Письмо №СП/59526-ПР/19 Предписание РЭК Омской области на устранение нарушений закон... от 11 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы XXXXXXXXXXXXXXXXX руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрев материалы, связанные с установлением предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области ООО «Магнит» на 2019 год,

УСТАНОВИЛ:

приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее — РЭК Омской области) от 20.03.2019 № 24/13 «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Магнит» установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области ООО «Магнит» на 2019 год (с 01.04.2019 по 31.12.2019) в размере 4 344,68 руб./тонна (без НДС) и 5 213,62 руб./тонна (с НДС).

Регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно Основы ценообразования № 484 и Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее Методические указания № 1638/16).

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 484 под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами плановых значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования № 484 орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

В ходе анализа экспертного заключения и материалов тарифного дела РЭК Омской области по расчету предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области ООО «Магнит» на 2019 год ФАС России установлено следующее.

1. Согласно пункту 90 Основ ценообразования № 484 в необходимую валовую выручку регионального оператора включаются, в том числе расходы на обработку твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 85 Методических указаний № 1638/16 в случае, если региональный оператор в соответствии с территориальной схемой самостоятельно осуществляет обработку, обезвреживание и (или) захоронение твердых коммунальных отходов, то расходы на оказание соответствующих услуг, а также объем таких услуг учитываются при расчете единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в составе показателя «расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами».

 

В составе необходимой валовой выручки регионального оператора ООО «Магнит» по статье «Hасходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами» РЭК Омской области учтены расходы на обработку, осуществляемую собственными силами ООО «Магнит» в размере 185 570,91 тыс. руб. путем произведения установленного приказом РЭК Омской области от 20.03.2019 № 23/13 «Об установлении предельного тарифа на обработку твердых коммунальных отходов для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Магнит» тарифа в размере 997,69 руб./тонна (без НДС) и массы в 186,00 тыс.тонн.

Пунктом 8 Правил регулирования № 484 установлен исчерпывающий перечень обосновывающих материалов для установления предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, представляемых организацией в орган регулирования.

Действия органа регулирования в случае непредставления регулируемой организацией обосновывающих материалов согласно установленному перечню регламентированы в пункте 13 Правил регулирования № 484.

Также пунктом 13 Правил регулирования № 484 установлено право органа регулирования запросить дополнительные сведения в случае возникновения необходимости в уточнении представленного предложения об установлении предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Регулируемая организация, в свою очередь, также может согласно пункту 11 Правил регулирования № 484 по собственной инициативе помимо указанных в пункте 8 Правил регулирования № 484 обосновывающих документов предоставить иные документы и материалы.

Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ) и от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Закон № 458-ФЗ) установлены требования к осуществлению деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В частности, в соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Кроме того, частью 3.1 статьи 23 Закона № 458-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Согласно статье 3 Закона № 99-ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Таким образом, осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов, в том числе твердых коммунальных, в отсутствие соответствующего разрешения не допускается.

Помимо указанных в пункте 8 Правил регулирования № 484 материалов ООО «Магнит» в составе обосновывающих документов в целях установления предельного тарифа на обработку твердых коммунальных отходов представило в РЭК Омской области письмом от 15.02.2019 № 15-02/19-01 копию выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу лицензии от 24.03.2017 № (54)-3211-СТ на «сбор отходов III класса опасности, транспортирование отходов III класса опасности, сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности», с местом осуществления лицензируемого вида деятельности г. Новосибирск.

По запросу РЭК Омской области от 04.03.2019 № ИСХ-19/РЭК-846 лицензия на осуществление обработки отходов IV и V класса опасности, являющихся в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов твердыми коммунальными, на территории Омской области ООО «Магнит» представлена не была.

ФАС России отмечает, что частями 1, 2 статьи 18 Закона
№ 99-ФЗ установлено, что, в том числе в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, лицензия подлежит переоформлению.

При этом осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, или осуществление лицензируемых видов деятельности до переоформления лицензии Законом № 99-ФЗ не допускается.

Из вышеизложенного следует, что у РЭК Омской области не было оснований для установления ООО «Магнит» предельного тарифа на обработку твердых коммунальных отходов, ввиду отсутствия у ООО «Магнит» необходимой для осуществления обработки твердых коммунальных отходов лицензии.

