Предписание №СП/85273/21 Предписание Управлению по регулированию тарифов и энергосбер... от 8 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 N 406(ред. от 22.05.2020)"О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения"(вместе с "Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", "Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", "Правилами определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета", "Правилами расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Статс-секретарь - Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрев материалы внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Горводоканал», проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 22.06.2021 № 614/21, Акт проверки ФАС России от 23.07.2021 № 69/21), а также материалы, связанные с установлением (корректировкой) Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области долгосрочных тарифов на водоснабжение и водоотведение для ООО «Горводоканал» в период 2018-2021 гг.

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон № 416).

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее — Основы ценообразования № 406).

Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее — Правила регулирования № 406).

Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э (далее — Методические указания № 1746-э).

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от из плановых значений.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю;

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования № 406 орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

В соответствии с пунктом 26 Правил регулирования № 406 экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Статьей 5 Закона № 416 установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Уполномоченным органом исполнительной власти Пензенской области в сфере тарифного регулирования в период проведения проверки ФАС России в отношении ООО «Горводоканал» являлось Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее также – Управление, Орган регулирования).

Постановлением администрации города Пензы от 21.02.2013 № 147 «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения города Пензы» ООО «Горводоканал» с 01.07.2013 наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории города Пензы.

Приказом Управления от 18.12.2013 № 110 утверждена инвестиционная программа ООО «Горводоканал» в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на период 2014-2023 годы (далее – Инвестиционная программа).

Приказом Управления от 18.12.2015 № 152 (далее – Приказ № 152) утверждена корректировка Инвестиционной программы.

Источником финансирования мероприятий Инвестиционной программы в редакции Приказа № 152 является инвестиционная составляющая в тарифах на регулируемые виды деятельности:

в тарифе на водоснабжение в размере 311 325,41 тыс. руб.;

в тарифе на водоотведение в размере 154 122,30 тыс. руб. (предусмотрена в период 2016-2020 гг. в размере 0,0 руб., в период 2021-2023 гг. в размере 154 122,30 тыс. руб.).

Приказом Управления от 19.07.2021 № 45 (далее — Приказ № 45) в Инвестиционную программу ООО «Горводоканал» внесен ряд корректировок. В частности, предусмотрен раздел 1.4.1. Перечень мероприятий Программы, источниками финансирования которых определены доходы от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод и доходы от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Общий объем финансовых потребностей, необходимых для реализации мероприятий в счет указанной платы, в период 2021-2023 года составляет 350 802,74 тыс. руб.

Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение, техническую воду в отношении ООО «Горводоканал» в период 2018-2021 гг. установлены следующими приказами Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области:

от 17.12.2017 № 160 «Об установлении одноставочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и водоотведение для потребителей ООО «Горводоканал» на территории Пензенской области на 2018-2022 годы»;

от 20.12.2018 № 143 «О внесении изменений в Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 17.12.2017 № 160» (корректировка на 2019 год);

от 20.12.2019 № 206 «О внесении изменений в Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 17.12.2017 № 160 (с последующими изменениями» (корректировка на 2020 год);

от 17.12.2020 № 175 «О внесении изменений в Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 17.12.2017 № 160» (корректировка на 2021 год).

ФАС России проведен анализ следующих представленных письмом Управления от 01.07.2021 № 35/04-05/2645 в ФАС России в ответ на запрос от 28.06.2021 № ВК/528444/21 документов:

Экспертного заключения по экономической обоснованности тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение, техническую воду ООО «Горводоканал» на 2018-2022 гг. (далее — Экспертное заключение на 2018-2022 гг.);

Экспертного заключения по экономической обоснованности предложения ООО «Горводоканал» о корректировке одноставочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение, техническую воду на 2019 год долгосрочного периода регулирования 2018-2022 гг. (далее — Экспертное заключение о корректировке на 2019 год);

Экспертного заключения по экономической обоснованности предложения ООО «Горводоканал» о корректировке одноставочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение, техническую воду на 2020 год долгосрочного периода регулирования 2018-2022 гг. (далее — Экспертное заключение о корректировке на 2020 год);

Экспертного заключения по экономической обоснованности предложения ООО «Горводоканал» о корректировке одноставочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение, техническую воду на 2021 год долгосрочного периода регулирования 2018-2022 гг. (далее — Экспертное заключение о корректировке на 2021 год).

Исходя из данных, отраженных в вышеперечисленных экспертных заключениях Управления, ФАС России установлено следующее.

1. Нормативная прибыль на капитальные вложения (инвестиции).

В соответствии с пунктом 90 Методических указаний № 1746-э в целях корректировки долгосрочного тарифа, установленного с применением метода индексации, орган регулирования тарифов ежегодно уточняет необходимую валовую выручку регулируемой организации на следующий i-й год долгосрочного периода регулирования.

Корректировка необходимой валовой выручки осуществляется по формуле (32), включающей расчет степени исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы при недостижении регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, рассчитанная в соответствии с формулой (36) Методических указаний № 1746-э.

Расчет вышеназванного показателя как параметр для расчета корректировки необходимой валовой выручки регулируемой организации в соответствии с пунктом 90 Методических указаний № 1746-э, пунктом 25 и подпунктом «д» пункта 26 Правил регулирования № 406 подлежит анализу со стороны органа регулирования при формировании необходимой валовой выручки по регулируемому виду деятельности с отражением анализа в экспертном заключении органа регулирования.

Показатель «Степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы при недостижении регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения» включен в отчетную форму Расчет тарифа методом индексации (Приложение 7 к Методическим указаниям № 1746-э).

При установлении тарифов в отношении ООО «Горводоканал» в период 2018-2022 гг. в состав необходимой валовой выручки по виду регулируемой деятельности водоснабжение (питьевая вода) Органом регулирования включена нормативная прибыль на капитальные вложения (инвестиции) в соответствии с Инвестиционной программой:

в тарифе на водоснабжение в следующих размерах: 2018 год – 56 050,26 тыс. руб., 2019 год – 57 351,35 тыс. руб., 2020 год – 59 986,39 тыс. руб., 2021 год – 25 836,89 тыс. руб.

В Экспертном заключении о корректировке на 2019 год в расчете необходимой валовой выручки и тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «Горводоканал» на 2019 год содержится показатель «Корректировка НВВ» в размере -23 821,81 тыс. руб. (из расчета по 1-му полугодию 2019 года) и -3 821,81 тыс. руб. (из расчета по 2-му полугодию 2019 года).

В Экспертном заключении о корректировке на 2020 год в расчете необходимой валовой выручки и тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «Горводоканал» на 2020 год содержится показатель «Корректировка НВВ» в размере -37 143,57 тыс. руб.

В Экспертном заключении о корректировке на 2021 год:

расчет необходимой валовой выручки и тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО «Горводоканал» на 2021 год содержит показатель «Корректировка НВВ» в размере в размере -6 036,44 тыс. руб. (из расчета по 1-му полугодию 2019 года) и -6 122,44 тыс. руб. (из расчета по 2-му полугодию 2019 года);

расчет необходимой валовой выручки и тарифа на водоотведение ООО «Горводоканал» на 2021 год содержит показатель «Корректировка НВВ» в размере -12 112,73 тыс. руб.

Расшифровка Органом регулирования расчета показателя «Корректировка НВВ» в соответствии с положениями Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э во всех вышеперечисленных экспертных заключении отсутствует по обоим видам регулируемой деятельности ООО «Горводоканал».

Согласно информации, представленной письмом Управления от 01.07.2021 № 35/04-05/2645 в адрес ФАС России в ответ на запрос от 28.06.2021 № ВК/52844/21, Органом регулирования в рамках ежегодного тарифного регулирования в отношении ООО «Горводоканал» принимаются меры по исключению из необходимой валовой выручки неосвоенных средств инвестиционной составляющей отчетного периода регулирования:

при формировании тарифов для ООО «Горводоканал» на 2018 год из тарифа на питьевое водоснабжение исключены неосвоенные средства за 2016 год в размере 24 605,64 тыс. руб.;

при формировании тарифов для ООО «Горводоканал» на 2019 год из тарифа на питьевое водоснабжение исключены неосвоенные средства за 2017 год в размере 32 972,16 тыс. руб. (план – 56 050,26 тыс. руб., факт – 23 078,10 тыс. руб.);

при формировании тарифов для ООО «Горводоканал» на 2020 год из тарифа на питьевое водоснабжение исключены неосвоенные средства за 2018 год в размере 2 276,85 тыс. руб. (план – 56 050,26 тыс. руб., факт – 53 773,42 тыс. руб.);

при формировании тарифов для ООО «Горводоканал» на 2021 год из тарифа на питьевое водоснабжение исключены неосвоенные средства за 2019 год в размере 39 488,40 тыс. руб. (план – 57 351,35 тыс. руб., факт – 17 862,95 тыс. руб.).

