Предписание №СП/85870/19 предписание Департаменту по тарифам Новосибирской обл. по пр... от 2 октября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДПИСАНИЕ
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы XXXXXXXXXXXXXXXX, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрев материалы, связанные с установлением Департаментом по тарифам Новосибирской области предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Экология-Новосибирск» на 2019 год,
УСТАНОВИЛ
приказом Департамента по тарифам Новосибирской области (далее — Департамент) от 18.12.2018 № 769-ЖКХ (в редакции приказа Департамента от 18.06.2019 № 179-ЖКХ) утвержден предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Экология-Новосибирск» на 2019 год.
В ФАС России поступило обращение НП «Новосибирская Лига Объединений Домовладельцев» от 17.06.2019 б/н, направленное письмом прокуратуры Новосибирской области от 24.06.2019 № 7-650-2019, по вопросу обоснованности установленного Департаментом предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Экология-Новосибирск» на 2019 год.
В этой связи ФАС России проведен анализ экспертного заключения Департамента по результатам рассмотрения предложения об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Экология-Новосибирск», на территории Новосибирской области на 2019 год (далее — Экспертное заключение) и материалов тарифного дела, по результатам которого выявлен ряд нарушений норм действующего законодательства Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — Основы ценообразования № 484).
Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — Методические указания № 1638/16).
В ходе анализа Экспертного заключения Департамента и материалов тарифного дела ФАС России выявлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования № 484 в необходимую валовую выручку регионального оператора включаются, в том числе расходы, связанные с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором, определяемые в размере, не превышающем 2 процентов необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Установлено, что в необходимой валовой выручке регионального оператора 2019 года по подстатье «Расходы на покрытие кассовых разрывов, целевых кредитов на производственные нужды и процентов по ним» статьи «Производственные расходы» Департаментом учтены расходы в сумме 6 536,16 тыс. руб., включающие:
— расходы, связанные с предоставлением безотзывной банковской гарантии в 2019 году, в размере 3 127,30 тыс. руб. (расходы на возмещение комиссионного вознаграждения в размере 2 % годовых от суммы предоставленной банковской гарантии от 20.07.2018 № БГ-3/18 со сроком действия до 31.12.2019 — 156 364,80 тыс. руб.);
— расходы, связанные с предоставлением безотзывной банковской гарантии в 2020 году, в размере 3 408,86 тыс. руб. (расходы на возмещение комиссионного вознаграждения в размере 2 % годовых от суммы, составляющей 5 % прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора на 2020 год — 3 408 861,30 тыс. руб.) в связи с необходимостью исполнения пункта 30 Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области от 25.07.2018 (далее — Соглашение).
В силу пункта 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования.
Вместе с тем в нарушение указанного положения Департаментом при расчете предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Экология-Новосибирск» на 2019 год учтены расходы, связанные с предоставлением безотзывной банковской гарантии в 2020 году.
Предусмотренная пунктом 30 Соглашения обязанность регионального оператора предоставить безотзывную банковскую гарантию на второй и на каждый последующий год срока действия Соглашения в срок не позднее чем за 30 дней до окончания текущего года срока действия соглашения не является основанием для включения в необходимую валовую выручку текущего периода регулирования расходов регионального оператора, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии на очередной период регулирования.
Исходя из вышеизложенного, ФАС России считает необходимым отметить, что при установлении Департаментом предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Экология-Новосибирск» на 2020 год расходы, связанные с предоставлением безотзывной банковской гарантии в 2020 и 2021 гг., в состав необходимой валовой выручки регионального оператора ООО «Экология-Новосибирск» на 2020 год включению не подлежат.
2. В соответствии с пунктами 29, 32 Основ ценообразования № 484 в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются, в том числе расходы на оплату товаров, работ и (или) услуг, поставляемых и (или) выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг и другие расходы в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с методическими указаниями, учитываемые в составе административных расходов.
Установлено, что в необходимой валовой выручке регионального оператора 2019 года по подстатье «Расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг» статьи «Административные расходы» Департаментом учтены расходы в сумме 1 351,64 тыс. руб., включающие:
— расходы на размещение рекламных материалов и информационных сообщений в средствах массовой информации в размере 628,47 тыс. руб., рассчитанные исходя из фактически понесенных затрат согласно договорам от 28.08.2018 № 08/01/18-6, от 30.08.2018 № 08/01/18-8, от 30.08.2018 № 08/01/18-9, актам об оказании услуг, счетам, счетам-фактурам, платежным поручениям с применением метода интерполяции в расчете на год;
— расходы на информационно эколого-просветительскую работу в размере 723,17 тыс. руб., исходя из фактически понесенных затрат согласно договорам возмездного оказания услуг от 06.09.2018 № 08/01/18-19, от 07.11.2018 № 18/11-7, актам оказанных услуг.
В связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2016 № 564 «Об утверждении стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами» установлена обязанность регулируемых организаций раскрывать всю необходимую информацию о своей деятельности, в том числе посредством опубликования на официальном сайте в сети «Интернет», расходы регионального оператора на размещение в печатных изданиях рекламных материалов и информационных сообщений (в том числе оферты договоров на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, информации о тарифах на услуги регионального оператора и начале оказания услуг регионального оператора), учтенные Департаментом в размере 628,47 тыс. руб., являются экономически необоснованными и подлежат исключению из необходимой валовой выручки регионального оператора.
Расходы на информационно эколого-просветительскую работу, включающие печатание информации в средствах массовой информации, доведение информации через социальные сети и проведение информационно-просветительской работы, в размере 723,17 тыс. руб. также подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки регионального оператора как экономически необоснованные, так как положениями Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16 учет данных расходов при расчете предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не предусмотрен.
Кроме того, реализация мероприятий по повышению уровня экологической культуры, развитию системы экологического образования и просвещения населения осуществляется в рамках государственной программы Новосибирской области «Охрана окружающей окружающей среды» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 28.01.2015 № 28-п.
3. В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 484 в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются, в том числе расходы, связанные с оплатой налогов, сборов и других обязательных платежей, включая налог на прибыль.
Установлено, что в необходимой валовой выручке регионального оператора 2019 года по статье «Расходы по уплате налогов и сборов» Департаментом учтены расходы на уплату налога на прибыль в размере 1 485,90 тыс. руб., рассчитанные исходя из налоговой ставки в размере 20 % на величину нормативной и расчетной предпринимательской прибыли.
Компенсация расходов на уплату налога на прибыль в отношении расчетной предпринимательской прибыли осуществляется за счет регулируемой организации, несущей бремя налогоплательщика в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации, и не включается в состав расходов, учитываемых при установлении предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Из вышеизложенного следует, что из расходов по уплате налогов и сборов подлежат исключению расходы на уплату налога на прибыль в отношении расчетной предпринимательской прибыли в размере 1 237,90 тыс. руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» и «д» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. Признать Департамент по тарифам Новосибирской области нарушившим пункты 16, 90 Основ ценообразования № 484 при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Экология-Новосибирск» на 2019 год.
2. Органу исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2019 (включительно) устранить нарушения, допущенные Департаментом по тарифам Новосибирской области при установлении приказом от 18.12.2018 № 769-ЖКХ (в редакции приказа от 18.06.2019 № 179-ЖКХ) предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Экология-Новосибирск» на 2019 год, а именно:
2.1. исключить из состава необходимой валовой выручки регионального оператора излишне учтенные Департаментом по тарифам Новосибирской области в 2019 году экономически необоснованные расходы на размещение рекламных материалов и информационных сообщений в средствах массовой информации и расходы на информационно эколого-просветительскую работу по подстатье «Расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг» статьи «Административные расходы» в сумме 1 351,64 тыс. руб.;
2.2. исключить из состава необходимой валовой выручки регионального оператора излишне учтенные Департаментом по тарифам Новосибирской области в 2019 году экономически необоснованные расходы на уплату налога на прибыль в отношении расчетной предпринимательской прибыли по статье «Расходы по уплате налогов и сборов» в размере 1 237,90 тыс. руб.
3. Органу исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2019 (включительно) определить размер расчетной предпринимательской прибыли в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16 по результатам исполнения пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.
4. Органу исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2019 (включительно) определить необходимую валовую выручку регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Экология-Новосибирск» на 2020 год по результатам исполнения пунктов 2, 3 резолютивной части настоящего предписания.
5. По результатам исполнения предписаний, указанных в пунктах 2-4 резолютивной части настоящего предписания, органу исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2019 (включительно) принять решение об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Экология-Новосибирск» на 2020 год с календарной разбивкой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2-5 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
-
решение об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Экология-Новосибирск» на 2020 год;
-
протокола заседания коллегиального органа, на котором принималось решение во исполнение настоящего предписания;
-
экспертного заключения по результатам установления предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «Экология-Новосибирск» на 2020 год, в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.