Решение №10/20657/20 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 10/01/10-9/2019 от 16 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ООО «Нижнекамская ТЭЦ»

 

п/о 11, а/я 1207, г. Нижнекамск, Республика Татарстан, 423570

 

office@nktec2.ru

 

ПАО «Нижнекамскнефтехим»

 

ул. Соболековская, здание 23, офис 129, г. Нижнекамск,

Республика Татарстан, 423574

 

nknh@nknh.ru

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 10/01/10-9/2019

 

16.03.2020 г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 02 марта 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 16 марта 2020 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела 10/01/10-9/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

Матюхин А.Г. – начальник Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

члены Комиссии:

Оганисян С.А. – начальник отдела методологии и инфраструктурных секторов Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

Ашфа Д.М. – главный специалист-эксперт отдела правовой экспертизы Правового управления;

Мухамметжанова Э.Ш. – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

рассмотрев дело № 10/01/10-9/2019 по признакам нарушения в действиях ООО «Нижнекамская ТЭЦ» (ИНН 1651057954,
ОГРН 1091651001969, место нахождения: 423570, Республика Татарстан, район Нижнекамский, г. Нижнекамск, территория Промзона)
пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении монопольно высокой цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую
с использованием теплоносителя
в виде пара 15 ата
для ПАО «Нижнекамскнефтехим» (
ИНН 1651000010, ОГРН 1021602502316, место нахождения: 423574, Республика Татарстан, г. Нижнекамск,
ул. Соболековская, здание 23, офис 129) (далее — Заявитель), в присутствии
на заседании представителей по доверенности ООО «Нижнекамская ТЭЦ»
 Неминущего А.В., Дианова В.Н., Кравец Я.В., Антонова В.И. и представителей по доверенности ПАО «Нижнекамскнефтехим»
Ахмадиевой Г.М., Сушкова П.С., Сагдеевой А.М., Мурзакаевой О.Н., руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступило заявление ПАО «Нижнекамскнефтехим» (далее – Заявитель) (вх. от 18.03.2019 № 44935/19) о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Нижнекамская ТЭЦ» (далее — Ответчик), выразившихся в значительном увеличении цен
на тепловую энергию с использованием теплоносителя в виде пара
для ПАО «Нижнекамскнефтехим»
с 01.01.2018 года (стр. 45-1, том 1).

Как указано Заявителем, между ПАО «Нижнекамскнефтехим»
и Заявителем действует договор на снабжение тепловой энергией от 25.11.2015 № 4600027922 (№ 2015/102/421) (далее — Договор) (стр. 40-35, том 1).

В соответствии с Договором ООО «Нижнекамская ТЭЦ» (источник тепловой энергии) обязуется поставить через присоединенную сеть тепловую энергию ПАО «Нижнекамскнефтехим», а Заявитель обязуется принять
и оплатить тепловую энергию, а также оплатить стоимость теплоносителя
в виде пара (невозврат конденсата).

Согласно Договору ООО «Нижнекамская ТЭЦ» отпускает
ПАО «Нижнекамскнефтехим» пар со следующими параметрами:

Пар 15 ата Р=15,5 ±0,4 ата, Т=240 ± 9ºC (далее — пар 15 ата),

Пар 30 ата Р=32,0 ±1,0 ата, Т=300 ± 30ºC.

Заявитель является одной из крупнейших нефтехимических компаний Европы, занимающей лидирующие позиции по производству синтетических каучуков и пластиков в Российской Федерации. Основные производственные мощности ПАО «Нижнекамскнефтехим» расположены в г. Нижнекамске, Республика Татарстан. В рассматриваемом случае в производстве
для технологического процесса ПАО «Нижнекамскнефтехим» использует пар 15 ата.

До 01.01.2018 цена на тепловую энергию в виде пара 15 ата, поставляемую ООО «Нижнекамская ТЭЦ» Заявителю, подлежала государственному регулированию.

В целях сбора дополнительных сведений и материалов, необходимых
для принятия решения о наличии или отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Нижнекамская ТЭЦ», ФАС России письмом от 16.04.2019 № ВК/31110/19 (стр. 49-47, том 1) был направлен соответствующий запрос в его адрес.

В ответ на указанный запрос ООО «Нижнекамская ТЭЦ» письмами
от 22.04.2019 № 101-06/1041 (с. 165-51 том 1) и от 26.04.2019 № 101-06/1081
(с. 166, том 1) представило необходимые информацию и материалы.

 

Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан
по тарифам от 27.11.2015 № 5-36/тэ
(далее – Комитет, постановление № 5-36/тэ) для ООО «Нижнекамская ТЭЦ» на 2017 и 2018 годы на отборный пар свыше 13,0 кг/см2 (пар 15 ата) был установлены следующие тарифы:

 

Таблица № 1

 

2017, руб./Гкал (без НДС)

2018, руб./Гкал (без НДС)

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

679,00

705,78

699,15

720,98

 

Из заявления следует, что ООО «Нижнекамская ТЭЦ» письмом
от 01.11.2017 № 102-06/3179
(стр. 34-32, том 1) направило в адрес
ПАО «Нижнекамскнефтехим» проект дополнительного соглашения к Договору
, согласно которому цена на пар 15 ата для Заявителя рассчитана
ООО «Нижнекамская ТЭЦ» в следующих размерах:

 

Таблица № 2

 

Предложение на 2018 год,

руб./Гкал (без НДС)

Тариф на 2017 год,

сравнение с предложением на 2018

Тариф на 2018 год,

сравнение с предложением на 2018

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

 

915,89

 

961,03

 

рост на 35%

 

рост на 36%

 

рост на 31%

 

рост на 33%

 

В связи с тем, что на основании частей 2.1 и 2.2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон
о теплоснабжении)
цены на виды товаров в сфере теплоснабжения, которые соответствуют установленным критериям, не подлежат государственному регулированию и должны определяться по соглашению сторон договора, Комитет постановлением от 08.12.2017 № 5-72/тэ отменил тарифы на тепловую энергию на 2018 год.

В связи с изложенным в представленных по запросам материалах доводы Заявителя о существенном увеличении стоимости 1 Гкал пара с 01.01.2018
по сравнению с 2017 годом нашли свое подтверждение.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по указанной статье закона необходимо, чтобы указанное лицо на соответствующем товарном рынке занимало доминирующее положение, совершило действия, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции
под
хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую
ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо,
не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя,
но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход,
в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Учитывая вышеизложенное, в качестве хозяйствующего субъекта, в действиях которого усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, рассматривается ООО «Нижнекамская ТЭЦ»
(ИНН 1651057954, ОГРН 1091651001969, место нахождения: 423570, Респуб
лика Татарстан, район Нижнекамский, г. Нижнекамск, территория Промзона).

 

В целях установления доминирующего положения ООО «Нижнекамская ТЭЦ» на товарном рынке оказания услуг по теплоснабжению конечного потребителя ПАО «Нижнекамскнефтехим» тепловой энергией в виде пара
15 ата в границах присоединенных сетей теплоснабжения ФАС России
на основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведен анализ состояния конкуренции на указанном рынке.

