Решение №1 10/205-11 Решение и предписание по делу по заявлению ОАО «Тверьоблгаз» от 13 декабря 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
ПО ДЕЛУ № 1 10/205-11

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 27 августа 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено 13 декабря 2012 г.



Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1 10/205-11 о нарушении антимонопольного законодательства в составе председателя Комиссии А.Н. Голомолзина – заместителя руководителя ФАС России, членов Комиссии: Е.А. Заевой — заместителя начальника Управления контроля транспорта и связи ФАС России, А.В. Устиновой – главного специалиста-эксперта отдела рынков услуг связи Управления контроля транспорта и связи ФАС России, Ю.В. Качурской – заместителя начальника отдела анализа рынков, реестров и НИОКР Аналитического управления ФАС России, Д.В. Огневской – советника Правового управления ФАС России (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 1 10/205-11 по признакам нарушения ОАО «Ростелеком» (191002, Российская Федерация, г.Санкт-Петербург, ул.Достоевского, д.15) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)
УСТАНОВИЛА:
По результатам рассмотрения заявления ОАО «Тверьоблгаз» об установлении Тверским филиалом ОАО «ЦентрТелеком» (141000, г. Химки Московской области, ул. Пролетарская, д.23) экономически необоснованного тарифа на услугу «серийный сокращенный номер» в размере 1500 руб. Управлением ФАС России по Тверской области приказом от 28.12.2010 № 259 возбуждено дело № 03-6/1-58-2010 по признакам нарушения ОАО «ЦентрТелеком» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании пунктов 3.6, 3.10 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.12.2007 № 447 материалы дела № 03-6/1-58-2010 направлены в ФАС России для решения вопроса о месте рассмотрения дела.
Приказом ФАС России от 11.11.2011 № 796 переданное дело № 03-6/1-58-2010, возбужденное в отношении ОАО «ЦентрТелеком», 01.04.2011 прекратившего деятельность в результате присоединения в ОАО «Ростелеком» (191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д.15), принято к рассмотрению ФАС России, делу присвоен учетный номер <...> /205-11.
Статьей 52 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) установлено, что оператор связи обязан обеспечить возможность круглосуточного бесплатного для пользователя услугами связи вызова экстренных оперативных служб (пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийной газовой службы и других служб, полный перечень которых определяется Правительством Российской Федерации).
Бесплатный вызов экстренных оперативных служб должен быть обеспечен каждому пользователю услугами связи посредством набора номера, единого на всей территории Российской Федерации для каждой экстренной оперативной службы.
Расходы операторов связи, понесенные в связи с обеспечением вызова экстренных оперативных служб, в том числе расходы, связанные с оказанием услуг по присоединению сетей связи экстренных оперативных служб к сети связи общего пользования и передаче и приему сообщений этих служб, возмещаются на основании договоров, заключаемых операторами связи с органами и организациями, создавшими соответствующие экстренные оперативные службы.
Перечень экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 894 и включает в себя:
Служба пожарной охраны
Служба реагирования в чрезвычайных ситуациях
Полиция
Служба скорой медицинской помощи
Аварийная служба газовой сети
Служба «Антитеррор».
Исходя из требований Закона о связи, вызов экстренных служб обеспечивается посредством набора номера. Возможность набора номера и осуществления вызова экстренной службы не может быть предоставлена абоненту иным образом, кроме как вместе с получением услуг телефонной связи.
Нормативными правовыми актами не предусмотрена иная возможность вызова экстренных служб, кроме как посредством набора номера.
Таким образом, любые действия, связанные с обеспечением абоненту вызова экстренных оперативных служб, в том числе, организация такого вызова, определение условий взаимодействия с абонентом, определение условий взаимодействия с организацией, создавшей экстренную службу, осуществляются оператором связи в рамках осуществления деятельности по оказанию услуг телефонной связи.
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги общедоступной электросвязи отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Перечнем услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 (далее – Перечень) к услугам общедоступной электросвязи отнесены услуги: предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи, предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов), предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ОАО «Ростелеком» включено в раздел II «Услуги общедоступной электросвязи» Реестра субъектов естественных монополий в области связи приказом ФСТ России от 24.03.2000 № 5/11-Р за регистрационным номером 77-2-7 и занимает доминирующее положение на рынке услуг общедоступной электросвязи на территории Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, ОАО «Ростелеком» имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара (услуги местной телефонной связи), в том числе определяя условия взаимодействия с организациями, создающие экстренные службы.
ОАО «Ростелеком» в соответствии с Определением ФАС России об отложении рассмотрения дела № 1 10/205-11 от 23.03.2012 № АГ/8876 представлены копии договоров, регулирующих отношения ОАО «Ростелеком» и организации, создавшей экстренную оперативную службу – пожарной охраны, реагирования в чрезвычайных ситуациях, полиции, скорой медицинской помощи, аварийной службы газовой сети, «Антитеррор», по 1 (одному) договору с каждой из организаций, создавшей экстренную оперативную службу, по каждому субъекту Российской Федерации (далее совместно – Договоры).
В результате анализа представленных договоров Комиссией установлено, и ОАО «Ростелеком» не отрицает, что для организаций, имеющих экстренные оперативные службы, на территориях различных субъектов Российской Федерации установило различные тарифы на услуги по обеспечению пользователям услугами связи возможности вызова экстренных оперативных служб, при этом такие услуги поименованы в договорах различными способами, в том числе, услуга «пользование номером сокращенной значности УСС, ГТС», услуга «серийный номер с сокращенной нумерацией», услуга «сокращенный номер», услуга «серийный трехзначный номер узла спецслужб», услуга «гтс пользование линиями для подключения к УСС служб экстренного вызова» и другие.
Например, на территории Тверской области тариф на услуги по обеспечению пользователям услугами связи возможности вызова экстренных оперативных служб (далее – Услуги) установлен в размере 1500 руб/мес, Курганской области – 300 руб/мес, Пермского края – 505 руб/мес, Челябинской области – 340 руб/мес, Белгородской области – 100 руб/мес, Томской области – 297 руб/мес, Республики Хакассия – 80 руб/мес, Алтайского края – 100 руб/мес, Костромской области – 430 руб/мес, Курской области – 460 руб/мес, Сахалинская область – 345 руб/мес. Разница в тарифах составляет до 15 раз.
Определением об отложении рассмотрения дела № 1 10/205-11 от 06.02.2012 № АГ/3323 предметом рассмотрения настоящего дела определены признаки нарушения пунктов 1, 6 части 1 статьи 10, выразившиеся в установлении, поддержании ОАО «Ростелеком» монопольно высокой цены на Услуги на территории Центрального федерального округа и экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на Услуги на территориях различных населенных пунктов (субъектов Российской Федерации).
ОАО «Ростелеком» в письме от 10.08.2012 б/н указало, что тариф на услугу по обеспечению возможности вызова экстренной оперативной службы должен покрывать расходы операторов связи, понесенные в связи с оказанием данной услуги, в том числе расходы, связанные с оказанием услуг по присоединению сетей связи экстренных оперативных служб к сети связи общего пользования, а также по передаче и приему сообщений этих служб.
Указанным письмом от 10.08.2012 ОАО «Ростелеком» также пояснило, что различные тарифы на Услуги установлены в связи с тем, что при организации доступа к экстренным службам используются различные способы такой организации, и при этом возможны технологические особенности. Выбор того или иного варианта организации Услуги определяется технико-экономическими возможностями как оператора связи, так и организации владельца экстренной оперативной службы.
В соответствии с пунктом 6.8 РД 45.120-2000 «Нормы технологического проектирования. Городские и сельские телефонные сети» (далее – НТП), для приема государственными организациями информации от населения в экстренных случаях, а также для предоставления населению определенных услуг (справки, информация, заказы) на ГТС, СТС и КТС должны быть организованы экстренные, справочно-информационные, заказные и телематические службы, службы доступа к федеральным сетям персонального радиовызова общего пользования.
На сетях могут применяться как централизованные, так и децентрализованные службы.
Доступ к централизованным службам от абонентов ГТС осуществляется, как правило, через специальный узел - узел спецслужб (УСС), а для абонентов СТС - через ЦС (центральную станцию), выполняющей функцию УСС.
В зависимости от местных условий на ГТС возможны:
а) при определенных условиях, например на нерайонированных сетях и сетях без узлообразования, УСС не используется. Его функции при этом выполняет одна или несколько АТС;
б) организация на сети более одного УСС;
в) организация для части АТС выхода к УСС через узел исходящего сообщения нулевого пучка (УИС-О) с целью экономии количества соединительных линий между УСС и отдельной группой АТС, размещенных близко одна от другой и относительно далеко от УСС, а также для уменьшения затухания на участке АТС-УСС и возможности включения отдельных спецслужб непосредственно в УИС-О;
г) организация справочно-информационных служб отдельных мероприятий при назначении полного номера из нумерации абонентов местной сети.
Выбор того или иного варианта доступа к службам должен определяться технико-экономическими обоснованиями.
