Предписание №СП/47076/20 Предписание Управлению энергетики и тарифов Липецкой области... от 3 июня 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДПИСАНИЕ
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрев материалы, связанные с установлением единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Экопром-Липецк» на территории Липецкой области на 2019 год, а также материалы плановой проверки в отношении Управления энергетики и тарифов Липецкой области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 03.10.2019 № 1299/19 о проведении проверки, приказ ФАС России от 01.11.2019 № 1453/19 о продлении срока проведения проверки, акт проверки от 02.12.2019 № 176), в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами при установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Экопром-Липецк» на территории Липецкой области на 2018 год и на 2019 год,
УСТАНОВИЛ:
Регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484).
Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Методические указания № 1638/16).
Статьей 6 Закона № 89-ФЗ установление тарифов в области обращения с ТКО отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Уполномоченным органом исполнительной власти Липецкой области в сфере тарифного регулирования является Управление энергетики и тарифов Липецкой области (далее – Управление, Орган регулирования).
В соответствии с приказами ФАС России от 03.10.2019 № 1299/19, от 01.11.2019 № 1453/19 в отношении Управления проведена плановая проверка, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО при установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО АО «Экопром-Липецк» на территории Липецкой области на 2018 год и на 2019 год.
Акт проверки от 02.12.2019 № 176 ФАС России был направлен в Управление письмом ФАС России от 13.12.2019 № СП/110149/19 (далее – Акт проверки).
Письмом от 14.01.2020 № И48/06/-62 Управление представило в ФАС России отзыв на указанный акт проверки (далее – Отзыв).
Письмом от 27.05.2020 № И48/04/-1516 Управление направило дополнительные пояснения по Акту проверки.
В Отзыве Управлением даны пояснения по Акту проверки и представлены сведения об устранении нарушений порядка ценообразования, выявленных в ходе проверки, по пунктам Акта проверки (раздел I, пункты 1, 2.1 – 2.5; раздел II, пункты 1, 2.1, 2.3 – 2.6, 3, 3.1.1 – 3.1.4, 3.2, 3.3) при установлении соответствующих тарифов в сфере обращения с ТКО для АО «Экопром-Липецк» на 2020 год.
По пункту 2.2 Акта проверки в Отзыве представлено несогласие с признанием решения Управления об учете в необходимой валовой выручке регионального оператора по обращению с ТКО АО «Экопром-Липецк» на 2019 год расходов на лицензирование объекта захоронения ТКО полигон «Хвеленский» нарушением порядка ценообразования.
Согласно Письму исключение указанных расходов на лицензирование будет осуществлено при тарифном регулировании в отношении АО «Экопром-Липецк» на очередной регулируемый период 2021 год.
ФАС России установлено, что единые тарифы на услугу регионального оператора АО «Экопром-Липецк» на территории Липецкой области на 2019 год установлены постановлением от 20.12.2018 № 54/3 (в редакции от 26.06.2019 № 22/4) в размерах (без прироста с 01.07.2019) 410,32 руб./куб.м (без НДС) и 492,38 руб./куб.м (с НДС).
ФАС России проведен анализ следующих материалов, представленных Органом регулирования:
– Экспертного заключения по делу № 04-1114/03 об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО АО «Экопром-Липецк» на 2019 год от 19.12.2018 (далее – Экспертное заключение);
– материалов тарифного дела (обосновывающих документов и расчетов).
ФАС России в ходе анализа представленных материалов выявлено следующее.
Пунктом 5 Основ ценообразования № 484 предусмотрено, что тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с ТКО.
Тарифы устанавливаются регулируемым организациям отдельно на каждый вид регулируемой деятельности, предусмотренный пунктом 6 Основ ценообразования № 484.
Согласно пункту 85 Методических указаний № 1638/16 расчет единого тарифа регионального оператора по обращению с ТКО (далее – региональный оператор) осуществляется по формуле (42).
В состав необходимой валовой выручки регионального оператора включается – расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО на объектах, используемых для обращения с ТКО.
При этом в случае, если региональный оператор в соответствии с территориальной схемой самостоятельно осуществляет обработку, обезвреживание и (или) захоронение ТКО, то расходы на оказание соответствующих услуг, а также объем таких услуг учитываются при расчете единого тарифа регионального оператора в соответствии с главами I – V Методических указаний № 1638/16 в составе показателя .
Главы I – V Методических указаний № 1638/16 предусматривают порядок расчета тарифов для операторов по обращению с ТКО на услуги по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Таким образом, расходы на обезвреживание, обработку, захоронение ТКО учитываются при расчете единого тарифа регионального оператора в составе показателя «расходы регионального оператора по обезвреживанию, обработке, захоронению ТКО на объектах, используемых для обращения с ТКО» согласно формуле 44 Методических указаний № 1638/16 исходя из установленных предельных тарифов (или цен, не превышающих установленные предельные тарифы) и соответствующего объема/массы ТКО.
Таким образом, региональному оператору, осуществляющему регулируемую деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО, устанавливается как единый тариф на услугу регионального оператора, так и тарифы соответственно на услугу по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.
В соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования № 484 повторный учет одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, при установлении тарифов не допускается.
Пунктом 17 Правил регулирования № 484 предусмотрено, что орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
В ходе проверки ФАС России установлено, что согласно Экспертному заключению в необходимой валовой выручке регионального оператора Органом регулирования при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО АО «Экопром-Липецк» учтены расходы в сумме 55,0 тыс. руб., связанные с получением соответствующей лицензии в отношении полигона ТБО «Хлевенский».
Согласно Экспертному заключению АО «Экопром-Липецк» по договору аренды недвижимого имущества Липецкой области передан полигон, расположенный в Хлевенском районе. Лицензия на осуществление деятельности в отношении данного полигона у АО «Экопром-Липецк» на момент проведения Органом регулирования экспертизы отсутствовала.
Экспертное заключение содержит сведения, что в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, Липецкой области (утверждена приказом управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области от 28.02.2018 № 01-03/52) в связи с невозможностью эксплуатации полигона «Хлевенский» (отсутствие лицензии на соответствующий вид деятельности) в состав необходимой валовой выручки АО «Экопром-Липецк» включены затраты на обработку и захоронение ТКО, образующихся на территории Хлевенского района, на объектах по обращению с ТКО АО «Экопром-Липецк» (станция сортировки и брикетирования ТКО и полигон «Центролит»).
В Отзыве Управления представлена позиция, согласно которой Орган регулирования признает указанные затраты экономически обоснованными в связи с тем, что эксплуатация полигона «Хлевенский» начата в 2019 году.
Вместе с тем необходимо отметить, что указанные расходы на лицензирование деятельности полигона имеют непосредственное отношение к деятельности объекта захоронения отходов, то есть к регулируемой деятельности по захоронению ТКО.
В связи с чем экономически обосновано указанные расходы учитывать при формировании необходимой валовой выручки при установлении для АО «Экопром-Липецк» тарифа на захоронение ТКО.
С учетом вышеприведенных положений нормативных правовых актов в сфере регулирования тарифов ФАС России считает необходимым исключить из состава необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Экопром-Липецк» излишне учтенные при регулировании на 2019 год расходы на лицензирование полигона «Хвеленский» в размере 55,0 тыс. руб. и учесть их при необходимости при установлении для АО «Экопром-Липецк» тарифа на услуги по захоронению ТКО.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» и «д» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать орган исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами нарушившим пункт 85 Методических указаний № 1638/16 при установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Экопром-Липецк» на территории Липецкой области, на 2019 год.
2. Органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 18.12.2020 (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно:
2.1. исключить из состава необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Экопром-Липецк» при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2021 год расходы на лицензирование объекта размещения отходов полигон «Хлевенский» в сумме 55,0 тыс. руб. с учетом мотивировочной части настоящего предписания в соответствии с Основами ценообразования № 484 и Методическими указаниями № 1638/16, отразив результат в экспертном заключении.
3. Органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами установить предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Экопром-Липецк» с 01.01.2021 с учетом результатов исполнения пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.
4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение пяти рабочих дней со дня принятия решений, предусмотренных пунктом 3 резолютивной части настоящего предписания, представить в ФАС России надлежащим образом заверенные копии:
– протоколов заседаний коллегиального органа, на котором принималось решение во исполнение настоящего предписания;
– экспертных заключений по результатам установления предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Экопром-Липецк» на территории Липецкой области, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания;
– решения об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Экопром-Липецк» на территории Липецкой области на 2021 год.