Определение №10/17279/23 Определение о возбуждении дела № 10/04/14.9-2/2023 об админ... от 10 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном правонарушении

№ 10/04/14.9-2/2023 и проведении административного расследования

 

«10» марта 2023 года г. Москва

 

Рассмотрев решение ФАС России от 18.10.2022 № 10/95709/22 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 10/01/15-6/2022, возбужденного в отношении Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области (180007, Псковская область, г. Псков, ул. Пароменская, д. 21/33; ИНН 6027087585; ОГРН 1056000309100) (далее — Комитет), обнаружил достаточные данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП поводом к возбуждению дела об административном правонарушении № 10/04/14.9-2/2023 явилось принятие Комиссией Федеральной антимонопольной службы (далее — Комиссия ФАС России) решения от 18.10.2022 № 10/95709/22 (далее — Решение) по рассмотрению дела № 10/01/15-6/2022 о нарушении антимонопольного законодательства Комитетом, которым установлен факт нарушения Комитетом пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Нарушение выразилось в необоснованном исключении из территориальной схемы обращения с отходами Псковской области, утвержденной приказом Комитета от 15.11.2016 № 127-ОД «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Псковской области» (далее — территориальная схема), мусоросортировочного комплекса общества с ограниченной ответственностью «Спецтранском» (далее — ООО «Спецтранском»), расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, д. Котово (далее — объект обработки ООО «Спецтранском») в зоне деятельности регионального оператора № 1, и отсутствии в территориальной схеме направления потока отходов на объект захоронения муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства (далее — МУП ЖКХ), расположенного по адресу: Псковская область, Новосокольнический район, д. Дольшино 1,4 км (далее — объект захоронения), что привело к необоснованному препятствованию осуществления деятельности и созданию дискриминационных условий.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП.

В силу части 1 статьи 14.9 КоАП действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 КоАП, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Комиссия ФАС России установила следующее.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее — Псковское УФАС России) в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, рассмотрены заявления ООО «Спецтранском» от 13.01.2021 № 3 (вх. Псковского УФАС России от 14.01.2021 № 19-з), от 02.04.2021 № 32 (вх. Псковского УФАС России от 13.04.2021 № 611-р) на имя Президента Российской Федерации, направленные Аппаратом Полномочного Представителя Президента по результатам проведенного личного приема граждан по поручению Президента Российской Федерации в отношении действий Комитета по исключению из территориальной схемы объекта обработки (далее — заявления).

В ходе проведения проверки фактов, изложенных в заявлениях, в действиях Комитета выявлены признаки нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном исключении из территориальной схемы объекта обработки ООО «Спецтранском» и мусоросортировочного комплекса общества с ограниченной ответственностью «Экологистика» (далее — ООО «Экологистика»), расположенного по адресу: Псковская область, Великолукский район, Переслегинская волость, вблизи д. Бабки в зоне деятельности регионального оператора № 2, и отсутствии в территориальной схеме направления потока отходов на объект захоронения МУП ЖКХ, что может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности указанными хозяйствующими субъектами и созданию дискриминационных условий.

На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Псковским УФАС России в адрес Комитета выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 13.04.2021 № 1176/АА (далее — предупреждение от 13.04.2021 № 1176/АА), путем внесения изменений в территориальную схему в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем» (далее — Постановление № 1130) с учетом признаков нарушения, установленных в мотивировочной части, в срок до 30.07.2021.

В Псковское УФАС России поступило письмо Комитета от 27.07.2021 № СТ-09-1839 о продлении срока исполнения предупреждения от 13.04.2021 № 1176/АА.

Ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения от 13.04.2021 № 1176/АА удовлетворено, срок для выполнения предупреждения продлен до 01.11.2021 (письмо Псковского УФАС России от 04.08.2021 № 2912/АА).

В Псковское УФАС России поступило повторное письмо Комитета от 28.10.2021 № СТ-09-2608 о продлении срока исполнения предупреждения от 13.04.2021 № 1176/АА.

Ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения от 13.04.2021 № 1176/АА удовлетворено, срок для выполнения продлен до 15.12.2021 (письмо Псковского УФАС России от 02.11.2021 № 4104/АА).