 

Таким образом, предельный тариф на обработку твердых коммунальных отходов, установленный приказом РЭК Омской области от 20.03.2019 № 23/13 «Об установлении предельного тарифа на обработку твердых коммунальных отходов для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Магнит», подлежит отмене, а соответствующие расходы в размере 185 570,91 тыс. руб. подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки регионального оператора ООО «Магнит» на 2019 год.

2. Согласно пункту 90 Основ ценообразования № 484 в необходимую валовую выручку регионального оператора включаются, в том числе расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов.

В соответствии с частью 8 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.

Так, разделом II Правил определения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133
(далее — Правила № 1133), определены случаи, при которых цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов формируются по результатам торгов.

Пунктом 10 Правил № 1133 предусмотрено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — региональный оператор) обязан провести аукцион в следующих случаях:

если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации, то в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;

если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором, то в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации.

ФАС России установлено, что при определении расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов в целях расчета предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами РЭК Омской области руководствовалась представленными ООО «Магнит» договорами, заключенными с юридическим лицом ЗАО «ЭКОС» в результате проведения электронных аукционов в соответствии
с Правилами № 1133:

1) Договор от 21.01.2019 № 0400700004818000001-1040177-02 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Омской области в пределах зоны деятельности деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (согласно приложению 1 к договору вывоз осуществляется в границах муниципальных образований Омской области: Тарский район; Крутинский район; Тюкалинский район; Саргатский район; Усть-Ишимский район; Тевризский район; Большеуковский район; Знаменский район; Седельниковский район; Муромцевский район; Большереченский район; Колосовский район; согласно приложению 2 к договору плановый объем вывоза составляет 83 038,22 тонн; пунктом 3.1. определена стоимость договора —
466 432 607,21 руб. без НДС);

2) Договор от 21.01.2019 № 0400700004818000002-1040177-02 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Омской области в пределах зоны деятельности деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (согласно приложению 1 к договору вывоз осуществляется в границах муниципальных образований Омской области: город Омск и Омский район; согласно приложению 2 к договору плановый объем вывоза составляет 686 632,66 тонн; пунктом 3.1. определена стоимость договора — 2 172 988 005,08 руб. без НДС);

3) Договор от 21.01.2019 № 0400700004818000003-1040177-02 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Омской области в пределах зоны деятельности деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (согласно приложению 1 к договору вывоз осуществляется в границах муниципальных образований Омской области: Марьяновский район; Горьковский район; Кормиловский район; Оконешниковский район; Азовский немецкий национальный район; Исилькульский район; Москаленский район; Нововаршавский район; Одесский район; Павлоградский район; Полтавский район; Русско-Полянский район; Таврический район; Черлакский район; Шербакульский район; Нижнеомский район; Калачинский район; Называевский район; Любинский район; согласно приложению 2 к договору плановый объем вывоза составляет 406 513,87 тонн; пунктом 3.1. определена стоимость договора — 2 125 317 403,27 руб. без НДС).

Таким образом, совокупные расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, учтенные РЭК Омской области в целях расчета предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит», составили 4 764 738,016 тыс. руб., что составляет более 93 % от всей необходимой валовой выручки регионального оператора ООО «Магнит».

Пунктом 16 Основ ценообразования № 484 установлено, что необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования № 484 орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

При этом согласно подпункту «а» пункта 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов).

Пунктом 88 Методических указаний № 1638/16 определено, что расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования № 484.

В пункте 14 Основ ценообразования № 484 указан перечень данных, которыми орган регулирования руководствуется при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов:

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;

темпы роста цен на электрическую энергию;

темпы роста цен на капитальное строительство;

темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях;

д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.

Таким образом, цены, формируемые по результатам проведения торгов на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов, могут быть использованы в качестве значений расходов при формировании необходимой валовой выручки.

