Решение №10/95709/22 Решение по делу № 10/01/15-6/2022 от 18 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 10/01/15-6/2022

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 07.10.2022

Решение в полном объеме изготовлено 17.10.2022

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела
о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...> (далее — Комиссия),

рассмотрев дело № 10/01/15-6/2022 по признакам нарушения в действиях Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области (далее — Комитет) пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) в связи с совершением действий по необоснованному исключению
из территориальной схемы обращения с отходами Псковской области (далее — территориальная схема) мусоросортировочного комплекса ООО «Спецтранском», расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, д. Котово (далее — объект обработки), в зоне деятельности регионального оператора № 1
и мусоросортировочного комплекса ООО «Экологистика», расположенного
по адресу: Псковская область, Великолукский район, Переслегинская волость, вблизи д. Бабки, в зоне деятельности регионального оператора № 2, и отсутствии
в территориальной схеме направления потока отходов на объект захоронения муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства (далее — МУП ЖКХ), расположенного по адресу: Псковская область, Новосокольнический район, д. Дольшино 1,4 км (далее — объект захоронения),
что может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности указанными хозяйствующими субъектами и созданию дискриминационных условий,

в присутствии на заседании представителей Комитета <...>, <...>, <...>, ООО «Спецтранском» <...> (протокол общего собрания участников ООО «Спецтранском»
от 15.11.2019 № 1), участвовавших в заседании в режиме видео-конференц-связи,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее — Псковское УФАС России) в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, рассмотрены заявления ООО «Спецтранском» от 13.01.2021 № 3
(вх. Псковского УФАС России от 14.01.2021 № 19-з), от 02.04.2021 № 32
(вх. Псковского УФАС России от 13.04.2021 № 611-р) на имя Президента Российской Федерации, направленные Аппаратом Полномочного Представителя Президента
по результатам проведенного личного приема граждан по поручению Президента Российской Федерации в отношении действий Комитета по исключению
из территориальной схемы объекта обработки (далее — заявления).

В ходе проведения проверки фактов, изложенных в заявлениях, в действиях Комитета выявлены признаки нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона
о защите конкуренции, выразившиеся в необоснованном исключении
из территориальной схемы объекта обработки в зоне деятельности регионального оператора № 1 и мусоросортировочного комплекса ООО «Экологистика», расположенного по адресу: Псковская область, Великолукский район, Переслегинская волость, вблизи д. Бабки, в зоне деятельности регионального оператора № 2 и отсутствии в территориальной схеме направления потока отходов на объект захоронения МУП ЖКХ, что может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности указанными хозяйствующими субъектами и созданию дискриминационных условий.

На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Псковским УФАС России в адрес Комитета выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 13.04.2021 № 1176/АА (далее — предупреждение от 13.04.2021 № 1176/АА) о необходимости прекращения указанных действий путем внесения изменений в территориальную схему обращения с отходами Псковской области, утвержденную приказом Комитета от 29.12.2020 № 100-ОД (далее — Приказ
№ 100-ОД), в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем» (далее — Постановление № 1130), с учетом признаков нарушения, установленных в мотивировочной части, в срок до 30.07.2021.

В Псковское УФАС России поступило письмо Комитета от 27.07.2021
№ СТ-09-1839 о продлении срока исполнения предупреждения от 13.04.2021
№ 1176/АА.

Ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения от 13.04.2021
№ 1176/АА удовлетворено, срок для выполнения предупреждения продлен
до 01.11.2021 (письмо Псковского УФАС России от 04.08.2021 № 2912/АА).

В Псковское УФАС России поступило повторное письмо Комитета
от 28.10.2021 № СТ-09-2608 о продлении срока исполнения предупреждения
от 13.04.2021 № 1176/АА.

Ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения от 13.04.2021
№ 1176/АА удовлетворено, срок для выполнения продлен до 15.12.2021 (письмо Псковского УФАС России от 02.11.2021 № 4104/АА).

