Определение №10/47338/19 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 10/01/10-5/2019 о нарушении ... от 5 июня 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО «РЖД»

ул. Новая Басманная, д. 2,

Москва, 107174

fax@css.rzd.ru

 

ООО «Риквэст-Сервис»

Шелепихинская наб., д. 32, стр. 1, г. Москва, 123290

info@rqst.ru


 


 


 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 10/01/10-5/2019 о нарушении антимонопольного

законодательства к рассмотрению

_____________ Москва

 

Председатель Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Матюхин Алексей Геннадьевич - начальник Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства Федеральной антимонопольной службы

 

УСТАНОВИЛ:

 

В ФАС России поступило заявление ООО «Риквэст-Сервис» (далее – Заявитель) от 15.02.2019 № 26093-ЭП/19, из которого следует, что Куйбышевская дирекция по тепло-водоснабжению Самарского террито-риального участка филиала Центральной дирекции по тепловодоснабжению ОАО «РЖД» (далее — Самарское ТУ) письмом от 14.11.2018 № 227 уведомила об изменении стоимости 1 Гкал теплоносителя в виде пара ориентировочно
до 2 063,56 руб. (без НДС) и письмом от 04.02.2019 № 27 предложило
ООО «Риквэст-Сервис» с 01.01.2019 заключить договор на отпуск
и потребление тепловой энергии в виде горячей воды и пара № 3246014 (далее - договор).

Однако, согласно указанному договору цена на тепловую энергию в виде пара установлена в размере 2 322,35 руб. за 1 Гкал (без НДС).

Заявитель является предприятием, оказывающим услуги по обработке постельного белья и съемного мягкого инвентаря. В производстве для технологического процесса ООО «Риквэст-Сервис» использует исключительно пар, который поставляется Самарским ТУ посредством находящейся у него
на балансе Котельной ВЧД-7 ст. Самара.

До 01.01.2019 цена на тепловую энергию в виде пара, поставляемая
Самарским ТУ в адрес Заявителя подлежала государственному регулированию.

По состоянию на 31.12.2018 тариф, утвержденный Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области для Самарского ТУ составлял – 1 727 руб. за 1 Гкал (без НДС) (приказ Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 12.12.2017 № 727
«О корректировке тарифов в сфере теплоснабжения Самарского территориального участка Куйбышевской дирекции по тепло-водоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению — филиала ОАО «РЖД» городской округ Самара») далее — Приказ № 727).

При этом пунктом 4 Приказа № 727 срок действия утвержденных тарифов в сфере теплоснабжения для Самарского ТУ определен по 31.12.2018.

Начиная с 01.01.2019 все виды цен на товары в сфере теплоснабжения, указанные в части 2.1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

На основании анализа состояния конкуренции на рынке услуг теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией в виде пара, установлено, что услуга теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией в виде пара по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими услугами, таким образом, взаимозаменяемые услуги
на рассматриваемом рынке отсутствуют.

Также следует обратить внимание, что по информации, представленной Департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области (ранее — Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области) письмом от 08.04.2019 № 24-01/1358, цена на тепловую энергию в виде пара, определяемая соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, для АО «Федеральная пассажирская компания», также являющегося потребителем Котельной ВЧД-7 ст. Самара, с 01.01.2019 установлена в размере 1806,44 руб./Гкал (без НДС),
что на 515,91 руб. или на 28,5% ниже, чем цена на тепловую энергию в виде пара в размере 2 322,35 руб. за 1 Гкал (без НДС), установленная для

ООО «Риквэст-Сервис».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта
(за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией
не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Самарский ТУ владеет Котельной ВЧД-7 ст. Самара, являющейся единственным источником тепловой энергии в виде пара для ООО «Риквэст-Сервис», таким образом занимает 100% доли рынка в границах присоединенной сети теплоснабжения и следовательно занимает доминирующее положение.