ФАС России отмечает, что экспертное заключение по установлению (корректировке) тарифов на регулируемые виды деятельности должно содержать анализ Органа регулирования отчетов ООО «Горводоканал» о выполнении регулируемой организацией Инвестиционной программы в 2017 году, 2018 году и 2019 году и расшифровки расчета для учета указанных сведений при корректировке необходимой валовой выручки ООО «Горводоканал» соответственно на 2019 год, 2020 год и 2021 год как параметр расчета, влияющий на величину необходимой валовой выручки регулируемой организации на очередной период регулирования в силу пункта 90 Методических указаний № 1746-э, пункта 25 и подпункта «д» пункта  26 Правил регулирования № 406.

ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования включить в экспертное заключение по корректировке тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в отношении ООО «Горводоканал» на очередной период регулирования 2022 год анализ Органа регулирования отчетов ООО «Горводоканал» о выполнении регулируемой организацией Инвестиционной программы в 2017 году, 2018 году, 2019 году и соответствующие расшифровки расчета «Корректировка НВВ».

2. Доходы от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод и доходы от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

В соответствии с пунктом 14 Методических указаний № 1746-э доходы регулируемой организации от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод не учитываются при расчете необходимой валовой выручки в случае, если они направляются целевым образом на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, компенсацию вреда, причиненного водному объекту, и финансирование мероприятий инвестиционной программы по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения.

При этом доходы от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не учитываются при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации в случае, если они направляются целевым образом на финансирование мероприятий инвестиционной и (или) производственной программы регулируемой организации.

В Экспертном заключении о корректировке на 2020 год, Экспертном заключении о корректировке на 2021 год не содержится информации о наличии или отсутствии у ООО «Горводоканал» доходов от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и доходов от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод в период 2018-2019 гг.

Как следствие, в указанных экспертных заключениях отсутствует анализ и вывод Управления в отношении указанных доходов ООО «Горводоканал» и их целевого использования/отсутствия целевого использования с учетом требований пункта 14 Методических указаний № 1746-э и подпункта «д» пункта 26 Правил регулирования № 406.

Вместе с тем, ООО «Горводоканал» в рамках проверочных мероприятий в ФАС России представлена следующая информация:

1) в части доходов от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения:

а) начислены доходы (в том числе в текущем периоде за предшествовавшие годы) в размере (с НДС): в 2018 году – 931,0 тыс. руб., в 2019 году – 4 518,0 тыс. руб., в 2020 году – 138 208,0 тыс. руб., за 5 месяцев 2021 года – 290 125,0 тыс. руб.;

б) оплата в размере (с НДС): в 2018 году – 937,0 тыс. руб., в 2019 году – 4 422,0 тыс. руб., в 2020 году – 86 530,0 тыс. руб., за 5 месяцев 2021 года – 84 839,0 тыс. руб.;

2) в части доходов от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод:

а) начислены доходы (в том числе в текущем периоде за предшествовавшие годы) в размере (с НДС): в 2018 году – 63 242,0 тыс. руб., в 2019 году – 83 897,0 тыс. руб., в 2020 году – 39 658,0 тыс. руб., за 5 месяцев 2021 года – 80 259,0 тыс. руб.;

б) оплата в размере (с НДС): в 2018 году – 61 644,0 тыс. руб., в 2019 году – 67 551,0 тыс. руб., в 2020 году – 29 486,0 тыс. руб., за 5 месяцев 2021 года – 41 231,0 тыс. руб.

Таким образом, доходы от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и доходы от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод ООО «Горводоканал» составили:

начислены: за 2018 год в размере 64 173,0 тыс. руб. (931,0 тыс. руб. + 63 242,0 тыс. руб.), за 2019 год в размере 88 415,0 тыс. руб. (4 518,0 тыс. руб. + 83 897,0 тыс. руб.), за 2020 год в размере 177 866,0 тыс. руб. (138 208,0 тыс. руб. + 39 658,0 тыс. руб.);

оплата произведена: за 2018 год в размере 62 581,0 тыс. руб. (937,0 тыс. руб. + 61 644,0 тыс. руб.), за 2019 год в размере 71 973,0 тыс. руб. (4 422,0 тыс. руб. + 67 551,0 тыс. руб.), за 2020 год в размере 116 016,0 тыс. руб. (86 530,0 тыс. руб. + 29 486,0 тыс. руб.).