О выполнении предупреждения от 13.04.2021 № 1176/АА Комитету надлежало сообщить в Псковское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением документальных доказательств.

По состоянию на 27.12.2021 информация об исполнении предупреждения от 13.04.2021 № 1176/АА в адрес Псковского УФАС России не поступала.

Приказ о внесении изменений в территориальную схему (в редакции Приказа Комитета от 29.12.2020 № 100-ОД (далее — Приказ № 100-ОД)) Комитетом не утвержден и официально не опубликован.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом Псковского УФАС России от 20.01.2022 № 04 возбуждено дело в отношении Комитета по признакам нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с совершением действий по необоснованному исключению из территориальной схемы объекта обработки в зоне деятельности регионального оператора № 1 и мусоросортировочного комплекса ООО «Экологистика», расположенного по адресу: Псковская область, Великолукский район, Переслегинская волость, вблизи д. Бабки в зоне деятельности регионального оператора № 2, и отсутствии в территориальной схеме направления потока отходов на объект захоронения МУП ЖКХ, что может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности указанными хозяйствующими субъектами и созданию дискриминационных условий.

Согласно Определению Псковского УФАС России о назначении дела к рассмотрению от 15.02.2022 № 464/АА Комитету надлежало представить: информацию об установлении приаэродромных территорий с выделением в них подзон, в том числе шестой для аэродрома, расположенного в г. Пскове; копию информации по предварительным расчетам экономического обоснования строительства одного объекта обработки; информацию о направлении Комитетом в связи с актуализацией территориальной схемы запросов в адрес ООО «Спецтранском», ООО «Экологистика» о выводе из эксплуатации объектов переработки, предложений о переносе объектов либо иных предложений для сохранения деятельности добросовестных участников рынка услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО).

Вместе с тем указанная информация Комитетом не была представлена.

На заседании Комиссии ФАС России от 03.03.2022 Комитет указал, что на сайте Комитета в целях проведения общественного обсуждения размещен проект актуализированной территориальной схемы.

ООО «Спецтранском» на заседании от 03.03.2022 представлены приказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзора) от 29.09.2006 № 337 «Об утверждении заключения государственной экологической экспертизы» (далее — Приказ № 337) и Санитарно-эпидемиологическое заключение от 27.12.2006 № 60.01.04.000.М.001104.12.06. ООО «Спецтранском» указано, что в адрес Комитета направлены замечания на размещенный проект актуализированной территориальной схемы.

В соответствии с Определением Псковского УФАС России об отложении рассмотрения дела от 24.03.2022 № 1016/АА рассмотрение дела было отложено в связи с его передачей на рассмотрение в Федеральную антимонопольную службу.

Согласно Определению Псковского УФАС России о продлении срока рассмотрения дела от 18.04.2022 № 1354/АА срок рассмотрения дела был продлен до 20.10.2022.

Руководствуясь Правилами передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденными приказом ФАС России от 01.08.2007 № 244, Псковское УФАС России направило дело № 060/01/15-14/2022 на рассмотрение в ФАС России письмом от 24.03.2022 № 1019/АА.

Приказом ФАС России от 02.06.2022 № 425/22 возбуждено дело № 10/01/15-6/2022 по признакам нарушения в действиях Комитета пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с необоснованным исключением из территориальной схемы объекта обработки ООО «Спецтранском» и с отсутствием в территориальной схеме направления потока отходов на объект захоронения МУП ЖКХ, что привело к необоснованному препятствованию осуществления деятельности указанными хозяйствующими субъектами и созданию дискриминационных условий, и создана Комиссия ФАС России.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Определением от 15.06.2022 № 10/57649/22 о назначении дела № 10/01/15-6/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению заседание Комиссии ФАС России было назначено на 23.06.2022.

Письмом от 02.06.2022 № 56 ООО «Спецтранском» просило учесть то обстоятельство, что несмотря на выданное Псковским УФАС России предупреждение от 13.04.2021 № 1176/АА о прекращении действия (бездействия), которое содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, а также предостережения прокуратуры Псковской области о недопустимости нарушения закона, Комитет приказом от 23.03.2022 № 25-ОД утвердил новую редакцию территориальной схемы, содержащую все выявленные в рамках рассмотрения дела факты.

