Определение №10/24513/19 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 10/01/10-1/2019 о нарушении ... от 27 марта 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Федеральная пассажирская компания»

ул. Маши Порываевой, д. 34,
г. Москва, 107078

 

ул. Челнокова, д.1., г. Иркутск, Иркутская область, 664005

delo@fpc.ru

 

ООО «Риквэст-Сервис»

Шелепихинская наб., д. 32, стр. 1, г. Москва, 123290

info@rqst.ru


 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 10/01/10-1/2019 о нарушении антимонопольного

законодательства к рассмотрению


 

_____________ Москва

 

Председатель Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

В ФАС России поступило заявление ООО «Риквэст-Сервис» (далее – Заявитель), из которого следует, что АО «Федеральная пассажирская компания» (далее - АО «ФПК») письмом от 13.12.2018 № ИСХ-10041/ФПКФ В-СИБ, предложило ООО «Риквэст-Сервис» с 1 января 2019 года заключить договор на тепловую энергию в виде пара по цене – 6 317,39 руб. за 1 Гкал (без НДС).

Заявитель является предприятием, оказывающим услуги по обработке постельного белья и съемного мягкого инвентаря. В производстве для технологического процесса ООО «Риквэст-Сервис» использует исключительно пар.

До 1 января 2019 года цена на услуги теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией в виде пара, поставляемой АО «ФПК»
ООО «Риквэст-Сервис» подлежала государственному регулированию. По состоянию на 31.12.2018 тариф, утвержденный Службой по тарифам Иркутской области для АО «ФПК», составлял – 2101,20 руб. за 1 Гкал (без НДС) (приказ Службы по тарифам Иркутской области от 18.09.2017 № 227-спр «О внесении изменений в отдельные приказы службы по тарифам Иркутской области»).

При этом долгосрочные тарифы на тепловую энергию, установленные для АО «ФПК» приказом Службы по тарифам Иркутской области от 16.11.2018 № 293-спр с 01.01.2019, были признаны утратившими силу.

На основании анализа состояния конкуренции на рынке услуг теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией в виде пара, установлено, что услуга теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией в виде пара по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими услугами, таким образом, взаимозаменяемые услуги на рассматриваемом рынке отсутствуют. Альтернативные источники тепловой энергии в виде пара в границах присоединенных сетей отсутствуют.

При этом из письма АО «ФПК» от 01.02.2019 № 62/ВСФЮ следует, что основной функцией мазутной котельной АО «ФПК» является обеспечение тепловой энергией в виде пара технологических процессов предприятия. Для осуществления именно этой функции создавалась транспортирующая сеть (котельная цеха на территории предприятия). Дополнительно поставка пара производится Заявителю. Оказание данной услуги стало возможным по причине того, что ранее стирка белья выполнялась АО «ФПК» (в настоящее время данный вид услуг оказывает Заявитель). После передачи технологического процесса в аутсорсинг, технические возможности поставки пара для стирки белья остались. Никаким иным организациям оказание услуг теплоснабжения тепловой энергией в виде пара не планируется и технически невыполнимо, в связи с чем, иные договоры оказания услуг поставки пара отсутствуют.

Мазутная котельная АО «ФПК» предназначена исключительно для обеспечения собственных нужд предприятия и теплоснабжения тепловой энергией в виде пара ООО «Риквэст-Сервис» и является единственным источником тепловой энергии в виде пара в границах присоединенной сети.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Следовательно, АО «ФПК» занимает доминирующее положение на рынке услуг теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией в виде пара (занимает 100% доли рынка) в границах присоединенной сети.

В соответствии с частью 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, в том числе:

1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.

Согласно пункту 5(5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, с 1 января 2019 г. указанные цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

АО «ФПК» владеет источником тепловой энергии и поставляет через присоединенные к теплопотребляющим установкам ООО «Риквэст-Сервис», технологически соединенные с таким источником тепловой энергии, тепловую энергию в виде пара.

Следовательно, АО «ФПК» вправе устанавливать цены за поставленные ресурсы и оказанные услуги в сфере теплоснабжения на основании достигнутого сторонами соглашения.

Согласно письму АО «ФПК» от 13.12.2018 № ИСХ-10041/ФПКФ В-СИБ повышение цены на тепловую энергию в виде пара для ООО «Риквэст-Сервис» произошло вследствие увеличения закупочной стоимости топочного мазута. Письмом АО «ФПК» от 01.02.2019 № 62/ВСФЮ в адрес ФАС России направлен расчет стоимости тепловой энергии (1 Гкал пара) для структурного предприятия на 2019 год, где основными статьями затрат являются затраты на оплату труда, затраты на топливо (мазут), а также иные расходы. Информации об изменении объема выработки тепловой энергии в виде пара АО «ФПК» не представлено.

На основании проведенного анализа расходов АО «ФПК», которые учитываются при формировании цены услуги теплоснабжения тепловой энергией (мощностью) в виде пара, затраты, учтенные в цене на 2019 год, в разы превышают затраты, учтенные в тарифе на аналогичный товар в предыдущем периоде, а цена не сопоставимо (в разы выше) цены, установленной органом регулирования на 2018 год, при неизменности условия обращения товара (теплоноситель в виде пара), а именно:

а) при неизменности объема выработки тепловой энергии в виде пара;

б) при неизменности состава продавцов и покупателей товара;

в) при неизменности общей конъюнктуры рынка.

Следовательно, рост цен на услуги тепловой энергией (мощностью) в виде пара производства АО «ФПК» не соответствует росту расходов, необходимых для производства данной продукции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

На основании изложенного издан приказ ФАС России от 22.03.2019 № 357/19 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения
АО «ФПК» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в установлении монопольно высокой цены на услуги теплоснабжения тепловой энергией в виде пара ООО «Риквэст-Сервис».

 

руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

      1. Назначить дело № 10/01/10-1/2019 к рассмотрению на 22.04.2019 в 13 часов 00 минут по адресу: 123995 ул. Садовая Кудринская, д. 11,каб. № 204, город Москва.

      2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве: ответчика:
        АО «Федеральная пассажирская компания» ИНН 7708709686 (ул. Маши Порываевой, д. 34, г. Москва, 107078).

      3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве: заявителя: ООО «Риквэст-Сервис» ИНН 7725235806 (Шелепихинская наб., д. 32, стр. 1,г. Москва, 123290).

      4. Явка представителей ответчика и заявителя по делу (при наличии доверенности на участие в рассмотрении дела) обязательна.

         

Примечание:

1. С материалами дела можно ознакомиться в ФАС России, контактный телефон 8-(495)-755-23-23 (доб. 384) — Семина Валерия Валерьевна.

2. Для обеспечения пропусков в здание ФАС России информацию о представителях необходимо сообщить за 1 день до рассмотрения дела.

 

Председатель Комиссии А.Г. Матюхин

Связанные организации

Связанные организации не указаны