Предписание №СП/47076/20 Предписание Управлению энергетики и тарифов Липецкой области... от 3 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрев материалы, связанные с установлением единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Экопром-Липецк» на территории Липецкой области на 2019 год, а также материалы плановой проверки в отношении Управления энергетики и тарифов Липецкой области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 03.10.2019 № 1299/19 о проведении проверки, приказ ФАС России от 01.11.2019 № 1453/19 о продлении срока проведения проверки, акт проверки от 02.12.2019 № 176), в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами при установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО  «Экопром-Липецк» на территории Липецкой области на 2018 год и на 2019 год,

 

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

Регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Методические указания № 1638/16).

Статьей 6 Закона № 89-ФЗ установление тарифов в области обращения с ТКО отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Уполномоченным органом исполнительной власти Липецкой области в сфере тарифного регулирования является Управление энергетики и тарифов Липецкой области (далее – Управление, Орган регулирования).

В соответствии с приказами ФАС России от 03.10.2019 № 1299/19, от 01.11.2019 № 1453/19 в отношении Управления проведена плановая проверка, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО при установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО АО «Экопром-Липецк» на территории Липецкой области на 2018 год и на 2019 год.

Акт проверки от 02.12.2019 № 176 ФАС России был направлен в Управление письмом ФАС России от 13.12.2019 № СП/110149/19 (далее – Акт проверки).

Письмом от 14.01.2020 № И48/06/-62 Управление представило в ФАС России отзыв на указанный акт проверки (далее – Отзыв).

Письмом от 27.05.2020 № И48/04/-1516 Управление направило дополнительные пояснения по Акту проверки.

В Отзыве Управлением даны пояснения по Акту проверки и представлены сведения об устранении нарушений порядка ценообразования, выявленных в ходе проверки, по пунктам Акта проверки (раздел I, пункты 1, 2.1 – 2.5; раздел  II, пункты 1, 2.1, 2.3 – 2.6, 3, 3.1.1 – 3.1.4, 3.2, 3.3) при установлении соответствующих тарифов в сфере обращения с ТКО для АО «Экопром-Липецк» на 2020 год.

По пункту 2.2 Акта проверки в Отзыве представлено несогласие с признанием решения Управления об учете в необходимой валовой выручке регионального оператора по обращению с ТКО АО «Экопром-Липецк» на 2019 год расходов на лицензирование объекта захоронения ТКО полигон «Хвеленский» нарушением порядка ценообразования.

Согласно Письму исключение указанных расходов на лицензирование будет осуществлено при тарифном регулировании в отношении АО «Экопром-Липецк» на очередной регулируемый период 2021 год.

ФАС России установлено, что единые тарифы на услугу регионального оператора АО «Экопром-Липецк» на территории Липецкой области на 2019 год установлены постановлением от  20.12.2018 № 54/3 (в редакции от 26.06.2019 № 22/4) в размерах (без прироста с 01.07.2019) 410,32 руб./куб.м (без НДС) и 492,38 руб./куб.м (с НДС).

ФАС России проведен анализ следующих материалов, представленных Органом регулирования:

– Экспертного заключения по делу № 04-1114/03 об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО АО «Экопром-Липецк» на 2019 год от 19.12.2018 (далее Экспертное заключение);

– материалов тарифного дела (обосновывающих документов и расчетов).

ФАС России в ходе анализа представленных материалов выявлено следующее.

Пунктом 5 Основ ценообразования № 484 предусмотрено, что тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с ТКО.

Тарифы устанавливаются регулируемым организациям отдельно на каждый вид регулируемой деятельности, предусмотренный пунктом 6 Основ ценообразования № 484.

Согласно пункту 85 Методических указаний № 1638/16 расчет единого тарифа регионального оператора по обращению с ТКО (далее региональный оператор) осуществляется по формуле (42).

В состав необходимой валовой выручки регионального оператора включается – расходы регионального оператора по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО на объектах, используемых для обращения с ТКО.

При этом в случае, если региональный оператор в соответствии с территориальной схемой самостоятельно осуществляет обработку, обезвреживание и (или) захоронение ТКО, то расходы на оказание соответствующих услуг, а также объем таких услуг учитываются при расчете единого тарифа регионального оператора в соответствии с главами I – V Методических указаний № 1638/16 в составе показателя .

Главы I – V Методических указаний № 1638/16 предусматривают порядок расчета тарифов для операторов по обращению с ТКО на услуги по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.

