Предписание №СП/70844/23 Предписание МУП "Каменские теплосети" Алтайский край, тариф ... от 4 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

23 августа 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением обязательных требований Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 13.03.2023 № 10-6256-С/23 (далее Отчет), а также возражения в отношении Отчета, в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов при корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП «Каменские теплосети» муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края потребителям Каменского района Алтайского края, на 2023 год долгосрочного периода регулирования 2022-2026 годов,

УСТАНОВИЛА:

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

Согласно пункту 11 Методических указаний № 760-э необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Корректировка необходимой валовой выручки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 49-57 Методических указаний № 760-э.

В соответствии с пунктом 49 Методических указаний № 760-э в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования по формуле (20) Методических указаний № 760-э.

Согласно пункту 29 Правил регулирования № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.

Тарифы на тепловую энергию на 2023 год установлены и введены в действие с 01.12.2022 решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее – Управление, орган регулирования) от 25.11.2022 № 332 «О корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием «Каменские теплосети» муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края потребителям Каменского района Алтайского края, на 2023 год» в размере 3 053,88 руб./Гкал (без учета НДС), 3 664,66 руб./Гкал (с учетом НДС).

Долгосрочные параметры регулирования на 2022-2026 годы для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации установленных тарифов установлены решением Управления от 20.12.2021 № 524 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием «Каменские теплосети» муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края потребителям Каменского района Алтайского края, на 2022-2026 годы»:

базовый уровень операционных расходов 94 707,12 тыс. руб.;

индекс эффективности операционных расходов – 1%.

ФАС России проанализированы экспертное заключение Управления о корректировке долгосрочного тарифа на тепловую энергию, поставляемую МУП «Каменские теплосети» потребителям, на 2023 год (результаты проверки хозяйственной деятельности МУП «Каменские теплосети» на 2023 год) (далее Экспертное заключение), а также возражения органа регулирования в отношении Отчета.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

Основным видом деятельности МУП «Каменские теплосети» является производство тепловой энергии для нужд отопления и реализация ее потребителям Каменского района Алтайского края.

Регулируемая организация зарегистрирована 08.11.2017, эксплуатирует объекты теплоснабжения на основании договора на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом от 15.01.2018 б/н, заключенного с комитетом Администрации Каменского района Алтайского края по управлению имуществом и земельным правоотношениям сроком на 11 месяцев с последующей пролонгацией.

МУП «Каменские теплосети» применяет общую систему налогообложения.

Необходимая валовая выручка для расчета тарифов на 2023 год установлена в размере 348 716,47 тыс. руб.

1. Скорректированные операционные расходы.

Скорректированные операционные расходы в i-м году определяются по формуле (10) Методических указаний № 760-э с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и индекса изменения количества активов.

В соответствии с Экспертным заключением органом регулирования скорректированные операционные расходы на 2023 год определены в размере 100 379,50 тыс. руб. исходя из установленных базового уровня операционных расходов и индекса эффективности операционных расходов, индекса потребительских цен, определенного на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год в размере 106,0%, а также с учетом отсутствия изменения количества активов (процент увеличения операционных расходов составил 105,99%).

По расчету ФАС России исходя из учтенных параметров корректировки операционных расходов скорректированные операционные расходы регулируемой организации на 2023 год составят 99 385,65 тыс. руб. (процент увеличения операционных расходов 104,94%).

В связи с некорректным применением органом регулирования формулы (10) Методических указаний № 760-э (показателя 100 вместо показателя 100%), обусловившим учет экономически необоснованных операционных расходов в размере 993,85 тыс. руб., указанные расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации с отражением в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075.

2. Скорректированные неподконтрольные расходы (в части страховых взносов на обязательное социальное страхование, выплачиваемых из фонда оплаты труда).

Согласно Экспертному заключению страховые взносы на 2023 год определены Управлением в размере 27 622,50 тыс. руб. исходя из суммы отчислений, учтенных при установлении тарифов на 2022 год (26 061,57 тыс. руб.), и процента увеличения операционных расходов и соответственно расходов на оплату труда 105,99%.

По расчету ФАС России страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда регулируемой организации, на 2023 год составят 27 349,01 тыс. руб. с учетом корректного процента увеличения операционных расходов 104,94%.

В этой связи экономически необоснованные расходы на уплату страховых взносов в размере 273,49 тыс. руб. подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации с отражением в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов нарушившим положения пунктов 22, 28, 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пунктов 36, 49 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э, при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП «Каменские теплосети», на 2023 год.

2. Органу исполнительной власти Алтайского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении для МУП «Каменские теплосети» тарифов на тепловую энергию на 2023 год устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения исключить из необходимой валовой выручки МУП «Каменские теплосети» расходы по следующим статьям:

«Скорректированные операционные расходы» в размере 993,85 тыс. руб.;

 «Скорректированные неподконтрольные расходы» (в части страховых взносов на обязательное социальное страхование, выплачиваемых из фонда оплаты труда) в размере 273,49 тыс. руб.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Алтайского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть величину необходимой валовой выручки МУП «Каменские теплосети» на 2023 год, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы, в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, и Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, отразив соответствующие анализы и расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 № 1075.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Алтайского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения принять и ввести с действие

с 01.10.2023 решение об установлении (пересмотре) тарифов на тепловую энергию МУП «Каменские теплосети» на 2023 год.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Алтайского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, предписанного настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

– решения органа исполнительной власти Алтайского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

протокола заседания правления органа исполнительной власти Алтайского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

– экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифов на тепловую энергию для МУП «Каменские теплосети», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов
ИНН 2221177627, ОГРН 1102225002923
Алтайское краевое УФАС России
ИНН 2221022528, ОГРН 1022201518547