Определением от 24.06.2022 № 10/60968/22 об отложении рассмотрения дела № 10/01/15-6/2022 заседание Комиссии ФАС России было назначено на 19.07.2022.

ФАС России определением от 24.06.2022 № 10/60968/22 об отложении рассмотрения дела № 10/01/15-6/2022 у ООО «Спецтранском» запросила утвержденную проектную документацию на объект обработки, информацию об общей мощности объекта обработки, информацию о сроках полезного использования объекта обработки, лицензию ООО «Спецтранском» на объект обработки, информацию об объеме ввозимых ТКО на объект обработки за 2021 г. и первые 5 месяцев 2022 г. с помесячной разбивкой.

Письмом от 01.07.2022 № 76 ООО «Спецтранском» представило необходимую информацию (копию договора от 07.12.2005 № 3-13/05 между ООО «Спецтранском» и ОАО «НИКТИстройкоммаш» на выполнение работ по созданию перегрузо-сортировочной линии твердых бытовых отходов на производственной базе ООО «Спецтранском», санитарно-эпидемиологическое заключение от 27.12.2006 № 60.01.04.000М.001104.12.06, копию заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «Перегрузо-сортировочный комплекс для твердых бытовых отходов в д. Котово Псковского района Псковской области», утвержденного Приказом № 337, копию лицензии от 29.02.2016 60 № 0007 с листами 23, 24 Приложения к лицензии, копию санитарно-эпидемиологического заключения от 21.03.2016 № 60.01.04.000.М.000095.03 16, данные о количестве ТКО, поступающих на объект обработки в 2021 году и за 6 месяцев 2022 года, копию инвентарных карточек учета объекта основных средств от 29.06.2022 №№ 255, 726, 721, 730, 722, 723, 560, 568, 734, 733, 735, 559, 559, копию договора аренды движимого имущества от 30.12.2021 между ООО «Спецтранском» и ООО «Экор.Ос», копию договора аренды измельчителя (дробилки) с экскаватором без экипажа от 27.12.2021 между ООО «Спецтранском» и ООО «АСПО»).

В соответствии с представленной информацией перегрузо-сортировочный комплекс не являлся объектом капитального строительства, что является допустимым и не противоречит действующему законодательству. Линия проектировалась в существующем производственном корпусе в составе производственной базы, принадлежащей ООО «Спецтранском». То есть проектная документация подлежала только государственной экологической экспертизе. Проектная мощность объекта обработки составляет 80 тыс. тонн в год. Срок полезного использования не ограничен и определяется целесообразностью использования объекта обработки и поддержанием в рабочем состоянии агрегатов в составе комплекса.

Письмом ФАС России от 05.07.2022 № ВК/64214/22 у Роспотребнадзора и Росприроднадзора была запрошена информация о зафиксированных фактах нарушений ООО «Спецтранском» требований санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов и требований в области охраны окружающей среды.

Ответным письмом от 21.07.2022 № 02/15220-2022-23 Роспотребнадзор представил информацию о том, что по поступившей информации от Управления Роспотребнадзора по Псковской области (далее – Управление Роспотребнадзора) в отношении ООО «Спецтранском» нарушений требований санитарного законодательства не выявлено, жалобы и обращения в отношении ООО «Спецтранском» в адрес Управления Роспотребнадзора не поступали.

Таким образом, уполномоченными органами не выявлено нарушений требований санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов и требований в области охраны окружающей среды.

Также письмом ФАС России от 05.07.2022 № ВК/64238/22 у Росавиации была запрошена информация об установлении шестой подзоны на приаэродромной территории аэродрома Псков (Кресты), информация о зафиксированных фактах нарушений ООО «Спецтранском» в области воздушного законодательства.

Ответным письмом от 18.07.2022 № Исх-28776/04 Росавиация представила информацию о том, что Псков (Кресты) является аэродромом государственной авиации, совместного базирования с гражданской авиацией, ведомственная принадлежность – Министерство обороны Российской Федерации (далее — Минобороны России).

