Предписание №СП/109678/20 Предписание Агентству по тарифам Приморского края об устране... от 14 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрев материалы, связанные с установлением предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Приморского края Краевое государственное унитарное предприятие «Приморский экологический оператор» на 2020 год,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Методические указания № 1638/16).

Статьей 6 Закона № 89-ФЗ установление тарифов в области обращения с ТКО отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ операторы по обращению с ТКО и региональные операторы обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации о  бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам указанной деятельности и единой системой классификации таких затрат, утверждаемые уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с ТКО, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6(1) Основ ценообразования № 484, с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе ТКО.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка (далее – НВВ) в области обращения с ТКО определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно пункту 10 Основ ценообразования № 484 в случае если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) при установлении тарифов не учитываются, за исключением расходов на осуществление нерегулируемых видов деятельности, которые учитываются в составе единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

Повторный учет одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, при установлении тарифов не допускается.

Пунктом 17 Правил регулирования № 484 предусмотрено, что орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

В соответствии с пунктом 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования должно содержать, в том числе:

– анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

– сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

– обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

В силу пункта 22 Правил регулирования № 484 орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, не подтверждена.

Согласно пункту 90 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, включая обработку ТКО, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование ТКО, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержание, уборку мест погрузки ТКО, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по  обращению с ТКО, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.

Уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края в сфере тарифного регулирования является Агентство по тарифам Приморского края (далее  – Агентство, Орган регулирования).

ФАС России проведен анализ следующих представленных Агентством материалов:

 

– Экспертного заключения по расчету предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в зоне деятельности регионального оператора (Приморский край) – КГУП «Приморской экологический оператор» на период 2020 год от 09.12.2019 (далее – Экспертное заключение);

– материалов тарифного дела, представленных по запросу ФАС России письмом Агентства от 25.05.2020 № 27/1629.

ФАС России в ходе анализа представленных материалов установлено следующее.

В соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами в Приморском крае, в том числе с ТКО, утвержденной приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 25.02.2019 № 37-01-09/38 (далее – территориальная схема), на территории данного субъекта Российской Федерации определена единая зона деятельности регионального оператора по обращению с ТКО.

Соглашение об организации деятельности регионального оператора по  обращению с ТКО на территории Приморского края Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края с   КГУП «Приморский экологический оператор» (далее – КГУП «ПЭО», Региональный оператор) заключено 02.07.2019.

Предельные единые тарифы на услугу регионального оператора КГУП «ПЭО» на территории Приморского края на 2020 год установлены постановлением Агентства от  19.12.2019 № 65/18 в следующих размерах (без изменения с 01.07.2020): 868,51 руб./куб. м, 4494,52 руб./тн.

В отношении услуг КГУП «ПЭО» на основании подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса Российской Федерации с 01.01.2020 принято решение об освобождении услуг регионального оператора по обращению с ТКО от уплаты НДС.

Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на  территории Приморского края КГУП «ПЭО» установлен Агентством впервые на 2020 год.

Согласно приведенным в Экспертном заключении сведениям при установлении единого тарифа на услугу Регионального оператора на 2020 год Органом регулирования применен показатель массы ТКО в размере 526,97 тыс. тн согласно территориальной схеме на основании раздела 4, таблица 4.6 «Общее прогнозируемое количество твердых коммунальных отходов, образующееся в Приморском крае в 2018-2027 гг.».

Показатель объема ТКО применен Органом регулирования в размере 2 727,07 тыс. куб. м исходя из указанной массы ТКО и показателя средней плотности ТКО, в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, и нормативов накопления ТКО, утвержденных приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 04.12.2017 № 365.

Согласно Экспертному заключению величина необходимой валовой выручки КГУП «ПЭО» при расчете Агентством единого тарифа на 2020 год составила 2 368 478,79 тыс. руб.

В результате рассмотрения представленных Агентством документов ФАС России выявлены следующие замечания.

1. Расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО определяются в соответствии с пунктом 87 Методических указаний № 1638/16.

1.1. Расходы на оплату труда.

