Определение №10/54924/19 Определение о назначении рассмотрения дела № 10/01/10-9/2019... от 28 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 10/01/10-9/2019 о нарушении антимонопольного

законодательства к рассмотрению


 

28.06.2019


 

Москва

 

Председатель Комиссии Федеральной антимонопольной службы
по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Матюхин Алексей Геннадьевич - начальник Управления
регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства Федеральной антимонопольной службы

 

УСТАНОВИЛ:

 

В ФАС России поступило заявление ПАО «Нижнекамскнефтехим»
(далее – Заявитель) (вх. от 18.03.2019 № 44935/19), из которого следует, что

ООО «Нижнекамская ТЭЦ» письмом от 01.11.2017 № 102-06/3179 уведомило
ПАО «Нижнекамскнефтехим»
об изменении с 01.01.2018 цены на тепловую энергию с использованием теплоносителя в виде пара на 915,89 руб. за 1 Гкал
(без НДС) за первое полугодие 2018 г. и 961,03 руб. за 1 Гкал (без НДС)
за второе полугодие 2018 г. и
предложило ПАО «Нижнекамскнефтехим»
с 01.01.2018 подписать проект дополнительного соглашения к договору
на снабжение тепловой энергией от 25.11.2015 № 4600027922 (№ 2015/102/421).

Заявитель является одной из крупнейших нефтехимических компаний Европы, занимающей лидирующие позиции по производству синтетических каучуков и пластиков в Российской Федерации. Основные производственные мощности ПАО «Нижнекамскнефтехим» расположены в г. Нижнекамске, Республика Татарстан. В производстве для технологического процесса ПАО «Нижнекамскнефтехим» использует пар.

До 01.01.2018 цена на тепловую энергию в виде пара, поставляемая
ООО «Нижнекамская ТЭЦ» в адрес Заявителя, подлежала государственному регулированию.

Для ООО «Нижнекамская ТЭЦ» Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам (далее – Комитет) постановлением от 27.11.2015
№ 5-36/тэ были
установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию
в виде пара
(постановление № 5-36/тэ) (приведено в таблице).

 

Отборный пар давлением свыше 13,0 кг/см3

2016 г.

2017 г.

2018 г.

1 полугодие

665

680

699,15

2 полугодие

701,52

699,15

720,98

 

Постановлением Комитета от 30.11.2016 № 5-23/тэ были внесены корректировки в указанные долгосрочные тарифы на тепловую энергию в виде пара (в постановление от 27.11.2015 № 5-36/тэ) (приведено в таблице).

 

Отборный пар давлением свыше 13,0 кг/см3

2016 г.

2017 г.

2018 г.

1 полугодие

665

679,00

699,15

2 полугодие

701,52

705,78

720,98

 

Однако в связи с тем, что на основании частей 2.1 и 2.2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» с 01.01.2018 цены на виды товаров в сфере теплоснабжения, которые соответствуют установленным критериям, не подлежат государственному регулированию
и должны определяться по соглашению сторон договора, Комитет постановлением
от 08.12.2017 № 5-72/тэ отменил установленные ранее тарифы
на
тепловую энергию на 2018 год.

Согласно указанному проекту дополнительного соглашения цена
на тепловую энергию в виде пара рассчитана ООО «Нижнекамская ТЭЦ»
в размере 915,89 руб. за 1 Гкал (без НДС) за первое полугодие 2018 г. и 961,03 руб. за 1 Гкал (без НДС) за второе полугодие 2018 г., что на 35% превышает тариф, установленный органом регулирования на аналогичный товар в первом полугодии 2017 года (679,00 руб. за 1 Гкал (без НДС)), и на 36% во втором полугодии 2017 года (705,78 руб. за 1 Гкал (без НДС)) (постановление
№ 5-36/тэ).

На основании анализа состояния конкуренции на рынке услуг теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией в виде пара, установлено, что услуга теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией в виде пара по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими услугами, таким образом, взаимозаменяемые услуги на рассматриваемом рынке отсутствуют.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта
(за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно представленным данным, ООО «Нижнекамская ТЭЦ» является единственным источником тепловой энергии в виде пара в границах присоединенной сети.

Следовательно, ООО «Нижнекамская ТЭЦ» занимает доминирующее положение на рынке услуг теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией в виде пара (занимает 100% доли рынка) в границах присоединенной сети.