Учитывая изложенное, цены на тепловую энергию в виде пара между указанными организациями должны быть установлены соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

Проанализировав расходы Самарского ТУ, которые учитывались при формировании цены на тепловую энергию в виде пара на 2019 год для
ООО «Риквэст-Сервис» в размере 2 322,35 руб. за 1 Гкал (без НДС),
ФАС России установлено, что затраты, учтенные в указанной цене, превышают затраты, учтенные в тарифе на аналогичный товар в предыдущем периоде,
а цена выше цены, установленной органом регулирования на 2018 год, при неизменности условия обращения товара (теплоноситель в виде пара),
а именно:

а) при неизменности объема выработки тепловой энергии в виде пара;

б) при неизменности состава продавцов и покупателей товара;

в) при неизменности общей конъюнктуры рынка;

Следовательно, рост цен на тепловую энергию в виде пара для
ООО «Риквэст-Сервис» не соответствует затратам, необходимым Самарскому ТУ для производства единицы товара.

Необходимо отметить, что в 2018 году Самарский ТУ не оспаривал тариф на тепловую энергию в виде пара в размере 1 727 руб. за 1 Гкал (без НДС), установленный Министерством энергетики и ЖКХ Самарской области, следовательно, указанный тариф являлся экономически обоснованным.

Согласно письму Самарского ТУ от 22.04.2019 № ИСХ-495-КБШ ДТВу-3 повышение цены на тепловую энергию в виде пара для ООО «Риквэст-Сервис», по мнению Самарского ТУ, произошло по следующей причине: до 2019 года тариф на тепловую энергию для потребителей Самарского ТУ устанавливался Министерством энергетики и ЖКХ Самарской области в целом по участку, без дифференциации по источникам тепловой энергии. В связи с тем, что услуга оказывалась населению, рост тарифа ежегодно происходил на уровне индекса роста изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. При этом себестоимость тепловой энергии по всем объектам, по мнению Самарского ТУ, значительно превышает утвержденный ранее Министерством энергетики и ЖКХ Самарской области тариф, что приводит к убытку по данному виду деятельности.

По сведениям, отраженным на официальном сайте ОАО «РЖД», Куйбышевская дирекция по тепловодоснабжению Самарского ТУ является структурным подразделением Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО «РЖД».

В соответствии с информацией, указанной в Едином государственном реестре юридических лиц, Центральная дирекция по тепловодоснабжению является филиалом ОАО «РЖД».

На основании Статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют
на основании утвержденных им положений.

Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства
в саморегулируемой организации.

Учитывая вышеизложенное, в качестве хозяйствующего субъекта,
в отношении которого возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, является ОАО «РЖД».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

На основании изложенного ФАС России издан приказ от 21.05.2019 № 631/19 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения
ОАО «РЖД» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в установлении монопольно высокой цены на услуги теплоснабжения в частности тепловой энергией в виде пара для ООО «Риквэст-Сервис».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 10/01/10-5/2019 к рассмотрению на 20.06.2019
в 15 часов 00 минут по адресу: 123995 ул. Садовая Кудринская, д. 11,
каб. № 204-КУБ, город Москва.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

ответчика: ОАО «РЖД» ИНН 7708503727 (ул. Новая Басманная, д. 2,
г. Москва, 107174);

заявителя: ООО «Риквэст-Сервис» ИНН 7725235806 (Шелепихинская наб., д. 32, стр. 1, г. Москва, 123290).

3. Явка представителей ответчика и заявителя по делу (при наличии доверенности на участие в рассмотрении дела) обязательна.

 

 

Председатель Комиссии А.Г. Матюхин

 

Примечание:

1. С материалами дела можно ознакомиться в ФАС России, контактный телефон
8-(495)-755-23-23 (доб. 097-745) — Сапрыкина Анна Андреевна.

2. Для обеспечения пропусков в здание ФАС России информацию о представителях необходимо сообщить за 1 день до рассмотрения дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны