Предписание №СП/54998/20 Предписание об устранении нарушений в сфере тарифного регули... от 30 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы XXXXXXXXXXXXXXXX, рассмотрев материалы плановой выездной проверки в отношении Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 27.08.2019 № 1147/19, акт проверки Инспекции ФАС России от 01.11.2019 № 166), в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее – Управление) при установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ОАО «Экотехнологии» на 2019 год,

 

УСТАНОВИЛ:

 

приказом Управления от 18.12.2018 № 54/3 (в редакции приказов от 25.12.2018 № 55/4, от 06.02.2019 № 4/1, от 25.02.2019 № 8/18) установлены на период с 01.01.2019 по 31.12.2019:

производственная программа регионального оператора в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) ОАО «Экотехнологии»;

предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ОАО «Экотехнологии» на территории городского округа город Воронеж, городского округа город Нововоронеж, Каширского, Нижнедевицкого, Новоусманского, Рамонского, Репьевского, Семилукского, Хохольского муниципальных районов Воронежской области (зона деятельности – Воронежский межмуниципальный кластер) в размере 475,29 руб./куб. м (без НДС), льготный тариф для населения – 475,29 руб./куб. м (с НДС).

Тарифы в области обращения с ТКО регулируются в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

Пунктом 16 Основ ценообразования № 484 установлено, что необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

В силу пункта 17 Правил регулирования № 484 орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования должно содержать, в том числе анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) обоснованности расчета объема отпуска услуг, анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации, сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях.

В ходе анализа экспертного заключения и материалов тарифного дела Управления тарифов по расчету предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ОАО «Экотехнологии» на 2019 год ФАС России установлено следующее.

1. В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования № 484 и пунктом 87 Методических указаний № 1638/16 в необходимую валовую выручку регионального оператора включаются, в том числе расходы на транспортирование ТКО.

В соответствии с частью 8 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.

Так, разделом II Правил определения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 (далее – Правила № 1133), определены случаи, при которых цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО формируются по результатам торгов.

ОАО «Экотехнологии» осуществляет транспортирование ТКО на объекты захоронения с привлечением сторонних операторов, оказывающих услуги по транспортированию ТКО.

В соответствии с Правилами № 1133 ОАО «Экотехнологии» проведено 4 электронных аукциона по выбору операторов, оказывающих услуги по транспортированию ТКО, которые были признаны несостоявшимися, так как на участие в аукционах по каждому из 6 лотов была подана только одна заявка.

По результатам проведенных аукционов ОАО «Экотехнологии» заключены договоры на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО с единственными участниками торгов:

с ООО «Эко-Парк» от 04.10.2017 (по муниципальному образованию «Новоусманский муниципальный район») по цене 400,80 руб./куб. м (с НДС), 339,66 руб./куб. м (без НДС), с ООО «ЭкоСФЕРА» от 04.10.2017 (по муниципальному образованию «Семилукский муниципальный район») по цене 400,80 руб./куб. м (с НДС), 339,66 руб./куб. м (без НДС), с ООО «ЭкоУниверсал» от 04.10.2017 (по муниципальному образованию «Репьевский муниципальный район») по цене 400,80 руб./куб. м (с НДС), 339,66 руб./куб. м (без НДС);

с ООО «ЭкоСФЕРА» от 14.11.2017 (по муниципальному образованию «Городской округ город Воронеж») по цене 400,08 руб./куб. м (с НДС), 339,05 руб./куб. м (без НДС);

с ООО «ЭкоУниверсал» от 16.04.2018 (по муниципальным образованиям «Каширский муниципальный район», «Нижнедевицкий муниципальный район», «Хохольский муниципальный район» «Рамонский муниципальный район») по цене 400,08 руб./куб. м (с НДС), 339,05 руб./куб. м (без НДС);

с ООО «Эко-Парк» от 23.04.2018 (по муниципальному образованию «Городской округ город Нововоронеж») по цене 400,08 руб./куб. м (с НДС), 339,05 руб./куб. м (без НДС).

При расчете необходимой валовой выручки ОАО «Экотехнологии» Управлением учтены расходы на транспортирование ТКО сторонними операторами в размере 1638423,65 тыс. руб. в соответствии с заключенными договорами, без снижения относительно предложения регионального оператора.

Пунктом 88 Методических указаний № 1638/16 определено, что расходы на транспортирование ТКО формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по транспортированию ТКО в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование ТКО, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование ТКО, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования № 484.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

В пункте 14 Основ ценообразования № 484 указан перечень данных, которыми орган регулирования руководствуется при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов:

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, — в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;

темпы роста цен на электрическую энергию;

темпы роста цен на капитальное строительство;

темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях;

д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.

Таким образом, цены, формируемые по результатам проведения торгов на услуги по транспортированию ТКО, могут быть использованы в качестве значений расходов при формировании необходимой валовой выручки.

Вместе с тем предусмотренная Законом № 89-ФЗ и Правилами № 1133 обязанность в отдельных случаях проводить торги, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора, направлена на сохранение и (или) развитие конкуренции на рынке услуг по транспортированию ТКО, а также на минимизацию затрат на указанные услуги исходя из принципа экономической обоснованности расходов и формирования справедливого тарифа в целях защиты прав потребителей услуги по обращению с ТКО.

Таким образом, только лишь факт заключения договора на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО в результате проведения электронных аукционов не является достаточным доказательством экономически обоснованной величины расходов на транспортирование ТКО, учитываемых при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора.

Поскольку по результатам проведения аукционов торги были признаны несостоявшимися и тем самым не способствовали установлению цены на транспортирование ТКО на экономически обоснованном уровне, ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования провести анализ расходов на транспортирование ТКО, включенных в необходимую валовую выручку регионального оператора ОАО «Экотехнологии» 2019 года, на предмет их экономической обоснованности на основании подробного расчета всех составляющих данной услуги (при необходимости запросив дополнительные материалы со стороны регулируемой организации), c учетом ранее действовавших цен на услуги по транспортированию ТКО и сравнения с ценами других организаций, осуществляющими деятельность по транспортированию ТКО в сопоставимых условиях, по итогам которого при необходимости исключить излишне учтенные расходы по данной статье из необходимой валовой выручки при расчете предельного единого тарифа на услугу регионального оператора, отразив анализ и расчеты в экспертном заключении.

2. Согласно пункту 90 Основ ценообразования № 484 и пункту 85 Методических указаний № 1638/16 в необходимую валовую выручку регионального оператора включаются, в том числе собственные расходы регионального оператора, определяемые в соответствии с пунктом 87 Методических указаний № 1638/16 с учетом расходов на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО.

ФАС России установлено, что Управлением тарифов в составе расходов на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО учтены расходы на обеспечение информационного и технологического взаимодействия по расчетам с собственниками и нанимателями жилых помещений и поставщиками коммунального ресурса в размере 29771,30 тыс. руб. в соответствии с представленным ОАО «Экотехнологии» договором от 25.06.2018 № ИТ/47/18/1, заключенным с АО «Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области» (далее – АО «ЕПСС ЖКХ ВО»).

В соответствии с указанным договором АО «ЕПСС ЖКХ ВО» осуществляет начисления по лицевым счетам физических лиц, подготовку и рассылку платежных документов, организует сбор денежных средств на расчетные счета регионального оператора путем привлечения банков, платежных агентов, ФГУП «Почта России»; обслуживание каждого из 165066 лицевых счетов составляет 15,03 руб. в месяц (НДС не облагается).

При этом в материалах по установлению предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ОАО «Экотехнологии» на 2019 год отсутствует экономическое обоснование суммы вознаграждения АО «ЕПСС ЖКХ ВО» за 1 обрабатываемый лицевой счет в размере 15,03 руб. в месяц, а также сравнительный анализ с уровнем расходов других организаций, оказывающих аналогичные услуги в сопоставимых условиях, в соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования № 484.

Учитывая вышеизложенное, ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования провести анализ экономической обоснованности расходов на обеспечение информационного и технологического взаимодействия по расчетам с собственниками и нанимателями жилых помещений и поставщиками коммунального ресурса, по итогам которого при необходимости исключить излишне учтенные расходы по данной статье из необходимой валовой выручки при расчете предельного единого тарифа на услугу регионального оператора, отразив анализ в экспертном заключении.

3. В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования № 484 в необходимую валовую выручку регионального оператора включаются, в том числе расходы, связанные с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.

Согласно пункту 90(1) Методических указаний № 1638/16 расчетная предпринимательская прибыль регионального оператора определяется в размере 5% от расходов на транспортирование ТКО, выполняемых региональным оператором самостоятельно (за исключением расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по транспортированию ТКО), и расходов на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО.

Таким образом, при определении размера расчетной предпринимательской прибыли регионального оператора не учитываются расходы, связанные с предоставлением безотзывной банковской гарантии.

ФАС России установлено, что Управлением тарифов расчетная предпринимательская прибыль ОАО «Экотехнологии» определена в размере 1986,28 тыс. руб. с учетом расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии.

Учитывая вышеизложенное, ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования осуществить корректный расчет размера расчетной предпринимательской прибыли регионального оператора, исключив из расчетной базы расходы в размере 3059,03 тыс. руб., связанные с предоставлением безотзывной банковской гарантии.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» и «д» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области нарушившим пункты 14, 16 Основ ценообразования № 484, пункты 17, 18 Правил регулирования № 484, пункты 88, 90(1) Методических указаний № 1638/16.

2. Предписать органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.09.2020 устранить нарушения, допущенные при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ОАО «Экотехнологии» на 2019 год, утвержденного приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 18.12.2018 № 54/3 (в редакции приказов от 25.12.2018 № 55/4, от 06.02.2019 № 4/1, от 25.02.2019 № 8/18 от 03.12.2019 № 517), отразив соответствующие анализ и расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктами 17, 18 Правил регулирования № 484, а именно:

2.1. провести анализ и расчет расходов на транспортирование ТКО и при необходимости исключить из состава необходимой валовой выручки излишне учтенные по данной статье расходы согласно пункту 1 мотивировочной части настоящего предписания;

2.2. провести анализ расходов на обеспечение информационного и технологического взаимодействия по расчетам с собственниками и нанимателями жилых помещений и поставщиками коммунального ресурса и при необходимости исключить из состава необходимой валовой выручки излишне учтенные по данной статье расходы согласно пункту 2 мотивировочной части настоящего предписания;

2.3. рассчитать размер расчетной предпринимательской прибыли согласно пункту 3 мотивировочной части настоящего предписания и с учетом результатов исполнения пункта 2.2 резолютивной части настоящего предписания.

3. Органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.09.2020 определить экономически обоснованный размер необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ОАО «Экотехнологии» 2019 года с учетом результатов анализа и расчетов, проведенных согласно пункту 2 резолютивной части настоящего предписания.

4. Органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.09.2020 учесть результаты исполнения пунктов 2, 3 резолютивной части настоящего предписания при расчете необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ОАО «Экотехнологии» на 2020 год.

5. Органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами установить и ввести в действие с 01.09.2020 экономически обоснованный предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ОАО «Экотехнологии» по результатам исполнения требований, предусмотренных пунктами 2-4 резолютивной части настоящего предписания.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2-5 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

решения органа исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которого предписано пунктами 2-5 резолютивной части настоящего предписания;

протокола заседания правления органа исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на котором принималось вышеуказанное решение;

экспертного заключения органа исполнительной власти Воронежской области в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ОАО «Экотехнологии», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Министерство тарифного регулирования Воронежской области
ИНН 3650004304, ОГРН 1023601588823
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
ИНН 3664022568, ОГРН 1033600046908