Согласно Экспертному заключению общая сумма расходов на оплату труда, учтенная в составе НВВ при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора КГУП «ПЭО» на 2020 год составляет по расчету Органа регулирования 108 077,72 тыс. руб., отчислений на социальные нужды – 32 747,55 тыс. руб.

При этом согласно Экспертному заключению при расчете необходимой валовой выручки КГУП «ПЭО» учтена численность персонала в количестве 219,84 чел. исходя из штатного расписания организации и оценки численности согласно рекомендаций по определению численности персонала в иных отраслях в сфере коммунального комплекса. В тарифной заявке регионального оператора предложена численность 247,84 чел.

Представленное штатное расписание регулируемой организации на 01.01.2020 содержит перечень структурных подразделений по виду деятельности «Региональный оператор», в том числе в количестве: два договорных отдела (г. Владивосток, г. Артем и край) соответственно 16 и 31 штатных единиц, два отдела логистики (г. Владивосток, г. Артем и край) соответственно 5 и 23 штатные единицы, отдел расчетов потребителей численностью 17 штатных единиц, отдел развития 12 штатных единиц, отдел по работе с полигонами 3 штатные единицы, отдел внедрения раздельного сбора 3 штатные единицы, инженерно-технический отдел 9 штатных единиц, транспортный участок 79 штатных единиц. Таким образом, общая численность персонала составляет 209 штатных единиц, включая подразделение, осуществляющее транспортирование ТКО собственными силами регионального оператора.

Необходимо отметить, что согласно информации, размещенной в открытом доступе на сайте регионального оператора по обращению с ТКО КГУП «Приморский экологический оператор» по адресу http://spzv.ru/raskryitie-informatsii/ (Пояснения к бухгалтерской отчетности КГУП «ПЭО» за 2019 год), регулируемая организация по состоянию на 2019 год осуществляла следующие виды деятельности: утилизация, обработка и размещение ТКО, передача пара и горячей воды (тепловой энергии), управление эксплуатацией нежилого фонда, управление эксплуатацией жилого фонда.

Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 29.11.2018 № 64/2 (актуальная редакция от 28.11.2019) КГУП «Приморский экологический оператор» установлены предельные тарифы на захоронение ТКО.

КГУП «ПЭО» за 2019 год показывает сведения о выручке от продажи по видам товаров, работ, услуг: утилизация ТБО, реализация вторсырья, вывоз ТКО, КГО, СМ, захоронение КГМ и СМ, прочие.

Исходя из сведений, представленных в разделе «Доходы», организация получает, в том числе доходы от основной деятельности по обслуживанию жилого фонда, получает прочие доходы (аренда помещения, услуги за выполненные работы).

С учетом представленных Органом регулирования фактических документов КГУП «ПЭО» (штатное расписание на 01.01.2020, Положение о премировании от 14.08.2019), регулируемая организация в 2020 году осуществляет несколько видов деятельности.

При расчете численности АУП в части общего руководства деятельностью КГУП «ПЭО» (согласно штатному расписанию на 01.01.2020 - 12 штатных единиц) Органом регулирования учтена доля указанного персонала, относимого на деятельность регионального оператора, в размере 65 %.

В статье «Расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО» Органом регулирования учтен весь фонд оплаты труда КГУП «ПЭО» по виду деятельности «Региональный оператор», в том числе в части структурного подразделения «Транспортный участок», штатная численность которого составляет 79 единиц и обеспечивает функции по транспортированию ТКО.

Исходя из пункта 90 Основ ценообразования № 484 и пунктов 87, 88 Методических указаний № 1638/16 расходы на сбор и транспортирование ТКО и расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО являются разными статьями расходов, в связи с чем должны учитываться при расчете НВВ регионального оператора обособленно.

Учитывая вышеизложенное, ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования корректно сформировать экономически обоснованные расходы по заключению и обслуживанию договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО, исключив из данной статьи расходы на оплату труда работников, имеющих функционал по сбору и транспортированию ТКО, включив эти расходы в экономически обоснованном размере в статью «Расходы на транспортирование ТКО» в составе НВВ Регионального оператора и отразив соответствующий расчет и анализ в экспертном заключении.

1.2. Расходы на диспетчерское обслуживание и прием обращений от потребителей по вопросам ТКО.