Для справочно-информационных, заказных и экстренных служб, связанных с цифровыми и аналоговыми АТС каналами цифровых систем передачи или через цифровой УСС (УССЭ), должно использоваться цифровое оборудование. Число УССЭ на ГТС определяется технико-экономическим расчетом.
Комиссией в результате анализа Договоров, счетов-фактур, установлено, что Услуги поименованы различными способами, а именно: «пользование номером сокращенной значности УСС, ГТС», «серийный номер с сокращенной нумерацией», «сокращенный номер», «серийный номер», «серийный трехзначный номер узла спецслужб», «гтс пользование линиями для подключения к УСС служб экстренного вызова», а также не поименованные отдельно от услуг связи услуги по обеспечению возможности вызова экстренных оперативных служб пользователями услугами связи, оказываемые организациям, имеющим экстренные оперативные службы.
Цены за Услуги, поименованные одинаково, различаются. При этом Комиссия отмечает, что в Договорах не зафиксирован способ организации доступа к экстренным службам, в соответствии с требованиями НТП или иными способами.
В соответствии с определением ФАС России об отложении рассмотрения дела № 1 10/205-11 от 03.07.2012 № АГ/21005 ОАО «Ростелеком» надлежало представить экономическое, технологическое и иное обоснование установления различных тарифов на Услуги по конкретным перечисленным Договорам (всего 291 договор, с указанием номера и даты каждого договора).
Письмом № б/н от 10.08.2012 ОАО «Ростелеком» пояснило, что представить экономическое обоснование различных тарифов на Услуги не представляется возможным, так как Услуги являются исторически сложившимися, со временем тарифы на Услуги индексировались и переутверждались. ОАО «Ростелеком», как правопреемник организаций, утвердивших тарифы на Услуги, переутверждает их.
ОАО «Ростелеком» также пояснил, что различные тарифы обусловлены технологическими особенностями организации доступа к спецслужбам, что, в свою очередь, обуславливает установление различных тарифов ввиду невозможности выработки единых подходов к тарификации.
Пунктом 7.1.11 НТП установлены нормы по расчету количества линий к спецслужбам, из которых следует, что количество линий к спецслужбам определяется емкостью телефонных сетей. Количество линий к спецслужбам для телефонных сетей емкостью свыше 10 000 номеров определяется расчетом исходя из интенсивности нагрузок на линиях спецслужб.
Исходя из изложенного Комиссия заключает, что затраты на организацию и предоставление Услуг зависят от емкости телефонной сети связи, а также от интенсивности нагрузки, и ОАО «Ростелеком» при организации и предоставлении Услуг располагает сведениями о емкости своих телефонных сетей и об интенсивности нагрузки на линиях спецслужб.
Комиссия отмечает, что, несмотря на то, что ФАС России определением от 03.07.2012 № АГ/21005 у ОАО «Ростелеком» было запрошено технологическое обоснование установления различных тарифов по Договорам, пунктом 6.8 НТП предусмотрен перечень способов организации доступа к экстренным службам, пунктом 7.1.11 НТП установлены требования к организации соединительных линий к спецслужбам, технологическое обоснование установления различных тарифов не представлено, хотя заявляется о его наличии.
Также, ОАО «Ростелеком» заявил об отсутствии необходимости в установлении единого тарифа на Услуги в связи с тем, что в настоящее время ведется работа по созданию на территории муниципальных образований единых дежурно-диспетчерских пунктов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб» принято предложение Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, согласованное с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, о назначении начиная с 2008 года номера "112" в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано завершить до 2017 года работы по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Комиссия отмечает, что по состоянию на август 2012 года система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» не завершена и не применяется.
Довод ОАО «Ростелеком» об отсутствии необходимости применения единого подхода к установлению платы за Услуги в связи с тем, что планируется переход на систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», отклоняется как необоснованный.
ОАО «Ростелеком» подчеркнуло, что оператор связи, в связи с отсутствием оплаты абонентами исходящих звонков в экстренные службы, имеет право на компенсацию расходов. Связанных с передачей и приемом сообщений этих служб.
Изучив вопрос об отсутствии оплаты абонентами ОАО «Ростелеком» исходящих звонков в экстренные службы, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии со статьей 6 Закона о естественных монополиях, Перечнем и учитывая, что ОАО «Ростелеком» включено в реестр субъектов естественных монополий, тариф на предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа подлежит государственному регулированию.
Таким образом, для ОАО «Ростелеком» по сравнению с операторами связи, в отношении которых не принято решение о регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи, установлен специальный правовой режим, в том числе в части учета затрат на услуги общедоступной электросвязи.
Определением от 06.09.2007 № КАС07-418 Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила, что выделение тарифа на самостоятельную услугу предоставления абоненту абонентской линии из общей платы за предоставление местных телефонных соединений позволяет гражданам-абонентам при тарифном плане с повременной системой оплаты, оплатив только услугу по предоставлению в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа, неограниченно пользоваться услугами входящей телефонной связи, иметь доступ к услугам Интернет, вызывать номера экстренных служб, а также иметь возможность выхода на сеть внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи. Абонентская линия находится в постоянной готовности не только к передаче, но и приему информации, в связи с чем оператор связи несет затраты на постоянное обслуживание, что обуславливает установление ежемесячного тарифа на предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа и его государственное регулирование и обеспечивает операторам связи компенсацию экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием этой услуги связи.
ОАО «Ростелеком» пояснило, что установление тарифа на предоставление абонентской линии связано исключительно с необходимостью компенсации оператору экономически обоснованных затрат, связанных с поддержанием работоспособности, обслуживанием и эксплуатацией части сети электросвязи – абонентских линий, предоставленных абонентам и что расходы ОАО «Ростелеком», понесенные в связи с обеспечением вызова абонентами экстренных оперативных служб, не входят в состав тарифа на услугу по предоставлению в постоянное пользование абонентской линии.
В соответствии с Порядком расчета тарифов и тарифных планов на услуги местной телефонной связи, утвержденным приказом ФСТ России от 05.09.2006 № 189-с/1 (далее – Порядок расчета тарифов), расчет тарифов (тарифных планов) на услуги местной телефонной связи основывается на обеспечении доведения их до уровня экономически обоснованных затрат и возмещения нормативной прибыли с учетом предельного изменения уровня тарифов на услуги местной телефонной связи, установленного Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка расчета тарифов при расчете тарифов на предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии учитываются затраты по обслуживанию части сети электросвязи, используемой при предоставлении абонентской линии в случае ее задействования, в том числе: абонентского комплекта на узле связи или индивидуальное абонентское устройство на узле связи; кросса абонентских линий на узле связи; аппаратуры уплотнения абонентских линий; магистральных кабелей; распределительных кабелей; распределительных шкафов; распределительных коробок; абонентской проводки; радиоканала и терминального окончания при использовании беспроводных технологий; инфраструктур, используемой для организации абонентских линий - канализаций, радиомачт, опор и др.
В соответствии с пунктом 3.11 Порядка расчета тарифов при расчете тарифа на предоставление местного телефонного соединения при тарифном плане с абонентской системой оплаты учитывается средняя продолжительность местных телефонных соединений абонентов, имеющих максимальный объем потребления услуг, определяемая отношением суммарной величины продолжительности местных телефонных соединений, исходящих от абонентов, продолжительность местных телефонных соединений которых выше средней, к их количеству (на основании данных СПУС).
Расчет экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли должен осуществляться в соответствии с Методикой расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, подлежащих применению при формировании регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи, утвержденной Приказом ФСТ России от 09.06.2006 N 122-с/1 (далее - Методика) на основе данных, полученных в ходе раздельного учета расходов, осуществляемого оператором связи.
В соответствии с Методикой, в состав экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг общедоступной электросвязи, включаются:
а) расходы по обычным видам деятельности (за исключением амортизации), отнесенные на деятельность по оказанию услуг общедоступной электросвязи, по данным, полученным в ходе ведения раздельного учета;
б) амортизация основных средств, в том числе основных средств, полученных по договорам лизинга и принятым на баланс оператора связи, по данным бухгалтерского учета, полученным в ходе ведения раздельного учета, или в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях расчетное значение амортизации.
Как установлено в Приложениях 1 и 2 к Методике, в состав расчетного значения амортизационных отчислений включаются затраты на оборудование узла спецслужб.
При этом, как установлено Методическими рекомендациями по ведению операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи, утвержденными Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации 21 марта 2006 г. № 33, в состав основных производственных процессов, которые используются для целей распределения затрат на объекты калькулирования, включены эксплуатация, контроль состояния, техническое обслуживание и ремонт оборудования узлов спецслужб.