Вместе с тем, предусмотренная Законом № 89-ФЗ и Правилами № 1133 обязанность в отдельных случаях проводить торги, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора направлена на сохранение и (или) развитие конкуренции на рынке услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, а также на минимизацию затрат на указанные услуги исходя из принципа экономической обоснованности расходов и формирования справедливого тарифа в целях защиты прав потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В этой связи при рассмотрении предложения регионального оператора об установлении единого тарифа орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов должен провести в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования № 484, пунктами 12 и 14 Основ ценообразования № 484 и пунктом 88 Методических указаний № 1638/16 экспертизу представленных в составе предложения документов и материалов, в том числе проанализировать ранее действовавшие цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов, а также провести сравнительный анализ с другими организациями, осуществляющими деятельность в данной сфере в сопоставимых условиях (организации, осуществляющие транспортирование твердых коммунальных отходов, региональные операторы) в целях определения экономически обоснованной величины расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов.

Следует отметить, что во всех трех указанных аукционах единственным участником было одно юридическое лицо ЗАО «ЭКОС», ценовое предложение которого не отличалось от начальной (максимальной) цены контракта (договора).

Начальная (максимальная) цена контракта (договора) по всем трем лотам определялась посредством запроса трех коммерческих предложений.

Таким образом, обоснование начальной (максимальной) цены контракта (договора), подготовленное ООО «Магнит» в рамках проведения электронных аукционов, не является необходимым и достаточным доказательством экономически обоснованной величины расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, учитываемых при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора.

Кроме того, ФАС России установлено, что в соответствии с представленными договорами между ООО «Магнит» и ООО «ЭКОС» плановый объем твердых коммунальных отходов на 2019 год составляет: 83 038,22 тонн, 686 632,66 тонн и 406 513,87 тонн, соответственно, что в совокупности равно 1 176 184,75 тоннам.

Данное значение соответствует расчетной массе твердых коммунальных отходов, используемой РЭК Омской области в целях расчета предельного единого тарифа на услугу регионального оператора ООО «Магнит».

ФАС России установлено, что в договорах на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов между ООО «Магнит» и ООО «ЭКОС» от 21.01.2019 №№ 0400700004818000001-1040177-02, 0400700004818000002-1040177-02 и 0400700004818000003-1040177-02 не поименованы объекты, на которые ООО «ЭКОС» обязан транспортировать вывезенные от потребителей твердые коммунальные отходы: пунктом 1.5 каждого из договоров предусмотрено, что перечень мест передачи твердых коммунальных отходов содержится в приложении 4 к Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными Омской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 23.09.2016 № 74 (далее — Территориальная схема).

При этом установлено, что в приложении 4 «Перечень объектов размещения твердых и жидких коммунальных отходов» к Территориальной схеме содержится перечень из 1120 объектов, более 900 из которых именованы как «несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов» и «объект временного размещения твердых коммунальных отходов».

Согласно положениям статьи 1 Закона № 89-ФЗ под транспортированием отходов понимается перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, включая порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее — Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами под «вывозом твердых коммунальных отходов» понимается транспортирование твердых коммунальных отходов от мест их накопления и сбора до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Кроме того, частью 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Федеральным законом от 25.12.2018 № 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что до 01.01.2023 запрет, установленный частью 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ, также не распространяется на объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов.

Такие объекты по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее — Перечень).

При этом данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в Перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. В дальнейшем (не позднее 01.01.2023) такие объекты подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами, обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, объект признается объектом размещения (хранения или захоронения) отходов при условии его включения в государственный реестр объектов размещения отходов или Перечень и территориальную схему.

Отмечаем, что деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на объектах, включенных в Перечень, регулируется в порядке, предусмотренном Законом № 89-ФЗ для объектов размещения отходов.

Из вышеизложенного следует, что в расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, учитываемые при определении необходимой валовой выручки регионального оператора, включаются расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов исходя из схемы потоков твердых коммунальных отходов, содержащейся в территориальной схеме, от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов до объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов (включенных в государственный реестр объектов размещения отходов или Перечень и территориальную схему).

В нарушение пунктов 17 и 18 Правил регулирования № 484, пунктов 12 и 14 Основ ценообразования № 484 и пункта 88 Методических указаний № 1638/16 РЭК Омской области не провела анализ величины расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов и не определила их экономически обоснованную величину, допустив включение в необходимую валовую выручку ООО «Магнит», в том числе расходов на транспортирование до несанкционированных мест их размещения.

