Предписание №СП/91885/21 Предписание органу регулирования Чувашской Республики об уст... от 28 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Статс-секретарь – Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрев материалы, связанные с установлением предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики ООО «МВК «Экоцентр» на 2018 год, 2020 год, на период 2021-2023 гг.,

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

Регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Методические указания).

Статьей 6 и частью 1 статьи 24.9 Закона № 89-ФЗ установление тарифов в области обращения с ТКО отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования необходимая валовая выручка (далее – НВВ) в области обращения с ТКО определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Пунктом 17 Правил регулирования предусмотрено, что орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

В соответствии с пунктом 18 Правил регулирования экспертное заключение органа регулирования должно содержать, в том числе:

– анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

– сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

– обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

– расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

В силу пункта 22 Правил регулирования орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, не подтверждена.

Согласно пункту 90 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, включая обработку ТКО, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование ТКО, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержание, уборку мест погрузки ТКО, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.

Уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики в сфере тарифного регулирования является Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее – Служба ЧР по тарифам, Орган регулирования).

ФАС России проведен анализ следующих представленных Службой ЧР по тарифам материалов (копий):

– Экспертного заключения по делу об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ООО «МВК «Экоцентр» на 2018 год № 04-07/25-8 (далее – Экспертное заключение на 2018 год);

– Экспертного заключения по делу об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ООО «МВК «Экоцентр» на 2020 год № 04-07/25-7 (далее – Экспертное заключение на 2020 год);

– Протокола заседания коллегии Службы ЧР по тарифам от 10.07.2020 № 8 по вопросу внесения изменений в постановление Службы ЧР по тарифам от 29.11.2019 №118-21/в (далее – Протокол № 8);

– Экспертного заключения по делу об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ООО «МВК «Экоцентр» на 2021-2023 гг. № 04-07/25-5.2 (далее – Экспертное заключение на 2021-2023 гг.);

– пояснений Службы ЧР по тарифам, представленных по запросу ФАС России письмами от 21.12.2020 № 04/02-3679, от 20.01.2021 № 04/02-151, от 02.04.2021 № 04/02-962.

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Территориальная схема обращения с отходами в Чувашской Республике, в том числе с ТКО, утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее – Минприроды ЧР) от 22.09.2016 № 1036 (далее – Территориальная схема).

В Территориальную схему внесены изменения приказами Минприроды ЧР от 31.07.2018 № 677, от 29.10.2018 № 969, от 20.12.2018 № 1130.

Приказом Минприроды ЧР от 17.12.2019 № 955-ТС, вступившим в силу с 01.01.2020, утверждена новая территориальная схема обращения с отходами в Чувашской Республике (далее – Территориальная схема 2019 года), опубликована на сайте Минприроды ЧР http://minpriroda.cap.ru/action/activity/territorialjnaya-shema-obrascheniya-s-othodami-pro. Одновременно приказ Минприроды ЧР от 22.09.2016 № 1036 признан утратившим силу.

На территории Чувашской Республики определена единая зона деятельности регионального оператора по обращению с ТКО.

Документация о конкурсном отборе по присвоению статуса регионального оператора по обращению с ТКО на территории Чувашской Республики утверждена приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее – МинЖКХ ЧР) от 09.10.2017 № 03/1-03/885 (далее – Конкурсная документация).

Соглашение об организации деятельности регионального оператора по  обращению с ТКО на территории Чувашской Республики МинЖКХ ЧР с  ООО «МВК «Экоцентр» (далее также – Региональный оператор) заключено 27.04.2018.

Предельные единые тарифы на услугу регионального оператора ООО «МВК «Экоцентр» на территории Чувашской Республики установлены в следующих размерах тарифными решениями Службы ЧР по тарифам (в редакции, действовавшей на соответствующий период):

 

2018 год

2019

2020 год**

2021 год

Постановление от 08.08.2018 № 36-15/в*

Постановление от 06.12.2018 № 109-30/в

Постановление от 29.11.2019 № 118-21/в

Постановление от 10.07.2020 № 14-21/в

Постановление от 01.12.2020 № 67-23/в

1-е полугодие

 

 

 

 

 

Прочие потребители:

 

 

 

 

 

Руб./куб.м

х

374,76

х

х

382,3

Руб./тонн

х

3507,32

3556,55

3556,55

4296,53

Население:

 

 

 

 

 

Руб./куб.м

х

449,71

х

х

382,3

Руб./тонн

х

4208,78

3556,55

3556,55

4296,53

2-е полугодие

 

 

 

 

 

Прочие потребители:

 

 

 

 

 

Руб./куб.м

374,76

380,68

х

382,3

395,26

Руб./тонн

3507,32

3562,71

4296,53

4296,53

4422,31

Население:

 

 

 

 

 

Руб./куб.м

442,22

456,82

х

382,3

395,26

Руб./тонн

4138,64

4275,25

4296,53

4296,53

4422,31

* Опубликование: официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 20.09.2018, газета «Вести Чувашии» № 37, 22.09.2018.