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» согласование строительства (реконструкции, проектирования) объектов в границах приаэродромных территорий, полос воздушных подходов и санитарно-защитных зон аэродромов государственной авиации осуществляется с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации (Минобороны России).

Сведениями об установлении приаэродромных территорий, а также о порядке согласования размещения объектов в границах приаэродромных территорий, полос воздушных подходов и санитарно-защитных зон аэродромов государственной авиации Федеральное агентство воздушного пространства (далее —Росавиация) не располагает.

По информации, представленной Комитетом, необходимость исключения из территориальной схемы объекта обработки ООО «Спецтранском» обусловлена представленной публично-правовой компанией по формированию комплексной системы обращения с ТКО «Российский экологический оператор» (далее – ППК «РЭО») информацией о нахождении объекта обработки в шестой подзоне приаэродромной территории аэродрома Псков (Кресты).

ФАС России письмом от 05.07.2022 № ВК/64241/22 запросила следующую информацию у ППК «РЭО»:

1) информацию о наличии или отсутствии объекта обработки ООО «Спецтранском» в федеральной схеме обращения с ТКО (далее — федеральная схема);

2) всю имеющуюся информацию о планируемом сроке эксплуатации, о сроке вывода из эксплуатации объекта обработки;

3) позицию ППК «РЭО», а также правовые основания исключения объекта обработки из федеральной схемы;

4) информацию о планируемых к строительству объектов обработки отходов на территории Псковской области в соответствии с федеральной схемой, а также о планируемой территории их размещения;

5) информацию об установлении шестой подзоны на приаэродромной территории аэродрома Псков (Кресты);

6) всю информацию о направленных ППК «РЭО» рекомендациях в адрес Комитета по вопросу актуализации территориальной схемы.

Письмом от 11.07.2022 № Исх-4394/22 ППК «РЭО» представила информацию о том, что согласно данным территориальной схемы объект обработки не подлежит плановому выводу из эксплуатации, но в то же время исключается из схемы потоков ТКО, не ограничивая использование данного объекта в системе обращения с отходами строительства и промышленности, а именно отходов III-V классов опасности, образованных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в результате хозяйственной и (или) иной деятельности, и не подлежащие тарифному регулированию.

Письмом от 11.01.2021 № СТ-09-23 Комитет уведомил ППК «РЭО» о проведении обсуждений проекта территориальной схемы. По результатам проведенного ППК «РЭО» анализа проект территориальной схемы признан в целом соответствующим требованиям Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, а также требованиям к составу и содержанию таких схем, утвержденных Постановлением № 1130.

Замечания и предложения по доработке проекта территориальной схемы направлены ППК «РЭО» в адрес Комитета письмом от 20.01.2021 № Исх-0108/21.

Вместе с тем информация об установлении шестой подзоны приаэродромной территории аэродрома Псков (Кресты) ППК «РЭО» в адрес ФАС России не представлена.

Необходимо отметить, что ППК «РЭО» не наделена полномочиями по установлению приаэродромной территории с выделением подзон.

Также Комитет ссылается на данные ППК «РЭО» о необходимости рассмотрения вопроса на заседании рабочей группы по рассмотрению проекта федеральной схемы по обращению с ТКО, утвержденной приказом Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Д.Н. Кобылкина от 07.07.2020 № 471, об исключении из схемы потоков ТКО федеральной схемы объекта обработки в связи с месторасположением объекта обработки в менее чем 15-ти км от контрольных точек действующих аэропортов в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) ППК «РЭО» - публично-правовая компания, создаваемая в соответствии с указом Президента Российской Федерации в целях формирования комплексной системы обращения с ТКО, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и (или) получения энергии, а также в целях ресурсосбережения.

Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 14.01.2019 № 8 «О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор» установлены функции и полномочия ППК «РЭО».

Учитывая вышеизложенное, ППК «РЭО» не имеет полномочий по контролю в области воздушного законодательства, а также не обладает информацией об установлении шестой подзоны на приаэродромной территории аэродрома Псков (Кресты).

Определением от 19.07.2022 № 10/68545/22 об отложении рассмотрения дела № 10/01/15-6/2022 заседание было назначено на 30.08.2022.