О выполнении предупреждения от 13.04.2021 № 1176/АА Комитету надлежало сообщить в Псковское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением документальных доказательств.

По состоянию на 27.12.2021 информация об исполнении предупреждения
от 13.04.2021 № 1176/АА в адрес Псковского УФАС России не поступала.

Приказ о внесении изменений в территориальную схему обращения
с отходами Псковской области, утвержденную приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства
от 15.11.2016 № 127-ОД «Об утверждении территориальной схемы обращения
с отходами Псковской области» (в редакции Приказа № 100-ОД), Комитетом
не утвержден и официально не опубликован.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом Псковского УФАС России от 20.01.2022 № 04 возбуждено дело
в отношении Комитета по признакам нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с совершением действий
по необоснованному исключению из территориальной схемы объекта обработки
в зоне деятельности регионального оператора № 1 и мусоросортировочного комплекса ООО «Экологистика», расположенного по адресу: Псковская область, Великолукский район, Переслегинская волость, вблизи д. Бабки, в зоне деятельности регионального оператора № 2, и отсутствии в территориальной схеме направления потока отходов на объект захоронения МУП ЖКХ, что может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности указанными хозяйствующими субъектами и созданию дискриминационных условий.

Согласно Определению Псковского УФАС России о назначении дела
к рассмотрению от 15.02.2022 № 464/АА Комитету надлежало представить: информацию об установлении приаэродромных территорий с выделением в них подзон, в том числе шестой для аэродрома, расположенного в г. Пскове; копию информации по предварительным расчетам экономического обоснования строительства одного объекта обработки; информацию о направлении Комитетом
в связи с актуализацией территориальной схемы запросов в адрес ООО «Спецтранском», ООО «Экологистика» о выводе из эксплуатации объектов переработки, предложений о переносе объектов либо иных предложений
для сохранения деятельности добросовестных участников рынка услуг
по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО).

Вместе с тем указанная информация Комитетом не была представлена.

На заседании комиссии от 03.03.2022 Комитет указал, что на сайте Комитета
в целях проведения общественного обсуждения размещен проект актуализированной территориальной схемы.

ООО «Спецтранском» на заседании от 03.03.2022 представлены приказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 29.09.2006 № 337 «Об утверждении заключения государственной экологической экспертизы» и Санитарно-эпидемиологическое заключение от 27.12.2006 № 60.01.04.000.М.001104.12.06. ООО «Спецтранском» указано, что в адрес Комитета направлены замечания на размещенный проект актуализированной территориальной схемы.

В соответствии с Определением Псковского УФАС России об отложении рассмотрения дела от 24.03.2022 № 1016/АА рассмотрение дела было отложено
в связи с его передачей на рассмотрение в Федеральную антимонопольную службу.

Согласно Определению Псковского УФАС России о продлении срока рассмотрения дела от 18.04.2022 № 1354/АА срок рассмотрения дела был продлен до 20.10.2022.

Руководствуясь Правилами передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденными приказом ФАС России
от 01.08.2007 № 244, Псковское УФАС России направило дело № 060/01/15-14/2022 на рассмотрение в ФАС России письмом от 24.03.2022 № 1019/АА.

На основании изложенного издан Приказ ФАС России № 425/22
«О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения Комитетом пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с совершением действий по необоснованному исключению из территориальной схемы объекта обработки в зоне деятельности регионального оператора № 1
и мусоросортировочного комплекса ООО «Экологистика», расположенного
по адресу: Псковская область, Великолукский район, Переслегинская волость, вблизи д. Бабки в зоне деятельности регионального оператора № 2, и отсутствии
в территориальной схеме направления потока отходов на объект захоронения МУП ЖКХ, что может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности указанными хозяйствующими субъектами и созданию дискриминационных условий.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Определением от 15.06.2022 № 10/57649/22 о назначении дела
№ 10/01/15-6/2022 о нарушении антимонопольного законодательства
к рассмотрению заседание комиссии назначено на 23.06.2022.