** В отношении услуг регионального оператора по обращению с ТКО ООО «МВК «Экоцентр» на основании подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) с 01.01.2020 принято решение об освобождении услуг регионального оператора по обращению с ТКО от уплаты НДС.

В результате рассмотрения представленных Службой ЧР по тарифам документов ФАС России выявлено следующее.

1. Установление единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ООО «МВК «Экоцентр» на 2018 год (постановление от 08.08.2018 № 36-15/в).

При установлении единых тарифов на услугу регионального оператора в соответствии с пунктом 85 Методических указаний НВВ регионального оператора определяется по формуле (43) и включает расходы регионального оператора по обезвреживанию, захоронению ТКО на объектах, используемых для обращения с ТКО, и собственные расходы регионального оператора.

В соответствии с пунктом 89 Основ ценообразования и пунктом 84 Методических указаний НВВ регионального оператора не может превышать прогнозную НВВ регионального оператора по организации деятельности по обращению с ТКО, содержащуюся в заявке на участие в конкурсном отборе региональных операторов победителя такого конкурсного отбора на соответствующий год, за исключением следующих случаев:

а) изменение законодательства Российской Федерации, существенно влияющее на расходы, учитываемые при установлении тарифов (более 10 процентов);

б) корректировка территориальной схемы, влияющая на расходы, учитываемые при установлении тарифов, в связи с изменением схемы потоков ТКО и объема (массы) ТКО, а также в связи со строительством и (или) реконструкцией объектов, используемых для обращения с ТКО.

В силу пункта 96 Методических указаний при расчете приведенной стоимости услуги регионального оператора предусмотрено использование следующих показателей:

ИПЦi индекс роста потребительских цен в году i в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации;

r - ставка дисконтирования, установленная в конкурсной документации.

ФАС России проанализированы данные, содержащиеся в расчете Максимального значения приведенной стоимости услуги регионального оператора, осуществленного Службой ЧР по тарифам (далее – Расчет Службы РЧ по тарифам), расчете приведенной НВВ регионального оператора, утвержденной в Конкурсной документации (далее – Расчет в Конкурсной документации), расчете прогнозной НВВ Регионального оператора, содержащейся в заявке на участие в конкурсном отборе региональных операторов победителя такого конкурсного отбора ООО «МВК «Экоцентр» (далее – Расчет по заявке Регионального оператора), расчете НВВ при установлении Органом регулирования единого тарифа регионального оператора для ООО «МВК «Экоцентр» на 2018 год (далее – Расчет в тарифе на 2018 год).

Сравнение параметров по 2018 году приведено в следующей таблице:

Показатели

Расчет Службы ЧР по тарифам*

Расчет в Конкурсной документации*

Расчет по заявке Регионального оператора*

Расчет в тарифе на 2018 год

Объем ТКО,

тыс. куб.м

2119,03

2496,44

х

2496,44

Масса ТКО,

тыс.тонн

226,39

266,75

266,75

266,75

Расходы на обработку, обезвреживание, захоронение ТКО на объектах, млн. руб.

426,94

426,94

281,82

430,47

Собственные расходы регионального оператора, мл. руб.

346,8

346,8

491,93

491,93

НВВ в годовом исчислении, млн. руб.

773,74

773,74

773,74

922,4

*Расчет на 2018 год исходя из величины соответствующего показателя, определенного на периоды 01.07.2017-30.06.2018 и 01.07.2018-30.06.2019.

Величина прогнозной НВВ Регионального оператора, содержащейся в заявке ООО «МВК «Экоцентр» на участие в конкурсном отборе региональных операторов, составляет на 2018 год 773 746,82 тыс. руб. ((752 668,08 тыс. руб. + 794 825,56 тыс. руб.)/2).

Сравнение расчетов по статье «Расходы регионального оператора на обработку, обезвреживание, захоронение ТКО на объектах по обращению с ТКО» привело к следующим фактам:

- в Конкурсной документации на 2018 год расходы в размере 426 943,94 тыс. руб. ((419 391,66 тыс. руб. + 434 496,22 тыс. руб.)/2) сформированы исходя из тарифов на захоронение и обработку ТКО, установленных Службой ЧР по тарифам, сведения о которых отражены в приложении № 6 к Конкурсной документации, и объема ТКО;

- в Расчете по заявке Регионального оператора расходы на 2018 год предложены ООО «МВК «Экоцентр» на значительно более низком уровне 281 818,72 тыс руб. ((269 390,48 тыс. руб. + 294 246,96 тыс. руб.)/2), что указывает на отсутствие экономического обоснования.

