Предписание №СП/109235/19 о выявлении нарушения законодательства при установлении един... от 12 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы XXXXXXXXXXXXXXXX, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о  государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрев материалы, связанные с  установлением предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края Пермское краевое государственное унитарное предприятие «Теплоэнерго» на 2019 год,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  30.05.2016 № 484 (далее – Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее Методические указания № 1638/16).

ПК ГУП «Теплоэнерго» ведет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на основании Соглашения об  организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края между Региональной службой по  тарифам Пермского края и ПК ГУП «Теплоэнерго» от 02.11.2018 № СЭД-46-01-11-1.

ПК ГУП «Теплоэнерго» (далее также Региональный оператор) находится на общей системе налогообложения, 2019 год является первым периодом регулирования Регионального оператора.

Органом регулирования тарифов на момент установления предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО ПК ГУП «Теплоэнерго» в декабре 2018 года являлась Региональная служба по  тарифам Пермского края (далее – Орган регулирования). В настоящее время данные функции выполняет Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края.

ФАС проанализированы представленные Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края экспертное заключение и материалы тарифного дела по  расчету предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по  обращению с ТКО для ПК ГУП  «Теплоэнерго» на территории Пермского края на  2019 год ФАС России, выявлено следующее.

Постановлениями Региональной службы по тарифам Пермского края от  20.12.2018 № 53-о «О предельном едином тарифе регионального оператора по  обращению с твердыми коммунальными отходами Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» на территории Пермского края» (в редакции постановления от 28.12.2018 № 58-о) утверждена производственная программа ПК ГУП  «Теплоэнерго» на 2019 год и установлены предельные единые тарифы на  услугу регионального оператора по обращению с  ТКО на 2019 год.

Действующие в настоящее время предельные единые тарифы ПК ГУП «Теплоэнерго» на 2019 год в размере 5 299,25 руб. (с НДС) за 1 тонну и 4 416,04 руб. (без НДС) за 1 тонну, а также показатели производственной программы на 2019 год утверждены постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31.05.2019 № 41-о.

 

1. Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 484 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в  сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования № 484, орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в  части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

При этом согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

В соответствии с экспертным заключением в составе необходимой валовой выручки ПК ГУП «Теплоэнерго» учтена численность административно-управленческого персонала в количестве 105 человек, что соответствует тарифной заявке ПК ГУП «Теплоэнерго».

Расходы на оплату труда рассчитываются согласно приложению 5 к  Методическим указаниям № 1638/16 исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, увеличенной на тарифный коэффициент, доплаты и премирование.

Согласно экспертному заключению и пояснениям Органа регулирования расчет расходов на оплату труда производился на основании штатного расписания, Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы (далее – ОТС), Положения об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах ПК ГУП  «Теплоэнерго» от  2013 года.

В частности, при определении расходов на оплату труда административно-управленческого персонала ПК ГУП  «Теплоэнерго» на 2019 год учтена среднемесячная начисленная заработная плата одного сотрудника в размере 71 996,01 руб., рассчитанная, в том числе исходя из:

– минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда – 9 568 руб., принятой в соответствии с ОТС;

– доплат, за совмещение профессий, за сверхурочную работу, за работу в  выходные дни в размере 35 % (согласно пункту 2.8.2.1 ОТС доплаты (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и  (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, определяются в размере не менее 12,5 процента тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда. В соответствии с пунктом 2.1 Положения об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах ПК ГУП  «Теплоэнерго» от 2013 года в компании устанавливается 2 вида доплат: при совмещении профессий (должностей) или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника; за сверхурочную работу, за работу в выходные дни. Размер доплаты устанавливается Директором компании и зависит от объема выполняемой работы. Таким образом применение доплат в размере 35 % в Экспертном заключении не обосновано);

– премирования в размере 110 % от установленного штатным расписанием должностного оклада (согласно пункту 2.8.2.4 ОТС премии за основные результаты производственно-хозяйственной (финансово-хозяйственной) деятельности определяются в размере, установленном коллективным договором, локальным нормативным актом в пределах 50% тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда. При наличии финансовой возможности, работодатель может увеличить размер премии. Согласно Положению об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах ПК ГУП «Теплоэнерго» от 2013 года размер премий и периодичность ее выплаты утверждается директором. При этом в Положении не приводятся показатели, достижение которых соответствует уровню премирования. Значительные доплаты, предусматриваемые в расчете тарифа, но не увязанные с показателями качества и эффективности деятельности регионального оператора в целом и его сотрудников в частности, представляют собой экономически необоснованную систему материального стимулирования. Таким образом, премирование в  размере 110 % от установленного штатным расписанием должностного оклада в экспертном заключении не обосновано);

– уральского районного коэффициента в размере 15 %.