ФАС России определением об отложении рассмотрения дела от 19.07.2022 № 10/68545/22 у Комитета запросила информацию и документы, подтверждающие установление шестой подзоны на приаэродромной территории аэродрома Псков (Кресты) с указанием источника полученной информации, информацию и документы о запрете расположения объекта обработки на территории вблизи аэродрома Псков (Кресты) с указанием источника полученной информации, а также основания исключения объекта захоронения МУП ЖКХ из территориальной схемы.

Ответным письмом от 27.07.2022 № СТ-09-1897 Комитет сообщил, что объект обработки находится на расстоянии менее 15 километров от контрольной точки аэродрома, имеет открытые зоны складирования отходов и открытые зоны складирования отходов после обработки (отсев). Поскольку отходы поступают постоянно на комплекс и хранятся в открытой зоне и открытых контейнерах, к ним имеют свободный доступ животные и птицы. Это и послужило основанием для исключения из потоков ТКО объекта обработки.

В соответствии с законодательством Российской Федерации на приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, а именно шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома (статья 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, подпункт «е» пункта 2, подпункт «д» пункта 3 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460).

Также согласно пункту 21 раздела IV письма Росавиации от 27.11.2020 № Исх-47904/04 «О методических рекомендациях по разработке проекта решения об установлении приаэродромных территорий аэродромов гражданской авиации Российской Федерации» в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц, перечень которых определяется на стадии разработки приаэродромной территории конкретного аэродрома с учетом местных условий, эколого-орнитологического обследования аэродрома выполненного научной организацией и требований Руководства по орнитологическому обеспечению полетов гражданской авиации (РООП ГА-89).

Учитывая вышеизложенное, Комитет не обладал точной информацией об установлении шестой подзоны приаэродромной территории аэродрома Псков (Кресты). Несмотря на это, Комитет исключил объект обработки из схемы потоков ТКО.

Письмом ФАС России от 20.07.2022 № ВК/68923/22 у Министерства обороны Российской Федерации была запрошена информация об установлении шестой подзоны на приаэродромной территории аэродрома Псков (Кресты), критерии возможности размещения на приаэродромной территории аэродрома Псков (Кресты) объектов обработки отходов, информация о зафиксированных фактах нарушений ООО «Спецтранском» в области воздушного законодательства.

Письмом от 26.07.2022 № 607/8/4276 Министерство обороны Российской Федерации представило следующую информацию: в целях реализации требований статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» и решением начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации — первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 07.11.2017 № 673/1/34/6830, в период пока акт об установлении приаэродромной территории не утвержден, полномочия на согласование строительства объектов в границах приаэродромной территории возложены на командиров воинских частей — старших авиационных начальников.

В соответствии с действующим законодательством старшим авиационным начальником аэродрома Псков (Кресты) определены подзоны приаэродромной территории с первой по четвертую и шестая.

Вместе с тем указанная информация отражена только в письме Министерства обороны Российской Федерации от 26.07.2022 № 607/8/4276. При этом Комитет исключил объект обработки Приказом № 100-ОД. Более того, у Комитета отсутствовала информация об установлении подзон на приаэродромной территории аэродрома Псков (Кресты).

Необходимо также отметить, что объект обработки эксплуатируется с 2006 года (согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «Перегрузо-сортировочный комплекс для твердых бытовых отходов в д. Котово Псковского района Псковской области» от 28.09.2006, утвержденному Приказом № 337).

При этом только в письме Министерства обороны Российской Федерации от 26.07.2022 № 607/8/4276 указано, что объект обработки был выявлен старшим авиационным начальником аэродрома Псков (Кресты).

Необходимо также отметить, что по представленной Министерством обороны Российской Федерации информации (письмо от 26.07.2022 № 607/8/4276) только в настоящее время идет подготовка документации о возможном нарушении ООО «Спецтранском» воздушного законодательства.

Документов и информации об установлении шестой подзоны в ФАС России также не представлено.

Проанализировав представленную информацию, Комиссия ФАС России пришла к выводу об отсутствии на момент исключения объекта обработки из территориальной схемы подтверждения установления шестой подзоны на приаэродромной территории, следовательно о наличии оснований для исключения объекта обработки из территориальной схемы.