Письмом от 02.06.2022 № 56 ООО «Спецтранском» просило учесть
то обстоятельство, что несмотря на выданное Псковским УФАС России предупреждение от 13.04.2021 № 1176/АА о прекращении действия (бездействия), которое содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, а также предостережения прокуратуры Псковской области о недопустимости нарушения закона, Комитет приказом от 23.03.2022 № 25-ОД утвердил территориальную схему обращения с отходами Псковской области, содержащую все выявленные в рамках рассмотрения дела факты.

Определением от 24.06.2022 № 10/60968/22 об отложении рассмотрения дела № 10/01/15-6/2022 заседание комиссии назначено на 19.07.2022.

ФАС России определением от 24.06.2022 № 10/60968/22 об отложении рассмотрения дела № 10/01/15-6/2022 у ООО «Спецтранском» была запрошена утвержденная проектная документация на объект обработки, информация об общей мощности объекта обработки, информация о сроках полезного использования объекта обработки, лицензия ООО «Спецтранском» на объект обработки, информация об объеме ввозимых ТКО на объект обработки за 2021 г. и первые 5 месяцев 2022 г. с помесячной разбивкой.

Ответным письмом от 01.07.2022 № 76 ООО «Спецтранском» представило необходимую информацию (копию договора от 07.12.2005 № 3-13/05 между ООО «Спецтранском» и ОАО «НИКТИстройкоммаш» на выполнение работ по созданию перегрузо-сортировочной линии твердых бытовых отходов на производственной базе ООО «Спецтранском», санитарно-эпидемиологическое заключение
от 27.12.2006 № 60.01.04.000М.001104.12.06, копию заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «Перегрузо-сортировочный комплекс для твердых бытовых отходов в д. Котово Псковского района Псковской области» от 28.09.2006, утвержденного Приказом Управления Росприроднадзора по Псковской области от 29.09.2006 № 337, копию лицензии от 29.02.2016 60 № 0007, с листами 23, 24 Приложения к лицензии, копию санитарно-эпидемиологического заключения от 21.03.2016
№ 60.01.04.000.М.000095.03 16, данные о количестве ТКО, поступающих на объект обработки в 2021 году и за 6 месяцев 2022 года, копию инвентарных карточек учета объекта основных средств от 29.06.2022 №№ 255, 726, 721, 730, 722, 723, 560, 568, 734, 733, 735, 559, 559, копию договора аренды движимого имущества от 30.12.2021 между ООО «Спецтранском» и ООО «Экор.Ос», копию договора аренды измельчителя (дробилки) с экскаватором без экипажа от 27.12.2021 между ООО «Спецтранском» и ООО «АСПО»).

В соответствии с представленной информацией перегрузо-сортировочный комплекс не являлся объектом капитального строительства, что является допустимым и не противоречит действующему законодательству. Линия проектировалась в существующем производственном корпусе, в составе производственной базы, принадлежащей ООО «Спецтранском». То есть проектная документация подлежала только государственной экологической экспертизе. Проектная мощность объекта обработки составляет 80 тыс. тонн в год. Срок полезного использования не ограничен и определяется целесообразностью использования объекта обработки и поддержанием в рабочем состоянии агрегатов
в составе комплекса.

ФАС России письмом от 05.07.2022 № ВК/64214/22 у Роспотребнадзора
и Росприроднадзора была запрошена информация о зафиксированных фактах нарушений ООО «Спецтранском» требований санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов и требований в области охраны окружающей среды.

Ответным письмом от 21.07.2022 № 02/15220-2022-23 Роспотребнадзор представил информацию о том, что по поступившей информации от Управления Роспотребнадзора по Псковской области (далее – Управление Роспотребнадзора)
в отношении ООО «Спецтранском» нарушений требований санитарного законодательства установлено не было, жалобы и обращения на ООО «Спецтранском» в адрес Управления Роспотребнадзора не поступали.