В этой связи, расчет среднемесячной начисленной заработной платы одного сотрудника и применяемые параметры расчета (размер премирования и  доплат) в экспертном заключении и материалах тарифного дела не  обоснованы.

При этом для анализа обоснованности предлагаемого уровня заработной платы необходимо учитывать размер средней заработной платы в субъекте Российской Федерации по соответствующему виду деятельности по данным Федеральной службы государственной статистики за предыдущий год с учетом его индексации в соответствии с базовым вариантом Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Согласно данным Единой межведомственной информационно-статистической системы среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по Пермскому краю по виду деятельности «Сбор отходов» за 2017 год составила 23 401,3 руб., с учетом индексов потребительских цен, предусмотренных Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года (далее – Прогноз), – 25 138,7 руб. По виду деятельности «Сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья» – 25 079,4 руб., с учетом индексов потребительских цен, предусмотренных Прогнозом, – 26 941,3 руб., что на 62,6 % ниже учтенной органом регулирования при установлении единого тарифа для Регионального оператора.

В нарушение пункта 17 и подпункта «а» пункта 18 Правил регулирования № 484 при определении расходов на оплату труда в экспертном заключении не  представлен анализ экономической обоснованности учтенного Органом регулирования размера заработной платы персонала, при этом итоговое расчетное среднегодовое значение заработной платы работников ПК ГУП  «Теплоэнерго», учтенное на 2019 год, значительно превышает значение средней заработной платы в Пермском крае по соответствующему виду деятельности за 2017 год с учетом его индексации в соответствии с базовым вариантом Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатываемого Министерством экономического развития Российской Федерации.

Кроме того, Органу регулирования для всестороннего анализа обоснованности предлагаемого уровня заработной платы в  ПК ГУП «Теплоэнерго» целесообразно было также учитывать данные статистики о размере средней заработной платы в субъекте Российской Федерации в целом, в том числе по категории персонала (АУП).

С учетом вышеизложенного ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования провести анализ расходов на оплату труда, включаемых в  состав необходимой валовой выручки Регионального оператора в соответствии с корректными параметрами ОТС, а также с учетом величины средней заработной платы, сложившейся в субъекте Российской Федерации по соответствующему виду деятельности (категории административно-управленческого персонала) по данным Федеральной службы государственной статистики за последний год, за который имеются данные на момент принятия тарифного решения, с учетом его индексации в соответствии с базовым вариантом Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации.

 

2. В соответствии с пунктом 87 Методических указаний № 1638/16 в  составе собственных расходов регионального оператора учитываются расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО.

В соответствии с экспертным заключением и пояснениями Органа регулирования в составе необходимой валовой выручки ПК ГУП «Теплоэнерго» учтены затраты на услуги биллинга в размере 311 082,71 тыс. руб.

Согласно пояснениям Органа регулирования в составе тарифного дела имеются коммерческие предложения ОАО «Комплексный расчетный центр – Прикамье» на сумму 311 082,706 тыс. руб. и ООО «Центр жилищных расчетов» на сумму 308 843, 841 тыс. руб. К расчету было принято предложение ОАО  «Комплексный расчетный центр – Прикамье».

В материалах тарифного дела, представленных письмом Министерства от  29.04.2019 № СЭД-46-01-16-32 представлены коммерческие предложения ООО  «Центр жилищных расчетов» от 08.11.2018 № 3816/18 на сумму 308 843, 841 тыс. руб. (с НДС) и ОАО «Комплексный расчетный центр – Прикамье» (без  номера и даты) на сумму 311 082,706 тыс. руб.

Коммерческое предложение ОАО «Комплексный расчетный центр – Прикамье» сформировано исходя из следующих условий: 8,80 руб., в т.ч. НДС, за  биллинг одного лицевого счета физического лица и 72,35 руб., в т.ч. НДС, за  биллинг 1 лицевого счета юридического лица, переменная часть – 2%, в т. ч. НДС, от суммы принятых платежей.