Анализ состояния конкурентной среды проводился в соответствии
с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (стр. 248-230, том 1).

Деятельность в сфере теплоснабжения согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК 029-2014), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.202014 № 14-ст (ОКВЭД), относится к разделу D «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», классу 35 «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», подклассу 35.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха».

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями
539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Услуга теплоснабжения представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией потребителю произведенной
или приобретенной тепловой энергии посредством тепловых сетей с помощью теплоносителя.

Пунктом 4.1 статьи 2 Закона о теплоснабжении установлено, что теплоноситель — это пар или вода, которые используются для передачи тепловой энергии.

Вода в ее жидком агрегатном состоянии может использоваться в тех случаях, когда ее необходимые рабочие температуры не превышают 100°C,
а при использовании под высоким давлением, при более высокой температуре кипения.

Пар, в отличие от воды, имеет ряд преимуществ, в том числе позволяя подведение к технологическому процессу потребителя большего количества тепловой энергии, способствует снижению затрат на энергоресурсы, сокращению выбросов, обеспечивает более высокую эффективность, высокую теплоту конденсации на единицу массы, а также сравнительно низкую стоимость теплоносителя.

Тепло пара может быть преобразовано в механическую энергию
при приведении в движение машины вращательного или возвратно-поступательного действия турбогенераторов, насосов, компрессоров,
для нагрева в различных технологических процессах, в том числе при создании требуемых условий для реакций, регулирования их хода, сушки разнообразной продукции. Пар также может применяться для отпарки примесей из различных веществ.

Поскольку большая часть энергии пара имеет форму скрытого тепла (теплоты испарения), значительное количество пара может эффективно передаваться при большей обеспеченности постоянной температуры,
что облегчает подведение энергии к технологическим процессам потребителей.

Это позволяет добиться значительно более интенсивной теплоотдачи,
чем при использовании в качестве теплоносителя воды.

В связи с этим услуга теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией в виде пара по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими услугами, в связи с чем взаимозаменяемые товары (услуги) на рассматриваемом рынке отсутствуют.

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка является услуга теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией в виде пара 15 ата.

Товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок),
не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный
или локальный рынок).

Географические границы товарного рынка в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции определяют сферу обращения товара (территорию), в границах которой исходя из экономической, технической
или иной возможности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Теплоснабжение конечных потребителей в Российской Федерации осуществляется на основании схемы теплоснабжения.

В соответствии с Законом о теплоснабжении схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования
в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Система теплоснабжения, согласно пункту 14 статьи 2 Закона
о теплоснабжении, - это совокупность источников тепловой энергии
и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.

Для рассматриваемого рынка характерно оказание услуг теплоснабжения теплоснабжающими организациями потребителям в пределах расположения тепловых сетей теплоснабжающих или теплосетевых организаций. Присоединение теплопотребляющих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и требует значительных расходов.

Вход на рынок услуг теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией в виде пара 15 ата для новых хозяйствующих субъектов в течение краткосрочного периода (не более года) без дополнительных издержек невозможен в связи с необходимостью строительства источника тепловой энергии и тепловых сетей. Такое строительство потребует у нового участника рынка существенных капитальных вложений и длительного срока окупаемости.

В связи с этим географическими границами рынка будут границы локальных рынков (систем теплоснабжения) в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги теплоснабжения или транспортировки тепловой энергии.

По информации, представленной ООО «Нижнекамская ТЭЦ» письмом
от 22.04.2019 № 101-06/1041 (стр. 51, том 1), Ответчик вырабатывает пар 15 ата не только для ПАО «Нижнекамскнефтехим», но и для АО «Танеко».

Альтернативные источники тепловой энергии в виде пара 15 ата
в границах присоединенных сетей к технологической инфраструктуре
ООО «Нижнекамская ТЭЦ» и Заявителя отсутствуют, что также подтверждается письмом Заявителя
от 26.08.2019 № 37972-Исх.П (с. 353-351, том 1).

Также из письма Заявителя от 26.08.2019 № 37972-Исх.П (с. 353-351,
том 1) следует, что в границах присоединенных сетей к технологической инфраструктуре ООО «Нижнекамская ТЭЦ» и Заявителя имеется источник тепловой энергии в виде пара с параметрами: 14,5 кг/см
2 (далее — пар 14 ата) — АО «ТГК-16».

В связи с этим ООО «Нижнекамская ТЭЦ» в материалы дела представлено ходатайство о приобщении к материалам дела экспертного заключения в отношении объемов и возможностей поставок пара
от ООО «Нижнекамская ТЭЦ» и филиала АО «ТГК-16» «Нижнекамская ТЭЦ» для нужд Заявителя от 30.12.2019 (стр. 122-16, том 4), в соответствии с которым экспертами с
делан в том числе вывод о возможности
ПАО «Нижнекамскнефтехим» использовать пар давлением 14,5 кгс/см
2 (ата)
от АО «ТГК-16» вместо пара 15,5 кгс/см
2 (ата) от ООО «Нижнекамская ТЭЦ».

Комиссия по результатам рассмотрения экспертного заключения с учетом доводов Заявителя, представленных письмом от 07.02.2020 № 5075-Исх.П
(стр. 183-147, том 3), пришла к выводу, что указанное заключение выражает субъективное мнение эксперта, которое основано на оценке неполноценной исходной информации и некорректных исходных данных как технических,
так и технологических, поскольку:

не в полной мере охватывает всю физику процесса отпуска и перетока пара с учетом всех присоединенных потребителей, факторы, влияющие
на изменение термодинамических параметров пара, технологических процессов, происходящих при передаче по трубопроводам тепловой энергии
в виде пара от источников ООО «Нижнекамская ТЭЦ» и АО «ТГК-16»
до теплопотребляющего оборудования всех потребителей, в том числе промышленных предприятий АО «ТАИФ-НК» и ООО «Энергошинсервис»;

вывод о возможности замены одного пара другим сделан
без учета всех необходимых условий и особенностей этого процесса, без учета действительной загрузки паропроводов и других факторов, влияющих
на обеспечение тепловой энергией надлежащего качества, в том числе без учета возможности АО «ТГК-16» реализовать пар 15 ата Заявителю.

Также, согласно информации, представленной Заявителем письмами
от
26.08.2019 № 37972-Исх.П (стр. 353-351, том 1), от 19.11.2019
№ 51276-Исх.П
(стр. 72-1, том 3), пар 15 ата приобретается
ПАО «Нижнекамскнефтехим» исключительно у ООО «Нижнекамская ТЭЦ»
в целях использования на заводе Изопрена Мономера, цех № 1806 (ИФ-6) (далее - Завод) в цехе синтеза диметилдиоксана и изопрена, где требуется пар
с давлением не менее 14 ата, т.е. с повышенным давлением на выходе
от источника энергии порядка 15,5-15,8 кг/см
2 (что закреплено в Договоре).