Таким образом, расходы на обезвреживание, обработку, захоронение ТКО учитываются при расчете единого тарифа регионального оператора в составе показателя «расходы регионального оператора по обезвреживанию, обработке, захоронению ТКО на объектах, используемых для обращения с ТКО» согласно формуле 44 Методических указаний № 1638/16 исходя из установленных предельных тарифов (или цен, не превышающих установленные предельные тарифы) и соответствующего объема/массы ТКО.

Таким образом, региональному оператору, осуществляющему регулируемую деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО, устанавливается как единый тариф на услугу регионального оператора, так и тарифы соответственно на услугу по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.

В соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования № 484 повторный учет одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, при установлении тарифов не допускается.

Пунктом 17 Правил регулирования № 484 предусмотрено, что орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

В ходе проверки ФАС России установлено, что согласно Экспертному заключению в необходимой валовой выручке регионального оператора Органом регулирования при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО АО «Экопром-Липецк» учтены расходы в сумме 55,0 тыс. руб., связанные с получением соответствующей лицензии в отношении полигона ТБО «Хлевенский».

Согласно Экспертному заключению АО «Экопром-Липецк» по договору аренды недвижимого имущества Липецкой области передан полигон, расположенный в Хлевенском районе. Лицензия на осуществление деятельности в отношении данного полигона у АО «Экопром-Липецк» на момент проведения Органом регулирования экспертизы отсутствовала.

Экспертное заключение содержит сведения, что в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, Липецкой области (утверждена приказом управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области от 28.02.2018 № 01-03/52) в связи с невозможностью эксплуатации полигона «Хлевенский» (отсутствие лицензии на соответствующий вид деятельности) в состав необходимой валовой выручки АО «Экопром-Липецк» включены затраты на обработку и захоронение ТКО, образующихся на территории Хлевенского района, на объектах по обращению с ТКО АО «Экопром-Липецк» (станция сортировки и брикетирования ТКО и полигон «Центролит»).

В Отзыве Управления представлена позиция, согласно которой Орган регулирования признает указанные затраты экономически обоснованными в связи с тем, что эксплуатация полигона «Хлевенский» начата в 2019 году.

Вместе с тем необходимо отметить, что указанные расходы на лицензирование деятельности полигона имеют непосредственное отношение к деятельности объекта захоронения отходов, то есть к регулируемой деятельности по захоронению ТКО.

В связи с чем экономически обосновано указанные расходы учитывать при формировании необходимой валовой выручки при установлении для АО «Экопром-Липецк» тарифа на захоронение ТКО.

С учетом вышеприведенных положений нормативных правовых актов в сфере регулирования тарифов ФАС России считает необходимым исключить из состава необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Экопром-Липецк» излишне учтенные при регулировании на 2019 год расходы на лицензирование полигона «Хвеленский» в размере 55,0 тыс. руб. и учесть их при необходимости при установлении для АО «Экопром-Липецк» тарифа на услуги по захоронению ТКО.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» и «д» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать орган исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами нарушившим пункт 85 Методических указаний № 1638/16 при установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО  «Экопром-Липецк» на территории Липецкой области, на 2019 год.

2. Органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 18.12.2020 (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области обращения с  твердыми коммунальными отходами, а именно:

2.1. исключить из состава необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО  «Экопром-Липецк» при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2021 год расходы на лицензирование объекта размещения отходов полигон «Хлевенский» в сумме 55,0 тыс. руб. с учетом мотивировочной части настоящего предписания в соответствии с Основами ценообразования № 484 и Методическими указаниями № 1638/16, отразив результат в экспертном заключении.

3. Органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами установить предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Экопром-Липецк» с 01.01.2021 с учетом результатов исполнения пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение пяти рабочих дней со  дня принятия решений, предусмотренных пунктом 3 резолютивной части настоящего предписания, представить в ФАС России надлежащим образом заверенные копии:

протоколов заседаний коллегиального органа, на котором принималось решение во исполнение настоящего предписания;

экспертных заключений по результатам установления предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Экопром-Липецк» на территории Липецкой области, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания;

решения об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Экопром-Липецк» на территории Липецкой области на 2021 год.

 

 

Связанные организации

Управление энергетики и тарифов Липецкой области
ИНН 4826029850, ОГРН 1034800152705