Таким образом, принятое в расчет коммерческое предложение ОАО  «Комплексный расчетный центр – Прикамье» было принято с учетом НДС.

В связи с тем, что ПК ГУП «Теплоэнерго» применяет общую систему налогообложения, учет расходов на биллинг должен был быть произведен без  учета «входного» НДС.

Кроме того, ФАС России по итогам мониторинга сайта zakupki.gov.ru выявлено, что ПК ГУП «Теплоэнерго» произведена закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по оказанию услуг биллинга в  отношении потребителей, находящихся в зоне деятельности регионального оператора на территории Пермского края (извещение № 31907420555).

Региональным оператором заключен договор от 14.02.2019 № 03-2019 с  ОАО  «Комплексный расчетный центр – Прикамье» сроком по 31.12.2019 на  сумму 263 542,73 тыс. руб. в том числе НДС из расчета: 8,20 руб. в том числе НДС, за 1 лицевой счет в месяц по потребителям – физическим лицам; 66,20 руб. в том числе НДС, за 1 лицевой счет в месяц по потребителям – юридическим лицам при условии доставки пакета платежных документов по почтовому адресу Потребителя; 44,00 руб. в том числе НДС, за 1 лицевой счет в месяц по  потребителям – юридическим лицам при условии доставки пакета платежных документов в электронном виде.

Кроме того согласно пункту 4.1.14. договора с ОАО «Комплексный расчетный центр – Прикамье» исполнитель по договору организует прием платежей потребителей за услуги по обращению с ТКО и дальнейшее перечисление средств заказчику. Стоимость услуг ОАО «Комплексный расчетный центр – Прикамье» составляет 1,6 % в том числе НДС от суммы наличных и  безналичных поступлений от потребителей – физических лиц.

Включение указанных средств в затраты при формировании единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО несет, во-первых, риски двойного учета средств на оплату комиссионного вознаграждения (один раз в составе тарифов на услугу регионального оператора по обращению с  ТКО, второй раз – в составе услуг исполнителя услуги по перечислению средств), во-вторых, ограничения конкуренции на финансовых рынках и права гражданина самостоятельно выбрать способ оплаты услуги регионального оператора по обращению с ТКО.

Учитывая изложенное, ФАС России считает необходимым органу регулирования при определении расходов на биллинг:

– исходить из заключенного договора от 14.02.2019 № 03-2019 с  ОАО «Комплексный расчетный центр – Прикамье» без учета НДС;

– исключить из расходов регионального оператора расходы на услуги ОАО  «Комплексный расчетный центр – Прикамье» по перечислению платежей за  услугу по обращению с ТКО.

ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования пересчитать необходимую валовую выручку Регионального оператора, исключив из состава расходов на биллинг необоснованно учтенные расходы.

 

3. В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 484 под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с ТКО плановых значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения ТКО.

Пунктами 16 и 17 Основ ценообразования № 484 также предусмотрено, что  необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

При определении необходимой валовой выручки учитываются расходы регулируемых организаций на реализацию предусмотренных инвестиционными и производственными программами регулируемых организаций мероприятий в  размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей эффективности.

Согласно экспертному заключению в необходимой валовой выручке ПК ГУП  «Теплоэнерго» в составе расходов по статье «Услуги связи, охраны, юридические, информационные услуги и др.» учтены, в том числе, следующие расходы:

затраты на направление договоров потребителям услуг, направление претензионных писем и пр. корреспонденции в размере 21 920,4 тыс. руб.;

расходы на услуги по информированию населения в размере 8 752,3 тыс. руб.

В составе расходов на услуги по информированию населения учтены следующие статьи.

3.1. Размещение информационных материалов на радиоканалах в размере 999,78 тыс. руб.

В соответствии с материалами тарифного дела стоимость услуг рассчитана как средняя стоимость по 3 коммерческим предложениям (ООО «РИЦ-Медиа», ИП Зартдинов А.М. и ООО «Диапазон 59»), которые не содержат указаний: учтен или не учтен в их стоимости НДС. Согласно дополнительным пояснениям Органа регулирования указанные организации применяют упрощенную систему налогообложения, в связи с чем в стоимости их услуг НДС не выделяется.

3.2. Информационные материалы на страницах газет в размере 842,5 тыс. руб.