Согласно вышеуказанным сведениям, представленным ООО «Горводоканал» в ФАС России в рамках проверочных мероприятий, общая сумма начисленных указанных доходов за период 2018-2019 гг. составила 152 588,0 тыс. руб., за период 2018-2020 гг. составила 330 454,0 тыс. руб.; общая сумма поступившей оплаты за период 2018-2019 гг. составила 134 554,0 тыс. руб., за период 2018-2020 гг. составила 250 570,0 тыс. руб.

Письмом ООО «Горводоканал» б\н от 30.06.2021 в рамках проверки ФАС России представлена информация об использовании денежных средств, поступающих от абонентов за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод:

1) внесение ООО «Горводоканал» платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере (начислено): в 2018 году – 4 686,4 тыс. руб., в 2019 году – 5 301,4 тыс. руб., в 2020 году – 24 398,15 тыс. руб., в 2021 год (план) – 1 802,5 тыс. руб.;

2) выполнение мероприятий: в 2020 году на общую сумму 26 931,0 тыс. руб. (без НДС), в 2021 году (план) на общую сумму 20 145,03 тыс. руб. (без НДС).

Инвестиционная программа ООО «Горводоканал» в редакции Приказа № 45 предусматривает в перечне источников финансирования ее мероприятий в сфере водоотведения доходы ООО «Горводоканал» от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод и доходы от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в период 2021-2023 года в размере 350 802,74 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что факт включения полученных ООО «Горводоканал» за 2018-2019 гг. доходов от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод и доходов от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в источники финансирования Инвестиционной программы ООО «Горводоканал» на 2021-2023 гг. как параметр расчета, влияющий на величину необходимой валовой выручки регулируемой организации на очередной период регулирования, в силу пункта 14 Методических указаний № 1746-э, пункта 25 и подпункта «д» пункта 26 Правил регулирования № 406 подлежит анализу со стороны Органа регулирования в части оценки их целевого использования в предусмотренном регулируемой организацией размере.

ФАС России также отмечает необходимость дальнейшего контроля со стороны Органа регулирования в отношении целевого использования ООО «Горводоканал» доходов от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод и доходов от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в рамках исполнения инвестиционной программы ООО «Горводоканал», начиная с анализа за 2018 год, при корректировке соответствующих тарифов ООО «Горводоканал» на 2022 год и далее на последующие периоды регулирования.

ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования включить в экспертное заключение по корректировке тарифов на услуги водоотведения ООО «Горводоканал» на очередной период регулирования 2022 год анализ Органа регулирования величины доходов от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод и доходов от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 2018 год, за 2019 год и целевого использования указанных доходов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

3. Расходы на фонд оплаты труда.

В соответствии с пунктами 39, 40, 61, 58 Основ ценообразования № 406 при установлении долгосрочных тарифов методом индексации расходы на оплату труда учитываются в составе операционных расходов регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования № 406 расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала учитываются в составе производственных расходов регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 406 расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала учитываются в составе ремонтных расходов регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 17 Методических указаний № 1746-э при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2 и 2.2.1 к Методическим указаниям № 1746-э.

Приложение 2.2 к Методическим указаниям № 1746-э «Расходы на оплату труда в целом по регулируемым видам деятельности» предусматривает расшифровку расчета расходов на оплату труда в разрезе производственного и ремонтного персонала.

Согласно Экспертному заключению на 2018-2022 гг. в составе базового уровня операционных расходов ООО «Горводоканал» на 2018 год фонд оплаты труда приведен в общей величине без подразделения расходов на производственный персонал и ремонтный персонал и не содержит анализа Органа регулирования расчета данного показателя.

Экспертное заключение на 2018-2022 гг. не содержит анализа и расшифровки расчета расходов на фонд оплаты труда производственного персонала в составе необходимой валовой выручки ООО «Горводоканал» при установлении тарифов на все виды регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.

ФАС России отмечает, что экспертное заключение по установлению тарифов на регулируемые виды деятельности должно содержать анализ Органа регулирования и расшифровку расчета расходов на оплату труда в составе необходимой валовой выручки ООО «Горводоканал» с учетом положений Методических указаний № 1746-э, пункта 25 и подпункта «д» пункта  26 Правил регулирования № 406.

ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования включить в экспертное заключение по установлению тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения ООО «Горводоканал» на очередной долгосрочный период регулирования анализ Органа регулирования и расшифровку расчета расходов на оплату труда в составе необходимых валовых выручек регулируемой организации на очередной долгосрочный период регулирования.

4. Ремонтные расходы.

В соответствии с пунктами 39, 40, 61, 58 Основ ценообразования № 406 при установлении долгосрочных тарифов методом индексации ремонтные расходы учитываются в составе операционных расходов регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 406 в составе ремонтных расходов учитываются:

а) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

б) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.

Приложение 2 к Методическим указаниям № 1746-э «Смета расходов» предусматривает расшифровку ремонтных расходов по статьям затрат: расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, расходы на капитальный ремонт, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы.

В Экспертном заключении на 2018-2022 гг. при формировании необходимой валовой выручки по видам регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения указана статья расходов «Материалы на ремонт и АВР».

Экспертное заключение на 2018-2022 гг. не содержит анализа и расшифровки расчета ремонтных расходов в составе необходимых валовых выручек ООО «Горводоканал» при установлении тарифов на все виды регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.

ФАС России отмечает, что экспертное заключение по установлению тарифов на регулируемые виды деятельности должно содержать анализ Органа регулирования и расшифровку расчета ремонтных расходов в составе необходимой валовой выручки ООО «Горводоканал» с учетом положений Методических указаний № 1746-э, пункта 25 и подпункта «д» пункта  26 Правил регулирования № 406.

ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования включить в экспертное заключение по установлению тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения ООО «Горводоканал» на очередной долгосрочный период регулирования анализ Органа регулирования и расшифровку расчета ремонтных расходов в составе необходимых валовых выручек регулируемой организации на очередной долгосрочный период регулирования.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» и «д» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Органу исполнительной власти Пензенской области в сфере государственного регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до  20.12.2021 провести анализ параметров расчета необходимой валовой выручки при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения ООО «Горводоканал» на 2020 год и 2021 год, а именно:

1.1. Провести анализ исполнения ООО «Горводоканал» мероприятий Инвестиционной программы в 2018 году, в 2019 году, отразив указанный анализ и расшифровку расчета корректировки необходимой валовой выручки на оказание услуг водоснабжения и водоотведения 2020 года, 2021 года в экспертном заключении по корректировке тарифов ООО «Горводоканал» на следующий период регулирования 2022 год в соответствии с пунктом 1 мотивировочной части настоящего предписания и положениями Основ ценообразования № 406;

1.2. Провести анализ доходов ООО «Горводоканал» от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод и доходов от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, полученных от потребителей за 2018 год, за 2019 год, и анализ целевого использования ООО «Горводоканал» указанных доходов в соответствии с пунктом 14 Методических указаний № 1746-э, отразив анализ и соответствующий расчет в экспертном заключении по корректировке тарифов на оказываемые услуги по водоотведению ООО «Горводоканал» на следующий период регулирования 2022 год в соответствии с пунктом  2 мотивировочной части настоящего предписания и положениями Основ ценообразования № 406.

2. Провести расчет расходов на оплату труда и расчет ремонтных расходов в составе необходимой валовой выручки ООО «Горводоканал» при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на следующий долгосрочный регулируемой период в соответствии с положениями Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, отразив анализ и расшифровку расчета в соответствующем экспертном заключении по установлению тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения ООО «Горводоканал» на следующий долгосрочный регулируемой период.

3. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Пензенской области в сфере государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного в пункте 3 резолютивной части предписания, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, предоставив надлежащим образом заверенные копии:

- протокола заседания коллегиального органа, на котором принимались решения во исполнение настоящего предписания;

- экспертных заключений по результатам корректировки тарифов на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения ООО «Горводоканал» на 2022 год, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания, с  приложением смет (калькуляций) по расчетам необходимой валовой выручки с указанием всех входящих в нее статей затрат, и объемов реализации услуг;

- приказов об установлении (корректировке) тарифов на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения ООО «Горводоканал» на 2022 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области
ИНН 5836013668, ОГРН 1095836002470
Пензенское УФАС России
ИНН 5836011815, ОГРН 1025801359539