По информации, полученной от Заявителя письмом от 07.02.2020
№ 5075-Исх.П (стр. 183-147, том 3),
филиал АО «ТГК-16» - Нижнекамская ТЭЦ (ПТК-1) производит пар с давлением 14 кгс/см2, который для использования
на производстве Завода не подходит по технологическим требованиям.
В связи с чем, произвести замену одной категории пара (15 ата) на пар другой категории (14 ата) не представляется возможным.

Кроме того, согласно письму АО «ТГК-16» в адрес Заявителя (стр. 166, том 3), пар давлением 14 ата кроме Заявителя отпускается одновременно
и параллельно на промышленные предприятия АО «ТАИФ-НК»
и ООО «Энергошинсервис», подключенные к общему коллектору. Согласно эксплуатационным инструкциям максимальное давление отпускаемого пара
на границах раздела балансовой принадлежности не должно превышать
14,7 ата.

В связи с этим для замены АО «ТГК-16» одной категории пара (15 ата)
на пар другой категории (14 ата) потребуется в том числе согласование
с указанными организациями увеличения давления пара до требуемых параметров.

В случае отказа потребителей в согласовании изменения параметров
отпускаемого пара потребуется строительство дополнительного
паропровода от источника Нижнекамская ТЭЦ (ПТК-1) до промышленного
потребителя ПАО «Нижнекамскнефтехим».

В свою очередь в своем письме АО «ТГК-16» отметило, что
в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, дискриминационном доступе
к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление № 787) ПАО «Нижнекамскнефтехим» имеет право направить
в установленном порядке в адрес АО «ТГК-16» запрос на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения. При этом в заявке должны быть указаны параметры требуемого теплоносителя, а именно давление пара — 15,7 ата.

Также ОАО «ТГК-16» отмечено, что на сегодняшний день на филиале
АО «ТГК-16»-«Нижнекамская ТЭЦ (ПТК-1)» отсутствуют паровые резервы
для возможности подключения к системе теплоснабжения новых объектов
потребителей тепловой энергии. В связи с этим, в соответствии
с положениями Постановления № 787, плата за подключение будет устанавливаться органом регулирования в индивидуальном порядке и включать в себя:

-расходы на проведение мероприятий по подключению объекта
капитального строительства потребителя;

-расходы на создание тепловых сетей от источника тепловой энергии
до точки подключения объекта капитального строительства потребителя,
рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания
соответствующих тепловых сетей;

-расходы на создание источников тепловой энергии, необходимых
для создания технической возможности подключения, рассчитанных
в соответствии со сметной стоимостью создания соответствующих
источников тепловой энергии.

Таким образом, для обеспечения достаточного резерва и возможности
дополнительного отпуска пара 15,7 ата от источника Нижнекамская ТЭЦ
(ПТК-1) необходимо:

строительство парового котла со вспомогательным оборудованием
и дополнительных цепочек водоподготовительной установки —
3 729,8 млн.руб. без НДС;

монтаж РОУ-130/16 (2 установки по 100% резервированию)
с паропроводами от главного паропровода до эстакады
(предполагаемые точки подключения) — 83,8 млн. руб. без НДС.

Стоимость АО «ТГК-16» приведена оценочно на основании имеющихся отраслевых расценок и может быть изменена в зависимости от производителя, проекта и т.д.

Ориентировочные сроки выполнения мероприятий по реконструкции
станции — 34 месяца.

 

Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу
о невозможности в краткосрочной перспективе без существенных финансовых затрат обеспечить Заявителя в рассматриваемой системе теплоснабжения альтернативным источником пара 15 ата.

Таким образом, ООО «Нижнекамская ТЭЦ» является единственным источником тепловой энергии в виде пара 15 ата для Заявителя в границах присоединенной сети.

Географическими границами рассматриваемого рынка является территория, охваченная присоединенной сетью, используемой
ООО «Нижнекамская ТЭЦ» для оказания услуг по теплоснабжению конечного потребителя (ПАО «Нижнекамскнефтехим») тепловой энергией в виде пара
15 ата.

Учитывая, что ООО «Нижнекамская ТЭЦ» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на рынке оказания услуг по теплоснабжению конечного потребителя
(ПАО «Нижнекамскнефтехим») тепловой энергией в виде пара 15 ата

в границах присоединенных сетей, доля ООО «Нижнекамская ТЭЦ»
на указанном товарном рынке составляет 100%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта
(за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только
при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Сведений о том, что несмотря на 100% долю рынка, положение
ООО «Нижнекамская ТЭЦ» на рассматриваемом товарном рынке не является доминирующим, Комиссией не установлено, участниками дела
не представлено.

Следовательно, ООО «Нижнекамская ТЭЦ» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по теплоснабжению конечного потребителя (ПАО «Нижнекамскнефтехим») тепловой энергией в виде пара 15 ата (занимает 100% доли рынка) в границах присоединенных сетей.

 

На основании изложенного, ФАС России издан приказ от 18.06.2019
№ 775/19 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения
ООО «Нижнекамская ТЭЦ» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в установлении монопольно высокой цены
на услуги теплоснабжения в частности тепловой энергией в виде пара
для ПАО «Нижнекамскнефтехим» (стр. 181-180, том 1).

Определением от 28.06.2019 № 10/54924/19 (стр. 188-183, том 1) дело
10/01/10-9/2019 (далее - дело) назначено к рассмотрению на 24.07.2019.
В качестве ответчика по делу привлечено ООО «Нижнекамская ТЭЦ»
(ИНН 1651057954, ОГРН 1091651001969, место нахождения: 423570, Республика Татарстан, район Нижнекамский, г. Нижнекамск, территория Промзона),
в качестве заявителя привлечено ПАО «Нижнекамскнефтехим»
(
ИНН 1651000010, ОГРН 1021602502316, место нахождения: 423574, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Соболековская, здание 23, офис 129).

 

 

 

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

Частями 2.1 и 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, а также пунктом 5(5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования № 1075), установлены критерии и сроки дерегулирования цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения.

По смыслу указанных норм цены на виды товаров в сфере теплоснабжения, которые соответствуют критериям, определенным вышеуказанными нормативными правовыми актами, не подлежат государственному регулированию и должны определяться по соглашению сторон договора, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, согласно которому при реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых
для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения сохраняется, а также случая, предусмотренного частью 2 статьи 44 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Пар, приобретаемый Заявителем у Ответчика, подпадает под указанные
в Законе о теплоснабжении критерии дерегулирования. Заявитель является конечным потребителем пара 15 ата и не является потребителем категории «Население». Информации о заключенных концессионных соглашениях
или иной информации, на основании которых государственное регулирование цены на пар 15 ата в отношении Ответчика могло сохраниться в силу требований действующего законодательства, участниками дела
не представлено, Комиссией не установлено.

Следовательно, с 01.01.2018 цена на пар 15 ата, поставляемый
ООО «Нижнекамская ТЭЦ» в адрес Заявителя, подлежит определению
по их соглашению при заключении договора теплоснабжения.

1. Согласно материалам дела (с. 34-32, том 1), в связи с дерегулированием цен на пар ООО «Нижнекамская ТЭЦ» письмом от 01.11.2017 № 102-06/3179 уведомило ПАО «Нижнекамскнефтехим» об изменении с 01.01.2018 цены
на тепловую энергию с использованием теплоносителя в виде пара 15 ата
на 915,89 руб. за 1 Гкал (без НДС) за первое полугодие 2018 г. и 961,03 руб.
за 1 Гкал (без НДС) за второе полугодие 2018 г. и предложило
ПАО «Нижнекамскнефтехим» с 01.01.2018 подписать проект дополнительного соглашения к Договору.

Представленный 01.11.2017 со стороны ООО «Нижнекамская ТЭЦ»
для подписания проект дополнительного соглашения к Договору был уже
в одностороннем порядке подписан и.о. Директора ООО «Нижнекамская ТЭЦ» В.И. Антоновым и заверен печатью ООО «Нижнекамская ТЭЦ».

Необходимо отметить, что в письме ООО «Нижнекамская ТЭЦ»
от 01.11.2017 № 102-06/3179 (с. 34-32, том 1), отсутствует информация о том, что проект дополнительного соглашения к Договору, а также сама цена на пар
15 ата направлены Заявителю с целью согласования его существенных условий.

Заявитель письмом от 17.11.2017 № 44044-ИсхП (стр. 424, том 1) сообщил Ответчику о невозможности подписания проекта дополнительного соглашения к Договору, а также о необходимости рассмотрения сторонами тарифов, установленных постановлениями Комитета от 30.11.2016 № 5-23/тэ
и от 16.12.2016 № 5-60/тэ, как предельных показаний цен на пар 15 ата (Таблица № 1).

В ответ ООО «Нижнекамская ТЭЦ» письмом от 30.11.2017 № 119-06/3511 (стр. 423, том 1) сообщило, что цены (Таблица № 2) посчитаны из фактических объемов потребления ПАО «Нижнекамскнефтехим» и заявило о возможности рассмотреть вопрос снижения цены при увеличении годового объема потребления тепловой энергии до 2500 тыс. Гкал (в первом полугодии 2018 года — 702,29 руб/Гкал, во втором полугодии 2018 года — 745,33 руб./Гкал), а также выразило готовность в проведении совместного совещания для обсуждения цены на тепловую энергию.

Также Ответчик письмом от 12.12.2017 № 119-06/3616 (стр. 422, том 1) обратился к ОАО «ТАИФ» с предложением провести рабочую встречу
с участием специалистов ОАО «ТАИФ», ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина, ПАО «Нижнекамскнефтехим» и ООО «Нижнекамская ТЭЦ».

Позже ООО «Нижнекамская ТЭЦ» письмом от 20.12.2017 № 102-06/3704 (с. 421-416, том 1) направило в адрес Заявителя проект дополнительного соглашения к Договору в новой редакции, согласно которому при увеличении годового объема потребления тепловой энергии до 2500 тыс. Гкал произойдет снижение цены (в первом полугодии 2018 года — 702,29 руб/Гкал, во втором полугодии 2018 года — 745,33 руб./Гкал).

Комиссия пришла к выводу, что фактически Ответчик не изменил предложение, поскольку предлагал неприемлемое условие в виде слишком высокого объема в 2500 тыс. Гкал, который не соответствует существенным условиям Договора (1190 тыс. Гкал), учитывая, что у Заявителя нет потребности в таком объеме пара 15 ата и возможности его полезного использования.

Указанные обстоятельства подтверждаются динамикой потребления пара 15 ата Заявителем в его письме от 07.02.2020 № 5075-Исх.П (Приложение №5, стр. 170, том 3), в соответствии с которой с 2015 по 2018 годы максимальный объем потребленного Заявителем пара 15 ата от Ответчика - 1 428 511 Гкал
в 2017 году.

Также письмом от 20.12.2017 № 102-06/3704 (с. 421-416, том 1)
ООО «Нижнекамская ТЭЦ» сообщило, что в случае отказа от подписания проекта дополнительного соглашения к Договору ООО «Нижнекамская ТЭЦ» вынуждено будет обратиться в Арбитражный суд Республики Татарстан
за защитой своих интересов.

ПАО «Нижнекамскнефтехим» письмом от 28.12.2017 № 50436-ИсхП
(стр. 417, том 1) сообщило, что не может согласиться с установлением договорных цен по договору поставки тепловой энергии и теплоносителя, предусмотренных соглашением, направленным в адрес Заявителя письмом
от 20.12.2017 № 102-06/3704, в связи с необоснованным ростом цен
на тепловую энергию. Также Заявитель предложил установить цены
на тепловую энергию в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год, т.е. с индексацией цен 2017 года на 4% с 01.07.2018 (в первом полугодии 2018 года — 705,78 руб./Гкал,
во втором полугодии 2018 года — 734,01 руб./Гкал), что выше соответствующих тарифов на 2018 год (Таблица № 1).

Заявитель письмом от 29.01.2018 № 3434-ИсхП (стр. 416-411, том 1) направил Ответчику подписанные дополнительное соглашение и протокол разногласий к нему.

В ответ ООО «Нижнекамская ТЭЦ» письмом от 09.02.2018 № 119-06/348 (стр. 409-405, том 1) направило извещение об отклонении протокола разногласий к дополнительному соглашению.

Кроме того, в указанном письме ООО «Нижнекамская ТЭЦ» сообщило
о недопустимости в соответствии со статьей 22 Закона о теплоснабжении, пунктом 6.1 Договора возникновения задолженности по тепловой энергии
и теплоносителю, в том числе в случае нарушения порядка оплаты поставляемой (потребляемой) тепловой энергии, а также уведомило, что
в случае образования и последующего непогашения задолженности
ПАО «Нижнекамскнефтехим» перед ООО «Нижнекамская ТЭЦ», в отношении подачи тепловой энергии и теплоносителя могут быть предусмотрены ограничения, установленные пунктами 92-100 постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения
в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

 

Комиссией также установлено, что у Ответчика в рассматриваемой системе теплоснабжения помимо Заявителя есть еще один потребитель пара
15 ата - АО «Танеко».

Ответчиком в материалы дела представлен в табличной форме подробный расчет цены на пар 15 ата для Заявителя и для АО «Танеко».

Таблица называется «Фактическая смета по ТЭ и ТН за 2015 и 2017 гг., приведенная в цены 2018 г.» и была представлена ООО «Нижнекамская ТЭЦ» на флэш-носителе с сопроводительным письмом от 26.04.2019 № 101-06/1081 (КОЗЫРЕВ F:\Обоснование расходов) (стр. 166, том 1).

В указанной таблице Ответчиком было приведено 2 расчета цены на пар 15 ата: первоначальный расчет (предложенный Заявителю письмом
от 01.11.2017 № 102-06/3179 (стр. 32, том 1) (соответствует Таблице № 2)
и скорректированный расчет:

 

 

 

Таблица № 3

 

2018, руб./Гкал (без НДС)

Первоначальный расчет

Скорректированный расчет

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

915,89

961,03

876,05

879,38

 

 

Комиссией в процессе рассмотрения дела установлено, что скорректированный расчет Заявителю предложен не был.