В соответствии с пояснениями Органа регулирования и материалами тарифного дела стоимость услуг рассчитана как средняя стоимость по 3-м коммерческим предложениям (издательский дом «Компаньон», ООО «Российская Газета», ООО «Центр деловой информации»), в которых есть указание на расчет цены с учетом НДС 18/20 %, в связи с чем органом регулирования учет расходов в состав необходимой валовой выручки заложен без учета НДС.

3.3. Обновление и ведение сайта ПК ГУП «Теплоэнерго» в размере 1 910,0  тыс. руб.

Расчет произведен на основании коммерческого предложения ООО «Датакит», которое не содержит указаний: учтен или не учтен в их составе НДС. Согласно дополнительным пояснениям Органа регулирования указанные организации применяют упрощенную систему налогообложения, в связи с чем в стоимости их услуг НДС не выделяется.

3.4. Затраты на размещение материалов на телевидении в размере 16 533,3  тыс. руб.

В соответствии с пояснениями Органа регулирования и материалами тарифного дела стоимость услуг рассчитана как средняя стоимость по 3-м коммерческим предложениям (ООО «Агентство «Медиаинформ», ООО  «Рекламный центр», филиал ФГУП ВГТРК Пермь), в двух из которых есть указание на расчет цены с учетом НДС.

Вместе с тем органом регулирования учет расходов в составе необходимой валовой выручки произведен с учетом «входного» НДС.

3.5. Информационно-техническое сопровождение в размере 2 524,8  тыс.  руб.

В соответствии с пунктом 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по  обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в  установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на  1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и  текст типового договора.

В соответствии с пунктом 3.1 Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края, заключенного между Региональной службой по тарифам Пермского края и  ПКГУП  «Теплоэнерго» от 02.11.2018 (далее – Соглашение), Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с  Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем сайте в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Также Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и  текст типового договора (пункт 3.2 Соглашения).

Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства и Соглашения Региональный оператор должен обеспечить своевременное информирование потребителей о присвоении ему статуса регионального оператора, утверждении ему единого тарифа на услугу регионального оператора и условиях оказания услуги по обращению с ТКО.

Вместе с тем, Экспертное заключение в нарушение пунктов 17, 18 Правил регулирования № 484 не содержит оценки экономической обоснованности и целесообразности вышеперечисленных расходов по размещению информационных материалов в средствах массовой информации (радиоканалах, печатных изданиях, телевидении), консультационных услуг в размерах, заявленных Региональным оператором.

При этом необходимые расходы на заключение договоров с потребителями (направление договоров потребителям услуг, направление претензионных писем и пр. корреспонденции), а также расходы на сопровождение официального сайта Регионального оператора, расходы на обучение персонала также учтены в  составе необходимой валовой выручки Регионального оператора.

3.6. Консультационные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 5 000 тыс. руб.

В соответствии с пояснениями Органа регулирования и материалами тарифного дела стоимость услуг рассчитана как средняя стоимость по 3-м коммерческим предложениям (КП ООО «Спецтранссервис», ООО  «ТехнопаркПермь», ИП  Филимон А.В.), которые не содержат указаний: учтен или не учтен в их стоимости НДС.

В соответствии с пояснениями Органа регулирования в состав указанных работ входят: обзор форматов организации предоставления услуг, требования к  оптимизации маршрутов транспортирования ТКО, требования к повышению качества предоставляемых услуг, требования к используемым транспортным средствам, виды тарификации и способы определения цены услуг, обзор технологических решений поставщиков.

Экономическая обоснованность включения расходов на консультационные услуги в области обращения с ТКО в размере 5 000,00 тыс. руб. Органом регулирования не проанализирована на предмет избыточности таких расходов с учетом наличия в штатном расписании регионального оператора ПК ГУП «Теплоэнерго» отдела по контролю за обращением с ТКО и отдела новых технологий и проектов общей численностью 18 человек и отдела экономики, анализа и формирования бюджета с численностью 5 человек.

Учитывая вышеизложенное, ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования провести анализ экономической обоснованности и целесообразности величины принятых расходов по статье «Услуги связи, охраны, юридические, информационные услуги и др.» с учетом обязательств ПК ГУП  «Теплоэнерго», предусмотренных действующим федеральным и региональным законодательством, Соглашением, произвести расчет расходов по статье «Услуги связи, охраны, юридические, информационные услуги и др.», исключив из необходимой валовой выручки Регионального оператора излишне учтенные расходы, выявленные по результатам указанного анализа, а также исключив расходы на консультационные услуги в области обращения с ТКО в  размере 5 000,00  тыс. руб. как экономически необоснованные.

