Определение №10/57948/20 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела об административном правонару... от 9 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном

правонарушении № 10/04/14.31-16/2020

и проведении административного расследования

 

«09» июля 2020 г. г. Москва

 

Я, начальник отдела антимонопольного контроля Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства Федеральной антимонопольной службы Касаткина Ирина Анатольевна, рассмотрев решение ФАС России от 21.08.2019 № 10/73033/19 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 10/01/10-3/2019, возбужденного
в отношении ООО «Экопол» (ИНН 4632060153, КПП 463401001,
ОГРН, 1054639175601,
ул. Энергетиков, д. 2Б, офис 3, г. Курчатов, Курская обл., 307250) (далее также — Общество), в соответствии с частью 1 статьи 28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) в отношении <...> (паспорт <...> <...>), зарегистрированного по адресу: <...>.

 

УСТАНОВИЛ:

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев дело № 10/01/10-3/2019, вынесла решение от 21.08.2019
10/73033/19 (далее — Решение), которым признала Общество нарушившим пункт 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Указанное нарушение выразилось в создании препятствий доступу
на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, в отношении организаций, осуществляющих свою деятельность
в области транспортирования твердых коммунальных отходов (далее также — ТКО) на территории Юго-Западной зоны Курской области.

Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах) транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение
ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с коммунальными, для Курской области, утвержденной приказом Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области от 28.10.2016 № 122, территория Курской области разделена на Юго-Западную и Северо-Восточную зоны.

Между Комитетом ЖКХ и ТЭК Курской области и ООО «Экопол» было заключено Соглашение об организации деятельности по обращению
с твердыми коммунальными отходами на территории Курской области в Юго-Западной зоне деятельности от 09.10.2017.

Из конкурсной документации по отбору региональных операторов
по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курской области, размещенной Комитетом ЖКХ и ТЭК Курской области на сайте torgi.gov.ru, следует, что в зоне деятельности ООО «Экопол» образуется 44,63% ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации.

В ходе заседания Комиссии 25.07.2019 защитник Общества
<...>, действующая на основании доверенности от 19.07.2019 № б/н, подтвердила, что в зоне деятельности Общества образуется более 30 % ТКО
(по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации.

В силу подпункта «а» пункта 3 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 (далее – Правила № 1133) цены на услуги по транспортированию ТКО
для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов,
в том числе в случае если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся
на территории субъекта Российской Федерации.

При этом пунктом 10 Правил № 1133 определяются территории,
в отношении которых региональный оператор обязан провести аукцион.

Так, из взаимосвязанного толкования подпункта «а» пункта 3 и подпункта «а» пункта 10 Правил № 1133 следует, что региональный оператор в зоне деятельности которого образуется более 30 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации, обязан провести аукцион в отношении территорий, на которых образуется не менее
50 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора.

Следовательно, в силу требований Правил № 1133, ООО «Экопол» было обязано провести торги по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора по обращению
с ТКО.

По итогам мониторинга сайта zakupki.gov.ru ФАС России было выявлено, что ООО «Экопол» проводилось несколько закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на оказание автотранспортных услуг
по перевозке ТКО 5 класса опасности.

Согласно ответу на запрос ФАС России от 27.08.2018 № ВК/67708/18
ООО «Экопол» письмом от 31.08.2018 № 358 (вх. № 144981/18 от 06.09.2018) сообщило, что ООО «Экопол» самостоятельно осуществляет транспортирование ТКО на территории Курской области в Юго-Западной зоне за исключением г. Рыльска и Рыльского района.

Также в письме указывалось, что транспортирование ТКО на территории г. Рыльска и Рыльского района осуществляет Унитарное муниципальное предприятие «СУР», с которым у Общества заключен договор на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО от 29.12.2017. Указанный договор заключен как с единственным поставщиком в рамках Федерального закона
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В ходе заседания Комиссии 25.07.2019 защитник ООО «Экопол»
<...>, действующая на основании доверенности от 19.07.2019 № б/н, сообщила, что на данный момент указанный договор между ООО «Экопол»
и Унитарным муниципальным предприятием «СУР» расторгнут. ООО «Экопол» самостоятельно осуществляет транспортирование твердых коммунальных отходов на всей территории Курской области в Юго-Западной зоне, посредством собственных транспортных средств.

При этом извещения о проведении торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора по обращению с ТКО на территории Курской области на сайте zakupki.gov.ru отсутствуют.

В ответ на письмо ФАС России от 27.08.2018 № ВК/67708/18
Общество сообщило (вх. ФАС России от 06.09.2018 № 144981/18,
исх. от 31.08.2018 № 358), что им не проводились и не проводятся аукционы
в соответствии с Правилами № 1133 на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию ТКО по Юго-Западной зоне деятельности Курской области.

Рынок транспортирования ТКО является взаимосвязанным с рынком
по обращению с ТКО. Наличие у Общества доминирующего положения
на рынке по обращению с ТКО приводит (может привести) к негативным последствиям на связанном рынке по транспортированию ТКО.

В случае, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, может влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ
к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет
на злоупотребление доминирующим положением хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Учитывая изложенное, бездействие ООО «Экопол», выразившееся
в непроведении торгов, по результатам которых формируются цены на услуги
по транспортированию ТКО для регионального оператора, привело к созданию
препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам — организациям, осуществляющим свою деятельность в области транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Юго-Западной зоны Курской области, свидетельствует о признаках нарушения запрета, установленного пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии 14.05.2019 защитник ответчика
ООО «Экопол»
<...> (далее — Защитник), действующий на основании доверенности от 08.05.2019 № б/н, приобщил к материалам дела выписку
из Единого государственного реестра юридических лиц, согласно которой, учредителем ООО «Экопол» с размером доли 100 % является
<...> и справку об объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг) ООО «Экопол» согласно которой, объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) ООО «Экопол» за 2018 год составил — 223 722 тысяч рублей.

Защитник указывал, что частью 2¹ статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта – юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное
в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей.

Таким образом, Защитник заявлял, что на основании представленных материалов и в силу части статьи 5 Закона о защите конкуренции
ООО «Экопол» не может быть признано хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение.

Определением об отложении рассмотрения дела № 10/01/10-3/2019
от 16.05.2019 № 10/40331/19, определением об отложении рассмотрения дела
№ 10/01/10-3/2019 от 18.06.2019 № 10/51196/19, определением о продлении срока рассмотрения дела № 10/01/10-3/2019 от 28.06.2019 № 10/55000/19 была запрошена следующая информация: о
фициальная переписка с Комитетом ЖКХ и ТЭК Курской области по вопросу трактования положений Правил № 1133, информация о лицах, принадлежащих к группе лиц ООО «Экопол», а также информация об организациях, в которых <...> является/являлся учредителем и/или директором.

Письмом от 03.07.2019 № 1224 (вх. от 16.07.2019 № 123739/19)
ООО «Экопол» была представлена запрашиваемая информация, согласно которой <...> является:

- <...> ООО «Экопол» размер доли 100%;

- <...> ООО «Курчатов-ТелеКом» размер доли 100%;

- учредителем в 12 юридических лицах.

В ходе рассмотрения дела, а также в целях подтверждения указанных фактов ФАС России был направлен запрос информации в ФНС России
от 25.06.2019 № ВК/53231/19.

Письмом от 04.07.2019 № 14-4-07/06382 ФНС России сообщила
о направлении указанного запроса информации в УФНС России по Курской области.

Письмом УФНС России по Курской области от 19.07.2019
№ 11-13/002874дсп была подтверждена информация об организациях,
в которых <...> является/являлся учредителем и/или директором.

Статьей 5 Закона о защите конкуренции предусмотрены изъятия из сферы действия части указанной статьи.

Так, пунктом 1 части статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено исключение, согласно которому может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта – юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей, если такой хозяйствующий субъект, входит в группу лиц
с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, ООО «Экопол» подпадает под исключение, установленное пунктом 1 части статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, положение ООО «Экопол» на территории Курской области в Юго-Западной зоне следует признать доминирующим.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

По результатам рассмотрения дела № 10/01/10-3/2019 Комиссия пришла
к выводу, что бездействие ООО «Экопол», выразившееся в непроведении торгов, по результатам которых формируются цены на услуги
по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, привело к созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам — организациям, осуществляющим свою деятельность в области транспортирования твердых коммунальных отходов
на территории Юго-Западной зоны Курской области, что запрещено пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В силу части 2 статьи 14.31 КоАП совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением
и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги),
на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги),
на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя
от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей,
а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии
с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере
от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя
от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Согласно письму Общества от 17.10.2019 № 2061 должностным лицом, ответственным за принятие решения о непроведении торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, является директор
ООО «Экопол» <...>.

В соответствии с Приказом ООО «Экопол» от 25.11.2014 № 3
и на основании решения единственного участника ООО «Экопол» от 25.11.2014 № 3 в должность <...> ООО «Экопол» на срок 5 лет вступил <...>.

Таким образом, согласно письму Общества от 17.10.2019 № 2061
и в соответствии с приказами № 3 и решением № 3 должностным лицом Общества, ответственным за принятие решения о непроведении торгов,
по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, является директор ООО «Экопол» <...>.

Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении.

Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП.

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить в отношении <...> (паспорт <...> <...>), зарегистрированного по адресу: <...>, дело об административном правонарушении по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона
о защите конкуренции, ответственность за которое установлена
частью 2
статьи 14.31 КоАП, выразивш
егося в бездействии, которое недопустимо
в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

2. Провести административное расследование по месту выявления административного правонарушения – в ФАС России по адресу: 125993,
г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д.11.

3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП <...> надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в адрес ФАС России следующие сведения (документы
и материалы), заверенные надлежащим образом:

- информацию об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность;

- письменную позицию и иные имеющиеся сведения, имеющие значение для разрешения дела об административном правонарушении.

4. <...> надлежит явиться 29.07.2020
в 11 час. 00 мин. по адресу: 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская,
д. 11, 4 этаж, каб. 451 для дачи объяснений по факту нарушения,
а также для подписания протокола об административном правонарушении
либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу 10/04/14.31-16/2020, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5
КоАП.

Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, присутствовать
при рассмотрении дела, пользоваться юридической помощью защитника,
а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП, в том числе выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если
не владеет языком, на котором ведется производство по делу.

 

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России информацию о представителях необходимо сообщить не позднее, чем за сутки до рассмотрения дела по электронной почте shumskaya@fas.gov.ru.

 

Начальник отдела антимонопольного контроля Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства

 

 

И.А. Касаткина

Связанные организации

ООО «Экопол»
ИНН 0000000000, ОГРН 0000000000000