Таким образом, из материалов дела следует, что ООО «Нижнекамская ТЭЦ» не имело намерений согласовывать с Заявителем или пересматривать установленную проектом дополнительного соглашения к Договору цену на пар 15 ата в размере 915,89 руб. за 1 Гкал (без НДС) за первое полугодие 2018 г.
и 961,03 руб. за 1 Гкал (без НДС) за второе полугодие 2018 г.

 

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными
или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

В соответствии с разъяснением № 1 Президиума ФАС России «Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара», утвержденными протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 № 2 (далее — Разъяснения № 1) для исследования всех указанных выше факторов
в процессе проведения антимонопольного расследования
используются два основных метода определения монопольно высокой цены товара:

      1. затратный метод;

      2. метод сопоставимых рынков.

 

Комиссией в процессе рассмотрения дела на предмет анализа установления монопольной высокой цены исследуется цена на пар 15 ата в размере 915,89 руб. за 1 Гкал (без НДС) за первое полугодие 2018 г.
и 961,03 руб. за 1 Гкал (без НДС) за второе полугодие 2018 г.

С целью исключения оснований для невозможности признания цены
на пар 15 ата в размере 915,89 руб. за 1 Гкал (без НДС) за первое полугодие 2018 г. и 961,03 руб. за 1 Гкал (без НДС) за второе полугодие 2018 г. монопольно высокой, Комиссия проанализировала обстоятельства дела
на соответствие положениям частей 2-7 статьи 6 Закона о защите конкуренции
и пришла к следующим выводам.

Пар 15 ата, цена на который исследуется Комиссией, не является результатом инновационной деятельности; его цена не установлена субъектом естественной монополии на соответствующем товарном рынке в пределах тарифа на такой товар; не формируется в процессе биржевой торговли,
что также свидетельствует отсутствие необходимости применения биржевых
и внебиржевых индикаторов цен, установленных на мировых рынках аналогичного товара.

Согласно части 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара
не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Комиссия ФАС России приходит к заключению об отсутствии возможности определить сопоставимые товарные рынки в рассматриваемом случае, поскольку отношения по договору теплоснабжения между Заявителем
и Ответчиком формируются в строго определенных сетевой инфраструктурой границах и в отношении товара с индивидуально-определенными характеристиками, отсутствие возможности покупки которого за пределами системы теплоснабжения кроме как у ООО «Нижнекамская ТЭЦ» установлено в ходе рассмотрения настоящего дела.

Кроме того, сведения о наличии сопоставимых с рассматриваемым товарных рынков, на которых цена на пар сформировалась в условиях конкуренции, Комиссией не выявлены. Такие сведения участниками дела также не представлены.

Исходя из этого сопоставимые товарные рынки по оказанию услуги теплоснабжения тепловой энергии в виде пара, находящихся в условиях конкуренции, отсутствуют.

В соответствии с требованиями статьи 6 Закона о защите конкуренции
и согласно Разъяснениям № 1 при отсутствии сопоставимого товарного рынка для определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара используется затратный метод.

 

Комиссия, рассмотрев все представленные доказательства
и выслушав представителей Заявителя и Ответчика, установила следующее.

 

1. В материалах дела содержится флэш-носитель, представленный
ООО «Нижнекамская ТЭЦ» письмом от 26.04.2019 № 101-06/1081 (стр. 166, том 1).

На указанном флэш-носителе по следующему сетевому пути: КОЗЫРЕВ E:\Обоснование расходов\ содержатся в том числе файлы с наименованиями «Дополнительная информация по п.1 Позиция ООО «Нижнекамская ТЭЦ»
и «Фактическая смета по ТЭ и ТН за 2015-2017гг. приведенная в цены 2018г.» (далее — Фактическая смета) с калькуляцией затрат, учтенных в спорной цене
с их обоснованием.

Во вкладке «ТЭ» Фактической сметы приведена подробная калькуляция затрат Ответчика, из которых сформирована рассматриваемая цена пара. Отдельно указан Первоначальный расчет цены, предложенный Заявителю,
а также Скорректированный расчет, который существенно снижен
по сравнению с первым, но Заявителю не предлагался.

В указанной вкладке также приведена калькуляция цены пара 15 ата, предложенная АО «Танеко», которая существенно ниже той, что предложена Заявителю.

В Первоначальном расчете по статье затрат «Амортизация основных средств», согласно информации, представленной Ответчиком в письме
от 20.11.2019 (стр. 430-384, том 1),
учтен планируемый ввод объекта по проекту реконструкции котлоагрегатов под сжигание нефтяного кокса.

Однако, как указано Ответчиком, в связи с переносом сроков реализации данного проекта и продажей реконструируемого имущества расчет амортизации был скорректирован в сторону снижения:

 

 

Первоначальный расчет, тыс. руб (год)

Скорректированный расчет, тыс. руб (год)

Разница,

тыс. руб (год)

Амортизация основных средств

89 651,94

40 308,98

49 342,96

 

Разница по указанной статье расходов с учетом исключения проекта реконструкции составляет 49 342,96 тыс. руб. (год).

Несмотря на это, скорректированный расчет, как установлено ранее Комиссией, Заявителю предложен не был.

Ответчиком представлена смета на строительство объектов капитального строительства по указанному проекту реконструкции котлоагрегатов, датированная 2018 годом, однако не утвержденная и не подписанная уполномоченными должностными лицами, при том, что цена на пар 15 ата
для Заявителя на 2018 год была рассчитана Ответчиком в 2017 году, с учетом затрат на указанную реконструкцию.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что включение Ответчиком указанных затрат по статье «Амортизация основных средств» в цену
для Заявителя без отнесения амотизируемого оборудования в состав основных средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке
и при отсутствии утвержденных на тот момент смет на соответствующие работы, привело к необоснованному завышению конечной цены пара.

 

Кроме этого, включение в цену пара затрат на указанную реконструкцию, как отмечено Ответчиком в письме от 20.11.2019 (стр. 430-384, том 1), привело также к необходимости увеличения затрат по иным статьям, в том числе «Земельный налог» на 28,5%, поскольку для реализации этого проекта необходимо было приобретение земельных участков.

В связи с этим Комиссия пришла к выводу, что указанные выше обстоятельства при формировании затрат в расчете цены пара способствовали ее необоснованному завышению.

 

2. Комиссией проведено сравнение затрат в Первоначальном расчете
с затратами в Скорректированном расчете, которое указало на завышение различных статей затрат в Первоначальном расчете в процентном соотношении от 26 до 143%.

Ответчик письмом от 20.11.2019 (стр. 430-384, том 1) обосновал такие расхождения тем, что при формировании первоначального расчета цены на пар 15 ата, затраты рассчитывались исходя из плановой потребности на 2017 год
с учетом фактических данных за предыдущие периоды (2015-2016 гг.).