 

4. В соответствии с экспертным заключением в составе необходимой валовой выручки Регионального оператора на 2019 год предусмотрена статья «Расходы на сырье и материалы», в составе которой учтены расходы на  оборудование рабочих мест сотрудников ПК ГУП «Теплоэнерго» в размере 25 147,03 тыс. руб., в том числе расходы на приобретение серверного оборудования в размере 14 936,312  тыс. руб.

В материалах тарифного дела представлено обоснование производственных расходов, отраженных в пункте 1.1 приложения 4 к тарифной заявке на общую сумму 32 407,77 тыс. руб.

В соответствии с указанным обоснованием рассчитана средняя цена на  приобретение серверного оборудования по коммерческим предложениям в  размере 4 978,77 тыс. руб., потребность – 1 единица, суммарная стоимость – 14 936,312 тыс. руб. (рассчитана на 3 единицы серверного оборудования).

В соответствии с представленными в материалах тарифного дела коммерческими предложениями цена организаций-поставщиков рассчитана на  поставку серверного оборудования в количестве 2 единиц, системы хранения данных, программного обеспечения и др. на общую сумму от 4 909,7 тыс. руб. до  4 985,2 тыс. руб.

Таким образом в нарушение пунктов 17, 18 Правил регулирования № 484 Органом регулирования в экспертном заключении расходы на оборудование рабочих мест сотрудников и приобретение серверного оборудования не  проанализированы с точки зрения их экономической обоснованности и  недопущения их избыточности.

Согласно дополнительных пояснений Органа регулирования расходы на серверное оборудование предусматривают три комплекта оборудования (в количестве двух единиц каждое: основное+резервное) с разным назначением и отсутствием взаимозаменяемости с учетом специфики организации услуг регионального оператора по обращению с ТКО и контроля работы операторов по обращению с ТКО.

Учитывая изложенное, ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования провести анализ экономической обоснованности величины учтенных расходов на оборудование рабочих мест сотрудников и приобретение серверного оборудования по статье «Расходы на сырье и материалы», отразив результаты указанного анализа в экспертном заключении и при наличии оснований исключив излишне учтенные в составе необходимой валовой выручки Регионального оператора расходы.

 

5. В соответствии с соглашением о предоставлении из бюджета Пермского края субсидии Пермскому краевому государственному унитарному предприятию «Теплоэнерго» на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 29.11.2018 № СЭД-31-02-1-10-50 (далее – Соглашение о субсидии), а также приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 29.11.2018 № СЭД-31-02-2-2-1554 было принято решение о  предоставлении Пермскому краевому государственному унитарному предприятию «Теплоэнерго» субсидии в размере 123 489 тыс. руб. на  финансовое обеспечение затрат по обращению с ТКО в целях организации и обеспечения его деятельности.

В приложении № 1 к Соглашению о субсидии представлен расчет размера субсидии на финансовое обеспечение затрат по обращению с ТКО в целях организации и обеспечения деятельности, в том числе исходя из единовременных расходов (приобретение мебели, оргтехники, программного обеспечения, серверного оборудования, спецавтотранспорта для вывоза ТКО, вознаграждение за предоставление банковской гарантии, автоматизация процесса управления, информирование населения) в размере 121 974,95  тыс. руб.

Кроме того в расчете в приложении № 1 к Соглашению о субсидии было предусмотрено на оплату труда и начисления, а также на оплату товаров, работ, услуг (аренда, транспорт, связь, почтовые расходы, приобретение материальных запасов) 1 219,26 тыс. руб.

По информации Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 29.05.2019 № СЭД-П31-02-2-14-42, выплаты по  расходам за счет средств субсидии на конец 2018 года составили 2 159,74  тыс. руб., что подтверждается соответствующим отчетом ПК ГУП  «Теплоэнерго», кроме того объем обязательств, принятых и  неоплаченных в 2018 году составил 90,00 тыс. руб. Неиспользованный остаток субсидии в соответствии с пунктом 4.3.11. Соглашения о субсидии был возвращен ПК ГУП «Теплоэнерго» в доход бюджета Пермского края.

Информация о дополнительно полученных Региональным оператором соответствующих субсидиях в течение 2019 года у ФАС России отсутствует.