Согласно Экспертному заключению на 2018 год расчет по статье «Расходы регионального оператора на обработку, обезвреживание, захоронение ТКО на объектах по обращению с ТКО» при установлении тарифов для ООО «МВК «Экоцентр» осуществлен Органом регулирования в размере 430,47 млн. руб., что выше величины, указанной в Расчете по заявке Регионального оператора на 148,65 млн. руб. (430,47 – 281,82 млн. руб.).

В соответствии с пунктом 94 Методических указаний (в редакции от 21.11.2016, актуальной на дату установления единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «МВК-Экоцентр» 08.08.2018) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на первый год действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами i0 устанавливается по формуле (42) пункта 85 настоящих Методических указаний, где величина определена в конкурсной заявке регионального оператора, а  величины , НадбОj, , определены в составе конкурсной документации.

При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора в соответствии с формулой (44), предусмотренной пунктом 85 Методических указаний, расчет расходов регионального оператора по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО на объектах, используемых для обращения с ТКО, , осуществляется исходя из установленных тарифов операторов по обращению с ТКО на соответствующий год с учетом надбавок к тарифам и количества ТКО, направляемого (планируемого к направлению) региональным оператором на объект оператора по обращению с ТКО.

Согласно Экспертному заключению на 2018 год при установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ООО «МВК «Экоцентр» на 2018 год НВВ определена Органом регулирования на основании вышеуказанных положений Методических указаний:

  • величина собственных расходов Регионального оператора определена по конкурсной заявке регионального оператора ООО «МВК «Экоцентр» в размере 491 927,80 тыс. руб. (исходя из расходов по периодам с 01.07.2017 по 30.06.2018 и с 01.07.2018 по 30.06.2019 (483 277,6 тыс. руб.+500 578,6 тыс. руб.)/2));

  • величина расходов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО на объектах, используемых для обращения с ТКО определена исходя из установленных тарифов для операторов по обращению с ТКО в разрезе полугодий (с  01 января и с 01 июля) и соответствующих объемов по регулируемым видам деятельности в сфере обращения с ТКО в расчетном размере 430 470,41 тыс. руб. Перечень операторов по обращению с ТКО, расходы на услуги которых учтены при установлении единых тарифов на 2018 год, соответствует перечню операторов, указанных в Конкурсной документации.

Согласно Экспертному заключению на 2018 год НВВ Регионального оператора на 2018 год составила 922 398,5 тыс. руб.

Корректировка территориальной схемы, влияющая на расходы, учитываемые при установлении тарифов, в связи с изменением схемы потоков ТКО, изменением объема (массы) ТКО, в соответствии с пунктом 89 Основ ценообразования и пунктом 84 Методических указаний является основанием для превышения прогнозной НВВ регионального оператора, содержащейся в заявке на участие в конкурсном отборе региональных операторов победителя такого конкурсного отбора на соответствующий год.

Территориальная схема в редакции приказа Минприроды ЧР от 22.09.2016 № 1036 содержала сведения о количестве образовавшихся ТКО за 2014 год в размере 267,503 тыс. тонн (раздел 7 «Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов», пункт 7.1., таблица 16). Сведения об объеме ТКО, соответствующем указанной массе ТКО, и средней плотности ТКО в разделе 7 Территориальной схемы отсутствуют.

Дополнительно ФАС России отмечает, что в Территориальной схеме приведены следующие данные:

– фактический объем образования ТКО по информации, представленной администрациями муниципальных образований Чувашской Республики, за 2015 год составил 1 336 012 куб.м (раздел 3, пункт 3.1, таблица 3);

– расчетные данные по объемам накопления ТКО за 2015 год - 3 301 797 куб.м (раздел 3, пункт 3.1, таблица 9);

– плотность по расчетным нормам накопления ТКО по домовладениям на 2016 год в размере 134 кг/куб.м (раздел 3, пункт 3.1, таблица 8);

– плотность в размере 134 кг/куб.м (раздел 8 «Схема потоков отходов»);

– фактические данные об объеме размещения (захоронения) отходов за 2015 год (данные по 15-ти объектам по обращению с ТКО) в размере 940,44 тыс.куб.м, (раздел 6, пункт 6.3, таблица 14), аналогичные сведения в части ТКО отсутствуют;

– ежегодное количество принимаемых отходов для размещения за 2015 год (в разрезе видов отходов) в размере 405,17 тыс. тонн (раздел 6, пункт 6.3, таблица 14), аналогичные сведения в части ТКО отсутствуют.

Таким образом, Территориальная схема содержит разрозненные сведения о количественных показателях ТКО (объем ТКО и масса ТКО).