В скорректированном расчете указанные расходы соответствуют фактическим средним значениям за 3 предшествующих периода
(2015 - 2017 гг.) с приведением в цены 2018 года.

Тем не менее, Заявителю впоследствии цена на пар исходя
из скорректированного расчета, не предлагалась.

 

3. Из содержания вкладки «ТЭ» Фактической сметы следует,
что Ответчиком запланирована выработка тепловой энергии всех видов
на 2018 год в объеме всего 3 130 047 Гкал, которая распределяется
по потребителям в следующем соотношении:

 

Всего, Гкал

Из них для Заявителя, Гкал (15 ата)

Доля, %

Из них для АО «ТАНЕКО»

Доля, %

 

3 130 047

 

1 190 000

 

 

38,02

Всего: 1 189 486, из них

38

655 405 (15 ата)

20,94

534 081 (140 ата)

17,06

 

Однако распределение большей части затрат между указанными потребителями произведено Ответчиком без учета таких долей.

 

Таблица № 4

 

Наименование статей затрат

 

Ед. изм.

Всего за 2018 для Заявителя

Всего за 2018 к производству

Доля затрат Заявителя

Отпуск тепловой энергии потребителям

Гкал

1 190 000,00

3 130 047,00

38

Расходы на теплоноситель (потери пара и конденсата)

тыс. руб.

13 117,40

14 091,22

93

Постоянные расходы

тыс. руб.

246 272,67

484 860,02

51

Услуги производственного характера (услуги груз.транспорта, механизмов, услуги по дератизации, захоронение отходов и пр.)

тыс. руб.

1 173,30

688,54

170

Затраты на оплату труда

тыс. руб.

61 321,36

156 040,27

39

Отчисления на социальные нужды

тыс. руб.

18 492,90

45 152,33

41

Амортизация основных средств

тыс. руб.

89 651,94

105 371,63

85

земельный налог

тыс. руб.

4 517,58

9 186,90

49

транспортный налог

тыс. руб.

0,38

0,77

49

Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования (реестр услуг по договорам)

тыс. руб.

17 021,85

30 977,80

55

Услуги связи, информационное обслуживание

тыс. руб.

1 585,26

3 288,41

48

Услуги вневедомственной, сторожевой, пожарной охраны

тыс. руб.

6 052,81

14 417,44

42

Расходы будущих периодов

тыс. руб.

2 708,77

4 353,35

62

Консультационные услуги, расходы на подготовку кадров

тыс. руб.

741,62

1 133,40

65

Расходы по охране труда и технике безопасности (аптеки, мед.осмотр, аттестация раб.мест и пр.)

тыс. руб.

397,95

595,03

67

Прочие расходы (общехозяйственные, представительские расходы, вознаграждение за рац. предложения и пр.)

тыс. руб.

1 631,00

3 271,03

50

Налог на прибыль

тыс. руб.

26 439,69

50 719,34

52

 

 

Из содержания Таблицы № 4 следует, что в цену пара 15 ата
для Заявителя включены затраты Ответчика, превышающие долю первого
в общем объеме таких затрат от 39 до 170%, что привело к существенному
и необоснованному
увеличению цены пара 15 ата для Заявителя.

Комиссия также отмечает, что согласно указанной таблице, при расчете цены на пар 15 ата на 2018 год для ПАО «Нижнекамскнефтехим» Ответчиком использован договорный объем потребляемого пара 15 ата (1 190 000 Гкал),
а при расчете цены на пар 15 ата на 2018 год для АО «Танеко» использован объем пара 15 ата 655 405 Гкал, что не соответствует ни договорному объему потребляемого АО «Танеко» пара 15 ата (
1 182 283 Гкал) согласно представленной на флэш-носителе к письму ООО «Нижнекамская ТЭЦ»
от 2
6.04.2019 № 101-06/1081 (вх. от 29.04.2019 № 74710/19) (стр. 166, том 1) (C:\ Users\ muhammetzhanova\ Desktop\ АМЗ\ паоНефтекамскнефтехим\ флешка\п.13 Информация об иных потребителях) информации, ни фактически потребленному объему АО «Танеко» пара 15 ата (739 618 Гкал), что подтверждается актами поставки тепловой энергии по источнику теплоты
ООО «Нижнекамская ТЭЦ» в адрес АО «Танеко» за 2018 год 23.12.2011
№ 2012/102/015 (41/13.2-07/12), прилагаемыми к вышеуказанному письму Ответчика (стр. 52-63, том 1).

 

4. В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено,
что ООО «Нижнекамская ТЭЦ» в январе 2018 года пересмотрело и снизило цены на пар 15 ата для АО «Танеко» на 2018 год, однако цены на пар 15 ата
для ПАО «Нижнекамскнефтехим» Ответчиком пересмотрены и снижены
не были.

Ответчиком представлена информация (стр. 159, том 1), что
в Арбитражном суде Республики Татарстан на рассмотрении находится исковое заявление ООО «Нижнекамская ТЭЦ» о взыскании
с ПАО «Нижнекамскнефтехим» задолженности по договору на снабжение тепловой энергией (дело № А65-32076/2018).

В рамках данного судебного разбирательства была назначена судебная экспертиза по вопросу определения экономически обоснованной цены
для ПАО «Нижнекамскнефтехим».

Комиссией также по ходатайству Заявителя, направленному письмом
от 26.08.2019 № 37972-Исх.П (стр. 353-264, том 1), к материалам дела приобщено заключение экспертов по делу № А65-8822/2018 (А65-32076/2018) Арбитражного суда Республики Татарстан, подготовленное НИУ «Высшая школа экономики», в соответствии с которым цена на пар за 2018 год, установленная ООО «Нижнекамская ТЭЦ» в отношении
ПАО «Нижнекамскнефтехим» в размере 915,89 руб. за 1 Гкал (без НДС)
за первое полугодие 2018 г. и 961,03 руб. за 1 Гкал (без НДС) за второе полугодие 2018 г. не являются экономически обоснованной (стр. 321, том 1).

 

Комиссией в адрес ООО «Нижнекамская ТЭЦ» и ПАО «Нижнекамскнефтехим» было направлено заключение об обстоятельствах дела № 10/01/10-9/2019 от 19.02.2020 № 10/12684/20.

Согласно части 5 статьи 48¹ Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства
и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

ПАО «Нижнекамскнефтехим» письмом от 26.02.2019 № 7889-исхП
(вх. от 27.02.2020 № 36266/20) (стр. 266-263, том 4) сообщило о согласии
с доводами и полной поддержке выводов Комиссии, изложенных в заключении
об обстоятельствах дела.

ООО «Нижнекамская ТЭЦ» письмом от 02.03.2020 (вх. от 02.03.2020
№ 32317-ДСП/20) (стр. 291-271, том 4) представлены возражения
на заключение об обстоятельствах дела № 10/01/10-9/2019, на которые наложен гриф «Коммерческая тайна».