Проанализировав расходы ПАО «Нижнекамская ТЭЦ», которые учитывались при формировании цены на тепловую энергию (мощность) в виде пара на 2018 год для ПАО «Нижнекамскнефтехим» в размере 915,89 руб.
за 1 Гкал (без НДС) за первое полугодие 2018 г. и 961,03 руб. за 1 Гкал (без НДС) за второе полугодие 2018 г., ФАС России установлено, что затраты, учтенные в указанной цене, превышают затраты, учтенные в тарифе
на аналогичный товар в предыдущем периоде, а цена выше цены, установленной органом регулирования на 2017 год, при неизменности условия обращения
товара (теплоноситель в виде пара), а именно:

а) при неизменности объема выработки тепловой энергии в виде пара;

б) при неизменности состава продавцов и покупателей товара;

в) при неизменности общей конъюнктуры рынка.

Необходимо отметить, что в 2017 году ООО «Нижнекамская ТЭЦ»
не оспорило тариф, установленный Государственным комитетом Республики Татарстан, следовательно, указанный тариф являлся экономически обоснованным.

Согласно письму ООО «Нижнекамская ТЭЦ» от 26.04.2019
№ 101-06/1081, предлагаемая цена на тепловую энергию и теплоноситель определена
исходя из необходимости возмещения составляющих необходимую валовую выручку расходов на производство тепловой энергии и теплоносителя в объеме, подлежащем поставке ПАО «Нижнекамскнефтехим» в 2018 г., а также получения ООО «Нижнекамская ТЭЦ» прибыли от осуществления деятельности по снабжению тепловой энергией и теплоносителем.

В соответствии с позицией ООО «Нижнекамская ТЭЦ», к числу необходимых затрат на производство тепловой энергии и теплоносителя относятся, в первую очередь, расходы на топливо, на приобретение технической воды (в процессе химической очистки с применением химических реагентов получается теплоноситель, с помощью которого и происходит перенос тепловой энергии), расходы на оплату услуг (транспорт, охрана, техническое обслуживание оборудования и т.д.), оказываемых ООО «Нижнекамская ТЭЦ» сторонними организациями, расходы на сырье и материалы и на ремонт основных средств, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, расходы по охране труда и технике безопасности (ТЭЦ является опасным производственным объектом), расходы на восстановление основных средств и нематериальных активов в силу их амортизации, а также прочие расходы, связанные с производством и реализацией тепловой энергии и теплоносителя.

Согласно позиции ООО «Нижнекамская ТЭЦ», переменные расходы
ООО «Нижнекамская ТЭЦ» определены исходя из договорных объемов потребления. При планировании постоянных расходов в расчет цены
на тепловую энергию  приняты фактические данные за 2015 и 2016 года
и ожидаемые за 2017 г. и с учетом планируемых  вводов объектов
по инвестиционной программе ООО «Нижнекамская ТЭЦ».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным
либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

На основании изложенного, ФАС России издан приказ от 18.06.2019
775/19 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения
ООО «Нижнекамская ТЭЦ» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в установлении монопольно высокой цены
на услуги теплоснабжения в частности тепловой энергией в виде пара
для ПАО «Нижнекамскнефтехим».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 10/01/10-9/2019 к рассмотрению на 24.07.2019
в 15 часов 00 минут по адресу: 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская,
д. 11, каб. № 204-КУБ.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

ответчика: ООО «Нижнекамская ТЭЦ» ИНН 1651057954 (п/о 11, а/я 1207,
г. Нижнекамск, Республика Татарстан, 423581
);

заявителя: ПАО «Нижнекамскнефтехим» ИНН 165104631307
(
ул. Соболековская, здание 23, офис 129, г. Нижнекамск, Республика Татарстан, 423574).

3. Явка представителей ответчика и заявителя по делу (при наличии доверенности на участие в рассмотрении дела) обязательна.

 

 

Председатель Комиссии А.Г. Матюхин


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Примечание:

1. С материалами дела можно ознакомиться в ФАС России, контактный телефон
8-(495)-755-23-23 (доб. 097-310) — <...>.

2. Для обеспечения пропусков в здание ФАС России информацию о представителях необходимо сообщить за 1 день до рассмотрения дела.

Связанные организации

ПАО "Нижнекамскнефтехим"
ИНН 1651000010, ОГРН 1021602502316
ООО "Нижнекамская ТЭЦ"
ИНН 1651057954, ОГРН 1091651001969