Таким образом в нарушение пунктов 17, 18 Правил регулирования № 484 Органом регулирования в Экспертном заключении не проанализированы расходы, осуществленные за счет бюджетных средств, с точки зрения недопущения их дублирования при формировании расходов по соответствующим статьям в необходимой валовой выручке регионального оператора.

Пояснения по использованию указанной субсидии Органом регулирования представлены в ФАС дополнительно.

С учетом вышеизложенного ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования провести анализ расходов, осуществленных ПК ГУП  «Теплоэнерго» за счет средств целевых субсидий из бюджета Пермского края, отразив его в экспертном заключении и при наличии оснований исключив излишне учтенные в составе необходимой валовой выручки Регионального оператора расходы.

 

6. Согласно пункту 90 Основ ценообразования № 484 в необходимую валовую выручку регионального оператора включаются, в том числе расходы, связанные со сбором и транспортированием ТКО.

В составе необходимой валовой выручки ПК ГУП «Теплоэнерго» расходы на транспортирование ТКО составляют 68, 95% (2 181,95 тыс. руб.). Органом регулирования затраты по данной статье учтены в размере, заявленном Региональным оператором.

Согласно экспертному заключению расходы сформированы на основании итогов проведенных Региональным оператором торгов (электронного аукциона) по 11-ти лотам, включающим в себя все муниципальные образования края. По двум лотам (№4 и №9) торги признаны несостоявшимися.

Согласно пункту 88 Методических указаний № 1638/16 расходы на транспортирование ТКО формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию ТКО в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование ТКО, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование ТКО, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования № 484.

В силу пункта 12 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях, из необходимой валовой выручки должны быть исключены.

Согласно подпункту «е» пункта 8 Правил регулирования № 484 к заявлению об установлении тарифов прилагается, в том числе расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями.

Таким образом, регулируемая организация обязана представить в подтверждение расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, в том числе расходов на транспортирование ТКО, приложение экономического обоснования исходных данных.

В соответствии с пунктом 4 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133, торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом особенностей, предусмотренных данными правилами.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.

В экспертном заключении и материалах тарифного дела отсутствует анализ экономического обоснования начальной (максимальной) цены контракта в отношении всех заявленных на торги лотов, в том числе анализ всех составляющих цены контракта (оплата труда, топливо, производственные расходы, общехозяйственные расходы и др.).

Учитывая вышеизложенное ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования провести анализ экономической обоснованности величины расходов на сбор и транспортирование ТКО, отразив результаты указанного анализа в экспертном заключении и при наличии оснований исключив излишне учтенные в составе необходимой валовой выручки Регионального оператора расходы.

 

7. В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования № 484 и  пунктом 85 Методических указаний № 1638/16 при расчете единого тарифа регионального оператора по обращению с ТКО необходимая валовая выручка включает, в том числе расходы регионального оператора по захоронению ТКО на объектах, используемых для обращения с ТКО.

Необходимая валовая выручка при установлении единого тарифа Регионального оператора сформирована, в том числе с учетом затрат на оплату услуг по захоронению ТКО, в соответствии с установленными Органом регулирования тарифами операторов по обращению с ТКО Пермского края.

В соответствии с пунктом 4 Правил регулирования № 484 тарифы вводятся в действие с начала очередного календарного года на срок не менее 12 месяцев и  течение этого срока не пересматриваются, за исключением закрытого перечня случаев.

Пунктом 25 Правил регулирования № 484 регламентировано, что решение об установлении тарифов не имеет обратной силы.

7.1. По итогам рассмотрения материалов, связанных с установлением тарифа на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов, оказываемые ООО «Буматика» (Краснокамский район) на территории Пермского края, на  2018  год, на период 2019-2021 годы, ФАС России выявлены нарушения со  стороны Органа регулирования законодательства Российской Федерации в  области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Предписанием ФАС России от 11.11.2019 № СП/98778/19 органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами предписано устранить выявленные нарушения.

С учетом изложенного ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования учесть результаты выполнения указанного предписания ФАС России при определении корректного размера необходимой валовой выручки Регионального оператора 2019 года, исключив излишне учтенные в составе необходимой валовой выручки ООО «Буматика» расходы 2018 года и 2019 года.