Сведения о количестве транспортируемых ТКО на 2018 год и далее в Территориальной схеме отсутствуют.

В период между утверждением Конкурсной документации 09.10.2017 и установлением единых тарифов на услугу регионального оператора для ООО «МВК «Экоцентр» 08.08.2018 в Территориальную схему внесены изменения в части уточнения потоков ТКО для их последующего захоронения (приказ Минприроды ЧР от 31.07.2018 № 677). Изменение Территориальной схемы в части изменения/уточнения объема (массы) ТКО, определения средней плотности ТКО на соответствующий период отсутствовало.

При установлении единых тарифов на услугу регионального оператора ООО «МВК «Экоцентр» на 2018 год Органом регулирования учтено количество ТКО в размере 2 496 441 куб.м (266,74 тыс. тонн) и перечень операторов согласно Конкурсной документации.

Исходя из вышеизложенного, правовое основание для применения Службой ЧР по тарифам подпункта «б» пункта 89 Основ ценообразования (документально обоснованное увеличение объема (массы) ТКО и изменение перечня объектов по обращению с ТКО) при расчете единых тарифов для ООО «МВК «Экоцентр» на 2018 год отсутствовало.

Указанное превышение НВВ Регионального оператора на 2018 год обусловлено только превышением учтенных Органом регулирования по статье «Расходы на обработку, обезвреживание, захоронение ТКО на объектах по обращению с ТКО» в размере 430,47 млн. руб. (в годовом исчислении) над их величиной в конкурсной заявке Регионального оператора ООО «МВК «Экоцентр» в размере 281,82 млн. руб. (в годовом исчислении), значительно заниженной в сравнении с величиной в Конкурсной документации 426,94 млн. руб.

Соответственно, у Органа регулирования отсутствовали правовые основания для установления тарифа на услугу регионального оператора ООО «МВК «Экоцентр» на 2018 год исходя из НВВ в размере 922,4 млн. руб., то есть с превышением над величиной прогнозной НВВ Регионального оператора, содержащейся в заявке ООО «МВК «Экоцентр» на участие в конкурсном отборе региональных операторов на соответствующий год (773,74 млн. руб.).

Размер превышения составил 148,66 млн. руб. (922,4 млн. руб. – 773,74 млн. руб.) в годовом исчислении, на период деятельности Регионального оператора в 2018 году в течение трех месяцев (со дня вступления в силу приказа об установлении единых тарифов для ООО «МВК «Экоцентр» 01.10.2018 до 31.12.2018) составил 37,16 млн. руб. (148,66 млн. руб. / 12 мес. * 3 мес.).

Учитывая вышеизложенное, ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования осуществить расчет излишне учтенной величины необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с ТКО ООО «МВК «Экоцентр» при установлении единых тарифов на 2018 год в соответствии с требованиями Основ ценообразования и Методических указаний, исключить указанную величину из состава необходимой валовой выручки Регионального оператора при корректировке тарифов на период 2021-2022 гг., отразив соответствующий расчет и анализ в экспертном заключении.

2. Установление единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ООО «МВК «Экоцентр» на 2020 год (постановление от 29.11.2019 № 118-21/в).

2.1. Расходы на транспортирование ТКО.

В соответствии с пунктом 3 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 №  1133 (далее   – Правила проведения торгов), цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях: а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации; б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором (далее – соглашение).

Согласно пункту 4 Правил проведения торгов торги проводятся в форме аукциона в электронной форме (далее – аукцион) в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44), с учетом особенностей, предусмотренных Правилами проведения торгов.

В соответствии с пунктом 10 Правил проведения торгов региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных:

а) подпунктом «а» пункта 3 Правил проведения торгов – в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;

б) подпунктом «б» пункта 3 Правил проведения торгов – в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 88 Методических указаний расходы на  транспортирование ТКО формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию ТКО в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование ТКО, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование ТКО, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования.

Согласно Экспертному заключению на 2020 год расходы на транспортирование ТКО определены Органом регулирования в размере 472 641,9 тыс. руб. путем индексации расходов, установленных на 2019 год в размере 458 875,64 тыс. руб., на ИПЦ 2020 года в размере 1,03.

Кроме того в связи с принятием решения об освобождении услуг регионального оператора по обращению с ТКО от уплаты НДС в статье расходов на транспортирование ТКО (согласно подпункту 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ) учтен размер «входного» НДС в размере 58 636,1 тыс. руб. по договорам с организациями, находящимися на общей системе налогообложения.

Всего в состав НВВ Регионального оператора ООО «МВК «Экоцентр» Органом регулирования включены расходы на транспортирование ТКО в размере 531 278,1 тыс. руб.