В соответствии с Экспертным заключением в составе НВВ КГУП «ПЭО» Органом регулирования учтены расходы на диспетчерское обслуживание и прием обращений от потребителей в размере 6,0 млн. руб. согласно проекту договора.

Проект представленного договора и проект технического задания на диспетчерское обслуживание предусматривает выполнение услуг по диспетчерскому обслуживанию, приему обращений от потребителей, в том числе физических лиц и представителей юридических лиц.

В то же время в соответствии с Экспертным заключением в составе необходимой валовой выручки КГУП «ПЭО» Органом регулирования учтены расходы на услуги расчетно-кассового центра для обслуживания физических лиц Приморского края в размере 170,68 млн.руб. по договору с ООО «Матрикс», согласно которому перечень оказываемых услуг включает:

    • обслуживание абонентов, в том числе очное и заочное, ответы на все обращения;

    • диспетчерский центр, в том числе прием обращений средствами колл-центра, личного кабинета на сайте заказчика, мобильного приложения.

Одновременно в составе НВВ КГУП «ПЭО» Органом регулирования учтены расходы на оплату труда работников предусмотренных в штатном расписании регионального оператора договорных отделов, отдела расчетов потребителей общей численностью 47 и 17 штатных единиц в части взаимодействия с прочими потребителями-юридическими лицами.

С учетом наличия в составе НВВ Регионального оператора расходов на выполнение функций (услуг) диспетчерского центра, в том числе по приему обращений и обслуживанию абонентов, по договору с ООО «Матрикс» (физические лица) и силами собственного персонала регионального оператора (юридические лица), расходы на диспетчерское обслуживание и прием обращений от потребителей в размере 6,0 млн. руб. являются дублирующими. Указанное не соответствует подпункту «б» пункта 12 Основ ценообразования № 484 и пункту 22 Правил регулирования № 484.

С учетом вышеизложенного, ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования исключить экономически необоснованные расходы на диспетчерское обслуживание и прием обращений от потребителей по вопросам ТКО в размере 6,0 млн. руб., излишне учтенные Органом регулирования в составе необходимой валовой выручки регионального оператора КГУП «ПЭО» 2020 года, при установлении тарифов на очередной регулируемый период, отразив исключение указанной суммы в экспертном заключении.

1.3. Расходы на поставку компьютерного оборудования, закупку информационных программ и организацию рабочих мест сотрудников.

Согласно Экспертному заключению указанные расходы учтены Органом регулирования в составе НВВ КГУП «ПЭО» на 2020 год в размере 47 811,04 тыс. руб.

В соответствии с приведенным расчетом указанные расходы регулируемой организации включают приобретение, в том числе компьютеров, МФУ, моноблоков, серверов, офисной мебели.

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификатор основных средств № 1).

В соответствии с пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, и пунктом 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина Российской Федерации от 13.10.2003 № 91н, к основным средствам относятся, в том числе измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности и прочие соответствующие объекты. Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением ПБУ 6/01.

Согласно Классификатору основных средств № 1 машины офисные прочие, включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним; серверы различной производительности; сетевое оборудование локальных вычислительных сетей; системы хранения данных; модемы для локальных сетей; модемы для магистральных сетей относятся ко второй группе (имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно); машины офисные и оборудование, кроме компьютеров и периферийного оборудования, относятся к четвертой группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).

С учетом вышеизложенного, ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования осуществить дополнительный анализ расходов на приобретение офисного оборудования и мебели, поставленных регулируемой организацией на бухгалтерский учет в качестве основных средств, подлежащих амортизации, и определить расходы на указанные основные средства на экономически обоснованном уровне исходя из максимального срока их полезного использования, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, исключив при наличии оснований экономически необоснованную величину указанных расходов, излишне учтенную в составе НВВ регионального оператора КГУП «ПЭО» на 2020 год, при тарифном регулировании на очередной регулируемый период.

2. Расходы на транспортирование ТКО.

В соответствии с пунктом 3 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 №  1133 (далее   – Правила проведения торгов № 1133), цены на услуги по  транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях: а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации; б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором (далее – соглашение).

Согласно пункту 4 Правил проведения торгов № 1133 торги проводятся в форме аукциона в электронной форме (далее – аукцион) в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44), с учетом особенностей, предусмотренных Правилами проведения торгов № 1133.

В соответствии с пунктом 10 Правил проведения торгов № 1133 региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных:

а) подпунктом «а» пункта 3 Правил проведения торгов № 1133 – в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;

б) подпунктом «б» пункта 3 Правил проведения торгов № 1133 – в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 88 Методических указаний № 1638/16 расходы на  транспортирование ТКО формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию ТКО в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование ТКО, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование ТКО, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования № 484.

Согласно подпункту (е) пункта 8 Правил регулирования № 484 к заявлению об установлении тарифов в числе обосновывающих материалов прилагается расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16.

С учетом вышеприведенных положений регулируемая организация обязана представить в подтверждение расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, в том числе расходов на  транспортирование ТКО, приложение экономического обоснования исходных данных.

Таким образом, Правила проведения торгов № 1133 регламентируют порядок проведения торгов, цена по которым при заключении договоров между региональным оператором и операторами по транспортированию ТКО в последствии подлежит анализу со стороны органа регулирования на предмет экономической обоснованности складывающихся затрат.

Стоимость расходов по транспортированию ТКО по заключенным по результатам конкурсных процедур договорам между региональным оператором и операторами по транспортированию ТКО подлежит анализу со стороны органа регулирования на предмет выявления причин отклонения стоимости транспортирования ТКО, принятой в составе необходимой валовой выручки регионального оператора исходя из цены, сложившейся по результатам проведения конкурсных процедур, от фактической стоимости, сложившейся в рамках осуществления деятельности по транспортированию ТКО, в том числе в рамках изменения параметров территориальной схемы, изменения объемных показателей.

Вместе с тем, если по итогам проведения конкурсных процедур торги были признаны несостоявшимися и тем самым не способствовали установлению цены на транспортирование ТКО на экономически обоснованном уровне, расходы на транспортирование подлежат дополнительному анализу со стороны органов тарифного регулирования при установлении тарифа на услугу регионального оператора.

В силу пункта 22 Правил регулирования № 484 экономически необоснованные расходы при установлении тарифов подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

В этой связи при рассмотрении предложения регионального оператора об установлении единого тарифа орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов проводит в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования № 484, пунктами 12 и 14 Основ ценообразования № 484 и пунктом 88 Методических указаний № 1638/16 экспертизу представленных в составе предложения документов и материалов, в том числе анализирует ранее действовавшие цены на услуги по транспортированию ТКО, а также проводит сравнительный анализ со стоимостью услуг других организаций, осуществляющих аналогичную деятельность в данной сфере в сопоставимых условиях (организаций, осуществляющих транспортирование ТКО, региональных операторов, в том числе в иных субъектах Российской Федерации) в  целях соблюдения подпункта «б» пункта 12 Основ ценообразования № 484 и недопущения учета расходов, связанных с приобретением регулируемой организацией товаров по завышенным ценам и в завышенных объемах.

Согласно Экспертному заключению в состав необходимой валовой выручки Регионального оператора КГУП «ПЭО» на 2020 год Органом регулирования включены расходы на транспортирование ТКО в размере 1 569 686,77 тыс. руб. согласно представленным договорам, заключенным по результатам проведения электронных аукционов, а также расходы на транспортирование ТКО собственными силами регионального оператора.

Расходы на транспортирование ТКО составляют 66,3 % в составе НВВ Регионального оператора (1 569,7 млн. руб. из 2 368,5 млн. руб.).

Органом регулирования в обоснование расходов на транспортирование ТКО представлены в составе тарифного дела копии следующих договоров:

Наименование организации

Реквизиты договора

Срок действия договора (лет)

Цена договора, руб.