На вопрос Комиссии, какая часть затрат на оборудование узла спецслужб в соответствии с Методикой включается в состав экономически обоснованных затрат на услуги местной телефонной связи и соответственно, возмещается абонентами, а какая возмещается за счет экстренной службы, представители ОАО «Ростелеком» ответить затруднились.
При изучении Договоров Комиссией установлено, что предметом Договоров является оказание услуг связи, в рамках которых организации, создавшей экстренную службу, оказываются услуги связи и с этой целью выделены абонентские номера, в том числе серийные (01, 02, 03, 04). При этом организация, создавшая экстренную службу, пользуется всеми услугами телефонной связи и соответственно оплачивает их, а абонентские линии, которые идентифицированы номером формата вызова экстренных служб (01, 02, 03, 04), могут быть использованы только для приема входящих соединений (вызовов).
Из счетов – фактур следует, что плата за предоставление абонентской линии взимается по количеству выделенных абонентских номеров, в том числе за предоставление абонентской линии, идентифицированной номером формата вызова экстренных служб. Также, по количеству номеров, выделенных в формате вызова экстренных служб, взимается дополнительная плата, которая, согласно пояснениям ОАО «Ростелеком», обеспечивает возмещение затрат, связанных с обеспечением доступа абонентов к экстренным службам.
Таким образом, организация, создавшая экстренную службу, за каждый выделенный номер в формате вызова экстренных служб оплачивает тариф за предоставление абонентской линии, при установлении которого учтены в том числе затраты на оборудование узла спецслужб (эксплуатация, контроль состояния, техническое обслуживание и ремонт оборудования узлов спецслужб), а также дополнительный тариф на Услуги.
При анализе счетов-фактур, а также пояснений лиц, участвующих в деле, Комиссия установила, что дополнительный тариф должен компенсировать плату за исходящие вызовы абонентов на номера экстренных спецслужб, которые для абонента не тарифицируются, при этом количество таких вызовов соответствует количеству входящих вызовов на номера формата вызова экстренных служб.
Как установлено пунктами 11, 13 Положения о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637, при наличии технической возможности осуществления оператором связи повременного учета продолжительности местных телефонных соединений устанавливаются следующие обязательные тарифные планы, предлагаемые оператором связи:
а) тарифный план с повременной системой оплаты, предусматривающий плату за предоставление местного телефонного соединения в зависимости от его продолжительности и стоимости единицы тарификации;
б) тарифный план с абонентской системой оплаты, предусматривающий плату за неограниченный объем местных телефонных соединений, устанавливаемую исходя из максимального объема потребления услуг на соответствующих сетях местной телефонной связи данного оператора связи, функционирующих в пределах территории одного субъекта Российской Федерации, а также с учетом стоимости единицы тарификации, установленной в рамках тарифного плана с повременной системой оплаты;
в) тарифный план с комбинированной системой оплаты, предусматривающий абонентскую плату, устанавливаемую дифференцированно в зависимости от объема местных телефонных соединений в единицах тарификации за расчетный период. При этом базовый объем местных телефонных соединений устанавливается исходя из среднего объема местных телефонных соединений на соответствующих сетях местной телефонной связи данного оператора связи, функционирующих в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. В случае превышения базового объема местных телефонных соединений за объем, превышающий базовый, устанавливается дополнительная плата;
г) тарифный план, применяемый в соответствии с договором с физическим лицом, использующим услуги телефонной связи для личных, семейных и домашних нужд, и предусматривающий плату, устанавливаемую дифференцированно в зависимости от объема местных телефонных соединений в единицах тарификации за расчетный период. При этом базовый объем местных телефонных соединений устанавливается исходя из минимального объема местных телефонных соединений на соответствующих сетях местной телефонной связи данного оператора связи, функционирующих в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. В случае превышения базового объема местных телефонных соединений дополнительная плата устанавливается за объем, превышающий базовый.
При отсутствии технической возможности осуществления оператором связи повременного учета продолжительности местных телефонных соединений тариф устанавливается с использованием абонентской системы оплаты местных телефонных соединений исходя из среднего объема местных телефонных соединений на соответствующих сетях местной телефонной связи данного оператора связи, функционирующих в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Таким образом, затраты на оборудование узла спецслужб включаются в состав экономически обоснованных затрат на услуги местной телефонной связи (предоставление абонентской линии и предоставление местного телефонного соединения). Тарифный план с абонентской системой оплаты предусматривает компенсацию экономически обоснованных расходов оператора связи за организацию максимального количества местных телефонных соединений абонентов.
В 2012 году предельный максимальный уровень тарифов за предоставление абонентской линии установлены ФСТ России на уровне экономически обоснованных затрат для каждого субъекта Российской Федерации, в ряде случаев плата дифференцирована для ГТС и СТС, в размере от 120 до 315 руб/мес, среднее — 185,3 руб/мес.
Предельный максимальный уровень тарифов в тарифном плане с абюонентской системой оплаты установлены ФСТ России в размере от 140 до 400 руб/мес, среднее — 241,1 руб/мес.
Таким образом, разница в тарифах составляет до 2,8 раз.
Основываясь на изложенном, а также учитывая требования пунктов 6.8, 7.1.3, 7.1.11 НТП, Комиссия полагает, что дифференциация в тарифах, которые обеспечивают возмещение затрат, связанных с обеспечением доступа абонентов к экстренным службам, не может существенно превышать дифференциацию предельного уровня тарифов за предоставление абонентской линии, установленных на основании экономически обоснованных затрат.
Комиссия отмечает, что НТП установлены повышенные требования к связи с экстренными службами в части более жестких требований к максимально допустимым суммарным потерям вызовов по сравнению с местной телефонной связью, справочно-информационными услугами.
При этом организация, организовавшая экстренную службу, не совершает исходящих соединений с номеров, идентифицированных форматом вызова экстренных служб, но принимает только входящие звонки.
Основываясь на Методических рекомендациях по внедрению АПУС на электромеханических АТС, утвержденных приказом Госкомсвязи России от 21.07.1997, Комиссия заключает, что максимальный объем телефонных соединений, учитываемый при расчете тарифного плана с абонентской системой оплаты, включает в себя в том числе исходящие соединения, соершаемые абонентом со специальными службами.
Учитывая изложенное Комиссия полагает, что тарифы, которые обеспечивают возмещение затрат, связанных с обеспечением доступа абонентов к экстренным службам, не могут превышать размер тарифа на предоставление метных телефонных соединений в тарифном плане с абонентской системой оплаты.
В соответствии с пунктами 1, 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:
установление, поддержание монопольно высокой цены товара;
экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
ОАО «Ростелеком» занимает доминирующее положение на рынке услуг местной телефонной связи на территории населенных пунктов Российской Федерации в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции.
Как установлено частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Комиссией не выявлено, что цены на Услуги, установленные ОАО «Ростелеком» на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный Федеральный округ, превышают сумму необходимых для оказания Услуг расходов и прибыли.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ОАО «Ростелеком» по установлению тарифов на Услуги на территории Центрального Федерального округа нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Тарифы на услуги по обеспечению пользователям услугами связи возможности вызова экстренных оперативных служб установлены ОАО «Ростелеком» на различном уровне на территории Российской Федерации, разница достигает 15 раз.
ОАО «Ростелеком» техническая обоснованность установления различных тарифов на Услуги по конкретным поименованным Договорам не представлена.
ОАО «Ростелеком» письмом № б/н от 10.08.2012 указано, что экономическая обоснованность установления различных тарифов на Услуги не может быть представлена, так как Услуги являются исторически сложившимися.
Иного обоснования установления различных цен на Услуги ОАО «Ростелеком» не представлено.
Установление различных тарифов на Услуги привело к ущемлению интересов организаций, организующих экстренные службы.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить рассмотрение дела № 1 10/205-11 в отношении ОАО «Ростелеком» в части нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления, поддержания монопольно высокой цены товара в связи с отсутствием признаков нарушения.
2. Признать ОАО «Ростелеком» нарушившим пункт 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем экономически, технологически, иным образом необоснованного установления для организаций, организующих экстренные службы (Служба пожарной охраны, Служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, Полиция, Служба скорой медицинской помощи, Аварийная служба газовой сети), различных цен на услуги по обеспечению пользователям услугами связи возможности вызова экстренных оперативных служб.
3. Выдать ОАО «Ростелеком» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением.

Председатель Комиссии А.Н. Голомолзин

Члены Комиссии Е.А. Заева

Д.В. Огневская

Ю.В. Качурская

А.В. Устинова

 

 

 

 

 


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
РЕШЕНИЕ
ПО ДЕЛУ № 1 10/205-11

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 27 августа 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено 13 декабря 2012 г.

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1 10/205-11 о нарушении антимонопольного законодательства в составе председателя Комиссии А.Н. Голомолзина – заместителя руководителя ФАС России, членов Комиссии: Е.А. Заевой — заместителя начальника Управления контроля транспорта и связи ФАС России, А.В. Устиновой – главного специалиста-эксперта отдела рынков услуг связи Управления контроля транспорта и связи ФАС России, Ю.В. Качурской – заместителя начальника отдела анализа рынков, реестров и НИОКР Аналитического управления ФАС России, Д.В. Огневской – советника Правового управления ФАС России (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 1 10/205-11 по признакам нарушения ОАО «Ростелеком» (191002, Российская Федерация, г.Санкт-Петербург, ул.Достоевского, д.15) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)
УСТАНОВИЛА:
По результатам рассмотрения заявления ОАО «Тверьоблгаз» об установлении Тверским филиалом ОАО «ЦентрТелеком» (141000, г. Химки Московской области, ул. Пролетарская, д.23) экономически необоснованного тарифа на услугу «серийный сокращенный номер» в размере 1500 руб. Управлением ФАС России по Тверской области приказом от 28.12.2010 № 259 возбуждено дело № 03-6/1-58-2010 по признакам нарушения ОАО «ЦентрТелеком» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании пунктов 3.6, 3.10 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.12.2007 № 447 материалы дела № 03-6/1-58-2010 направлены в ФАС России для решения вопроса о месте рассмотрения дела.
Приказом ФАС России от 11.11.2011 № 796 переданное дело № 03-6/1-58-2010, возбужденное в отношении ОАО «ЦентрТелеком», 01.04.2011 прекратившего деятельность в результате присоединения в ОАО «Ростелеком» (191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д.15), принято к рассмотрению ФАС России, делу присвоен учетный номер <...> /205-11.
Статьей 52 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) установлено, что оператор связи обязан обеспечить возможность круглосуточного бесплатного для пользователя услугами связи вызова экстренных оперативных служб (пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийной газовой службы и других служб, полный перечень которых определяется Правительством Российской Федерации).
Бесплатный вызов экстренных оперативных служб должен быть обеспечен каждому пользователю услугами связи посредством набора номера, единого на всей территории Российской Федерации для каждой экстренной оперативной службы.
Расходы операторов связи, понесенные в связи с обеспечением вызова экстренных оперативных служб, в том числе расходы, связанные с оказанием услуг по присоединению сетей связи экстренных оперативных служб к сети связи общего пользования и передаче и приему сообщений этих служб, возмещаются на основании договоров, заключаемых операторами связи с органами и организациями, создавшими соответствующие экстренные оперативные службы.
Перечень экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 894 и включает в себя:
Служба пожарной охраны
Служба реагирования в чрезвычайных ситуациях
Полиция
Служба скорой медицинской помощи
Аварийная служба газовой сети
Служба «Антитеррор».
Исходя из требований Закона о связи, вызов экстренных служб обеспечивается посредством набора номера. Возможность набора номера и осуществления вызова экстренной службы не может быть предоставлена абоненту иным образом, кроме как вместе с получением услуг телефонной связи.
Нормативными правовыми актами не предусмотрена иная возможность вызова экстренных служб, кроме как посредством набора номера.
Таким образом, любые действия, связанные с обеспечением абоненту вызова экстренных оперативных служб, в том числе, организация такого вызова, определение условий взаимодействия с абонентом, определение условий взаимодействия с организацией, создавшей экстренную службу, осуществляются оператором связи в рамках осуществления деятельности по оказанию услуг телефонной связи.
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги общедоступной электросвязи отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Перечнем услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 (далее – Перечень) к услугам общедоступной электросвязи отнесены услуги: предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи, предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов), предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ОАО «Ростелеком» включено в раздел II «Услуги общедоступной электросвязи» Реестра субъектов естественных монополий в области связи приказом ФСТ России от 24.03.2000 № 5/11-Р за регистрационным номером 77-2-7 и занимает доминирующее положение на рынке услуг общедоступной электросвязи на территории Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, ОАО «Ростелеком» имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара (услуги местной телефонной связи), в том числе определяя условия взаимодействия с организациями, создающие экстренные службы.
ОАО «Ростелеком» в соответствии с Определением ФАС России об отложении рассмотрения дела № 1 10/205-11 от 23.03.2012 № АГ/8876 представлены копии договоров, регулирующих отношения ОАО «Ростелеком» и организации, создавшей экстренную оперативную службу – пожарной охраны, реагирования в чрезвычайных ситуациях, полиции, скорой медицинской помощи, аварийной службы газовой сети, «Антитеррор», по 1 (одному) договору с каждой из организаций, создавшей экстренную оперативную службу, по каждому субъекту Российской Федерации (далее совместно – Договоры).
В результате анализа представленных договоров Комиссией установлено, и ОАО «Ростелеком» не отрицает, что для организаций, имеющих экстренные оперативные службы, на территориях различных субъектов Российской Федерации установило различные тарифы на услуги по обеспечению пользователям услугами связи возможности вызова экстренных оперативных служб, при этом такие услуги поименованы в договорах различными способами, в том числе, услуга «пользование номером сокращенной значности УСС, ГТС», услуга «серийный номер с сокращенной нумерацией», услуга «сокращенный номер», услуга «серийный трехзначный номер узла спецслужб», услуга «гтс пользование линиями для подключения к УСС служб экстренного вызова» и другие.
Например, на территории Тверской области тариф на услуги по обеспечению пользователям услугами связи возможности вызова экстренных оперативных служб (далее – Услуги) установлен в размере 1500 руб/мес, Курганской области – 300 руб/мес, Пермского края – 505 руб/мес, Челябинской области – 340 руб/мес, Белгородской области – 100 руб/мес, Томской области – 297 руб/мес, Республики Хакассия – 80 руб/мес, Алтайского края – 100 руб/мес, Костромской области – 430 руб/мес, Курской области – 460 руб/мес, Сахалинская область – 345 руб/мес. Разница в тарифах составляет до 15 раз.
Определением об отложении рассмотрения дела № 1 10/205-11 от 06.02.2012 № АГ/3323 предметом рассмотрения настоящего дела определены признаки нарушения пунктов 1, 6 части 1 статьи 10, выразившиеся в установлении, поддержании ОАО «Ростелеком» монопольно высокой цены на Услуги на территории Центрального федерального округа и экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на Услуги на территориях различных населенных пунктов (субъектов Российской Федерации).
