по конкурентной политике Московской области
ИНН 5024139723, ОГРН 1135024006831
МТДИ Московской области
ИНН 5024105481, ОГРН 1095024003910