Масса ТКО по договору, тонн

Стоимость 1 тонны

ООО «Капитал»

0520600005119000002

1

27 348 720

9 767

2800

ООО «Даль-ЭКО»

0520600005119000013

2

231 230 695

88 798

2604

ООО «Эко-Сервис»

0520600005119000007

1

113 460 249

40 546

2798,3

ООО «Чистый город»

0520600005119000010

2

232 634 920

83 084

2800

ООО «Чистый сервис НСК»

0520600005119000009

2

106 409 436

38 003

2800

ООО «Экологическое предприятие «Город Н»

0520600005119000011

2

178 337 908

63 692

2800

ООО «Даль-ЭКО»

0520600005119000012

2

246 457 036

88 020

2800

ООО «Чистый сервис НСК»

0520600005119000008

2

288 955 800

103 199

2800

ООО «ТЭК»

0520600005119000023

1

63 489 888

22 904

2772

ООО «Спецавтохозяйство»

0520600005119000036

1

105 345 240

37 623

2800

ООО «Комфорт-Сервис»

0520600005119000037

1

16 411 640

5 861

2800

ООО «Автодор-Ливадия»

0520600005119000038

1

12 766 040

4 559

2800

ООО «ТЭК»

0520600005119000056

1

18 139 646

6 511

2786

ООО «ГМК»

0520600005119000058

2

205 762 480

73 487

2800

Всего в расчете на 1 год

 

1 101 855 560

 

 

Расчет расходов на транспортирование ТКО собственными силами регионального оператора в Экспертном заключении и в представленных Органом материалах тарифного дела отсутствует.

Дополнительно ФАС России выявлено следующее.

Согласно сведениям, размещенным на сайте https://zakupki.kontur.ru, из 14-ти аукционов на право заключения договора на транспортирование ТКО, проведенных КГУП «ПЭО», только по двум аукционы признаны состоявшимися, договоры заключены с победителями аукционов со снижением от начальной максимальной цены контракта на 7 % по лоту № 0520600005119000013 и на 1 % по лоту № 0520600005119000023.

Остальные 12 аукционов признаны несостоявшимися по причине подачи единственной заявки. По 11-ти из 12-ти данных лотов цена в представленной копии договора указана на уровне начальной максимальной цены соответствующих аукционов. По лоту № 0520600005119000056 снижение цены договора от начальной максимальной цены контракта составило 0,5 %.

 

В Экспертном заключении отсутствует анализ Органа регулирования расходов на транспортирование ТКО, в том числе сравнительный анализ ранее действовавших цен на услуги по транспортированию ТКО до начала деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, стоимости услуг других организаций, осуществляющих аналогичную деятельность в данной сфере в сопоставимых условиях.

Таким образом, Органом регулирования расходы на транспортирование ТКО в составе НВВ Регионального оператора сформированы без надлежащего анализа их экономической обоснованности.

Учитывая вышеизложенное, а также поскольку по итогам проведения конкурсных процедур большинство аукционов были признаны несостоявшимися, тем самым не способствовали установлению цены по транспортированию ТКО на  экономически обоснованном уровне, ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования осуществить дополнительный анализ расходов на транспортирование ТКО в соответствии с требованиями Основ ценообразования № 484, исключить по результатам указанного анализа при наличии оснований излишне учтенные расходы из состава необходимой валовой выручки Регионального оператора при очередном тарифном регулировании, отразив в экспертном заключении анализ экономической обоснованности данной статьи затрат.

3. Расходы на обслуживание мусоросортировочных комплексов.

Согласно Экспертному заключению в необходимую валовую выручку Регионального оператора КГУП «ПЭО» на 2020 год Органом регулирования включены расходы на обслуживание мусоросортировочных комплексов в размере 27 483,49 тыс. руб.

Согласно терминологии Закона № 89-ФЗ сортировка отходов является составляющей обработки отходов. Обработка ТКО в соответствии с Законом № 89-ФЗ подлежит государственному тарифному регулированию.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с ТКО, за  исключением случая, предусмотренного пунктом 6(1) Основ ценообразования № 484, с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе ТКО.

В силу пункта 6(1) Основ ценообразования № 484, в случае если регулируемая организация, осуществляющая захоронение ТКО, осуществляет их обработку с  использованием объектов обработки ТКО, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, тариф на обработку ТКО для такой регулируемой организации не устанавливается. При этом расходы на обработку ТКО учитываются при установлении тарифа на захоронение ТКО.

Тарифы устанавливаются регулируемым организациям отдельно на каждый вид регулируемой деятельности, предусмотренный пунктом 6 Основ ценообразования № 484:

  • региональному оператору по обращению с ТКО единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО;

  • оператору по обращению с ТКО тариф на обработку ТКО, тариф на обезвреживание ТКО, тариф на захоронение ТКО.