ОАО «Ростелеком» в письме от 10.08.2012 б/н указало, что тариф на услугу по обеспечению возможности вызова экстренной оперативной службы должен покрывать расходы операторов связи, понесенные в связи с оказанием данной услуги, в том числе расходы, связанные с оказанием услуг по присоединению сетей связи экстренных оперативных служб к сети связи общего пользования, а также по передаче и приему сообщений этих служб.
Указанным письмом от 10.08.2012 ОАО «Ростелеком» также пояснило, что различные тарифы на Услуги установлены в связи с тем, что при организации доступа к экстренным службам используются различные способы такой организации, и при этом возможны технологические особенности. Выбор того или иного варианта организации Услуги определяется технико-экономическими возможностями как оператора связи, так и организации владельца экстренной оперативной службы.
В соответствии с пунктом 6.8 РД 45.120-2000 «Нормы технологического проектирования. Городские и сельские телефонные сети» (далее – НТП), для приема государственными организациями информации от населения в экстренных случаях, а также для предоставления населению определенных услуг (справки, информация, заказы) на ГТС, СТС и КТС должны быть организованы экстренные, справочно-информационные, заказные и телематические службы, службы доступа к федеральным сетям персонального радиовызова общего пользования.
На сетях могут применяться как централизованные, так и децентрализованные службы.
Доступ к централизованным службам от абонентов ГТС осуществляется, как правило, через специальный узел - узел спецслужб (УСС), а для абонентов СТС - через ЦС (центральную станцию), выполняющей функцию УСС.
В зависимости от местных условий на ГТС возможны:
а) при определенных условиях, например на нерайонированных сетях и сетях без узлообразования, УСС не используется. Его функции при этом выполняет одна или несколько АТС;
б) организация на сети более одного УСС;
в) организация для части АТС выхода к УСС через узел исходящего сообщения нулевого пучка (УИС-О) с целью экономии количества соединительных линий между УСС и отдельной группой АТС, размещенных близко одна от другой и относительно далеко от УСС, а также для уменьшения затухания на участке АТС-УСС и возможности включения отдельных спецслужб непосредственно в УИС-О;
г) организация справочно-информационных служб отдельных мероприятий при назначении полного номера из нумерации абонентов местной сети.
Выбор того или иного варианта доступа к службам должен определяться технико-экономическими обоснованиями.
Для справочно-информационных, заказных и экстренных служб, связанных с цифровыми и аналоговыми АТС каналами цифровых систем передачи или через цифровой УСС (УССЭ), должно использоваться цифровое оборудование. Число УССЭ на ГТС определяется технико-экономическим расчетом.
Комиссией в результате анализа Договоров, счетов-фактур, установлено, что Услуги поименованы различными способами, а именно: «пользование номером сокращенной значности УСС, ГТС», «серийный номер с сокращенной нумерацией», «сокращенный номер», «серийный номер», «серийный трехзначный номер узла спецслужб», «гтс пользование линиями для подключения к УСС служб экстренного вызова», а также не поименованные отдельно от услуг связи услуги по обеспечению возможности вызова экстренных оперативных служб пользователями услугами связи, оказываемые организациям, имеющим экстренные оперативные службы.
Цены за Услуги, поименованные одинаково, различаются. При этом Комиссия отмечает, что в Договорах не зафиксирован способ организации доступа к экстренным службам, в соответствии с требованиями НТП или иными способами.
В соответствии с определением ФАС России об отложении рассмотрения дела № 1 10/205-11 от 03.07.2012 № АГ/21005 ОАО «Ростелеком» надлежало представить экономическое, технологическое и иное обоснование установления различных тарифов на Услуги по конкретным перечисленным Договорам (всего 291 договор, с указанием номера и даты каждого договора).
Письмом № б/н от 10.08.2012 ОАО «Ростелеком» пояснило, что представить экономическое обоснование различных тарифов на Услуги не представляется возможным, так как Услуги являются исторически сложившимися, со временем тарифы на Услуги индексировались и переутверждались. ОАО «Ростелеком», как правопреемник организаций, утвердивших тарифы на Услуги, переутверждает их.
ОАО «Ростелеком» также пояснил, что различные тарифы обусловлены технологическими особенностями организации доступа к спецслужбам, что, в свою очередь, обуславливает установление различных тарифов ввиду невозможности выработки единых подходов к тарификации.
Пунктом 7.1.11 НТП установлены нормы по расчету количества линий к спецслужбам, из которых следует, что количество линий к спецслужбам определяется емкостью телефонных сетей. Количество линий к спецслужбам для телефонных сетей емкостью свыше 10 000 номеров определяется расчетом исходя из интенсивности нагрузок на линиях спецслужб.
Исходя из изложенного Комиссия заключает, что затраты на организацию и предоставление Услуг зависят от емкости телефонной сети связи, а также от интенсивности нагрузки, и ОАО «Ростелеком» при организации и предоставлении Услуг располагает сведениями о емкости своих телефонных сетей и об интенсивности нагрузки на линиях спецслужб.
Комиссия отмечает, что, несмотря на то, что ФАС России определением от 03.07.2012 № АГ/21005 у ОАО «Ростелеком» было запрошено технологическое обоснование установления различных тарифов по Договорам, пунктом 6.8 НТП предусмотрен перечень способов организации доступа к экстренным службам, пунктом 7.1.11 НТП установлены требования к организации соединительных линий к спецслужбам, технологическое обоснование установления различных тарифов не представлено, хотя заявляется о его наличии.
Также, ОАО «Ростелеком» заявил об отсутствии необходимости в установлении единого тарифа на Услуги в связи с тем, что в настоящее время ведется работа по созданию на территории муниципальных образований единых дежурно-диспетчерских пунктов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб» принято предложение Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, согласованное с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, о назначении начиная с 2008 года номера "112" в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано завершить до 2017 года работы по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Комиссия отмечает, что по состоянию на август 2012 года система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» не завершена и не применяется.
Довод ОАО «Ростелеком» об отсутствии необходимости применения единого подхода к установлению платы за Услуги в связи с тем, что планируется переход на систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», отклоняется как необоснованный.
ОАО «Ростелеком» подчеркнуло, что оператор связи, в связи с отсутствием оплаты абонентами исходящих звонков в экстренные службы, имеет право на компенсацию расходов. Связанных с передачей и приемом сообщений этих служб.
Изучив вопрос об отсутствии оплаты абонентами ОАО «Ростелеком» исходящих звонков в экстренные службы, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии со статьей 6 Закона о естественных монополиях, Перечнем и учитывая, что ОАО «Ростелеком» включено в реестр субъектов естественных монополий, тариф на предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа подлежит государственному регулированию.
Таким образом, для ОАО «Ростелеком» по сравнению с операторами связи, в отношении которых не принято решение о регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи, установлен специальный правовой режим, в том числе в части учета затрат на услуги общедоступной электросвязи.
Определением от 06.09.2007 № КАС07-418 Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила, что выделение тарифа на самостоятельную услугу предоставления абоненту абонентской линии из общей платы за предоставление местных телефонных соединений позволяет гражданам-абонентам при тарифном плане с повременной системой оплаты, оплатив только услугу по предоставлению в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа, неограниченно пользоваться услугами входящей телефонной связи, иметь доступ к услугам Интернет, вызывать номера экстренных служб, а также иметь возможность выхода на сеть внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи. Абонентская линия находится в постоянной готовности не только к передаче, но и приему информации, в связи с чем оператор связи несет затраты на постоянное обслуживание, что обуславливает установление ежемесячного тарифа на предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа и его государственное регулирование и обеспечивает операторам связи компенсацию экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием этой услуги связи.
ОАО «Ростелеком» пояснило, что установление тарифа на предоставление абонентской линии связано исключительно с необходимостью компенсации оператору экономически обоснованных затрат, связанных с поддержанием работоспособности, обслуживанием и эксплуатацией части сети электросвязи – абонентских линий, предоставленных абонентам и что расходы ОАО «Ростелеком», понесенные в связи с обеспечением вызова абонентами экстренных оперативных служб, не входят в состав тарифа на услугу по предоставлению в постоянное пользование абонентской линии.
В соответствии с Порядком расчета тарифов и тарифных планов на услуги местной телефонной связи, утвержденным приказом ФСТ России от 05.09.2006 № 189-с/1 (далее – Порядок расчета тарифов), расчет тарифов (тарифных планов) на услуги местной телефонной связи основывается на обеспечении доведения их до уровня экономически обоснованных затрат и возмещения нормативной прибыли с учетом предельного изменения уровня тарифов на услуги местной телефонной связи, установленного Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка расчета тарифов при расчете тарифов на предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии учитываются затраты по обслуживанию части сети электросвязи, используемой при предоставлении абонентской линии в случае ее задействования, в том числе: абонентского комплекта на узле связи или индивидуальное абонентское устройство на узле связи; кросса абонентских линий на узле связи; аппаратуры уплотнения абонентских линий; магистральных кабелей; распределительных кабелей; распределительных шкафов; распределительных коробок; абонентской проводки; радиоканала и терминального окончания при использовании беспроводных технологий; инфраструктур, используемой для организации абонентских линий - канализаций, радиомачт, опор и др.
В соответствии с пунктом 3.11 Порядка расчета тарифов при расчете тарифа на предоставление местного телефонного соединения при тарифном плане с абонентской системой оплаты учитывается средняя продолжительность местных телефонных соединений абонентов, имеющих максимальный объем потребления услуг, определяемая отношением суммарной величины продолжительности местных телефонных соединений, исходящих от абонентов, продолжительность местных телефонных соединений которых выше средней, к их количеству (на основании данных СПУС).
Расчет экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли должен осуществляться в соответствии с Методикой расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, подлежащих применению при формировании регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи, утвержденной Приказом ФСТ России от 09.06.2006 N 122-с/1 (далее - Методика) на основе данных, полученных в ходе раздельного учета расходов, осуществляемого оператором связи.
В соответствии с Методикой, в состав экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг общедоступной электросвязи, включаются:
а) расходы по обычным видам деятельности (за исключением амортизации), отнесенные на деятельность по оказанию услуг общедоступной электросвязи, по данным, полученным в ходе ведения раздельного учета;
б) амортизация основных средств, в том числе основных средств, полученных по договорам лизинга и принятым на баланс оператора связи, по данным бухгалтерского учета, полученным в ходе ведения раздельного учета, или в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях расчетное значение амортизации.
Как установлено в Приложениях 1 и 2 к Методике, в состав расчетного значения амортизационных отчислений включаются затраты на оборудование узла спецслужб.
При этом, как установлено Методическими рекомендациями по ведению операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи, утвержденными Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации 21 марта 2006 г. № 33, в состав основных производственных процессов, которые используются для целей распределения затрат на объекты калькулирования, включены эксплуатация, контроль состояния, техническое обслуживание и ремонт оборудования узлов спецслужб.
На вопрос Комиссии, какая часть затрат на оборудование узла спецслужб в соответствии с Методикой включается в состав экономически обоснованных затрат на услуги местной телефонной связи и соответственно, возмещается абонентами, а какая возмещается за счет экстренной службы, представители ОАО «Ростелеком» ответить затруднились.
При изучении Договоров Комиссией установлено, что предметом Договоров является оказание услуг связи, в рамках которых организации, создавшей экстренную службу, оказываются услуги связи и с этой целью выделены абонентские номера, в том числе серийные (01, 02, 03, 04). При этом организация, создавшая экстренную службу, пользуется всеми услугами телефонной связи и соответственно оплачивает их, а абонентские линии, которые идентифицированы номером формата вызова экстренных служб (01, 02, 03, 04), могут быть использованы только для приема входящих соединений (вызовов).
Из счетов – фактур следует, что плата за предоставление абонентской линии взимается по количеству выделенных абонентских номеров, в том числе за предоставление абонентской линии, идентифицированной номером формата вызова экстренных служб. Также, по количеству номеров, выделенных в формате вызова экстренных служб, взимается дополнительная плата, которая, согласно пояснениям ОАО «Ростелеком», обеспечивает возмещение затрат, связанных с обеспечением доступа абонентов к экстренным службам.
Таким образом, организация, создавшая экстренную службу, за каждый выделенный номер в формате вызова экстренных служб оплачивает тариф за предоставление абонентской линии, при установлении которого учтены в том числе затраты на оборудование узла спецслужб (эксплуатация, контроль состояния, техническое обслуживание и ремонт оборудования узлов спецслужб), а также дополнительный тариф на Услуги.
При анализе счетов-фактур, а также пояснений лиц, участвующих в деле, Комиссия установила, что дополнительный тариф должен компенсировать плату за исходящие вызовы абонентов на номера экстренных спецслужб, которые для абонента не тарифицируются, при этом количество таких вызовов соответствует количеству входящих вызовов на номера формата вызова экстренных служб.
Как установлено пунктами 11, 13 Положения о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637, при наличии технической возможности осуществления оператором связи повременного учета продолжительности местных телефонных соединений устанавливаются следующие обязательные тарифные планы, предлагаемые оператором связи:
а) тарифный план с повременной системой оплаты, предусматривающий плату за предоставление местного телефонного соединения в зависимости от его продолжительности и стоимости единицы тарификации;
б) тарифный план с абонентской системой оплаты, предусматривающий плату за неограниченный объем местных телефонных соединений, устанавливаемую исходя из максимального объема потребления услуг на соответствующих сетях местной телефонной связи данного оператора связи, функционирующих в пределах территории одного субъекта Российской Федерации, а также с учетом стоимости единицы тарификации, установленной в рамках тарифного плана с повременной системой оплаты;
в) тарифный план с комбинированной системой оплаты, предусматривающий абонентскую плату, устанавливаемую дифференцированно в зависимости от объема местных телефонных соединений в единицах тарификации за расчетный период. При этом базовый объем местных телефонных соединений устанавливается исходя из среднего объема местных телефонных соединений на соответствующих сетях местной телефонной связи данного оператора связи, функционирующих в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. В случае превышения базового объема местных телефонных соединений за объем, превышающий базовый, устанавливается дополнительная плата;
г) тарифный план, применяемый в соответствии с договором с физическим лицом, использующим услуги телефонной связи для личных, семейных и домашних нужд, и предусматривающий плату, устанавливаемую дифференцированно в зависимости от объема местных телефонных соединений в единицах тарификации за расчетный период. При этом базовый объем местных телефонных соединений устанавливается исходя из минимального объема местных телефонных соединений на соответствующих сетях местной телефонной связи данного оператора связи, функционирующих в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. В случае превышения базового объема местных телефонных соединений дополнительная плата устанавливается за объем, превышающий базовый.
При отсутствии технической возможности осуществления оператором связи повременного учета продолжительности местных телефонных соединений тариф устанавливается с использованием абонентской системы оплаты местных телефонных соединений исходя из среднего объема местных телефонных соединений на соответствующих сетях местной телефонной связи данного оператора связи, функционирующих в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Таким образом, затраты на оборудование узла спецслужб включаются в состав экономически обоснованных затрат на услуги местной телефонной связи (предоставление абонентской линии и предоставление местного телефонного соединения). Тарифный план с абонентской системой оплаты предусматривает компенсацию экономически обоснованных расходов оператора связи за организацию максимального количества местных телефонных соединений абонентов.
В 2012 году предельный максимальный уровень тарифов за предоставление абонентской линии установлены ФСТ России на уровне экономически обоснованных затрат для каждого субъекта Российской Федерации, в ряде случаев плата дифференцирована для ГТС и СТС, в размере от 120 до 315 руб/мес, среднее — 185,3 руб/мес.
Предельный максимальный уровень тарифов в тарифном плане с абюонентской системой оплаты установлены ФСТ России в размере от 140 до 400 руб/мес, среднее — 241,1 руб/мес.
Таким образом, разница в тарифах составляет до 2,8 раз.
Основываясь на изложенном, а также учитывая требования пунктов 6.8, 7.1.3, 7.1.11 НТП, Комиссия полагает, что дифференциация в тарифах, которые обеспечивают возмещение затрат, связанных с обеспечением доступа абонентов к экстренным службам, не может существенно превышать дифференциацию предельного уровня тарифов за предоставление абонентской линии, установленных на основании экономически обоснованных затрат.
Комиссия отмечает, что НТП установлены повышенные требования к связи с экстренными службами в части более жестких требований к максимально допустимым суммарным потерям вызовов по сравнению с местной телефонной связью, справочно-информационными услугами.
При этом организация, организовавшая экстренную службу, не совершает исходящих соединений с номеров, идентифицированных форматом вызова экстренных служб, но принимает только входящие звонки.
Основываясь на Методических рекомендациях по внедрению АПУС на электромеханических АТС, утвержденных приказом Госкомсвязи России от 21.07.1997, Комиссия заключает, что максимальный объем телефонных соединений, учитываемый при расчете тарифного плана с абонентской системой оплаты, включает в себя в том числе исходящие соединения, соершаемые абонентом со специальными службами.
Учитывая изложенное Комиссия полагает, что тарифы, которые обеспечивают возмещение затрат, связанных с обеспечением доступа абонентов к экстренным службам, не могут превышать размер тарифа на предоставление метных телефонных соединений в тарифном плане с абонентской системой оплаты.
В соответствии с пунктами 1, 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:
установление, поддержание монопольно высокой цены товара;
экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
ОАО «Ростелеком» занимает доминирующее положение на рынке услуг местной телефонной связи на территории населенных пунктов Российской Федерации в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции.
Как установлено частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Комиссией не выявлено, что цены на Услуги, установленные ОАО «Ростелеком» на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный Федеральный округ, превышают сумму необходимых для оказания Услуг расходов и прибыли.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ОАО «Ростелеком» по установлению тарифов на Услуги на территории Центрального Федерального округа нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Тарифы на услуги по обеспечению пользователям услугами связи возможности вызова экстренных оперативных служб установлены ОАО «Ростелеком» на различном уровне на территории Российской Федерации, разница достигает 15 раз.
ОАО «Ростелеком» техническая обоснованность установления различных тарифов на Услуги по конкретным поименованным Договорам не представлена.
ОАО «Ростелеком» письмом № б/н от 10.08.2012 указано, что экономическая обоснованность установления различных тарифов на Услуги не может быть представлена, так как Услуги являются исторически сложившимися.
Иного обоснования установления различных цен на Услуги ОАО «Ростелеком» не представлено.
Установление различных тарифов на Услуги привело к ущемлению интересов организаций, организующих экстренные службы.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить рассмотрение дела № 1 10/205-11 в отношении ОАО «Ростелеком» в части нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления, поддержания монопольно высокой цены товара в связи с отсутствием признаков нарушения.
2. Признать ОАО «Ростелеком» нарушившим пункт 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем экономически, технологически, иным образом необоснованного установления для организаций, организующих экстренные службы (Служба пожарной охраны, Служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, Полиция, Служба скорой медицинской помощи, Аварийная служба газовой сети), различных цен на услуги по обеспечению пользователям услугами связи возможности вызова экстренных оперативных служб.
3. Выдать ОАО «Ростелеком» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 