В Экспертном заключении на 2020 год отсутствуют сведения о проведении Региональным оператором торгов на право заключения договоров по транспортированию ТКО.

На сайте https://zakupki.kontur.ru размещены сведения о проведении ООО «МВК «Экоцентр» в период 30.05.2019-15.07.2019 аукционов на заключение договоров на оказание услуг по транспортированию ТКО (всего 23 аукциона, №  0400700005819000001 - № 0400700005819000023), из них 19 аукционов признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок или подачей единственной заявки, один аукцион отменен по решению заказчика, по трем аукционам (№ 0400700005819000003 № 0400700005819000013, № 0400700005819000019) определен победитель.

На сайте https://zakupki.kontur.ru также содержится информация о торгах на оказание услуг по транспортированию ТКО, проведенных ООО «МВК «Экоцентр» в 2018 году, согласно которой указанные аукционы либо признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок или подачей единственной заявки, либо аукционы отменены.

Конкурсная процедура определения операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО, направлена на установление цены указанных услуг на экономически обоснованном уровне в условиях конкурентного рынка.

В целях расчета предельного единого тарифа регионального оператора на второй и последующие годы действия соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО применяются положения пунктов 91 и 95 Методических указаний № 1638/16, согласно которым осуществляется индексация собственных расходов регионального оператора (в части расходов на транспортирование ТКО по формуле (49)), определенных на первый год, если иное не предусмотрено соглашением.

Оценка фактических экономически обоснованных расходов на транспортирование ТКО, понесенных региональным оператором, осуществляется органом тарифного регулирования в рамках корректировки необходимой валовой выручки регионального оператора по году i-2 при расчете единого тарифа на второй и последующие годы действия соглашения в соответствии с пунктом 92 Методических указаний по итогам анализа представленных подтверждающих документов.

В Экспертном заключении на 2020 год отсутствует анализ Органа регулирования фактических расходов регионального оператора на транспортирование ТКО за 2018 год (год i-2).

Учитывая вышеизложенное, ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования осуществить анализ фактических расходов ООО «МВК «Экоцентр» на транспортирование ТКО 2018 года, при наличии оснований, исключить избыточно учтённые расходы из состава НВВ при корректировке тарифов на период 2021-2022 гг., отразив соответствующий расчет и анализ в экспертном заключении.

Органу регулирования необходимо также распространить указанный подход по проведению анализа расходов на транспортирование ТКО и отражения результатов указанного анализа в соответствии с положениями Основ ценообразования и Методических указаний на следующие периоды регулирования (2019 г.).

2.2. Сбытовые расходы Регионального оператора.

В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования и пунктом 89 Методических указаний сбытовые расходы регионального оператора включают расходы по сомнительным долгам в размере фактической дебиторской задолженности, но не более 2 процентов НВВ, установленной для регионального оператора на предыдущий период регулирования, за который имеются подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью данные.

В соответствии с положениями бухгалтерского и налогового учета в случае признания дебиторской задолженности сомнительной организации создают резервы по сомнительным долгам, при этом сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (залогом, поручительством, банковской гарантией).

В целях подтверждения расходов по сомнительным долгам регулируемая организация представляет в орган регулирования информацию о ведении претензионно-исковой работы с должниками, и документы, полностью раскрывающие состав сомнительных долгов и списанной безнадежной дебиторской задолженности с подтверждающими данную задолженность материалами (в том числе акты инвентаризации дебиторской задолженности, приказы о создании резервов по сомнительным долгам и списании безнадежной дебиторской задолженности, документы бухгалтерского учета, подтверждающие осуществление проводок по балансовым/забалансовым счетам учета сомнительных долгов и безнадежной дебиторской задолженности и иные.

Использование учтенных органом регулирования в НВВ регионального оператора в соответствующем периоде регулирования расходов по сомнительным долгам подтверждается фактом списания регулируемой организацией безнадежной дебиторской задолженности.

При этом по результатам деятельности регионального оператора в (i-2)-м году при корректировке соответствующих тарифов орган регулирования учитывает в i-м году фактически списанную безнадежную дебиторскую задолженность, подтвержденную документально, в размере, не превышающем установленное пунктом 33 Основ ценообразования ограничение.

Согласно Экспертному заключению на 2020 год предложение Регионального оператора по расходам по сомнительным долгам составило 18 842,73 тыс. руб.

Согласно Экспертному заключению на 2020 год Органом регулирования указанные расходы при тарифном регулировании не учтены в связи с непредставлением Региональным оператором обосновывающих материалов, связанных с регулируемым видом деятельности.

Пояснения Службы ЧР по тарифам касательно анализа документов ООО «МВК «Экоцентр», на основании которого Органом регулирования сделан вывод о необоснованности заявленных Региональным оператором сбытовых расходов, представлены в ФАС России письмом Службы ЧР от 02.04.2021.

Учитывая вышеизложенное, ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования отразить проведенный анализ заявленных ООО «МВК «Экоцентр» расходов по сомнительным долгам на 2020 год в экспертном заключении при корректировке тарифов на период 2021-2022 гг. в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования, а также пунктом 33 Основ ценообразования.

2.3. Корректировка НВВ Регионального оператора.

В соответствии с пунктами 92 и 95 Методических указаний на второй и последующие годы действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами единый тариф регионального оператора по обращению с отходами рассчитывается с определением корректировки НВВ регионального оператора в связи с возмещением расходов и недополученных доходов, предусмотренных пунктом 12 Методических указаний, а также в связи с исключением необоснованно полученных доходов регионального оператора, предусмотренных пунктом 12 Основ ценообразования (далее – корректировка НВВ в связи с возмещением и исключением расходов).

Согласно Экспертному заключению на 2020 год Службой ЧР на основании отчетных данных и анализа фактических расходов ООО «МВК «Экоцентр» выявлены экономически необоснованные расходы в размере 25 268 тыс. руб., в отношении которых Органом регулирования принято решение об их исключении из состава НВВ на 2020 год.

При этом в Экспертном заключении на 2020 год отсутствует расчет и анализ Органом регулирования показателя корректировки НВВ в связи с возмещением и исключением расходов согласно пункту 92 Методических указаний, в том числе фактических расходов на транспортирование ТКО за 2018 год.

Вместе с тем Органом регулирования согласно Экспертному заключению на 2020 год учтены дополнительные ранее при установлении тарифов неучтенные расходы Регионального оператора, в том числе:

  • расходы на предоставление безотзывной банковской гарантии в 2018 году в размере 513,464 тыс. руб.;

  • фактические расходы на приобретение контейнеров в размере 1 641,06 тыс. руб. и расходы на приобретение контейнеров в размере 1 % от утвержденной НВВ Регионального оператора в размере 9 421,4 тыс. руб., итого сумма составила 11 062,46 тыс. руб.

Согласно Экспертному заключению на 2020 год итоговая корректировка НВВ ООО «МВК «Экоцентр» на 2020 год составила –13 692,1 тыс. руб. в виде исключения экономически необоснованных расходов за отчетный период.

С учетом того, что единые тарифы на 2018 год для ООО «МВК «Экоцентр» согласно Экспертному заключению на 2018 год были установлены в соответствии с  пунктом 94 Методических указаний (в редакции от 21.11.2016, актуальной на дату установления единых тарифов 06.12.2018), в составе НВВ Регионального оператора расходы, связанные с предоставлением безотзывной банковской гарантии, предусмотрены не были.

При этом обязательства регионального оператора по обращению с ТКО по уплате указанных расходов предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 90 Основ ценообразования (в актуальной в настоящее время редакции) в составе НВВ регионального оператора учитываются расходы, связанные с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором, определяемые в размере, не превышающем 2 процентов НВВ регионального оператора на очередной период регулирования.

Пунктом 90 Основ ценообразования предусмотрено, что НВВ выручка регионального оператора включает, в том числе расходы на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержание в размере, не превышающем 1 процента НВВ регионального оператора на очередной период регулирования.

С учетом пункта 92 Методических указаний возмещение расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержание может осуществляться в течение нескольких периодов регулирования в рамках корректировки НВВ регионального оператора при наличии экономического обоснования и документального подтверждения с обязательным выполнением требования об ограничении указанных расходов размером 1 процент НВВ регионального оператора на очередной период регулирования.

Учитывая вышеизложенное, ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования провести дополнительный анализ фактических расходов ООО «МВК «Экоцентр» за 2018 год в целях определения корректировки необходимой валовой выручки и учесть результат этого анализа при корректировке тарифов на период 2021-2022 гг., отразив анализ и расшифровку расчетов в экспертном заключении.

Кроме того, ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования осуществить дополнительный анализ расходов ООО «МВК «Экоцентр» на приобретение и содержание контейнеров для накопления ТКО в соответствии с ограничением, предусмотренным пунктом 90 Основ ценообразования, исключить избыточно учтенные расходы в составе необходимой валовой выручки Регионального оператора 2020 года при корректировке тарифов на период 2021-2022 гг., отразив указанный расчет и анализ в экспертном заключении.

3. Установление единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ООО «МВК «Экоцентр» на период 2021-2023 гг. (постановление от 01.12.2020 № 67-23/в).

3.1. Величина расходов Регионального оператора на обработку, обезвреживание, захоронение ТКО на объектах по обращению с ТКО определена Органом регулирования в размере 528 407,4 тыс. руб. без указания расшифровки расчета исходя из установленных тарифов и соответствующего количества ТКО.