Исходя из приведенных положений региональному оператору по обращению, осуществляющему также регулируемую деятельность по обработке ТКО, обезвреживанию ТКО, захоронению ТКО, устанавливается как единый тариф на услугу регионального оператора, так и тарифы соответственно на услугу по обработке ТКО, обезвреживанию ТКО, захоронению ТКО.

Согласно пункту 85 Методических указаний № 1638/16 расчет единого тарифа регионального оператора по обращению с ТКО осуществляется по формуле (42).

При этом в случае, если региональный оператор в соответствии с территориальной схемой самостоятельно осуществляет обработку, обезвреживание и (или) захоронение ТКО, то расходы на оказание соответствующих услуг, а также объем таких услуг учитываются при расчете единого тарифа регионального оператора в соответствии с главами I–V Методических указаний № 1638/16 в составе показателя .

Главы I–V Методических указаний № 1638/16 предусматривают порядок расчета тарифов для операторов по обращению с ТКО на услуги по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.

Таким образом, расходы регионального оператора на обработку ТКО учитываются при расчете единого тарифа регионального оператора в составе статьи «расходы регионального оператора по обезвреживанию, обработке, захоронению ТКО на объектах, используемых для обращения с ТКО», рассчитанной согласно формуле (44) Методических указаний № 1638/16 исходя из установленных для него соответствующих предельных тарифов на обработку ТКО/на захоронение, включающее обработку ТКО (или цен, не превышающих установленные предельные тарифы) и соответствующего объема/массы ТКО.

Учитывая вышеизложенное органу регулирования необходимо учесть данные обстоятельства при соответствующем тарифном регулировании в отношении КГУП «ПЭО» на очередной период регулирования.

4. Расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание.

В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования № 484 в составе НВВ регионального оператора учитываются расходы на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержание в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

Таким образом размер расходов на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание является производной величиной от величины НВВ регионального оператора.

 

С учетом вышеизложенного ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования осуществить расчет расходов на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание исходя из размера НВВ, рассчитанного в экономически обоснованном размере в соответствии с замечаниями, указанными в настоящем предписании, отразив соответствующий расчет в экспертном заключении.

5. Расчетная предпринимательская прибыль.

В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования № 484 при установлении (корректировке) тарифов в области обращения с ТКО на 2018 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации не устанавливается для регулируемой организации:

– являющейся некоммерческой организацией, государственным или муниципальным унитарным предприятием;

– владеющей объектом (объектами) в области обращения с ТКО исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет.

В силу Основ ценообразования № 484 под регулируемой организацией понимаются оператор по обращению с ТКО, региональный оператор по обращению с ТКО, осуществляющие регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО.

Согласно Экспертному заключению в составе НВВ Регионального оператора КГУП «ПЭО» учтена расчетная предпринимательская прибыль в размере 21 981,82 тыс. руб., что не соответствует пункту 39 Основ ценообразования № 484.

С учетом вышеизложенного ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования исключить излишне учтенную в составе НВВ регионального оператора КГУП «ПЭО» на 2020 год расчетную предпринимательскую прибыль в размере 21 981,82 тыс. руб. при тарифном регулировании на очередной регулируемый период, отразив исключение указанной суммы в экспертном заключении.

Таким образом, ФАС России выявлено нарушение Агентством положений нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере тарифного регулирования, а именно Основ ценообразования № 484, Правил регулирования № 484, Методических указаний № 1638/16, что привело к завышению единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, установленных в отношении КГУП «ПЭО».

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» и «д» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать орган исполнительной власти Приморского края в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами нарушившим пункты 12, 14, 39 Основ ценообразования № 484, пункты 85, 88 Методических указаний № 1638/16, пункты 17, 18 Правил регулирования № 484 при установлении предельных единых тарифов регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами КГУП «Приморский экологический оператор» на территории Приморского края на 2020 год.