Однако, согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2004
№ 98-ФЗ «
О коммерческой тайне» (далее — Закон о коммерческой тайне) информация, составляющая коммерческую тайну, - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие),
в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную
или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Общий перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, приведен в статье 5 Закона о коммерческой тайне.

Пунктом 11 статьи 5 Закона о коммерческой тайне установлено, что к информации, составляющей коммерческую тайну, не могут относиться сведения, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Согласно части 2 статьи 45.2 Закона о защите конкуренции в отношении заявлений, возражений, пояснений и иных материалов, представленных по инициативе лица, участвующего в деле, в письменной или устной форме по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, не может быть установлен режим коммерческой тайны.

Также согласно разъяснению Президиума ФАС России от 21.02.2018 № 13 «Об информации, составляющей коммерческую тайну, в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, проведении проверок соблюдения антимонопольного законодательства, осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утвержденному протоколом Президиума ФАС России от 21.02.2018 № 2 (далее — Разъяснения № 13), в случае, если режим коммерческой тайны введен в отношении информации, содержащей сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, то такая информация не подлежит охране в соответствии
с требованиями Закона о коммерческой тайне и положениями статьи 26 Закона
о защите конкуренции.

Кроме того, согласно Разъяснениям № 13, если антимонопольный орган установит введение обладателем информации режима коммерческой тайны
в отношении информации, содержащей сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, то такая информация должна рассматриваться антимонопольным органом как не содержащая коммерческую тайну.

Учитывая изложенное, Комиссия установила введение Ответчиком режима коммерческой тайны в отношении информации, содержащей сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, и пришла
к выводу, что представленные Ответчиком возражения
на заключение
об обстоятельствах дела № 10/01/10-9/2019 рассматриваются Комиссией

как не содержащая коммерческую тайну информация.

Проанализировав доводы ООО «Нижнекамская ТЭЦ» Комиссия находит их несостоятельными ввиду следующего.

      1. Относительно доводов Ответчика о том, что ООО «Нижнекамская ТЭЦ» не занимает доминирующее положение.

1.1. Доводы Ответчика по вопросу неверного определения продуктовых границ товарного рынка несостоятельны, поскольку Комиссия при определении продуктовых границ рынка при подготовке Анализа состояния конкурентной среды руководствовалась Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (стр. 248-230, том 1).

Указанные доводы были проанализированы Комиссией в рамках рассмотрения дела, выводы по ним отражены в настоящем решении.

Согласно материалам дела, для замены ОАО «ТГК-16» одной категории пара (14 ата) на пар другой категории (15 ата) потребуется существенные временные и финансовые затраты.

Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу
о невозможности в краткосрочной перспективе без существенных финансовых затрат обеспечить Заявителя в рассматриваемой системе теплоснабжения альтернативным источником пара 15 ата.

Учитывая тот факт, что Заявитель не может заменить пар 15 ата, потребляемый от Ответчика исключительно в целях использования на заводе Изопрена Мономера, цех № 1806 (ИФ-6) (далее - Завод) в цехе синтеза диметилдиоксана и изопрена, где требуется пар с давлением не менее 14 ата, т.е. с повышенным давлением на выходе от источника энергии порядка 15,5-15,8 кг/см2 (что закреплено в Договоре), на пар другой категории (14 ата), потребляемый от АО «ТГК-16» для осуществления других производств, Комиссия пришла к выводу, что пар 14 ата и пар 15 ата - невзаимозаменяемые товары для Заявителя.

Таким образом, при определении продуктовых границ товарного рынка
в рамках проведенного
Анализа состояния конкурентной среды (стр. 248-230, том 1) Комиссией продуктовыми границами товарного рынка была определена услуга теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией в виде пара 15 ата.

Учитывая изложенное, ООО «Нижнекамская ТЭЦ» является единственным источником тепловой энергии в виде пара 15 ата для Заявителя
в границах присоединенной сети.

1.2 Довод Ответчика о необоснованности выводов Комиссии в отношении представленного ООО «Нижнекамская ТЭЦ» в материалы дела экспертного заключения несостоятельны, поскольку указанный довод Ответчика был проанализирован и рассмотрен Комиссией в настоящем решении.

Комиссией установлено, что указанное заключение основано на оценке неполноценной исходной информации и некорректных технических
и технологических исходных данных.

1.3. Доводы Ответчика о прекращении потребления пара 15 ата у ООО «Нижнекамская ТЭЦ» в период с 01.08.2018 по 01.11.2018 и фактической замене пара 15 ата на пра 14 ата от АО «ТГК-16» считает несостоятельными ввиду следующего.

Согласно пояснениям по делу, представленным Заявителем в Комиссию письмом от 12.02.2020 № 5743-ИсхП (стр. 229-213, том 4) пар 15 ата используется Заявителем исключительно на установке ИФ-6 в цеху №1806.
В 2018 г. ПАО «Нижнекамскнефтехим» дважды не потребляло пар
от ООО «Нижнекамской ТЭЦ»:

- в период капитального остановочного ремонта установки ИФ-6
(с 17.04.2018 г по 30.04.2018 г.) на основании приказа № 91-ПО от 16.04.2018 г.
«О проведении капитального ремонта Завода ИМ» (имеется в материалах дела), о чем ООО «Нижнекамская ТЭЦ» было уведомлено,

в период проведения работ по сдаче в эксплуатацию и подключению вновь смонтированных установок завода Изопрена Мономера к паропроводам (с 31.07.2018 по 31.10.2018 г.) о чем ООО «Нижнекамская 1ЭЦ» было уведомлено.

Капитальные ремонты на производствах ПАО «Нижнекамскнефтехим» проводятся в течение года в соответствии с утвержденным графиком, что в свою очередь влияет на общее количество потребляемого пара (в связи с остановом производств на капитальный ремонт общее потребление пара снижается).

Целью капитального ремонта оборудования является его прочистка от полимерных отложений (в частности на заводе Изопрена Мономера), в результате чего поддерживается технологически установленный режим работы оборудования, снижается энергопотребление.

В период капитального ремонта пар указанной установкой не потреблялся установка не функционировала.

В период проведения работ по сдаче в эксплуатацию и подключению вновь смонтированных установок завода ИМ к паропроводам, паропровод 15,9 кгс/см2 №1 от ООО «Нижнекамская ТЭЦ» был отключен, проводилась опытно-промышленная эксплуатация нового оборудования, установка работала на минимальных нагрузках.

Таким образом, Заявитель прекратил потребление пара 15 ата от Ответчика в связи с проведением капитального ремонта и работ по сдаче в эксплуатацию и подключению вновь смонтированных установок завода ИМ к паропроводам, что подтверждается документами, представленными в материалы дела.

2. Относительно доводов Ответчика по установлению монопольно высокой цены.

Одним из существенных условий гражданско-правового договора, обеспечивающего реализацию товара, является его цена.

Согласно статье 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, определенной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены, установленные или регулируемые государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях
и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Следовательно, хозяйствующие субъекты в большинстве случаев,
за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации, не ограничены в праве по своему усмотрению формировать цены
на производимый (реализуемый) товар.

