Предписание №ВК/71172/19 предписание РЭКу КБР (Теректеплосбыт) от 15 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

 

Временно исполняющий обязанности руководителя Федеральной антимонопольной службы XXXXXXXXXXXX, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 2 перечня поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 19.06.2019 № ДК-П9-5137, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, рассмотрев материалы, связанные с установлением Министерством энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП «Теректеплосбыт»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее соответственно – Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования тарифов № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Тарифы на тепловую энергию для МУП «Теректеплосбыт» (далее –регулируемая организация) установлены Министерством энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики (далее – Министерство, орган регулирования) с применением метода индексации на 2019-2023 годы (приказ Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики от 14.12.2018 № 62).

Отмечаем, что 2019 год является первым годом второго долгосрочного периода регулирования для регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 29 Правил регулирования тарифов № 1075 и пунктом 16 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163 (далее – Регламент), экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б)  анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

По результатам анализа представленных экспертных заключений по установлению тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП «Теректеплосбыт» на 2019-2023 годы ФАС России установлено следующее.

1. В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года (далее – Прогноз), одобренный на заседании Правительства Российской Федерации, 28.11.2018 размещен на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в сети «Интернет».

Согласно действующему Прогнозу оценка индекса потребительских цен на 2018 год в среднем за год к предыдущему году составляет 102,7%, прогноз индекса потребительских цен на 2019 год в среднем за год к предыдущему году составляет 104,6%, прогноз индекса цен производителей по виду деятельности «производство нефтепродуктов» на 2019 год составляет 101,9%.

Вместе с тем в нарушение указанных требований при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации расходы, включаемые в базовый уровень операционных расходов (за исключением расходов на оплату труда) были учтены органом регулирования на уровне фактических показателей деятельности регулируемой организации 2017 года без индексации согласно Прогнозу.

Кроме того, отсутствует анализ экономической обоснованности указанных выше фактических расходов регулируемой организации.

С учетом изложенного Министерству необходимо провести анализ размера фактических расходов по статьям «Расходы на сырье и материалы», «Расходы на проведение планового ремонта», «Расходы на услуги связи и интернета», «Расходы на оплату юридических, информационных и консультационных услуг», «Расходы на квалифицированную электронную подпись», «Расходы на оплату договоров по разработке промышленной безопасности», «Расходы на поверку и обслуживание газовых счетчиков», «Расходы на канцтовары», «Расходы на обслуживание контрольно-кассовых аппаратов» за 2017 год и рассчитать их плановую величину на 2019 год с применением индексов потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году) согласно пункту 28 Основ ценообразования № 1075 и Прогнозу, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования тарифов № 1075.

2. В соответствии с пунктами 71, 73 Основ ценообразования № 1075 при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются расходы на оплату труда, учитываемые в составе текущих расходов.

В силу пункта 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Расходы на оплату труда, учитываемые в операционных расходах, на первый год долгосрочного периода регулирования определяются в соответствии с пунктами 33, 37 Методических указаний № 760-э методом экономически обоснованных расходов (затрат) и рассчитываются согласно приложению 4.9 к Методическим указаниям № 760-э исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, увеличенной на тарифный коэффициент, доплаты, вознаграждения и премирование.

В соответствии с экспертным заключением Министерства при определении расходов на оплату труда персонала МУП «Теректеплосбыт» на 2019 год учтена среднемесячная заработная плата одного сотрудника в размере 12 028 руб., рассчитанная исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда на 01.01.2019 - 10303 руб., принятой в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы и выплат, связанных с режимом работы и условиями труда, в размере 12,5 %.

ФАС России отмечает, что для анализа обоснованности предлагаемого уровня заработной платы необходимо, в том числе учитывать размер средней заработной платы в субъекте Российской Федерации по соответствующему виду деятельности по данным Федеральной службы государственной статистики за предыдущий год с учетом его индексации в соответствии с базовым вариантом Прогноза, а также уровень средней заработной платы, сложившийся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Согласно данным Единой межведомственной информационно-статистической системы среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по Кабардино-Балкарской Республике по виду деятельности «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха» за 2017 год составила 16768,0 руб., с учетом индексов потребительских цен, предусмотренных Прогнозом, – 18012,9 руб., что на 33,3% выше учтенной органом регулирования при установлении тарифов на тепловую энергию для МУП «Теректеплосбыт» на 2019 год.

Учитывая вышеизложенное, при определении расходов на оплату труда Министерством не обоснован применяемый подход к расчету расходов на оплату труда, не представлено обоснование учтенного размера заработной платы персонала.

С учетом изложенного, Министерству необходимо рассчитать расходы на оплату труда на 2019 год с учетом фактической заработной платы других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях за 2017 год с применением индексов потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году) согласно пункту 28 Основ ценообразования № 1075 и Прогнозу, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования тарифов № 1075.

3. Согласно пунктам 35, 51 Методических указаний № 760-э при определении необходимой валовой выручки на каждый год долгосрочного периода регулирования учитываются результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования (), рассчитанные в соответствии с пунктом 42 Методических указаний № 760-э, а также размер корректировки необходимой валовой выручки, рассчитываемый на основе данных о фактических значениях параметров расчета тарифов в (i-2)-м году (), определяемый в соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э.