7.2. ФАС России выявлено, что Органом регулирования в отношении организаций Пермского края, оказывающих услуги по захоронению ТКО, были утверждены соответствующие тарифы постановлениями Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31.05.2019 с  распространением их на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года, в  том числе:

№ 23-о – МУП «Автотранспортник» (Октябрьский муниципальный район),

№ 24-о – ООО «Внешнее благоустройство» (Чернушинский муниципальный район),

№ 26-о – ООО «ЭКО-ГОРОД» (Городской округ - город Кудымкар),

№ 27-о – ООО «Кама-1» (Добрянский муниципальный район),

№ 28-о – ООО «Пермский завод переработки и утилизации Эко-Система» (Кунгурский муниципальный район),

№ 29-о – ООО «ЭкоТранс» (Гремячинский городской округ),

№ 30-о – ООО «ЭкоПлан» (Городской округ «город Кизел»),

№ 31-о – ООО «ЭкоАльянс» (город Губаха),

№ 32-о – ООО «Управляющая компания «ЖКХ» (Очерский муниципальный район),

№ 33-о – МУП «Полигон твердых бытовых отходов» (Чусовской муниципальный район),

№ 34-о – МУП Горнозаводский «Комбинат Благоустройства» (Горнозаводский городской округ),

№ 35-о – МКУП «Полигон твердых бытовых отходов города Березники» (город Березники),

№ 36-о – МУП «Верещагинский комбинат благоустройства» (Верещагинский муниципальный район),

№ 37-о – ООО «Транс-Эффект» (Пермский муниципальный район),

№ 38-о – Пермское МУП «Полигон» (город Пермь).

Пунктом 25 Правил регулирования № 484 регламентировано, что решение об установлении тарифов не имеет обратной силы.

Таким образом Органом регулирования при утверждении вышеперечисленных нормативных правовых актов нарушен пункт 25 Правил регулирования № 484.

С учетом вышеизложенного ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования устранить выявленное нарушение порядка ценообразования в области обращения с ТКО, выразившееся в учете в составе необходимой валовой выручки Регионального оператора расходов на услуги операторов по обращению с ТКО, сформированных на основании неправомерно установленных с нарушением требований нормативных правовых актов тарифов на услуги по захоронению ТКО.

 

8. Пересмотр (изменение) тарифов в сфере обращения с ТКО.

Единые тарифы регионального оператора ПК ГУП «Теплоэнерго» на  2019  год первоначально установлены постановлением № 53-о.

Данные тарифы дважды пересматривались Органом регулирования в  течение 2019 года, в результате чего тарифы были утверждены:

– постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 29.03.2019 № 21-о (признано утратившим силу постановление № 53-о) в связи с корректировкой предельных тарифов на услуги по захоронению ТКО, оказываемые операторами по обращению с ТКО на территории Пермского края, которая была осуществлена Органом регулирования на основании принятия постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2019 № 156 «О  внесении изменений в ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные)», предусматривающего снижение размера ставок платы на период 2019-2023 гг.;

– постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31.05.2019 № 41-о (признано утратившим силу постановление № 21-о) в связи с корректировкой предельных тарифов на услуги по захоронению ТКО, оказываемые операторами по обращению с ТКО на территории Пермского края, на основании изменения объемов (массы) ТКО.

При этом досрочный пересмотр тарифов операторов по обращению с ТКО по основанию изменения учтенного объема (массы) ТКО Правилами регулирования № 484 не предусмотрен.

Таким образом Органом регулирования нарушен порядок ценообразования и неправомерно осуществлен досрочный пересмотр единых тарифов ПК ГУП  «Теплоэнерго» на 2019 год.

 

9. Установление срока действия тарифов.

Пунктом 25 Правил регулирования № 484 регламентировано, что решение об установлении тарифов не имеет обратной силы.

Пункт 4 постановления № 42-о об установлении предельного единого тарифа регионального оператора ПК ГУП  «Теплоэнерго» распространяет его на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.

Таким образом Органом регулирования нарушен пункт 25 Правил регулирования № 484 при установлении единого тарифа регионального оператора ПК ГУП  «Теплоэнерго».

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» и «д» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать орган исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами нарушившим пункты 12, 16, 42 Основ ценообразования № 484, пункты 4, 17, 18, 25 Правил регулирования № 484, при установлении предельного единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ПК ГУП  «Теплоэнерго» на территории Пермского края на 2019 год.

2. В срок до 20.12.2019 (включительно) органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно:

2.1. определить расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды ПК ГУП  «Теплоэнерго» на экономически обоснованном уровне согласно пункту 42 Основ ценообразования № 484, пункту 26 Методических указаний № 1638/16, исключив излишне учтенные органом регулирования расходы и отразив соответствующий анализ в экспертном заключении в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования № 484 с учетом пункта 1 мотивировочной части настоящего предписания;

2.2. определить расходы ПКГУП «Теплоэнерго» на биллинг на экономически обоснованном уровне, исключив из их состава расходы на оплату услуг по приему платежей потребителей-физических лиц за услуги по обращению с ТКО, отразив соответствующий анализ в экспертном заключении в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования № 484 с учетом пункта 2 мотивировочной части настоящего предписания;

2.3. провести анализ экономической обоснованности расходов ПК ГУП  «Теплоэнерго» по статье «Услуги связи, охраны, юридические, информационные услуги и др.», отразив его в экспертном заключении в  соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования № 484 и исключив при наличии оснований из состава необходимой валовой выручки излишне учтенные органом регулирования расходы с учетом пункта 3 мотивировочной части настоящего предписания;

2.4. исключить из необходимой валовой выручки ПК ГУП «Теплоэнерго» экономически необоснованные расходы на консультационные услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами в размере 5 000,00 тыс. руб. в  соответствии с подпунктом 3.6 мотивировочной части настоящего предписания;

2.5. провести анализ экономической обоснованности расходов ПК ГУП  «Теплоэнерго» по статье «Расходы на сырье и материалы» в части расходов на оборудование рабочих мест и приобретение серверного оборудования, отразив его в экспертном заключении в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования № 484 с учетом пункта 4 мотивировочной части настоящего предписания;

2.7. провести анализ расходов ПК ГУП  «Теплоэнерго», осуществленных за счет средств субсидий из бюджета Пермского края на финансовое обеспечение затрат по обращению с ТКО в целях организации и обеспечения его деятельности, отразив его в экспертном заключении в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования № 484 и исключив при наличии оснований из состава необходимой валовой выручки излишне учтенные органом регулирования расходы с учетом пункта 5 мотивировочной части настоящего предписания;

2.8. провести анализ экономической обоснованности расходов ПК ГУП  «Теплоэнерго» по статье «Расходы на сбор и транспортирование ТКО», отразив его в экспертном заключении в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил № 484, определив экономически обоснованные расходы и исключив при наличии оснований излишне учтенные органом регулирования расходы с учетом пункта 6 мотивировочной части настоящего предписания;

2.9. провести анализ и определить расходы регионального оператора ПК ГУП «Теплоэнерго» на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов, оказываемые ООО «Буматика» на территории Пермского края, на  экономически обоснованном уровне за 2018 год и 2019 год в соответствии с Основами ценообразования № 484 с учетом пункта 7.1. мотивировочной части настоящего предписания;

2.10. провести анализ и определить расходы регионального оператора ПК ГУП «Теплоэнерго» на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов, оказываемые операторами по обращению с ТКО на территории Пермского края, на экономически обоснованном уровне в соответствии с Основами ценообразования № 484 с учетом пункта 7.2. мотивировочной части настоящего предписания.

3. Органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами учесть результаты исполнения пункта 2 резолютивной части настоящего предписания при расчете необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ПК ГУП «Теплоэнерго» на территории Пермского края 2019 года, исключив излишне учтенные органом регулирования расходы и излишне полученные доходы регулируемой организации и отразив его в экспертном заключении в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования № 484.

5. По результатам исполнения предписаний, указанных в пунктах 2 - 3 резолютивной части настоящего предписания, органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2019 (включительно) рассчитать, установить и ввести в действие с 01.01.2020 экономически обоснованные предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края ПК ГУП «Теплоэнерго» на долгосрочный период 2020-2022 годы с учетом пункта 26 Основ ценообразования № 484.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение пяти рабочих дней со  дня принятия решения, предусмотренного в пункте 5 резолютивной части настоящего предписания, представить в ФАС России надлежащим образом заверенные копии:

- протокола заседания коллегиального органа, на котором принималось решение во исполнение настоящего предписания;

- экспертного заключения по результатам установления предельного единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ПК ГУП «Теплоэнерго» на территории Пермского края на 2020-2022 годы, в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания;

- решения об установлении предельного единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ПК ГУП  «Теплоэнерго».

Связанные организации

Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края
ИНН 5902184588, ОГРН 1025900537574