Таким образом, уполномоченными органами не выявлено нарушений требований санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов
и требований в области охраны окружающей среды.

Также ФАС России письмом от 05.07.2022 № ВК/64238/22 у Росавиации была запрошена информация об установлении шестой подзоны на приаэродромной территории аэродрома Псков (Кресты), информация о зафиксированных фактах нарушений ООО «Спецтранском» в области воздушного законодательства.

Ответным письмом от 18.07.2022 № Исх-28776/04 Росавиация представила информацию о том, что Псков (Кресты) является аэродромом государственной авиации, совместного базирования с гражданской авиацией, ведомственная принадлежность – Министерство обороны Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017
№ 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» согласование строительства (реконструкции, проектирования) объектов в границах приаэродромных территорий, полос воздушных подходов и санитарно-защитных зон аэродромов государственной авиации осуществляется с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации (Минобороны России).

Сведениями об установлении приаэродромных территорий, а также о порядке согласования размещения объектов в границах приаэродромных территорий, полос воздушных подходов и санитарно-защитных зон аэродромов государственной авиации Росавиация не располагает.

По информации Комитета необходимость исключения из территориальной схемы объекта обработки ООО «Спецтранском» обусловлена представленной публично-правовой компанией по формированию комплексной системы обращения с ТКО «Российский экологический оператор» (далее – ППК «РЭО») информацией
о нахождении объекта обработки в шестой подзоне приаэродромной территории аэродрома Псков (Кресты).

ФАС России письмом от 05.07.2022 № ВК/64241/22 запросила следующую информацию у ППК «РЭО»:

1) информацию о наличии или отсутствии объекта обработки (сортировки) отходов — мусоросортировочного комплекса ООО «Спецтранском» в федеральной схеме обращения с ТКО (далее — федеральная схема);

2) всю имеющуюся информацию о планируемом сроке эксплуатации, о сроке вывода из эксплуатации объекта обработки; позиция ППК «РЭО», а также
о правовых основаниях исключения объекта обработки из федеральной схемы;

3) информацию о планируемых к строительству объектов обработки отходов на территории Псковской области в соответствии с федеральной схемой, а также планируемая территория их размещения;

4) информация об установлении шестой подзоны на приаэродромной территории аэродрома Псков (Кресты);

5) вся информация о направленных ППК «РЭО» рекомендациях в адрес Комитета по вопросу актуализации территориальной схемы.

Письмом от 11.07.2022 № Исх-4394/22 ППК «РЭО» представила информацию о том, что согласно данным территориальной схемы объект обработки
не подлежит плановому выводу из эксплуатации, но в то же время исключается
из схемы потоков ТКО, не ограничивая использование данного объекта в системе обращения с отходами строительства и промышленности, а именно отходов III-V классов опасности, образованных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в результате хозяйственной и (или) иной деятельности,
и не подлежащие тарифному регулированию.

Письмом от 11.01.2021 № СТ-09-23 Комитет уведомил ППК «РЭО»
о проведении обсуждений проекта территориальной схемы. По результатам проведенного ППК «РЭО» анализа проект территориальной схемы признан в целом соответствующим требованиям Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения
с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиям к составу и содержанию таких схем, утвержденных Постановлением № 1130.

Замечания и предложения по доработке проекта территориальной схемы направлены ППК «РЭО» в адрес Комитета письмом от 20.01.2021 № Исх-0108/21.

Вместе с тем информация об установлении шестой подзоны приаэродромной территории аэродрома Псков (Кресты) ППК «РЭО» в адрес ФАС России
не представлена.

Необходимо отметить, что ППК «РЭО» не наделена полномочиями
по установлению приаэродромной территории с выделением подзон.

Также Комитет ссылается на данные ППК «РЭО» о необходимости рассмотрения вопроса на заседании рабочей группы по рассмотрению проекта федеральной схемы по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной приказом Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Д.Н. Кобылкина от 07.07.2020 № 471, об исключении из схемы потоков ТКО федеральной схемы объекта обработки в связи с месторасположением объекта обработки в менее чем 15-ти км от контрольных точек действующих аэропортов
в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) ППК «РЭО» - публично-правовая компания, создаваемая в соответствии с указом Президента Российской Федерации в целях формирования комплексной системы обращения
с ТКО, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий
и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и (или) получения энергии, а также в целях ресурсосбережения.

Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 14.01.2019 № 8
«О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор» ППК «РЭО» установлены функции и полномочия ППК «РЭО».

Учитывая вышеизложенное, ППК «РЭО» не имеет полномочий по контролю
в области воздушного законодательства, а также не обладает информацией
об установлении шестой подзоны на приаэродромной территории аэродрома Псков (Кресты).

Определением от 19.07.2022 № 10/68545/22 об отложении рассмотрения дела № 10/01/15-6/2022 заседание назначено на 30.08.2022.

ФАС России определением об отложении рассмотрения дела от 19.07.2022
№ 10/68545/22 у Комитета была запрошена информация и документы, подтверждающие установление шестой подзоны на приаэродромной территории аэродрома Псков (Кресты) с указанием источника полученной информации, информация и документы о запрете расположения объекта обработки на территории вблизи аэродрома Псков (Кресты) с указанием источника полученной информации,
а также основания исключения объекта захоронения МУП ЖКХ из территориальной схемы.

Ответным письмом от 27.07.2022 № СТ-09-1897 Комитет сообщил, что объект обработки находится на расстоянии менее 15 километров от контрольной точки аэродрома, имеет открытые зоны складирования отходов и открытые зоны складирования отходов после обработки (отсев). Поскольку отходы поступают постоянно на комплекс и хранятся в открытой зоне и открытых контейнерах, к ним имеют свободный доступ животные и птицы. Это и послужило основанием
для исключения из потоков ТКО объекта обработки.

В соответствии с законодательством Российской Федерации
на приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости
и осуществления деятельности, а именно шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным
на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома (статья 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, подпункт «е» пункта 2, подпункт «д» пункта 3 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460).

Также согласно пункту 21 раздела IV письма Федерального агентства воздушного транспорта от 27.11.2020 № Исх-47904/04 «О методических рекомендациях по разработке проекта решения об установлении приаэродромных территорий аэродромов гражданской авиации Российской Федерации» в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению
и массовому скоплению птиц, перечень которых определяется на стадии разработки приаэродромной территории конкретного аэродрома с учетом местных условий, эколого-орнитологического обследования аэродрома выполненного научной организацией и требований Руководства по орнитологическому обеспечению полетов гражданской авиации (РООП ГА-89).

Учитывая вышеизложенное, Комитет не обладал точной информацией
об установлении шестой подзоны приаэродромной территории аэродрома Псков (Кресты). Несмотря на это, Комитет исключил объект обработки из схемы потоков ТКО.

ФАС России письмом от 20.07.2022 № ВК/68923/22 у Министерства обороны Российской Федерации была запрошена информация об установлении шестой подзоны на приаэродромной территории аэродрома Псков (Кресты), критерии возможности размещения на приаэродромной территории аэродрома Псков (Кресты) объектов обработки отходов, информация о зафиксированных фактах нарушений ООО «Спецтранском» в области воздушного законодательства.

Письмом от 26.07.2022 № 607/8/4276 Министерство обороны Российской Федерации представило следующую информацию: в целях реализации требований статьи 4 Закона о защите конкуренции и решением начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации — первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 07.11.2017 № 673/1/34/6830, в период пока акт
об установлении приаэродромной территории не утвержден, полномочия
на согласование строительства объектов в границах приаэродромной территории возложены на командиров воинских частей — старших авиационных начальников.

В соответствии с действующим законодательством старшим авиационным начальником аэродрома Псков (Кресты) определены подзоны приаэродромной территории с первой по четвертую и шестая.

Вместе с тем указанная информация отражена только в письме от 26.07.2022 № 607/8/4276 Министерства обороны Российской Федерации. При этом Комитет исключил объект обработки приказом от 29.12.2020 № 100-ОД. Более того,
у Комитета отсутствовала информация об установлении подзон на приаэродромной территории аэродрома Псков (Кресты).

Необходимо также отметить, что объект обработки эксплуатируется с 2006 года (согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «Перегрузо-сортировочный комплекс
для твердых бытовых отходов в д. Котово Псковского района Псковской области»
от 28.09.2006, утвержденному приказом Управления Росприроднадзора
по Псковской области от 29.09.2006 № 337).

При этом только в письме Министерства обороны Российской Федерации
от 26.07.2022 № 607/8/4276 указано, что объект обработки был выявлен старшим авиационным начальником аэродрома Псков (Кресты).

Необходимо также отметить, что по представленной Министерством обороны Российской Федерации информации (письмо от 26.07.2022 № 607/8/4276) только
в настоящее время идет подготовка документации о возможном нарушении ООО «Спецтранском» воздушного законодательства.

Документов и информации об установлении шестой подзоны в ФАС России также не представлено.

Проанализировав представленную информацию, Комиссия приходит к выводу об отсутствии на момент исключения объекта обработки из территориальной схемы подтверждения установления шестой подзоны на приаэродромной территории, следовательно о наличии оснований для исключения объекта обработки
из территориальной схемы.

Как указывалось, объект обработки эксплуатируется с 2006 года. У Комитета также отсутствовала информация о проведении эколого-орнитологического обследования аэродрома, в которой представлены доказательства привлечения объектом обработки массового скопления птиц. Исходя из информации, представленной Росприроднадзором и Роспотребнадзором у ООО «Спецтранском» отсутствуют факты нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил
и гигиенических нормативов и требований в области охраны окружающей среды
(за исключением ненадлежащего ведения учета в области обращения с отходами). ООО «Спецтранском» имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 29.02.2016 № Л020-00113-60/00015882, в соответствии
с которой вправе осуществлять деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV классов опасности, обработке и утилизации отходов IV класса опасности.

Кроме того, в действующем законодательстве не закреплен перечень объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.

Также Комиссия ФАС России отмечает, что Комитет не оспаривал в суде предупреждение Псковского УФАС России от 13.04.2021 № 1176/АА о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а подавал ходатайства о продлении срока исполнения. То есть Комитет не оспаривал факты, изложенные в предупреждении.

Разделом 9 территориальной схемы в зоне деятельности регионального оператора № 2 указаны объекты захоронения ТКО, включенные в ГРОРО,
в том числе объект захоронения МУП ЖКХ вместимостью 150 000 тонн, расположенный по адресу: Псковская область, Новосокольнический район,
д. Дольшино 1,4 км.

Вместе с тем, размещение отходов на указанном объекте территориальной схемой не предусмотрено.

Приложением 9.3 территориальной схемы предусмотрено направление отходов с территории муниципального образования «Новосокольнический район»
на мусоросортировочный комплекс ООО «Экологистика», расположенный
по адресу: Псковская область, Великолукский район, Переслегинская волость, вблизи д. Бабки, а затем на объект размещения отходов ООО «Экологистика», расположенный по адресу: Псковская область, Великолукский район, Переслегинская волость, вблизи д. Бабки.

Таким образом, в нарушение требований пунктов 10, 12 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем
в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе
с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утвержденных Постановлением № 1130, схема потоков отходов в зоне деятельности регионального оператора № 2 не содержит указанных сведений,
в частности, указанная схема не содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объекта размещения отходов, включенного в государственный реестр объектов размещения отходов с указанием предусмотренных законом сведений об объекте размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В указанной схеме потоков не отображен объект размещения отходов, включенный в государственный реестр объект размещения отходов, расположенный по адресу: Псковская область, Новосокольнический район, д. Дольшино 1,4 км.