2. В срок до 20.12.2020 органу исполнительной власти Приморского края в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно:

2.1. определить расходы регионального оператора КГУП «Приморский экологический оператор» на оплату труда и отчисления на социальные нужды персонала 2020 года на экономически обоснованном уровне в составе статей «Расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО» и «Расходы на транспортирование ТКО» соответственно, отразив анализ и расчет в экспертном заключении в соответствии с пунктом 1.1 мотивировочной части настоящего предписания;

2.2. исключить экономически необоснованные расходы на диспетчерское обслуживание и прием обращений от потребителей по вопросам ТКО в размере 6,0 млн. руб, излишне учтенные органом регулирования в составе необходимой валовой выручки регионального оператора КГУП «Приморский экологический оператор» на 2020 год, при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по  обращению с твердыми коммунальными отходами на очередной период регулирования, отразив исключение указанной суммы в экспертном заключении в соответствии с пунктом 1.2 мотивировочной части настоящего предписания;

2.3. провести дополнительный анализ и определить расходы регионального оператора КГУП «Приморский экологический оператор» на приобретение офисного оборудования и мебели, поставленных регулируемой организацией на бухгалтерский учет в качестве основных средств, на экономически обоснованном уровне исходя из максимального срока полезного использования указанных основных средств, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, исключив при наличии оснований излишне учтенную в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2020 год экономически необоснованную величину расходов по данной статье при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на очередной период регулирования, и отразив расчет и исключение необоснованных расходов в экспертном заключении в соответствии с пунктом 1.3 мотивировочной части настоящего предписания;

2.4. провести дополнительный анализ и определить расходы КГУП «Приморский экологический оператор» на транспортирование ТКО на экономически обоснованном уровне в соответствии с требованиями Основ ценообразования № 484, исключив по результатам указанного анализа при наличии оснований излишне учтенные в составе необходимой валовой выручки на 2020 год расходы по данной статье при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на очередной период регулирования, и отразив соответствующий анализ и исключение необоснованных расходов в экспертном заключении в соответствии с пунктом 2 мотивировочной части настоящего предписания;

2.5. осуществить расчет расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание исходя из экономически обоснованной величины необходимой валовой выручки КГУП  «Приморский экологический оператор», рассчитанной с учетом исполнения пунктов 2.1-2.4 резолютивной части настоящего предписания в соответствии с пунктом 4 мотивировочной части настоящего предписания, отразив соответствующий расчет в экспертном заключении;

2.7. исключить расчетную предпринимательскую прибыль в размере 21 981,82 тыс. руб., излишне учтенную в составе необходимой валовой выручки регионального оператора КГУП «Приморский экологический оператор» на 2020 год, из необходимой валовой выручки при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на очередной период регулирования и отразить исключение указанной суммы в экспертном заключении в соответствии с пунктом 5 мотивировочной части настоящего предписания.

3. Органу исполнительной власти Приморского края в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами учесть результаты исполнения пункта 2 резолютивной части настоящего предписания в расчете экономически обоснованной необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами КГУП «Приморский экологический оператор» на территории Приморского края при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на очередной период регулирования, отразив расчет в экспертном заключении в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования № 484.

4. Органу исполнительной власти Приморского края в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами рассчитать, установить и ввести в действие с 01.01.2021 экономически обоснованные предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Приморского края КГУП «Приморский экологический оператор» с учетом результата исполнения пункта 3 резолютивной части настоящего предписания.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Приморского края в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного в пункте 5 резолютивной части настоящего предписания, представить в ФАС России надлежащим образом заверенные копии:

протокола заседания коллегиального органа, на котором принималось решение во исполнение настоящего предписания;

экспертного заключения по результатам установления предельного единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами К ГУП «Приморский экологический оператор» на территории Приморского края, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания, с  приложениями смет (калькуляций) по расчетам необходимой валовой выручки с указанием всех входящих в нее статей затрат, и объемов реализации услуг (в том числе в среднем по году) в формате Excel, а также иных имеющихся расчетов в   формате Excel, выполненных органом регулирования при формировании необходимой валовой выручки регулируемой организации;

решения об установлении предельных единых тарифов регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами КГУП  «Приморский экологический оператор».

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Агентство по тарифам Приморского края
ИНН 2540069025, ОГРН 1022502269790