Как указывалось, объект обработки эксплуатируется с 2006 года. У Комитета также отсутствовала информация о проведении эколого-орнитологического обследования аэродрома, в которой могли быть представлены доказательства привлечения объектом обработки массового скопления птиц. Исходя из информации, представленной Росприроднадзором и Роспотребнадзором, у ООО «Спецтранском» отсутствуют факты нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов и требований в области охраны окружающей среды (за исключением ненадлежащего ведения учета в области обращения с отходами). ООО «Спецтранском» имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 29.02.2016 № Л020-00113-60/00015882, в соответствии с которой вправе осуществлять деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV классов опасности, обработке и утилизации отходов IV класса опасности.

Кроме того, в действующем законодательстве не закреплен перечень объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.

Также Комиссия ФАС России отмечает, что Комитет не оспаривал в суде предупреждение Псковского УФАС России от 13.04.2021 № 1176/АА о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а подавал ходатайства о продлении срока исполнения. То есть Комитет не оспаривал факты, изложенные в предупреждении.

Разделом 9 территориальной схемы в зоне деятельности регионального оператора № 2 указаны объекты захоронения ТКО, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО), в том числе объект захоронения МУП ЖКХ вместимостью 150 000 тонн.

Вместе с тем размещение отходов на указанном объекте территориальной схемой не предусмотрено.

Приложением 9.3 территориальной схемы предусмотрено направление отходов с территории муниципального образования «Новосокольнический район» на мусоросортировочный комплекс ООО «Экологистика», расположенный по адресу: Псковская область, Великолукский район, Переслегинская волость, вблизи д. Бабки, а затем на объект размещения отходов ООО «Экологистика», расположенный по адресу: Псковская область, Великолукский район, Переслегинская волость, вблизи д. Бабки.

Таким образом, в нарушение требований пунктов 10, 12 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, а также требования к составу и содержанию таких схем, утвержденных Постановлением № 1130, схема потоков отходов в зоне деятельности регионального оператора № 2 не содержит указанных сведений, в частности, указанная схема не содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объекта размещения отходов, включенного в ГРОРО с указанием предусмотренных законом сведений об объекте размещения отходов, включенных в ГРОРО.

В указанной схеме потоков не отображен объект размещения отходов, включенный в государственный реестр объект размещения отходов, расположенный по адресу: Псковская область, Новосокольнический район, д. Дольшино 1,4 км.

Комиссией ФАС России в адрес Комитета и ООО «Спецтранском» было направлено заключение об обстоятельствах дела № 10/01/15-6/2022 от 26.09.2022 № 10/88838/22 (далее — Заключение).

Комитет письмом от 06.10.2022 № СТ-09-2644 (вх. от 07.10.2022 № 167870-ЭП/22) направил возражения на Заключение (далее — Позиция на заключение).

На странице 2 Позиции на заключение Комитет отмечает, что согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Спецтранском» является малым предприятием, сведения в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства внесены 01.08.2016. В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 01.01.2016 по 31.12.2018 были запрещены плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства. Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статьей 35 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства были запрещены с 01.01.2019 по 31.12.2020. Также согласно Федеральному закону от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» были запрещены любые проверки с 01.04.2020 по 31.12.2020 включительно. Федеральным законом от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся в период по 31.12.2022.

Данный довод не был принят Комиссией ФАС России, так как законодательством предусмотрены специальные основания для проведения внеплановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе отнесенных к субъектам малого предпринимательства.

Комиссией ФАС России было отмечено, что объект обработки эксплуатируется с 2006 года, и если ООО «Спецтранском» были совершены нарушения, которые могли повлечь угрозу жизни населения, то в отношении ООО «Спецтранском» были бы проведены внеплановые проверки с подтверждением совершения данных нарушений.

На странице 7 Позиции на заключение Комитет выразил несогласие с доводом Комиссии ФАС России о том, что в действующем законодательстве не закреплен перечень объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.

Так, Комитет указывает, что согласно приказу Росавиации от 17.04.2020 № 394-П «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Москва (Внуково)» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) 05.06.2020 № 58599) в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц: полигоны по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, мусоросортировочные станции, скотомогильники; приказу Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — Росгвардия) от 05.08.2022 № 245 «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Новосибирск (Гвардейский)» (зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2022 № 70203) в шестой подзоне запрещается размещение объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц: зернохранилищ и предприятий по переработке зерна (элеваторы, мельницы), предприятий по производству кормов открытого типа, звероводческих ферм, скотобоен, свинарников, коровников, птицеферм, свалок и любых объектов обращения с отходами, мест разведения птиц, рыбных хозяйств, скотомогильников и других объектов, и/или осуществление видов деятельности, способствующих массовому скоплению птиц, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По мнению Комиссии ФАС России, данный довод несостоятелен ввиду того, что указанные приказы имеют адресный характер, могут применяться только для аэродромов Москва (Внуково) и Новосибирск (Гвардейский).

Иных сведений и фактов, не рассматриваемых ранее Комиссией ФАС России, в Позиции на заключение не содержится.

Согласно пунктам 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, и создание дискриминационных условий.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 9, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России вынесла решение от 18.10.2022 № 10/95709/22 о признании Комитета нарушившим пункты 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, нарушение которых выразилось в необоснованном исключении из территориальной схемы объекта обработки ООО «Спецтранском» и в отсутствии в территориальной схеме направления потока отходов на объект захоронения МУП ЖКХ, что привело к необоснованному препятствованию осуществления деятельности указанными хозяйствующими субъектами и созданию дискриминационных условий.

Из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства № 10/01/15-6/2022 следует, что ответственным за принятия решения об исключении из территориальной схемы объекта обработки ООО «Спецтранском» в зоне деятельности регионального оператора № 1 и об отсутствии в территориальной схеме направления потока отходов на объект захоронения МУП ЖКХ, является руководитель Комитета — <...>.

Вышеизложенное указывает на наличие в действиях должностного лица - руководителя Комитета - <...> события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП.

Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении.

Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП.

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить дело № 10/04/14.9-2/2023 об административном правонарушении в отношении должностного лица — руководителя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области <...> по факту нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в исключении из территориальной схемы территориальной схемы объекта обработки ООО «Спецтранском» в зоне деятельности регионального оператора № 1 и об отсутствии в территориальной схеме направления потока отходов на объект захоронения МУП ЖКХ, что привело к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.9 КоАП.

2. Провести административное расследование по месту выявления административного правонарушения – в ФАС России по адресу: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11.

3.  В соответствии со статьей 26.10 КоАП руководителю Комитету <...> надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в адрес ФАС России следующие сведения (документы и материалы), заверенные надлежащим образом:

- копию положения о Комитете;

- копии документов и сведений, содержащих информацию о должностном лице — руководителе <...> (приказ, распоряжение, протокол, копию трудового договора и должностного регламента, копию документа удостоверяющего личность (паспорт), сведения об индивидуальном лицевом счете гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);

- сведения о наличии иждивенцев, несовершеннолетних детей;

- сведения о доходах <...> за 2022 г.;

- информацию о причинах и условиях, способствовавших в совершении административного правонарушения,

- информацию об обстоятельствах, смягчающих ответственность;

- письменные пояснения и иные сведения, имеющие значение для разрешения дела № 10/04/14.9-2/2023 об административном правонарушении.

4. <...> надлежит явиться 27.03.2023 в 12 часов 00 минут по адресу: 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, 4 этаж, каб. 449 для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в производстве по делу № 10/04/14.9-2/2023 об административном правонарушении, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП.

В случае неявки защитника и (или) представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве в отношении <...>, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола по делу№ 10/04/14.9-2/2023 об административном правонарушении, протокол будет составлен в порядке, предусмотренном частью 4.1 статьи 28.2 КоАП.

Умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет административную ответственность согласно статье 17.7 КоАП.

Согласно статье 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, присутствовать при рассмотрении дела, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП, в том числе выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство по делу.

На основании части 4 статьи 25.5 КоАП защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России информацию о представителях необходимо сообщить не позднее, чем за сутки до рассмотрения дела по электронной почте <...>@fas.gov.ru.

 

 

Начальник отдела антимонопольного контроля Управления регулирования жилищно-коммунального хозяйства

<...>

Связанные организации

Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области
ИНН 6027087585, ОГРН 1056000309100