Предписание №СП/106013/23 Предписание органу регулирования тарифов Смоленской области ... от 14 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

« 08 » декабря 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением обязательных требований Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (ранее, в настоящее время реорганизовано в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и тарифной политики Смоленской области), в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 25.09.2023  10-25121-С/23 (далее также Отчет), а также возражения органа регулирования в отношении Отчета, в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, допущенные Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике при установлении (корректировке) тарифов на услуги по водоотведению, оказываемые Смоленским МУП «Горводоканал» на 2022 год, 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Федеральный закон № 416).

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее Основы ценообразования № 406).

Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее Правила регулирования № 406).

Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э (далее Методические указания № 1746-э).

Пунктом 25 Правил регулирования № 406 предусмотрено, что орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений регулируемой организации об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в экспертном заключении органа регулирования тарифов.

При этом экспертное заключение органа регулирования тарифов является документом, обосновывающим решение органа регулирования тарифов об установлении регулируемых тарифов, подготовленным уполномоченным экспертом (уполномоченными экспертами) органа регулирования тарифов, содержащим объективные выводы об экономической обоснованности предлагаемых к установлению тарифов, указанных в предложении регулируемой организации об установлении тарифов.

В соответствии с пунктом 26 и подпунктами «г», «д», «и» пункта 26(2) Правил регулирования № 406 экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит в том числе расчет необходимой валовой выручки, расчет корректировок необходимой валовой выручки, сведения об экономически не обоснованных доходах прошлых периодов регулирования (при наличии).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю.

В соответствии с пунктом 123(5) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644), средства, полученные организациями, осуществляющими водоотведение, в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (далее – доходы от НВС), используются целевым образом в качестве источника финансирования производственной и (или) инвестиционной программ организации, осуществляющей водоотведение, на выполнение иных мероприятий, связанных с ремонтом, реконструкцией или строительством объектов централизованных систем водоотведения, а также в качестве средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию производственной и (или) инвестиционной программ.

В соответствии с пунктом 205 Правил № 644 средства, полученные организацией, осуществляющей водоотведение, в виде платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод (далее – доходы от ПДК), используются на цели внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещения вреда, причиненного водным объектам, и финансирования инвестиционной программы организации, осуществляющей водоотведение, в части осуществления мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок учета доходов от НВС и доходов от ПДК при тарифном регулировании предусмотрен пунктом 26(1) Основ ценообразования № 406, в силу которого объем средств, начисленных регулируемой организацией в течение текущего долгосрочного периода в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и направленных такой организацией на цели, указанные в пунктах 123(5) и 205 Правил № 644, ограничен 50 %.

Вместе с тем, в силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2022 № 1746 в 2023 году средства, начисленные в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоотведения, и оставшиеся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль организации, могут быть использованы такой организацией на цели, установленные пунктом 123(5) Правил № 644 без учета ограничений, установленных пунктом 26(1) Основ ценообразования № 406.

В этой связи в 2023 году регулируемая организация в сфере водоотведения вправе использовать средства, начисленные в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в течение текущего долгосрочного периода, в полном объеме на цели, предусмотренные пунктом 123(5) Правил № 644, без учета ограничения, установленного пунктом 26(1) Основ ценообразования № 406.

В силу пункта 5 Основ ценообразования № 406 при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 406 при определении размера расходов, связанных с уплатой налогов и сборов, учитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду, размер которой определяется исходя из того, что указанные выбросы (сбросы) и размещение осуществляются в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, временно разрешенных выбросов (временно разрешенных сбросов), в том числе в соответствии с планами снижения сбросов, программами повышения экологической эффективности, планами мероприятий по охране окружающей среды.

Таким образом, необходимая валовая выручка регулируемой организации на реализацию мероприятий производственной программы по водоотведению включает расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду только в пределах установленных нормативов и (или) лимитов.

В соответствии с пунктом 14 Методических указаний № 1746-э:

– доходы регулируемой организации от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод не учитываются при расчете необходимой валовой выручки в случае, если они направляются целевым образом на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, компенсацию вреда, причиненного водному объекту, и финансирование мероприятий инвестиционной программы по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения;

– доходы от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не учитываются при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации в случае, если они направляются целевым образом на финансирование мероприятий инвестиционной и (или) производственной программы регулируемой организации.

Исходя из вышеуказанного доходы от ПДК ресурсоснабжающей организации должны целевым образом обеспечивать источник средств для внесения указанной организацией платы за негативное воздействие на окружающую среду, обусловленное таким нарушением, в полном размере (в том числе предусмотренной законодательством Российской Федерации платы сверх установленных нормативов и лимитов).

При этом направление доходов от НВС на цели внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, компенсацию вреда, причиненного водному объекту, положениями Правил № 644 и Методических указаний № 1746-э не предусмотрено.

Наличие доходов от ПДК и доходов от НВС и факт их целевого использования/отсутствия целевого использования как параметр расчета необходимой валовой выручки регулируемой организации в соответствии с пунктом 14 Методических указаний № 1746-э, пунктом 26(1) Основ ценообразования № 406, пунктом 25 и подпунктом «и» пункта 26(2) Правил регулирования № 406 подлежит анализу со стороны органа регулирования при формировании необходимой валовой выручки по регулируемому виду деятельности водоотведение с отражением анализа в экспертном заключении органа регулирования по установлению соответствующих тарифов.

В случае если такие доходы (или их часть) не были использованы целевым образом согласно пункту 26(1) Основ ценообразования № 406 и пункту 14 Методических указаний № 1746-э, они в силу подпункта «а» пункта 16 Основ ценообразования № 406 как излишне полученные доходы подлежат исключению органом регулирования из состава необходимой валовой выручки в сфере водоотведения, расчет соответствующей величины исключаемых средств подлежит отражению в экспертном заключении органа регулирования в соответствии с подпунктом «и» пункта 26(2) Правил регулирования № 406.

При проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований у Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (далее Орган регулирования) письмом ФАС России от 10.07.2023 № 10/54438/23 была запрошена следующая информация:

о величине доходов регулируемой организации от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод и доходов от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения регулируемых организаций (их начислении и получении) в течение 2019-2021 гг.;

­ анализ целевого использования указанных доходов согласно пунктам 123(5) и 205 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, и пункта 14 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, (на период регулирования в 2021-2023 гг.);

исчерпывающие пояснения об учете Органом регулирования указанных доходов при формировании необходимой валовой выручки регулируемых организаций в целях установления тарифа на водоотведение в разрезе соответствующих регулируемых периодов (лет) с приложением документов, подтверждающих вышеуказанные сведения о величине доходов, проведении органом регулирования тарифов анализа их целевого использования и учета при тарифном регулировании в отношении соответствующих регулируемых организаций.

Письмом Органа регулирования от 17.07.2023 № 2126/и на запрос ФАС России от 10.07.2023 № 10/54438/23 представлена информация о величине доходов Смоленского MУП «Горводоканал» (далее – СМУП «Горводоканал») от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод и доходов от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в 2019-2021 гг. и пояснения Органа регулирования (далее – Пояснения).

ФАС России проанализированы:

– Заключение Экспертного совета Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике по проверке представленных материалов для корректировки тарифов на водоотведение СМУП «Горводоканал» (г. Смоленск) № 158/2 от 09.12.2021 (далее – Экспертное заключение на 2022 год);

Заключение Экспертного совета Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике по проверке представленных материалов для корректировки тарифов на водоотведение СМУП «Горводоканал» (г. Смоленск) № 109/2 от 16.11.2021 (далее – Экспертное заключение на 2023 год).

Тарифы на услуги водоотведения, оказываемые СМУП «Горводоканал», установлены в следующих размерах:

2022 год – постановление Департамента от 19.12.2018 № 232 (в редакции постановления от 13.12.2021 № 246):

с 01.01.2022 по 30.06.2022 в размере 17,61 руб./куб.м (без НДС для прочих потребителей), в размере 18,70 руб./куб.м (с НДС для населения),

с 01.07.2022 по 30.11.2022 в размере 18,42 руб./куб.м (без НДС для прочих потребителей), в размере 19,56 руб./куб.м (с НДС для населения), прирост тарифов 4,5 %;

2023 год – постановление Департамента от 19.12.2018 № 232 (в редакции постановления от 23.11.2022 № 181):

с 01.12.2022 по 31.12.2023 в размере 19,73 руб./куб.м (без НДС для прочих потребителей), прирост тарифа для прочих потребителей 7,1 %; в размере 21,32 руб./куб.м (с НДС для населения), прирост тарифа для населения 8,9 %.

При анализе представленных Органом регулирования по запросу ФАС России документов, Пояснения, Экспертного заключения на 2022 год и Экспертного заключения на 2023 год выявлено следующее.

В Экспертном заключении на 2022 год приведены сведения о величине доходов СMУП «Горводоканал» от ПДК и доходов от НВС и использовании указанных доходов.

Так, согласно Экспертному заключению на 2022 год СМУП «Горводоканал» собрано с абонентов в 2020 году за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения 9 611,24 тыс.руб. (без НДС), за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов 12 575,29 тыс.руб. (без НДС), совокупно – 22 186,53 тыс.руб. (без НДС).

При этом СМУП «Горводоканал» представил Органу регулирования материалы о наличии задолженности перед Росприроднадзором на конец 2020 года в размере 76,74 млн.руб.

Департаментом в Экспертном заключении на 2022 год сделан вывод, что доходы СМУП «Горводоканал» от ПДК и доходы от НВС, направленные на погашение платежей перед Росприроднадзором, при отсутствии подтверждающих документов будут исключены из необходимой валовой выручки регулируемой организации в следующих периодах регулирования.

В силу пункта 205 Правил № 644 и пункта 14 Методических указаний № 1746-э на цели внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрено направление только средств, полученных в виде платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод (доходов от ПДК).

В Экспертном заключении на 2023 год отсутствуют сведения о величине доходов от ПДК и доходов от НВС, полученных СMУП «Горводоканал», и анализе использования указанных доходов, отсутствуют сведения об исключении Департаментом нецелевым образом использованных доходов от НВС и доходов от ПДК из необходимой валовой выручки регулируемой организации при установлении тарифов на 2023 год в соответствии с пунктом 14 Методических указаний № 1746-э и подпунктом «а» пункта 16 Основ ценообразования № 406.

Согласно Пояснениям, дополнительно представленным Органом регулирования, СMУП «Горводоканал» в период 2019-2021 годы (без НДС):

доходы от НВС начислены в сумме 43 393,44 тыс.руб., получены в размере 40 668,02 тыс.руб.;

доходы от ПДК начислены в сумме 48 831,22 тыс.руб., получены в размере 47 478,65 тыс.руб.;

доходы от НВС и доходы от ПДК в период 2019-2021 годов совокупно получены СMУП «Горводоканал» в размере 88 146,67 тыс.руб.

Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 30.10.2020 № 72 (ред. от 26.09.2022) утверждена инвестиционная программа СМУП «Горводоканал» (г. Смоленск) по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Смоленска на 2021 - 2023 годы». Доходы от НВС и доходы от ПДК в качестве источников данной инвестиционной программы не поименованы.

Письмом Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и тарифной политики Смоленской области (далее Министерство) от 20.10.2023 № 0158/04 (далее Отзыв) в отношении рассмотрения Отчета ФАС России представлена следующая информация.

Так, по данным СМУП «Горводоканал» доходы от НВС и доходы от ПДК за 2021 год составили соответственно 27 501,33 тыс.руб. и 23 827,23 тыс.руб., совокупно 51 328,56 тыс.руб.

При этом налог на прибыль по данным организации составил 10 265,71 тыс.руб., плата за негативное воздействие на окружающую среду по Межрегиональному управлению Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям в 2021 году составила 24 165,28 тыс.руб.

Министерством в Отзыве в отношении налога на прибыль отсутствуют сведения, подтверждающие, что указанный размер налога на прибыль СМУП «Горводоканал» относится в полностью к соответствующим полученным регулируемой организацией доходам от ПДК и доходам от НВС.

Министерство в Отзыве не представило сведений об исключении из НВВ доходов от НВС и доходов от ПДК, в отношении которых не подтверждено их целевое использование в соответствии с пунктами 123(5) и 205 Правил № 644, в том числе с учетом того, что направление доходов от НВС на уплату просроченной задолженности перед Росприроднадзором Правилами № 644 не поименовано.

Учитывая все вышеизложенное, ФАС России считает необходимым предписать Министерству осуществить расчет величины доходов СМУП «Горводоканал» от НВС и ПДК, полученных в 2020-2021 годах, в отношении которых не подтверждено их целевое использование в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, осуществить расчет необходимой валовой выручки СMУП «Горводоканал» по регулируемому виду деятельности водоотведение на 2024 год с учетом исключения доходов от ПДК и доходов от НВС, в отношении которых не подтверждено их целевое использование, в соответствии с пунктами 123(5) и 205 Правил № 644, пунктом 26(1) Основ ценообразования № 406 и пунктом 14 Методических указаний № 1746-э.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Признать орган исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования тарифов в сфере водоотведения нарушившим пункт 26(1) Правил регулирования № 406 и пункт 14 Методических указаний № 1746-э при установлении тарифов на услуги по водоотведению, оказываемые СМУП «Горводоканал», на 2022 год, на 2023 год.

2. Органу исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования тарифов на услуги в сфере водоотведения в срок до 20.12.2023:

2.1. провести дополнительный анализ целевого направления доходов СМУП «Горводоканал» от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод и доходов от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в 2020-2021 годах согласно мотивировочной части настоящего предписания, определить величину дохода, неиспользованную целевым образом, исключить указанную величину из необходимой валовой выручки при установлении тарифов на услуги по водоотведению, оказываемые СМУП «Горводоканал», на 202год, отразить соответствующий анализ и расчет в экспертном заключении по установлению (корректировке) тарифов на услуги по водоотведению, оказываемые СМУП «Горводоканал», на 2024 год в соответствии с положениями Правил регулирования № 406;

2.2. провести анализ целевого направления доходов СМУП «Горводоканал» от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод и доходов от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отчетном 2022 году согласно мотивировочной части настоящего предписания аналогично пункту 2.1 резолютивной части настоящего предписания, учесть результат проведенного анализа при установлении (корректировке) тарифов на услуги по водоотведению, оказываемые СМУП «Горводоканал», на 2024 год аналогично пункту 2.1 в соответствии с положениями Основ ценообразования № 406, Правил регулирования № 406 и Методических указаний № 1746-э;

3. Органу исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования тарифов в сфере водоотведения принять решение об установлении (корректировке) тарифов на услуги по водоотведению, оказываемые СМУП «Горводоканал», на 2024 год с учетом результатов исполнения пунктов 2.1 – 2.2 резолютивной части настоящего предписания.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования тарифов в сфере водоотведения в течение пяти рабочих дней со дня принятия решений, предусмотренных пунктами 2 – 3 резолютивной части настоящего предписания, представить в ФАС России надлежащим образом заверенные копии:

– протоколов заседаний коллегиального органа, на которых принимались решения во исполнение настоящего предписания;

– экспертных заключений по результатам установления (корректировки) тарифов на услуги по водоотведению, оказываемые СМУП «Горпводоканал», на 2024 год, в которых отражены результаты исполнения соответствующих пунктов настоящего предписания, с приложениями смет (калькуляций) по расчетам необходимой валовой выручки, в том числе в формате Excel, выполненных органом регулирования при формировании необходимой валовой выручки регулируемой организации;

– решения об установлении (корректировке) тарифов на услуги по водоотведению, оказываемые СМУП «Горводоканал», на 2024 год.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии

ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Смоленское УФАС России
ИНН 6730031796, ОГРН 1026701444615
Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и тарифной политики Смоленской области
ИНН 6730029638, ОГРН 1026701441568