Таким образом, расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, учтенные РЭК Омской области в целях расчета предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» в размере 4 764 738,016 тыс. руб., подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки регионального оператора ООО «Магнит» на 2019 год.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 14 Основ ценообразования № 484 орган регулирования руководствуется при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов сведениями о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях.

Так, в Тюменской области в необходимой валовой выручке регионального оператора ООО «ТЭО» расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов учтены органом регулирования в экономически обоснованном размере исходя из средней цены, равной 2 018,04 руб./тонну.

В соответствии с пунктом 4 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, в целях сопоставления объема и массы твердых коммунальных отходов определяется средняя плотность твердых коммунальных отходов, рассчитываемая как отношение объема твердых коммунальных отходов, принятых от собственников твердых коммунальных отходов (без учета твердых коммунальных отходов, коммерческий учет которых осуществляется исходя из их массы), к массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов за последний истекший календарный год, а при отсутствии таких данных - как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе (далее - средняя плотность твердых коммунальных отходов).

Среднее значение годового норматива накопления твердых коммунальных отходов, утвержденного для всех категорий потребителей постановлением РЭК Свердловской области от 30.08.2017 № 77-ПК «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области (за исключением муниципального образования «город Екатеринбург»)» и постановлением РЭК Свердловской области от 30.08.2017 № 78-ПК «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в границах муниципального образования «город Екатеринбург» составляет 119,303 кг/ед.измер./год, или 0,924 куб.м/ед.измер./год.

Таким образом, средняя плотность твердых коммунальных отходов на территории Свердловской области равна 0,129 тонн/куб.м.

Так, при переводе из куб.м в тонны в Свердловской области в целях расчета необходимой валовой выручки региональных операторов ООО «Компания «Рифей» и МУП «Спецавтобаза» расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов органом регулирования учтены исходя из средней цены
в размере 2 456,71 руб./тонну.

Исходя из вышеуказанного, РЭК Омской области необходимо провести анализ определить в целях включения в необходимую валовую выручку регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» 2019 года в соответствии с положениями Закона № 89-ФЗ, Основами ценообразования № 484 и Методическими указаниями № 1638/16 экономически и технологически обоснованный размер расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, обеспечиваемое региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» на территории Омской области, исходя из схемы потоков твердых коммунальных отходов, содержащейся в Территориальной схеме, от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов до объектов, используемых для обработки, обезвреживания или захоронения твердых коммунальных отходов (включенных в государственный реестр объектов размещения отходов или в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Территориальную схему), для которых установлены тарифы на обработку, обезвреживание или захоронение твердых коммунальных отходов в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, исходя из непревышения стоимости транспортирования 1 тонны твердых коммунальных отходов над средними значениями такой стоимости, учтенными при тарифном регулировании в вышеуказанных субъектах Российской Федерации.

3. Пунктом 87 Методических указаний № 1638/16 определено, что собственные расходы регионального оператора включают в себя, в том числе расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 16 Методических указаний № 1638/16 установлено, что при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически (технологически, технически) обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 14 Основ ценообразования № 484.

РЭК Омской области в необходимую валовую выручку регионального оператора ООО «Магнит» 2019 года включила почтовые расходы в размере 26 035,93 тыс.руб.

Из материалов тарифного дела следует, что затраты на почтовые отправления были сформированы РЭК Омской области исходя из количества юридических лиц (потребителей) Омской области, которым региональный оператор обязан направить соответствующие документы (договор на оказание услуг, ежемесячная рассылка квитанций).

ФАС России осуществлен проверочный расчет плановых годовых расходов ООО «Магнит» на почтовую рассылку.

Так, по данным открытых источников, средняя стоимость конверта составляет 1,3 руб./шт.

По данным сайта Почты России, стоимость отправки конверта по Омской области весом до 20 граммов (2 стр. с конвертом) составляет 23 руб./ед., весом до 100 граммов (15 стр. с конвертом) заказным письмом с уведомлением о вручении — 100 руб./ед.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, размещенным на официальном сайте органа 15.01.2019, общая численность юридических лиц Омской области, учтенных в составе Статистического регистра Росстата, по всем организационно-правовым формам по состоянию на 1 января 2019 года составила 43 550 ед.