Размер указанной статьи расходов на 2021 год превышает данные расходы, учтенные Органом регулирования в 2020 году, на 64 921,9 тыс. руб. или на 14 % (528 407,4 тыс. руб. – 463 485,5 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 18 Правил регулирования экспертное заключение органа регулирования должно содержать, в том числе расчеты экономически обоснованных расходов в разрезе статей затрат.

Учитывая вышеизложенное, ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования провести подробный расчет расходов ООО «МВК «Экоцентр» на обработку, обезвреживание, захоронение ТКО на объектах по обращению с ТКО на 2021 год, отразив расчет в экспертном заключении при корректировке тарифов на период 2021-2022 гг. (с отражением объёмов (массы) ТКО и соответствующих тарифов).

3.2. Сбытовые расходы Регионального оператора.

Подходы к определению и обоснованию сбытовых расходов Регионального оператора указаны в пункте 2.2 мотивировочной части настоящего предписания.

Согласно Экспертному заключению на 2021-2023 гг. предложение Регионального оператора по расходам по сомнительным долгам на 2021 год составило 20 947,92 тыс. руб.

Согласно Экспертному заключению на 2021-2023 гг. Органом регулирования указанные расходы при тарифном регулировании на 2021 год не учтены в связи с непредставлением ООО «МВК «Экоцентр» обосновывающих материалов, связанных с регулируемым видом деятельности.

В распоряжении ФАС России имеются документы, представленные ООО «МВК «Экоцентр» письмом от 28.01.2021 № 538, касательно создания резерва по сомнительным долгам (пункт 14 Учетной политики, оборотно-сальдовая ведомость по счету 91.02. за 2019 год).

Информация об анализе Органом регулирования представленных регулируемой организацией обосновывающих материалов и обоснованности отказа Органа регулирования в учете указанных расходов в Экспертном заключении на 2021-2023 гг. отсутствует.

Пояснения Службы ЧР по тарифам касательно проведенного анализа документов ООО «МВК «Экоцентр», на основании которого Органом регулирования сделан вывод о необоснованности заявленных Региональным оператором сбытовых расходов, представлены в ФАС России дополнительно письмом Службы ЧР по тарифам от 02.04.2021.

Учитывая вышеизложенное, ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования отразить проведенный анализ заявленных ООО «МВК «Экоцентр» расходов по сомнительным долгам на 2021 год в экспертном заключении при корректировке тарифов на период 2021-2022 гг., и, в случае выявления экономически обоснованных средств, учесть их при корректировке тарифов на период 2021-2022 гг., отразив соответствующий анализ в Экспертном заключении в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования.

3.3. Корректировка НВВ Регионального оператора.

Согласно Экспертному заключению на 2021-2023 гг. Службой ЧР по тарифам на основании отчетных данных и анализа фактических расходов ООО «МВК «Экоцентр» выявлены экономически необоснованные расходы за 2019 год в размере 25 550,7 тыс. руб., в отношении которых Органом регулирования принято решение об их исключении из состава НВВ на 2021 год.

При этом отсутствует расшифровка расчета и анализ Органа регулирования показателя корректировка НВВ в связи с возмещением и исключением расходов согласно пункту 92 Методических указаний.

Вместе с тем Органом регулирования дополнительно учтены фактические расходы Регионального оператора на приобретение контейнеров в 2019 году в размере 4 500,0 тыс. руб.

Согласно Экспертному заключению на 2021-2023 гг. итоговая корректировка НВВ Регионального оператора на 2021 год составила –19 050,7 тыс. руб. в виде исключения экономически необоснованных расходов за отчетный период.

Возмещение расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержание может осуществляться в течение нескольких периодов регулирования в рамках корректировки НВВ регионального оператора при наличии экономического обоснования и документального подтверждения с обязательным выполнением требования об ограничении соответствующих расходов размером 1 процент НВВ регионального оператора на очередной период регулирования.

Учитывая вышеизложенное, ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования провести дополнительный анализ фактических расходов ООО «МВК «Экоцентр» за 2019 год в целях определения корректировки необходимой валовой выручки и учесть результат этого анализа при корректировке тарифов на период 2021-2022 гг., отразив анализ и расшифровку расчетов в экспертном заключении.

ФАС России считает необходимым осуществить дополнительный анализ расходов ООО «МВК «Экоцентр» на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержание в соответствии с ограничением, предусмотренным пунктом 90 Основ ценообразования, исключить избыточно учтенные органом регулирования расходы в составе необходимой валовой выручки Регионального оператора 2021 года при пересмотре тарифов на период 2021-2022 гг., отразив расчет и анализ в экспертном заключении в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования .

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» и «д» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать орган исполнительной власти Чувашской Республики в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами нарушившим пункты 12, 89 Основ ценообразования, пункты 84, 90 Методических указаний, пункты 17, 18 Правил регулирования при установлении предельных единых тарифов регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики ООО «МВК «Экоцентр» на 2018 год, 2020 год, на период 2021-2023 гг.

2. В срок до 01.12.2021 органу исполнительной власти Чувашской Республики в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно:

2.1. определить излишне учтенные расходы в составе необходимой валовой выручки ООО «МВК «Экоцентр» при установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «МВК «Экоцентр» на 2018 год с учетом выполнения требований, предусмотренных пунктом 89 Основ ценообразования и пунктом 84 Методических указаний, согласно пункту 1 мотивировочной части настоящего предписания, отразить анализ и расшифровку расчета в экспертном заключении по корректировке тарифов ООО «МВК «Экоцентр» на период 2021-2022 гг. в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования;

2.2. провести расчет экономически обоснованных расходов регионального оператора по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, в составе необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «МВК «Экоцентр» 2021 года в соответствии с положениями Основ ценообразования, Методических указаний и пунктом 3.1 мотивировочной части настоящего предписания, отразить расчет в экспертном заключении по корректировке тарифов ООО «МВК «Экоцентр» на период 2021-2022 гг. в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования; 2.3. провести дополнительный анализ экономической обоснованности сбытовых расходов регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «МВК «Экоцентр», заявленных в составе необходимой валовой выручки 2020 года, 2021 года, в соответствии с положениями Основ ценообразования, Методических указаний согласно пунктам 2.2 и 3.2 мотивировочной части настоящего предписания, отразить анализ и расшифровку расчета в экспертном заключении по корректировке тарифов ООО «МВК «Экоцентр» на период 2021-2022 гг. в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования;

2.4. провести дополнительный анализ и расчет корректировки необходимой валовой выручки регионального оператора 2020 года, 2021 года по фактическим результатам деятельности соответственно в 2018 году, в 2019 году, включая анализ расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, в соответствии с пунктом 92 Методических указаний согласно пунктам 2.1, 2.3, 3.3 мотивировочной части настоящего предписания, отразить анализ и расшифровку расчета в экспертном заключении по корректировке тарифов ООО «МВК «Экоцентр» на период 2021-2022 гг. в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования;

2.5. провести дополнительный анализ и определить излишне учтенные расходы регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «МВК «Экоцентр» на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание в составе необходимой валовой выручки 2020 года, 2021 года с учетом выполнения требования, предусмотренного пунктом 90 Основ ценообразования, согласно пунктам 2.3 и 3.3 мотивировочной части настоящего предписания, отразить анализ и расшифровку расчета в экспертном заключении по корректировке тарифов ООО «МВК «Экоцентр» на период 2021-2022 гг. в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования;

2.6. осуществить расчет необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики ООО «МВК «Экоцентр» 2021 года, который учитывает результаты проведённого анализа, предписанного пунктами 2.1-2.5 резолютивной части настоящего предписания, отразив постатейный анализ и расшифровку расчета в экспертном заключении по корректировке тарифов ООО «МВК «Экоцентр» на период 2021-2022 гг. в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования.

3. Органу исполнительной власти Чувашской Республики в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами установить и ввести в действие с 01.12.2021 предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики ООО «МВК «Экоцентр», рассчитанные в соответствии с положениями Основ ценообразования и Методических указаний с учетом результата исполнения пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.

4. Органу исполнительной власти Чувашской Республики в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами учесть результаты проведенного анализа согласно пунктам 2 и 3 резолютивной части настоящего предписания при корректировке предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики ООО «МВК «Экоцентр» на 2022 год.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Чувашской Республики в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение пяти рабочих дней со дня принятия решений, предусмотренных в пунктах 3-4 резолютивной части настоящего предписания, представить в ФАС России надлежащим образом заверенные копии:

– протоколов заседаний коллегиального органа, на которых принимались решения во исполнение настоящего предписания;

– экспертных заключений по результатам установления предельных единых тарифов регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики ООО «МВК «Экоцентр», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания, с приложениями смет (калькуляций) по расчетам необходимой валовой выручки с указанием всех входящих в нее статей затрат, и объемов реализации услуг (в том числе в среднем по году) в формате Excel, а также иных имеющихся расчетов в формате Excel, выполненных органом регулирования при формировании необходимой валовой выручки регулируемой организации;

решений об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики ООО «МВК «Экоцентр».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Чувашское УФАС России
ИНН 2128017971, ОГРН 1022101286657
ООО "МВК "Экоцентр"
ИНН 2130132322, ОГРН 1142130001430
Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам
ИНН 2128054518, ОГРН 1042128010660