Вместе с тем статьей 10 ГК РФ установлен принцип запрета
на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет
на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

По результатам рассмотрения дела Комиссия пришла к выводу, что
ООО «Нижнекамская ТЭЦ» установило монопольно высокую цену на пар
15 ата для ПАО «Нижнекамскнефтехим» на 2018 год.

      1. Относительно доводов Ответчика об отсутствии негативных последствий или угрозы наступления таких последствий для Заявителя.

Комиссия считает довод Ответчика несостоятельным ввиду того, что
в материалы дела Заявителем письмом от
12.02.2020 № 5743-ИсхП
(стр. 229-213, том 4)
представлена позиция, в соответствии с которой в случае снижения давления пара наблюдается неудовлетворительная работа оборудования цеха № 1806 на заводе Изопрена Мономера, а именно колонн поз. Кт-200, Кт-200т. При падении давления пара происходит снижение температуры куба колонны со 170 до 160-165 °С, что приводит к увеличению содержания формальдегида в фузельной воде, направляемой в химически загрязненную канализацию и нарушению качества сточных вод на биологических очистных сооружениях.

Также в случае снижения давления пара может произойти забивка внутренних устройств, теплообменного оборудования (кипятильников
и дефлегматоров колонн поз. Кт-200, Кт-200т), а также постоянные нарушения качества сточных вод могут привести к 100% токсичности, что в итоге приведёт к гибели активного ила на биологических очистных сооружениях и нарушению их работы в целом.

В результате нарушения работы биологических очистных сооружений увеличится количество загрязняющих веществ в сточной воде, сбрасываемой
в р. Кама, установленных для ПАО «Нижнекамскнефтехим» разрешением СВ.43.26.18.60 от 25.12.2018 г., что может привести к гибели биоресурсов
в реке.

Нарушение Заявителем нормативов сброса повлечет привлечение
к административной ответственности, вплоть до приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Проанализировав доводы ООО «Нижнекамская ТЭЦ» Комиссия находит их несостоятельными ввиду отсутствия в них аргументированных
и обоснованных выводов, которые могли подтвердить отсутствие признаков установления монопольно высокой цены на пар, рассмотренной Комиссией.

В остальной части пояснения ООО «Нижнекамская ТЭЦ» не содержат каких-либо новых пояснений, доказательств и доводов в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

 

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее — Постановление № 30), исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также исходя из буквального толкования положений Постановления № 30 антимонопольному органу в рамках рассмотрения дела необходимо определить, были ли действия субъекта, занимающего доминирующие положение, совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо им налагаются на контрагентов неразумные ограничения либо ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

По результатам анализа представленных Ответчиком сведений Комиссией установлено, что объем выработки тепловой энергии ООО «Нижнекамская ТЭЦ» и состав продавцов и покупателей в границах сетей, присоединенных
к этому источнику тепловой энергии, за 2017-2018 г. остаются неизменными,
а изменение объемов потребления тепловой энергии носит временный (технический) характер, что подтверждено Заявителем в ходе рассмотрения дела (стр. 183-147, том 3).

Дерегулирование цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения с 01.01.2018, предусмотренное Законом о теплоснабжении,
не могло способствовать существенному увеличению цены на пар.

В связи с этим Комиссия приходит к выводу, что изменение условий обращения товара на рассматриваемом товарном рынке, обусловленные отменой государственного регулирования цен на пар, являются либерализацией, позволяя сторонам договора теплоснабжения формировать цену по соглашению сторон, и несоразмерны изменению цены товара, рассматриваемому Комиссией.

На основании проведенного анализа расходов ООО «Нижнекамская ТЭЦ», которые учитываются при формировании цены пара, Комиссия пришла
к выводу, что, затраты, на его производство в 2018 году учтены в необоснованно завышенном объеме, при неизменности условий обращения товара (теплоноситель в виде пара), а именно:

а) при неизменности объема выработки тепловой энергии в виде пара;

б) при неизменности состава продавцов и покупателей товара;

в) при неизменности общей конъюнктуры рынка.

Географические границы рассматриваемого товарного рынка
и климатические условия, а также расположение источника тепловой энергии
и сетей, используемых для выработки поставки пара для Заявителя также остались неизменными.

Следовательно, рост цены на пар 15 ата на 2018 год
для ПАО «Нижнекамскнефтехим» в размере до
915,89 руб. за 1 Гкал (без НДС) за первое полугодие 2018 г. и 961,03 руб. за 1 Гкал (без НДС) за второе полугодие 2018 г. не соответствует росту расходов, необходимых
для производства данной продукции.

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными
или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России
о рассмотрению дела № 10/01/10-9/2019 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу что действия ООО «Нижнекамская ТЭЦ», выразившиеся в установлении монопольно высокой цены пара 15 ата
для Заявителя на 2018 год в размере 915,89 руб. за 1 Гкал (без НДС) за первое полугодие 2018 г. и 961,03 руб. за 1 Гкал (без НДС) за второе полугодие 2018 г. являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний
и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Ввиду того, что на момент вынесения решения нарушение
ООО «Нижнекамская ТЭЦ» (ИНН 1651057954, ОГРН 1091651001969, место нахождения: 423570, Республика Татарстан, район Нижнекамский,
г. Нижнекамск, территория Промзона)
не прекращено, Комиссия считает, что имеется необходимость в выдаче предписания.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 и 2 статьи 49, статьей 50 Федерального закона
от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Оснований для прекращения рассмотрения дела № 10/01/10-9/2019 не установлено.

2. Признать ООО «Нижнекамская ТЭЦ» (ИНН 1651057954, ОГРН 1091651001969, место нахождения: 423570, Республика Татарстан, район Нижнекамский, г. Нижнекамск, территория Промзона) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем установления монопольно высокой цены на тепловую энергию в виде пара 15 ата для ПАО «Нижнекамскнефтехим»
(
ИНН 1651000010, ОГРН 1021602502316, место нахождения: 423574, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Соболековская, здание 23, офис 129).

3. Выдать ООО «Нижнекамская ТЭЦ» (ИНН 1651057954,
ОГРН 1091651001969, место нахождения: 423570, Республика Татарстан, район Нижнекамский, г. Нижнекамск, территория Промзона)
предписание по делу
о нарушении антимонопольного законодательства №
10/01/10-9/2019 прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
путем отзыва писем
ООО «Нижнекамская ТЭЦ» от 01.11.2017 № 102-06/3179 (с. 34-32, том 1)
и от 20.12.2017 № 102-06/3704 (с. 421-418, том 1)
.

4. Передать материалы должностному лицу ФАС России
для рассмотрения вопроса о применении мер реагирования в соответствии Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии А.Г. Матюхин

 

Члены Комиссии: С.А. Оганисян

 

Д.М. Ашфа

 

 

Э.Ш. Мухамметжанова

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

ООО "Нижнекамская ТЭЦ"
ИНН 1651057954, ОГРН 1091651001969