При этом в целях установления необходимой валовой выручки на 1-й год долгосрочного периода регулирования при расчете показателя учитываются результаты деятельности регулируемой организации в предпоследнем году предшествующего долгосрочного периода регулирования, а также результаты проведения контрольных мероприятий.

Как отмечалось выше, регулируемый период 2019-2023 гг. является вторым долгосрочным периодом регулирования МУП «Теректеплосбыт».

С учетом изложенного при определении необходимой валовой выручки для МУП «Теректеплосбыт» на 2019 год Министерством должны учитываться результаты деятельности предпоследнего года предшествующего долгосрочного периода регулирования - 2017 года, рассчитанные в соответствии с пунктами 52, 55, 56 Методических указаний № 760-э в составе показателя .

При этом при установлении необходимой валовой выручки на 2019 год оценка результатов деятельности регулируемой организации за 2017 год в экспертном заключении органа регулирования отсутствует, указанная величина в составе необходимой валовой выручке не учтена.

Таким образом, Министерству необходимо провести анализ результатов деятельности организации за 2017 год и учесть результаты указанного анализа в соответствии с требованиями пунктов 52, 55, 56 Методических указаний № 760-э.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктами «а» и «д» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Министерство энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики нарушившим пункты 28, 42 Основ ценообразования № 1075, пункт 29 Правил регулирования № 1075, пункты 33,37, 52,55, 56 Методических указаний № 760-э, при установлении тарифов на тепловую энергию в отношении МУП «Теректеплосбыт».

2. При корректировке тарифов на тепловую энергию на 2020 год в отношении МУП «Теректеплосбыт» органу исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения, отразив соответствующий анализ и расчеты в экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования № 1075, а именно:

2.1. Провести расчет и определить экономически обоснованный размер расходов по статьям «Расходы на сырье и материалы», «Расходы на проведение планового ремонта», «Расходы на услуги связи и интернета», «Расходы на оплату юридических, информационных и консультационных услуг», «Расходы на квалифицированную электронную подпись», «Расходы на оплату договоров по разработке промышленной безопасности», «Расходы на поверку и обслуживание газовых счетчиков», «Расходы на канцтовары», «Расходы на обслуживание контрольно-кассовых аппаратов» на 2019 год согласно пункту 28 Основ ценообразования № 1075 и пункту 1 мотивировочной части настоящего предписания;

    1. Провести расчет и определить экономически обоснованный размер расходов на оплату труда на 2019 год с учетом фактической заработной платы других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях за 2017 год с применением индексов потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году) согласно пункту 28 Основ ценообразования № 1075 и Прогнозу, а также пункту 2 мотивировочной части настоящего предписания;

2.3. С учетом исполнения подпункта 2.2 настоящего пункта определить отчисления на социальные нужды по тарифам страховых взносов, установленным статьей 425 Налогового кодекса Российской Федерации;

2.4. Провести анализ результатов деятельности организации за 2017 год и определить их экономически обоснованную величину в соответствии с требованиями пунктов 52, 55, 56 Методических указаний № 760-э.

3. Органу исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения определить базовый уровень операционных расходов в соответствии с пунктами 59 и 75 Основ ценообразования № 1075, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования тарифов № 1075.

4. Органу исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения произвести расчеты необходимой валовой выручки и тарифов на тепловую энергию на 2019 год в отношении МУП «Теректеплосбыт» с учетом пунктов 2-3 резолютивной части настоящего предписания, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования тарифов № 1075, и принять решение о включении (исключении) соответствующей величины недоучтенных (избыточно полученных) средств в состав (из состава) необходимой валовой выручки МУП «Теректеплосбыт» 2020 года.

5. По результатам исполнения настоящего предписания органу исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения при корректировке тарифов на 2020 год пересмотреть долгосрочные тарифы на тепловую энергию в отношении МУП «Теректеплосбыт», установленные на 2019-2023 гг. приказом Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики от 14.12.2018 № 62, в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования тарифов № 1075.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного в пункте 5 резолютивной части настоящего предписания, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, предоставив надлежащим образом заверенные копии:

- протокола заседания коллегиального органа, на котором принимались решения во исполнение настоящего предписания;

- экспертных заключений по результатам пересмотра тарифов на тепловую энергию и долгосрочных параметров регулирования в отношении МУП «Теректеплосбыт», установленных приказом Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики от 14.12.2018 № 62, двухкомпонентных тарифов на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям Кабардино-Балкарской Республики, установленных приказом Министерства энергетики, тарифов и жилищного надзора Кабардино-Балкарской Республики от 19.12.2018 № 91, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания;

- приказов об установлении тарифов на тепловую энергию и долгосрочных параметров регулирования, двухкомпонентных тарифов на горячую воду в отношении МУП «Теректеплосбыт» на период 2019-2023 гг, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

Связанные организации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ТАРИФАМ И ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ
ИНН 0725010542, ОГРН 1120725003101