Таким образом, по проверочному расчету ФАС России, планируемые почтовые расходы регионального оператора составляют:

- на доставку договоров юридическим лицам заказным письмом с уведомлением о вручении 43 550 ед. * (1,3 руб. + 100 руб.) = 4 411,62 тыс. руб.;

- на ежемесячную доставку юридическим лицам квитанций на оплату услуг 43 550 ед. * 12 мес. * (1,3 руб. + 23 руб.) = 12 699,2 тыс. руб.

В результате, экономически обоснованные совокупные планируемые на 2019 год почтовые расходы ООО «Магнит» как регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами составляют 17 110,82 тыс.руб.

С учетом вышеизложенного излишне учтенные РЭК Омской области почтовые расходы в размере 8 925,11 тыс. руб. подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки регионального оператора ООО «Магнит» на 2019 год.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» и «д» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Признать Региональную энергетическою комиссию Омской области нарушившей положения Закона № 89-ФЗ; пункты 14, 16, 53, 90 Основ ценообразования № 484; пункты 17 и 18 Правил регулирования № 484, пункты 16, 88 Методических указаний № 1638/16.

2. Предписать органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.08.2019 (включительно) устранить нарушения, допущенные Региональной энергетической комиссией Омской области в части государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, при установлении приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 20.03.2019 № 23/13 «Об установлении предельного тарифа на обработку твердых коммунальных отходов для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Магнит» и приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 20.03.2019 № 24/13 «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Магнит» предельных тарифов, а именно:

2.1. отменить приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 20.03.2019 № 23/13 «Об установлении предельного тарифа на обработку твердых коммунальных отходов для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Магнит»;

2.2. исключить излишне учтенные органом регулирования экономически необоснованные расходы, а также излишне полученные доходы ООО «Магнит» по статье «Расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами» из состава необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» 2019 года в размере 185 570,91 тыс. руб. в соответствии с пунктом 1 мотивировочной части настоящего предписания;

2.3. исключить излишне учтенные органом регулирования экономически необоснованные расходы, а также излишне полученные доходы ООО «Магнит» по статье «расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов» из состава необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» 2019 года в размере 4 764 738,016 тыс. руб. в соответствии с пунктом 2 мотивировочной части настоящего предписания ;

2.4. провести анализ и включить в необходимую валовую выручку регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» 2019 года в соответствии с положениями Закона № 89-ФЗ, Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16 экономически и технологически обоснованный размер расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, обеспечиваемое региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» на территории Омской области, исходя из схемы потоков твердых коммунальных отходов, содержащейся в Территориальной схеме, от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов до объектов, используемых для обработки, обезвреживания или захоронения твердых коммунальных отходов (включенных в государственный реестр объектов размещения отходов или в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Территориальную схему), для которых установлены тарифы на обработку, обезвреживание или захоронение твердых коммунальных отходов в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, исходя из непревышения стоимости транспортирования 1 тонны твердых коммунальных отходов над средними значениями такой стоимости, учтенными при тарифном регулировании в субъектах Российской Федерации в сопоставимых условиях деятельности и указанными в пункте 2 мотивировочной части настоящего предписания;

2.5. исключить излишне учтенные органом регулирования экономически необоснованные расходы, а также излишне полученные доходы ООО «Магнит» по статье «Почтовые расходы» из состава необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» 2019 года в размере 8 925,11 тыс. руб. в соответствии с пунктом 3 мотивировочной части настоящего предписания;

3. Органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.08.2019 (включительно) определить необходимую валовую выручку регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» 2019 года по результатам исполнения пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.

4. В срок до 01.08.2019 (включительно) органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с пунктом 4 Правил регулирования № 484 принять и ввести в действие решение о пересмотре предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области ООО «Магнит» 2019 года, утвержденных Региональной энергетической комиссией Омской области для ООО «Магнит» на 2019 год, по результатам исполнения требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 резолютивной части настоящего предписания.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 - 4 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которого предписано пунктами 2-4 резолютивной части настоящего предписания;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на котором принимались вышеуказанные решения;

  • экспертного заключения органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области ООО «Магнит» на 2019 год.

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия Омской области (РЭК Омской области)
ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418