ПРЕДПИСАНИЕ
ПО ДЕЛУ № 1 10/205-11

«13» декабря 2012 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1 10/205-11 о нарушении антимонопольного законодательства в составе председателя Комиссии А.Н. Голомолзина – заместителя руководителя ФАС России, членов Комиссии: Е.А. Заевой — заместителя начальника Управления контроля транспорта и связи ФАС России, А.В. Устиновой – главного специалиста-эксперта отдела рынков услуг связи Управления контроля транспорта и связи ФАС России, Ю.В. Качурской – заместителя начальника отдела анализа рынков, реестров и НИОКР Аналитического управления ФАС России, Д.В. Огневской – советника Правового управления ФАС России,
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 27 августа 2012 года по делу № 1 10/205-11 о нарушении ОАО «Ростелеком» (191002, Российская Федерация, г.Санкт-Петербург, ул.Достоевского, д.15) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО «Ростелеком» прекратить нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем экономически, технологически, иным образом необоснованного установления для организаций, организующих экстренные службы (Служба пожарной охраны, Служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, Полиция, Служба скорой медицинской помощи, Аварийная служба газовой сети), различных цен на услуги по обеспечению пользователям услугами связи возможности вызова экстренных оперативных служб.
2. Во исполнение пункта 1 настоящего Предписания ОАО «Ростелеком» в 45-дневный срок с момента получения настоящего Предписания тарифы на услуги по обеспечению пользователям услугами связи возможности вызова экстренных оперативных служб, превышающие размер тарифа на предоставление местных телефонных соединений в тарифном плане с абонентской системой оплаты в соответствующем субъекте Российской Федерации, установить на уровне, не превышающем размер тарифа на предоставление местных телефонных соединений в тарифном плане с абонентской системой оплаты.
3. Об исполнении настоящего Предписания сообщить в ФАС России в трехдневный срок с момента исполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны