Предписание №ВК/71161/19 Предписание РЭКу Республики Дагестан (МУП "Горводоканал") от 15 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

 

Временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной антимонопольной службы XXXXXXXXXXXXX руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 2 перечня поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 19.06.2019 № ДК-П9-5137, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, рассмотрев материалы, связанные с установлением Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан тарифов на услуги по холодному водоснабжению в отношении МУП «Горводоканал» потребителям города Избербаша,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746).

Тарифы для МУП «Горводоканал» потребителям города Избербаша (далее – предприятие, регулируемая организация) установлены Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан (далее – орган регулирования, РСТ РД) с применением метода индексации на 2019-2023 годы (постановление Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 20.12.2018 № 75).

Таким образом 2019 год является первым годом второго долгосрочного периода регулирования для регулируемой организации.

Согласно пункту 26 Правил № 406 экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

По результатам анализа представленных экспертных заключений по установлению тарифов на услуги по холодному водоснабжению в отношении МУП «Горводоканал» потребителям города Избербаша на 2019-2023 годы ФАС России установлено следующее.

  1. В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации:

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;

темпы роста цен на электрическую энергию;

темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;

е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года (далее – Прогноз), одобренный на заседании Правительства Российской Федерации, 28.11.2018 размещен на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в сети «Интернет».

Согласно действующему Прогнозу оценка индекса потребительских цен на 2018 год в среднем за год к предыдущему году составляет 102,7 %, прогноз индекса потребительских цен на 2019 год в среднем за год к предыдущему году составляет 104,6 %.

Вместе с тем в нарушение указанных требований РСТ РД при расчете необходимой валовой выручки по статьям «Расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение», «Расходы на аварийно-диспетчерское обслуживание», «Прочие расходы» применены следующие параметры: в качестве индекса потребительских цен на 2018 год использовано значение в размере 103,1 %; в качестве индекса потребительских цен на 2019 год использовано значение в размере 104,3%.

При этом, отдельно отмечаем, что РСТ РД учтены расходы на реагенты (в составе статьи «Расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение») на основании плановых показателей 2018 года, такой подход не может быть признан корректным, поскольку требованиями законодательства Российской Федерации не предусмотрена процедура установки расходов на основании плановых показателей.

Кроме того, «Расходы на оплату работ и услуг, выполненных сторонними организациями» (интернет и связь) и «Расходы на услуги вневедомственной охраны объектов и территорий» были учтены органом регулирования на уровне фактических показателей деятельности регулируемой организации 2017 года без индексации согласно Прогнозу.

С учетом изложенного РСТ РД необходимо пересчитать размер расходов по статьям «Расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение» (в том числе расходы на реагенты), «Расходы на аварийно-диспетчерское обслуживание», «Прочие расходы», «Расходы на оплату работ и услуг, выполненных сторонними организациями» (интернет и связь) и «Расходы на услуги вневедомственной охраны объектов и территорий» на основании фактических показателей регулируемой организации за 2017 год с применением индексов потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году) согласно пункту 22 Основ ценообразования № 406, Прогнозу, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении согласно требованиям пункта 26 Правил № 406.

2. В соответствии с пунктами 74, 76 Основ ценообразования № 406 при расчете тарифов с применением метода индексации в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются расходы на оплату труда, учитываемые в составе текущих расходов.

В силу пункта 52 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Расходы на оплату труда, учитываемые в операционных расходах, на первый год долгосрочного периода регулирования определяются в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э методом экономически обоснованных расходов (затрат) и рассчитываются исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, увеличенной на тарифный коэффициент, доплаты, вознаграждения и премирование.

В соответствии с экспертным заключением РСТ РД при определении расходов на оплату труда персонала МУП «Горводоканал» на 2019 год среднемесячная заработная плата одного сотрудника (производственного и административно-управленческого персонала) рассчитана с учетом плановой среднемесячной заработной платы учтенной РСТ РД на 2018 год, и индекса Минэкономразвития России в размере 104,3%.

Как ранее отмечалось, согласно действующему Прогнозу оценка индекса потребительских цен на 2018 год в среднем за год к предыдущему году составляет 102,7%, прогноз индекса потребительских цен на 2019 год в среднем за год к предыдущему году составляет 104,6 %.

При этом, отдельно отмечаем, что подход при определении расходов на заработную плату на основании плановых показателей 2018 года не может быть признан корректным, поскольку требованиями законодательства Российской Федерации не предусмотрена процедура установки расходов на основании плановых показателей.

С учетом вышеизложенного, ФАС России считает необходимым определить расходы на оплату труда персонала на 2019 год с учетом экономически обоснованных фактических расходов на фонд оплаты труда регулируемой организации за 2017 год и корректных индексов потребительских цен, предусмотренных Прогнозом, а также пересчитать расходы на отчисления на социальные нужды, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении согласно требованиям пункта 26 Правил № 406.

3. В соответствии с пунктами 74, 76 Основ ценообразования № 406 при расчете тарифов с применением метода индексации в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются расходы на ремонты и расходы на энергетические ресурсы (в том числе электрическую энергию), учитываемые в составе текущих расходов.

В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования № 406 при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

ФАС России отмечает отсутствие в экспертном заключении анализа обосновывающих документов по соответствующей статье расходов, а именно: дефектных ведомостей, актов технический обследований, плана-графика ремонтных работ, договоров, заключенных организацией в предыдущих периодах регулирования по итогам проведенных конкурсных процедур, актов выполненных работ (услуг).

Ввиду отсутствия анализа включенных РСТ РД в состав необходимой валовой выручки МУП «Горводоканал» расходов по статье «Ремонтные расходы» органу регулирования необходимо провести расчет расходов по указанной статье, отразив соответствующий анализ в экспертном заключении согласно требованиям пункта 26 Правил № 406.

В силу пунктов 39, 48 Основ ценообразования № 406 расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду.

ФАС России отмечает, что РСТ РД расходы по статье «Электроэнергия» учтены только на нужды административно-управленческого персонала. В экспертном заключении органа регулирования отсутствует как анализ материалов тарифного дела в части величины заявленной организацией расходов на электроэнергию для осуществления основных производственных процессов, так и пояснения органа регулирования о причинах неучета соответствующих расходов в составе необходимой валовой выручки регулиремой организации.

Ввиду вышеуказанных фактов и отсутствия анализа включенных РСТ РД в состав необходимой валовой выручки МУП «Горводоканал» расходов по статье «Электроэнергия», органу регулирования необходимо провести расчет расходов по указанной статье, отразив соответствующий анализ в экспертном заключении в соответствии с пунктом 26 Правил № 406.

4. Кроме того, согласно пунктам 90, 95 Методических указаний № 1746-э при определении необходимой валовой выручки на каждый год долгосрочного периода регулирования учитываются результаты деятельности регулируемой организации до начала очередного долгосрочного периода регулирования, в том числе до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования ().

Регулируемый период 2019-2023 гг. является вторым долгосрочным периодом регулирования для МУП «Горводоканал».

При этом исходя из экспертного заключения органа регулирования не представляется возможным установить: каким образом проводился анализ по статье «Избыток средств, операционных расходов», а также расчет размера корректировки необходимой валовой выручки, в том числе в части расходов на приобретение энергетических ресурсов.

ФАС России отмечает, что РСТ РД расходы по статье «Электроэнергия за 2017 год» учтены аналогично принципу, применненному при расчете плановой величины расходов на электроэнергию на 2019 год, исключительно на нужды административно-управленческого персонала.

Таким образом, РСТ РД необходимо провести проверочный расчет расходов по указанным статьям в соответствии с требованиями пунктов 90, 95 Методических указаний № 1746-э, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении согласно требованиям пункта 26 Правил № 406.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктами «а» и «д» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Республиканскую службу по тарифам Республики Дагестан нарушившей пункты 22, 39, 48, 51, 52 Основ ценообразования № 406, пункт 26 Правил регулирования № 406, пункты 90 и 95 Методических указаний № 1746-э, при установлении тарифов на услуги по холодному водоснабжению в отношении МУП «Горводоканал» потребителям города Избербаша на 2019-2023 гг.

2. При корректировке тарифов на 2020 год на услуги по холодному водоснабжению в отношении МУП «Горводоканал» потребителям города Избербаша органу исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в сфере водоснабжения, отразив соответствующий анализ и расчеты в экспертном заключении, а именно:

2.1. Провести расчет расходов по статьям «Расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение» (в том числе расходы на реагенты), «Расходы на аварийно-диспетчерское обслуживание», «Прочие расходы», «Расходы на оплату работ и услуг, выполненных сторонними организациями» (интернет и связь) и «Расходы на услуги вневедомственной охраны объектов и территорий» на основании экономически обоснованных фактических показателей регулируемой организации за 2017 год с применением корректных индексов потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году) согласно пункту 22 Основ ценообразования № 406, Прогнозу и пункту 1 мотивировочной части настоящего предписания;

2.2. Провести расчет расходов на фонд оплаты труда и отчисления на социальные нужды с учетом пунктов 22 и 52 Основ ценообразования № 406 и пункта 2 мотивировочной части настоящего предписания с учетом экономически обоснованных фактических расходов на фонд оплаты труда регулируемой организации за 2017 и корректных индексов потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), предусмотренных Прогнозом;

2.3 Провести расчет расходов на приобретение энергетических ресурсов, в том числе электрической энергии, в соответствии с пунктами 39 и 48 Основ ценообразования № 406 и пунктом 3 мотивировочной части настоящего предписания;

2.4. Провести расчет расходов на ремонты в соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования № 406 и пунктом 3 мотивировочной части настоящего предписани;

    1. Провести анализ по статье «Избыток средств, операционных расходов», а также по расчету корректировки необходимой валовой выручки (в том числе по статье «Электроэнергия за 2017 год») в соответствии с требованиями пунктов 90, 95 Методических указаний № 1746-э и пунктом 4 мотивировочной части настоящего предписания;

    2. По результатам проведенного расчета (анализа) величины расходов, указанных в подпунктах 2.1.-2.5. настоящего пункта, определить их экономически обоснованную величину и принять решение о включении (исключении) соответствующей величины средств в состав (из состава) необходимой валовой выручки МУП «Горводоканал» на 2020 год.

3. Органу исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения определить базовый уровень операционных расходов в соответствии с пунктами 61 и 72 Основ ценообразования № 406, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении согласно пункту 26 Правил № 406 .

4. Органу исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения произвести расчеты необходимой валовой выручки и тарифов на услуги по холодному водоснабжению в отношении МУП «Горводоканал» потребителям города Избербаша на период 2019-2023 гг. с учетом пунктов 2-3 резолютивной части настоящего предписания, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении согласно пункту 26 Правил № 406 .

5. По результатам исполнения настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения при корректировке тарифов на 2020 год пересмотреть долгосрочные параметры регулирования и тарифы на услуги по холодному водоснабжению в отношении МУП «Горводоканал» потребителям города Избербаша, установленные на 2019-2023 гг. постановлением РСТ РД от 20.12.2085 № 75, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении согласно пункту 26 Правил № 406.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного в пункте 5 резолютивной части настоящего предписания, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, предоставив надлежащим образом заверенные копии:

- протокола заседания коллегиального органа, на котором принимались решения во исполнение настоящего предписания;

- экспертных заключений по результатам пересмотра тарифов на услуги по водоснабжению в отношении МУП «Горводоканал» потребителям города Избербаша и долгосрочных параметров регулирования на период 2019-2023 гг., установленных постановлением РСТ РД от 20.12.2018 № 75, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания;

- постановлений об установлении тарифов на услуги по водоснабжению в отношении МУП «Горводоканал» потребителям города Избербаша и долгосрочных параметров регулирования на период 2019-2023 гг.

Связанные организации

Министерство энергетики и тарифов Республики Дагестан (Минэнерго РД)
ИНН 0572026493, ОГРН 1200500009588