Комиссией ФАС России в адрес Комитета и ООО «Спецтранском» было направлено заключение об обстоятельствах дела № 10/01/15-6/2022 от 26.09.2022
№ 10/88838/22 (далее — Заключение).

Комитет письмом от 06.10.2022 № СТ-09-2644 (вх. от 07.10.2022
№ 167870-ЭП/22) направил возражения на Заключение (далее — Позиция
на заключение).

На странице 2 Позиции на заключение Комитет отмечает, что согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Спецтранском» является малым предприятием, сведения в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства внесены 01.08.2016. В соответствии
со статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года были запрещены плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства. Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статьей 35 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении» плановые проверки
в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных
к субъектам малого предпринимательства были запрещены с 1 января 2019 года
по 31 декабря 2020 года. Также согласно Федеральному закону от 01.04.2020
№ 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» были запрещены любые проверки с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно. Федеральным законом от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся в период по 31 декабря 2022 года.

Данный довод не принимается Комиссией, так как законодательством предусмотрены специальные основания для проведения внеплановых проверок
в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе отнесенных к субъектам малого предпринимательства.

Повторно Комиссия отмечает, что объект обработки эксплуатируется с 2006 года, и если ООО «Спецтранском» были совершены нарушения, которые могли повлечь угрозу жизни населения, то в отношении ООО «Спецтранском» были бы проведены внеплановые проверки с подтверждением совершения данных нарушений.

На странице 7 Позиции на заключение Комитет выражает несогласие
с доводом Комиссии о том, что в действующем законодательстве не закреплен перечень объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.

Так, Комитет указывает, что согласно приказу Росавиации от 17.04.2020
№ 394-П «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Москва (Внуково)» (зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2020 № 58599) в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению
и массовому скоплению птиц: полигоны по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, мусоросортировочные станции, скотомогильники; приказу Росгвардии от 05.08.2022 № 245 «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Гвардейский)» (зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2022 № 70203) в шестой подзоне запрещается размещение объектов, способствующих привлечению
и массовому скоплению птиц: зернохранилищ и предприятий по переработке зерна (элеваторы, мельницы), предприятий по производству кормов открытого типа, звероводческих ферм, скотобоен, свинарников, коровников, птицеферм, свалок
и любых объектов обращения с отходами, мест разведения птиц, рыбных хозяйств, скотомогильников и других объектов, и/или осуществление видов деятельности, способствующих массовому скоплению птиц, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По мнению Комиссии, данный довод несостоятелен ввиду того, что указанные приказы имеют адресный характер, могут применяться только для аэродромов Москва (Внуково) и Новосибирск (Гвардейский).

Иных сведений и фактов, не рассматриваемых ранее Комиссией, в Позиции
на заключение не содержится.

Согласно пунктам 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести
к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или
к хозяйствующим субъектам, и создание дискриминационных условий.

С учетом изложенного, Комиссия по рассмотрению дела № 10/01/15-6/2022
о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о нарушении Комитетом пунктов 2
и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося
в необоснованном исключении из территориальной схемы объекта обработки ООО «Спецтранском» и в отсутствии в территориальной схеме направления потока отходов на объект захоронения МУП ЖКХ.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА

 

1. Признать Комитет нарушившим пункты 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона
о защите конкуренции, в связи с необоснованным исключением из территориальной схемы объекта обработки ООО «Спецтранском» и с отсутствием
в территориальной схеме направления потока отходов на объект захоронения МУП ЖКХ.

2. Выдать Комитету обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела должностному лицу ФАС России
для рассмотрения вопроса о применении мер реагирования в соответствии
с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность

Связанные организации

Связанные организации не указаны